• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Под стук трамвайных колес

Dodesukaden
год
страна
слоган-
режиссерАкира Куросава
сценарийАкира Куросава, Хидэо Огуни, Синобу Хасимото, ...
продюсерКон Итикава, Кэйсукэ Киносита, Масаки Кобаяси, ...
операторЯсумити Фукудзава, Такао Сайто
композиторТору Такэмицу
художникСинобу Мураки, Ёсиро Мураки, Миюки Сузуки
монтажРейко Канеко
жанр драма, ... слова
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время140 мин. / 02:20
Номинации:
Это рассказ и о больном мальчике, мечтающем стать водителем трамваев, который каждый день заходит в невидимый трамвай, поворачивает сотни невидимых рычажков, поправляет несуществующую фуражку и бежит с криком, имитирующим стук трамвайных колёс: «До-дес-ка-ден». О двух пьяницах, которые в подпитии обменялись собственными жёнами. О человеке, который из-за измены любимой жены отрешается от мира, уходит на дно и даже чуткая забота раскаявшейся супруги не может вернуть его к миру.

Хромой клерк устраивает вечеринку для сослуживцев, но веселье оканчивается дракой. Толстяк, воспитывает шестерых детей неверной жены. Безумный архитектор, рассказывает сыну о своих прекрасных градостроительных замыслах, а по вечерам собирает вместе с ним объедки, которыми однажды мальчик и отравится…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
57%
4 + 3 = 7
6.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 03:35

    файл добавилnmwb10

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Крайне размыта граница нормы и аномалии. Так, аномалия — это любые отклонения от социально приемлемой нормы. Говоря об этом, о бытие людей, мы не можем подгонять всех под единую черту, ведь не существует в психологии четной границы «нормы» психического здоровья. И, насколько мы уже поняли, автор данного фильма поведывает нам ряд историй, затрагивающий далеко не аномалии психического или соматического состояния.

    Акира Куросава отправляет нас в трущобы на самое дно жизни и цитадель бедности. Здесь весь «нормальный» быт бедняков окутан личностным разложением, что уже является предпосылкой аномалии.

    Под стук трамвайных колес. Так можно охарактеризовать жизнь бедного мальчика с явными отклонениями в развитии. Каждый день он заводит свой невидимый трамвай, трогает его, озвучивает и управляет им. Мальчик искренне верит в то, что он водитель, что его машина всегда рядом. Конечно, аномалия здесь на лицо. Что же делает окружающее его «общество» (хотя таковым «это» назвать тяжело)? Ставят на него клеймо сумасшедшего, обособляются от него, пытаются не контактировать и всячески высмеивают.

    Но если мы посмотрим на окружение этого аномального мальчика? Что оно из себя представляет? — Пара алкоголиков, меняющихся по — пьяни женами; отец-повеса и его дочь, ждущая «принца на белом коне»; терпеливый толстяк и его «гулящая» многодетная жена; инвалид со своей женой-мегерой; обнищалые отец и сын; мудрец да тревожный мужчина, страдающий от измены жены. Окружение, мягко говоря, не лучшее. Но из их маленьких историй мы уже видим гнилостность их душ, грязь, ненависть и несчастье. Они инфантильны, не желают подниматься со дна. Это норма? — Нет. Эти люди социально непригодны, даже с точки зрения морали и нравственности. А что же с больным мальчиком? Он счастлив, невинен, не запачкан аморальной грязью трущоб. Ему все равно, что он «на дне» жизни. Он верит, мечтает и пытается воплотить свои желание в реальность, кто бы что на это ни говорил. Поэтому мы можем сказать, что в данном случае мы видим «нормальную аномалию». Нормальную в плане сохранности личности, удержание от всеобщего разложения. И на психические отклонения тут вполне спокойно можно закрыть глаза.

    В качестве сравнительного примера можно привести девушку Пеппер из линейки сериала «Американская история ужасов». Все обитатели дома с привидениями, психушки, цирка уродов или же ведьмовского шабаша — морально разложившиеся герои. Но так мы не можем сказать о слабоумной и физически нездоровой Пеппер. Несмотря на все смердящее развратом окружение, ее душа остается чистой и невинной. Тоже самое мы можем сказать о нашем «чокнутом трамвае».

    Не стоит категорично судить о душевнобольных людях, ведь под маской аномалии скрывается сильная личность, чистая душа, плывущая против течения реки жестокости, разврата и алчности.

    30 марта 2015 | 00:03

    Зарисовки из жизни нескольких живущих на свалке сумасшедших. Первый цветной фильм Куросавы, и я думаю, его следует воспринимать именно как эксперимент с цветом. Поэтому неудивительно, что фильм был прохладно принят и критиками, и зрителями, его созерцательный настрой разочаровывает после таких шедевров, как «Красная борода» или «Семь самураев». Если бы не «Дерсу Узала» и изумительный «Ран», созданные после «Додэскадэн», я бы после просмотра данного фильма сочла, что режиссёру пора на покой и он потерял веру в людей.. Если в «Красной бороде» бедняки были не менее значимыми героями, чем два врача, и именно они утверждали и в молодом враче и в зрителе веру в добро и любовь, про них можно было сказать «нищие телом, но богатые духом», то здесь большинство обитателей свалки — люди довольно неприятные, опустившиеся, нищие во всех смыслах: алкаши, гулящие женщины, старый развратник, высокомерный обманутый муж-слепой, неуверенный в себе архитектор, загубивший сына. Только старик пытается сохранять достоинство, что сразу заметно по его чистому, аккуратному жилищу и одежде. Однако попытка показать, что его поступки на кого-либо оказывают влияние, не удалась, изменений не происходит.

    И все же интересна начальная сцена фильма, в которой мальчик просит бога помочь его матери. Лишь после того, как мальчик соберётся «на работу», открывается настоящий смысл произошедшего и становится понятна реакция матери и ее страдания.

    15 июля 2011 | 19:10

    Необычный и весьма эксцентричный фильм без начала и конца, действия которого разворачиваются на свалке, населенной странными людьми. Они потешаются над мальчиком, живущем в своем выдуманном мире, называя его чокнутым трамваем, хотя после просмотра приходишь к мысли о том, что этот мальчик самый чистый и здоровый человек из всех. И, уж точно, самый счастливый!

    Я советую все-таки посмотреть эту картину, если вы обратили на нее свое внимание. Она не оставляет ярких впечатлений, но заставляет задуматься над сумасшествием всех и каждого…

    6 из 10

    5 января 2010 | 20:51

    Истина — человек (с)

    В анналах дзен-буддийских притч существует история о двух учителях, один из которых вел аскетический образ жизни, исполняя все ритуалы и предписания Будды, и другой, который когда хотел есть — ел, пить — пил, спать — спал. Однажды они встретились и один из них предложил разделить с ним вино. На что другой ответил отказом и обвинил этого учителя в бесчеловечности.

    - Так значит я не человек по-твоему, если не поддаюсь человеческим страстям?! — спросил учитель — Тогда кто же?
    - Будда, — ответил другой.

    Мечты и звуки

    Творчество режиссера Акиры Куросавы проникнуто пафосом милосердия и любви к человеку, такие его картины как, например, Пьяный ангел, Расемон, Жить, Додескаден, Сны с момента своего появления вписывались в золотой фонд мирового синематографа и, как новое русло, размывали жесткий берег национальной индентификации, тысячелетиями охранявшей традицией и предубеждениями самобытность японской культуры. Впитывая все лучшее из русской, американской и других культур, режиссер преобразовывал национальные гении этих стран на экране в синтезе времени и пространства японского духа. Истории о маленьких людях сочетались в его фильмах, как ни у кого другого, с национальной историей, подчас выводя зрителя за привычные рамки фактического повествования к борьбе неба и земли (Ран), добра и зла (Семь самураев), света и тьмы (Трон в крови).

    Первый цветной фильм Акиры Куросавы, снятый по роману Сюгоро Ямамото Город без времен года, был закончен на деньги от продажи дома, где режиссер провел свое детство. И не было бы тогда ошибкой назвать этот фильм самым личным, и понять почему режиссер пытался покончить с собой после провала картины, повествующей о жителях трущоб выброшенных на окраину жизни, но связанных тем не менее одним местом и временем проживания.

    И на окраине этой картины живут мать и сын. Мать — хранительница очага — и сын — водитель трамвая — невидимого, но такого осязаемого звуками мечты сына, который каждый день в назначенный и положенный час начинает свой маршрут по трущобам. Где живут обитатели:

    Мудрый старик, который сам отдает грабителю свои деньги, когда тот забирается в его дом, точно в другой дзенской притче;

    Закадычные друзья собутыльники и их жены, которыми они махом меняются по пьяни, но не своей дружбой;

    Инвалид и его злая жена, которая многим кажется таковой, но только не ему;

    Муж ремесленник и его гуляющая на все стороны жена, чьих детей он называет своими;

    Пьяница бездельник и его падчерица-золушка, ждущая своего принца;

    Страдающий атараксией души от измены, и не могущий выйти из своего собственного страдания муж;

    Обычный злюка и пьяница, которому просто не хватает человеческого участия;

    Отец и сын, выброшенные на окраину жизни, строящие свой дом в мечте, а не на камне, — 

    и другие, живущие в этом маленьком и неуклюжем мирке, связанные действительностью дня под стук трамвайных колес в самом сердце мира.

    6 сентября 2012 | 12:39

    Первый цветной фильм Акиры произвел на меня весьма противоречивое впечатление. Прежде всего удивил выбор темы — жизнь нищих. Конечно в «Красной бороде» Акира затрагивал тему бедноты (как впрочем и в «На дне»). Но история про доктора Нииде была куда шире, к тому же там было много дополнительных линий и сюжетов.

    В Dodesukaden мы увидим жизнь нищих «как она есть». Тут не будет каких-либо классовых противоречий и сравнений. Акира предлагает нам одну реальность — реальность бедноты. Бедноты, которая страшит миллионы одних, а для миллионов других заполняет всю реальность их существования.

    Длинный, тягучий хронометраж фильма вроде бы ни о чем особо не повествует. Не будет тут славных подвигов, историй горести или иных проявлений амбиций. Что может быть более смиренное, нежели воспитание нищим ребенка и их взгляд на окружающий мир. Мир, который заполняют хибары и свалка. И в этом однообразии зрителю приходится провести несколько часов.

    Ответов Куросава не раздаст, скорее добавит новых вопросов. Правда, для меня очень важным ключом к пониманию фильма являются яркие и сочные колористические решения. Акира будто показывает нам, что Человеческая Жизнь всегда имеет определенную яркость, главное лишь эту яркость найти и выделить.

    Мне это кино определенно по душе не пришлось, ибо несмотря на приятные цветовые решения и очевидную притчевую подачу информации фильм смотреть не так просто. Это даже не история о каком-либо событии, это — зарисовка, собрание весьма печальных эпизодов. Мне куда более по душе более динамичные фильмы Куросавы — «Расемон» и «Телохранитель».

    При этом, несмотря на невысокую оценку показывающую мой невысокий зрительский утилитарный интерес, я считаю кино получившейся и весьма познавательной «вещью в себе», которая может вдохновлять и просвещать. Собственно для меня, Dodesukaden — двухчасовая визуальная медитация на тему смирения.

    И еще… Известно, что после неудачи этого фильма Куросава неудачно пытался убить себя, перерезав вены и горло несколько раз. Вспомните один из завершающих диалогов этой ленты — «Когда я решила убить себя, я испугалась, что Вы забудете меня сразу после моей смерти. Мне стало невыносимо страшно». Может быть в нем режиссер что-то предвосхищает?

    4 из 10

    28 сентября 2013 | 16:14

    Великий режиссер Акира Куросава вновь заставил меня задуматься. Проецируя наше общество на трущобы, на отдельных людей, каждый из которых по-своему «ненормален», отчетливо видишь тех, кто живет вокруг тебя, кто изо дня в день занимается своими делами, кто думает, что он вполне умственно и морально здоров. В картине «Под стук трамвайных колес» ты часто видишь себя самого.

    Пьянство, лень, беспочвенные фантазии, гордыня, излишняя самоуверенность, сплетничество, зависть, жестокость. Куросава показывает все эти свойства героев, которые фактически лишены всего. Кто-то живет в выдуманном мире, кто-то «строит» дома, оставаясь при этом нищим, кто-то управляет трамваем, которого не существует. Некоторые пьянствуют, меняясь в беспамятстве женами. Другие предают из-за эгоистичности, порождающей зависть и невежество. А кто-то из этих людей похож на вас, пусть и в меньшей степени? Согласитесь, жить без грехов сложно в этом мире, и нужно признать, что они есть у каждого. У некоторых их мало, и они безобидные, другие приветствует черный путь в жизни.

    Куросава снова снял фильм, заставляющий размышлять.

    Моя оценка для «Кинопоиска» 7 из 10

    26 февраля 2010 | 13:22

    Фильм навивает воспоминания об экранизации «На дне», где Куросава рассматривает «дно», как точку отсчёта внутреннего развития человека, в ту или иную сторону, а в «Додескаден» это самое «дно» — конечный пункт назначения. Режиссёр в поиске, он жонглирует возможными вариантами причин, по которым люди остаются там самовольно и не пытаются выбраться. Они там живут и о другой жизни только мечтают, а не стремятся к ней. Они мирятся с этим, привыкают, приспосабливаются. Что их там держит? Что их туда заганяет? Что их там привлекает?

    Почему «трамвайная линия» их жизни проходит именно там и не свернуть и не сойти с пути?

    Насыщенная перипетиями социальная драма, местами трогательная, местами поражающая.

    23 сентября 2011 | 01:58

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>