всё о любом фильме:

Семнадцать мгновений весны (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерТатьяна Лиознова
сценарийЮлиан Семенов
директор фильмаЕфим Лебединский
операторПетр Катаев
композиторМикаэл Таривердиев
художникБорис Дуленков, Феликс Ростоцкий
монтажКсения Блинова, Ида Дорофеева, В. Потапова
жанр драма, приключения, военный, история, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время69 мин. / 01:09 (828 мин.)
Время и место действия — Германия, канун Победы в Великой Отечественной войне. Советский разведчик полковник Исаев, он же — штандартенфюрер СС Штирлиц, исполняет последние задания Центра, диктуемые ходом военных действий и политическими интригами верхов противоборствующих сторон.
Рейтинг сериала
6+ В кино с 17 августа
Купить билет
pixel

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по одноименному роману Юлиана Семенова.
    • Интерес к сериалу «17 мгновений весны» во время его первого показа был столь велик, что домой к режиссеру Татьяне Лиозновой постоянно звонили взволнованные зрители — узнать, что же будет дальше с героями и чем все закончится.
    • Роли солдат-эсэсовцев в картине исполнили кадеты из военных училищ Таллина и Риги — все, как один, голубоглазые блондины.
    • Фильм снимался в основном в Риге, некоторые эпизоды — в Москве.
    • Фильм отреставрирован и раскрашен к 9 мая 2009 года. По заказу телеканала «Россия», под руководством Александра Любимова, над новой версией в течение трех лет работали 600 человек в пяти странах: России, США, Корее, Китае и Индии. Они использовали уникальные методики по работе над цветом. А некоторые кадры раскрашивались даже вручную. Параллельно шла и усиленная работа по полной переработке звука. Создатель черно-белого оригинала Татьяна Лиознова одобрила идею и приняла участие в российской части проекта.
    • Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера.
    • У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала.
    • Олег Табаков оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».
    • У Вячеслава Тихонова на кисти левой руки есть татуировка «Слава», сделанная ещё в молодости. Естественно, что у Штирлица такой быть не может. Поэтому, всякий раз когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица (например, выкладывание на столе забавных зверюшек из спичек), это были руки дублера — ассистента художника Феликса Ростоцкого. Также Ростоцкий «писал за Плейшнера» все телеграммы, так как у Евстигнеева был крайне неразборчивый почерк.
    • В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Мелиес — исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.
    • В одном из эпизодов Мюллер в беседе со Штирлицем говорит, что он старше и по возрасту и по званию. В действительности Тихонов старше Броневого на 10 месяцев. Оба актера родились в 1928 году.
    • Съемки начались 11 апреля 1971 года в Берлине.
    • Знаменитая сцена с женой Штирлица в ресторане Elephant была идеей Вячеслава Тихонова. Ее нет в первоисточнике Юлиана Семенова. Историю подобную этой сцене Тихонову рассказал знакомый разведчик.
    • На роль Вальтера Шелленберга пробовался Глеб Стриженов.
    • В числе претендентов на роль Мюллера был Павел Луспекаев.
    • Товарный знак «Штирлиц» был зарегистрирован в 2008 году, а в 2013 году, через 40 лет после премьеры фильма, Арбитражный суд подтвердил право наследников Юлиана Семенова на бренд «Штирлиц».
    • Колоризация каждой минуты фильма обошлась в $3000.
    • В процессе колоризации и последующего перемонтажа фильм был существенно урезан за счёт сокращения начальных и финальных титров, а также отдельных сцен, пауз и диалогов, (примерно 25 % хронометража: серии, длящиеся в оригинале около 70 минут, в новой версии длятся по 51 минуте каждая). Также было замечено, что Ефим Копелян читает текст «от автора» несколько быстрее и без своих знаменитых пауз. Радистка на допросе падает в обморок практически мгновенно с последней фразой. Были отреставрированы кадры кинохроники и сама художественная лента фильма, которая за 35 лет проката существенно «состарилась». Кроме того, были заменены вставки «Информация к размышлению», начальные и финальные титры, «личные дела» на сотрудников РСХА были пересняты заново. Всё звуковое сопровождение было понижено на полтона.
    • В фильме использованы фрагменты из кинокартины «Девушка моей мечты». В колоризованной версии они остались чёрно-белыми, хотя на самом деле фильм был цветным.
    • Вячеслав Тихонов негативно высказался о цветной версии фильма: «То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Петр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения».
    • Сцены тюрьмы в помещениях здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме.
    • Сцены в трактире «Грубый Готтлиб» снимались в известном берлинском ресторане «У последней инстанции».
    • Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Кэтрин Кин и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.
    • Как минимум в трёх эпизодах 7-й и 8-й серии использованы кадры из немецкого художественного фильма 1959 года «Мост».
    • В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной чёрно-белой версии указан генерал-полковник С. К. Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Семён Цвигун (в цветной версии уже указан именно он). Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта — Колх — псевдоним Георгия Пипии.
    • После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала их все.
    • Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры.
    • После выхода фильма появилось множество анекдотов с участием его главных героев.
    • Режиссёру Татьяне Лиозновой удалось привлечь к съёмкам целый ряд ведущих советских актёров. По количеству актёров, удостоенных звания народного артиста СССР (до или после выхода картины), этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино. Из тех, кто снимался в фильме, этого звания были удостоены: Леонид Броневой (1987), Николай Гриценко (1964), Лев Дуров (1990), Евгений Евстигнеев (1983), Владимир Кенигсон (1982), Василий Лановой (1985), Ростислав Плятт (1961), Вячеслав Тихонов (1974), Олег Табаков (1988), Ефим Копелян (1973, голос за кадром).
    • В романе нет фрау Заурих. Её придумала Татьяна Лиознова, чтобы «очеловечить» образ Штирлица. Лиознова сначала приглашала на эту роль Фаину Раневскую, но та, просмотрев наброски сочинённых для неё Ю. Семеновым сцен, наотрез отказалась. В итоге фрау Заурих сыграла Эмилия Мильтон, а эпизоды с ней пришлось сочинять режиссёру, порой импровизируя перед камерой. Лиознова вспоминала о работе с Мильтон: «Мне так жалко было её отпускать, что я тут же садилась за сценарий и писала продолжение их встреч».
    • Прототипом радистки Кэт стала разведчик Анна Филоненко (в девичестве Камаева), с которой Татьяну Лиознову познакомили специально. Вместе с мужем Михаилом Анна много лет проработала в Латинской Америке. Трое детей Филоненко, из которых двое родились во время командировки супругов, лишь по возвращении семьи в Москву узнали, что они советские и русские. Анне, когда она рожала в командировке, удалось кричать не по-русски.
    • Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой. Леониду Куравлёву не давался характер персонажа. Чтобы помочь ему, Лиознова придумала эту яркую деталь: «сразу появилась биография».
    • Ким Филби (один из руководителей британской разведки, коммунист, агент советской разведки с 1933 года) так высказался о Штирлице в исполнении Тихонова: «С таким сосредоточенным лицом он бы и дня не продержался!»
    • Внимание! Дальнейший список фактов о сериале содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Николай Гриценко, игравший роль беседующего со Штирлицем генерала в вагоне, на момент съёмок имел проблемы с памятью и не мог полностью запомнить текст своей роли. Сцена диалога в вагоне была снята как поочерёдная съёмка крупных планов Штирлица и генерала. Когда Гриценко снимали крупным планом, он произносил текст, читая его с размещённых позади съёмочной камеры транспарантов — «шпаргалок». Поэтому в эпизоде Штирлиц и генерал редко запечатлены в кадре одновременно, и в эти моменты генерал почти ничего не произносит.
    • еще 31 факт
    Ошибки в сериале
    • Внимание! Список ошибок в сериале может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Две песни Эдит Пиаф, которые Штирлиц слушает в машине по пути к границе, на самом деле будут написаны лишь в 60-е годы.
    • Женщины в СС не служили, за исключением так называемых Женских вспомогательных подразделений СС, которые имели собственную систему званий. Так что унтершарфюрер Барбара Крайн не могла иметь даже прототипа.
    • Штирлиц рисует шаржи фломастерами. Первый фломастер действительно появился в Германии, но лишь в 1960 году.
    • В Берне нет Блюменштрассе (Цветочной улицы). Табличка с названием улицы Blümenstraße (7-я серия, 36:20) написана некорректно: в швейцарском варианте написания не используется буква ß (эсцет), то есть улица должна быть написана как Blümenstrasse. Съёмки происходили в Старой Риге, на Яуниела («Новая улица»), нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна. Некорректность в написании «Blumenstrasse» продолжается в использовании умлаута «ü», вместо обычной гласной «u».
    • Одно из наиболее очевидных несоответствий в фильме — постоянное использование нацистами черной формы с красной повязкой. Действия фильма происходят в феврале-марте 1945 года, однако черная форма была выведена из использования в 1938-1939 годах.
    • В первой серии начальник тюрьмы говорит, что следователь предписал посадить пастора Шлага в одну камеру с уголовниками. Такая форма давления на политических заключенных практиковалась в СССР, но не в Германии, где уголовники и политические заключенные помещались в разные тюрьмы.
    • В фильме спецслужбы рейха имеют больше полномочий, чем они имели в действительности. Гестапо не имело полномочий, чтобы арестовать шофера Мартина Бормана, который должен был принадлежать к Имперской службе безопасности. Также Мартин Борман не мог санкционировать гестапо уничтожение своих коллег в Партийной канцелярии, поскольку вмешательство гестапо в дела партийных органов было запрещено. Сам Борман строго следил, чтобы никто не вмешивался в работу возглавляемой им Партийной канцелярии. Недостоверным является и эпизод из 4 серии, в котором Вальтер Шелленберг приказывает расстрелять троих адъютантов. Шелленберг не имел на это полномочий и сама практика не характерна для Третьего рейха.
    • Звание Штирлица — штандартенфюрер — слишком высокое для офицера, который не занимает руководящей должности. Подобные звания в Третьем рейхе присваивались строго тем, кто в центральном аппарате имел руководящий пост.
    • В сцене отправки телеграмм видно, что они пишутся на бланках «Международная телеграмма СССР» с замазанным чернилами гербом. Также на бланках телеграмм в левом верхнем углу явственно видны слова «Уплата: ____ руб. ____ коп.».
    • В эпизоде, когда Штирлиц рисует шаржи на Геринга, Гиммлера, Геббельса и Бормана, заметно, что на листках бумаги заранее намечены контуры рисунков.
    • В заключительной серии, когда Кэт садится в поезд, на вагоне — у входа — надпись на русском языке «тара 58т».
    • В заключительной серии, в аэропорту генерала Вольфа ждала бронированная машина, — это машина УАЗ-452 1965 года выпуска.
    • еще 9 ошибок
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 537 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    … я вас умоляю. Сейчас в мою сторону полетят заостренные булыжники и фразы типа: «Иди, мальчик учить учебники!» однако мне непонятна столь восторженная реакция на этот пережиток СССР, когда любой движущейся на экране хрени народ дивился, как мы какому-нибудь экстра-экшену в формате 3D, но сейчас, похождения советского разведчика Штирлица выглядят настолько убого и уныло, что делать скидку на возраст фильма просто невозможно.

    Все 630 минут — это самое мощное снотворное, какое вы найдете, когда динамика и ощущение напряженной обстановки, в которой находился Штирлиц, отсутствуют напрочь. Сериал смотреть в принципе не интересно. Я не говорю об экшене, взрывах, погонях и мозгах по стенам.

    Даже в диалогах героев, их монологов можно найти что-то затягивающее и вызывающее интерес. Но здесь этого просто нет. Пустой ширпотреб — вся концепция сериала. Говорить о сюжетных перепитьях, взаимоотношениях героев и о самом Штирлице нет смысла. Вы обо всем забудете, после окончания следующей серии.

    И это ужасает, когда вместо того, что бы получить реальную нагрузку на мозг, задуматься, поразмыслить, втянуться в интриги, плетенные прихвостнями Гитлера и самим Штирлицом, возникает ощущения, будто тебя просто изнасиловали, умственно.

    Голова гудит, верните 30 минут моей жизни. Но, может, дальше будет интересней и это лишь своеобразный разгон? Не обольщайтесь… Дальше будет еще хуже.

    А теперь моральная и идеологическая сторона вопроса. Честно говоря, не к месту, но все же… Весь сериал — сплошная пропаганда, заказ партии СССР. Войну выиграл фактически несуществующий шпион, на все остальное плевать. На исторические факты, на реализм, на честь обычных солдат, которые ползали в грязных траншеях и вязли в колючей проволоки, пока Штирлиц талантливо пародировал Джеймса Бонда, попивая в баре и бродя из места к месту, обволакивая увидевшему этот псевдошедевр сладким сном.

    4,5 из 10

    26 октября 2012 | 00:57

    Действующие лица:

    Апологет (А.), предвзятый защитник и поклонник этого сериала.

    Искатель (И.), его брат, неуёмный начинающий аналитик.

    Скепсис (С.), их сводный брат.

    Память (П.), секретарь Скепсиса, формалистка.

    Место действия — затемнённые задворки сознания после просмотра фильма. Все трое сидят в кругу света лицом друг к другу. Скепсис медленно курит.

    С. Я угнетён печалью.

    И. (вопросительно глядя на Скепсиса). Так ведь всё хорошо закончилось. Правда же?

    С. Война и смерть. Фильм тяжёлый…

    А. (перебивая Скепсиса). Смотреть! Смотреть без колебаний. И пусть о страшных временах, зато с какими героями!

    И. Прости, а в чём тут героизм? Разве у Штирлица был выбор? Тут живи или умри. Он разведчик, если провалит задание сам погибнет и других потянет. Ведь он отлично понимал, что был на грани провала. В этом сериале просто очередной солдат на войне.

    А. Герой! И я докажу.

    И. (переглядываясь с молчащим Скепсисом) Ну разумеется!

    А. Когда взаимоотношения становятся орудием, а взаимодействие — вопросом выживания и за каждой «улыбкой» может скрываться доносчик или предатель нужен не просто талант к маскировке, игре умов и осторожности, но и особое чутьё, интуиция. Один. Среди врагов. Не сломиться, не прогнуться и остаться профессионалом и личностью. Быть во всём верным своим принципам и Родине. Остаться настоящим Человеком вопреки войне. И это не только о Штирлице. Вспомни честного и храброго пастора Шлага, да и Плейшнер не так слаб и труслив как выглядел. Война страшна. Даже та, где главное оружие — слова. Штирлиц, нет, Максим Максимович, не просто очередной герой — он эталон Мужчины и Личности. Когда невероятный груз ответственности давит его к земле (чужой земле) он думает о простых людях. В его сердце находится место даже для полуразрушенного Берлина…

    С. Твой Штирлиц уж больно идеален. Жаль таких не бывает. А вот говорить в меру, выбирать осторожно и действовать как должно — это не только для разведчика рецепт.

    А. Итак, подытожу. Штирлиц (Исаев, Владимиров), внедрённый в СС получает задание сорвать переговоры немцев с американцами о мире. Геринг, Геббельс, Борман или Гиммлер? Опасная, но изумительная игра началась.

    И. (с улыбкой). Кстати, друзья, фильм напомнил что когда-то не было стыдно за госкино.

    Входит Память.

    П. Вы просили вернуть вас в русло анализа фильма когда окончательно ударитесь в патетику.

    С. Ах да. Кто из вас читал книги Юлиана Семёнова по одной из которых снят этот сериал? Как она вам?

    А. О, это был я! И скажу, что очарование книги и фильма немного непохожи, а местами существенно разнятся, но и то и другое талантливо и обязательно к ознакомлению. К слову книга удивительно поэтична для такой темы, да и телеверсия не отстаёт.

    И. (смеётся). Ты же лет с 15 любишь этот сериал. А как тебе цветная версия?

    А. (задумался). Ну-y-y, в ней тоже есть некая прелесть…

    С. (перебивает брата). Не смеши. В изначальном сериале есть неповторимая камерность. Цветная версия — это странная прихоть.

    П. (громко прокашлялась).

    И. А как вам актёры?

    С. Там были актёры?

    А. (с непониманием смотрит на Скепсиса) О чём ты, дорогой?

    И. Он о том, что они не лицедеи, а Таланты. Там наш обожаемый Вячеслав Тихонов и целая россыпь настоящих звёзд — Лев Дуров, Евгений Евстигнеев, обаятельнейшие Олег Табаков и Леонид Броневой…

    С. Память, принеси ему воды, а-то парень почти задохнулся от восторга.

    И. А операторская работа, а музыка?..

    А. (перебивая). У меня нет слов! Таривердиев создал историю звуком!

    С. А почему твоя любимая песня «Сыну» в исполнении Кобзона не вошла в фильм?

    П. Потому что от сына остался только брелок. Кстати, напоминаю что пришло время перейти к выводам после просмотра.

    А. Люблю это кино. Умное и с душой. Оно, несмотря на тяжесть темы, так и окутывает теплом и надеждой.

    И. А его правда сняла женщина? Память молчи, ибо я знаю её имя — Татьяна Лиознова. Уникальный фильм. Великое культурное наследие.

    С. (вертит в руках давно погасший окурок пристально глядя на него). Можно я промолчу? После таких фильмов мне остаётся только промолчать.

    Свет гаснет. Все уходят.

    9 из 10

    16 сентября 2015 | 03:07

    Эмоции

    Наконец-то к моей бесконечной радости, но и к моему глубокому позору, я только сейчас, посмотрел этот Фильм. Смотрел, конечно, на одном дыхании. Он поразил меня до глубины души. Это завораживающее зрелище, где каждый миг несёт в себе смысл и красоту!

    Фильм о самой страшной войне за всю историю Человечества! Именно этот Фильм, как никакой другой, показывает какой организованный, грамотный и умный противник противостоял всему Миру! В отличие от различных «Бесславных ублюдков», этот Фильм позволяет нам уважать такого страшного врага! Такое показать, на мой взгляд, задача много сложнее, нежели посмеяться на правах невозможности осудить тех, кто глумиться над теми, на защиту которых не встанет никто. Хотя, безусловно, жанр и идея у этих фильмов разные, и достоинства комедий никто не принижал. Но всё же, я позволю себе выразить убеждение, что сегодня подвиги, достоинства и заслуги прошлых лет с каждым годом всё меньше и меньше осознаются и ценятся. И фильмы про войну снимают другие, не такие глубокие и настоящие..

    После просмотра фильма решил поинтересоваться статистикой и что же я обнаружил:

    2054 человек — 10 баллов;

    1012 человек — 9 баллов ;

    660 человек — 8 баллов;

    321 человек — 7 баллов ;

    139 человек — 6 баллов;

    74 человека — 5 баллов;

    44 человека — 4 балла;

    44 человека — 3 балла;

    21 человек — 2 балла;

    70 человек поставили фильму 1 балл…


    Хочется надеяться на стечение каких-то глупых, но объяснимых обстоятельств, когда видишь такие оценки…

    Я понимаю, балл и так высокий и процентное соотношение поставивших единицу значительно несущественно, но всё же.. Не хочется, что бы через определённый промежуток времени у нашей молодёжи на столько поменялись приоритеты, ценности, что они ставили бы один балл этому Великому Фильму, объясняя это какой-то устарелостью или там, неактуальностью или пережитком времени.. Если честно, становится немного страшно, ведь это не просто факт, это в своём роде — тенденция. Тенденция современного общества.

    Мысли

    Оценивать эту картину, было бы абсолютно бессмысленно и глупо. Как можно оценить бесценное творение? Поэтому я просто выражу, какие мысли подарил мне этот Фильм.

    Я был просто обезоружен в словах и форме выражения своих эмоций и мыслей. Ликующего восторга почему-то не было. Эмоции, после просмотра этого фильма, навеянные шпионской тематикой, по сути, были так же по шпионски сдержанны, но разрывали сознание и чувства изнутри!

    Каждое мгновение фильма пропитано смыслом. Каждая фраза заставляет задуматься. Само осознание того момента, что на подобное хоть кто-то способен, вводит в состояние глубочайшей самокритики. Понимаешь, что — невнимателен, ленив и не умеешь ценить время. Начинаешь себя невольно ругать и завидовать тому, чему бы мог научиться. И поэтому так хочется брать со Штирлица пример!

    Ведь сложно отрицать, что на такое человек не способен. Фильм выстроен таким образом, что логика, грамотность и безошибочность действий Штирлица рождает в голове лишь одно сомнение — а способен ли человек вот так всё помнить, вот так подготовлено импровизировать?! Он, как будто бы предугадывая события, каждый раз успевает к этим событиям подготовиться. Это феноменально. И самое интересное — в возможность подобного искренне веришь!

    Хочется поклониться в ноги практически каждому человеку, который принимал участие в создании этого Фильма. Ведь команда настолько великолепна! Всё сделано с таким качеством, с таким вдохновением, с таким профессионализмом, что невольно создаётся ощущение, что все создатели фильма в своём роде «Штирлицы» своего дела!

    История

    Я встретился с тем, слава Богу, не многочисленным фактом, выраженным критикующими лицами, что история во многом надуманная. Что реальные события не совпадают по фактам. И здесь сразу же хочется что-то возразить.

    Не смотря на то, что возможно это в действительности так и есть, я бы заострил ваше внимание на том факте, что история, во все времена, в одних и тех же школьных учебниках, излагалась в каждое время, каждый раз по-разному. В действительности, на мой субъективный взгляд, настоящих исторических событий никто, в преобладающем большинстве своём, и не знает.

    Все знакомы, наверное, с таким грубым понятием — «народ схавает». Так вот, как ни печально было бы признавать, признавать приходится — мы «хаваем» то, что нам дают. И если вы думаете, что ваш источник самый надёжный, то далеко не факт, что он, в своё время не «схавал» выгодной для кого-то информации. Ведь на протяжении всей истории народу, самым наглым образом, врали. И боле того — врут и будут врать дальше. И чаще всего тому народу не судить тех, кто ему врёт. Мотивов у этих врунов и здесь никто знать не может. И это, видать в какой-то степени правильно. Просто всё дело в мере ответственности. Те, на ком меньше ответственности с очень большим «аппетитом» критикуют тех, на ком, кстати, и весит вся ответственность, в том числе и за самого критика. А взять на себя эту непосильную ответственность, пожалуй, ни один «подъездный критик» не осмелится. Вот и всё.

    Поэтому критиковать фильм за несоответствие образов персонажей или искажение фактов, преподнесённой нам истории, совершенно незачем. И это не познавательный фильм-разоблачение о том, из-за кого же на самом деле была выиграна война. Пусть действительные полководцы не обижаются и не выражают недовольствие тем, что оказывается, якобы разведчики выиграли эту войну. Разведчики же, в свою очередь не возмущаются, что в большинстве других военных фильмов выражается как раз обратная точка зрения и о значимости разведчиков во многом умалчивается? Это фильм, прежде всего, показывает, на что способен человек! Какими невероятными качествами он может обладать, и какие, при этом уникальном обладании, он может рождать мысли!

    Вывод

    Нам бы всем поучиться у этого фильма, а не искать в нём какие-то несоответствия…
    ∞ из 10

    P.S.: Это наглядный пример превосходства красоты выражения мысли над красотой действия. Фильм не динамичен, но до того увлекателен, что часы, проведённые у экрана, превращаются в мгновения..

    21 октября 2010 | 18:13

    Я собрался посмотреть этот фильм в надежде на название, которое содержит в себе заветное слово: весна. Так нужно этой исцеляющей поры жизни. О фильме я не знал ровным счетом ничего, только название его гремело сквозь года, и какое-то предубеждение не давало мне отдаться точащему черно-белому, березовому обворожению.

    Но вот наступила осень и нужно было согреть чем-то свою тоску. Взрослея, ни то от материальной нищеты, ни то от духовной, юношеские образы лондонов, парижев блекнут, перегоревшие в своем перепереварении либерализма. Прозревший сиротливо взор падает в корень, в Россию и дальше — в утопию Советского Социалистического государства, в Богостроитльное царство. В страну истинной любви. Так случилось мне в неделю посмотреть эту кинокартину, распогодив пресные фабричные будни

    Какое это все имеет отношение к Штирлицу и Германии, к Войне? Утопические символы просякнуты через весь фильм, и они органичны, живы и правдивы, как только два варианта ответа — да или нет, как северо-южная полярность или моногамность совершенства.

    Для Штирлица не настанет уже его желанная весна. Он бы рад с этими журавлями улететь на родину, но в отличие от птиц, не у всех людей гнездо приковано к земле. У Штирлица родина уже вбита гвоздем в сердце, и лучше ее не трогать, не доставать. И он остается в Германии, в канун своей свободы, воевать за свою родную бессловесно, до конца, ибо только так, единственную, ее можно сохранить.

    Спасибо, тебе, Штирлиц, за твердый светлый образ, который выручит, надеюсь, еще не одно честное поколение.

    10 из 10

    27 сентября 2014 | 14:19

    Настал тот момент, когда я досмотрела этот фильм. Впервые. Полностью. Даже больше двенадцати часов, в черно-белом варианте (нашли чего раскрасить, право слово, это же как «Список Шиндлера» раскрашивать), в общем, с чувством честно выполненного долга пишу о нем сюда.

    Это, конечно, очень непростой фильм. До политической составляющей то ли я в свои не детские уже годы еще не доросла, то ли не дорасту никогда — иногда я тщетно пыталась понять, какие именно тайные узлы завязывают и развязывают те или иные герои этой саги. Куча имен, фамилий и связей, всякие полунамеки…

    Это еще и очень длинный фильм. Смотрела я его далеко не на одном дыхании. На самом деле я его смотрела больше полугода, с огромными перерывами.

    Но — не зря, не зря. Во-первых, стали как-то яснее все те анекдоты, что я знала с детства, а также я наконец поняла, откуда идет выражение «изобрази пару формул», которое в нашей семье повторялось довольно часто, и что радистка Кэт и Кэтрин Кинн — одно и то же. Во-вторых, там прекрасный актерский состав и высокий уровень игры, накаких нареканий. В-третьих, ну, всегда приятно посмотреть, как наши побеждают.

    Хотя Мюллер бы очень удивился, доживи он до сегодня — все у них в Германии сейчас пучком, а вот у нас, победителей, эх… зря он боялся, можно сказать.

    Персонаж Тихонова, Штирлиц то есть, мне понравился не слишком — ну уж больно он белопушист для разведчика. А уж его решение в конце фильма меня просто разозлило — я как-то представила себе реакцию его жены на такое известие. Да и вообще, надо же разумно оценивать свои силы. Зато Мюллер — ох, вот это игра. А Шелленберг — ну такой красавец, я даже удивилась, ведь я никогда не считала Табакова красивым. Если же оценивать героев не как персонажей, а как людей, то больше всего мне понравился немецкий солдат, вступившийся за радистку. Жалко мужика.

    Операторская работа выдержана в одном стиле. Сдержанно-лирическом. Всесте с голосом Копеляна она помогает воспринять фильм должным образом. Это не приключения, чтобы требовать драйва, и не документалистика, чтобы требовать исторической правды. Это — военная драма. У нее тоже есть законы жанра.

    Ну и… мы все-таки победили. Да.

    18 августа 2011 | 01:21

    До недавнего момента, сколько не начинал я созерцать легендарное кинотворение о приключениях штандартенфюрера Штирлица, на первой-второй серии бросал это скучное мероприятие. Гнетущая чёрнобелость вкупе с затянутым хронометражём и «фирменными» капеляновскими паузами создавало не самый смотрибельный эффект. С цветовым преображением фильм обрёл гамму живительных оттенков, таки заставивших меня посмотреть кинокартину полностью.

    Наверное вряд ли найдётся почитатель «Семнадцати мгновений…», которой хотя бы раз не задавался вопросом о прототипе главного героя. Создатели фильма неоднократно указывали на собирательный образ Штирлица, феноменальным, известным только советским спецслужбам способом прокравшегося чуть ли не в сам фюреровский бункер. Был ли у Штирлица реальный прообраз — вопрос более чем спорный, да и рассуждать на предмет внедрённости советских агентов в немецкие спецструктуры столь высокого ранга могут пожалуй только компетентные, особо посвящённые специалисты. Я же ограничусь лишь некоторыми личными выкладками.

    Среди основных достопримечательностей фильма можно назвать периодические текстовые вставки с краткими досье на тех или иных эсэсовцев, в которых фигурировало такое антропологическое качество, как «истинный ариец». Честно говоря, это качество не лучшим образом соотносилось с типажом пускай и аристократичного, но всё-таки не совсем «ариестого» Тихонова, который в своё время очень сильно пострадал от неких авторитетных режиссёров, профессионально пренебрегавших его нестандартной внешностью, не очень-то и подходящей для художественного воспроизведения обитателей умеренных, и уж тем более северных широт. При всём уважении к так называемой «собирательности образа», у советских, некогда лучших в мире спецслужб хватало нейронов для выполнения разведзаданий подбирать физиогномически безупречных агентов, и Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов — лишнее тому подтверждение. Если авторы случаем не моделировали субъективного Штирлица, а на примере его образа хотели косвенно подчеркнуть «неариестость» фашисткой верхушки (Гитлера, Гиммлера, Геббельса и пр.), умело сыгравшей на национальных чувствах немецкого народа, то, конечно же, честь им и хвала. Уже хорошо, что роль штурмбанфюрера не исполнил «товарищ Бендер».

    Переходя к характеру главного действующего лица, сразу же отметим его поразительную, порою «суперменскую» многоталанность. Он эрудирован, имеет аналитический склад ума, интересуется раритетной литературой, будучи гражданином атеистического государства легко цитирует ветхозаветные книги. Феноменальное самообладание Штирлица помогает ему выходить из самых затруднительных положений. Однако и излишняя рациональность штандартенфюрера иногда даёт сбои. Чего только стоит злополучный чемодан, который при других временных обстоятельствах, к примеру, не за два месяца до окончания войны, а в её середине, мог бы стоить разведчику жизни.

    Вынужден констатировать, что, к сожалению, не обошли фильм и серьёзные, вызывающие негодование, огрехи. Так, например, в тексте шифрограммы с оперативным заданием и штирлицевское разведруководство, и высшее руководство Третьего Рейха, имеют совершенно одинаковое конспиративное наименование — «Центр» (оба с заглавной буквы). Неужели у авторов, во избежание путаницы, не хватило фантазии дать им разные названия, скажем, советское разведкомандование условно обозначить «Ставкой», а за немцами сохранить «Центр»? Просто по прочтении шифровки невольно возникает впечатление, что и фашисты, и советский разведчик Исаев, работали на один и тот же мистический «Центр», а это некоторым образом набрасывает на создателей тень подозрений в криптографической и конспирологической неискренности.

    Что касается других персонажей, то более всех остальных симпатизировала радистка Кэт. Наблюдая её лучистые глаза, ей поистине сопереживаешь. Также не оставляют равнодушным ни совестливый пастор, пускай и сотрудничающий с фашистами ради блага семьи, ни профессор-недотёпа, хоть и совершивший прокол, но реабилитировавшийся ценой собственной жизни.

    Финал кинокартины знаменует сакраментальная фраза: «Мир ещё не завоёван…». Может статься, что скоро всё кардинально изменится…

    14 декабря 2014 | 22:35

    Была бы возможность, поставил бы этому фильму 17 из 10.

    Досмотрел фильм буквально на днях и жалею, что не посмотрел классику Советского кино раньше, а все ждал, пока мне исполнится двадцать лет.

    Великолепная игра любимых актеров Тихонова, Броневого, Ланового, Евстигнеева и других погружают зрителя в захватывающую историю русского разведчика, и на протяжении всех двенадцати серий держат зрителя в напряжении, заставляя сопереживать героям как своим близким или родным людям.

    Музыка и песня в исполнении Иосифа Кобзона передает настолько хорошо атмосферу фильма, что эмоции начинают в душе наполняться с новой силой.

    И напоследок я хотел бы посоветовать смотреть «Семнадцать мгновений весны» в черно-белом варианте, так на мой взгляд лучше передается дух того времени!

    10 из 10

    19 июля 2009 | 13:12

    Забавно: покуда соизволишь, наконец-то, посмотреть кино, его уже и раскрасить успеют, и перекроить на современный лад. В общем, выходит, что уже и выбрать можно: Вам Штирлиц-классик или вариант-модерн?

    Была реальная возможность познакомиться с легендарным произведением в цветном варианте, но что-то я не рискнул. Дай-ка, думаю, сперва на оригинал взгляну, а там, глядишь, и сравнить можно будет, если заинтересуюсь.

    Сильное кино. Вот уж, в самом деле, глыба. Даже не знаешь, с какого боку подступиться. Не так давно смотрел «Щит и меч» — тоже, казалось бы, известная картина, но как-то не впечатлило. Были опасения и касательно «17 мгновений» (тема-то, как ни крути, одна), но, к счастью, они рассеялись практически сразу.

    Фильм просто захватил. Много в последнее время пришлось читать о том, что черно-белое кино не способно увлечь современного зрителя априори, но я с этим не соглашусь. Мне кажется, что кому надо, кто понимает, кто правильно расставляет приоритеты, тому не придет это даже в голову. А пытаться привлечь внимание серых безликих масс — слишком неблагодарная задача. Игра не стоит свеч. Не стоит метать бисер перед сами знаете кем.

    В данном случае совершенно однозначно могу сказать, что симбиоз документальной хроники и собственно художественной составляющей картины во многом обусловлены именно единством цветовой гаммы. Лично мне этот прием понятен и близок, поскольку его использование автоматически, возможно, на подсознательном уровне повышает уровень доверия к тому, что видишь на экране. А это, особенно в таких фильмах, согласитесь, немаловажный фактор. Речь не идет о том, что «так все и было» — отнюдь. Но «так могло быть» — и этого вполне достаточно. Более чем.

    Что еще хочется отметить. Буквально два слова об актерах. Просто блестяще. Выделять кого-то особенно — занятие чертовски сложное, опять же дело вкуса, но лично свой «приз зрительских симпатий» я отдаю Л. Броневому и его Мюллеру — это высший пилотаж. Фантастика! Хотя, повторюсь, ансамбль был великолепен целиком и полностью.

    Песни и мелодии из этого фильма — безусловно, полноценное слагаемое успеха. Раньше они воспринимались, может быть, не так ярко, но теперь, словно обогатившись какими-то свежими ассоциациями (кадрами, моментами, эпизодами), не сомневаюсь, обрели новую жизнь.

    Не могу не сказать и о сюжете. Мало того, что я искренне восторгаюсь проделанной работой по созданию художественных образов конкретных исторических фигур, их многогранности, глубине и жизненности, если хотите, я отметил для себя еще и достаточный уровень идеологической корректности, некоей легкости в этом смысле, что, безусловно, тоже располагает к себе зрителя. Кроме того показанная история далека от стандартного клише и непобедимости и всемогуществе советских разведчиков (слово «шпион» как-то здесь не очень, на мой взгляд, уместно). Это к вопросу о доверии, опять-таки.

    Женская роль. Даже не роль, ибо не ей одной все ограничивается. Лучше так: женщины в фильме. Немаловажный элемент. Отдельная в некотором роде сюжетная линия, особый «предмет» сочувствия и переживаний. Блистательное воплощение на экране.

    В принципе, можно было бы продолжать и дальше, но, думается, это тот случай, когда и так все ясно. Фильм по праву считается одним из лучших в истории советского кино, я очень рад, что мне, наконец-то, довелось, убедиться в этом лично. Высший балл.

    10 из 10

    29 июня 2009 | 12:32

    В сериале как ни странно не семнадцать серий, и повествование начинается не сном Максима Максимыча, засыпающего в своей машине, превращаясь в фон Штирлица, уклоняющегося от хитроумных нападок проекций Мюллера и агентов гестапо, и переходящего на следующий уровень сна в кабачок для ожесточенной схватки интеллекта с Фрау Заурих, теребя в его руках личный тотем, символизирующий надежду на спасение (срыв сепаратных переговоров). Тридцатиминутный сон за рулем автомобиля, трансформирующийся в семнадцать дней в нацисткой Германии, переходящих в двадцатилетний побег за рубеж от неуравновешенной жены — это уже совсем другая история. Даже «бедные» немцы и «коварные» коммунисты — это отнюдь не сюжет нового трэша с Джоли, а народный сериал столь любимый зрителем.

    Пусть вас не вводит в заблуждение штандартенфюрер СС позволяющий себе перед секретной операцией выпить стакан пива, и после этого лихо направляющий машину по разбитому бомбами Берлину. И не смущает тот факт что, пока в 1973 году Андрей Миронов в России подрабатывал гидом для группы итальянских туристов, в число которых входил хромой профессор Плейшнер (неудачно вывалившийся из окна дома на Цветочной улице), его дочка Маша Миронова неосознанно играла роль сына пианистки Кэт. Ведь перед нами культовая классика и шедевр отечественного кинопроизводства, его так приятно пересматривать в достойной реставрации черно-белого изображения и звука от киновидеообъединения «Крупный план» (в отличии от урезанной колоризацией версии).

    Замечательная игра наших актеров, создавших потрясающий актерский состав. Тонкая игра Тихонова, вероятно лучшая роль Броневого, искристое исполнение Табакова. Великолепная Мильтон и загадочная Светличная, тихая Градова. Добросердечный Плятт и неуверенный Евстигнеев, напористый Дуров. Красавец Лановой и изысканный Гафт, бравый Куравлев. Все это дополняется божественным голосом Копеляна, великолепными песнями Кобзона, на стихи Рождественского под музыку Таривердиева. Фрагменты разобранные на цитаты и крылатые фразы с экрана прочно вошедшие в обиход, не говоря уже о благодатной почве для создания баек и анекдотов, да квестовых компьютерных игр.

    Сериал Лиозновой и повесть Семенова взаимодополняют друг друга, так читая можно вникнуть в интимные подробности выражения своей преданности к фюреру от Гессе, а наблюдая за видео-повествованием насладиться исполнением про себя песни Исаевым. Добротная экранизация иногда дословно цитирующая книгу, разумно дополняющая и вдохнувшая жизнь в ставших знаменитыми персонажей. И пусть факт того что так глубоко в фашистскую организацию не мог внедриться никто из славян, и что появление русской жены в полном шпиков Берлине — это залог полного провала, но ведь не будь этого и жизнь на улицах не замирала бы на те мгновения пока он первоначально транслировался по телеканалу, а склонные к мелодраматизму дамочки не стирали бы слезы глядя на немую сцену встречи в кабачке.

    9 августа 2010 | 21:47

    Снимать кино посвящённое событиям крупнейшей и самой безжалостной войны в мировой истории всегда довольно тяжело, особенно в те далёкие годы, когда память о ней в сердцах её непосредственных участников была свежа как никогда.

    Однако данное обстоятельство не помешало режиссёру Татьяне Лиозновой и сценаристу и автору одноимённой книги Юлиану Семенову сотворить самую культовую ленту в истории Советского Союза, а Великую Отечественную Войну отразить с нестандартного для зрителя ракурса.

    Зрителям предстоит увидеть последнюю весну Рейха, но не глазами солдата-фронтовика, генерала или видного политика, нет — зрителю предстоит увидеть последние мгновения войны глазами советского разведчика Максима Исаева, работающего в самом сердце нацистской Германии.

    Образ штандартенфюрера СС Штирлица в замечательном исполнении Вячеслава Тихонова уже давно стал культовым. Сдержанный, смелый и честно, несмотря ни на что, выполняющий свой долг перед Родиной разведчик. Для режиссёра Штирлиц становится проводником для передачи зрителям различных моралей и ценностей, смыслов картины, становится примером сильного человека, не страшащегося ударов судьбы.

    Лиозновой удаётся показать военный мир в тылу и отразить его через призму политики, вопросы которой, становятся ключевыми в понимании картины в целом. Режиссёр отражает суть войны как никто до неё, чётко разделяя политику и фронтовые действия, не пытаясь при этом показать нацистских лидеров фанатичными сектантами. Эта мысль пронизывает абсолютно весь сериал, за что, кстати многие её и недолюбливают. Режиссёр видит реальную суть вещей, отражая их в образах, например, тех же самых Мюллера, в исполнении Леонида Броневого, или Шелленберга, в исполнении Олега Табакова, чьи персонажи, не смотря на кровавые действия их реальных прототипов, по ряду причин не вызывают сильной ненависти. И дело здесь не столько в блистательной игре актёров, сколько в тех реалиях, которые окружают любую войну. Все образы нацистских лидеров в картине представлены здесь, повторюсь, не как фанатичные звери, а как самые обыкновенные политики, которые прикрываясь «политикой партии» делают свою карьеру исходя из своих корыстных амбиций — жажды богатства и власти. Пресмыкательство и лизоблюдничанье — всегда были одним из основных способов карьерного роста, что довольно ясно показывает режиссёр.

    В пользу этой точки зрения говорит, и сюжетная основа картины отождествляя вчерашних «друзей» фюрера с крысами, ищущими все возможные способы бежать с тонущего корабля. Что же, на этом, пожалуй, сравнения с крысами в сериале не заканчиваются, ведь о союзниках Советского Союза по политическому столу у Лиозновой и Семенова такое же мнение, приведённое, правда, несколько с другой стороны и отражённое режиссёром как игра в карты под столом.

    Не меньше времени режиссёр уделяет и вопросам фронта, и судьбе простого немецкого народа, нисколько не виноватого в злодеяниях своих лидеров, пришедших к власти и вскормленных тяжбами их родины по прошествии Первой Мировой Войны. В картине отражены и антирежимные настроения народа в лице пастора Шлага и профессора Плейшнера, и его невиновность. Ужасы, творящиеся на фронте режиссёр показывает на хронике, а сцены призыва в армию подростков и стариков лишь усиливают эти эмоции. И даже вчерашние друзья Гитлера понимают насколько бессмысленно продолжать войну. Однако, не смотря на подавляющее большинство стремящихся к богатствам Рейха людей, были и те, кто слепо верил в идею, а фюрера отождествлял с божеством, это по мнению авторов и затянуло последние мгновения Третьего Рейха.

    Татьяна Лиознова не останавливается лишь на рассмотрении вопросов войны и политики. Она уходит гораздо дальше. Здесь есть и представления о справедливости, чести, достоинстве и любви к Родине отражающиеся в лице штандартенфюрера Штирлица и тех же самых профессоре Плейшнере и пасторе Шлаге. С последним режиссёр связывает и вопросы духовенства и национальных идей, которые как будто бы заменили религию, как главную уздечку, надетую на народ правительством. Не стоит забывать и сюжетную линию радистки Кэт, переживающей один за другим удары судьбы.

    Однако главное внимание в сериале всё же сконцентрировано на его главном герое — Максиме Исаеве или Штирлице. Всестороннее раскрытие режиссёром своего героя безусловно одно из главных достоинств картины, причём это касается не только главного героя, но и всех остальных. Постоянно мелькающие сцены хроники, и прилагающийся досье на персонажей многосерийной ленты усиливают впечатления и всё больше погружают в атмосферу тех дней, попутно помогая режиссёру раскрывать героев сериала. Тоже самое можно сказать и о потрясающих переходах от одной сцены к другой проходящих под плавное тиканье стареньких домашних часов и сопровождающихся запоминающимся эффектом «жалюзи», который в какой-то степени даже отсылает зрителя к сцене, в которой разведчик во-избежание лишних глаз закрывает жалюзи в своём доме. Не малую роль для передачи общего настроения играет и цвет картины, отснятой только в чёрном и белом фоне (p.s. в оригинале).

    Отдельно хотелось бы отметить музыку, звучащую на экране без которой картину представить просто на просто невозможно. Музыка Микаэла Таривердиева заставляет зрителя запомнить её и прокручивать в своей голове ещё долгое время, а песни за авторством Роберта Рождественского в исполнении Иосифа Кобзона уже долгие годы многие знают наизусть.

    Семнадцать мгновений весны сумели создать себе не только невообразимую популярность, как на Родине, так и за рубежом, но и завоевать целую толпу как поклонников, так и ненавистников, критикующих картину за слишком мягкое отражение нацистов на экране, хоть это и было обосновано сюжетными задумками и предназначалось для передачи режиссёрских и сценарных идей, а штандартенфюрер Штирлиц на долгие годы стал кумиром молодежи, во многом потому что он, со слов тех же самых авторов картины, «никогда не торопил события, а выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности».

    11 июля 2017 | 00:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>