• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Ворошиловский стрелок

год
страна
слоган«Не ради мести, а во имя справедливости...»
режиссерСтанислав Говорухин
сценарийАлександр Бородянский, Станислав Говорухин, Юрий Поляков, ...
продюсерЕвгений Голынский, Игорь Толстунов, Сергей Козлов
операторГеннадий Энгстрем
композиторВладимир Дашкевич
художникВалентин Гидулянов, Алла Оленева, Сергей Шаламов
монтажВера Круглова
жанр драма, криминал, ... слова
зрители
Венгрия  5.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время95 мин. / 01:35
Пенсионер, железнодорожник в отставке, скромно живёт со своей внучкой Катей. В соседнем доме постоянно собираются трое молодых бездельников, чувствующие себя безнаказанными хозяевами жизни. Однажды они хитростью заманили Катю к себе, где изнасиловали.

Поначалу насильников арестовывают, однако отец одного из них — большой милицейский начальник — освобождает их. После безуспешных попыток наказать преступников законным путём, Иван Фёдорович посчитал своим долгом восстановить справедливость сам…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    ТВ-ролик 00:32
    все трейлеры

    файл добавилButesha

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам повести Виктора Пронина «Женщина по средам» (другое название «Будет немножко больно», также издавалась под названием «Ворошиловский стрелок», 1995).
    • Насильники после содеянного смотрели фильм «Доберман» (1997).
    • Двор и квартиры в фильме снимались в Калуге по адресу Окружная, 4.
    • Фильм снимался под рабочим названием «Женщина по средам», по окончании съемок его изменили на «Сицилианскую защиту», а современное название фильм получил только после окончания монтажа.
    • На роль Кати также претендовала Юлия Началова.
    • Алексей Шевченков пробовался на роли Игоря Зворыгина, Бориса Чуханова и Вадима Пашутина, но в итоге ему досталась эпизодическая роль торговца оружием на рынке.
    • На роль фронтовика рассматривался Георгий Жжёнов.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Одну из финальных сцен в фильме, когда Вадим Пашутин ранит своего отца, изменили прямо на съемочной площадке по настоянию правоохранительных органов, консультировавших фильм. В сценарии отец Пашутина должен был быть убит. По этой причине исполнитель роли полковника милиции Александр Пороховщиков проигнорировал премьеру фильма.
    • еще 5 фактов
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1354 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Лет десять назад смотрел этот фильм, и вот, недавно вспомнил про него. Решил снова посмотреть. Меня не удивило, что большинство отзывов положительные. Добавлю-ка я, пожалуй, свою ложку дёгтя в эту приторную бочку мёда.

    Подобный бред могут снять только в России. Такое чувство, что люди слепы и не видят детали в этом фильме. Я отнюдь не являюсь моралистом, но первое, что мне бросилось в глаза — это длина Катиной юбки. Кто-нибудь заметил, что даже к следователю она пошла в мини? Далее, когда один из насилующих её парней стягивал с неё майку (тоже короткую, кстати) на ней не оказалось бюстгальтера. И вообще, девушку никто не хватал на улице, не бил по голове, не увозил насильно. Она сама пошла. Думаю, если бы она действительно жила с этими парнями в одном дворе, то наверняка бы догадывалась о их личных качествах. Честно говоря, эта девушка кажется вовсе не наивной, а крайне глупой, просто патологической дурой. Глупость наказуема в этом жестоком мире.

    Когда милиция пришла в квартиру к этим парням, один из милиционеров сказал, что простынь вся в крови. А где простынь, собственно? Почему её не забрали как вещдок? И это только один из косяков.

    Фильм являет собой ностальгию по СССР, и ничего более. Отображает мышление маленького человека, живущего в квартирном мирке, наполненном бытовыми проблемами.

    «Водичка есть, травка есть, живи — не тужи!» А разве могут птицы не тужить, находясь в клетке? А эти люди могут. И каждое событие в их жизни полностью разрушает их мирок. Эта девушка наверняка берегла бы свою девственность до свадьбы. А что ей ещё беречь было, спрашивается? Я не спорю, насилие — это преступление, а преступление должно быть наказано. Но этот фильм не заставил меня сострадать героине. Всё как-то крайне неубедительно.

    Вы думаете, в то времена СССР никого не насиловали? И всё-таки, милиция не была такой продажной. За отображение реалий постсоветского времени (да и нашего времени) и за актёрскую игру — плюс. Больше не вижу в этом фильме ничего достойного.

    17 декабря 2011 | 02:17

    Хороший фильм, потому что, несмотря на привычную Говорухинскую жесткость и морализм, тут есть актёрская игра (высочайшего класса) , трагедия (которая кажется непридуманной) и вера в вечное-светлое, несмотря ни на что.

    Я не поклонник современных российских фильмов (всё, что после перестройки снято — я отношу для себя к этому кино), но этот безусловно заслуживает не только внимания, но и похвал.

    Наверное самое главное созидательное, заложенное в этой ленте состоит в том, что без суперменства, невероятных трюков и спецэффектов на экране начинает править справедливость, такая, какой она и должна быть — без условностей и посредников… и что каждый человек имеет право защищать себя так, как будет возможно, оставаясь при этом человеком с совестью, душой и большим сердцем.

    В современной России такой фильм не может понравиться Власти: слишком очевидны и просты истины, которые он пропагандирует, слишком прозрачен посыл и идея автора, обращенная к зрителю: не бойтесь оставаться Человеком, это единственный путь в самых жестоких и безвыходных ситуациях и никто, кроме Вас не сможет найти ответы на Ваши же вопросы.

    Конечно, постперестроечная мода на «чернуху» не могла не наложить отпечаток на этот фильм, но не сделала его хуже: на фоне жёсткой истории о беспределе вдруг начинают развиваться события не менее жестокие, но лишь как следствие, не бездумная месть выжившего из ума и озлобившегося на весь мир старика за свою внучку, а продуманная, холодная и рассчётливая плата обычного, старого человека преступникам скорее от безысходности и отчаяния… а ещё от желания остаться Человеком и честно смотреть людям в глаза остаток жизни.

    Если и есть в нашей стране настоящее, качественное и не пустое кино — то это тот самый случай.

    24 января 2008 | 12:03

    Простые прописные истины, знакомые всем нам с пеленок. Но порой, вырастая, мы забываем, а окружающие не спешат нам напомнить, что хорошо, а что плохо, тогда и проявляются наши собственные демоны.

    Три друга-дети бандитских 90-х, как и многие подростки чувствуют полную безнаказанность и всемогущество. Не задумываясь над совершенным поступком устраивают очередную «веселую среду» и в результате приносят боль в чужую семья. Три молодых актера, Башаров, Макаров и Древнов, возрождающегося российского кинематографа сыграли настоящих сволочей, которых начинаешь ненавидеть с первых кадров.

    Катя очаровательная до глупости девушка. Такая себе «святоша» в мини, с большими голубыми глазами полными непонимаем и наивности, в полной уверенности благонамерений идет на «день рожденье» к малознакомому парню. Осуждать всегда легко, понять сложно.

    Участковый Алексей славный малый. Настоящий борец с преступностью. Только он всего лишь маленький винтик в большом механизме правоохранительных органов. Он оказывается в нужное время в нужном месте и спасает сразу две загубленных души. Молодой Галкин очарователен.

    Пороховщиков, папа одного из товарищей. Понятное дело, что можно долго разглагольствовать о том, что он все позволял сыну и вырастил его не лучшим образом, но когда дело подошло к тому, что сына нужно спасать, он поступил как настоящий отец и стоял до последнего. Да, их семья в корне не права, но у каждого своя правда и этот отец защищал своего сына и точка.

    Герой Ульянова подкупает своей честностью. Умением стоять на своем и не сдаваться, беть неподкупным людьми с властью и быть по-своему чистым перед законом. Он пытается изо всех сил что то делать, бороться с жестокостью этого мира.

    Мать, которая бросила дочку на попечение отца и уехавшая на заработки на для устройся своей личной жизни, начальник, которому важны только голые факты, а справедливость его не интересует, полковник, который оказывается отцом преступника. Как тяжело с этим жить, а еще тяжелее бороться. Этот фильм остается одной из самых правдивых драм Станислава Говорухина на постсоветском пространстве.

    А дед готов убить любого, в прямом и переносном смысле, только ради благополучия внучки, ради ее тихого пения и душевного спокойствия. Как мало надо для счастья любящего.

    8 из 10

    11 мая 2013 | 20:38

    - Дедушка, что они ищут?
    - Совесть.


    «Ворошиловский стрелок» — один из тех российских фильмов, которые заставляют меня с надеждой смотреть в будущее отечественного кинематографа. Всё в этом фильме гармонично: и актёрская игра, и сюжет, и мораль.

    Однако самое ценное в этом фильме — правдивость. Такое может случиться с любым. Ты можешь оказаться доверчивой девушкой Катей или дедушкой, который во внучке души не чает. А может — подонком, думающим, что все его поступки будут безнаказанным. Мы живём среди этих людей, мы — эти люди. Вопрос только в том, на чьей стороне мы оказываемся, кого защищаем и можем ли мы постоять за любимых людей.

    Этот фильм как раз об этом. О безнаказанности и возмездии, любви и ненависти.

    8 из 10

    15 сентября 2011 | 21:34

    «Ворошиловский стрелок» — блестящий пример того, что после распада СССР в России все-таки еще снимались хорошие фильмы. На мой взгляд, эта картина является одной из лучших лент 90-х годов да и вообще отечественной кинопродукции в целом.

    Катя, юная и неиспорченная девушка, в силу своей мягкости и доверчивости соглашается пойти со знакомым парнем в квартиру его друга, якобы на День Рождения. Три парня пьют, смеются, отпускают шуточки и расслабляются по полной. Невинное общение для героини оборачивается настоящим кошмаром — она становится жертвой группового изнасилования. Все факты и доказательства преступления — на лицо, однако в этой стране не все вершится по справедливости. Тут уже играет роль то, что Катя живет одна со стареньким дедушкой, а у подонков семьи как на подбор — папа-полковник, папа-предприниматель. Интеллигенция. Одно не учли насильники — если в России что-то нельзя решить с помощью закона, то самосуд еще никто не отменял. И это, пожалуй, пострашнее будет.

    Не знаю, как во всем мире, но на территории нашей страны всегда большой вес имели связи. Если вы чей-то сын, внук или племянник, то вам везде дорога. Даже в таких случаях, как представлен в этом фильме. Трое малолетних преступников привыкли к тому, что все им сходит с рук. Они не обладают такими качествами, как сострадание, уважение к женщине и к старшим, честь и достоинство. Три здоровых лба даже не понимают, что хорошо, а что плохо. Они — продукт отсутствия родительского воспитания. Привыкли ко вседозволенности, деньгам и престижу. Чувствуют себя крутыми. Такие люди всегда были, есть и будут, только вот жаль, что в реальной жизни единицы из них подвергаются таким наказаниям, как случилось в этой истории.

    Страшно и горько то, что косвенными соучастниками того кошмара, которому подвергли девушку, становятся взрослые, уважаемые люди. Полковник отмазывает сына и его компанию. Следователь прячет папку с делом в стол и говорят Кате, что она сама во всем виновата. Высокопоставленный чиновник говорит об отсутствии состава преступления и советует деду лучше воспитывать свою внучку. Встает вопрос — как защитить себя и своих родных от людей, которых везде отмажут и прикроют?

    Персонаж Михаила Ульянова, дедушка Кати, (браво, какое исполнение!)- вот он, герой нашего времени. Человек, у которого еще остались понятия о справедливости, тот, кто не боится сказать зажравшимся чиновникам в глаза всё, что он о них думает. Пожилой человек, прошедший войну, рисковавший жизнью ради того, чтобы жили такие сволочи, как все эти «уважаемые» люди и их безмозглые дети, буквально выкинут обществом. Никому нет дела до его боли. Однако, как человек старой закалки, человек, который не будет терпеть беззакония, начнет вершить свой суд. Насколько он справедливый — решайте сами.

    Хочется отметить, что все герои в этом фильме сыграны очень убедительно. До сих пор смотрю на Марата Башарова, Алексея Макарова и Илью Древнова с содроганием. Я думаю, любой зритель при просмотре испытает желание плюнуть каждому из их персонажей в лицо. Милиционер в исполнении Сергея Гармаша — пример того, что иногда нужные люди работают на слишком низкой должности, чтобы на что-то влиять. Вот в ком есть сочувствие и справедливость, вот кто раскалывает малолетних подонков как орехи — только все без толку, высшие инстанции останутся безразличными к несчастью «маленьких» людей. Полковник в лице Александра Пороховщикова, пожалуй, единственный, кого нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. С одной стороны, ему противно, горько и больно от того, что он воспитал такого сына, он понимает, что сын должен понести наказание. Однако, отправить в тюрьму собственную плоть и кровь способен далеко не каждый человек. И совесть будет мучать вас в любом случае. А как бы поступили вы?

    Если честно, я осталась в глубоком шоке от того, что существуют люди, высказывающие мнение, что «Катя сама виновата, не надо было такую короткую юбку надевать, не надо было к парням домой идти». Кто-то хочет сказать, что в современном мире женщина не может надеть летом короткую юбку? Может быть вообще замотаться с ног до головы, а то не дай бог кто-нибудь изнасилует? И, да, как часто вы рассматриваете знакомых вам лиц мужского пола как потенциальных насильников? Никогда не думаешь, что человек, живущий с тобой в соседнем доме и знающий тебя с малых лет, будет вытворять такие вещи. Так что, извините меня все, кто пытается докопаться до вероломной женской сущности — вины Кати я в этой истории совершенно не вижу.

    Я призываю всех, кто еще не видел этот фильм, посмотреть его. Это очень нужная картина. Никогда не забывайте о том, что даже в мире беззакония, моральных уродов, зажравшихся чиновников и бюрократов, нечестных правоохранительных органов и равнодушных людей, всегда найдется хотя бы один человек, который рано или поздно купит винтовку.

    Бесконечно обожаю. Аплодисменты Станиславу Говорухину. Светлая память Михаилу Ульянову и Владиславу Галкину.

    10 из 10

    3 декабря 2013 | 10:37

    «Ворошиловский стрелок» — это наше кино, наше русское кино, которое мало кого может оставить равнодушным. Безусловно, найдутся те, которые углядят в этой картине технические неточности и огрехи. Но я думаю, что большинство людей, которые посмотрели этот фильм, просто их не увидели, как и я. История к сожалению не новая, но Говорухин проявил себя настоящим мастером, как по раскрытию персонажей, так и по всему сценарию. Нерв и напряжение, переживание за судьбу молодой девушки — это составляющие картины. Но помимо них, сейчас уже спустя годы после просмотра, ты понимаешь, что открыл для себя таких артистов, как Владислав Галкин, Алексей Макаров и утвердился в таланте Ульянова и Пороховщикова.

    В одной квартире живут двое: дед и внучка. Дед, как говорят, человек старой закалки, а внучка вполне милая и симпатичная барышня. И всё бы у них было хорошо, если бы один знакомый, не пригласил внучку Катю в свою компанию. Чистое создание, без задней мысли пошло в логово зверя. Хорошего конечно не жди. Будет боль и стыд, стыд и боль. Но это только начало. Про то, что сделают подонки с внучкой дед узнает. Он поймёт, что должен действовать в одиночку и тогда спасайся, кто может.

    В ходе разбирательства проявятся многие человеческие и античеловеческие качества практически всех героев. Мы увидим милицейского начальника, который постарается договориться с дедом и замять это дело. Причём понять его родственные чувства можно, как никак отец, пусть даже негодяя. Но принять их, мы естественно не можем. Но вот странное дело, этот человек не вызывает антипатию. Наверное должен, а не вызывает. Может сказывается харизма Александра Пороховщикова.

    По другую сторону баррикады капитан и участковый. Они не замазаны, не куплены. А как сыграл капитана Гармаш ? Это был мой второй фильм с участием Сергея Гармаша, а первый, виденный задолго «Беспредел». Браво, Сергей Гармаш! И в том и в другом случае. А как сыграл насильника Алексей Макаров ? Настолько убедительно, что я думал больше не просмотрю ни одного фильма с его участием, в виду его отрицательного персонажа. Ну, и конечно мэтр отечественного кино, маэстро Михаил Ульянов. Его слёзы. Веришь, в первую секунду безоговорочно. А воплотил всё это на экране талантище Говорухин. Только десятка!

    10 из 10

    9 июля 2014 | 11:31

    Когда молот правосудия начинает служить беспределу, к рулю приходят огнестрельное оружие и холодный разум, желающий только одного: справедливости.

    Собственно, вот основная мысль фильма «Ворошиловский стрелок». Основная, но не единственная. Много тем затронуто, немало образов мелькает… Совесть, честь, выбор между ними и долгом службы, взаимоотношения поколений. То, как эти понятия выглядят в рамках современного общества и в глазах его членов из разных социальных слоёв и возрастных категорий: пенсионера-ветерана ВОВ, недалёких развязных мальчиков-мажорчиков, бывалых сотрудников милиции.

    Глядя на главного героя Ивана Фёдоровича (бесподобный М. Ульянов — да будет земля ему пухом), невольно вспоминаешь строки из «Бородина» Лермонтова: «Да, были люди в наше время! Не то, что нынешнее племя…». У него не только из-за внучки душа разрывается. Ему, как Верещагину из «Белого солнца пустыни» — за державу, что называется, обидно, прежде всего. Этот стойкий человек прошёл войну — одну из самых кровавых и запутанных войн XX века, принял участие в спасении этой самой державы от захватчиков — и ради чего?.. Чтобы на его родной земле творился весь этот беспредел, и жизнь и спокойствие его и его близких ни во что не ставили?

    Изнасилованная и униженная Катя (А. Синякина), внучка Ивана Фёдоровича — в какой-то степени олицетворяет собой всю нашу страну. Но дед, её единственный защитник — намерен идти до конца, а не сидеть и не жаловаться на проклятую судьбу. Он сам вершит судьбу и справедливость, а не ждёт её. «Если не я, то кто?» — его главный принцип. Это человек действия, а не течения.

    И все свои действия он осуществляет аккуратно, чётко, как по инструкции. Одно за другим. Тихо, осознанно, твёрдо. Без паники, без тени сомнения. Потому что сомневаться уже не в чем — Иван Фёдорович когда-то увидел войну из окопа, теперь он узнаёт многие её штрихи из окна собственной квартиры. Она неявная, но трудно назвать её незаметной. Это борьба бюрократии и равнодушия с остатками совести.

    Не меньше внимания к себе привлекают и другие образы — т. н. «стражи порядка»: полковник (вроде такое у него звание?) милиции и отец одного из насильников Пашутин (А. Пороховщиков) и участковый Алексей (В. Галкин). Пашутин по сути своей — не сволочь. Просто работник, выполняющий свою работу, и отец, уже как будто по инерции ждущий, что из его сына, может быть, ещё вырастет что-нибудь путное. Чем-то он даже похож на Ивана Фёдоровича, в то же время — это его зеркальная противоположность, человек течения. Он слаб, он опустил руки, и хотя нечто в его мыслях ворочается — ему лень что-либо менять. А может, просто страшно.

    Алексей — своеобразный ангел-хранитель. По натуре, в отличие от ветерана-мстителя — не лидер и не так решителен. Скорее обороняющая рука или щит, но не мозг. Живёт скромно и, скорее всего, его коллеги считают его каким-то лохом. Этакое экзотическое, редкое проявление исполнительной власти.

    Итог: разруливание критических фактически всегда держатся на людях, живущих по пресловутому принципу «Если не я, то кто?». Агрессия и бездействие — всегда проблема. Достойный отпор и месть — её решение. Уйти от проблемы не значит покончить с ней. Поэтому постулат «Прощают сильные, мстят слабые» в корне не верен.

    Фильму — 10 баллов (к сожалению, нельзя больше), Говорухину и актёрскому составу — низкий поклон. А «на закуску» — отрывок из текста песни «Солдат» рок-группы «Фактор страха» (он очень в тему, на мой взгляд):

    «Свет разбитых окон режет стеклом глаза,
    Там, где нет законов, — правит одна война!
    Дым прошлых иллюзий
    Давит остаток сна.
    Злой цепью событий
    Жизнь достигает дна…
    Тотальный стресс правит телом, стоном звучат слова!
    Огонь занят делом — это твоя война!»

    16 марта 2011 | 02:45

    Конец 90-х. Российское кино все еще находится практически в зачаточной стадии, на неокрепший кинорынок тоннами выливаются жалкие поделки, призванные «показать Голливуд, на что мы способны!» На самом деле оказывается, что способны не на многое: эти фильмы убоги, и вызывают либо сочувствие, потому что ой как трудно хомяку ёжика рожать, либо чувство брезгливости за то, что эти копии «под Голливуд» созданы в России, стране, где когда-то было великое советское кино, где жили и работали Эйзенштейн, Пудовкин, Герасимов, Гайдай, Калатозов и др. гении, по фильмам которых учатся в университетах на Западе. Страна, в которой были рождены Ефремов, Кадочников, Евстигнеев, Никулин, Ульянов, Яковлев…. она же какими-то кривыми путями через разруху и мрак начала 90-х пришла к 21 веку какими-то кособокими поделками, которые трудно совместить в голове с шедеврами советского кино.

    Конец 90-х. Редкие островки хорошего кино, которое снимается урывками, словно боится быть раздавленным, обезображенным. Хорошее кино, новое русское кино. Российское кино, которое начинает медленно поднимать голову и с удивлением оглядываться — неужели не осталось больше ничего, о чем можно снимать?

    Неужели зритель окончательно завяз в попкорновой системе американских блокбастеров, неужели, бандиты, подонки, моральные уроды окончательно оккупировали российское кино? Нет, есть еще темы, есть еще люди, есть еще школа, которую невозможно забыть за «темное десятилетие». Найти новою дорогу, снимать кино о современной жизни, поднимать современные проблемы искать пути их решения — здесь режиссеры, молодые и старые разошлись, встали на разные пути.

    Кто-то, как, например Рязанов, вдруг потонул в собственном маразме, так и не сумев перешагнуть планку, которая отделяла советское кино от российского, и стал снимать натужные сопли в сахаре. Кто-то, как Михалков, нашел себя в историко-эпическом кино. Кто-то стал снимать старые песни на новый лад… Кто-то, как Рогожкин, нашел ниточку, которая помогла ему нащупать истинно русское, национальное, колоритное и привела к нескольким замечательном, по-настоящему российским комедиям. Кто-то, как Балабанов, нашел русское в Голливудском, и снял ставшего культовым «Брата», которым поднял тему борьбы с бандитами бандитскими же методами.

    Станислав Говорухин, режиссер замечательного «Робинзона Крузо», режиссер, который успел впитать в себя традиции советского кино, но еще достаточно молодой, чтобы не впасть в самолюбование и самокопирование, нашел проблемы, которые отвечали законам жизни 90-х, и снял о них фильм. Назвал он его «Ворошиловский стрелок».

    Если бы меня спросили, к какому фильму мои мысли прогулялись, едва я понял сюжет фильма, я бы сказал — к тому же самому «Брату». Только «Брат» мне не совсем понравился. Снят он был максимально качественно, по-русски, смело, неплохо, и проблему поднимал важную, но был он, в сущности, о молодых, которые, в некоторой степени, сами виноваты в том, что с ними случилось. И Данила был «не мой герой». Я тоже не верил, что справиться с теми самыми бандитами нельзя другими способами, кроме тех, какие использовал Данила, но внутренне я ему не симпатизировал. Балабанов не усмотрел главного — его герой, убивая, сам становился бандитом, убийцей, терял человеческое.

    «Ворошиловский стрелок» — тоже кино о мести, о 90-х, о том, как насилие рождает насилие. Но это фильм о совсем других людях. Эти люди не молоды, как герои «Брата», они невероятно далеки от бандитских группировок, разборок, этой темной части России, которая едва не накрыла светлую часть в начале 90-х. Эти люди безобидны, они просто жертвы обстоятельств, он — старик, фронтовик, который принял развал СССР и последовавшие за этим изменения, как и большинство стариков — со стариковским недовольным ворчанием и плевками в сторону «буржуев, хапуг, плутов и мошенников, которые разворовали Россию». Поплевался, но привык, как привыкают все старики, которым немного оставалось жить на этом свете, и которых связывает с большим миром лишь телевизор и газеты, а живут они воспоминаниями, порыжелыми фотографиями и разговорами о том, что молодежь считает плаксивой глупостью.

    Она — родилась на стыке 80-х и 90-х, девчонка, которая, благодаря своему деду долго оставалась непричастной к жестокости большого мира. А напротив них — они. «Новые русские», выражение, которое сейчас употребляется все реже и реже, но в начале-середине 90-х встречалось на каждом шагу. «Нувориши», успевшие под шумок украсть, унести, стащить, ограбить, кого-то прибить, — сытые, довольные рожи, у кого-то — за счет важных папочек, у кого-то за счет своей силы и наглости… Они считают, что им все позволено, они короли этого мира, они пользуются всеми благами, не считая, что должны что-то давать взамен. Но вся их сущность человеческая может уместиться в одной лопатке, которой дворники сгребают собачье дерьмо. И сами они как то дерьмо, которое как не поливай его позолотой, дерьмом останется.

    И эти человеческие отбросы изнасиловали внучку деда Ивана. Ту внучку, которую он лелеял и воспитывал, ту, ради которой он, в сущности, и живет на этом свете. Ту, что осталась единственным дорогим ему человеком, потому что дочь его влилась в тот самый яростный поток беспринципных и жалких слабаков-халявщиков, которые хлынули в начале 90х из России на поиски легкой жизни.

    Дед Иван все еще верил в справедливость. Он не верил, что такое развитие общества закономерность, он думал, что все это лишь временные потрясения, что все уляжется, что придет час и очистится двор от «братков», конторы от бюрократов, а президентское кресло от алкоголика.

    Он верил, что «наша милиция нас все еще бережет» и что «человек- это звучит гордо!». Но когда дед узнает, что арестованных насильников отпустили через несколько дней, потому что папаша одного из них — важный чин в милиции, когда он понимает, что на месте следователей в кабинетах сидят лишь копилки, в которых звонко бряцают долларовые монеты, когда он увидел, как недавние насильнике ЕГО внучки с довольными рожами и на дорогих тачках продолжают свою развеселую жизнь, он перестает верить в человека.

    Но Иван — мужик старой закалки, он не раскис и не размяк. Стариковские слезы быстро высохли, а в душе закипала злость, большая злость, ненависть к этим подонкам, к тем продажным кабинетным крысам, к куклам в милиции, к всей той грязи, от которой пора очищать Родину. Он стар, но чувство справедливости, честь в нем живут и поныне. Он берется за оружие, как когда-то в старые времена. Только тогда он бил фашистов, а теперь он бьет таких же фашистов и выродков, только своих, русских, таких, которые не должны были даже появиться на этой Земле, останься в живых побольше таких людей, как дед Иван.

    У Говорухина получилось снять очень неоднозначный фильм. Он снимал кино о трех вопросах: «Возможен ли самосуд?», «Может ли убийца быть хорошим человеком?» и «А судьи кто?».

    На первые два вопроса Говорухин ответил нам утвердительно. Он был так искренен в своих ответах, что я ему безоговорочно поверил. Режиссеру удалось подвести нас к тому, что иного варианта в ситуации деда Ивана быть не могло — либо проглотить обиду, забыть о ней и носить остаток дней на сердце камень и плакать по испорченной жизни внучки, либо отомстить. Дед Иван мстит, и, что называется, правильно делает. Я думаю, любой любящий человек, любой человек чести, слова, твердых принципов, поступил бы также. Должен был бы поступить!

    Самосуд не выглядит таковым в условиях, когда мразь и всякая подзаборная гниль смеется и, извините за выражение, чуть ли не испражняется тебе в лицо, а ты стоишь, униженно опустив голову и глотаешь слезы обиды. Нет. Нельзя. Если б мой дед был на месте деда Ивана, я думаю, он так же отомстил за мою сестру, а то и пожестче. Я думаю, ребята, любой из наших дедов сделал бы за нас тоже самое. Потому что наши деды прошли через такой ад, в котором эти молодчики не выдержали бы и 20 секунд, и не привыкли сдаваться. И Говорухин со своим героем согласен, он верит в него, переживает за него и глубоко симпатизирует ему. И мы влюбляемся в деда Ивана.

    На второй вопрос Говорухин тоже говорит «Да». И мы снова с ним согласны. В 1995 году Тэйлор Хэкфорд снял фильм «Долорес Клейборн» по Стивену Кингу, и там так же ярко встала проблема «человечного убийцы», как в «Ворошиловском стрелке». нет, это не единственный фильм подобной тематики, таких много, просто мне сейчас пришла на ум именно «Долорес».

    Доведенный до отчаяния человек может решиться на убийство, но его отчаяние, его правда, его готовность понести ответственность, его справедливость — они дают ему право взять на себя функции судьи, если официальные инстанции не могут, а главное, не хотят что-либо сделать! Дед Иван горит жаждой мести, но мы видим, как здорово досталось старику, мы видим, как глубоко его горе, как сильна боль, как искренни страдания. И у себя в мыслях мы сами, согласитесь, расстреливаем подонков, разрываем их на куски, и то, что делает дед Иван, кажется нам таким правильным и естественным. И еще больше подкупает то, что дед Иван не оправдывается, не нуждается в жалости, он делает то, что считает нужным, что согласуется со всей его жизненной философией. Может, он и не имел на это право, но… зритель, зритель сам дает ему это право, всей душой сопереживая старику.

    И человеческое в нем не только не уменьшается, но и растет. Мы видим, как каждый выстрел дается деду: каждый выстрел — это его выстрел в свое собственное больное сердце. Бывают ситуации, когда выход только один и тут, уж, как говорится, «без компромиссов».

    И в том, что мы так полюбили деда Ивана, заслуга великого СОВЕТСКОГО актера Михаила Ульянова. Этот фильм на 95% — сделал именно он. Почему я так выделяю «советского»? Да потому что Ульянов гениальный, блистательный актер, в котором на каждом шагу чувствуется та самая школа, которую не пропьешь, не продашь и не потреяешь при любой власти. Ульянов здесь истинно великолепен. Мало, кто из актеров смог бы сыграть так блестяще, как он, и, конечно, это все равно был бы актер старой закалки.

    Если бы Говорухин дал девочке не деда, а отца, и оставил мотивы мести, я не знаю ни одного современного актера 35-40-летнего возраста, кто так справился бы с подобной ролью, кто сыграл бы так искренне и сильно. Здесь Ульянов постоянно меняется: из самого обыкновенного и немного ворчливого старика он превращается то в убитого горем больного человека, то в настоящего «одержимого», словно помолодевшего мужика, в котором мигом воскресли и былые боевые навыки, в котором душа жива и требует справедливости, в котором бурлит и клокочет жажда мщения. Стихийная одаренность Ульянова и «народная идейность» Говорухина дали потрясающий результат — герой Ульянова стал настоящим «своим человеком», дедушкой каждого из нас, поистине «народным мстителем», которым с презрением окрестил его один из высоких милицейских чинов. В Ульянове есть такой мощный стержень, такая сила, что сразу понимаешь, почему он так гениально сыграл Жукова в одноименном фильме и почему рядом с ними все эти чиновники, все эти наглые ублюдки, все эти полковники и т. д. кажутся ничтожными, временными, никчемными.

    Не будь в этой роли Ульянова, фильм стал бы еще более неоднозначным. Я уже упоминал об этом и теперь снова говорю — фильм неровен. Почему? Ему свойственна довольно типичная для подобных фильмов несколько лощеная честность. По-другому я это назвать не могу. Но Говорухин не выдерживает накала страстей: во-первых, он слишком сильно любит своего деда Ивана, поэтому фильм оказывается слишком однозначным: вот дед Иван — он хороший, и участковый Леха — хороший, свой парень, и капитан милиции — простой ревностный служака, который не в ладах с большими начальниками. А подонки-бандиты — уроды, однозначно, и этот хлыщ-полковник тоже урод, и этот следователь, и эти…

    В общем, для фильма характерно слишком четкое деление на черное-белое, которого в жизни, конечно, не бывает. В этом и заключается суть третьего вопроса, на который Говорухин ответа не находит. Кто, в конечном счете, виноват и кто понесет за все это наказание — ведь по сути дед Иван, всего лишь маленький винтик в машине такой вот бюрократии, лжи и холодного равнодушия вышестоящих к нижестоящим. Не дотянул Говорухин, не справился. Да и потом, он постоянно старается сглаживать углы, попытка сделать естественными жаргон этого быдла, показать развеселую жизнь этих молодчиков выглядит натужной и жалкой. Сразу видно, что режиссер все же советский, и очень не хочется ему слишком ожесточать героев и зрителя.

    Абсолютно не впечатлила Анна Синякина в роли Кати. Это ужасное потрясение она разыграла довольно посредственно, и, если горе Ульянова видно, и оно настоящее, горе Кати, ее стыд, ее метание и борьба с собой у Синякиной выглядят очень слабо. Ну, не поверил я ей, хотя сочувствие, конечно было. Но ведь в таком кино не сочувствие важно — в драме о жизни важна жизненность. Это в блокбастере можно герою посочувствовать и этого достаточно, тут жизни не было. Вот Ульянов сыграл пронзительно, достоверно, глубоко, а девчонка сыграла так, как ей сказали сыграть, не больше, не меньше.

    В виду описанных недостатков я не могу назвать этот филь шедевром, хотя он этого почти заслуживает. Он мне безумно понравился! Это прекрасный ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм с элементами реализма, тонкий, трогательный, искренний настолько, насколько, наверное, это было можно сделать в конце 90х. Этот фильм нужен. Очень. Своей идеей, своим исполнением и гениальной игрой Ульянова он вгоняет обратно в сортир то дерьмо, которое повылазило на экраны РФ вместе с угробищем, типа «Бумера» и всяких «Бригад». Отстреливать такие «русские блокбастеры» надо. По-нашему! По-ворошиловски!

    9 из 10

    28 ноября 2007 | 18:46

    Я пересмотрел этот фильм, практически через десять лет.

    Что сказать — очень не плохо сделано, но сначала (очень давно, для некоторых), я прочёл книгу и лишь затем увидел фильм, тогда я воздержался от комментариев.

    Что сказать? Милиция (и полиция) никогда не была, как это говорится — ах, да «легитимна и ничтоже сумняшеси», тьфу.

    Фильм отличный, (я не буду говорить о том, что ни один снайпер не поднесёт окуляр к глазу) но скажите мне, нет, лучше спросите себя — какие чувства вызывает у вас этот фильм? Спросите у себя и может быть спросите у живших в СССР — вы бы взяли в руки плётку? А ведь наказать, и это ясно, можно по другому.

    Ладно, вернусь к фильму, фильм — отличный и… плохой, отличный — потому что игра актёров хороша, но в чём-то не жизненна, плохой — потому что враньё.

    Прочитав вышесказанное, задайте себе вопрос — если есть месть и есть справедливость, почему нет справедливости для мести?

    30 июля 2011 | 01:09

    Фильм ну просто замечательный. Всегда склонялась к иностранным картинам, но тут как-то решила посмотреть. Впечатления самые лучшие остались.

    Во-первых игра актеров, она восхитительна. Будто из своего 2013 я попала в лихие 90-е. Атмосфера во время просмотра наилучшая. Трое ребят мне понравились, Башаров, Макаров и Древнов вошли в роль «плохих парней», как мне кажется- легко. Наивная девочка Катя, будто и не подозревала о том, что случится. Милиция конечно тоже по тем годам неплохо сработала. Просматривая фильм, я как будто видела как жили люди, влилась в их повседневный быт, увидела какими были люди тогда.

    Парней было действительно жалко, когда им решил отомстить дедушка Кати- Иван Федорович, которого сыграл Михаил Ульянов. Кстати, тоже великолепный актер. Они, чувствуя себя безотказными во всем, и не думали, что может произойти, ведь они и есть по их мнению- хозяева жизни. Фильм, заслуживает внимания, и все таки иногда нужно думать и иметь голову на плечах.

    10 из 10

    Таких фильмов осталось совсем мало.

    15 мая 2013 | 20:25

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>