• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:

Вкус сайры

Sanma no aji
год
страна
слоган«Yasujiro Ozu's Last Film»
режиссерЯсудзиро Одзу
сценарийКого Нода, Ясудзиро Одзу
продюсерСидзуо Яманоти
операторЮхару Ацута
композиторТаканобу Сайто
художникMinoru Kanekatsu, Тацуо Хамада, Шигео Огивара, ...
монтажЁсиясу Хамамура
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
время113 мин. / 01:53
Мужчина по имени Шухей Хираяма счастлив своей налаженной жизнью. У него хорошая работа, а вскоре его ожидает долгожданный выход на пенсию. У него трое замечательных детей: старший сын женат и счастлив в браке, младший сын устроился на приличную работу, а дочь, после кончины его жены, занимается всеми делами по дому. Однако Шухей постепенно начинает понимать, что его дочь не обязана вечно ухаживать за ним и его жилищем, пока он не умрет, и тогда он решает устроить для своей дочери брак…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
18 + 1 = 19
8.9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:05

    файл добавилvic1976

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    «Край неба солнце поджигает,
    Деревьев вырастает тень.
    Бутыль сакэ. Три самурая.
    В раздумьях проведённый день»…


    Японская культура — пропитана духом «вечного одиночества». В художественных жанрах искусства (стихах, картинах), так и в традиционном неторопливом потреблении сакэ, есть что-то от «тяною» — японской чайной церемонии. Лаконизм человеческой «беседы» (с красками, пером, посудой, алкоголем и т. д.), направлен на созерцание всего, что может уловить человеческий глаз. И главное, позволяет заглянуть внутрь себя самого, ощутить одиночество… «Человек приходит в мир одиноким и уходит один». Как бы там ни было, душа жаждет успокоения, от непрерывных мыслей о животном страхе потери любви близких и родных, их смерти или законченности всего, что имеет свой финал…

    Во времена Басе, жизнь не была столь прозаична и стремительна. Хватало одной тростниковой ветки, дуновения ветра, взмаха крыльев пролетающей бабочки, чтобы бродячий художник (поэт), мог поразить воображение, чудесами природы. «Путешествие» к себе, должно было носить характер, приобретения трудностей. Тогда, человек, размышляя о жизни, «открывал» тайну живого существа на земле. Слишком гладкий путь на протяжении отведенного времени, лишал чувства вечного одиночества. У героев картины — весьма нелегкая стезя, как у многих людей, имеющих семьи или потерявших члена семьи…

    Ясудзиро Одзу — известный японский режиссер, проживший 60 лет. Его цикл жизни, «замкнулся» ровно в назначенное время. Если верить поверью жителей Дальнего Востока, человек, после 61-го дня рождения, считался, заново рожденным. Одзу, достиг наивысшей точки переосмысления своей сущности. Он создал правдивые образы в кино, в которых «присутствует» сам режиссер и простой обыватель…

    Картина «Вкус сайры» — о семье, в которой девушка отказывается от замужества, ради заботы о престарелом отце. Герой Тисю Рю (Шухей Хираяма), вечера, посвящает общению с друзьями за распитием сакэ. Походы в бар, навевают воспоминания о молодости, а «преждевременное старение» дочери в ее благодатном возрасте, заставляют перебороть собственный эгоизм и невнимание к семье. Отец собирается выдать дочь замуж.

    Фильм снят очень целостно. Создается впечатление, что зритель перемещается в кадр, при некоторых технических тонкостях операторской работы Юхару Ацута. Ясудзиро Одзу, избрал своеобразный ракурс для многих сцен фильма. Это позволяло сконцентрировать внимание на деталях и улавливать множество нюансов отношений между людьми. «Вкус сайры» — из тех творений, которые открывают ощущения чего-то нового, проецируясь на жизни в целом. Главный вопрос, который поднимает фильм — не в угнетающем чувстве одиночества, а в своего рода постижении перехода на более высокий уровень (юности в зрелость), а зрелости в мудрость.

    8 из 10

    30 января 2012 | 20:18

    Последний фильм великого японского классика «Вкус сайры» восхищает своей простотой и глубиной одновременно. Одзу все так же, как и в предыдущих своих работах, не отходит от темы семьи, но в свои картины быта тонко вплетает тему одиночества, отчего фильм звучит немного трагично, несмотря на отсутствие таковых событий.

    В центре фильма стареющий герой Шухей Хираяма в лице знакомого по фильмам Одзу актера Тисю Рю. Весь фильм он старается принять правильное решение о судьбе своей дочери: ему и без неё остаться не хочется, и хочется ей счастья одновременно. Вокруг Шухея его друзья, которые ему что-то советуют, его дети, которые его поддерживают, его учитель, который является красноречивым примером возможного выбора. А также подробности быта дома, кафе, дома — очаровательно предстают зарисовки окружающей действительности интерьеров.

    Т. е. сюжет фильма очень прост и при этом втягивает в себя, погружает через мир вещей и окружающих семейных ритуалов. Много мелких сценок утепляют это кино: стареющие юмористы, постоянно подтрунивающие над другом, который женился на молоденькой; любовные поглаживания клюшек для гольфа старшим сыном героя; военные марши в кафе; рассуждения на тему «А что бы было, если бы Япония победила в войне». Одзу, сам прошедший вторую мировую, не уделяет особенного внимания в своем творчестве последствиям её, только отголоски доносятся. Так и в этом фильме «Если бы Япония победила, эти светлоглазые носили бы японские прически, жевали бы свою резинку и бренчали бы на нашем сямисэне… Тогда может и хорошо, что мы проиграли».

    Очень располагают к себе герои этого фильма — открытые, честные, простые, добрые, с чувством юмора. Они строят такие же отношения, несмотря на все условности и традиции, или даже одновременно и вопреки, и благодаря им. Это в них что-то особенное, японское, что возможно нашим европейским сознанием не всегда адекватно воспринимается, хоть и высоко оценивается.

    Все действия происходящие рассматриваются так, как будто ты почти внутри фильма — это из-за взгляда камеры. Одзу снимает где-то снизу, где-то на уровне глаз, тем самым как бы включая зрителя. Музыка звучит только тогда, когда показывают быт, а не в дополнение переживаниям героев — интересный вариант её использования. Кстати, сами события, которые вызывают переживания, в фильме не показаны, и в то же время создаётся впечатление, что они были, что мы их видели.

    Итак, своими классическими и уникальными приёмами, режиссёр размышляет на тему выбора в пользу себя или детей, заботы о себе или дочери, возможности пережить удаление от себя того, «в кого так много вложил себя». Он видит пример судьбы дочери учителя по прозвищу Тыква, которую отец в свою очередь не отпустил от себя, и теперь от этого оба страдают. Тыква одинок. Но ведь одинок он был бы и в том случае, если бы отпустил свою дочь…

    Потому что «человек остается один», в любом случае один.

    Кому можно порекомендовать этот фильм? Думаю всем, кто любит хорошее кино с маленькими, но глубокими экзистенциальными вопросами.

    20 января 2013 | 19:50

    «Суть кино в том, что настоящего времени в нём не бывает никогда- разве что в плохих фильмах»- говаривал Годар. Он вообще был любитель «поговорить» и большой почитатель- «слова», потому и наводнял свои фильмы- бесконечными титрами-лозунгами. А вот японский киноклассик Ясудзиро Одзу, ровно наоборот- по-восточному был немногословен, потому-то в его картинах и не было лишней болтовни и призывов, а была лишь невесомая печать вечности. Пусть даже и не реальностью настоящего, но налётом какого-то постоянного сегодня.

    «Вкус сайры»- эпилог творчества Одзу, его нам завещание. Где в самом названии- которое подразумевает- «Вкус простой пищи»(ведь сайра дешёвая рыбёшка на столах рядовых азиатов), есть философский посыл- жить надо просто…

    Жизнь проста, а человек её всё время усложняет. Секрет элементарности её и заключается в том, чтобы просто: есть, пить, спать, работать, творить, общаться с людьми, максимально уделять внимание родным и близким- и делать всё это со вкусом и любовью.

    Мудрый проницательный опытный взгляд японского режиссёра равняет его с самим Буддой. Великий мыслитель Одзу, растворяется в неспешной красоте собственных лент, лишь намекая проницательному зрителю на «горизонт событий», выводя всю эмоциональную начинку за пустые пространства своих аккуратных кадров.

    Удивительно ещё и то, что «Вкус сайры», как и многие другие работы японца здорово напоминают наше- советское соцреалистическое кино конца 50-х. Та же мажорная музыка, те же пейзажи заводских окраин, те же вечерние посиделки обычных семей и рабочие будни простых служащих. Жизнь- передающаяся нехитрым экранированием, без лишних средств эффекта. Да и тёплый тон повествования смиряет тревоги зрителя с пеленой медитативного киноряда на экране. Словно бы сам Ясудзиру взывает к нам: «Жить надо просто»… а может быть- «Просто надо жить»…?

    P. S. Молодой торопится жить- его нетерпеливо тянет заглянуть в будущее. Пожилой же, ведёт размеренную жизнь, отмеряя каждый новый день настоящего- неспешностью собственного опыта. Как верно подметил один родной мне человек: «Мы(молодое поколение 20-30-ти летних) ещё не доросли, не вызрели для подобных фильмов, хотя и понимаем их интуитивно. Их правильно мы сможем оценить только через десятилетия, будучи уже в возрасте.»

    8 из 10

    3 февраля 2012 | 11:48

    Это был только 2й просмотренный мною фильм Ясодзиро Одзу. 1м была «Ранняя Весна». Может быть из-за некачественного перевода фильм не произвел на меня большого впечатления. Однако этот фильм мне удалось посмотреть с качественным переводом.

    Фильм просто шедевр! Разговоры стариков о старости, жизни своих детей, прошедших временах вызывают сочувствие и грусть.

    История о том, как самое ценное и дорогое, дети уходят из твоей жизни, когда ты стар, и еще более печальней становится, когда понимаешь, что так должно быть. Иначе можно погубить их жизни став для них обузой и не дать им жить своей жизнью. Режиссер отлично показал это на примере Школьного учителя Тыквы, именно глядя на него главный герой задумывается о том, чтобы наконец отпустить дочь, которая была рядом всю жизнь.

    9 из 10

    7 апреля 2010 | 12:12

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>