Собственность больше не кража

La proprietà non è più un furto
год
страна
слоган-
режиссерЭлио Петри
сценарийЭлио Петри, Уго Пирро
продюсерКлаудио Манчини
операторЛуиджи Кувейлер
композиторЭннио Морриконе
художникДжанни Полидори, Массимо Тавацци
монтажРуджеро Мастроянни
жанр драма, комедия, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время120 мин. / 02:00
Номинации:
У банковского клерка не только выработалась аллергия на деньги, но он и не выносит воздействие, которое деньги производят на людей — и решает с этим бороться. Он начинает воровать у мелкого буржуа — мясника, что дает тому повод подавать в суд с требованием у государства гарантий против воров…
Рейтинг фильма
—  54
IMDb: 7.10 (444)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    «Собственность — уже больше не кража» — гротескная социальная драма Элио Петри, сделанная в духе его поздних работ «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» и «Тодо Модо», то есть путем нанизывания фрейдомарксистских символов на нить сюжета. Иногда данная лента Петри напоминает картины Марко Феррери, но не дотягивает до них масштабом социальных и экзистенциальных обобщений.

    Постановщик уже на стадии титров создает зловещую атмосферу психологической девиации, а используя брехтовский метод отстранения, путем монологов героев в камеру проясняет свои позиции. К сожалению, ему не хватает сдержанности в выборе выразительных средств, как в блестящей трагикомической притче «Рабочий класс идет в рай», в которой герой Волонте — молодой рабочий разрывался между профсоюзами, коммунистами и бунтующими студентами, не в силах понять, чего они все от него хотят.

    В «Собственности…» герой Уго Тоньяцци блестяще воплощает типаж буржуа, нокаутированного наглостью некоего вора Тоталя, который не перестает кощунственно преступать право частной собственности: надругавшись над его вещами, женщиной, похищая предметы его гардероба, а также фаллический символ и орудие производства — кухонный нож, Тоталь устраивает этому незадачливому буржуа настоящую головную боль.

    Герои намерено лишены психологического объема, они — плоские социальные маски, в которых режиссер выражает свою пессимистическую позицию. Лучшие сцены в фильме — в начале, в сцене ограбления банка, в которой собаки олицетворяют полицию, стоящую на страже частной собственности, а воры — левое движение, занимающиеся ее экспроприацией. Но Петри — довольно черной пессимист, его взгляды далеки от превознесения левого движения, он наоборот показывает, что банк — храм частной собственности, алтарь капитализма, в котором рядовой фрустрированный работник от денежного зуда сходит с ума, стремясь восстановить социальную справедливость, становится леваком.

    Однако, не все так просто. Как всегда у позднего Петри, сексуальные фрустрации стоят за противоречиями капитализма, отчуждению подвергаются не только денежные суммы, но и половая жизнь, потому буржуа нарциссичен и удовлетворяется лишь когда его превозносят, а Тоталь, то есть левое движение изнывает от сексуального перевозбуждения, которое и является генератором его политической активности. Это довольно глубокий подход к проблеме, рассматриваемый еще Райхом и Маркузе, когда капитализм с его превознесением частной собственности становится генератором сексуальных фрустраций и даже порождает откровенные извращения в лице фашизма.

    Однако, при таком серьезном замахе фильм не достигает своей цели широкомасштабной критики современного общества, хотя и старается это сделать, его вялый, вязкий ритм, отсутствие действия, абстрактность образов не позволяет Петри выразить необходимый мессидж так же блестяще, как в «Тодо Модо», посвященном левому террору и «Рабочий класс идет в рай», посвященный метаниям рабочего в дебрях разнообразных идеологий. В данном случае замах оказывается с довольно плачевным результатом — фильм скучен, провисает, бьет мимо цели, в нем не хватает остроты, хотя режиссер к ней и стремится.

    Кончено, данную работу необходимо смотреть, если вы хотите составить себе представление о стиле позднего Петри, или если вы любите раннего Феррери, но от него не стоит ждать слишком многого, помятуя о том, что не все удается режиссеру, если образы излишен абстрактны, а ритм недостаточно остер.

    7 февраля 2016 | 12:00

    Очень непростой фильм, в котором переплелись левые настроения, их критика, проблемы частной собственности и капитала, коррупции и зависти. Но, именно эти темы волновали режиссера Элио Петри — члена итальянской компарии, который не боялся обсуждать в своих фильмах острые политические темы.

    Банковский клерк Тотал (Флавил Бучи) каждый день имеет дело с большими наличными денежными суммами, но чужими. Сам он ведет полуголодное существование, завидуя богачам. Возможно, именно от этой зависти у него развилась аллергия на купюры. Тотал отчаянно завидуем мяснику (Уго Тоньяцци), у которого есть и деньги, и доходное дело, и любовница… Обезумевший молодой человек хочет получить всё, чем владеет мясник, но оптом и сразу.

    «Собственность — это кража», — провозгласил французский социалист Прудон, пытаясь объяснить причины бедственного положения трудящихся при капитализме. Классики марксизма с этим не согласились. И начался спор, который не закончился до сих пор. Существование в парадигме «богатые — воры, бедные — жертвы грабежа» порой оборачивается кровавой трагедией, и не только личной, но и всего общества.

    Тотал ворует у мясника не деньги. Он пытается забрать у него то, что позволяют деньги иметь. Он охотится сразу за результатом. Ведь, как известно, счастье не в деньгах, а открывающихся с их помощью возможностях.

    Очень непростой для просмотра и понимая фильм, в котором далеко не все разжевано.

    6 из 10

    22 июня 2015 | 14:02

    Заголовок: Текст: