• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Утомленные солнцем

год
страна
слоган«A moving and poignant story set against the corrupt politics of the Stalinist era»
режиссерНикита Михалков
сценарийРустам Ибрагимбеков, Никита Михалков
продюсерНиколь Канн, Никита Михалков, Жан-Луи Пьел, ...
операторВилен Калюта
композиторЭдуард Артемьев, Дмитрий Атовмян
художникВладимир Аронин, Александр Самулекин, Наталья Иванова
монтажЭнцо Меникони
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в России
$160 000
зрители
Франция  529.8 тыс.,    США  529.3 тыс.,    Испания  172 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время151 мин. / 02:31
Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
79%
11 + 3 = 14
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Узнав о съемках картины «Утомленные солнцем», Ингеборга Дапкунайте сама нашла Михалкова и предложила себя на роль Маруси. Тогда режиссер даже не подозревал о существовании такой актрисы, более того, он уже наметил на роль Елену Яковлеву. Решающей оказалась улыбка Дапкунайте: увидев ее, Михалков уже не сомневался, кто будет сниматься в его картине.
    • Съемки «Утомленных солнцем» затянулись. Уже наступила осень, а по сюжету действие происходит жарким летним днем. Чтобы выйти из положения, Михалкову пришлось заказать тысячи искусственных ярко-зеленых листьев, которые были тщательным образом прикреплены к уже оголившимся ветвям деревьев.
    • Во время съемок «Утомленных солнцем» Наде Михалковой было всего 7 лет. Она очень ответственно относилась к работе. Когда шла начальная сцена, где вся семья парится в бане, Надя до последнего скрывала, что ей очень жарко (так волновалась, что ее не будут снимать). И только после слов «Снято!» маленькая девочка не выдержала и упала в обморок.
    • Песня «Утомлённое солнце», исполняемая П. Михайловым в фильме, действие которого происходит в 1936 году, была записана певцом в 1937-м. Текст отличался от звучащего в фильме.
    • По телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова.
    • Дача, где проходили съемки, принадлежала экс-мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову. И даже большая часть предметов интерьера — собственность хозяина дома.
    • В 1994 году фильм был удостоен Государственной премии Российской Федерации.
    • По мотивам ленты британский драматург Питер Флэннери написал одноимённую пьесу, по которой в 2009 году, на сцене лондонского Королевского Национального театра, был поставлен спектакль с Киараном Хайндсом в роли Котова и Рори Кинниром в роли Мити.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Исполнитель роли сотрудника НКВД Владимир Рябов в реальной жизни является уголовником-рецидивистом. В 2004 году его приговорили к 21 году в колонии строгого режима за убийство. В следующих частях фильма его роль исполнил Сергей Бачурский.
    • За роялем Митя поет отрывок из арии «Recitar/Vesti la giubba» (Пора выступать! Пора надеть костюм!) из оперы «Паяцы».
    • еще 7 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Автомобиль на котором приехали НКВДшники за Котовым это американский Packard Six 1937 модельного года, поэтому в 1936 году, конечно, никак не мог быть. Но автомобили этой марки в предвоенном СССР были, к тому же это была любимая автомобильная марка Сталина.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Судя по первой реакции американских комментаторов, мало кто из них ожидал, что «Оскар» за 1994 год среди иноязычных кинопроизведений достанется российскому фильму «Утомлённые солнцем». Но справедливости ради надо заметить, что он сносно для европейской картины прошёл в прокате США ($2,6 млн.), хотя, например, другой оскаровский лауреат «Индокитай», обыгравший в 1992 году михалковскую «Ургу», собрал в два с лишним раза больше. Многих также занимал вопрос о воздаянии Никите Михалкову по заслугам после того, как он был якобы намеренно обижен во время раздачи наград на Каннском фестивале, когда «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к «американскому кинобастарду» Квентину Тарантино, который в «Криминальном чтиве» разделался со всеми традициями и канонами, став несомненной альтернативой всем, кто тяготеет к духовности и проповедничеству в кино. Теперь с дистанции времени можно убедиться, что Американская киноакадемия, наверно, в меньшей степени помышляла о тайной дипломатии или о наибольшем соответствии «Утомлённых солнцем» из всех номинантов голливудскому Большому Стилю. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 804 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    В 1994 годы мы все были шокированы: «Утомленные солнцем» ворвались в нашу жизнь. И это нисколько не звучит преувеличением. Для того, чтобы понять феномен фильма, прежде всего следует абстрагироваться от истории с «Оскаром» (даже от очаровательной Нади Михалковой в восхитительном темно-синем платье на церемонии), а также от всех последующих попыток режиссера повторить свой успех. Поэтому поговорим о картине, насколько это возможно, вне контекста ее продолжение и вообще последующего творческого пути Никиты Сергеевича.

    Говорят, режиссер хорошо ровно настолько, насколько хорош его последний фильм. И если так, то Михалков упустил возможность стать живым гением и великим кинематографистом современности. Но с другой стороны, наверное, держать долго ноту, заданную самому себе «Утомленными солнцем» — задача почти невыполнимая. И как бы в дальнейшем ни складывалась режиссерская судьба автора фильма, одно неизменно: в его жизни, в нашей, в российском кино случились «Утомленные солнцем», и это навсегда останется фактом нашей культуры.

    Главным достоинством картины остается ее атмосфера: ностальгическая, тревожная, летняя и какая-то гнетущая одновременно. Все это ощущаешь до кульминации и сюжетной развязки, жестокая трагедия предугадывается в слишком идеальных очертаниях летнего дня, который, казалось, будет бесконечным и изнеженным. Но действие даже не разгоняется, начиная с середины, а взрывается, оглушая нас и, безусловно, взрывная волна докатывается до нас, трясет и заставляет все внутри сжиматься. Этот взрыв оставляет после окончания фильмов нас наедине с нашим страхом, который фильмом не вызван, а пробужден: потому что наша историческая память хранит воспоминания об ужасах внезапных арестов и ночных обысков, о лае собак на морозе возле железнодорожных составов, о полной неизвестности и беспросветности впереди.

    Но думать, что «Утомленные солнцем» — это про сталинские времена, или про 1936-й, или про тоталитаризм, значило бы предельно сузить смысловое и художественное богатство фильма, попытаться затолкать это полотно в границы показанных событий. Эта картина о том, что мы вроде бы слишком мелкие зернышки, чтобы противостоять жерновам истории, но с другой стороны, амбиции, обиды, личные счеты помогают этим жерновам вращаться и перемалывать в муку человеческие судьбы, лишая нас прошлого и будущего, надежды и чувства защищенности. Это фильм о горечи нашей жизни, в которой ничего не бывает непоколебимым, особенно счастье, о несовершенстве человека, ведь сложись обстоятельства немного иначе — и история эта могла бы развернуться ровно на 180 градусов.

    Нравственным и эмоциональным центром картины является дочь комдива Котова Надя: ее искренняя и незамутненная любовь к каждому из действующих лиц этого страшного спектакля, ее вера в то, что жизнь создана для счастья, что этот летний день с купанием и домашними танцами никогда не закончится — все это сыпется, как карточный домик одним движение, одним росчерком пера. Вообще все происходящее мы видим словно ее глазами — это не воспоминания, а именно тот ракурс, который позволяет нам сместить акцент на ее угол зрения. В формировании этого особого фокуса большая заслуга принадлежит Никите Михалкову не только как режиссеру, но и как отцу: его любовь к актрисе, его семейственность в данном случае позволили ему добиться своей цели. Мы чувствуем эту алхимию отцовской и дочерней любви и от того, наверное, доверие к показанному возрастает многократно. Хотя, пожалуй, картина дает возможность посмотреть все под углом зрения каждого из героев и понять, что мотивы у каждого свои (здесь хотелось сказать, что у каждого своя правда, но, кажется, правды никакой нет).

    Но если герои не обладают этой роскошью, то создатели картины наделены даром художественной правды: сценаристы, художники, операторы, костюмеры, композиторы представили яркие, самобытные и какие-то непогрешимые работы (несмотря на существующие неточности), в каждом аспекте и Никита Михалков и те, кто с ним работал, сумели сделать все для создания той самой атмосферы, о которой говорилось уже выше. И кроме того здесь до совершенства режиссер довел еще одну стороны свое работы — актерский состав. Он словно успел захватить уходящую эпоху и собрать воедино не только классиков (Вячеслав Тихонов, Алла Казанская, Инна Архипова, Инна Ульянова, Светлана Крючкова), но и достаточно молодых еще на тот момент, хотя уже и уникальных (Олег Меньшиков, Авангард Леонтьев, Ингеборга Дапкунайте, Владимир Ильин), и к тому же еще совсем юных (Евгений Миронов, Марат Башаров, Георгий Дронов), которые только готовились становиться известными, но не остались незамеченными здесь. И не стоит забывать про самого Никиту Сергеевича в роли Котова, которая ему удалась блестяще: это именно тот случай, когда он оказался к месту в собственном фильме, был органичен и харизматичен, и иного артиста здесь трудно себе представить.

    Нужно суметь отойти на достаточное расстояние, чтобы разглядеть некоторые вещи: с выхода «Утомленных солнцем» прошло уже 23 года и это достаточно, чтобы абстрагироваться от Сталина, от «Оскара» и даже от двух продолжений фильма. Мы можем сконцентрироваться лишь на собственных индивидуальных впечатлениях и постичь тайну проникновения внутрь фильма с тем, чтобы, словно бы на собственной шкуре, испытать все то, что выпало героям. От согревающего тепла солнечного луча сквозь листву до неназванного еще ужаса неизбежного…

    1 сентября 2017 | 15:37

    Шикарный фильм. Михалков и Меньшиков играют на запредельнм уровне. Главное, чтобы не испортили всё продоолжением. Впрочем, Никита плохо снимать не умеет.

    19 января 2006 | 13:18

    Вот возникло странное желание заняться в очередной раз тем, что может делать-то и не стоит. В прошлый киносубботник мы с Сорокиным в присутствии дам шли на «Пипец», а попали на «Утомленные солнцем — 2», про которых я категорически писать отказываюсь, а, пересмотрев первую часть (которая, конечно же, и должна была остаться единственной), буду писать про нее.

    Вообще, конечно, при всей пафосности фигуры Никиты не только в нашем кино, но и в нашей стране, надо отдать ему должное в том, что он умеет делать хорошо: снимать кино и в нем сниматься. И можно бесконечно ругать его за совершенно неподражаемые интонации, за нытье и барский лепет, но всё это не совсем правильно, потому что плеяда критиков обычно не в состоянии Михалкова-актера отделить от Никиты Сергеевича в жизни. Понятно, что Никита не сильно напрягается в фильмах, играя всё больше самого себя, нежели искусственного персонажа из сценария, но от этого уровень именно что актерского мастерства подвергать сомнению глупо. Такая же ситуация у Михалкова и с режиссурой, которую в чистом виде воспринимает мало людей, предпочитая экстраполировать каждый фильм Никиты на его риторику в рамках СК или очередной программы с очередным познером. Т. е. уйди сейчас Никита в подполье, как Хржановский-мл., и вполне мог бы стать местным Херцогом или Копполой.

    Первые «Утомленные» — фильм во всех отношениях правильный, выверенный до последнего кадра и звука. С одной стороны, это абсолютно фестивальная история с таким количеством артхаусных киноприемов, что порой прям гордость разбирает за страну. Там же первые два часа фильма — это абсолютно европейский киноформат, антиутопия на стыке с сюром — все эти люди в противогазах, канканы в тихий час и эффекты шаровой молнии. Перед глазами проносятся какие-то сумасшедшие люди — Тихонов с усами, Ильин с сеточкой для укладки, а появление Меньшикова в доме все помнят? — и создается ощущение, что у фильма нет начала и конца. Жаркое солнце припекает голову зрителю настолько, что с трудом вспоминаешь, что Митя — засланный казачок, и что в самом начале он живет в квартире на набережной Кремля. И только минут за двадцать до финала режиссер сгребает мозолистой рукой всех в кучу и давит до тех пор, пока на глазах не заблестят никакие не глицериновые, а самые настоящие слезы. При этом, ты понимаешь, что вот именно сейчас тобой манипулируют, чувствуешь над ухом легкое шевеление усов и голос: «Вот теперь плачь».

    В области идейности изобретений тут нет: фабула об ужасах тоталитарного государства тут звучит простым аккордом ля-минор, который только усиливается Котовым, который единственный во всей компании в это самое государство верит. Но главное в фильме вовсе не это. У Михалкова получилось сделать кино, однозначно воспринимаемое Россией, Европой и Америкой. И награды Каннского фестиваля (большой приз жюри) и Оскар (лучший фильм на иностранном языке) — это только следствие этого. Причина тут в другом: на стыке русской скорби (которая может быть передана разве что как «У-у-у-у-у-у…» в эпизоде прощания комдива с Надей), нашего исторического сознания 30-х годов, либерального порицания авторитарной власти и превозношения христианских ценностей — семья, дом, долг и честь — у режиссера рождается самый, пожалуй, важный элемент в любом искусстве — УКК — универсальный культурный код.

    12 мая 2010 | 10:54

    В последнее времечко Никиту Михалкова клеймят грязными ваксами не только как личность, но и как кинематографиста. Особенно кипение возросло после выхода в свет двух продолжений его знаменитой ленты «Утомленные солнцем». Но, по-видимому, сие «кинокритики» просто не видели его предыдущих замечательных фильмов. К примеру, возьмем такие картины, как «Родня» или «Автостоп». Однако перейдем к его лучшему, на мой взгляд, творению (еще не обвешанному последышами).

    Сюжет картины «Утомленные солнцем» основан на проживании одного дня комдива Котова и его семейства. Вот только Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков сотворили сценарий в таком ключе, что и не сразу-то и заметно, что это история вмещена в суточный отрезок времени. И, конечно, этому способствуют очень хорошие и яркие диалоги. Они переходят из позитивных в эмоционально-негативные, а из дворянских в околичностные, и наоборот. Отдельные монологи героев некоторых героев раскрывают их нераскрытые чувства и душевное состояние. Только двусмысленная сказочка про Ятим и Ясум, рассказанная Котовым, чего стоит. И эта сказка несет в себе абсолютный зеркальный оттенок. Ведь эта история про Митю и Мусю (жену комдива). Вернее, про их полузабытую любовь. Именно с этого тихого прозаического всплеска ревности комдива и происходит, так сказать, интермеццо в картине. Срываются маски. Митя — не такой уж и пай-мальчик, коим был в начале. Его планы ясны и безжалостны. Котов — один из предводителей системы и любимец товарища Сталина. В конце он не в силах противостоять системе, а Сталин, как будто, смеется над ним с огромного стяга.

    Михалков, как режиссер, показывает зрителю не просто историю. А историю в деталях, разных красках. Рык на командира танкового подразделения в начале фильма, охарактеризовывает Котова как все еще властного командира и значимую фигуру. Но он, как и сам этот рык, — мгновенен и пуст в дальнейшем своем существовании. Игра в футбол — веселое и беззаботное времяпрепровождение перед надвигающейся бурей. А искусный в своей спецэффективности огненный шар в конце картины — символ заката личности, семьи, живших в лоне устоявшихся и незабытых старых правил и воспоминаний.

    «Утомленные солнцем» — драма, сыскавшая успех и значимость в кинематографическом свете за счет не только художественных достоинств, но и за счет политической значимости. В новой старой России-матушке еще никто так остро, хотя и в слегка прикрытой форме, не осуждал весь ужас сталинских репрессий и его правления в целом. Но Михалкову это удалось сделать. И западная общественность сразу сняла шляпу перед его творением. Итог: американский Оскар и два приза на Каннском фестивале.

    Рассуждая о сюжетной значимости фильма и его внутреннего смысла, невозможно не замолвить слово об актерской игре. А она — блистательна. Мощный костяк старой актерской школы, взращенной на постулатах Станиславского (Вячеслав Тихонов, Инна Ульянова, Никита Михалков) содействует с молодыми талантами (Надежда Михалкова, Олег Меньшиков, Евгений Миронов). Меньшиков вообще сыграл просто шикарно. Он изобразил довольно скользкого и двойственного человека, который сводит счеты с совестью, заодно, с жизнью… с кроткой улыбочкой на лице. Ну а в дуэте с Никитой Сергеевичем он становится еще краше. И это не только мужские разборки в камышах, которые оканчиваются сахарно и радостно перед носиком Наденьки. Это, прежде всего, сцена со Сталиным. Котов с ненавистью смотрит на стяг с физиономией Вождя Народов, в то время как меньшиковский Митя отдает ему (Сталину, конечно) честь. Но только выражение лица выдает его страхи. Крутя в зубах цигарку, Митя предчувствует свою дальнейшую односложную судьбу. Он, как бы, боится товарища Сталина. Он понимает — что произошло с Котовым, может и произойти с ним. А судьба бывает беспощадна. Заложив Котова, Митя несет на своем темени отпечаток его судьбы.

    Кроме того, многогранна и упоительна музыка. Мелодии, созданные Эдуардом Артемьевым, перемежаются с мотивами песни той эпохи — «Утомленное солнце нежно с морем прощалось. В этот час ты призналась, что нет любви…» Сие солнце — словно иносказание. Под его лучами в считанные часы закатились судьбы людей разных поколение, связанных меж собой одной временной нитью.

    Смотрите хорошее кино!

    10 из 10

    23 марта 2012 | 19:38

    Жаль, что в последние годы Никита Сергеевич неуемной общественно-политической активностью порядком запятнал свою репутацию, так что многие знают его как упрямого проповедника непопулярных взглядов, а о Михалкове-режиссере почти не вспоминают. Остается надеяться, что не все разучились отделять зерна высококлассного искусства от плевел скандальных заголовков СМИ, и действительно успешные фильмы одиозного творца не растеряют своего зрителя. Такие, например, как «Утомленные солнцем».

    Можете включать его, не опасаясь: вы не найдете в нем точек пересечения с тем ворохом шума и возни, которое окружает имя Михалкова в медийном пространстве. Наоборот, картина умудряется расположить к себе с первых кадров, погружая зрителя в знакомую для него с детства текстовую ситуацию — знакомую потому как снята по всем канонам советского кинематографа и — шире — русской классической литературы. В центре сюжета — взаимоотношения семьи («мысль семейная»), обитающей в собственном доме, усадьбе (вспомним чеховские усадьбы, дом Турбиных — интересно, делал ли кто-то исследование на тему «Дом как центр русского космоса»? Если нет, это серьезное упущение). Уверен, наследование традиций здесь намеренное — до «Утомленных» Михалков снимал по Чехову и специфику жанра усвоил вполне. А образ Кирика и вовсе считают списанным с одного из чеховских персонажей…

    Вполне «классическими» выглядят и главные герои — комдив Котов и Митя. Глубокие, противоречивые, сильные личности, психологическая борьба между которыми длится на протяжении всего фильма. Правда, вначале ее не слишком воспринимаешь как борьбу, ибо предыстория рассказывается неспешно, в час по чайной ложке. Но, когда осознаешь, что их связывает, как они двигались по реке жизни, дело принимает совсем другой оборот: понимаешь, какой вес имеет каждый взгляд, что за ним таится.

    Насыщенность эмоциями — вообще главный конек фильма. Их концентрация на секунду экранного времени зашкаливает: мимика, жесты, непроизвольные подрагивания, мимолетные взоры и движения образуют единый эмоциональный поток. Если суметь в него встроиться — понесет, не остановишься.

    Впечатляет, каким спектром способов передачи эмоций владеет режиссер. Взять сцену, где Митя рассказывает маленькой Наде сказку. Ох как хочется взглянуть, как ее воспринимают взрослые, сидящие за перегородкой! Но нет, вступает прием умолчания — камера не сдвигается с рассказчика, предоставляя зрителю возможность дорисовать картину в воображении. Помочь ему призван образ шаровой молнии, шелестящей по стенам замершего в оцепенении дома, готовой взорваться в любое мгновение. Но нет, сказку не перебивают, скандала не происходит, и молния благополучно улетает, взрываясь неподалеку в роще.

    Или другая превосходная сцена — разговор на лестнице, где, стоя по обеим сторонам от Нади, самозабвенно зажавшей себе уши и гудящей «У-у-у!», Митя холодно сообщает Котову о трагическом повороте в его судьбе (причем зритель этого не слышит — камера «смотрит» от лица Маруси, стоящей этажом выше за стеклянной дверью — но обо всем догадывается). А потом Митя и Котов поочередно танцуют чечетку… Чечетку ли? Их стили различаются настолько, что одним словом их можно объединить разве что формально. Чечетка лощеного интеллигента-европейца и народный простецки-блатной «танец» красноармейца — более выразительно контраст между героями сложно передать. Да, это снимал настоящий мастер.

    Любопытно, что картинка в фильме отличная — каждая сцена начинается или заканчивается эстетичным планом. Но эстетика как таковая Михалкова не интересует: камера задерживается только в том случае, если план подчеркивает ведущую эмоцию эпизода.

    «Мыслью семейной» содержание не ограничивается: частная история также в традициях русской классики органично спаяна с историей страны («мысль общественная» как необходимая вторая половинка, делающая сюжет полноценным). Социально-философский срез фильма реализован в лейтмотивах. Постоянные репетиции (учения танкистов, учебная газовая атака, репетиция подъема полотнища с изображением Сталина) — страна постоянно к чему-то готовится, устремлена в счастливое безбедное будущее, которое так и не наступит. Водитель грузовика, целый день колесящий по полям и лесам в поисках деревни, имя которой не знает — тоже вполне по-русски. Наконец, в самом заглавии «Утомленные солнцем» небесное светило явно символизирует утопическую советскую мечту, ведущую на погибель одних ради того, чтобы надежнее согреть других. В соответствии с названием весь фильм Михалков успешно создает атмосферу летнего марева, духоты перед грозой. Вроде бы все хорошо, но буря вот-вот грянет — как в семье комдива, так и в судьбе страны (война).

    Обратите внимание на хронотоп: Михалкову понадобился один день и одно место! Передать такое количество частных и общественных проблем столь минималистичными средствами — настоящее искусство. В фильме задействовано менее 20 актеров, и по бюджету он довольно скромен. Как известно, когда за дело берется талант, денежные ресурсы более не важны…

    И про это нельзя не вспомнить, просматривая список грядущих кинопремьер, среди которых — сплошь блокбастеры не менее чем за 100 млн. каждый. Только не надо вспоминать, что сам Михалков на «Утомленные солнцем-2» потратил 50 млн «народных денег» ("да как он смел, негодник!»).

    Иначе первая часть прошла мимо вас.

    10 из 10

    8 января 2013 | 20:28

    1936 год. Товарищ Сталин построил дирижабль и устроил всей стране выходной. Это сейчас власти по городу с мигалками ездят, а тогда было проще — у Сталина есть свой дирижабль и он на нем свободно перемещается по городу, не раздражая автомобилистов, велосипедистов и извозчиков. Летает высоко вождь советского народа. Даже хит был написан: «Все выше, и выше, и выше». Специально под него хит затачивался.

    А комдив Котов по случаю выходного отдыхает с семьей на даче. Дача, надо признать, у комдива весьма симпатичная и больше напоминает не особнячок советского пролетария, а дворянское гнездо. Помимо семьи Котова, на даче есть еще какие-то люди и даже Штирлиц! Штирлицу скоро надо ехать в Германию, вливаться в ряды гестапо и начать вставлять немцам палки в колеса. Вот он и упражняется в маскировке и расслабляется перед затяжной командировкой. «Да гнал я вас во время войны!» — кричит Штирлицу Котов, имея в виду дворян и имея в виду Гражданскую войну. Штирлиц думает: «При чем тут нас? Я вообще за русских» — но молчит. Вот какой классный разведчик — его даже свои не узнают. Вячеслав Тихонов, конечно, великолепный актер!

    И тут на дачу приезжает некий Митя… Кодовое имя — Ятим. Это Митя наоборот. Даже Штирлиц ничего не понял, ибо Митя тоже хороший разведчик. У Мити два жизненных кредо: «Всегда!» и «Я мщу и мстя моя страшна».

    Фильм «Утомленные солнцем» мне понравился. Никита Михалков все-таки очень хороший режиссер и актер. На его терки с Союзом кинематографистов мне лично до лампочки. Меня больше интересует творчество человека, а не его личностные характеристики. Элтон Джон, вон, вообще гей — а всему миру нравятся его песни. Так что не надо говорить ля-ля, мол, нам не нравится сам Никита Сергеич, поэтому фильмы у него плохие. Аргумент не катит вообще.

    Очень сильная актерская игра. Ну еще бы! Тут и сам Михалков, и Меньшиков, и Тихонов, и Ильин, и Дапкунайте. А Надя Михалкова вообще со взрослыми на равных держалась и для ребенка ее роль просто ну очень крута! Также в фильме засветился Евгений Миронов в эпизодической роли.

    Никита Михалков снял замечательный фильм. Очень тонкий он фильм снял и горячий. Вот только неосторожный зритель может немножко обжечься.

    8 из 10

    20 апреля 2010 | 08:08

    Что для вас означает фраза: «Отличная игра актеров?». Для меня это максимально приближенная игра к действиям в жизни. Это когда актер может улыбнуться как мой знакомый, взять чью-то руку, как мой папа, сказать, что-то такое, от чего бы в моей голове возникли всякие добрые воспоминания.

    Это все по максимуму выполнил Михалков в своей работе. Нет. Я не плакала навзрыд, но я чувствовала. Чувствовала все то, что герои хотели мне сказать. Выращенная, на голливудских фильмах, с Михалковым, я поняла, что такое русская душа. Что такое русская история. Поняла, что такое русская семья. Отечественная семья.

    Честно признаться, я не сильна в истории, и мне было сложновато смотреть фильм. Но одно я поняла точно: Здесь нет правых и виноватых. Нет хороших и плохих. Нельзя судить ни Котова, ни Митю. Каждый делал свою работу. Котов выполнял свою задачу, а Митя свою. Дело-то всего в работе. Схватка Котова и Мити, сравни схватке Гектора и Ахиллеса. Один защищает и поддерживает страну, а второй мстит за потерю близких людей.

    Но, честно говоря, я надеялась до последнего, что Митя, пойдет на должностное преступление, поймет, что нельзя вот так разрывать успешную, удачную семью. Сделает какую-нибудь уловку и оставит Котова. И конечно же, меня просто убила концовка…Ну не мог! Ну не мог Митя такого сделать! Не мог оказаться таким человеком…

    Так же, одной из главных героинь, которую я просто не могу оставить в стороне, безусловно, была Надежда Михална… Я редко вижу в фильмах талантливых детей, которые говорят фразу именно так, как нужно, смотрят, так, как должны бы были, но эта девочка такое вытворяла в кадре! Я была восхищена!

    Я была восхищена всеми героями! И улыбчивой и милой Марусей, и бабушками, и смешной, полноватой Моховой и весельчаком Митей, который умеет выделывать столько разных штук, и, безусловно, Котовым, который так безмерно любил свою семью.

    Я брала этот фильм и сожалела, что не взяла другой. Но пересилила себя, почти заставила взять классику российского кинематографа. Имя Михалкова, меня ни сколько не подкупало, потому что я не смотрела ни один из его фильмов. И, знаете, я ни на секунду не жалела. Я ожидала увидеть, скучный, тягомотный фильм, но увидела столько красоты и динамики, что сейчас с трудом могу связно говорить.

    10 из 10

    9 сентября 2008 | 17:51

    Утомленные солнцем… На мой взгляд это фильм об утомленных советской властью. Почему я так решил? Потому что все тут шито белыми нитками — главный герой — комдив Сергей Котов, главный антигерой — Дмитрий видимо из службы гос. безопасности. Вот собственно это и есть два главных полюса противостояния вокруг которых закручен сюжет, они делят одну страну, одну женщину, и это страшно. И ладно если бы это был конфликт двух мужиков, ну мужики и мужики какая разница чего они там делят — тоже мне большое дело, но проблема в том что на их примере представлена общая политическая ситуация в советском союзе — вот что самое неприятное то.

    На лицо двоевластие в стране! При чем в высших эшелонах власти — то есть между генералитетом в лице Котова — который представляет скорее не военное а мирные гражданские политические силы, народ скажем так и Дмитрием человеком находящимся на государственной службе на другой стороне — он представляет государственную власть. Но ошибочно было бы полагать что раз Дмитрий за государственную власть, то он не за народ и не за интересы страны и за народ только Котов, вовсе нет он тоже за советскую страну и за народ только несколько по -другому он видит как обеспечивать его интересы, не так как Котов.

    Именно из -за двоевластия и развалился союз. Поэтому я посмотрев этот фильм вовсе не клюнул на то что главное зло -это Дмитрий, которого выставили маньяком, садистом в котором ничего человеческого, на фоне семьянина и добродушного мужика Котова. И по мнению Михалкова только поэтому что ли получается Кгб-ешники не правы? Что он наделил Дмитрия этими качествами? Просто предрассудки по поводу государственных работников я считаю, которых почему всегда с тех пор как Сталин умер выставляют в роли палачей, и представляют так как будто они только что и делают как только невинных людей сапогами бьют. Ну или как в фильме к несчастному Котову Дмитрий послал бойцов после работы которых он лежит в кровавой ванне, как человек пострадавший за» правду» от рук государственных палачей.

    Но я не уверен что такие как Котов борцы за правду, в картине да, но в жизни нет. Основа советского союза и благополучия советского народа — я считаю это именно единовластие, так не любимое и осуждаемое сейчас многими. Потому что если в государстве образовываются два центра силы, две головы и конфликтует между собой как Котов и Дмитрий — государству это на пользу не пойдет — это смута, которая как раз и закончилась тем что вся власть распадется на власть удельных князьков, государство ослабнет до такой степени, что потеряет централизацию и не сможет им ничего указывать. Поэтому, если вы спросите кто отрицательный герой? То на мой взгляд это тот кто порождает двоевластие, и раскол в партии — то есть посигает на единовластие, чем гад Дмитрий не занимался. А вот Котов занимался и в провокационных случаях как например когда танки давят хлеб — вместо того чтобы соблюдать партийную дисциплину, он это использовал как лазейку, чтобы так скажем захватит власть — ведь он прекрасно понимал что танки — это государственная машина — следовательно раз он им возражает следовательно Котов считает себя выше Генерального секретаря, а таких как Котов много, и что будет если каждый как он будет свои личные политические амбиции ставить выше целесообразности единого государственного устройства? Получится развал союза.

    И он получился. Выходит что такие как Котов не погибли смертью храбрых в ванне от рук палачей, а добились -таки своего. Вот и подумайте что лучше допустить какие -то огрехи не очень поворотливой государственной машины — как например танки давят хлеб, или крах советского союза? С которым погибнут не опушка с хлебом, а все колхозы страны к примеру? Так стоит ли возбухать тогда как Котов? Чтобы сохранить меньшее и при этом потерять большее? Не лучше ли закрыть глаза на эти недочеты, потому что все мы понимаем если кто то начнет их копать то лучше не сделает — а вот систему погубит.

    Так и случилось лучше не сделали, только погубили ту систему что была. Теперь нет ничего, ничего не производим — хлебные поля поросли травой — лучше стало? Так что тем кто не понимает к каким последствиям приведут нас Котовы, тем жаль видеть Котова в окровавленной ванне, а я считаю что котов не прав, и зол на него. И вообще мне не понятно чего так все распереживались за него — я вообще считаю это все выдумки что кто -то добрался бы таких как Котов, это чистый домысел. Я больше чем уверен что ни один чекист не отметелил ни одного из них — поэтому Котовы беспрепятственно и упразднили систему, развалили страну и ничего им за это не было, и если вы думаете это все пошло на благо народу вы ошибаетесь. Для народа — это хуже чем танки по хлебу. А Фильме Котов — отличный мужик, но на это я могу сказать лишь одно — не верь глазам своим.

    20 декабря 2014 | 23:32

    Люблю фильмы с историческим отпечатком, когда можно уловить аромат эпохи и проживать жизнь там.. ..

    Напряжение от предчувствий, сменяющееся расслаблением от созерцания теплых пейзажей, уютной обстановки не давало повода заскучать, а радоваться и переживать и убеждаться в том, что справедливость может восторжествовать.

    Игра актеров безупречна, особенно порадовали хорошо продуманные диалоги с тонкой иронией и непосредственностью. Маленькая Надя заслуживает отдельной похвалы, как правило игра маленьких детей является особенно ярким пятном, в случае с Михалковой-младшей это радуга.

    Киноистория Михалкова стоит внимания зрителей, не только из-за Оскара, но и как оружие против бесчеловечности и неосознанности.

    15 ноября 2009 | 04:51

    Первый раз я посмотрела «Утомленные солнцем» в 13 лет, практически в год его создания. И после просмотра находилась под очень большим впечатлением. Казалось бы, что может понимать подросток в событиях, которые представлены в этой ленте? Да, конечно, я была наслышана и в меру начитана о репрессиях, и о том сложном и страшном времени. Да и нашу семью в прошлом они не миновали. Но все же… Не слишком ли это взрослое кино?

    Кино, безусловно, взрослое. Но, то ли мы воспринимаем происходящее в фильме каким-то внутренним чутьем, на фоне генетической памяти, то ли он так снят, что все становится понятно даже подростку.

    Возрастающее напряжение в фильме — как замедленное движение шаровой молнии. Яркие цвета, звуки, полуденный зной, блестящая на солнце река, пшеничные поля, летняя дача… Что может нарушить идиллию? Все действие в картине происходит на фоне картины мира, в которой не может быть места никакому злу. Нам показан практически Мир Детства глазами девочки Нади. Ее дружная, шумная семья (правда не без своих скелетов в шкафу), купания на речке после завтрака, футбол после обеда (т. к. «крокет — это буржуазная игра»), смех, суета, музыка, «чай на веранде из белых чашек», «чтение книг под пение сверчка», обожаемый папа-герой, обещающий поход в зоопарк, с которым так хорошо плыть по реке на лодочке, прижавшись к его надежному плечу… Вся эта идиллическая картина еще более усиливает контраст со страшной, беспощадной реальностью сталинской эпохи.

    Диалоги и монологи в фильме просто великолепны! Есть очень мощные сцены, которые усиливаются еще и прекрасной актерской игрой. Операторская работа безукоризненна. Характеры персонажей продуманы до мелочей. Особенно меня поразил Олег Меньшиков в роли Мити, который, впрочем, хорош и во многих других картинах — но здесь он просто-таки гениален. Какими глазами он смотрит на всю эту семейную идиллию, зная, что через пару часов приедет черная машина и все будет кончено. Кончено — и для них, и для него. И как в начале фильма, сыграв с судьбой в русскую рулетку, он снимает трубку не умолкающего телефона и обреченно — смиренно произносит: «Я… Я согласен», делая самый тяжелый выбор в своей жизни. И отрешенное выражение его обескровленного лица в финале картины…

    Кстати, я не увидела в поступке Мити мотива мести, о котором многие пишут. Иначе к чему русская рулетка в начале, и сцена в конце? Митя знал, чем все закончится. Система уничтожит не только ненавистного Котова, но и все, что ему так дорого. Мне показалось, что он таким образом, будто выполняет свой кармический долг. То ли понимая, что только он в состоянии наименее безболезненно сделать то, что произойдет и без его участия — подарив этой семье еще один солнечный день, который он может провести с ними, задав, мучащие его вопросы. То ли, он делает это от страха перед Системой, которая отобрав у него все, с изуверской жестокостью требует еще и окончательно предать всех, кто ему был дорог. Но, безусловно — это и для него трагедия, а никак не удовольствие. В этот день Митя окончательно потеряет все, что у него осталось: дорогие сердцу, теплые воспоминания о семье и любви. Все то, чем он жил раньше.

    Конечно, я могу ошибаться в своем суждении. Митя — очень сложный персонаж, с массой противоречий.

    Стоит отдать должное и маленькой Наде, которая более чем замечательно справилась со своей ролью. В принципе, понятно, что младшая дочь Михалкова играет здесь саму себя. Именно по этому их связь с отцом так ощущается в картине. Дуэты Михалкова и Меньшикова, а также Михалкова и Нади — самые сильные в фильме. Остальные актеры также прекрасны: Тихонов, Ильин, Дапкунайте, Ульянова, Крючкова — это, безусловно, Мастера своего дела.

    Не смотря, на мое двойственное отношение к Михалкову-режиссеру и Михалкову-человеку, а также к тому, что он наснимал после — за этот фильм я все ему прощаю как благодарный зритель.

    Безусловно, детские впечатления имеют свойство рассеиваться. То, что в детстве казалось таким потрясающим — во взрослом возрасте уже так остро не воспринимается. С «Утомленные солнцем» — этого не произошло. Впечатление от фильма с годами не блекнет. Мне очень трудно было написать рецензию (и, возможно, вышло неуклюже) — т. к. сложно найти подходящие слова для выражения тех чувств, которые меня заставляет испытывать эта картина.

    10 из 10

    Для меня — без вариантов

    18 октября 2015 | 16:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>