• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

По ту сторону надежды

Toivon tuolla puolen
год
страна
слоган-
режиссерАки Каурисмяки
сценарийАки Каурисмяки
продюсерАки Каурисмяки, Рейнхард Брюндиг, Миша Яари, ...
операторТимо Салминен
композитор-
художникМаркку Патила, Тиина Кауканен, Ville Grönroos, ...
монтажСаму Хейккила
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
€1 600 000
сборы в России
зрители
Финляндия  51.1 тыс.,    Россия  15.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
цифровой релиз
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время100 мин. / 01:40
Номинации (1):
Где-то на окраине «асфальтовых джунглей» Хельсинки судьба сводит честного малого Каледа, потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрёма, вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки. Меланхоличный Викстрём и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого. Пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.30 (5649)
ожидание: 98% (198)
Рейтинг кинокритиков
в мире
90%
70 + 8 = 78
7.8
в России
100%
10 + 0 = 10
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Один из немногих авторов, творчество которого ожидаешь. И согласен даже включить эти шизанутые функции смартфона — пусть оповещают!

    Филигранную наивность Аки Каурисмяки я до сих пор ношу с собой и берегу её как зеницу ока. Пересекая каждый раз границу с Финляндией, невольно всмоминаешь этого демона скандинавского синематографа, который умудрился сделать имя в стране, где из киноискусства видятся лишь те же самые кинотеатры, застилающие страну нашу с вами.

    Для творчества этого режиссёра у меня всегда приготовлено описание — «северная музыкальность». Та самая музыкальность, как от горячего костра в душе, но находящегося на льдине между замёрзших озёр. Послушайте музыку, которой наполнена данная лента — при всей неспешности повествования, даже самая лиричная мелодия преисполнена жизнью.

    И именно та самая музыкальная жизнь каждый раз помогает двигаться главному герою Каледу, когда он сталкивается с ребристой поверхностью на карте своей судьбы — судьбы мигранта, обманом прибывшего в Финляндию и ищущего свою сестру, оставаясь безумно наивным персонажей в такой же безумно наивной стране.

    Это лёгкая и воздушная ироничная драма, с даже большими, чем обычно позволяет себе Каурисмяки, комедийныим элементами. Чего стоит один барный блок — истории, происходящие в нём, воистину магичны. А сея магичность имеет весьма веское определение смешного…

    А уж само определение смешного делает воистину пепельную тему миграции довольно ненавязчивой идеей. Ведь правда же, сейчас беженцы становятся всё большими и большими героями в страдающем гуманистическом обществе, которое внутри себя продолжает водить над всяк прибывшим микроскопом, как над пойманным и дёргающимся муравьём, а потом проявляет своё великодушие и откармливает его. После чего вдруг вновь перестаёт это делать, когда его собратья дорвутся до своего всепоглащающей ненависти.

    Весьма широкие рассуждения там, где этого и не требовалось, не находите? У Каурисмяки и в помине нет крутящейся и танцующей на костях драмы, и уже тем более нет глубокого и безвыходного давления на сознание, которое так и норовит задействовать силу своего противодействия. Поэтому и в Берлине он получает «лучшего режиссёра», но не получает «лучший фильм» — ни слёз, ни уроков, ни гнетущей несостоятельности социальной общины.

    Нет смысла каяться, когда каяться не в чем.

    Возможно, не случайно этот фильм может оказаться последнем в биографии режиссёра, о чём он заявил сразу после фестиваля — лента в какой-то мере ставит точку этой творческой наивности. Все герои Каурисмяки — безмолвные лица, по-детски хлопающие ресницами — это маленькие финские (и не только) люди, со своим несоизмеримым багажом проблем, идущие по дороге жизни в три погибели, но обладающие каким-то немыслимым обездвиженным очарованием не замечать этого, будучи самым наивным организмом на планете. Даже в момент полного угасания, они считают себя счастливыми, так, что начинаешь сопереживать им, поскольку там, в ленте, в этом прямоугольнике экрана, все досконально белое, а для тебя, зрителя, краски уже все смешаны и чёрное проглядывает в любом из возможных случаев.

    Но если мы упакуем всё это в тару из-под абсурда, из простых и таких наивных гэгов. Где-то проблема миграции даже не станет проблемой, а кто-то в этом увидит лишь приятную историю по утру, сколько бы трагедий в ней не было заложено.

    Финский романтизм, однако.

    27 августа 2017 | 16:12

    Что ни говори, а европейское кино всегда отличалось от голливудского. Может быть, из-за того, что мы его редко смотрим, оно кажется чем-то другим. «По ту сторону надежды» — первый европейский фильм, который я посмотрел за долгое время. Могу сказать следующее: это великолепная картина, в простом ключе доводящая до зрителя простые истины.

    В сценарном плане к ленте не подкопаться: всего дважды у меня возникли сомнения в логике поведения тех или иных героев. Имеются две сюжетные линии, которые в определенный момент органично сводятся воедино: фактически Старый и Новый мир нашли друг друга, и наблюдать за этим взаимодействием крайне увлекательно. Еще раз хочу подчеркнуть главную особенность повествования — простоту, но в то же время точность подачи: основные мировые события и тенденции, темы национальностей, поколений и другие животрепещущие вопросы талантливый Аки Каурисмяки показывает таким образом, как это должно бы быть в реальной жизни. Через множество прекрасно комичных, драматических и одновременно незатейливых сцен режиссеру удается достичь своей благородной цели — пробудить надежду на лучшее будущее.

    Надежда невидимой нитью проходит через весь хронометраж: доброта и безвозмездная помощь окружающих двух главных лиц людей придают слову «надежда» иной, существенный смысл. Каждый из нас в конце концов простой человек, который при определенных обстоятельствах ничего не может поделать, кроме как надеяться. И вот реализация этого «надеяться» зависит от каждого из нас, не оставайтесь глухими к чужим бедам. Государство все делает в соответствии с правилами, требованиями, законами, но они не могут быть применимы к абсолютно любой жизненной ситуации, поэтому в этот момент бездушная машина отключается и вперед выходит человеческое отношение.

    Из актерского состава мне, конечно, никто неизвестен, но весь каст на 100% справляется со своими задачами: это честная и естественная игра. Здесь также изумительный музыкальный фон: каждая из сыгранных песен, мелодий по-своему уникальна, шикарна и неповторима. Картинка не перегружена излишними атрибутами антуража, все очень даже минималистично, что делает изображение еще более интересным.

    «По ту сторону надежды» — сильное кино о людях. Несмотря на отсутствие всего того, чем так хороши американские ленты, от данного творения невозможно оторвать глаз: оно, как говорится, сделано с чувством, с толком, с расстановкой. До похода в зал на очередную часть звездной саги вы вряд ли найдете что-то более крутое, чем фильм Каурисмяки, не проходите мимо.

    9 из 10

    11 декабря 2017 | 00:16

    Как приятно, когда ожидания оправдываются. Аки Каурисмяки не подведет! Он верен своему режиссерскому языку и своей теме. Не может его фильм обойтись без ресторана, без эмигрантов, без удивительных музыкантов и странных диалогов. Всякий раз удивляет он своей неиссякаемой верой в хороших людей, в их ежедневные маленькие подвиги ради друг друга.

    В современном мире тема эмиграции универсальна, нам это очень близко и понятно. Не нужно долго искать, чтобы увидеть, что вокруг нас множество людей, сбежавших от трудных обстоятельств или мечтающих найти кого-то из своей семьи. Главной надеждой являются обычные люди, мы сами и есть надежда друг для друга. В своей манере Аки Каурисмяки очень простым, почти примитивным образом рассказывает о реальных проблемах общества и в который раз, ему удается рассказать историю не прибегая к дорогим декорациям и эффектам и это завораживает.

    18 августа 2017 | 22:39

    Перестань спешить и забудь о громких звуках очередного блокбастера, раздающихся в кинозале. Присядь под деревом, закури (табачного дыма здесь будет очень много) и взгляни на окраины Хельсинки. Фильм покажется таким же холодным, как сама Финляндия, но в то же время согреет душу своей размеренностью и спокойствием. Он причудливо сочетает в себе трагичность жизни ближневосточных беженцев и бытовые курьезы, главные герои которых — обычные люди с целым чемоданом проблем, о которых они никогда тебе не расскажут. В этом финская натура: наивность, романтизм, простота, потерянность, стремление к уединению и внутреннему равновесию — финны никуда не спешат, ничего не ждут и даже не имеют будущего времени в языке. Даже здесь их взгляд устремлен в прошлое: фильм будто бы снят в 1990-х, если не раньше. При этом картина совершенно не навевает грусть, напротив, гарантированно заставит смеяться на некоторых моментах. «По ту сторону надежды» создает ощущение беспомощности каждого героя и абсолютного отсутствия их сопротивления судьбе. И ни для них самих, ни для зрителя в этом нет ничего плохого и печального — для всех, помимо жизненных трагедий, существуют добро и надежда.

    Остановись, успокойся, забудь о собственных переживаниях, влюбись в Финляндию, как это сделал главный герой, и заодно — в замечательный саундтрек.

    8 из 10

    11 декабря 2017 | 00:39

    Поправив галстук и взяв чемодан, уже давно не молодой мужчина Викстрём молча выходит из дому, оставляя чем-либо недовольную жену. Из своего небольшого хранилища он погружает в старенький автомобиль вещи на продажу и отправляется в путь. Ночью финский город особо не суетлив. Викстрём коммивояжер. Примерно в эту минуту в Хельсинки незаконно прибывает Халед. Он беженец, который разыскивает сестру и возможность убежища.

    В какой-то момент коммивояжер понимает, нужно что-то менять и решается приобрести совершенно накладной и невыгодный ресторанчик с тремя крайне сомнительными сотрудниками. Тогда как другой герой, параллельно, обращается к местному правительству и надеется получиться поддержку Финляндии. Поначалу всё складывается неплохо. Испытав ужас военных действий в своей стране, Халед осознает, что на свете ещё много добрых и отзывчивых людей. Но такие наивные мысли в миг пропадают, когда шайка местных скинов мечтает показать, что подобным иммигрантам в их городе не место. Распрощавшись с немного подозрительным типом, предыдущим хозяином забегаловки, бывший коммивояжер хочет возродить взятую им кафешку и превратить в успешное заведение. Успех подобного бизнеса заключается в том, чтобы посетители были довольны. Викстрём это знает. Отчего старается идти в ногу со временем и устраивает всевозможные тематические мероприятия. Иммигрант в это время обретает доброжелателей и всё сильнее погружается в поиски своей сестры.

    Спокойные и одновременно душевные аккомпанементы, в исполнении лабухов удивительно цепляют и окрашивают фильм. Дождливые финские пейзажи, блеклые ночные фонари, очарование какой-то особенной манерой, стилем 80-х, свойственной только Каурисмяки. Сняты и переданы подобные мельчайшие детали весьма точно и аккуратно.

    При просмотре картины с каждым кадром всё больше чувствуется как режиссёр создает какой-то маскарад, превращая свой фильм в лёгкую сатиру. Первоначально создавая одно впечатление о персонаже, Аки совершенно изменяет его, даже не обосновывая, или же давая зрителю всего навсего иллюзию этого. Всё ведётся к тому, что оба главных героя должны непременно встреться и их судьба изменится. Как один посодействует другому и чем. Каким образом завершатся поиски сестры или что будет с рестораном. Зрителю решительно будет хотеться подглядеть за всем этим. Режиссерская работа, сама по себе действительно потрясающая, выверенные паузы и минорные, безмолвные сцены, всё это сменяется характерными, а порой энергичными диалогами, наполненными надеждой.

    15 августа 2017 | 19:40

    Вновь Каурисмяки снял фильм о пролетарской солидарности, повторяя свою основную тему о взаимовыручке и помощи друг другу людей труда, стилевое дежа вю также не будет отпускать зрителя на всем протяжении фильма. Режиссер повторяется, вновь воссоздавая свою киновселенную с его знакомыми синефилу деталями, но это говорит скорее о концептуальной последовательности, чем о бессодержательности высказывания. Лично для меня смотреть то же самое в очередной раз, — конечно, не самое большое удовольствие, я — не фанат этого режиссера, однако, одну из своих лучших картин «Огни городской окраины» он снял значительно недавно, сгустив элементы своего стиля до брессоновской концентрации, и я это оценил.

    В данном же случае повторяя содержательный посыл «Гавра» о «тяжелой судьбе» иммигрантов из стран Третьего мира, Каурисмяки, как классический западный левак, игнорирует европейский миграционный кризис, вновь у него, как и у Одияра в «Дипане» или недавнем политкорректном мультфильме «Зверополис» главными виновниками ситуации становятся фашиствующие силы правопорядка и банальные скинхеды, а вовсе не многочисленные иммигранты, не желающие ассимилироваться в чужую культуру. Зрители привыкли к глобализационной риторике левых кинематографистов, во всем обвиняющих правых с их культурным изоляционизмом, но от Каурисмяки подобного неприятного сюрприза, пока не вышел «Гавр», мы, честно говоря, не ожидали. «По ту сторону надежды» показывает, что это было не случайным, а закономерным следствием его левого мировоззрения.

    Но это не так уж важно, ведь мы видим полный набор актеров Каурясмяки, россыпь его основных тем, режиссерских приемов и стилевых предпочтений. Вновь Брессон и Одзу вдохновляют его визуальное и монтажное мышление, вновь скупые акценты задают меланхолическую, но не безысходную интонацию размышлению о мире, в котором ничто не меняется, но все продается, кроме товарищества и солидарности. Вновь безэмоциональная актерская игра, почти альмадоваровский колористический дизайн декораций, простой, как две копейки, сценарий, ремарковское познание дружбы через алкоголь и многое другое, что знакомо зрителю по другим его картинам.

    Весь вопрос в том, зачем это смотреть, раз мы это и так уже видели? Ради небольших, но ярких символических деталей, вроде встающего из угля рабочего-иммигранта, будто им рожденного. Ради, знакомого нам разве что по фильмам Лоуча и Дарденнов, гимна пролетарской солидарности, классового гуманизма, напрочь лишенного ненависти к буржуазии и призыва к революции. Это не «униженные и оскорбленные» маленькие люди, а сознающие свое достоинство, неприхотливые в быту рабочие, для которых товарищество и взаимовыручка — не пустой звук.

    Мир таков, каким мы его имеем, и изменить его невозможно, остается лишь оставаться человеком в нечеловеческих условиях, сохранять свое достоинство вопреки ситуациям. Вездесущий для киновселенной Каурисмяки рок-н-ролл, которому есть место и в «По ту сторону надежды», закрепляет этот интернационал аутсайдеров и лузеров, которым нечего терять кроме своих цепей. Незакрепленные в социуме маргиналы, люмпен-пролетарии и безнесмены-неудачники образуют пеструю альтернативу тоталитарной одномерности «дивного нового мира», пусть их мировоззрение старомодно и игнорирует реалии сегодняшнего мира, но зато как оно обаятельно и стильно!

    3 января 2018 | 16:55

    - Только не надо улыбаться на улице, а то могут подумать, что ты сошёл с ума — может стать ещё хуже.
    - Ты меня запутал — так мне улыбаться или плакать?
    - Потом сам поймёшь.


    В сегодняшнем мире, где царит убеждённость в царстве логики и здравого смысла, всё давно поделено — распределены религиозные убеждения, размежёваны границы, предрешено параграфами, как должно поступать в той или иной ситуации и как вершить закон.

    Однако наше представление о том, кто же на самом деле сбросил бомбу на жилой дом в далёком Алеппо, не шибко больше знаний тех, кто пытается по накануне купленным книгам постичь в одну ночь восточную кухню, наскоро перебив вывеску и водрузив сельдь на клубок риса под видом суши. Усложняющийся день ото дня мир требует решимости и однозначности, не позволяя даже понять, можем ли мы позволить себе улыбнуться на улице, не показавшись при этом сумасшедшими. Наше знание об этой вселенной чрезвычайно отрывочно, сколь не пытаемся мы убедить себя и окружающих в обратном. Ища же место для сегодняшней ночлежки или, бросая всё и уезжая в Мехико танцевать хулу-хулу, мы одинаково руководствуемся ситуацией, интуицией и, конечно же, надеждой.

    Война унесла жизни всей семьи главного героя, а сестра, в чьих поисках он пребывает по ходу картины, оказалась потерянной в пересекаемой чересполосице государственных границ. Всё, за исключением роста и веса, уже не поддаётся однозначному вычислению — ни родной дом, ни имя, ни формально заготовленный служащими миграционных органов ярлык для убеждений, которым нужно заполнить графу «религия». Герой же, по его словам, уже не ищет для себя своего личного будущего, но сохраняет ещё место для надежды в поиске своей сестры и мира над головой.

    Фильмы Каурисмяки по своему содержанию исполнены веры в безусловные чувства, любовь и подчас кажущееся наивным «человек человеку», где волчье остаётся лишь шумом, уступая главное место лучшим из наших побуждений. Мир понятных и простых человеческих притязаний в виде тарелки тёплого супа и, вместе с тем, глубоких в своей морали тем личного самопожертвования никогда не бывал к нам так близок, как в флегматично-задумчивых лентах финского классика.

    Если сегодня после многих лет брака кто-то из нас простился с женой и решил оставить свой бизнес, либо даже потерял в руинах войны дом и Родину, то всё, что остаётся в конечном счёте — надежда на то, что по ту сторону диалога с внешним мы всё-таки не одиноки и безответны, будь напротив нас такой же несчастный безработный эмигрант, суровый предприниматель старой закалки или бездомный пёс. По ту сторону есть надежда и нам стоит к ней идти. По крайней мере, так нам сообщает дорога в ритме блюзовых странствий, вымощенная руками Каурисмяки.

    30 декабря 2017 | 15:59

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>