• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:

Тарас Шевченко

год
страна
слоган«І мене в сім'ї великій, в сім'ї вольній, новій не забудьте помянути незлим тихим словом»
режиссерИгорь Савченко
сценарийИгорь Савченко
директор фильмаЛ. Корецкий
операторДаниил Демуцкий, Аркадий Кальцатый, Иван Шеккер
композиторБорис Лятошинский
художникЛеван Шенгелия, Ю. Мэйер, Борис Немечек
жанр драма, биография, история, ... слова
зрители
СССР  18.4 млн
премьера (мир)
возраст
для любой зрительской аудитории
время117 мин. / 01:57
Биографический фильм о жизни и творчестве выдающегося украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. Сын крепостного крестьянина, он блестяще окончил Академию художеств и еще в юности завоевал славу вольнолюбивыми стихами. Но его ждали тяжелые испытания…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 55 постов в Блогосфере>


    Этот фильм — роскошный пример идеологической сталинской «вампуки». По всем канонам тогдашнего соцреализма, образ Тараса Шевченко только привязан к теме творчества, но она не выглядит профилирующей. Искусство в данном случае не самоцель, а способ очертить классовость взглядов поэта, который все свое вдохновение черпает исключительно из некоей народной жизни, представленной в фильме иногда практически былинно (достаточно вспомнить образ украинского кобзаря). Поэтому чем ближе к концу фильма, тем меньше в нем Шевченко как собственно поэта, он постепенно превращается в глашатая и трибуна простонародных масс, призывая к бунту и непосредственной расправе с дворянством, интеллигенцией и всем тем, что здесь можно маркировать печально известной меткой «враг народа». Такая кровожадность украинского классика не должна смущать: просто вспомним, что во времена создания фильма подобные призывы были если не нормой, то лейтмотивом социальной жизни.

    Фильм не терпит полутонов. Вот, с одной стороны, «русский царь». Точнее, их два, Николай 1-й и Александр 2-й, но играет их один и тот же актер, играет по-щедрински, как собирательного Угрюм-Бурчеева, выкатывая глаза и вращая ими, как тарелками. Вот украинские дворяне-националисты, все, как один, презирающие свой народ с Тарасом Шевченко во главе. От эстетики Салтыкова-Щедрина эти образы тоже далеко не ушли. А вот прогрессивная русская интеллигенция, робкая, но настойчивая, отрицающая почему-то сами основы своей европейской культуры и сочувствующая почему-то исключительно простонародному. Ну, и т. д.

    Как ни странно, требовать реализма и историзма от произведения соцреализма совершенно невозможно. Бондарчук-старший старательно играет свою роль, воплощая не живую личность, а некий символ, архетип «луча света в темном царстве», некий малороссийский вариант нашего общего Пушкина-«цареборца», как его долгое время и понимали. Вместе с тем, происходящее на экране совсем не вызывает полного и окончательного недоумения. Весь этот спектакль о плохих царях и хорошем народе разыгран как по нотам, с большой долей режиссерского и актерского талантов. Поэтому, если фильм и растерял за последующие десятилетия весь свой риторический запал, он все равно остается реликтом, примером такой киноэстетики, которую уже ни за что не повторить, чем он и ценен. Такое и так могли снимать только в свое время.

    24 декабря 2013 | 16:07

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>