всё о любом фильме:

Время цыган

Dom za vesanje
год
страна
слоган«'When God came down to earth he could not deal with the gypsies . . . and he took the next flight back'»
режиссерЭмир Кустурица
сценарийЭмир Кустурица, Гордан Михич
продюсерМырза Пашич, Хэрри Солтцмэн
операторВилко Филач
композиторГоран Брегович
художникМильен Крека Клякович, Мирьяна Остойич
монтажАндрия Зафранович
жанр фэнтези, драма, комедия, криминал, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время142 мин. / 02:22
Номинации (1):
Перхана, обладающего способностью взглядом передвигать предметы, воспитывает бабушка, сама наделенная даром лечить людей без лекарств. Есть у Перхана еще дядя, безнадежный игрок, не знающий, что такое удача, и сестра-калека. Появляется у Перхана и любовь, но родители не отдают за него дочь — Перхан беден, живет честно, а у таких деньги не заводятся. И он отправляется вместе с богатым цыганским бароном Ахметом в Италию, чтобы по дороге отдать сестру в больницу в Любляне, заработать денег, построить дом и жениться на любимой…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
7 + 0 = 7
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:29

    файл добавилМихалыч

    Знаете ли вы, что...
    • Музыкой Горана Бреговича из фильма «Время цыган» каждый год открывается официальная программа Каннского кинофестиваля.
    • Телеверсия имеет хронометраж 270 минут.
    • Оригинальное название фильма переводится как «Дом для повешения».

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Как и получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Канне фильм «Отец в командировке», картина «Дом для повешения» (оригинальное название всё-таки точнее международного, ассоциативно напоминая пословицу «в доме повешенного не говорят о верёвке») была создана молодым балканским гением Эмиром Кустурицей по сценарию 50-летнего Гордана Михича, который старше его на 16 лет. Она тоже удостоилась премии в Канне — на этот раз за режиссуру. И Кустурица ещё раз доказал, что он — подлинный мастер кинематографического письма, воздействующий своими красочными визуальными фантазиями и снами наяву, настоящий лирик, который сохраняет в себе восхищение человеческими чувствами и красотой мира вне зависимости, более того — вопреки драматической, жестокой, подчас ужасающе абсурдной действительности. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 41 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Потрясающий фильм, потрясающие виденья режиссера, потрясающие образы. Фильм с первого кадра затягивает в эту гущю цыганского народа, где каждый герой запоминается, даже если был показан всего один раз за всю ленту. Фильм полон порадоксальных моментов — когда жена надоедает мужу, он вешает ее на гвоздь; когда сын не получает денег от матери, он лишает дом стен и крыши, подвешивая его в воздух; когда при отказе матери любимой в женитьбе, молодой человек вешается на колокол…

    Во всем этом чувствуется юная, свободолюбивая и непредвзятая режиссура Кустурицы. А музыка Бреговича не просто дополняет фильм, она рождает то единое целое во всем этом беспорядке людских переживаний.

    5 апреля 2007 | 22:06

    За каждой великой судьбой кроется преступление (М. Пьюзо)

    Эмир Кустурица — режиссер особый. Югославский гений снимает кино вне времени, об общечеловеческих ценностях. Кино необычайно славянское и необычайно мудрое. Кино, в котором нет ни одного лишнего кадра. Многие ли режиссеры смогли бы снять фильм продолжительностью в 5 часов, который смотрится на одном дыхании при том, что действие развивается плавно? Но лично меня этот режиссер трогает глубиной мысли.

    Мы видим историю одного славного парня, цыганенка. Он умеет двигать предметы. Он прекрасный внук, который помогает своей чудесной мудрой бабушке. А еще у него есть дядя-бездельник и бабник и хромая сестра. В его жизнь врывается первая любовь, в чем-то детская, в чем-то взрослая. И он готов на многое ради того, чтобы ему дали жениться на любимой девушке несмотря на то, что ее семья не принимает его исключительно из-за его бедности. Но это только начало истории.

    У Перхана появляется шанс изменить жизнь к лучшему — уехать на заработки в прекрасную и далекую Италию с цыганским бароном. По дороге он завозит свою сестренку в Любляну, чтобы вылечить ее больную ногу. Его наставник цыганский барон внушает парню доверие — успешный, богатый, дерзкий, но душевный, — чем не второй отец? И Перхан безоговорочно ему верит на слово.

    Да вот только бизнес барона оказывается преступным — грабежи, попрошайничество, проституция. Перхан пробует всему этому противостоять, бабушка учила его зарабатывать деньги честно, но в конечном итоге соглашается переломить себя и становится вором. И через некоторое время мы не узнаем славного паренька из начальных кадров. Легкие деньги делают его наглым, бесстрашным, жестоким, жадным. У него меняется система ценностей. Вдали от бабушки он теряет свою связь с ней и со всем хорошим, что в нем было. С волками жить — по волчьи выть. Нам не показывают крайностей, их не было. Но тот человек, в которого превратился Перхан, не может вызывать былой симпатии. Он равнодушен к близким, зациклен только на себе. Он сам обманывает — а потому никому не верит. Но блеск его жизни на поверку оказывается искусственным и недолговечным. И последующие события заставят Перхана понять, на что он променял то, во что верил.

    Все же Кустурица показывает, что у человека всегда есть шанс стать лучше. Просто он не всегда этот шанс использует. Так и Перхану дается этот шанс — можно снова начать все с чистого листа и забыть «итальянские каникулы» как страшный сон. Непростой выбор — простить или отомстить.

    Интересен тот факт, что Кустурица на момент съемок еще не принял православие. Тем не менее четко чувствуется, что югославский режиссер уже исповедует православные истины — честность, невозможность и бессмысленность мести, прощение. Уже на тот момент его система ценностей изменилась в сторону православия, и всего через несколько лет это будет уже не Эмир, а Неманя Кустурица — правда, мир его все-таки, наверно, всегда будет называть Эмиром.

    В каждом человеке живет добро и зло. И в конечном итоге это всегда личный выбор — какая чаша перевесит. Многое зависит и от окружения. Не каждому человеку хватит моральной силы оставаться верным своим принципам и идеалам, когда все вокруг делают не так. Жить по своим принципам и законам, по убеждениям совести очень нелегко. Но сдаться и стать волком — это значит предать самого себя и то, во что ты веришь. Неслучайно в конце падает крест. Это как предупреждение — какие мы стали, что мы творим, о чем мы просим Бога, сами так мало в него веруя?

    Я могу в чем-то сравнить «Жизнь цыган» с «Крестным отцом», только здесь поднятые проблемы гораздо глубже. Это воистину великий фильм, за 5 часов просмотра которого ты видишь срез одной человеческой жизни и переплетение судеб.

    Помимо всего прочего, фильм лично во мне пробудил интерес к истории цыган. Если у вас будет время — очень советую почитать, это действительно очень и очень интересно.

    Я думаю, что писать об актерах и о музыке Бреговича просто бессмысленно. О гениальном иногда лучше молчать и чувствовать это сердцем.

    Найдите время для этого фильма. Поверьте, он того стоит.

    10 из 10

    5 февраля 2013 | 10:45

    Мое знакомство с фильмами Кустурицы началось с «Аризонской мечты», которую я, несмотря на обилие услышанных/прочитанных отзывов, так и не смогла понять. Затем «Черная кошка, белый кот» произвела неизгладимое впечатление, и теперь эта цыганская балканская комедия у меня в числе любимых. И все-таки слышу вокруг, что у Кустурицы главным образом нужно смотреть «Время цыган» и «Жизнь как чудо». До жизни я пока не добралась, а вот цыганские времена недавно посмотрела.

    Начать хочется с музыки Горана Бреговича. Потому что она настолько вписалась в фильм и оставила столь восхитительное впечатление, что кажется, убери диалоги — и тогда благодаря музыке все будет абсолютно понятно. Она так точно предает атмосферу фильма и настроение героев, что можно было фильм строить просто на музыке и вокруг нее. Ederlezi до сих пор звучит в голове))

    Сюжет, вроде бы сначала уже весь становится понятен, и, тем не менее, ты продолжаешь переживать за героев, хочешь, чтоб для них все закончилось благополучно, хотя трагическое ожидание повисает в воздухе уже с самого начала и нарастает по ходу действия. Даже перед концом фильма, когда Перхан находит потерянных родных, сначала вроде мы за него радуемся, а потом понимаем, что что-то не то, не может вот так все закончиться.

    Цыганские образы продуманны и соответствуют реальным, как и показанные в картине их семейные связи. А праздник св. Георгия! Вся деревня в воде проводит какие-то ритуалы, ну прям Иван Купала на Руси!

    Очень поразили в фильме плачущие дети. И маленький Перхан, и Роберто. Не знаю почему, но их плач казался искреннее даже, чем великолепная игра актеров. Тронуло и, можно сказать, ранило до глубины души. Их плач как будто еще сильнее нам демонстрировал весь реальный ужас происходящего. Не нужно было Перхану так менять свою жизнь, это погубило и его, и принесло столько горя его семье.

    Ну и в довершение картины — множество разных символов, которые еще сильнее обращают наше внимание на происходящее, пытаются дать знак героям, или разъяснить что-то нам: и перевернутый Христос, и фата, летящая по воздуху…

    Шедевральный фильм о трагичности судьбы.

    10 из 10

    6 июня 2011 | 18:18

    Фильм пронизывающий, шокирующий и потрясающий. Кустурица всегда выбирал темой своих фильмов бедность, и людей, в ней живущих, скорее даже существующих. Но почему бедность? Пожалуй, именно после этой картины я понял ответ на этот вопрос.

    Живя в нищете, сталкиваясь с безобразными пороками, которыми она неизбежно наполнена, герои Кустурицы пытаются сохранить человеческий облик и проявить свои лучшие качества. Подобно Достоевскому, являвшемуся певцом бедности в литературе, Кустурица исследует человека, поставленного в рамки безысходности, как бы проверяя и испытывая человеческую натуру всеми возможными способами. Не потерять себя в этом бессмысленном хаосе, остаться верным каким бы то ни было идеалам доброты и правды, сложный и унизительный путь к этому — все это было блестяще раскрыто в данном замечательном фильме Мастера.

    Поразительно, насколько Кустурица тонок в знании человеческой натуры, не говоря уже о чисто внешней составляющей образа жизни нищих людей, блестяще представленной в картине. Казалось бы, как возможно существование человека в подобных условиях, однако же жизнь идет и там, на самом дне, и человек, пройдя испытания голодом, бедностью и невыносимым страданием, очищает свою душу и обретает покой, покой в нравственном смысле этого слова. Белую птицу счастья…

    11 февраля 2011 | 02:22

    Посмотрев картину Кустурицы — возникает ощущение от соприкосновения с дымкой костра, с ветром, закатом, восходом, и с сердцем цыганского народа. Кровь, показанная в кадре, несет собой великую тайну жизни, ее круговерти, сменяющей рождение смертью…Главный герой «Времени цыган» — обычный неприметный парень (праведник), сбившийся с дороги, потерявший душу в далеких краях, а вместе с ней и счастье. Только мудрец может возродить из пепла «белую птицу», если помнить — душа мертва без крыльев, без чести и достоинства по отношению к ближнему и к себе самому.

    Можно сопоставить героев картины, учащихся жизни. Кто из них найдет правильный путь? Тут нужно разобраться. Дядя, взывающий к Богу (совести) и заключающий с ним сделки — жалок, своими же ногами топчущий семейные блага. Перхан — мальчик, наделенный даром передвигать вещи, чист душой, пока не затмевает сердце призраками счастья. Мечты о доме, о любимой женщине — всего лишь мечты, ведь ушло главное — вера в разум и собственное сердце. Цыганский барон — «сосуд» всех пороков, разлагающий взрослеющее поколение. Не будет ему светлой жизни! За спасение своего ребенка, он отплачивает нечистоплотными поступками (не помогает другому ребенку)!

    Картина наполнена метафорами, символами и знаками. Эмоционально верно переданы таинства вхождения молодых во взрослую жизнь. Особое внимание уделяется женщине-матери (душе, показавшей свой лик ребенку)…Рождение живого существа — вообще за пределами разума! Присутствие в руках чего-то божественного, имеющее форму, но выскальзывающее из них — погружает в медитативное чувство, настигающее еще в некоторых моментах фильма…

    «Время цыган» — картина, наделенная старческими советами. «Прежде, чем жениться, нужно, хорошенько подумать, посоветоваться со старшими. Найти ремесло, по своей чести. Не причинять себе осознанную боль»…Помните, как в сказке, о курочке Рябе, мудрость заключалась в простом, а не в золотом яйце? Герой, потеряв себя, в гонке за богатством, перестал верить близким людям, но все, же понял, что Бог (солнце) внутри него померк. Его солнцем была бабушка, сестра, любимая…и огонь печи (по изготовлению извести). Найдет ли герой способ возродить былое? Увидим.

    Уважая культуру разных народов, ценность и самобытность их традиций, Кустурица снял картину на цыганском языке, о народе, с его страстями, танцами, кражами, разборками, гадалками, попрошайками, индюками и прочей живностью. А на главные роли пригласил непрофессиональных актеров, понравившихся ему на улицах Балканских деревенек. Давор Дуймович (умер в конце 90-х гг. от наркотиков) и Любица Аджович, сыгравшая всего в двух картинах мастера, создают запоминающиеся образы, а история про бабушку и ее семью — будто, сложена, из рассказов цыганского фольклора — реалистична и злободневна для любой нации и вероисповедания.

    10 из 10

    8 октября 2011 | 08:37

    Очень разнообразная и разносторонняя, простая и сложная, жизненная и невероятная, смешная и грустная, жизнеуверждающая и щемяще-надрывная история о жизни цыган.

    Благодаря особой технике подачи материала Эмира Кустурицы с первых же кадров переносишься туда к ним — в Сербию, чувствуешь запахи, заворачиваешься в жаркую горячность местных людей, проникаешься звуками волшебной музыки Бреговича, и всё не перестаёшь удивляться волшебству, творящемуся в этих нищих декорациях и одновременно ёжиться от несправедливости, на которую обречены дети этого колоритного народа.

    Главный герой, вокруг которого построено повествование, этакий цыганский Капоне в начале расцвета сил и лет, кардинально преображается за 4,5 часа экранного времени, являя собой пример ожесточения и огрубения личности, которой приходится своими силами выживать в этом мире, нести ответственность за своих родственников и в конце пути совершить акт справедливого возмездия, наказав зло ценой, как всегда это бывает, непомерно высокой.

    Фильм пробирал до слёз, а через минуту закатывал в смехе, а не третьей зачаровывал волшебством происходящего или неожиданностью какой-нибудь на грани сюрреализма выдумки кого-нибудь из персонажей. Получилась очень калейдоскопичная, комедийно-трагическая биография одного цыгана, которая не оставит равнодушным ни одного человека, способного испытывать чувства.

    10 из 10 и бирочку киношедевра.

    28 ноября 2009 | 23:28

    Великий фильм великого мастера. Я хоть и не являюсь большим поклонником этого, безусловно, талантливого режиссёра, но после просмотра этого фильма (а смотрел я буквально на ноутбуке на коленке) посмотрю все его работы, которые ещё не успел оценить.

    Сюжет захватывает если не с первых минут, то после 15-ти точно. Очень хорошо раскрыт образ главного персонажа, весь фильм не покидало двоякое отношение к Перхану. С одной стороны переживаешь за него и желаешь только лучшего, с другой же понимаешь, куда он катится в своей карьере и что ему это сулит. Интересно наблюдать за ростом и изменениями Перхана, за его внутренней борьбой. Хоть внешне он и становился всё более мужественным, циничным и отрешённым преступником, внутри он остался всё тем же наивным юношей, который только недавно научился целоваться… Меняться в лучшую сторону он начинает, как это часто и бывает, слишком поздно.

    Подбор актёров идеален, все вписываются в свои роли как нельзя лучше, общая картина в итоге выглядит очень естественно и органично. Чего стоит образ Ахмеда, главаря цыганской группы воров и побирушек, его персонаж имеет мощный негативный посыл, олицетворяет подлость и предательство, такой человек не побрезгует ни чем, ради достижения собственных целей. Ближе к концу фильма это становится очевидно, особенно после посещения главным героем родного города. Так же запомнилась колоритная бабушка-целительница. Сильная женщина, взвалившая на себя заботы о сыне-бездельнике и двух внуках, она несёт в себе добро, смирение и рассудительность, хотя и не лишена эксцентричности.

    Игра тоже на очень хорошем уровне, драматичные сцены действительно трогают. Местами есть перегибы, но в фильмах Кустурицы я это наблюдаю постоянно, так что это фича, а не баг.

    Очень ждал, что раскроют тему дара главного героя и его семейства, к сожалению этого не произошло. Даже должного применения за весь фильм не последовало, не считая финальной сцены (опс, надеюсь не спойлер).

    Конечно, не обошлось и без животных. Оказывается, индюшки не хуже собак могут быть преданными и даже спасти человеку жизнь. Один из самых трагичных моментов фильма, по крайней мере для меня, был связан именно с ней.

    В целом впечатления от фильма очень сильные, не смотря на специфичность режиссёра,

    9,5 из 10

    13 августа 2012 | 10:00

    When God came down to earth he could not deal with the gypsies… and he took the next flight back

    Эмир Кустурица продолжает покорять крупнейший мировой кинофестиваль в Каннах! После «Золотой пальмовой ветви», полученной в 1985 году за кинокартину «Папа в командировке» и последовавшей за этим номинации на «Оскар», балканский Феллини привез на суд жюри широкомасштабное, этнографическое произведение о цыганском народе, на производство которого ушло несколько лет! Ошеломив жюри, молодой бакланский гений получил приз за лучшую режиссуру на МКФ в Каннах!

    Молодого цыгана Перхана воспитывает бабушка, наделенная уникальной способностью лечить людей без помощи лекарств. Перхан частично унаследовал дар: он может передвигать взглядом столовые предметы. Еще у Перхана есть дядя: опустившийся, безнадежный игрок в кости и сестра-калека, которой необходима операция. Появляется у Перхана и настоящая любовь, но мать отказывается отдать замуж дочь — молодой цыган беден и живет честно. Чтобы раздобыть денег, Перхан отправляется с цыганским бароном Ахметом на заработки в Италию, как и все мечтая жениться, построить большой дом, помочь сестре…

    Грандиознейшая кинолента (оригинальное название «Дом для повешения»), снятая по сценарию Гордана Михича и самого маэстро Эмира Кустурицы, рассказывает притчу о тяжелой судьбе молодого цыгана Перхана и его семьи на фоне существования всего сумасбродного цыганского народа. Кустурица смог проникнуть в самое сердце воинственной культуры: здесь и сумашедшие цыганские праздники, включающие в себя национальные торжества, как праздник Св. Георгия, так и свадьбы с пьянками, гуляньем целых цыганских деревень и похищением невесты, здесь и обилие воровства, скрывающееся с одной стороны за покрывалом нищеты, а с другой — богатства, тут и настоящие любовь, семейные ценности и неожиданные повороты судьбы.«Цыгане — совершенно особые люди. Для цыган существуют только деньги, любовь, семья. И все. Ничего лишнего.» (Эмир Кустурица)

    Фильм пропитан символизмом, но несмотря на это смотрится легко, доставляя колоссальное удовольствие от просмотра, как и все киноленты балканского мастера, потому что несмотря на всю серьезность драматического подтекста кинокартины о превращении правильного цыгана (что яляется уникальным, даже фантастичным, идущим вразрез самобытной культуре) в бандита, теряющего внешний облик, изменившего отношение к людям и ценностям, но сохранившего душу (образ белой птицы на небе), Эмир Кустурица не забывал о своем искрометном юморе, пронизывающем практически каждый кадр от начала и до конца, смешивая печаль, грусть и невыносимую жестокость судьбы с комедией и фарсом. Так глубоко гений кинематографического письма еще не показывал классовое различие в своих киношедеврах: голодные, грязнейшие бараки с оравой маленьких детей и идущий полный брат барона в дорогом пиджаке и белых ботинках, высокомерно подняв голову. И таких противопоставлений Эмир Кустурица заложил в фильме много! Картина не только о Добре и Зле, о взлете и стремительном падении, но и о религии и вере: «Сам Бог не смог с нами, цыганами, справиться. Пришлось ему вернуться назад на небо». О присутствии Бога на Земле ярко говорит финальная сцена, когда дядя просит, чтобы душа Перхана попала в Рай и одновременно говорит, чтобы Всевышний наделил его удачей чтобы выиграть в кости… Крест с изображением Христа падает.

    Неповторимое, беспроигрышное сочетание Кустурица + Брегович вносит свою определенную колоритность в фильм и утверждает международный характерный стиль в музыкальном отношении, присущий будушим работам балканского гения.

    Блестящая игра актерского состава, особенно стоит отметить Давора Дуймовича, изумительно сыгравшего главную роль (актер умер в возрасте 29 лет). Великолепная операторская работа, выхватывающая интересные европейские пейзажи Югославии и Италии, необычные кинопланы людей для придания еще большего эмоционального эффекта, смешанные с фэнтези кадрами.

    P.S. «Для нас это было не просто кино, а сама жизнь.» (Давор Дуймович)

    23 марта 2011 | 21:46

    Удивительно, не смотря на то, что так много в этом фильме режиссерских самоповторов и даже в конце концов полного кустурийского лубка, а иногда и просто странных временных и логических натяжек; фильм все равно хорош, впечатляет, пронзает и «работает»; куча приемов, которые мгновенно прочитываются и разоблачаются, но все они — работают. Притча, в которой ничего нового — но она тоже работает.

    Вот, что у меня вызывает вопросы. Сколько времени прошло с тех пор, как Перхан ушел из дома, а его невеста забеременела? Почему он ей не доверяет. Если у них что-то было, хотя режиссер только намекает и не дает утвердительного ответа, и если прошло с того времени девять месяцев, то почему он ей не верит. Ежели у них ничего не было, а времени прошло больше, то почему-таки Кустурица дает нам уверенность в том, что ребенок от Перхана. Почему, пока Перхан скитался в поисках своей сестры, его дитятко так подросло, а родная сестра осталась точно такой же, какой и была в начале фильма. И как он скитался, что с ним происходило, на какие деньги они эти годы жил… ну, это не важно. Вот дитятко Ахмеда весь фильм проходило голое, писающее и ревущее, в то время как Перханов сын, хоть и родился позже, но уже освоил все хитрости уличной цыганской жизни.

    Но все это неважно — есть главное, — музыка, человеческая драма и блистательные цыгане. Внятный, противоречивый и симпатичный главный герой. Его дядя, сначала забавный, затем вызывающий отвращение, затем — симпатию и сочувствие, клянчащий деньги сначала у матери, а потом чуть ли не у Бога. Никогда не вернет. И эта прекрасная женщина, — не только выступает в роли «магистра Йоды», — у нее даже любовник есть! Ахмед, стареющий, дряхлеющий, но находящий в себе силы оставаться антагонистом до самого конца. Хоть и в те минуты, когда он говорит о своей любви к Перхану, зритель не смотря ни на что — верит ему. Среди братьев Ахмеда запомнился — пухлый и флегматичный садист, вечно пожирающий в кадре мороженое. И классическая кустурийская сцена «смерть в сортире» прекрасно для него подошла, как по маслу. Практически все персонажи, исключая разве что писающего мальчика и невзрослеющую сестру — постоянно меняются, живут, вызывают пристальное внимание. Даже совсем второстепенные, вроде родителей Азры.

    Кроме того, этот фильм будит во мне какое-то терпкое ностальгическое чувства, а вызвать его у человека, который не имеет к цыганам никакого отношения — это уже чудо. Многочасовое, неспешное повествование, в котором нет ни одного скучного мгновения.

    5 февраля 2014 | 17:08

    Как и все фильмы Кустурицы, этот перегружен символизмом. Каждый кадр, каждое движение имеет свой собственный, местами даже — глубокий, смысл. Но, несмотря на сей факт и серьезность материала, фильм смотрится легко и непринужденно и о просмотра получаешь истинное удовольствие. Наверное, это потому, что Кустурица снимая серьезнейшую драму не забывал иногда посмеяться над своим героем и вообще над нашим общепризнанным жизненным строем. Да, история о том, как хороший мальчик превращается в бандита, меняя свои жизненный ценности и отношение к людям, о том, как рушиться его семья и он сам как личность постепенно сгнивает — все это, несомненно, очень трагично, но ведь это не означает того, что с героем за все это время не могли произойти комедийные или фарсовые ситуации — и, мне кажется, именно поэтому все фильмы Кустурицы (за исключением дебютных, когда он только искал свой стиль) так легко смотрятся. Но, наверное, этот его фильм оставляет самые тяжелые и неизгладимые впечатления от просмотра. Просто камень на душе лежит из-за осознания того, что мы живем в обществе, где воровство и пренебрегание Божьими законами стало почти нормой.

    Эта картина учит нас тому, что всегда следует быть честным, не поддаваясь на очарование зла.

    А ведь очарование зла велико… Оно проявляется в виде большого количества денег, которых, к сожалению, вряд ли можно заработать честным путем. Но мы от денег очень зависимы… Главный герой — Перхан, очень нуждается в деньгах, но он не хочет их зарабатывать так, как ему предлагает Ахмед (наверное, он олицетворяет образ дьявола в этой картине). Бабка всегда учила Перхана, что деньги надо зарабатывать честным путем, иначе руки отсохнут и она всегда подавала ему правильный пример. Даже когда она очень нуждалась в деньгах и ей предлагали заработать нечестным путем или посредством своего дара — она послала предлагающего к чертям собачьим, а на вопрос последнего: «А что же ты без денег будешь есть?» — она ответила: « -Дерьмо свое жрать буду, но на это не подпишусь!». Перхан тоже пробует придерживаться этого принципа, но Ахмед, ставит его в, казалось бы, безвыходное положение — если Перхан не будет работать, то Ахмед не будет платить за лечение его сестры. Эх, если бы он знал, как его сестру «лечат»… Но Ахмед мастерски затуманил ему глаза и заставил поверить себе. Перхан признает Ахмеда чуть ли не своим отцом, берет с него пример и надеется жить также и лишь поэтому он соглашается на сделку с Ахмедом, за что он очень сильно поплатиться. Очень больно смотреть на то, как Перхан превращается в бандита, вора, преступника. Он грабит людей, нарушая обещание бабке о том, что всегда будет честным и, главное, он нарушает одну за одной Заповеди Божьи. И благодаря грабежам и прочим преступлениями Перхан начинает терять человеческое лицо. Он начинает забывать, что его ждет больная сестра, забывает о бабке, об Азре, о том, что деньги ему нужны для постройки дома для всей семьи. Он слепо верит Ахмеду, который обещает ему золотые горы и счастье в жизни. Но чем больше у Перхана становится денег, тем больше у него становится проблем. Он понимает, что счастье не в деньгах. Счастье — это когда тебя окружают любящие люди, а не множество самых разных бандитов, которые могут спокойно продать ребенка или использовать детское несчастье для своей выгоды. Но Перхан осознает это все слишком поздно. Несмотря ни на что, Господь дает Перхану второй шанс, вторую попутку — он забирает у него любимую женщину, но дарит ему ребенка и возвращает сестру. Обоим очень нужен Перхан, а они ему нужны еще больше. И вот, казалось бы, счастливый конец, но наш герой снова нарушает одну из заповедей. Он опускается до мести, он не в силах простить Ахмеду его предательство. Его можно понять, но он повел себя совсем не по христиански, за что в конечном счете и поплатился. Очень печально наблюдать за финалом картины. На глазах прямо слезы наворачиваются.

    Не только история о борьбе Добра со Злом навевает нас на мысль о том, что мы смотрим сказку, но и способности Перхана (передвигать предметом ложки и вилки) и его бабки (лечить людей прикосновениями и заклинаниями). Вот мы видим сказку. И думаем, что нас ждет счастливый конец… Сказка сказкой, но у этой истории просто не могло быть счастливого конца.

    Посредством истории Перхана Кустурица дает нам понять, что в какие бы сложные ситуации мы не попадали — ни в коем случае нельзя терять человеческое лицо и поддаваться на искушения лукавого, который всегда предлагает очень легкий, но отнюдь неправильный путь. Свернув на эту дорожку раз — обратно не воротишься, а даже если и будет второй шанс, то велика вероятность, что мы им просто не воспользуемся и будем вынуждены заплатить очень дорогой ценой за свои опрометчивые поступки. И эту цену надо будет оплатить совсем не деньгами…

    Про религию и веру: о Божественном незримом присутствии говорит блестящая финальная сцена, в которой дядя Перхана, поставив на место упавшее изображение распятого Христа просит о том, чтобы Бог кое-что сделал для Перхана, а потом этот дядя просит, чтобы Господь помог ему выиграть в кости и изображение Христа снова падает. Это говорит о том, что Господь несомненно есть и он всегда очень внимательно слушает наши просьбы и никогда Всевышний не будет помогать выигрывать в азартные игры и с прочей ерундой к Нему тоже не надо обращаться, особенно если это делают такие люди, как дядя Перхана (погрязшие в грехах). А может концовка говорит о том, что Бог отвернулся от цыган, оставив их самих на произвол судьбы, но тогда Господь был бы и глух и к просьбе насчет Перхана. В общем — неоднозначная концовка, которую можно трактовать по разному.

    Как обычно в конце, отмечу блестящую актерскую игру всего ансамбля (особенно Давора Дуймовича — гениальнейшее исполнение роли, просто блеск, жаль, что его больше нет с нами. Царство ему Небесное…), отличную музыку, операторскую работу и прочие технические стороны фильма выглядят очень даже симпатично.

    Гениальнейшее произведение, которое произвело на меня сильнейшее эмоциональное впечатление.

    10 из 10

    2 января 2011 | 20:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>