• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Пять гробниц по пути в Каир

Five Graves to Cairo
Пять гробниц по пути в Каир (Five Graves to Cairo)
год
страна
слоган«Did a Woman Start the Rout of Rommel?»
режиссерБилли Уайлдер
сценарийЧарльз Брэкетт, Билли Уайлдер, Лайош Биро
продюсерЧарльз Брэкетт, Бадди Дж. ДеСильва
операторДжон Ф. Сайц
композиторМиклош Рожа
художникХанс Драйер, Эрнст Фегте, Эдит Хэд, ...
монтажДоан Харрисон
жанр триллер, военный, ... слова
бюджет
$855 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
Номинации:
Вторая мировая война. Британский солдат Джон Брэмбл волею судьбы оказывается один в маленьком городке, расположенном среди песков Сахары. В город входят германские оккупационные войска. Чтобы избежать плена он выдает себя за погибшего работника маленького отеля «Империал», который принадлежит Фариду.

Он постепенно входит в доверие к домоправительнице-француженке Муше, глубоко презирающей британцев за то, что они бросили французские войска под Дюнкерком. Позже отель становится штабом генерала Роммеля. Брэмбл узнает, что, выдав себя за слугу, он подвергается еще большей опасности, так как покойный был агентом, работавшим на нацистов.

Сумев все-таки убедить немцев, что он работает на них, Брэмбл получает задание следовать в Каир и готовить вторжение германских войск…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
13 + 0 = 13
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:14

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Думаю, что этот фильм совсем недооценен, хотя его в полной мере можно (согласившись с Кэмероном Кроу) назвать предшественником сериала об Индиане Джонсе. 1942 год, Египет. Британский солдат случайно оказавшись в немецком тылу проявляет чудеса сообразительности и хитроумия. Он старается обмануть всех выдавая себя за нацистского агента. Ситуация обостряется присутствием генерала Роммеля.

    Билли Уайлдер снял великолепное кино. Нужно обратить внимание на год создания фильма — война была еще в самом разгаре, что не мешало Уайлдеру создать гармоничное художественное произведение.

    Практически каждый эпизод пронизан напряжением — ведь главный герой постоянно рискует. Но, вместо того чтобы «создавать» саспенс, Уайлдер идет совсем другим путем. Напряжение у Уайлдера трансформируется в иронию. Таким образом, картина из напряженной психологической драмы становится легкой комедией.

    Однако, Мастер есть Мастер. В концовке все акценты будут правильным образом расставлены.

    Первым выбором режиссера на исполнение главных ролей были Ингрид Бергман и Кэри Грант. Однако, данных актеров заполучить не получилось. Тем не менее, Энн Бакстер справилась с ролью просто превосходно, равно как и Эрих фон Штрогейм с ролью генерала Роммеля.

    На мой взгляд фильм недополучил несколько Оскаровских номинаций (возможно призов) по направлениям: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая актриса (Энн Бакстер).

    В итоге: очень достойное кино снятое в годы войны, которое можно пересматривать. Ценность фильма в его непосредственности. Уайлдер как будто не обращает внимания на модное в те годы «пропагандистское» кино и конентрируется на художественных особенностях картины

    8 из 10

    3 декабря 2012 | 03:43

    Советские военные фильмы — выстраданные, искренние, душевные, трогательные, героические, злые, грозные, патриотические, страшные, горькие. Они давно и прочно заняли место в сердце. Но я стараюсь добавлять к этим «фильмам-ветеранам» что-то новое, что не находит места в рейтингах и списках. Ведь достойных фильмов о войне много. И не только советских.

    Одним из таких редко где сейчас светящихся фильмов является картина Билли Уайльдера «Пять гробниц по пути в Каир», интересная уже хотя бы тем, что снималась непосредственно во время боевых действий в Африке, накануне прорыва Африканского корпуса Роммеля и вышла в свет в 1943 — в самый разгар Второй Мировой, уже после победы союзников под Эль-Аламейном. Или тем, что экранизация пьесы Лайоша Биро «Отель Империал», переносила события не в годы Первой Мировой, как значилось в первоисточнике, а Второй — и оказалась куда ближе к истинным событиям 1942 года.

    Вообще лучшие из американских фильмов военного времени отправляют нас либо в еврейские гетто ("Великий диктатор», «Быть или не быть»), либо в окопы Первой мировой ("Сержант Йорк», «Мост Ватерлоо»), либо в Африку, с которой были связаны основные победы союзников ("Сахара», «Касабланка», «Пять гробниц по пути в Каир»), в любом случае — это всегда сознательный уход от того, что творилось в это время в СССР и Европе. Причины просты. Во-первых, в США толком не знали, как реагировать на поражения СССР, и, тем более, на его победы. Поэтому предпочитали аккуратно молчать, чтобы не тревожить умы больших людей, которые могли в секунду перекрыть киношникам кислород за каждое неправильное слово, потому что коммунисты хоть и стали друзьями, стали ими временно. Во-вторых, чужие победы — это всегда чужие победы. И даже радость победы советских войск в Сталинградской битве, одной из этапных в общей войне, была не так велика, как радость от победы при Эль-Аламейне — в далекой Африке. В-третьих, американского зрителя зря тревожить было нельзя. Он был далек от истинных ужасов войны и должен был оставаться от нее как можно дольше, особенно в кино, где предпочитали все те же легкие романтические комедии — пусть и на военную тему, вестерны, мюзиклы и салонные мелодрамы. И лишь редкие смельчаки пытались показать нечто большее, чем просто романтичный взгляд из-за океана.

    «Пять гробниц» — фильм не из разряда военных шедевров, вроде «Сахары», хотя он тоже о героях войны, но создан скорее в авантюрно-приключенческом стиле, лишенном истинного страха перед войной и истинного понимания ее ужасов и трагизма. Честно говоря, единственным недостатком картины я считаю именно эту легкость рассказа, которая очень хорошо смотрится в комедиях Уайльдера и не совсем к лицу этому военному фильму, благодаря которой он воспринимается чуть ли не комедией.

    Уайльдер понимал войну. Его родные сгинули в концлагерях, сам он бежал в США от преследований нацистов. Может быть поэтому старательно уходил от темы войны. Но все-таки не ушел. Мало кто знает, что именно Уайльдер ездил в Германию в 45-м как глава «Психологического отделения» армии США, что он монтировал хронику рассекречивания концлагерей «Фабрики смерти», именно он снял позже жесткий фильм «Шталаг-17» о военнопленных. Война еще долго давала знать о себе в его творчестве, но он сумел абстрагироваться от нее, даже снимать комедии.

    Здесь войны во всей ее кровожадной чудовищности нет. Фильм близок своим стилем картинам Любича. Война дана фоном, где-то там, далеко от пустынь, по которым нет-нет да и проедет какой-нибудь то английский, то немецкий полк, сам не знающий, чего хочет от этой выжженной Солнцем земли.

    И все-таки персонажи фильма — настоящие герои. Не такие, как ребята из «Сахары», или «В бой идут одни старики», но ведь и победа ковалась не только в штыковой атаке! Были и герои невидимого фронта, были врачи, были Шиндлеры, были военные повара, портные и ученые, шпионы и крестьяне — все было поставлено на службу Победе! И этот фильм тоже о Подвиге. О подвиге английского капрала, не смалодушничавшего, оказавшись окруженным немцами, и не просто стремящегося выжить, но и выведать у врага планы. О подвиге девушки-горничной, сперва не выдавшей англичанина врагу, хотя за это могла бы получить прощение для своего брата в концлагере, а потом и вовсе пожертвовавшей жизнью во имя спасения миллионов чужих «братьев». И даже о подвиге трусливого хозяина гостиницы, египтянина Фарида, которому все эти стычки непрошеных гостей — глубоко до фонаря. Но и он не ушел от проблем, не выдал никого и сам в меру сил помогал, потому что все понимали, какое это зло -Третий Рейх.

    Этот тыловой героизм, вылившийся во множество забавных и далеко не забавных ситуаций — тоже должны помнить и понимать, что без него, может быть, некому было бы идти в штыковую атаку и закрывать телами амбразуры.

    Уайльдер ничего не драматизирует, никого не пугает. Его немцы не творят особых зверств, и ведут себя вполне адекватно, но реальную опасность, исходящую от них, все-таки ощущаешь. Генерал Роммель, великолепно сыгранный фон Штрогеймом — вовсе не тварь и изувер, не карикатура, он большой военачальник и талантливый командир, хотя и нацист до мозга костей. К нему чувствуешь отвращение и одновременно уважение. Сильный враг достоин уважения — уверен Уайльдер и я с ним согласен.

    Хороши в главных ролях Франшо Тоун и симпатичная Энн Бакстер, вместо которой, по замыслу режиссера, должна была играть Ингрид Бергман. Хороши, хотя так и норовит у меня на место Тоуна встать то Купер, то Богарт. Харизмы Тоуну не хватает, что ли…

    Фильм, очень далекий от нашей войны, все-таки не далек от нас. В нем есть истинный, не показной героизм, нет чрезмерного патриотического пафоса, есть люди, солдаты. Ему не хватает только осознания масштабов трагедии, охватившей землю. После него остается ощущение как о некоем местечковом конфликте, который никого не задел. И только поле белых безымянных крестов на заднем дворе какого-то задрипанного египетского отеля говорит, какой страшной и бесчеловечной была эта война.

    Уверенно, элегантно и легко Уайльдер без крови и слез встал на ту территорию, где недавно полностью облажался Михалков со своим эпическим позором «УС-2», разбрасывая кишки, сопли и заградотряды. Войну можно показать по-уайльдеровски — и, как ни странно, она в таком виде честнее и чище михалковского бреда. Голливудская в чем-то, приключенческая — в большей степени, но не чуждая иронии независимого кино, а также истинной героике и всеобщей международной правде, украшенная приятными лицами картина. Вполне достойна занять свое место в ряде «мировых фильмов победы».

    9 из 10

    13 мая 2013 | 22:58

    В этой во многом любопытной картине Билли Уайлдера, действие которой происходит на североафриканском фронте Второй Мировой войны (между прочим, на момент съемок фильма боевые действия в Северной Африке еще продолжались), видны зачатки начинающего режиссера, который ставит интересный эксперимент с саспенсом.

    В «Пяти гробницах по пути в Каир» мы видим характерные режиссерские приемы, к которым впоследствии Уайлдер прибегнет в своей следующей широко известной картине «Двойная страховка». Она же, в свою очередь считается некоторыми критиками «почти идеальным фильмом жанра нуар». А здесь мы видим как Уайлдер на основе довольно простенького сюжета создает интересный психологический триллер, который не сможет заставить зрителя заскучать, и это несмотря на то, что сюжет всего фильма по сути разворачивается в одном помещении — одинокой гостинице посреди пустыни. На протяжении фильма в этом так же помогает убедительная игра Франшо Тоуна, вокруг которого и развивается весь сюжет.

    Несмотря на всю простоту и кажущуюся наивность сюжета, фильм Уайлдера сильно выделяется на фоне военных картин того времени, большинство из которых являлись заурядными агитками. А «Пять гробниц», своеобразный военный триллер с намеком на приключения, идет как бы в противовес той основной массе штампованного военного кино, и в нем даже многие немцы имеют хоть какие-то положительные качества, учитывая что в агитках они показывались абсолютно тупыми идиотами.

    Если взять во внимание всю перечисленную уникальность этого фильма, то удивительно что ныне он достаточно подзабыт. Хотя здесь мы имеем и любовную, и приключенческую, и военную составляющую, и даже триллер. Да и не всем припомнятся военные картины об освобождении Северной Африки от итало-германских войск. Незаурядные пути сюжета и съемок сделали эту картину знаковой для того времени, и она также является важной для Билли Уайлдера так как это его пробное перо в саспенсе, которое помогло ему обрести опыт для последующих картин.

    7 из 10

    28 октября 2016 | 23:53

    Прекрасное кино одного из моих любимых режиссеров.

    Снято очень грамотно — половину фильма я, не отрываясь от экрана, переживал за Джона Брамбла. Особенно в тех моментах, когда его секрет уже практически был раскрыт, но разоблачение откладывалось.

    Отличная роль у Энн Бакстер. Ее героиня получилась очень преданной и самоотверженной, в связи с чем ее участь вызывает неподдельную горечь.

    Ну и, естественно, нельзя обделить вниманием Эриха фон Штрогейма, который стопроцентно вжился в роль немецкого офицера, и, самое интересное, порой даже вызывал симпатию.

    10 сентября 2010 | 18:54

    Добротная работа, практически без пафоса, присущего многим картинам того времени… разве что концовку смазали, должна была получиться трагичной, но недотянули и поспешно свалились на мажорные финальные аккорды, заставляющие зрителя поверить, что действительно, с войной скоро будет покончено, коли английские солдаты такие бравые… Улавливаете иронию?

    8 из 10

    17 ноября 2009 | 16:31

    Капрал Брэмбл, единственный кто выжил среди экипажа английского танка. Полуживой, перебравшись через пустыню, он оказывается около провинциальной гостиницы. Ее обитатели хозяин-египтянин Фарид и горничная-француженка Муш пытаются его спровадить, но капрал решает выдать себя за погибшего в ночной бомбардировке официанта Пауля Давоса. Положение вскоре осложняется, так как ресторан становится штаб-квартирой самого фельдмаршала Роммеля, а Давос являлся личным осведомителем немецкого военачальника.

    Третья режиссерская работа классика Голливуда Билли Уайдлера. Вторая Мировая еще вовсю бушевала на планете и картина выходила, так сказать, на основе недавних событий о военных действиях в Северной Африке.

    Билли Уайдлер не понаслышке знал об ужасах фашизма, от которого бежал в Штаты, а его родные сгинули в концлагерях. Тем не менее он сумел практически уйти от пропагандистских клише и изобразить немецких офицеров вполне адекватными людьми. Необычно для тех времен. Сам фельдмаршал Роммель предстает умным командиром и даже вызывает симпатию. Его адьютант весь фильм пытается соблазнить героиню-официантку. но даже не помышляет об изнасиловании.

    Ну а сам сюжет картины построен в духе приключенческого кино (ее даже называют одним из прообразов «Индианы Джонса»): тайны, археология, артефакты, шпионские игры. Саспенс присутствует довольно приличный, но при этом вполне в хичкоковском духе сдобрен изрядной долей иронии. Хотя все же комедией фильм не является и история выявляет чем дальше, тем более трагические мотивы.

    Актерка тоже хороша. Фрэншо Тоун, малоизвестный актер, вполне на месте в роли героя-капрала, хотя харизмы ему несколько недостает. Блестяще отыгрывает 20-летняя Энн Бакстер ("Все о Еве») создав очень симпатичной образ самоотверженной героини. Великолепен Эрих фон Штрогейм в роли Роммеля. А есть еще «главный русский в Голливуде» Аким Тамирофф в роли Фарида.

    Классика военно-приключенческого кино, вполне годное к просмотру и сегодня.

    7,5 из 10

    13 января 2017 | 21:26

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>