всё о любом фильме:

Орда

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Прошкин
сценарийЮрий Арабов
продюсерСергей Кравец, Наталия Гостюшина, Алексей Карпушин
операторЮрий Райский
композиторАлексей Айги
художникСергей Февралев, Наталья Иванова, Людмила Илюткина, ...
монтажНаталья Кучеренко
жанр история, ... слова
бюджет
$12 000 000
сборы в России
зрители
Россия  401.5 тыс.,    Украина  39.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время129 мин. / 02:09
Номинации (1):
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине XIV века власть Орды простирается над большей частью Евразии. Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают «московского колдуна» митрополита Алексия. На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Рейтинг фильма
6+ В кино с 17 августа
Купить билет
IMDb: 6.30 (704)
ожидание: 87% (2124)
pixel
Рейтинг кинокритиков
в России
94%
32 + 2 = 34
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Исполнителя одной из главных ролей, якутского актёра Федота Львова, укусил каракурт, и Федот два дня провел в больнице.
    • Съёмки проходили с середины июня до начала декабря 2010 года с перерывами.
    • Для фильма было сшито более тысячи костюмов, построены натурные декорации Москвы XIV века и столицы Золотой Орды — Сарай-Бату.
    • Создатели фильма консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.
    • Съёмки Орды проходили в Астраханской области, близ села Селитренное, в местах, где в действительности находился город Сарай-Бату.
    • В массовых сценах фильма участвовали около трёхсот жителей (в основном восточной внешности) из близлежащих сёл Харабалинского района (где половину населения составляют казахи) и более ста местных наездников.
    • Во время съёмок в степях киногруппа работала в экстремальных условиях: жара порою достигала 50-ти градусов, случались и пыльные бури, которые ломали декорации и аппаратуру.
    • Герои фильма говорят на карачаево-балкарском языке, близком к среднекыпчакскому, на котором в XIV веке говорили в Золотой Орде. Консультации при переводе текста оказывали балкарские деятели культуры Музафар и Фатимат Таукеновы. За тем, чтобы актёры во время съёмок и озвучивания правильно произносили текст, следили переводчики.
    • Облачение, в котором митрополит (Максим Суханов) проводит службу, весит 20 килограммов, его украшения настоящие, кованые.
    • еще 6 фактов
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1874 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Во время войны 1941-1945 годов немцев показывали в фильмах тупыми, карикатурными и отсталыми. Оно понятно, советские люди тогда еще испытывали страх перед фашистами, и сталинская пропагандистская машина снимала страх приемами уничижения противника. После войны уже появились фильмы, где противник был показан более объективно, потому что победа над дураками сильно унижала победителей и умиляла их роль в войне.

    Неужели страх перед татаро-монголами до сих пор сидит в генах у русских, что былого противника нужно изображать варварами-недочеловеками? Неужели патриотизм можно воспитать на лжи? Ладно, раньше СССР жил за железным занавесом и мы не знали всей правды о войне и наших идейных противниках, но сейчас в век интернета и свободы такие извращения правды могут обернутся своей противоположностью.

    Чтобы как-то оправдать свой страх создатели фильма лихо перекроили историю. Монах Джованни Плано Карпини был у монгол за 100 лет до показываемых событий. Папа римский Иннокентий VI не мог иметь дело с Тинибеком, поскольку Тинибек был убит за 11 лет до того, как Иннокентий стал понтификом. И убили Тинибека эмиры, когда он произносил клятву великого хана, а не его брат Джанибек.

    Тайдула, мать Джанибека, пригласила отца Алексия в Орду в 1357 году для лечения Джанибека, но, чтобы никто не узнал, что хан болен, она притворилась слепой, и Алексия пригласили якобы для ее лечения. В память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы митрополит Алексий в 1365 году основал в Московском Кремле Чудов монастырь.

    Но самое главное — Тинибек, Джанибек и его сын Бердибек исповедали ислам, то есть, не были языческими варварами, коими их изобразили в этом фильме. Чингизиды, правившие тогда всем миром, одевались в парчу и шелк и в роскоши превосходили восточных правителей, вроде Султана Бейбарса, которые были показаны в российских же фильмах.

    Плохо, когда рабский страх и униженное достоинство движет помыслами художника. Создателям фильма не удалось показать, ни почему сгнила и сгинула Золотая Орда, ни почему святая вера русичей оказалась сильнее магометанства татаро-монгол, ни почему воины Золотой Орды приняли впоследствии православие и составили костяк вольного казачества.

    Когда в голове разруха и фильм получается ни о чем.

    4 из 10

    31 октября 2012 | 13:20

    Великий хан монгольский Джанибек (Иннокентий Дакаяров) посылает в Москву за митрополитом Алексием (Максим Суханов) — говорят, последний умеет творить чудеса. Что ж, чуда Орде требуется: ослепла матушка Джанибека, ханша Тайдула (Роза Хайруллина). И от её исцеления зависит, пойдут ли снова монголы войной на Русь, или нет.

    Похожая по интонации на лунгиновский «Остров» (как и там, тут тоже духоподъёмная драма с хорошим актёрским составом), «Орда», не смотря на своё мегаломанское название, сразу настраивает на очень камерный лад. Здесь не будет эпических сражений, огромных массовок и каких-то поражающих воображения панорамных сцен, кроме разве что одной. Фильм по большей части сделан на крупных планах, разыгран в нескольких интерьерах и в чистом поле. Главный герой должен совершить чудо (чудеса вообще лейтмотив творчества сценариста Юрия Арабова, см., например, фильм «Чудо» Александра Прошкина), но, кажется, забыл, как это делается. Большую часть фильма он учиться смирению, уповая на милость Господню, которая не замедлит случиться. Сама Орда предстаёт тем местом, от которого у нормальных людей кишки выворачивает наружу. И это, пожалуй, одно из главных достоинств фильма: то, как на экране изображена столица монголов — Сарай. В общем, как этнографическая экспедиция, «Орда» — прелюбопытнейшее зрелище. Как кино — не очень. Связано это в первую очередь с тем, что её драматургический конфликт увлекателен первые полчаса, но потом Прошкин с Арабовым начинают перегибать палку, думая, что они снимают «Бен Гура», а они явно снимают не «Бен Гура». В итоге получается какая-то бюджетная версия «Монгола» Сергея Бодрова, а кому это надо?

    21 сентября 2012 | 09:50

    Если честно, попал на этот фильм сегодня случайно. Просто было пару часов свободного времени днём, кинотеатр под боком и нежелание смотреть Судью Дрэда в 3D. Ну и если быть до конца откровенным, окончательно меня сломило участие Панина. Очень уважаю и люблю этого актёра. Ни разу он меня не разочаровывал.

    Что касается фильма. Не буду долго пересказывать сюжет и лезть в ненужные дебри.

    Фильм реально классный.

    Сюжет не банален и интересно построен. Всё довольно хорошо продумано, концовка не предугадывается. В общем, весь фильм, до самого конца, мне было интересно следить за перепетиями главных героев. За сценарий можно смело ставить 4+ — 5 баллов по 5-бальной шкале.

    Важно. Очень понравилось то, насколько тонко затронут вопрос веры и её силы. Очень жизненно, очень тонко. Браво!

    Операторская работа превосходна. Весь фильм снят очень красиво. Чувствуется рука мастера. Браво!

    Режиссёрская работа. Всё понравилось. Реально крутой фильм и третий раз Браво!

    Актёры. Все понравились. Хорошо сыграли. Не могу кого-то выделить особо. Каждый был на своих местах и отлично справился со своей ролью.

    Единственное, на что обратил внимание — в некоторых моментах чувствовался какой-то пропагандизм, что ли, христианства. Такое ощущение, что отрабатывались деньги православной церкви. Перегнули, имхо. Но содержание, актёры, уровень оператора, декораторов, гримёров и спецэффектов настолько приятно удивили, что готов закрыть на это глаза.

    P.S. Давно ждал такого российского фильма. Не очередной псевдо-американский экшн, а нешаблонный, жизненный фильм. О людях, вере, силе воли, мужестве, о любви к Родине.

    В общем поставил

    9 из 10

    21 сентября 2012 | 20:28

    В одном из интервью Суханов как то сказал, что «орда существует внутри каждого человека», имея в виду то негативное, что скрывается за этим понятием для русского человека. Боюсь, можно сказать, что фильм «Орда» тоже для каждого свой.

    Не мной замечено, что есть явление, а есть то, как мы его воспринимаем; потом, когда это восприятие мы пытаемся передать другому, есть то, что мы говорим, и есть то, что он слышит.

    Так и с «Ордой»(фильмом) и ордой(понятием).

    Что для русского орда? Прежде всего, некое внешнее насилие, неестественное состояние, навязанное чужаками. Но у того же Тарковского в «Рублёве» орда именно внутри нас, это мы разрознены, предаём друг друга, совершаем насилие, а монголы лишь фон, ну разве что пользуются нашей слабостью. У Прошкина, пожалуй, наоборот, орда- это причина наших бед, нашей слабости. Собственно, именно такое понимание орды является общепринятым: т. е. о какой беде ни вспомнишь, как слышишь ответ — это иго виновато- и в покорности, и в долготерпении. Иго, и ещё крепостное право — вот не было бы их, тогда бы мы ого-го!

    Но если вспомнить, то такое иго, орда были чуть ли не у каждого народа: у кого-то это были мавры, у кого-то турки, у кого-то те же испанцы, и т. д. И ведь испанцы не рассматривают иго мавров как причину всех своих недостатков и проблем. Так что, имхо, здесь я бы согласился с позицией Тарковского.

    Другая тема, затронутая в фильме: Бог, вера, жертва. «Главное в фильме — жертва, это кино о способности принести себя в жертву во имя другого человека.»- сформулировал Арабов в одном из интервью. «Он решил испытать мучения, как его Бог»- вторит ему могол, когда говорит с ханом о Алексии. Но вдумаемся: что такое жертва, в чем была жертва того же Иисуса. Ведь жертва-это не лечь на жертвенный камень, не броситься на колья, не лечь на крест, чтобы прибили. Иисус и в Евангелиях, и у того же Булгакова не стремится умереть, не стремится именно к жертве. Он и Пилату даёт шанс избежать преступления, отвечает не с вызовом, не так, чтобы лишь бы нарваться на казнь. Жертва для Иисуса-это не крест, не распятие, но делать, что следует, не изменяя себе. Не раз говорил с мусульманами об этом и слышал то же непонимание жертвы, как и в фильме: «какой толк(смысл)?». Действительно, если понимать жертву как жертвоприношение, то смысла нет. Арабов устами могола говорит, что «вера и толк(смысл) — это разное». Вера и смысл- это действительно разные вещи, может быть несовместные, но жертва как жертвоприношение- имхо Арабов тут ошибается. Понятно, что в фильме, именно жертвуя собой, Алексий сделал так, что его услышал Бог. Но к Иисусу, к вере отсылы, параллели имхо ложные- это всё таки другое.

    Имхо у Прошкина тоже другое, отличное от Суханова и Арабова понимание «Орды». Ибо в понимании Арабова и Суханова фильм оканчивается с отъездом Алексия. Прошкин же по понятным причинам продолжает, развивая именно общепринятое понимание орды- душат, травят друг друга, жестокость, азиатчина, наложившая на нашу историю печать на столетия. Имхо -ошибочная точка зрения. Да, душили и травили. А кто не травил и не душил, и до и после? И французы, и итальянцы, и англичане- все в те века травили и душили. А ханов, кстати, периодически, когда не душили, избирали на курултае вожди племён. Давайте вспомним когда у нас самих последний раз выбирали хана свободно и самостоятельно? То- то же.

    Т. е. имхо фильм мощный, значительный, отличный по сценографии, операторской работе, декорациям, костюмам, замечательный по игре актёров, сильный своей попыткой ответить на извечные русские вопросы, но несущий в себе все наши заблуждения и недопонимания, т. е. такой, как мы сами.

    28 октября 2012 | 20:23

    Фильм представляет собой удивительно красивую, жесткую и богатую на детали сказку на достаточно экзотическом и незатасканном материале, если угодно, апокриф. Нет необходимости проверять картину на соответствие историческим реалиям — совсем не соответствует, заимствованы персонажи, декорации и кое-какие реалии.

    В «Орде» сильнейшее впечатление производит постановочный размах, весь сказочный антураж с декорациями, гримом, костюмами, плясунами, фокусником, так прекрасно снятых оператором. Саундтрек, в котором соединены множество тем, использованы нетрадиционные струнные, совершенен. Пожалуй, фильма с более яркой и сочной картинкой в отечественном кино не было. Из зарубежных аналогов сравнил бы с идейными пеплумами Чжана Имоу ("Герой», «Дом летающих кинжалов») с вычетом сцен боевых искусств и остросюжетности.

    Все образы монголов и актерские работы понравились безоговорочно (вновь блеснул в камео Андрей Панин), работа же Максима Суханова по определению является статичной и представляет собой в большей степени достижения гримера. Последние минут тридцать фильм несколько теряет в изобретательности на детали, но с учетом большого объема это не критично.

    «Орда» — достаточно статичный, но при этом интересный именно режиссерско-постановочными находками «большой» фильм с этнической стилизацией. Если не предъявлять к нему претензий с точки зрения психологии или мотивации персонажей, можно в полной степени насладиться уникальным авторским фэнтези на историческом материале, которое является более цельным и зрелищным нежели лунгинский «Царь».

    8 из 10

    9 ноября 2012 | 09:12

    Итак, великая империя созданная Чингиз-ханом оставлена потомкам, расширена, обогащена деньгами, знаниями и культурой завоеванных народов. Как же все это было? Как это выглядело изнутри в то время? Каков был быт, обычаи, как общались, во что верили? В фильме Орда это можно увидеть довольно детально.

    Лично я ожидал от фильма некое подобие «Монгола»-фильма вышедшего несколько лет назад. Со сражениями, ясным сюжетом и массовками. Всего этого в «Орде» я не нашел и вы не найдете. Фильм напичкан крупными планами, где-то подзатянутый, а ответить на вопрос «О чем или ком фильм» можно очень по-разному. Линия с митрополитом затянута и непонятно к чему она так подробно рассматривается. То ли чтобы показать как жила Золотая орда через то, что персонаж проходит путь из князей в грязь и обратно, то ли показать стойкость православной веры… Сложно сказать.

    И вроде бы такой размытый сюжет делает фильм хуже. Но! Когда вы видите на экране, какую работу проделали художники и гримеры, вы можете закрыть глаза на любой сюжет или его отсутствие. Одежды, сабли, перстни, грим, город и даже реалистичность крови и отрезанных конечностей поражают. Крупные планы и высокое качество изображения позволяют разглядеть всю безупречность и достоверность реквизита. Видно влияние на монголов культур завоеванных ими народов, частично показана Русь того времени, а так же дается представление о менталитете людей, об устройстве общества, об общении. Ты сидишь в кинотеатре и только на это и смотришь, только выйдя из зала всплывает мысль: а о чем же фильм?

    Ты погружаешься в эпоху и тебе это нравится. Именно это и позволяет оставить отличные впечатления о фильме.

    Бесспорно, если целью режиссера было показать мир того времени, ему это удалось, и удалось хорошо.


    8 из 10

    23 сентября 2012 | 00:28

    «Орда» — впечатляющее достижение декораторов, художников по костюмам и исторических консультантов, нещадно загубленное сценаристом.

    Фильм рассказывает историю отца Алексия, привезенного в Орду, чтобы исцелить мать ордынского хана. Таким образом, это в первую очередь, история духовного подвига, но кроме того — еще и яркое и подробное описание быта монголо-татар. Беда фильма состоит в том, что его сценарий постоянно мечется между первой и второй составляющими, в должной степени не раскрывая ни одну из них.

    «Орда», очевидно, задумывалась как масштабный исторический фильм, рассчитанный на широкого зрителя. Однако для соответствия этому образу, ему не хватает ни сюжетной интриги, ни эффектных съемок, ни скорости действа. Парадокс: единственная динамичная сцена появляется в самом конце и является малозначимым эпизодом. В фильме не показано ни битв, ни сражений — ко времени, когда происходит действие фильма, Орда уже стала «тяжела на подъем» и шла к своей гибели.

    Впрочем, авторским кино «Орду» тоже назвать сложно — для этого сюжету банально не хватает драматизма и глубины. Духовные искания отца Алексия часто остаются где-то «за кадром», а жаль — эта составляющая фильма могла бы быть интересной. Красиво в этом контексте смотрится эпизод, когда главный герой идет в пустыню, где его терзают сомнения в вере — вероятно, аллюзия на сорокадневное странствие в пустыне Иисуса.

    Сценарий, в целом, кажется слишком слабым. В нем не только недостает глубины и интриги, но и содержатся не вполне логически ясные эпизоды. Так, например, не ясно: зачем с владыкой Алексием отправляется юноша? Для чего подростка, не выполняющего никаких видимых действий, посылать на верную смерть?

    Саундтрек и операторская работа прошли мной незамеченными. Сложно выделить и кого-то из актеров. После просмотра «Орда» не оставила почти никаких впечатлений. Увы.

    6 из 10

    22 сентября 2012 | 17:11

    Долго думала как нематно написать отзыв и.. вот, лишь сейчас прошу опубликовать мою рецензию на данный фильм.

    Не буду говорить о множестве исторических ляпов, изуродованных образах, отсутствии сюжета, некачественной режиссуре и никчемной работе самого создателя фильма. Отвратительно.

    Сидела в кинотеатре иронично наблюдая за «не выжившими» до конца фильма зрителями, которые покидали зал уже на двадцатых минутах сего якобы произведения искусства. Исторический? Покажите мне хоть один эпизод, который действительно подан с точным акцентом на события былого прошлого? Разве что отношение к православию со стороны монголов, но это.. поведение типичного завоевателя.

    Актеры. Сонные и неправдоподобные все. Не нашла и одного человека, который действительно прожил свою роль, ощущение было что над труппой кто-то стоял и они работали ака крепостные из-под палки.*

    Не слушайте тех, кто хвалит «Орду», либо они хотят казаться эстетами (причем как такое хвалить — загадка), либо они ничего не смыслят в истинном экранном искусстве. Хотите потерять свое время? Вперед. Это тот самый выкидыш нашего отечественного кинематографа, который поможет Вам в достижении этой цели.

    -Весь фильм одна большая пародия, которую следовало назвать: «Одна неделя из жизни дикарей»

    -Ничего действительно исторического не имеется

    -Все создатели сия бездари

    1 из 10

    Исключение — единственный юнец, коим являлся внук первого хана и сын второго, действительно харизматичный парень, за него этот фильм и получает свой единственный балл с моей стороны*

    29 сентября 2012 | 15:43

    У Андрея Прошкина получился полуисторический, полумифологический фильм о варварских порядках Орды и житии святого митрополита Алексия. Фильм можно считать историческим, потому что он опирается на реальную событийную канву XIV с реально существовавшим митрополитом, ордынскими ханами, а мифологической лента получилась из-за все-таки условного описания исторических фактов, их перевирания, излишней театральности происходящего, временами патетичности, красивых танцев и фокусов. И в этом слабость фильма — в его двойственности, из-за которой нельзя получить удовольствия ни от точной исторический реконструкции, ни от полета фантазии режиссера, который не решился на смелые эксперименты, полный отрыв от реальности, сказочную, завораживающую атмосферу, уход в свой уникальный мир былин давно ушедшего прошлого.

    В фильме есть прекрасные виды природы средней полосы России, южных степей, замечательно сделанных декораций ордынской столицы, особенно, когда крыши её домов покрыты снегом. Через экран чувствуется и прохлада Москвы с зябким ветерком, и жар палящего солнца пустынных, бесплодных земель, и жуткая гроза с сильнейшими ливневыми потоками, низвергающимися с ночного неба. А воссоздание подземной кочегарки, где пленные рабы не живут дольше 3 недель — это одно из сильнейших мест фильма.

    К сожалению, замысел режиссера плохо прослеживается. Возможно, он говорит, что плохо быть такими как татаро-монголы, которые убивают своих братьев ради власти, и хорошо быть православным, который благородно выходит из любых передряг, потому что Бог его хранит. Или проще и короче даже так — «хорошо быть хорошим». Более сложные мысли здесь не укладываются. Ведь мы не видим и не слышим откровений от митрополита на протяжении всего фильма, какой-то его духовной эволюции не заметно, он остается самим собой, несмотря на все преграды и ужасы. В этом его сила, мужество христианина. Правда, получилось так, что в сценарии заложена некоторая компрометация православия вообще, теневая сторона того, как канонизируются святые. По сути, мы видим митрополита, которого призвали как колдуна для излечения слепой ханши, и который действует абсолютно так же как и все предыдущие колдуны и шаманы — шепчет, заговаривает, расточает благовония, мажет грязью и слюной. Он не говорит ханам, что все в руках Божьих и не в его силах творить чудеса. Он надеется, что при повторении определенных заклинаний произойдет чудо, что можно заключить сделку с Всевышним. А уж если обращаться к историческим фактам, то можно будет узнать много интересного, более приземленного и менее сказочного. Но вера в чудеса всегда была сильной, особенно в далекие неблагополучные времена. И такие вести разносились по всем городам и весям Руси, миф глубоко пускал свои корни в душах людей, жадных до чудес. А через несколько поколений конкретного человека с «немного» искаженной биографией возводили в ранг святых. Вот за освещение такой интересной стороны христианства — спасибо.

    12 декабря 2014 | 09:43

    Неладно что-то в ханском государстве. Отвернулся Тенгри, Небесный Отец, от монгольской знати, променявшей древних богов на молодого Пророка. Почил могучий Узбек, чья рука железной хваткой держала Орду, сделав её воистину Золотой. Наследники же погрязли в праздности и лени, тратя боевой пыл на казни и братоубийственные интриги. Вот и неосторожный Тинибек за ужином подавился хрящиком, а что горло в крови — так есть не хотел. Хан умер, да здравствует хан; сама Тайдула, белоликая, черноглазая, жестокосердная, благословила Джанибека, младшего, последнего сына своего на царство. Отчего же внезапная хворь одолела всесильную госпожу: то ли власть ослепила, то ли сил больше нет смотреть на то, как разваливается на глазах некогда великая империя. Пришлось посылать в подневольное Московское княжество за «колдуном» митрополитом Алексием. И вроде невелика Россия, а отступать всё равно некуда: хан грозил огнём и мечом уничтожить родную землю, если святой отец не явит чудо и слепая не прозреет. Только где же взять это чудо — до неба высоко, до Бога далеко…

    Поездка Алексия в Орду — факт исторический. Однако «дела минувших дней» произошли настолько давно, что претендовать на достоверность фильм, безусловно, не может. Летописные источники тех лет подробностей исцеления Тайдулы не содержат, так что вопрос: «а было ли чудо» на самом деле, — остаётся открытым. О том, как выглядел Сарай-Бату, сведений и того меньше: изображений этого исламского города, естественно, не сохранилось. Поэтому создатели картины придумали его заново и не прогадали — досконально проработанная и отстроенная с размахом ордынская столица поражает мистической яркостью и сюрреалистической красой. Но этому ненастоящему миру веришь: сочный языческий колорит бесконечно завораживает деталями быта, грубоватой речью, жестокими нравами и, конечно, раскосым и жадным разрезом глаз, который «сделали» даже великолепному здесь Андрею Панину (к слову, эпикантус придал облику актёра законченность, словно выявив вдруг скрытые грани его натуры).

    В этих полусказочных декорациях скитания митрополита приобретают черты эпоса, мифологического сказания с глубокой православной моралью: путешествие главного героя — не просто череда испытаний на прочность с непременным хеппиэндовским разрешением проблем, но путь духовного поиска, искупительного очищения, которое достигается только через страдания моральные и физические. Страдания, совершенно не понятные самим мучителям, ибо для ордынцев действие, не несущее практической пользы, бессмысленно. Не в этом ли секрет «загадочности» русской души для иностранцев? Извечному отечественному менталитету свойственно убеждение, что душевные муки и преодоление жизненных тягот внутренне обогащают человека; западному же прагматику всё это кажется банальным мазохизмом и хронической хандрой. А ведь главная идея фильма до гениального проста: не бывает чудес по заказу, в том числе и государственному; чудо можно только выстрадать, «заслужить», безропотно и терпеливо.

    Зрителю в этой истории отведена роль даже не наблюдателя, а практически участника — большую часть экранного времени камера находится в такой тесной близости к действию, что создаётся ощущение личной вовлечённости в происходящее. Такой эффект достигается, в том числе, и выбранными ракурсами, соответствующими движению человеческого взгляда: то плотно «увязая» в толпе, то «падая на колени», то «глядя» на занятые делом руки. Фрагменты сюжета выстроены с тонким расчётом: не объяснить происходящее, а дать возможность прочувствовать, понять, сложить из мелочей собственную цельную картину. Актёры предельно естественны и оттого созданные ими образы особо убедительны: немногословный Алексий с его старческой скупостью жестов и взором погружённого в собственные мысли человека; испуганный Федька, затравленно молящийся всем богам сразу — вдруг кто, да и услышит; посол Тимер, не всегда согласный с приказами хана, но принимающий их как неизбежное зло; сам хан Джанибек, по-детски радующийся представлениям и фокусам; грозная Тайдула, которая постепенно превращается просто в усталую, разочарованную жизнью старую женщину.

    При всей татарской экзотике Алексиада полна символики, прежде всего, христианской. Владыке пришлось спуститься в Ад, пройти огонь, воду и, отчасти, медные трубы, чтобы получить пропуск в условный Рай и омыться в бассейне, в котором совсем не случайно плавают рыбы. Богатый, многолюдный и многонациональный город, где говорят на разных языках и исповедуют разную веру, а ханская семья усаживается на сиденья, напоминающие многоярусные башни, — не напоминает ли это библейский Вавилон, чьё влияние было столь же огромно, сколь стремительным оказалось падение. Титул, коим именуется Джанибек — Царь Царей — перекликается с одним из эпитетов Иисуса Христа, заимствованным из Апокалипсиса. И конец близится. Бердибек, что взошёл на трон следующим, истребил двенадцать своих братьев, но и сам не избежал смерти, после чего в Орде началась долгая борьба за власть. Митрополит Алексий стал наставником Дмитрия Донского, разгромившего татарскую армию в Куликовской Битве, а приволжские селения золотоордынцев сравняли с землёй полчища великого Тамерлана через тридцать лет после событий ленты. Сарай-Бату снова обратился в песок, как со временем рассыпалась в прах и сама монгольская империя.

    Но Орда не ушла. Тяжёлое её «наследие» живо и сегодня, проявляясь варварскими методами хозяйствования и азиатским двуличием власти, имперскими амбициями и желанием нахватать побольше, кумовством и взяточничеством, пресловутым кризисом духовности, наконец. Своя Орда есть и внутри нас. Необузданная языческая мощь, дикая, азартная, способная смести всё на своём пути. И удержать её в узде способно лишь искреннее и мудрое христианское смирение. Та самая слабость, что в итоге побеждает силу.

    27 сентября 2012 | 14:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>