• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Интервью

Юрий Грымов: «У российского кино нет своего лица»

Работать с гибким бюджетом, конечно, удобнее. Но я являюсь противником больших бюджетов. То есть, само собой, хочется самому на съемках много зарабатывать, хочется много платить артисту. Но это разврат. Нужно расставить приоритеты. Что ты, собственно, делаешь: тратишь деньги или создаешь что-то. А когда на руках такие большие бабки, с ними мало кто может справиться.
Юрий Грымов: «У российского кино нет своего лица»

На прошедшей не так давно в Санкт-Петербурге выставке «КиноЭкспо» были, помимо прочего, представлены и первые материалы нового фильма Юрия Грымова «На ощупь». Среди них - постер, выполненный с применением 3D-технологий. По своей сути он отдаленно напоминает старые «трехмерные» календарики, которые многие могли видеть в детстве, и такой подход для российской киноиндустрии в новинку. На плакате изображены центральные персонажи фильма, и даже можно «заглянуть» под развевающуюся рубашку главного героя в исполнении Антона Шагина.

Такое любопытное решение при создании промо-материалов и формировании концепции кинотеатральной рекламы связан с тем, что Юрий Грымов планирует довольно необычно и как можно более грамотно подойти к раскрутке своей новой картины. Что, хочется надеяться, поможет реабилитировать его репутацию после неудачи с картиной «Чужие

В июле этого года КиноПоиск побывал на съемочной площадке «На ощупь», где расспросил режиссёра о его отношении к нынешнему положению дел в киноиндустрии, и как, на его взгляд, скажется текущая экономическая ситуация на развитии кинопроизводства. И вот в связи с премьерой этого постера, мы решили вспомнить ту беседу...

Расскажите для начала, как на вас сказался кризис?

Да я не чувствую его в прямом смысле слова-то. Потому что, поверьте, все эти разговоры о кризисе сильно преувеличены. Телевизионщики кричат: «Кризис, кризис, спасайся кто может», все о нем говорят. Вот смотрите, вы когда-нибудь держали деньги в акциях? Нет? И так дела обстоят у очень многих людей. Я давно занимаюсь рекламой и знаю, что деньги же можно «нарисовать» на бумажке. Рисуйте на ней какой-нибудь график роста акций, а потом всего делов-то: приехал опять да нарисовал графики падений. И от этого все возбуждаются, а потом стреляются. А потом вот в образовавшуюся паузу появляется тот, кто умеет грамотно рисовать, или, если перевести на русский язык — разводить, и зарабатывает деньги. Поэтому, кризис, на мой взгляд, во многом придуман. Он, конечно, существует для людей, которые называли себя олигархами, бизнес-элитой. И это удар по стране, российские политики и бизнесмены не смогли вовремя остановиться и налетели по полной программе.

А как ситуация обстоит, с вашей точки зрения, в кинематографе?

— В кино такая ситуация существует, но как у любой медали есть две стороны. Одна — плохая: серьезного кино снимать не будут. В принципе, как и не снимали. Будут какие-то совсем маленькие прекрасные случайности, но еще меньше, чем раньше. И вторая сторона — хорошая. Немного все опомнились сейчас наконец-то, потому что было ведь настоящее финансовое безумие. Кино — это же отражение нашей действительности. Привычное оголтелое отношение к деньгам закончилось. Все пришли к какому-то знаменателю в том, что касается гонораров, стоимости разных услуг. До этого все было на грани хаоса. То есть работаешь 15 лет, берешь какую-то технику, каждый раз тебе в итоге предоставляют хорошие скидки, но при этом каждый же раз встречаешь такие трения, что хочется сказать: «Идите вы все!». По той причине, что есть такие страны, политически устроенные, где все проще с этим. Моральная сторона жизни и бизнеса Америки, например, меня не устраивает, но там во многом есть здравый смысл. А у нас он подменяется «оголтелым рынком». Вот как здесь, в Ялте. Любой ценой — бабки.

Проедете по Европе, не увидите ни одной рекламы на пляже. По крайней мере такой наглой и безвкусной. Ни на одном европейском пляже нет столько рекламы! То, что она вас может раздражать, что маленький ребенок может задать вопрос: «А почему это девушка в чулках и с голой грудью на плакате?». Реакции никого особо не волнуют. Поэтому у кризиса две стороны. Хорошая — падение цен. Огромное количество говна тоже исчезнет, потому что его количество уже зашкаливало. И плохая: никто не будет вкладывать большие деньги в кино.

Особенно учитывая то, что почти все последние крупные события российского кино заканчивались очень большими провалами. — Провал любого фильма, который претендовал на успех — коммерческий или социальный, то есть значимый — это удар по всему цеху. Раньше я слышал такие разговоры, многие бизнесмены прямо говорили: «Сколько тебе надо-то?». Забылись — это плохо. Потому что работать с гибким бюджетом, конечно, удобнее. Но я противник больших бюджетов. То есть, само собой, хочется самому на съемках много зарабатывать, хочется много платить артисту. Но это разврат. Нужно расставить приоритеты. Что ты, собственно, делаешь: тратишь деньги или создаешь что-то. А когда на руках такие большие бабки, с ними мало кто может справиться. Известно, что произошло со многими богатыми людьми, на которых свалились такие деньги. Они же реально расстались с головой. Такие большие деньги в кино — это в каком-то смысле слабость.

Вообще должна случиться еще одна кризисная ситуация... Чтобы люди, зрители, перестали реагировать на большую, массовую рекламу. То есть это ненормально, когда какие-то люди снимают кино, условно за 2-3 миллиона, а завешивают все города рекламой еще на пять. Знаете, походит на рекламу порошка, который продается тоннами, эшелонами. А это кино, которое идет на 200-300 экранах. Несоизмеримо. Так что я считаю так: реклама должна быть в кинотеатрах. Анонсы, профессиональная пресса и пиар.

А как же телевидение, на которое сейчас делается главная ставка?

— Телевидение — это страшные деньги! И о чем мы тут можем говорить, когда в России каждый канал сам снимает свое кино. В Америке до правления Рейгана был такой закон: компаниям, снимающим кино, было запрещено иметь свои кинотеатры! Мудрейшее решение! Отдельно люди снимали кино и после продавали его в кинотеатры. А потом, видимо, кто-то пролоббировал обратный закон, либо сам Рейган заинтересовался... В общем, его отменили и в Голливуде настал закат. Теперь Warner имеет свои кинотеатры, Gamount тоже. Снял и крути у себя, что и сколько хочешь.

Вот у нас есть антимонопольный комитет, но он не работает толком. В 90-х годах еще да, функционировал. Боялись монополизации той или иной отрасли. Кстати, в рекламе начала 90-х тоже был здравый принцип: не пускали иностранцев, большие сетевые агентства. А потом, где-то в 1995 году, произошел перелом, всех стали интересовать только деньги. Просрали рекламный рынок, который теперь принадлежит сетевому маркетингу. Из-за сетевых агентств не будет лица российской рекламы. Как и лица российского кино не будет. Во всем виновато вот это оголтелое желание быть не хуже — не быть лучше, а именно не хуже — Америки 90-х, возникшее от того, что все воспитаны на этих VHS, и пытаются повторить тот же «Коммандос» опять.

В России нет общего тренда, направления. Для меня российское кино последних лет — вещь в себе, которое вообще не смотрит на то, что происходит в мире. Оно закрыто внутри некого круга сотоварищей, какого-то клана — они и радуются. Никто на это не обращает внимания. Я пытаюсь как-то вырваться, дистанцироваться. Я большой противник российского шоу-бизнеса, потому что знаю его не понаслышке. Он состоит из каких-то скучных людей. Я говорю где-то о 98%, достойного слишком мало. Тоже и в кино. Как только знакомишься с этими людьми, сразу начинаешь по-другому относиться к этой музыке, к этим фильмам. Ну а я хочу быть независимым.

Мне не нужно лести. В принципе, это самое страшное — что кто-то напишет, мол, Юра Грымов снял гениальное кино. Мне нужна дистанция, поиск ответов на собственные вопросы, поиск своего отношения к кино, какого-то решения. Поэтому я и начал делать тот же «Коллекционер», потом «Казус Кукоцкого» и теперь вот «На ощупь

». У меня своя программа. Есть, кстати, в ней новый проект, стоящий на очереди — «Царство мира или ударить женщину» называется... Программу эту я сформировал еще после «Коллекционера», 12 сентября, сразу после теракта. В ней есть три составляющие: увлекать, образовывать и поднимать на более высокий духовный уровень. Это не пафос, это правда. Хотя бы через игру узнать немного больше. Вдруг чуть-чуть приподняться над землей. Чуть-чуть. Вот если идет как надо, то значит, я потерял немного своего здоровья не напрасно.

Как относитесь к новому фестивальному кино? Вот на прошедшем «Кинотавре» 12 фильмов конкурсной программы были сняты в такой экспортной манере — при всей разнице в художественных решениях видно и сильное сходство в подходе.

— На самом деле все гораздо серьезнее и требует анализа. Есть такая прекрасная русская пословица «Знакомство с иностранцем — повышение в чине». Вы когда-нибудь видели, на что похож фестиваль, каннский например, в той его части, где присутствуют русские кинематографисты? Я был один раз, все видел. Это же ненормально. Это не имеет никакого отношения к познанию кино, киноиндустрии. Это как фотография: «Я и пальма, я и пароход». Только единицы где-то там общаются. Вообразите: эмиграция, Брайтон-Бич, иностранцы... Похоже на анекдот. Я никогда не хотел быть частью такого анекдота. Здесь люди заняты собой. Мы выступаем в роли такого папуасского кино. Их реакция: «Ничего себе, они друг друга во время революции чуть друг друга не поубивали, а теперь кино снимают». Поэтому все эти ужасы совка они воспринимают, как норму. Как только вы им этого не даете, то любой отборщик вам отвечает: «У вас хорошее кино. На первый взгляд». Я слышал это, когда во Франции за «Му-Му» получал приз от министерства культуры из рук Клода Лелюша. И там был еще какой-то фестиваль. И я спросил у Клода: «Почему не дарить подобным картинам на фестивале какие-то специальные призы?». А он: «Юрий, это же не русское». Я удивился: «Почему же, это Тургенев

Что такое русское в их понимании? Это отсутствие изображения. Все разговоры про Тарковского в 70-х годах — исключение. Гениальное исключение из правил. А потом такое состояние прошло, и все стали возбуждаться от того, что «не хорошо». Все эти фильмы, присутствующие во всяких «Особых взглядах» — это же, как правило, крушение человеческой морали. Вообще, фестивальная жизнь ужасна. Я был и в числе победителей, и членом жюри. Все. Больше не хочу участвовать. «Кинотавр» вообще не фестиваль! Как это назвать, когда во время фестиваля назначаются тусовки гламурных журналов, как в прошлом году? В этом году было, всё же, несколько по-другому.

Просто не было денег. Скоро они снова появятся и будет то же самое. Людям неинтересно кино вообще. Я, в своей слабости по отношению к кино, хожу на все фильмы. Мне интересно, хочу иметь собственное мнение, а не мнение кинокритиков. Которые, как правило, смотрят только ту горстку кинематографистов, которых знают, выпивают с ними водочку и они им симпатичны. Не могу с вами согласиться в каждом пункте... Я говорю про большие цифры. Вот когда речь идет об успехе российского кино, то нельзя говорить о маленьких фильмах. Они исключения из правил. Это не обсуждается. Нужно говорить правду о падении российского актерства, об исчезновении понятия «режиссер ответственный». А с другой стороны, перестать разговаривать про это продюсерское кино, которое существует в совершенно убогом виде. Рассказать о провалах ВСЕХ российских картин... Посидеть с калькулятором: успешны две картины за пять лет, и то мы прекрасно понимаем почему. Есть волна - на ней всё выносится, ниже этажом ее кто-то формирует, а сверху кто-то снимает сливки. Это никак не концепция коммерческого успеха. Скажите, а так с называемой «новой волной» вы ознакомились: Вырыпаев, Хлебников, Герман-младший и так далее? Да, я видел, конечно. Мне трудно обсуждать предметно, оперировать фамилиями - это не очень правильно, на мой взгляд. Но я не чувствую никаких «новых волн», я чувствую очень сильно эксплуатируемую «старую волну». Я понимаю на чем основана эта тенденция. Понимаю, почему она так называется теми людьми, которые сейчас пишут и говорят. Они таким образом возвращаются в детство. Они когда-то все это видели. Но я не чувствую в этом нового, в это не верю. Если это не так, то значит, я ошибаюсь. Тем более «новая волна» не может существовать без зрителей.

Но аудитория у неё уже есть, по счастью! Думаете? Но она же совсем маленькая... Вообще у любого фильма есть своя аудитория. Маленькая уж точно. Поэтому — нет, я в это не верю. Я просто знаю, вижу, как все происходит. Это все очень маленькие вещи. Они не претендуют на то, чтоб быть какой-то тенденцией. Наверное, к сожалению. Но это вина не их, вина рынка, вина прокатчиков, зрителей, коррумпированных средств массовой информации. Вот как-то так...

Комментарии (30)

Новый комментарий...

  • 10

    Central 25 сентября 2009, 18:37 пожаловаться

    #

    Грымову по-любому респект, в «Большой рыбе» очень интересные вещи подчас говорит. И по-моему, один из самых адекватных режиссеров в России.

    ответить

  • 8

    litr_konyaka 25 сентября 2009, 18:46 пожаловаться

    #

    Это с такими заявлениями как в названии интервью он адекватный?

    ответить

  • 5

    Central 25 сентября 2009, 19:39 пожаловаться

    #

    Ваше право соглашаться с ним или нет, многое из того что он говорит, мне импонирует.

    ответить

  • 4

    Lex1989 29 сентября 2009, 10:04 пожаловаться

    #

    Он Адекватный потому что наверно единственный говорит прямо, что сейчас из себя представляет русское кино.

    ответить

  • 4

    litr_konyaka 29 сентября 2009, 11:26 пожаловаться

    #

    Ну так пусть посмотрит что-нибудь из русского кино.

    ответить

  • 3

    Lex1989 30 сентября 2009, 23:47 пожаловаться

    #

    Чувак я вижу в тебе море патриотизма, что ты так высоко ценишь наше кино, но в данном случае нужно быть реалистом!!!

    ответить

  • 1

    litr_konyaka 1 октября 2009, 00:03 пожаловаться

    #

    Так заметь, я вообще из Украины и российский фильм не перепутаю ни с чем. А трындеть мол у нас вот все плохо, а у соседей все отлично, да еще «а вот в старые времена» — это убогая и унылая песня, которая взрослому человеку не идет.

    ответить

  • 6

    OGGRANT60 25 сентября 2009, 22:10 пожаловаться

    #

    По большей части Грымов прав.

    ответить

  • 11

    S.T.A.L.K.E.R. 25 сентября 2009, 23:56 пожаловаться

    #

    Мда. По большей части Грымов прав. Кино у нас бессодержательное. Сериалы на телевидении еще хуже. Культура катится по наклонной. Страна цепляется за великое прошлое — Достоевский, Пушкин, Тарковский, Сергей Бондарчук. Конечно приятно иметь таких знаковых писателей и режиссеров, но нужно признать — они остались в прошлом, а достойной замены нет и вряд ли еще будет.

    ответить

  • 8

    Fanikuler 2 октября 2009, 02:59 пожаловаться

    #

    А Шекспиру достойная замена когда-нибудь будет? А Гёте, а М. Твену? Это всё гении и таких уже наверное уже никогда больше не будет, ни «у них», ни у нас. И Страна не цепляется за великое прошлое, а просто гордится им. И правильно делает.

    ответить

  • 5

    S.T.A.L.K.E.R. 2 октября 2009, 07:48 пожаловаться

    #

    А мне кажется, что все-таки цепляется. Только и слышна диферамбы нашим великим писателям, но стоит молчание по поводу современных.
    У американцев в этом плане чуточку лучше. Вроде бы есть в памяти Джек Лондон и Марк Твен, но так же существуют нынешние Кормак МакКарти, Ричард Мэтисон, Халед Хоссейни и др.

    ответить

  • 3

    k1ngpin 5 октября 2009, 04:29 пожаловаться

    #

    Шекспиру на пару с Гете замена не нужна. И «цепляться» за прошлое не надо, а надо попадать во время и место.

    ответить

  • 4

    igordidych 26 сентября 2009, 00:50 пожаловаться

    #

    Грымов молодчина, очень интересное интервью

    ответить

  • 9

    Alexssk 26 сентября 2009, 02:03 пожаловаться

    #

    Всё правда. Чтобы сделать хороший фильм много денег не нужно, нужно желание и талант! А талантом наши режиссёры блестать не хотят или не могут. Поток откровенно (и замаскированно) говёных фильмов льётся бесперебойно. Вкладывают миллионы долларов в спецэффекты и раскрутку, при этом кладут на режиссуру, подбор актёров их игру, сьёмку, костюмы, монтаж и т. д. Но подобная ситуация сейчас во всём и везде, но рано или поздно всё изменится… лучше конечно пораньше.

    ответить

  • 1

    bankaspo 7 октября 2009, 17:47 пожаловаться

    #

    А проблема в том что эти фильмы люди смотрят!!
    А хорошее кино не окупается. Не надо говорить, что «талантом наши режиссеры блистать не хотят или не могут», очень и очень могут! только к сожалению, это мало кому надо.

    Меня удивляют что люди сами же смотрят отстой, тратят свои же деньги на билет в кино на какой то до пошлости глупый фильм, а потом критикуют создателей)

    Пока зритель не поменяется и не поумнеет, наше кино не изменится

    ответить

  • 1

    sfajrat 26 сентября 2009, 09:27 пожаловаться

    #

    «Поэтому, кризис, на мой взгляд, во многом придуман. Он, конечно, существует для людей, которые называли себя олигархами, бизнес-элитой
    Дальше можно не читать.

    ответить

  • 6

    City 17 26 сентября 2009, 09:35 пожаловаться

    #

    Блин, да ведь правильные вещи говорит Юрий! Во многом согласен, особенно насчёт нашего «шоу-бизнеса». Вспомните гламурного Фёдора, который с понтами рассказывал о глубоком философском смысле Обитаемого осртова, и о том, что этот фильм «новое слово в отечественном кинематографе», а сам Фёдор его мессия(!).

    ответить

  • 2

    Fanikuler 2 октября 2009, 03:02 пожаловаться

    #

    Думаю что он не говорил о себе, что он мессия отечественного кинематографа.

    ответить

  • 3

    City 17 2 октября 2009, 15:59 пожаловаться

    #

    Ну может прямым текстом он этого не говорил, но очень сильно намекал на это!))

    ответить

  • 2

    1best08 26 сентября 2009, 11:46 пожаловаться

    #

    мне нравиться что Юрия Грымова есть свое мнение! и не льстит всем подряд!

    ответить

  • 1

    man dream 26 сентября 2009, 12:14 пожаловаться Нормальный мужик!!

    #

    Нормальный мужик, режиссер и и человек!! Уважаю его, за то что говорить что думает!

    ответить

  • 1

    Братец Валдай 26 сентября 2009, 22:54 пожаловаться

    #

    согласен про «новую волну». Подражание старине новым не назовешь.

    ответить

  • elliot smith 27 сентября 2009, 13:35 пожаловаться

    #

    Грымов вполне адекватный человек и хорошйи мужик.

    ответить

  • 4

    Мишка Дудикофф 1 октября 2009, 14:09 пожаловаться

    #

    Мда… Уже и Грымов адекватен. Этот «независимый режиссёр со своей позицией» только и умеет, что критиковать всех подряд. Кроме себя самого, конечно. И естественно он не будет тратить дофигамиллионов на рекламу уже великого и гениального фильма «НА ощупь». Гораздо легче сбацать типапередачу на А1, нести в ней ахинею, делать рыбу, бухать и всё больше повышать самомнение, говоря какбэ о кино, а также при каждом удобном случае рассказать ещё разик, как наощупь прекрасно. Смешные вы

    ответить

  • 5

    kolyakolyanikolaj 1 октября 2009, 16:53 пожаловаться

    #

    По-моему смешно как раз то, о чем вы написали. Ибо пиште Вы абсолютно ничем необоснованную чушь, изливаете свою желчь на действительно талантливого режиссера со своей позицией. Чувствуется в ваших словах, неумело завуалированная зависть к таланту Юрия Грымова.

    ответить

  • 4

    Мишка Дудикофф 1 октября 2009, 19:35 пожаловаться

    #

    Никакой зависти к таланту. Его нет. Вот причёске завидую. Она есть.

    ответить

  • 2

    TildaRose 2 октября 2009, 20:35 пожаловаться

    #

    Юрий Грымов во многом прав.
    Кажется, мне одной одной понравился фильм «Чужие». Хорошое культурологическое кино. ИМХО
    Поражаюсь здесь некоторым людям, честное слово)) Такое чувство, что отзывы кинокритиков для вас являются истиной в последней инстанции. А как же пресловутое свое мнение?…))

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 25 декабря 2009, 23:05 пожаловаться

    #

    хочется спросить, а в чём вина зрителя? последний тезис меня обескуражил слегка…

    ответить

  • Miss Miu 2 июля 2010, 18:41 пожаловаться

    #

    По-моему, Юрий Вячеславович за одну только свою несгибаемую позицию и «индивидуальное» лицо в безликом отечественно кинематографе уже заслуживает уважение. Я лично рассматриваю его творчество, как поиск новых конструкций в кино. Благодаря таким людям — не принимающим шаблонное массовое кино — и развивается кинематограф.

    ответить

 
Добавить комментарий...