Отец Сергий

год
страна
слоган-
режиссерИгорь Таланкин
сценарийИгорь Таланкин, Лев Толстой
директор фильмаВиктор Цируль
операторАнатолий Николаев, Георгий Рерберг
композиторАльфред Шнитке
художникЮрий Фоменко, Виктор Петров, Т. Иванова
монтажЗоя Веревкина
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  7.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время101 мин. / 01:41
Экранизация знаменитой повести Льва Толстого погружает нас в бурный мир страстей и борьбы с ними, захлестнувший незаурядного и сильного человека — князя Степана Касатского…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    Конечно, режиссёр Игорь Таланкин вступил в нелёгкое соревнование с давним киношедевром «Отец Сергий» Якова Протазанова, решившись 60 лет спустя опять обратиться к антиклерикальной повести Толстого, тем более — в эпоху, когда на всякий случай (не в пример двадцатым или началу шестидесятых годов) даже предпочитали замалчивать не только вопрос духовно-религиозного самосознания, но и какие бы то ни было богоборческие мотивы. И вообще какое советскому человеку дело до покаяния ранее много грешившего князя Касатского, который, став отцом Сергием и удалившись от мирской суеты, всё равно лишь с великим трудом мог совладать с мучающими его искушениями?! Однако фильм Таланкина довольно неплохо прошёл в прокате — для сравнения: параллельно вышедшая «Степь», которую поставил Сергей Бондарчук, собрала в 2,5 раза меньше почти при таком же тираже. И, может, не случайно эта вполне добротная по культурному уровню версия прозы Толстого лишена всё же требуемой одержимости, страстности, накала душевных испытаний, выпадающих на долю человека, который исступлённо ищет не столько успокоения и забвения, сколько правды жизни и смысла бытия. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Толстой более, чем другие классики, склонен в своих творениях описывать себя. В повести «Отец Сергий» Толстой вполне открыто представляет себя в роли церковного служителя: как когда-то хотел уйти в монастырь, что его на это толкало, что его на этом пути, как ему казалось, ожидало бы и к чему вообще возможно прийти в духовниках с его взглядом на мир. И все, что можно прочитать в биографии об отношении Льва Николаевича к затронутым в повести проблемам, — все это почти повторяет данную повесть.

    Данный же фильм передает все идеи Толстого почти без искажений, так что рецензировать приходится сразу две почти одинаковые вещи. И в том первая заслуга режиссера. Однако заметные огрехи все же есть: многие добавленные сцены можно истолковать применимо к произведению в целом, что запутает и без того сложный рассказ. Основной же смысл в том, что усматривает Касаткин глазами Толстого о жизни в миру и в церкви, а точнее — о мнимом превосходстве одной над другой. Проще говоря — фильм о смысле жизни. И столь неподъемная тема оставляет рассказ как раз к концу книги (и фильма) не до конца раскрытой. И, как видно, жизнь в церкви практически ничем не отличается от жизни в миру, даже наоборот: церковь по горло в страстях и пороках, о чем ясно свидетельствует всё окружение Отца Сергия. Ясно видно, на что намекает Толстой. Тут же сам Сергий понимает, что ушел из мира не для служения Господу, а из тщеславия и презрения к своему прошлому окружению. Причину и вину этого странного для других поступка он переносит с мира на себя и раскаивается, или пытается раскаяться, но… ничего не чувствует. Он не чувствует прощения, не чувствует, возможно, и вины, и Бога, оказывается, не чувствует. И именно когда тема смысла жизни покидает рассказ, на передний план выходит тема Бога, а если смотреть вглубь — «толстовская» тема церкви. По крайне мере, так кажется определенное время. Сергий всю жизнь старается раскаяться, специально испрашивает для этого у церкви разрешения о уединении в пещере. И здесь Толстой полностью сам с собой расходится: то ли рассказ изначально не о церкви, то ли сам Толстой не знал, что монахи и отшельники так же далеки непосредственно от церкви, как вопрос смысла жизни далек от мирского его понимания. И здесь же видно незнание Толстым церкви, а лишь представлено его мнение — весьма ошибочное — о том, для чего идут в уединение монахи. Резкая и частая перемена и смешанность настроения Сергия, постоянно сменяющиеся беспокоящие его вопросы, о которых он пространно рассуждает, но не дает на них ответа, создают ощущение незавершенности, что делает понимание повести в целом очень, если не абсолютно, затруднительным. Один сложнейший вопрос, оставшись нераскрытым, сменяет другой, оставляя еще больше вопросов. Что именно хочет сказать Толстой, остается загадкой. Вторая заслуга режиссера именно в том, что и эти перемены в повествовании видны и чувствуются ясно, как в книге.

    Однако при столь изменяющемся повествовании каждая поставленная тема бесконечно важна. И фильм вполне достоверно передает идеи книги. Те важные сцены, вокруг которых разворачивается диалог Сергия с самим собой, имеют силу, заставляющую каждого задуматься о собственной земной участи. Уже из этого видна сложность и неоднозначность произведения. Неверно также сказать, что повесть «антиклерикальна»: это было бы непростительной грубостью, невниманием к важнейшим вопросам жизни и к произведению. Загадочная и сложная повесть стала загадочным и сложным фильмом. Возможно, игра актеров и успехи проката как-то и охарактеризуют интерес людей к подобным историям (Бондарчук без нареканий сыграл отца Сергия), но уж никак не сам фильм, ведь всё это уходит на второй план перед величественной проблемой смысла жизни.

    9 из 10

    16 декабря 2013 | 02:22

    Заголовок: Текст: