Интервью

Тимур Бекмамбетов: «Я б с удовольствием снял индийский фильм»

Получилось очень естественно, я даже не понял, как именно. Для меня кино - это всегда не только фильмы, это ещё и возможность нового общения, которая для меня может быть даже важнее. Получилось так, что я для себя в этой картине нашёл много близких мне моментов - в самой теме, в идее, в истории.
Тимур Бекмамбетов: «Я б с удовольствием снял индийский фильм»

8 сентября. Кинотеатр «Аврора». 12:00. Пресс-показ «Девять» — полнометражного мультфильма, стартует с кукольного представления в фойе. Куклы до удивления похожи на героев мультфильма, а короткий спектакль – своего рода вступление к фильму.

Питерский показ открывается пресс-конференцией, где на вопросы журналистов отвечают продюсер картины — Тимур Бекмамбетов, озвучивший главного героя Константин Хабенский и Дмитрий Глуховский, работавший над переводом картины и наполнением её новым смыслом для российского зрителя.

Двумя часами позже, наполненные впечатлениями и эмоциями от просмотра, мы усаживаемся в уютные кресла для задушевной беседы с Тимуром Бекмамбетовым.

— «Девять» — ваш первый продюсерский проект в Голливуде. Также это совместная работа с Тимом Бёртоном. Как получилось, что два режиссёра, у каждого из которых свой собственный стиль и оригинальный кинопочерк, объединили усилия для продюсирования работы третьего режиссёра. Как проходил фронт работ? — Получилось очень естественно, я даже не понял, как именно. Для меня кино – это всегда не только фильмы, это ещё и возможность нового общения, которая для меня может быть даже важнее. Получилось так, что я для себя в этой картине нашёл много близких мне моментов - в самой теме, в идее, в истории. И, скорее всего, тоже самое произошло с Бёртоном. Ему это кино показалось очень близким, как и мне, поэтому каждый из нас привнёс и свой опыт, и свои знания, и свою аудиторию, которая придёт на фильм и будет его смотреть.

— Режиссёры, на своей шкуре знающие, насколько сложен процесс создания фильма, выступили в роли продюсеров картины другого режиссёра. Сильно отличается такая динамика взаимодействия? — Да, конечно. Я думаю, режиссёр может быть продюсером, если у него достаточно такта, чтобы не вмешиваться в процесс. Но поскольку мы были очень заняты – Тим Бёртон снимал «Суини Тодда», а я — «Особо опасен» — на этом проекте нам было не до самоутверждения. Мы понимали, что вмешайся мы хоть раз и возьми на себя рычаги управления, нам придётся и дальше оставаться у руля. Мы, естественно, этого не делали. Мы советовали и участвовали в обсуждениях с режиссёром Шэйном Эккером, но никогда ничего ему не диктовали, потому что понимали: однажды подавив в нём инициативу, мы выступим за режиссёра, и должны будем сами всё делать, а это уже другая профессия. — Плюс собственный режиссёрский опыт работ с продюсерами в этой ситуации, наверно, помог? — Конечно. По опыту легко было поставить себя на его место и понять, чего не нужно делать. — В основе «Девять» — короткометражка. Вы впервые с ней столкнулись, когда она номинировалась на «Оскара» в 2006?

— Да, номинировалась она в 2006-м, а я увидел её в 2005-м, когда мне её передали на DVD в качестве короткометражного фильма. И в то же время её передали Тиму Бёртону, который тогда, кажется, был в Англии. Мы одновременно согласились заниматься этим проектом дальше, продвигали его, искали для него инвесторов, подбирали студию. Уникальность этого проекта в том, что «Девять» — один из немногих мультфильмов, создававшийся по формуле производства, которая называется negative pick up, когда студия финансирует фильм, но продюсер всё решает сам; он берёт деньги, производит картину и приносит уже готовый фильм. Студия не имеет права вмешиваться в его производство. — Это очень удачный и прямо скажем редкий случай. — Да, это очень удачный для нас вариант, потому как только благодаря ему мы смогли снять фильм за эти деньги. Обычно это стоит в два раза дороже. Если ответственность лежит не на тебе, ты должен всё время всё согласовывать с кем-то ещё, а сам процесс обходится дороже – ты начинаешь страховаться, на всякий случай делать что-то ещё, чтобы иметь дополнительные запасные варианты. Ну а поскольку мы сами на себя взяли ответственность, сами этот крест несли, то всё получилось гораздо эффективнее и экономичнее. — И с творческой точки зрения у вас появилась большая свобода. — Да, у нас было право на final cut, когда студия не могла нам сказать «пожалуйста, перемонтируйте» и тому подобное. Но это произошло именно благодаря тому, что у руля стояли два режиссёра, которым студия доверяла как продюсерам.

— У вас сейчас на стадии предпродакшна и запуска сразу несколько проектов, как в Голливуде, так и в России. Насколько отличается динамика производства в Штатах и здесь? — Очень сильно. В Штатах кинопроизводство очень разнообразно. Там есть фильмы за 10 тысяч долларов, за миллион, за 10 миллионов, за 100 миллионов и даже за 300, как скажем «Аватар». Совершенно разные способы производства: есть фильмы, на которых актёры работают бесплатно, есть такие, на которых вообще все работают бесплатно, а есть фильмы, на которых все летают на частных самолётах. То есть, там мир кинопроизводства очень разнообразен. В России он пока ещё, к сожалению, гораздо примитивнее. Нет таких возможностей, нет такого количества разнообразных специалистов. Нужно десять лет, чтобы появились люди, которые знают назубок, как хлопать «хлопушкой», как организовать площадку и так далее. К сожалению, пока у нас их хватит фильма на два, то есть одновременно в Москве, в России, можно снимать два, максимум три фильма с настоящим производством, которое не зависит от накладок и случайностей. В Штатах – это машина, которая не может дать сбоя никогда. У нас, к сожалению, этого пока нет. — Профессиональная традиция утеряна? — Конечно, профессиональная школа нарушена. Это не вопрос режиссёров или операторов, это проблема ассистентов режиссёров, вторых режиссёров и т.п. Есть отдельные гении, как обычно в России, есть отдельные самородки, которые могут и блоху подковать, и паровоз собрать вручную, но как индустрия этого пока нет.

— Ожидания по поводу премьеры «Девять» очень высоки… — У меня – да! — У зрителей тоже. Счётчики зрительских ожиданий картины в среднем в районе 90%. — Интересно, очень интересно, потому как рекламная кампания очень скромная. — Однако интерес к картине большой. Каким вы видите её зрителя? Кому вы хотели показать её? — Те, кто ходит в кино каждый месяц — это молодёжь. Эти люди преданы кино, они киноманы, они ходят на все фильмы. И у нас сейчас есть удивительная возможность, потому как подобного кино в ближайшее время не будет, мультфильмов никаких пока больше не выходит. Я бы очень хотел, чтобы к ним присоединилась аудитория детская — 8-12 лет. — На пресс-конференции вы рассказывали о результатах фокус-групп в этом возрастном диапазоне...

— 99% мальчиков и девочек с 8 до 12 лет максимально точно восприняли идеи фильма и сопереживали его героям. Мы этого не планировали, но он оказался детским. Во-первых, потому, что дети очень легко и быстро ассоциируют себя с этими героями, познающими мир. А, во-вторых, дети живут в мире компьютерных игр. — Насколько я знаю в ближайшее время по мультфильму «Девять» как раз выйдет компьютерная игра. — Да, она уже вовсю делается. Не знаю точно, когда она выйдет, но работа над ней активно ведётся. — Сами играете? — Да, конечно. — Скорее всего, после просмотра фильма зрителям захочется поближе познакомиться с этим необычным миром, побывать там, поиграть за персонажей... — И многое узнать, многому научиться. Этот мультфильм очень важен для всех, кто растёт, потому что он по-взрослому и, вместе с тем, развлекательно говорит с ними наравне об очень многих серьёзных вещах. И это не попытка потрафить твоим инстинктам, а задать очень важные вопросы и, возможно, ответить на них. Мне очень интересно, как будет реагировать аудитория, потому что из того, что я вижу, проблема у нас есть с аудиторией родителей, которые считают, что их детям рано это смотреть. Хотя те сами так не думают. Так вот потянут ли дети своих родителей в кино – от этого во многом зависит успех проката. В конце концов, это фильм, который точно сработает на основную аудиторию - тех, кто читает kinopoisk.ru, кто интересуется всеми выходящими фильмами – они обязательно пойдут и посмотрят его.

— Сейчас в кинокругах ходят слухи о том, что ваше удачное сотрудничество с Джимом Лемли продолжится дальше и не только в работе над «Особо опасен 2», но и в совместно задуманной вами экранизации крайне оригинальных и боевых комиксов и игрушки The Red Star. — А вы в курсе этой истории? Знаете комикс и игрушку? — Да, с удовольствием прошёл The Red Star! — И как, думаете, наша аудитория будет на это реагировать? — Сложный вопрос. Поскольку игрушка очень боевая и вместе с тем наполнена множеством интересных сценарных моментов, то фильм может получиться очень зрелищным, необычным и захватывающим. Прекрасный материал для экранизации даёт само сочетание энергичных стрелялок, «научной магии» с алхимией в альтернативной реальности, где Советский Союз не распался, а военные учёные открыли способность силой духа управлять оружием и летающими кораблями.

— Так и есть, это целый мир. Для меня это не проходная тема, ведь так или иначе все понимают, что это про Россию, про нас, пусть и в переосмысленном, альтернативном варианте. Самым главным для меня в этом комиксе стала история любви, любви двух братьев к одной и той же девушке, классический любовный треугольник – главное в истории про любовь. И второе, что важно, это идея того, что когда в мире были открыты способы использования энергии атома и энергии природы, в Объединённых Республиках Красной Звезды был открыт способ использования души человека для того, чтобы поднимать в небо корабли. Я себе это представляю почти буквально – как на галерах сидели рабы и гребли вёслами, так на галерах летающих кораблей Красной Звезды сидят люди и силой воли поднимают их в небо. Это очень вдохновляющая вещь, потому что не из-за достижений науки, а именно благодаря усилиям души мы выиграли все войны, победили многих врагов и многие сложности, которые не раз встречались в жизни нашей страны. — К тому же действие комикса и игры происходит на фоне очень необычной, альтернативной, во многом намеренно стереотипной советской реальности. — Именно с этим связано моё своего рода миссионерское ощущение, что я должен как-то эту нашу советскую эстетику, миф, который был создан нашими дедами — это ведь всё-таки был настоящий миф, настоящий фэнтези мир с красными галстуками, звёздами, икрой и медведями на Красной площади – донести до зрителя. Хочется, чтобы он был популяризирован, и люди во всём мире любили бы его так же, как и мы. — Выпуск «Красной Звезды» назначен на 2012 год, ну а пока у вас впереди сразу несколько интересных и ожидаемых зрителем проектов: «Особо опасен 2», «Самый Тёмный Час», а также спортивная комедия «Колотилов» и переосмысление «Моби Дика» в визуальной стилистике графической новеллы. — Пока я не могу особо распространяться об этих проектах, потому что фильмы в работе, и я не вправе разглашать многие подробности. Но основная идея нового «Моби Дика» очень проста: на современном языке рассказать легендарную историю о китобоях, взяв за стержень борьбу человека с монстром. В нашей версии Моби Дик — не просто кит больших размеров, а монстр, который воплощает собой все ужасы мира, своего рода абсолютное зло. Мы используем язык и все жанровые приёмы комикса, когда абсолютизируются добро и зло. Отличие мира комиксов всегда в том, что он замыкается внутри своих законов, внутри самого себя, отрываясь, таким образом, от реальности. Комикс берёт многое из реальности, но дальше он организуется по каким-то своим законам и больше не связан с жизнью, превращаясь в площадку для экспериментов на темы морали и тому подобное. — Помимо голливудских проектов у вас также планируется в ближайшее время и российская премьера фильма о «добре с крыльями». — Да, «Чёрная молния». — Первый российский супер-герой?

— Да, это ниша, которая долго пустовала. Со времён Дяди Стёпы в России не создавали ни одного персонажа, который являлся бы с одной стороны воплощением абсолютного добра, а с другой - обладал бы сверхспособностями. Это два компонента, необходимые для создания истории о супергерое. Мы эту задачу себе поставили год назад, и в декабре все увидят, кто он – наш супергерой, и что с нами со всеми станет. Опять-таки, «Чёрная Молния» — это про нас, но поскольку это всё-таки фильм-комикс, он вырван из нашего мира. Все признаки нашей жизни в нём есть, но это история про замкнутый мир произведения, в котором есть абсолютный злодей и абсолютный герой... То есть, это всё еще наш мир, но немного поэтизированный, хотя в то же время очень достоверный и реалистичный. Например, супергерой – студент университета, молодой парень 22 лет, спасающий Москву и нашу страну от злодея, который хочет их уничтожить. — И правда, получается, что во всём мире герои комиксов десятилетиями спасают мир на регулярной основе, а мы как-то отстаём, так что появление российского супергероя, тем более молодого, вполне закономерно и своевременно. — Хочется надеяться, это то, во что молодёжь будет верить и кому подражать. — У вас в загашнике серьёзное художественное образование и опыт, связанные с театром и кино, затем множество успешных клипмейкерских работ, после чего произошёл логичный переход к кино - сначала в России, а затем и в Голливуде. Такой послужной список - мечта любого одержимого желанием снимать кино молодого человека. Что дальше? О чём ещё мечтает Тимур Бекмамбетов сейчас?

— О чём мечтаю? Я считаю, что мир намного больше, чем эта вертикаль – «Москва – Голливуд – блокбастер»... Есть ещё Индия – замечательная страна. Я б с удовольствием снял индийский фильм. Мир гораздо богаче и шире. Хочется говорить с ещё большей аудиторией, хочется, чтобы фильмы, которые я снимаю, смотрело ещё большее количество зрителей, чтобы идеи, которые мы озвучиваем, волновали ещё большее количество людей. Когда я был на стадионе в Лондоне, где играл Арсенал, я видел 80 тысяч человек, ревущих в момент, когда их нападающий забивает гол. Добиться такого ощущения в кинотеатре, чтобы реакция была такой, как на матче любимой команды — вот моя цель.

Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • rrok 10 сентября 2009, 17:32 пожаловаться

    #

    Его успех на веке останется для меня тайной :(

    ответить

  • 2

    Slavikon 10 сентября 2009, 17:54 пожаловаться

    #

    Замечательный человек и режиссер, мечта по настоящему стоит усилий. Спасибо кинопоиск за интересное интервью, надеюсь оно не последнее с Тимуром Нуруахитовичем.

    ответить

  • 1

    wall_E_ua 10 сентября 2009, 18:24 пожаловаться

    #

    Девять очень интересная картина. Такое нельзя пропускать. Игра которая выйдет по этому мультфильму будет полным шлаком, или для очень маленьких детей.
    Жду следующих работ Тимура, но Особо опасен 2 никакого интереса не вызывает, по крайней мере сейчас. А вот Моби Дик заинтриговал.
    Первый российский супергерой- думаю это будет большое разочарование…

    ответить

  • Timur a Scythe 10 сентября 2009, 19:48 пожаловаться

    #

    Бекмамбетов, — это своеобразный российский Нолан. Начинал тихим режиссером, а теперь поднялся, и всегда был талантом, которому нужен был размах.

    ответить

  • 2

    City 17 10 сентября 2009, 20:17 пожаловаться

    #

    Молодец Тимурка, взял и внедрился в голливудскую машину кинобизнеса, хотя его «Дозоры» далеко не шедевры, а «Ирония судьбы 2» полная чушь.

    ответить

  • 2

    Edward Grey 10 сентября 2009, 21:49 пожаловаться мастер своего дела

    #

    Я просто был под впечатлением от «Особо Опасен». Один из моих любимых фильмов.
    9 обязательно посмотрю. Последующие его проекты ещё больше жду. «Черная молния» — у нас в России ещё никто не снимал фильмы про супергероев, надеюсь провала не будет.

    Ну а самый многообещающий проект — «Красная звезда» про альтернативный СССР.
    Успехов ему!

    ответить

  • 1

    neznamof 19 декабря 2009, 00:01 пожаловаться

    #

    Скажите, что за «Красная звезда»? Первый раз слышу.

    ответить

  • 1

    Edward Grey 19 декабря 2009, 13:50 пожаловаться

    #

    Бекмамбетов увлекается комиксом Red Star (смотри википедию) издательства DC.
    В этой вселенной в СССР есть супергерои (аналог Wathmen).

    ответить

  • 3

    Resident 07 10 сентября 2009, 22:53 пожаловаться

    #

    Российские его проекты мне не нравятся, ну Дневной дозор так ниче, а вот Особо опасен и 9хороши, жду продолжение первого, Моби Дик как то не интересна сама тема, а вот Красная звезда что то интересное, в общем рад что Тимур пробился, и не надо так негативно ко всему относитс, ну не нравится режиссер, так зачем дерьмом поливать, пропускайте мимо, ставте единицы и забывайте.
    Интервью объемное, хорошее и интересное, собственно по другому тут не бывает

    ответить

  • 1

    S.T.A.L.K.E.R. 11 сентября 2009, 07:42 пожаловаться

    #

    Вот странно. Вроде такие умные вещи говорит, а все равно где-нибудь да лажает. Особо Опасен — очень эффектен, но до смертельной вышки тупоййй!
    Развлекать зрителя, он умеет ничуть не хуже какого-нибудь Эмериха или Бэя, но вот снять что-нибудь душевное — это ему не по плечу.

    ответить

  • 1

    feay 11 сентября 2009, 11:44 пожаловаться

    #

    Я думаю и душевные и задушевные фильмы он ещё снимет, т. к. задумок и проектов у него КУЧА! И его кино очень люблю, нравится как он воплощает и доносит свои идеи до зрителя. С удовольствием посмотрю фильм Девять.

    ответить

  • S.T.A.L.K.E.R. 11 сентября 2009, 13:01 пожаловаться

    #

    Поживем — увидим. Но надежд на это слишком мало.

    ответить

  • 2

    tushkan2000 14 сентября 2009, 16:23 пожаловаться Ну надо же!

    #

    Это что же… Майский из «Большого Кино MTV» теперь сюда перебрался? Забавно)))

    Спасибо, очень интересное интервью. Бекмамбетов молодец! Я открыл его с другой стороны! Надо же — индийский фильм))) Хотя, сейчас это вполне себе модная тема. Даже Кайли песенку забацала)))

    Зы… Евгений, давайте еще! Мне нравятся Ваши интервью)

    ответить

  • cabaret 15 сентября 2009, 17:39 пожаловаться

    #

    Очень интересное интервью, не большой поклонник Бекмамбетова, но в этот раз даже было интересно читать, чувствуется, что режиссёр раскрылся.
    Спасибо Евгений, за хорошую работу.

    ответить

 
Добавить комментарий...