Интервью

«Одна война»: интервью с Верой Глаголевой

Что и говорить, режиссура меня очень манит, но, к сожалению, мало хороших сценариев. Я очень много сейчас читаю. Я уже поняла, что надо читать не сценарии, а хорошую литературу и искать там. У нас сейчас столько обескровленных героев, без характера, без среды, какие-то проходные вещи
«Одна война»: интервью с Верой Глаголевой

8 апреля в российском прокате стартует лента Веры Глаголевой «Одна война». КиноПоиск предлагает вниманию своих посетителей интервью с этой знаменитой актрисой, а с недавних пор и режиссером, взятое на Онфлёрском кинофестивале, на котором «Одна война» получила гран-при.

— В вашем фильме вы затрагиваете тему, о которой еще никто не говорил. Как у вас появилась идея фильма? — Самое главное было поверить, что такое могло быть вообще. В нашей стране на эту тему не говорили. Я знала подобные французские, бельгийские, польские истории, но у нас всё было страшнее. Сценарий Марины Сасиной меня эмоционально потряс, и я сразу поняла, что должна его поставить. Уже потом в процессе работы мы многое открывали для себя. Мы работали в Красногорском архиве кино-фотодокументов, ездили в Музей творчества заключенных, который стал для меня потрясением. Когда туда попадаешь, то понимаешь масштабы трагедии, потому что в лагерях сидели люди с 1937 до 1953 года, до разоблачения сталинского режима, а некоторые и до 1956-ого.... — И ещё я знала историю своей семьи, про своего дедушку, отца мамы, которого я никогда не видела. Он был репрессирован в 1937 году. Я помню, как мама говорила, что бабушка моя сидела в лагере для жён изменников родины. Он назывался в сокращении АЛЖИР — Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины. Бабушка провела там почти 16 лет. Это тоже страшно. — Не случайно мы посвятили фильм поколению дедов и отцов, потому что это трагедия нашей страны, это трагедия поколений.

Вы встречались с такими женщинами или с такими детьми? — Лично нет, не встречалась, а по архивным документами просмотрела много подобных дел. Какие-то подробности я взяла из того, что мы видели в документально снятых кадрах хроники. Например есть какие-то сцены, которые были навеяны конкретными фотографиями. Вот, например, мне нужен был старик. Я знала, какой он должен быть и пыталась объяснить ассистентам. Сложно было. И вдруг я вижу в архивах фотографии старика из рыболовецкого колхоза. Я говорю: «Вот возьмите фотографию эту и ищите такого человека». И мы нашли его. Это первое. И второе: сцена, которую я очень люблю: где героиня фильма Аня, лезет по лестнице и майор на неё смотрит. Она вдруг оборачивается и развевается ее юбка. Это тоже навеяно тем, когда я смотрела фотографии, я видела подобное фото…. И ещё несколько таких моментов было.

В каком регионе вы снимали? — Мы снимали в Карелии на Ладожском озере. Может французам будет легче представить это место, если я скажу что это недалеко от острова Валам или в 600-километрах от Санкт-Петербурга. Очень красивые, суровые места. На выбор натуры мы ездили дважды. И долго выбирали остров. Это было еще в марте, когда снега было еще очень много, но несмотря на это оператор, художник и я сошлись во мнении, что остров Эстонский станет местом наших съемок. И не ошиблись. Природа этого края и большая вода Ладоги стали неотъемлемой частью нашей картины. — Мне очень повезло с художником-постановщиком, это Игорь Коцарев. Он работал на известной картине «Остров» Павла Лунгина. Все то, что в кадре видит зритель — все это построено и зафактурено им и его командой. И дом, и сушилка, и сарай и палатки и мостки. Одних мостков было построено около 500 метров. Огромная работа была проведена, но все было сделано в срок и так, что зритель нам поверил. На этой картине я впервые поработала с замечательным оператором Русланом Герасименковым. Работа с ним на съемочной площадке доставила мне огромное удовольствие. Изображение, стилистика визуального ряда, цветокоррекция — все сделано так как мы и задумывали. — Дети в нашей картине играют местные из Карелии. Я очень довольна, что у нас были именно эти дети, они похожи на своих матерей из фильма. На кастинге это учитывалось обязательно. С детьми всегда сложно работать, особенно когда их в кадре четверо, но добивались результата разными способами, где уговорами, где хитростью, где обманом.

Надо сказать, что сама природа нам помогала. По сценарию, 8-го мая было пасмурно, а 9-го, когда героини праздновали Победу, было солнце, а потом опять пасмурно. И вот это снять было очень сложно, потому что, как назло стояли солнечные дни. И вдруг, когда нам нужна была туча — она вдруг появилась… это была самая большая радость для всех. Нужен был шторм, а озеро волновалось всего один раз за весь месяц, а нам надо было это снять. Это необходимо было в сцене утопления Маруси. Выходим на площадку, готовимся к сцене, холодная вода в Ладоге, около 10 градусов, дублей много не сделаешь и вдруг, налетел ветер и поднялся шторм… Нам очень как будто бы помогали какие-то силы. Все ахнули. Так же снимали сцену с гусями в начале фильма, когда майор плывёт на лодке. Именно в это самое время там сидели гуси и мы их снимали. — Ваш фильм поднимает тяжёлую тему, рассказывает о тяжёлых событиях, а всё-таки в нём есть что-то светлое. Замечательна эта солидарность между женщинами, замечательны эти тёплые отношения между ними. Это типично для русских женщин? — Да, для русских женщин это типично, особенно когда они находятся в экстремальных условиях, как наши героини. Тем более они со своими детьми, и как вы смогли заметить они детей не делят на своих и чужих- все общее. И если бы не было этой солидарности они могли бы не выжить. Удивительно, но даже в те страшные времена матери старались не бросать своих детей и разлука с ребенком воспринималась как трагедия, что совсем не характерно для сегодняшнего времени… — Фильм уже вышел в России? — Пока идет фестивальный прокат, а в апреле 2010, в дни когда наша страна будет отмечать 65-летие Победы над фашизмом картина выйдет на большой экран.

Значит российские зрители фильм ещё не видели? — Только те, которые смогли посмотреть его на фестивалях. Их было достаточно. Почти на всех фестивалях, где показывали картину, мы получали награды. Особенный для нас приз был в Казани, на фестивале мусульманского кино. Потому что наш фильм не имеет прямого отношения к мусульманской теме. Но на этом фестивале победил наш фильм, потому что он о рассказывает о самых простых общечеловеческих понятиях, а они, как известно, вне национальности, вне религии. — Вы не думаете, что тема, которую вы затрагиваете, родить ребёнка от врага, может ранить каких-то людей, ветеранов, например? — Если внимательно посмотреть наш фильм, то нет, потому что, потому что в основном это было насилие. Только одна история мамы Шуры про то, что она добровольно пошла на это, но тогда надо понять во имя чего?. В диалоге она отвечает майору : «А я тоже с врагом спала, потому что мне нечем было кормить своих детей». — Но в фильме есть всё-таки и одна любовная история. — Да, есть. Это история любви красавицы Нинки и отставного капитана Карпа Ничипорука. Именно благодаря этой любви к нему приходит осознание того, что только он может спасти этих женщин, детей и свою любовь… — Как вы выбрали название фильма «Одна Война»? — Так назывался сценарий и это фраза «Одна война» наиболее полно отражает суть нашего фильма. Лучше не скажешь.

Давайте поговорим о вас. Вы актриса, снявшаяся во многих фильмах, и вы режиссёр. Куда вы пойдёте теперь, в актрисы или в режиссёры? — Актрисой я останусь всегда. У занята в двух театральных спектакля в ведущих театрах Москвы. После Онфлёра я приеду в Москву, а на следующий день уже буду играть спектакль в Челябинске. В актёрской профессии я всё время. Сейчас пробую себя в преподавании: у нас работает школа телевидения в Останкино, где я и Александр Збруев ведем актёрское мастерство. — Что и говорить, режиссура меня очень манит, но, к сожалению, мало хороших сценариев. Я очень много сейчас читаю. Я уже поняла, что надо читать не сценарии, а хорошую литературу и искать там. У нас сейчас столько обескровленных героев, без характера, без среды, какие-то проходные вещи. В общем, ищу материал. — А сейчас у вас есть в планах новый фильм? — Нет. Пока нет. Это меня очень тяготит, потому что, честно скажу, мне очень хочется работать. Мы сняли картину в мае 2008 года. Потом у нас было 6 месяцев затишья, мы ничего не делали, ждали деньги от Госкино, потому что снимали без поддержки. Мы подавали заявку и на фильм и на завершение проекта. И шесть месяцев ждали деньги на завершение фильма, которых нам так и не дали. Теперь я думаю, что им стыдно, потому что вдогонку они потом вроде бы что-то пообещали, но это вдогонку и пока этого тоже нет. Когда сейчас нас любят фестивали и везде награждают, нам только присылают SMS «Гордимся Вами». Пора. Спасибо Вам. — Поэтому в марте 2009 года я начала постпродакшн и уже в мае картина была готова. В конце мая где-то был фестиваль, потом мы были в программе российского кино Московского международного кинофестиваля, потом получили приз зрительских симпатий в Выборге. Про нашу картину много пишут, но в основном это информация. Но ни одной приличной вдумчивой рецензии не было, только в «Искусстве кино».

Раньше у нас действительно была критика, кинокритики хвалили или ругали, но писали. Писали вдумчиво, писали рассуждения, писали об актерских работах, это важно. Теперь не пишут ничего, при том, что картина получила 13-14 призов. Ни одного анализа. Другое время. А когда приезжаешь куда-то, например в Онфлёр, ты видишь, что российское кино востребовано. Хотя бы в этом городе, хотя бы в этом кинотеатре. Приходишь — полный зал в 10 утра. Это здорово, это приятно, потому что не ожидаешь, что французского зрителя может интересовать русский кинематограф. К сожалению, я думаю, что российское кино — я не хочу никого обижать — оно даже не пессимистическое, оно депрессивное. Всё время пытаются показать, что мы живём в депрессивном государстве. Это ужасно, потому что не оставляют хоть какое-нибудь просветление, хоть какую-нибудь надежду. Это неправильно. Может быть, в жизни это и так, но перебор страшилок тоже ужасен.

Комментарии (2)

Новый комментарий...

  • 4

    Cinemamol 7 апреля 2010, 19:07 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за интервью!!!Очень понравились ответы, развернутые и вдумчивые!
    Тема фильма очень тяжелая, но об этом тоже нужно говорить. Так выросло целое поколения. Фильм обязательно посмотрю, трейлер произвел сильное впечстление. Больше всего запомнился Балуев, но и другие актеры заинтересовали!

    ответить

  • 1

    porunacabeza 7 апреля 2010, 22:19 пожаловаться

    #

    Художник-постановщик из «Острова» — звучит неплохо.

    ответить

 
Добавить комментарий...