всё о любом фильме:

Поп

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Хотиненко
сценарийВладимир Хотиненко, Александр Сегень
продюсерВера Малышева, Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
операторИлья Дёмин
композиторАлексей Рыбников
монтажМаксим Полинский
жанр драма, военный, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  320.4 тыс.,    Болгария  17.6 тыс.,    Словения  8.7 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время124 мин. / 02:04
Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.10 (1012)
ожидание: 78% (525)
Рейтинг кинокритиков
в России
0 + 1 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:59

    файл добавилLowChurch

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм поставлен по одноименному роману Александра Сегеня.
    • Первый художественный фильм, снятый под эгидой Московской Патриархии и при деятельном участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
    • В период работы над сценарием и съемок фильм менял название несколько раз: «На реках Вавилонских», «Псковская миссия», «Преображение».
    • Съёмки проходили в Пскове и Псковской области, Риге, Праге и Белоруссии.
    • Активное участие в съёмках принимала белорусская военно-историческая группа «Товарищи по оружию».
    • Прототип героя фильма — священник Алексей Ионов. При этом между биографией прототипа и персонажа имеются существенные расхождения, в частности, персонаж показан лояльно относящимся к Советам, тогда как реальный прототип был их непримиримым противником. Реальный отец Алексей вместе с семьёй эвакуировался на Запад.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5159 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Поп» — это ещё одна историческая драма, являющаяся частью единого российского проекта. Цель проекта заключается в том, чтобы представить зрителям историю, заставить окунуться в неё и прочувствовать всем сердцем и сознанием. Заодно на подобных работах отечественные «киноделы» стараются научиться снимать хорошее кино, чтобы, в конце концов, больше не засматриваться на Голливуд и уметь самому создавать шедевры и хиты. Конечно, это получается у российского кинематографа постепенно, но, к счастью, уверенно и целеустремлённо. И вскоре у меня начал проявляться безумный интерес и светлая надежда: всё-таки в будущем наши научатся снимать достойное кино, которым не стыдно будет хвалиться перед теми же голливудцами или европейцами, которые, кстати, давно научились снимать именно своё, уникальное и своеобразное кино, при этом ещё и хорошее. А пока что приходится восхищаться только теми отечественными картинами, которые относят к классу «тихого кино» или «арт-хауса».

    Работа Владимира Хотиненко тоже относится к данному классу. О картине говорили мало, но положительно и благосклонно. Вот и я буду говорить о нём довольно неравнодушно. Конечно, это не шедевр и даже не культовый фильм, но он хороший, нелишний и полезный, а такие ленты ругать вовсе не стоит — их надо ценить.

    В целом данный фильм — история о вере, религии, душевном спокойствии и равновесии, которое необходимо для каждого человека, а в то страшное время, во Вторую Мировую было особенно важно. Идеология о вере в надежду современному зрителю не нова, но здесь она является важным и ключевым компонентом сюжета. Картина задевает не всю войну целиком и не показывает нам её в огромном масштабе, который обычно свойственен фильмам на военную тему. Мы видим развитие событий с другой стороны, с неожиданной и непримечательной, но значительной, глазами доброжелательного и миролюбивого попа, пытающегося обрести мир с врагами ради сохранения жизни многих близких ему людей и религии. Конечно, это не предательство родины, а тяжкое смирение с положением, которое на самом деле оказывается настоящим испытанием.

    Просмотр доставит неоднозначные эмоции и ранее не постижимые переживания. Сюжетный конфликт строится в первую очередь не между фашистами и русскими, а в узком кругу людей, между теми, кто предан родине, и теми, кто превратился в поганого изменника. «Поп» вызывает у зрителя тихий гнев по отношению к полицаям, интригующее волнение за главных героев и страх, переходящий из поверхностного в глубокий. Если тщательно следить за каждым действием фильма и не зевать, то из просмотра можно с лёгкостью извлечь пищу для ума. Вера — вещь субъективная, но надёжная и незаменимая, только вера способна заставить человека не сдаваться, терпеть и жить, только вера делает нас сильными духом людьми. Картина несёт в себе религиозный характер, и это отчётливо видно, лента не навязчива, но трогательна и даже в чём-то захватывает дух.

    Сергей Маковецкий  — актёр удивительно неординарный и, безусловно, очень богатый своим умением исполнять ту или другую роль. Здесь, в образе главного героя он смотрится очень интересно, а игра оказывается очень многогранной и профессиональной, чего можно было и ожидать. Но вот, чего действительно я не ожидал, так это присутствие в фильме Лизы Арзамасовой, которая всем известна по «Папиным дочкам». Естественно, из семейного сериала она сразу же перебралась в большое кино, её можно увидеть и в других фильмах. В данном случае ей досталась не очень эффектная и запоминающаяся, но ключевая роль. Саму актрису ругать как-то не хочется, у неё всё впереди, да и вообще претензий к ней у меня нет. Её игра довольно хороша и чувственна, видно, что юная девица старается, и не зря.

    8 из 10

    Это хорошая картина. Картина, снятая просто, но со вкусом и с душой, переживаний тут много, а мыслей — ещё больше. «Поп» является ещё одним российским творением, к которому можно, но не желательно придираться, потому что это достойное кино. В отличие от современных «бестолковщин», которыми отечественный кинематограф пытается подражать Западу, данный фильм — отличный повод осознать, что наши ещё могут и будут снимать приличные киноленты, да ещё с хорошими актёрами.

    18 января 2011 | 21:00

    В ещё нетронутой Великой Отечественной войной латышской деревни Тихое православный священник отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий) рассуждает об особенностях семейной жизни («я — единичка, а жена моя — ноль, но вместе мы образуем десятку»), крестит после отговоров девочку-еврейку (Лиза Арзамасова), глядящую на него обожающим взглядом, и вскоре отправляется в Ригу, где митрополит даёт ему задание основать в псковской деревни Закаты миссию под протекторатом германской армии — главным поборником миссии выступает русский немец, полковник Фрайгаузен (Анатолий Лобоцкий). Зажатый между большевиками (представленными тут партизанами) и фашистами, отец Александр как может пытается помочь своей пастве. Однако, при явной поддержке со стороны немцев, наотрез отказывается придавать свою родину — Россию.

    По структуре заявленной в фильме темы (отношения религии с властью) «Поп» напрашивается на сравнение с недавним «Чудом» Александра Прошкина. Оба фильма основаны на реальных событиях. В обоих есть конфликт православия с большевизмом (в «Попе», поскольку дело происходит во времена ВОВ, примешивается ещё и третья сила — фашизм). В обоих играет Маковецкий. Но, как говорится, с нюансами. Роли у него настолько диаметрально противоположные (в «Чуде» — злостный подхалим со стеклянным глазом, в «Попе» — сама благость), что уже нет смысла хвалить его за мастерство перевоплощения. Кто ещё хорош в ленте, так это матушка Алевтина — жена Ионина. Нина Усатова убедительно сыграла мать, у которой есть свои, взрослые дети (мы их, правда, в кадре не видим), но которая, не смотря на трудное время, готова приютить чужих.

    Если же говорить о художественных достоинствах фильма, то тут сложнее. Хотиненко в последнее время упражняющейся в жанре патриотического лубка (см. «1612»), кажется, только отточил свои кондовые ремесленные навыки, однако его чувство прекрасного до сих пор вызывает вопросы. Зачем показывать мир глазами мухи и крупным планом коровье вымя, если эти кадры не несут никакой смысловой нагрузки, не совсем понятно. Равно как и напускать инфернальной жути при уходе положительного советского солдата в лесную чащу. Приёмы Хотиненко дубоваты. На каждый удачный план у него найдётся вызывающе неудачный. И, если быть уже совсем откровенными, его картина больше похожа на сериал «Первого канала» (пусть и по сериальным меркам очень короткий).

    7 апреля 2010 | 15:02

    Надо сказать, что этот фильм будет гораздо проще понять и принять, если знать историю Псковской Миссии. Доступная информация о Миссии стала появляться относительно недавно, поэтому моя первая реакция на безграмотные статьи по теме была, разумеется, резко негативной. Позднее, ознакомившись с серьёзными исследованиями деятельности Миссии, я составил о ней совершенно иное мнение, основанное на фактах, а не на глупых агитках с безудержным обличением советской власти. Самое главное для себя, да и для многих: псковские миссионеры не были коллаборационистами. И вот ещё что: описание фильма обрывается на полдороги — многие труженики Миссии действительно «были высланы в лагеря», но в 1956 году они были реабилитированы за отсутствием состава преступления. Немного другой коленкор, не так ли?

    Теперь, несколько рассеяв туман, о самом фильме.

    Интересно отметить достаточно близкие к действительности изложение событий и круг лиц. Более того, сохранено даже портретное сходство с прототипами ряда персонажей, а также некоторая разница в их взглядах, подходах, оценке событий. Есть и почти дословные цитаты (про «колбасников» в действительности говорил Экзарх, воспроизведена фраза устами отца Александра практически дословно).

    Преподнесено ненавязчиво, что является огромнейшим плюсом любого кино, тем более — затрагивающего серьёзные темы. В фильме «Поп» нет пропаганды — перед зрителем тихий, добрый, глубоко порядочный человек, умеющий быть и жёстким, когда пред ним встают вопросы принципиальные. Например: партизанами уничтожены «полицаи» — мерзавцы-коллаборационисты, один из которых с упоением рассказывал, как он лично расстрелял семью, включая годовалого ребёнка. Отца Александра просят отпеть убитых, на что следует ответ (я не буду его приводить) — столь же честный, сколь исчерпывающий и смелый. Офицера Вермахта «с российскими корнями», участвовавшего в расправе над партизанами, отец Александр Ионин выгоняет из дома. А прежде всего зрителю предстаёт труженик, каждодневно совершающий маленький подвиг. Судите сами: отец Александр даёт приют, точнее — полноценную семью голодным сиротам, укрепляет наших военнопленных и словом, и делом, собирая для них тёплые вещи, еду, медикаменты, подарки. Добивается разрешения для них участвовать в Пасхальном богослужении (!) — то есть, помимо собственно радости Пасхального торжества, это ещё и вдох, пусть короткий, свежего воздуха будущей свободы, и укрепление духа, и просто возможность хотя бы на три часа почувствовать себя человеком среди людей, хоть на короткий срок вырваться из лап немецких варваров. И много чего ещё делает отец Александр — служит, крестит, исповедует, совершает требы. Его миссия совершается не проповедью, а собственным примером. Об этом также вскользь говорится парой фраз — и всем фильмом.

    Обращу внимание на детские образы в фильме. С чистыми глазами, с чистым сердцем — нечасто такое увидишь на экране. Особенно запоминается Ева.

    Есть, к сожалению, и несколько штампованных персонажей, но говорить о них не хочу, ибо они незначительны и впечатление от них полностью перекрывается замечательными главными героями.

    Общее впечатление от фильма — очень хорошее.

    P. S. И давайте подумаем: когда пришли нацисты, что такому вот человеку надо было делать? Отсиживаться? Идти в партизаны? Действительно, были батюшки, участвовавшие в партизанской деятельности, некоторые получили боевые награды. Другие служили соотечественникам своим непосредственным призванием, доступными средствами помогая своим и пострадавшим от войны и по ту сторону линии фронта, совпадающей с гранью добра и зла. Именно таков главный герой фильма — в картине выведен собирательный образ участника Псковской Миссии. С любовью к людям и к Родине он совершает свой, доступный именно ему, «малый» труд.

    Для тех, кто сомневается, нет ли глумления над нашей Победой в этом фильме: нет! Иначе, какими бы иными достоинствами не обладал фильм, место ему было бы в мусорной корзине с вечным позорным клеймом. Для тех, кого коробит от «разделения» советского и «несоветского» патриотизма — в фильме никакого акцента на этом нет, не сомневайтесь, прочитав где-нибудь подобную рецензию. Можно, наоборот, встретить обвинения в восхвалении коллаборационизма — и это не так.

    Словом. Смотрите смело, никаких плевков в нашу историю, вроде как в михалковском убожестве, в этом фильме не увидите. Фильм о человеке и любви к людям.

    11 мая 2010 | 11:17

    Фильм мне очень понравился. Удачнейшая работа Маковецкого, Усатовой.

    В таких фильмах даже средние актеры раскрываются. Приятно удивила Лиза Арзамасова — молодец!

    Что меня удивляет, так это то, что даже в положительных отзывах пишут о «хороших фашистах» и «негодяях своих».

    А я не увидела в фильме хороших фашистов. Точно так же не увидела и негодяев своих — чтобы их можно было защищать. Полицаи и изображены полицаями — людьми, которые во что бы то ни стало хотят сохранить свою жизнь. При любых режимах, за любые злодеяния они хотят тупо жить.

    Отец Александр ни на кого не работает, он в ответе только перед Христом (о чем в фильме прямо и сказано). Это Человек, который знает только одно — свое служение, и живет в полном согласии со своим знанием.

    И тем более возвышаю этого героя, что он понимает — ни от фашистов, ни от своих ему не уйти. При любой власти он будет казнен, и несмотря на это он не идет на компромиссы.

    А Фрайгаузен — вовсе не хороший добрый фашист. Он — приспособленец. И не зря в конце есть строчка о его воспоминаниях, в которых об Отце Александре ни слова. Этим двум людям никогда не понять и не приблизиться друг к другу, так что ж и писать то, о чем не понятно.

    Я было тоже оправдала Фрайгаузена для себя, но эта финальная строчка все расставила по местам.

    Для меня этот фильм о том, что во все времена, во всех нациях есть хорошие, и плохие, есть очень хорошие и очень плохие. А есть Люди, которые стоят Над. Над теми и над другими. Понимают весь ужас происходящего, помогают, чем могут, и продолжают служить своему предназначению.

    Фильму 10 из 10, не раздумывая и не колеблясь.

    8 апреля 2010 | 11:03

    Перед просмотром фильма мое отношение к нему было довольно настороженным. 70 лет советского диктата атеизма внесли почти неискоренимые стереотипы на все, что касается Церкви. Каждый школьник знает, что первыми декретами советской власти были декреты «О Мире» и «О Земле», где четко говорилось, что Церковь отделана от государства, а, значит, противоположна ему. Такой образ, как «поп», герой непристойных анекдотов и главная мишень всех сатирических нападок юмористов, стал настоящим достоянием в культуре советского государства. Тем более взятая режиссером тема Псковской миссии сейчас только начинает обсуждаться, ее роль в нашей истории только предстоит выяснить.

    Первые же кадры просто лишили меня слов…. Я увидела на экране не актера, а священника. Простого деревенского священника. Впервые после фильма «Остров» так верно и четко передан этот образ, для мирового кинематографа весьма ценный. Это просто удивительно. Целой плеяде европейских фильмов, посвященных этой теме (это и «Миссия» с Робертом де Ниро, и «История монахини» с Одри Хепберн, и многие-многие другие) мы можем лишь несмело противопоставить одинокого «Андрея Рублева» да столь же одинокий «Остров». И это при условии такого по величине и значимости в общеевропейской культуре кинематографа, как российский. Только спустя около пятнадцати лет с падения монополии атеизма мы начинаем снимать кино о Церкви и ее судьбе. Судьбе порой более суровой, чем окружающая ее реальность. Отчего? Да оттого, что о. Александр не может отпеть предателей родины и исповедует только что стрелявшего в него человека. Он не подчиняется законам ни советским, ни фашистским — он выполняет лишь то, что предписано ему Богом, которому служит.

    Сам этот священник — образ собирательный, как сам потом признавался режиссер, вобравший в себя все главные черты миссионера-проповедника, главный из которых это молитва и милосердие. Даже фамилия героя отсылает нас к Евангельскому отрывку прощения Христом Петра, когда Он трижды вопрошает: «Симоне Ионин, любиши ли Меня?». С этой фразы началась вся история христианских миссий по всей Земле. Пожалуй, впервые на экране были показаны трудности, возникающие на пути священника, как все тот же отказ отпеть изменников и прощение попытки убийства его самого. Сыграть все эти противоречия — сама по себе задача не из простых. Но Маковецкий, на мой взгляд, справляется с ней, хотя чувствуется временами и интуитивность игры, и неуверенность рисунка роли. Однако видна динамика персонажа. Сравните: Алексею в церкви он признается, что боится смерти, но в самом конце о. Александр безропотно садиться в грузовик. На расстрел.

    Не менее сложен и путь жены священника Алевтины Андреевны. Каждую минуту быть рядом, беречь того, кто по своему определению не может молчать, когда говорят неправду, всегда подбадривать и находить слова утешения — вот все то, что было в ее жизни. Пожалуй, роль Алевтины Иониной — одна из лучший в репертуаре мною глубоко уважаемой Нины Усатовой. Ее работу отличает поразительная сила и правдоподобность. Она и Маковецкий — это дуэт не партнеров, а сердец, когда душа, как и судьба, одна на двоих.

    Так же отдельно хочется выделить среди актерского состава Лизу Арзамасову, верно и точно передавшую колорит и духовную стойкость своей героини. Это, на мой взгляд, дало ей возможность вывести Еву из разряда второстепенных персонажей на крупный план. Режиссерская работа Вл. Хотиненко достойна того, чтобы сказать о ней отдельно. После разочарования «1612», вновь мы узнаем в нем творца «72 метров», когда-то прозвучавших, как отголосок трагедии «Курска». Его ясность и простота в сочетании с новым осмыслением этих страниц истории сделали этот фильм достойным «открывателем» духовной темы в нашем кино. А финальная сцена, открывающаяся песней «Rivers of Babylon» дает нам ощущение катарсиса, «духовного очищения» по определению Аристотеля. Отдельное спасибо композитору Ал. Рыбникову за глубокую, ненавязчивую фоновую музыку, дающую возможность задуматься над происходящим.

    Этот фильм — не романтический идеализированный рассказ о давно прошедшем, а реальная история Псковской миссии в период Великой Отечественной войны.

    Мое мнение — 

    9 из 10

    13 августа 2010 | 13:21

    Практически в преддверии «Золотого витязя» посмотрел хотиненковского «Попа», который бурляевский кинофорум в этом году открывал. Фильм, судя по всему, делался по заказу бригады Нарышкина, ну и РПЦ естественно руку приложило — там в титрах собственно список всех «сочувствующих» есть, среди которых даже гордо «Газпром» реет (ну и добавим к такому патернализму премьеру в ХХС в Пасху). Т. е. на самом деле уже титры вызвали странное ощущение от грядущего, но, забегая вперед, хочу сказать, что сильного давления сверху в фильме не чувствуется, либо это у нас агитмашина так работает, для галочки. Хотя от Хотиненко после «1612» и «Гибели империи» люди сверху уже коллаборационизма видимо не ждут, поэтому вполне может статься, что режиссер работал себе в поле и начальников не знал.

    Фильм рассказывает об истории псковской православной миссии во время Великой отечественной. Если вкратце, то оккупировав Прибалтику и прилегающие территории, немцы решили возродить православие, которое большевики успели за время своего правления уничтожить. В центре сюжета — отец Александр Ионов, который между немцами и большевиками, а над ними Бог. Сомнений нет, что тема у Хотиненко сложная, тема неисследованная не только в кино, но и в историческом сообществе, и вместе с тем тема важная, потому что хватает российскую священную корову — Великую отечественную войну — чуть ли не за самое вымя. При этом, с точки зрения драматургии, у режиссера имеется такое пространство для маневра, потому что сама история вроде как конфликт создает: обстоятельства ставят человека перед непростым выбором, и выбор этот делать надо. И если Федор Михайлович на подобных вещах романы строил, то тут все скатывается до уровня мизансцен с Маковецким, жестоких фашистов и не менее жестоких большевиков (кровососы, в буквальном смысле слова, и те и другие), пасторальных пейзажей на широкоугольный объектив, ну и полетов мух и птиц. С птицами вообще все скверно получилось: благая весть тут возникает 22 июня 1941 г., а освобождение от нацистов села Закаты уже что-то из серии репинских «Не ждали».

    К середине фильма вообще начинаешь так болеть за сельского попа, что и не очень-то Красную армию хочешь в кадре видеть, лишь бы пленные с голоду и тифа не умирали, партизаны бы не шалили, а так все окей — Бог один, ему-то какое дело, кто ты — немец или русский. При этом, позиция режиссера остается очень удобной, пунктирно намеченное смирение, тут возводится в степень уже какого-то буддийского послушания и аскезы. Хорошо там, где Бог, а если Бог с врагом, то где твой настоящий враг? Прямого ответа на вопрос Хотиненко не даст до конца фильма, хотя именно в этой загадке вся соль выбранной для экранизации темы.

    Слово «поп» — палиндром, одинаково читается слева и справа. Вот и фильм получился таким же: с какой стороны к нему не подходи звучит он, а точнее молчит, амбивалентно. Подобно калейдоскопу, камера прокручивает одни и те же картинки немецкого грузовика, который выбивает «почву» из под ног у висящих в гитлеровских петлях советских партизан, и грузовика НКВД, увозящего в поле невиновных, — все это мы уже видели, теперь нас хотят приучить ставить между этими машинами знак равенства.

    27 мая 2010 | 20:14

    В свое время Алексий II обратился к Владимиру Хотиненко с идеей создания такой картины. Последний не мог отказать. Да и чутье свое кинематографическое его не подвело. И актер был подобран нужный, способный верой в веру окунуть.

    Третий по счету показ картины состоялся на 80ом Московском Кинорынке. Заранее, пожалуй, мало, кто мог предположить какой свет прольется на тот вечер. Затронув действительно прежде в кино невиданную тему, нам показывают жизнь священника, по волею судьбы вынужденного жить в единстве в совсем не едином мире. Даже те ужасы второй мировой, которые приобрели в кинематографе воплощения всех видов, все равно оборачиваются для нас чем-то новым, поскольку мы видим их проходящими через совершенно новые для нас чувства человека оказавшегося меж совсем разными мирами.

    Можно сказать, это камерное, скромное кино в котором нет тяжелой техники, движущейся в разных направлениях. Это картина одного человека. Желавшего, пожалуй, больше чем кто-либо разорвать себя на части от видения того как одни и те же, любимые тобой как дети Божьи люди, так относятся друг к другу. И спасибо Маковецкому, как единственному, наверное, современному актеру способному творить столь пронзающие вещи.

    Очень редко случается так, что, к примеру, сцена голода задевает вас в первую очередь не голодающим человеком, а тем персонажем, что за этой сценой наблюдает. Это также редко, как и то, что я увидел и почувствовал, выходя из зала. За все годы, что хожу в кино, такой атмосферы, прежде никогда не видел.

    10 из 10

    10 декабря 2009 | 00:56

    и пошло-поехало с окончательным уходом из жизни участников и пособников той войны.

    На самом деле я хотел написать положительную рецензию, т. к. фильм мне почти понравился. Но после долгих размышлений я понял вот что.

    Фильм ругали за очернение партизан, комиссаров и бойцов РККА, и, что характерно, за отмыв нацистов от крови и пепла. Главного героя (далее ГГ) ругали за сотрудничество с немцами и пассивность во время тотальной войны (как-то так). РПЦ ругали за сотрудничество опять же. И это, как говорил т. Саахов, написано правильно, но…

    Но тут мы забываем про то, кто и про кого снимал. А с точки зрения верующего человека немцы-христиане (не надо про оккультизм/сатанизм и СС, Рождество-то они праздновали) к ГГ гораздо ближе, чем атеисты-коммунисты! Это когда враг покушался и на веру, то церковь могла сказать «За Русь святую!», а тут «Я за Христа», и это правильно — не его это война, не его враги, во-первых, а во-вторых, с позиции христианства, поп и был должен усовещать нападающих о милосердии к слабым. Вот он и старался о своём долге — восстанавливал церковь, вёл службы, нёс веру (между прочим, не сдал хотевшего его убить — зачем, правда? — партизана). И детей спасал, и еврейку. А при попытке спасти партизан от виселицы, вопреки крикам жены о защите рейхс-кого-то, рисковал крепко — куратор-полковник солдатами не командовал, шлёпнули бы славянского унтерменша при попытке нападения, всего-то делов…

    Вы поймите, это совсем другой тип мышления — он ведь и правда» с Христом», а всё остальное вторично. И так оно и есть, просто мы, атеисты, думаем иначе, ставя на первые места Родину, патриотизм, месть за своих.

    А дерьмово в этом фильме то, что через такую точку зрения нам показывают всех персонажей. И вот уже жители деревни спокойно ловят рыбу — как до войны, так и в разгар её. Как будто нет ничего важнее колокола и куполов. Как будто все только и ждали, когда же рухнет эта жизнь, и начнётся новая, да как встарь. И даже детоубийцей стал не урка, не алкаш, не опустившийся предварительно предатель, а советский милиционер! И вот в это я не верю — слишком уж сложна тема сосуществования церкви и государства, чтобы так вот просто решить, что в 1917 году злые масонские марсиане Русь Православную захватили, а народ, нет, Народ Русский, только и ждал, чтобы… Не надо мешать в одну кучу всех — и не надо выдавать грань за весь кристалл, «не так всё было…»

    Просто если при несении в массы православия пользоваться приёмами большевистской пропаганды и постоянно употреблять слова «все» при совмещении хороших и православных, с одной стороны, и плохих и атеистов, с другой, то лучше не будет никому.

    А так, по мелочи если, то неплох фильмец… хотя из Маковецкого вологодец как из Машкова еврей.

    5 из 10

    потому, что могло-то быть и хуже

    11 февраля 2017 | 23:46

    «Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны," — говорят нам афиши. «Ну и слава богу» — не раз подумала я в течение фильма.

    Честно говоря, противишься всему уже с первых секунд, когда по экрану ползут через запятую «Газпром», «Фонд поддержки патриотического кино» и Министерство культуры — от такой компании сразу веет каким-то душком. Ну а дальше…

    Мне показалось, что, ставя перед собой вопрос, зачем снимать этот фильм, г-н Хотиненко был немногим честнее режиссеров, снимавших при поддержке всевозможных фондов народного просвещения иные псевдопатриотические ленты последних лет — от «9 роты» до «Адмирала». Потому что этот фильм выглядит плохо слепленной под госзаказ «программной» — не драмой даже — драмкой, а не режиссерским откровением. Потому что он едва ли заставит «рядового зрителя» задуматься, а задумавшихся — не гнать в ужасе свои мысли. Потому что в этой тяжелой, страшной и беспросветной ленте нет ни одного представителя «светлых сил», хоть на первый взгляд таковым и кажется поп Ионин. Фильм, вышедший за полтора месяца до юбилея Победы, под флагом освещения малоизвестных страниц отечественной истории просто валит на лопатки среднестатистическую картину этой войны: поколению, знающему о ней лишь из прекрасных лент советской классики, поверьте, не хочется видеть обоюдные ужасы, происходившие в на оккупированных территориях. Прекрасно понимая умом, что уродов со всех сторон хватало, я не хочу, чтобы весьма сомнительный режиссер насильно сдирал весь романтически-патриотический флер с образа советского народа времен ВОВ.

    Дальше. Я, не являясь верующим человеком, все же хочу надеяться, что вера не есть приспособленчество и соглашательство (не будем сейчас о патриаршем «майбахе»); но зачем, зачем министерству культуры и фонду патриотического воспитания понадобился фильм, где попы едят с той руки, которая кормит, и если трепыхаются, то как-то слабенько, скорее для проформы? Там, где творящийся беспредел выходит за все рамки и человеческий разум, кажется, не может постигнуть его животной природы, там, где люди в целях самосохранения запрещают себе мыслить и начинают приспосабливаться, ведя животное существование, — не свет и не спасение ли должна нести вера? А вместо этого нам показывают беседы с мухой, лихорадочные сны и безучастное созерцание оккупационного произвола. Смирение попу-то, может, и положено, но оно отчего-то вызывает у зрителя очень неприятное впечатление. Смирение! Этому ли учит нас вера, чьи посланцы представлены, словно трава, которая клонится туда, куда ветер дует? Те, что подставляют после пощечины вторую щеку. Их безучастный фатализм — на все воля Господа! — должен, казалось бы, символизировать внутреннюю силу личности, а становится бессилием и безнадегой.

    Единственным более-менее живым, а оттого симпатичным получился Леха — герой Плетнева, да и сцена в храме, когда он стреляет по иконе, произвела впечатление.

    Которое, однако, было испорчено какими-то совершенно идиотскими и неуместными спецэффектами, не несущими к тому же смысловой нагрузки — вроде голубя, летящего над рекой или трепещущего письма Алевтины. Эти-то спецэффекты и добили. Ни по форме, ни по содержанию фильм, мне кажется, не пришелся ко двору.

    3 из 10

    1 мая 2010 | 06:40

    В 2009 году зрителям была представлена новая работа Владимира Хотиненко. Как режиссера и как сценариста. Фильм по одноименной книге А. Сегеня «Поп». И смотрела я сие творение в кинотеатре, где собралась добрая половина студентов Петербургской духовной семинарии. Им по статусу, видимо, смотреть полагалось.

    И после того, как на экране появился ХХ century fox, нас ожидали 2 часа из знакомых страниц русской истории, 2 часа, чтобы понять и прочувствовать, какими были те непростые времена.

    Вышла из кинотеатра я со смешаным чувством печали и одновременно с этим некоего облегчения. Противоречиво. Но что же я могу сказать о «Поп»(е)?

    Ну, во-первых, фильм красивый. Одна из начальных сцен — облака, отражающиеся в гладкой реке, бескрайние леса и летящая птица. Потрясающая природа. Зимние замерзшие ветки. Золотой песок у реки. Скромные церквушки. Гроздья замерзшей рябины. Вольный ветер… Вообщем, общие планы поражают красотой.

    И со всем этим мир, война, трагедии и разрушенные судьбы. Исторические события, известные каждому. И важная миссия священников Прибалтики по возрождению церковной жизни на русской земле. Миссия, заставляющая их ходить по лезвию ножа, между двух огней, миссия, стоящая кому-то из них жизни. Меж своими и чужими, меж двух противоборствующих идей, каждая из которых несла кровь, распри и разрушение. История защитников и захватчиков и история отца Александра, пытающегося всеми способами облегчить жизнь сирот и заключенных концлагеря, меж непонимания, презрения, смертей и произвола, царящих вокруг.

    Миссионеры шли с Богом, с верой. Но все это приходилось делать на землях, захваченных немцами, под началом фашистов, официально становясь тем самым изменниками родины, постоянно находясь под угрозой быть растреляными как захватчиками, так и большевиками. И всё это во имя того, чтобы не оставить своих людей и русских пленных без божьего утешения.

    Нет смысла расказывать сюжет и разбирать фильм по косточкам. Это еще одна картина, который нужно смотреть. Смотреть, не болея за какую-либо из сторон, а сопереживая тем, кто оказался — насильно ли, по доброй воле ли — вплетенным в то безумие, что царило в эти годы, в память о всех тех, кто их пережил и нет. Скажу только, что самым колоритным персонажем, на мой взгляд, получилась, конечно же, матушка Алевтина, которую прекрасно сыграла Нина Усатова.

    - Вот гляжу я на тебя, батек, и удивляюсь. Вроде бы ты за немцев, а вроде бы и не за немцев. Ты бы определился, за кого ты? Красные вернутся нас с тобой на одном суку повесят.»
    - Я за Иисуса Христа!»


    Больше слов здесь и не надо.

    17 ноября 2011 | 07:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>