Скромное обаяние буржуазии

Le charme discret de la bourgeoisie
год
страна
слоган«Academy Award Nominee for Best Foreign Language film 1973»
режиссер Луис Бунюэль
сценарий Луис Бунюэль, Жан-Клод Карьер
продюсер Серж Зильберман
оператор Эдмон Ришар
художник Пьер Гюффруа, Жаклин Гуйо
монтаж Элен Племянников
жанр комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
19 сентября 2002, «Ruscico»
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время102 мин. / 01:42
Номинации (1):
Насмешливая, сюрреалистическая зарисовка никчемной жизни буржуа. Непредвиденные обстоятельства с завидным постоянством препятствуют вожделению героев отобедать. Сон и явь сплетаются в калейдоскоп бредовых событий.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
49 + 1 = 50
8.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:55

    файл добавилmifomanka

    Знаете ли вы, что...
    • Луис Бунюэль указан в титрах как создатель звуковых эффектов, несмотря на то что в то время он был уже почти полностью глухим.
    • Когда дон Рафаэль Акоста говорит Флоранс о своем дне рождения, он называет дату рождения Луиса Бунюэля — 22 февраля.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Одна из фирменных «фишек» Луиса Бунюэля — насекомые. В этом фильме в эпизоде пытки в тюрьме из фортепиано появляются тараканы.
    • еще 1 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Жанр: сюрреалистическая комедия. Казалось бы, как это возможно. Ясно, что картины сюрреалистов — это нечто понятное, изображённое в странной форме. Достаточно вспомнить картины Сальвадора Дали. Не на все из них вообще можно смотреть без содрогания. А что же может сделать сюрреалистичным полнометражный фильм?

    В центре повествования шесть человек, их тайны и сны. Превосходительства, светлости, три мсье и три мадам. Они шесть раз собираются за столом, но каждый раз им не удаётся поужинать, по разной причине, с каждым разом она всё фантастичнее. Некоторые помехи (зашли в театр по ошибке, появления вооружённых террористов) вообще являются частью снов. Эти выдумки так тесно переплетаются с явью, что порой сложно понять, где же наши герои на самом деле. Может, они всё это время просто шли по дороге, и мы слышали их дружную поступь?

    Фернандо Рэй, Поль Франкёр, Дельфин Сейриг, Бюль Ожье, Стефан Одран, Жан-Пьер Кассель помогают создать эту иллюзию. Можно смотреть на актёров, можно восхищаться их игрой и при этом не понимать смысла всего происходящего. Нельзя только оторваться от просмотра великолепного фильма Луиса Бунюэля, в котором юмор нарезан такими тонкими ломтиками, что его легко не заметить, как, например, с фразой «Чай закончился». По сути своей, такое заявление абсурдно, да и кино абсурдно, ведь здесь епископ работает садовником и стреляет из двустволки, молодая горничная утверждает, что ей 52 года, а солдат рассказывает леденящие душу истории, где присутствуют привидения и мертвецы, и все это спокойно слушают.

    Да, эта лента так же действует на мозг, как картины Сальвадора Дали. Часы, как часы, но у сюрреалиста они висят на деревьях, как оладьи. Аристократия есть аристократия, но в руках мастера Бунюэля вокруг неё создаётся нечто схоже с кошмаром, который, однако, не хочется прерывать вплоть до финальных титров. Браво создателю «Скромного обаяния буржуазии»! Звание лучшего иностранного фильма 1973 года по версии американской киноакадемии лента однозначно заслуживает.

    5 июня 2009 | 20:44

    Скромное обаяние буржуазии — признанный кинокритиками шедевр мастера сюрреалистического кинематографа Луиса Бунюэля.

    Классический прием сюрреализма состоит в бессчетном субъективном перекодировании условно объективной реальности, поиском в ее абсурдных проявлениях сокрытого смысла.

    И «Скромное обаяние буржуазии» представляет этот принцип превосходным образом, предоставляя не только сознанию зрителей заниматься этим перекодированием, но и экспонируя модель этой ментальной работы через свое содержание.

    С одной стороны данный фильм, шедевр сюрреалистического авангарда в кино, имеет структуру матрешки. Каждый из героев воспринимает «реальность» через свой сон, хотя впоследствии оказывается, что и этот сон оказывается сном внутри чужого сна. Природа исходной «реальности» остается прикрытой ширмой, ширмой иллюзий.

    Так, и во всем этом фильме проглядывает другая сторона его основы — структура-ширма. Где за первоначально кажущимися вполне логичными, осмысленными, сознательными сценами и действиями проскальзывают элементы, явно выбивающиеся из картины обыденности, нарушающие логику, приоткрывающие завесу над причудливой работой подсознания. Где, сатирически, за праздными разговорами и занятиями «сливок общества» проскальзывает тень бессмысленности существования и непобедимой скуки. Где беззаботная прогулка по сельской дороге летним днем проходит в глубинном бездействии и ведет к одному всеуравнивающему концу. Где независимо от того, что мы делаем, мня «мощь и величие наших личностей», мы всего лишь следуем из невидимого пункта А в невидимый пункт Б. Где под покровом каждой сцены и каждого действия скрывается то, что вечно сопровождает нас в жизни и остается, как сильный и независимый гул реактивного двигателя, после того как мы покинули сельскую дорогу жизни — и это повсеместно присутствующее нечто смерть. Смерть, уплывающая титрами после беззаботной и бессмысленной прогулки теплым, но облачным летним днем.

    5 марта 2013 | 21:52

    Более бредового, но в то же время восхитительного фильма, я не видела. Не думала, что ироническое подтрунивание над буржуа, вызовет во мне столько положительных эмоций.

    Итак, обед, 6 человек — как на этом можно держать зрителя один час и сорок две минуты? Очень просто, — отвечает Вам Луис Бунюэль. Действие разворачивается вокруг 3-х женщин,3-х мужчин и ряда примечательных личностей: священник, по совместительству садовник, служанка Инес, которой оказывается 52 года, лейтенант-отцеубийца и пр, и пр.

    Каждый раз, как только прелестные герои собираются приняться за трапезу что-то случается, что-то настолько абсурдное и гротескное, что хочется воскликнуть «Не может быть!» При этом, буржуа реагируют на происходящее с такой серьёзностью, изо всех сил пытаясь не уронить достоинство. Очевидно, в этом и есть их «скромное обаяние». Выглядит это просто потрясающе смешно.

    Каждый герой совершает поступки, которые противоречат его заявленным принципам и взглядам. Продавать наркотики, но ужасаться повешенному уровню преступности? Почему бы и нет. Быть служителем церкви, но при этом убить человека из мести? Вообще отлично. В совокупности это даёт портрет недалёких и лицемерных людей, с одной стороны, а с другой, тех, которые стараются казаться теми, кем на самом деле и не являются из-за принятых негласных правил этого слоя общества.

    Очень рекомендую к просмотру. Всем.

    10 из 10

    2 ноября 2014 | 19:10

    Писать хвалебные оды Бунюэлю вполне себе излишне, ибо этот режиссер сумел навеки вписать себя в анналы кинематографической истории. Мое знакомство с ним началось как раз таки со «Скромного обаяния буржуазии». Трудно отрицать сюрреалистичность, показанную в данной картине, ибо сон и явь идут здесь рука об руку, но тем не менее данная работа не просто сочетание иллюзий и парадоксальных форм. Это паноктикум ирреальностей, но, позволяющий глубже и яснее осознать как раз таки реалии без прикрас. История, не имеющая последовательного и четкого сюжета, но столь мастески гротескно отображающая социальные пороки и желания. Многоуровневость повествования, путешествия из сна в сон, все необычайно гармонично и неклишированно. Это история вне времени и рамок, история, которая не утратит своей актуальности. Интерпретировать действие, происходящее в картине можно на любой вкус и лад, каждый может увидеть что-то особое для себя, ибо автор оставляет простор для фантазии. И конечно нельзя не отметить исключительную атмосферность фильма. Нет тяжести, так часто присущей авторскому кино. Над тобой при просмотре не давлеет груз невыносимых проблем, хоть вопросы в картине поднимаются и не детские. Но обратно таки чувствуется легкость, даже некоторая эфемерность. И юмор, потрясающий юмор, пронизывающий все произведение — конечно несомненный плюс.

    И да Бунюэлевская буржуазия весьма себе обаятельна)

    9 из 10

    6 октября 2014 | 22:14

    Самые блестящие и полные обличительного пафоса работы, режиссер Луис Бунюэль создал в конце жизни и лента «Скромное обаяние буржуазии» одна из них. Уже из названия этого кино веет чем-то утонченным и изысканным, да немудрено — фильм повествует о никчёмной жизни французских «сливок общества».

    Считается, что идея фильма возникла из сущего пустяка. Поводом послужило происшествие в доме Сержа Силбермана, давнего друга Бунюэля и продюсера его фильмов. Первая сцена, которую можно наблюдать в фильме (с побегом супругов из их собственного дома) имела место в реальной жизни. Отталкиваясь от этого события Бунюэль и Силберман построили дальнейшие события фильма, представляющие собой невероятное переплетение реальности и снов.

    Главных героев здесь шестеро: трое уже немолодых мужчин и их очаровательные спутницы. Коррумпированный посол из вымышленной республики Миранда, наркоторговец с женой, дочь-алкоголичка, и супруги Сенешаль отчаянно пытаются отобедать вместе на протяжении всего фильма, однако совершенно невероятные события, невозможные в реальной жизни, мешают собравшимся сесть за стол и насладиться трапезой.

    Красивые загородные дома, дорогие рестораны, званые обеды, изысканные наряды от кутюр… Всего этого в фильме главного киносюрреалиста несчесть. Сюжета, как такового нет. Всё повествование — калейдоскоп из реальных событий и снов, переплетённых между собой так, что уже перестаёшь понимать где правда а где вымысел. Герои занимаются большей частью тем, что ходят к друг другу на званые обеды и ужины. Они ограничены и глупы, их мировоззрение до смешного примитивно, они неспособны на какие-то серьёзные поступки и в своих действиях руководствуются самыми поверхностными суждениями, но даже у таких одноклеточных существ закрадываются сомнения о дальнейшем будущем и беззаботном существовании, что вызывает ночные кошмары.

    Фильм весьма прост и понятен. Бунюэль не ставит сюрреализм самоцелью, используя его лишь как художественный приём, поэтому главная идея видна невооружённым взглядом — показать нравственную и духовную деградацию богемы и дать небрежную пощечину французским буржуа.

    Обыденные и нереальные, утонченные и экстравагантные, сатирические и трагичные сны героев оставляют яркие впечатления. Фильм «Скромное обаяние буржуазии» — замечательный образец авторского кино, сделанный с потрясающей иронией и легкостью пожалуй является вершиной творчества Луиса Бунюэля.

    Посвящается Anjela

    10 октября 2008 | 15:14

    Всего второй просмотренный мною фильм Луиса Бунюэля, а автор уже стал одним из самых интересных для меня европейских классиков. У него потрясающая манера, легко и ненавязчиво рассказывать на первый взгляд странные, но очень символичные истории. А главное его фильмы за счёт приятного юмора и необычных жизненных ситуаций даже сейчас выглядят очень душевными и близкими большинству людей.

    Скромное обаяние буржуазии судя по всему возвращение Луиса Бунюэля к сюрреализму который и сделал его известным. Но странные образы и невероятный сюжет, здесь служат не только для того что бы удивлять зрителей, они необходимы для полного отказа от реальности. Лента отказывается принимать законы реального мира как данность и постоянно пользуется логикой сновидений. Когда мы помним только отдельные ключевые точки и совершенно не осознаём какие события нас к ним привели.

    И при этом фильм постоянно вызывает улыбку, хотя в нём почти нет привычных по современным комедиям гэгов. Юмор генерируют сами персонажи: их напускная важность, потакание минутным слабостям и особенно их нежелание понимать друг друга. Да и ситуации в которые они попадают веселят своей неординарностью и тем как на них реагируют герои.

    Вряд ли мы когда нибудь узнаем, что именно хотел сказать режиссёр этой зарисовкой, но одно понятно точно простор для интерпретации он оставил огромный. Ведь реальность в фильме понятие очень абстрактное и расплывчатое.

    8 из 10

    4 февраля 2018 | 11:10

    Уже много написано про этот фильм, однако же, что не удивительно, для каждого нового зрителя он открывается по-своему.

    Бунюэль все-таки не самый известный и кассовый режиссер и сейчас, к сожалению, помнят о нем только истинные киногурманы, поклонники кино как искусства, а не как способа забыться и развлечься.

    Луис Бунюэль был другом и Сальвадора Дали, и испанского поэта Лорки. Втроем они учились в иезуитском колледже, дружили. С творческого союза с Дали Бунюэль и начал свой творческий путь, который ведет зрителя от сюрреалистического и скандального «Андалузского пса» к сюрреалистической трилогии о жизни современной для режиссера Европы.

    «Скромное обаяние буржуазии» можно вполне считать классикой сюрреалистичного кино, хотя абсурд здесь не самоцель, а всего лишь прием, помогающий понять задумку автора.

    Здесь нет привычного линейного сюжета, нет завязки-кульминации-развязки, но есть набор эпизодов, неожиданных переходов в повествовании. Несколько французский буржуа и их жены пытаются собраться вместе, чтобы пообедать, но обстоятельства им всегда мешают: либо неожиданно вспыхнувшая страсть у двоих супругов, либо наличие мертвеца в ресторане, либо неожиданно закончившиеся и чай, и кофе в кафетерии…

    Режиссер умело переплетает реальность и сон, да так, что зрителю порою остается только выдыхать от неожиданности.

    Актерские работы здесь не самые яркие и запоминающиеся, но все же вполне интересные, без переигрывания и недосказанности.

    По сути — гимн абсурду буржуазной жизни, вечной амбивалентности людей и времени, в котором бутафория заменяет реальность, а священник может работать садовником и застрелить человека.

    Фильм, конечно, не развлекательный, но понравится любителям «кино-не-для-всех». Классика сюрреализма и один из лучших фильмов Бунюэля. Классика своего жанра.

    10 из 10

    25 февраля 2010 | 13:32

    Это не последний фильм Бунюэля, который стал еще одной возможностью высмеять буржуазный образ жизни и показать деградацию этого социального класса.

    Несомненно с первого кадра-это увлекательная история, рассказанная талантливым режиссером и сценаристом. Высмеять буржуазный слой Бунюэлю удалось.

    Не примитивный сюжет, который можно было смотреть и без снов, придающих неоспоримо органику картине. Итак, герои приглашают друг друга на ужин, однако им никак не удается поужинать. Становится явным их лицемерие и малодушие, скрываемое под масками хорошего тона. Мы наблюдаем измену одного из супругов, хвастовство, высокомерие этих героев. Тем не менее все они называются друзьями, которые что и делают- собираются поужинать или пообедать. Чревоугодие, ненасытность. У каждого из них есть не секреты скорее, а их страхи. У каждого героя свой скелет в шкафу. Все они боятся разоблачения их «я», их темных дел, мыслей. Сны, в которых можно узнать не только их страхи, могут показаться неуместными, так как начало фильма- начало что ни на есть обычной комедии или мелодрамы, к финалу мы наблюдаем полный сюрреализм, присущий Бунюэлю.

    Режиссер высмеял буржуазный слой, армию, темы религии. Всем будет интересно смотреть эту картину. Абсурд одним словом. С самого начала и до конца. Тонкий юмор. Нельзя не заметить игру талантливых актеров.

    Самой непредсказуемой мне показалась Флоренсе, одинокая блондинка. На вопрос комиссара какое у них было детство, все дамы отвечают — прекрасное. Она одна говорит правду. И в финале говорит о личности одного из буржуа правду, но никто не слушает ее сознательно, все заняты едой-ведь они наконец-то собрались все вместе, но не тут-то было.

    Наших любимых героев, все-таки разоблачат. А может, это было чей-то сон. В любом случае, все «друзья» показали нам свои лучшие стороны. Характер героев не раскрыт, может от того, что все они достаточно примитивны, и каждый заботится о себе, дабы не показать себя настоящего. Заслоняются одеждой, знаниями о напитках. Этот фильм никогда не устареет-классика кинематографа. Я с удовольствием посмотрю его еще раз. Прости, Бунюэль, но 9,5 из 10. Чего-то все-таки не хватало в картине. Возможно-нераскрытые характеры героев, хотя все они непредсказуемы по своему.

    «Скромное обаяние буржуазии» получил Оскар за лучший фильм на иностранном языке, что совершено оправданно талантливым Бунюэлем, снимавшем эту картину в довольно не зрелом возрасте- семидесяти лет.

    Рецензию хотела написать другую, может, более углубиться в смысл, но ведь это Бунюэль, возможно, эту картину не стоит воспринимать всерьез. Но главное то, что показал этой картиной режиссер, а не рецензия к ней.

    4 марта 2013 | 00:05

    «Скромное обаяние буржуазии» — хрестоматийный фильм Бунюэля. В самом деле, как из табакерки выпрыгивает то Бунюэль-сюрреалист, то Бунюэль-антиклерикал, то Бунюэль-классик. Хочтся сразу предупредить зрителя: интерпретировать Бунюэля, занятие интересное, но всегда связанное с крайней субъективностью трактовки — тут либо сидеть и думать что-то свое, либо принимать чужую точку зрения, единственно верного мнения нет.

    Что можно сказать о «Скромном обаянии буржуазии»? Прочитав аннотацию фильма и рецензии к нему, зритель может подумать, что наши буржуа только и делали, что весь фильм кушали. Это не так, зритель, они предавались и иным способам приятного времяпрепровождения. Но предавались им так, что становилось понятно, что составить сюжет, иметь цель и смысл, их жизнь не может. Жизнь их как та дорога, которую демонстрирует нам Бунюэль, по которой они, время от времени, понуро бредут: откуда, куда бредут и зачем, где они сейчас — непонятно. Одна дурная бесконечность бытия, определяющего сознание. Чем они живут, где работают, как добились положения в обществе (помимо незаконных путей) не показано. Зато показано, как они с наслаждением вкушают плоды своего благосостояния.

    И снова о еде. Этот вид деятельности в фильме показан так, что вызывать какие-то ассоциации кроме фрейдистских и еще, возможно, марксистско-ленинских, он не может. Или так: еда как ритуал, только ритуал без содержания. Они как будно все никак не наедятся — наелся, кажется, только посол несуществующей страны — колбасой, сидя под столом, пока расстреливали его товарищей.

    И, пожалуй, самый замечательный момент в фильме — сны, в которые как будто врываются страхи героев — смерть, дуэль, оскорбление, неловкое положение, смех окружающих. Но главный их страх — страх разоблачения. Разоблачения буржуазной бессмысленности, пустоты и ненужности.

    15 июня 2010 | 18:14

    - Я читал, что Миранда удерживает мировой рекорд убийств на душу населения… Это правда?

    - Нет, полковник, вы ошибаетесь.

    Это кино не устареет никогда. Оно легко и непринужденно вскрывает — да, пороки французского общества середины двадцатого столетия, что понял даже такой неискушенный в знании этого общества зритель, как я, — но также и наши личные пороки. Я увидел здесь свои честолюбие и боязнь правды (желание верить, что обманывают тебя, а не ты сам). Этот фильм действительно полезно посмотреть, пусть и далеко не всем.

    В данном отзыве сделаю акцент на том, что не понравилось. Безусловно, я не берусь судить Бунюэля, не претендую на полное понимание идеи фильма, а всего лишь выражаю свое восприятие. Кстати, нижесказанное в этом абзаце почти в равной степени относится и к «Призраку свободы». Итак, ударение на смерти. Да, лицемерие, искаженные ценности и искусственность главных героев являются абсолютом, который не подлежит правде или лжи. Сюрреалистичность картины позволяет понять показанное как более реальное, чем сама жизнь одного человека. Пороки общества стоят выше нас, они владеют также и нашим подсознанием. В такой ситуации герои живы и мертвы одновременно, а собственно акты смерти (как правило, насильственной) здесь символичны. Режиссер не дает намека на исцеление или возможность нахождения ответа (вы спросите: а стоит ли? Думаю, да), словно все происходящее в картине замыкается на ней самой. Остается ощущение бессмысленности поиска: сколько не думай (пробуй разобраться), ни к чему не придешь (ничего и не было). По-моему, сюрреализм в фильме используется в первую очередь как способ, а уж после — как самоцель, а значит, недосказанность имеет место.

    Собственно, во всем остальном — гениальное произведение кино. В предыдущих рецензиях было выделено много его сильных сторон, и я подчеркну только два момента, которые для меня были самыми «вкусными»: потрясающая реализация идеи сна во сне и поочередные (уместные!) ударения на лицах всех членов компании благочестивых буржуа, которые лучше, чем какие-либо действия, раскрывают их лицемерие.

    Моя оценка: 8,5 из 10. Округляю в сторону меньшего: все же написать рецензию захотелось именно из-за присутствия недостатка, а не желания восхваления. Хотя, поверьте, это — тот случай, когда оценка значит немного.

    8 из 10

    4 мая 2010 | 19:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: