Обыкновенный фашизм

год
страна
слоган-
режиссерМихаил Ромм
сценарийЮрий Ханютин, Михаил Ромм, Майя Туровская
директор фильма-
операторГерман Лавров
композиторАлемдар Караманов
монтажВалентина Кулагрина, Михаил Ромм
жанр документальный, военный, история, ... слова
зрители
СССР  20.1 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время130 мин. / 02:10
«Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять…»
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Фрагмент 09:53

    файл добавилDesignLitun

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм демонстрировался в прокате в виде двух серий.
    • Закадровый комментарий выполнен самим режиссёром. Вначале Ромм искал для этой цели диктора, но его товарищи, услышав рабочие версии комментария, записанные им самим, посоветовали самостоятельно записать закадровый текст.
    • В книге М. С. Восленского «Номенклатура» упоминается о том, что в советское время фильм изымался из широкого проката и временно не демонстрировался вообще, а секретарь ЦК КПСС по идеологии М. А. Суслов сказал Ромму: «Михаил Ильич, почему мы вам так не нравимся?», усмотрев в фильме критику советского строя.
    • В Великобритании фильм демонстрировался под названием «Эхо солдатского сапога» (англ. Echo of the Jackboot), а в США — под названием «Триумф над насилием» (англ. Triumph Over Violence).
    • Сценаристка фильма Туровская Майя Иосифовна в 1992 году эмигрировала на постоянное место жительство в Германию и проживает до сих пор в городе Мюнхене.
    • Фильм Ромма упомянут в известном романе Кочетова «Чего же ты хочешь?»:"… недавно я смотрел одну хроникальную картину о фашизме. Так там, видела бы ты, как дело представлено! Хитро представлено, я тебе скажу. Вроде бы оно о Гитлере, а намек на нас. И такой эпизодик и другой. В зале, понятно, смех, народ не дурак, понимает эти фокусы.»
    • еще 3 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме утверждается, что нацистские руководители, в частности Геббельс, не имели образования, однако были исключения: Геббельс учился в нескольких университетах, где изучал германистику, филологию и историю; Гиммлер учился на агронома в Мюнхенском техническом университете; Геринг с отличием окончил Прусскую военную академию.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Фильм, открывший советским людям, в первую очередь, правду об их собственной стране.

    15 июня 2006 | 13:25

    Лучший фильм о несостоятельности идей фашизма.

    В последнее время столько всего снимают и говорят, но лучше этого фильма вряд ли что-то о войне уже скажешь.

    Этот фильм поразил меня до слез, я ни разу не плакал над фильмами, а тут разревелся когда говорили про девочку, которой хочется петь и танцевать — очень трогательный момент.

    10 из 10

    17 марта 2009 | 19:00

    В первый раз я очень внимательно и вдумчиво смотрел этот фильм. После этого я понял, что даже такой фильм настолько не проявляет элементарного уважения к зрителям, то и остальные подобные смотреть незачем.

    «Массы косны и ленивы. Они читать не любят. Им достаточно знать одного врага и одного Бога». Адольф Гитлер. Из фильма «Обыкновенный фашизм».

    Фильм обращён к людям, абсолютно не разбирающимся в тематике Третьего Рейха, не интересующихся серьёзно политикой и историей, по сути неграмотных и очень эмоциональных. Они не будут читать «Майн кампф», не будут читать дополнительную литературу о Третьем Рейхе, специально для них создаются подобные пропагандистские фильмы, где автор, подобно Богу, определяет где однозначный враг, и больше им знать ничего не нужно.

    «С массой нужно обращаться как с женщиной, а женщина охотно подчиняется силе. И нечего рассчитывать на разум масс, нужно рассчитывать на их простейшие чувства.». Адольф Гитлер. Из фильма «Обыкновенный фашизм».

    Вглядитесь внимательно, и вы увидите, что создатели фильма ничуть лучше, чем те, кого они призваны обличать. В фильме нет ни одного логического довода против содержания идеологии национал-социализма. О ней ровно ничего не сказано кроме внешних форм проявлений. На всём протяжении фильма авторы против национал-социализма и фашизма ни разу не обращаются к чистому разуму зрителя, а только к его простейшим чувствам.

    Разве кадры груд тел, Освенцима или Майданека призваны обратиться к чистому разуму зрителя? Конечно нет. Они призваны вызвать лишь страх, отвращение и ненависть — простейшие негативные чувства. С таким же успехом можно показывать демонстрацию тел советских концлагерей, приветствия советских вождей, их выставки и назвать фильм «Обыкновенный коммунизм», или расстрел Белого дома, разгон демонстраций и Ельцина в 1993 в России и назвать «Обыкновенный либерализм».

    Резкие контрасты мирной жизни и кадров трупов призваны вызвать подскок зрителя, как при включения громкого звука в фильмах ужаса. Во время хроники серьёзных речей и визитов королей Европы, включается лёгкая музыка, чтобы зритель смотрел на них со смехом, если не с презрением и не заразился внешне красивыми церемониями и. т. д.

    Смешно, что сразу после последней цитаты слов, на зрительские эмоции сразу же начинают воздействовать, применяя на практике слова Гитлера. И самое ужасное, что люди, по всей видимости, даже не видят как их жестоко обманывает тут же сам фильм.

    Единственная уникальность фильма заключается в большой работе проделанной кинематографистами по подбору и монтированию кинохроники, позволяющей погрузиться в дух того времени, но не больше.

    5 из 10

    9 мая 2012 | 09:36

    Мною было прочитано множество книг о той эпохе! Я ездила по всему миру беседуя с людьми, которые еще помнят то страшное время: разговаривала с историками, исследовала множество архивных документов. Посещала многие места показанные в этом фильме.

    Мое исследование я проводила с целью понять и найти причину такого феномена как Гитлер! Как, один необразованный, малодушный уголовник смог поработить и обратить в свою веру великое множество людей? В чем гений таких как он?

    Я для себя ответила на этот вопрос! По сути своей, Что такое человек? Человек — это пластилин из которого можно вылепить все что угодно! Достаточно дать ему то, что сделает его счастливым или удовлетворит его мало-мальские потребности! Пример: Возьмите неблагополучный район, обеспечьте высокооплачиваемой работой и благами, заразите хорошей жизнью, а потом, постепенно вводите законы, которые помогут удержать эту вновь обретенную, благополучную жизнь, и неважно если для этого придется даже лишить кого-то жизни. Ведь это все на благо общества, на благо того, кто одарил вас счастьем: Перед лицом великой цели никакие жертвы не покажутся слишком большими. (Адольф Гитлер).

    Фильм потрясает до глубины души! Очень не хватает в наше время такого кино! Кино, которое показывает, что главное в жизни — это духовность и ответственность и, что в любой ситуации нужно оставаться человеком!

    Спасибо, Михаилу Ромму за фильм!

    10 из 10

    28 апреля 2013 | 21:41

    Помню, когда я учился в школе, нам показывали этот фильм на одном из уроков. После просмотра я негодовал. Я не считаю эту ленту чем-то хоть отдалённо связанным с искусством. Ни какой объективности, ни какой художественной ценности. Ничего. Совершенно пустая лента. А по силе воздействия, если рассматривать как пропаганду, то достаточно сравнить этот фильм с «Вечным жидом» и сразу станет ясно, что «Обыкновенный фашизм» уступает по всем параметрам. Не рекомендую к просмотру, потому что от просмотра действительно становится грустно, за отечественный синематограф. Если вы уж так хотите увидеть что-то сильное из отечественных антивоенных или антифашистских лент — советую, лишь «Иди и смотри» Элена Климова. А «Обыкновенный фашизм» является обыкновенной, и очень посредственной пропагандой, не заслуживающей внимания искушённого зрителя.

    2 из 10

    26 февраля 2011 | 22:59

    Говоря об этом фильме, нужно помнить время его создания — 60-е годы 20 века и место — Советский Союз. Авторы его жили и творили в своём времени и для современников. Наверное, в качестве зрителей предполагались и далёкие потомки, но едва ли создатели фильма могли иметь о них ясное представление (тем паче предполагая и учитывая, что их мировосприятие будет несоветским).

    Прошло всего 20 лет с победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой. Появилось лишь одно послевоенное поколение. До него нужно было донести информацию о фашизме как явлении, показать наглядно и зрелищно его суть и последствия.

    Некоторые нынешние зрители усматривают в показе «ключевых персонажей» и рассказе о них «клоунаду» и чуть ли не кощунство в отношении их многочисленных жертв. Думают, что, принижая и высмеивая этих деятелей, автор недооценивает их историческую значимость и злодейский ум (резонный вопрос: как же, будучи «тупыми клоунами», они смогли захватить власть над странами и народами?). Я полагаю всё это не так. И в концлагерях некоторые узники могли, мысленно либо между собою, смеяться над своими мучителями — что, конечно, не снижало опасности (а даже увеличивало её), но помогало психологически… Авторы фильма не говорят, что фашизм — это смешно, а не страшно. Тут тот же приём, что на политико-сатирических рисунках и плакатах советского времени с их карикатурными персонажами.

    Может показаться смешным пение причудливых фигурок в конце фильма, если бы не авторский комментарий: вот это могло бы остаться от человечества (да и от «третьего рейха» тоже), если бы режиму Гитлера удалось довести до конца создание ядерного оружия… Это впечатлило меня (ещё при первом просмотре) более всего.

    В дальнейшем моё более взрослое впечатление осталось таким же, как и в юности (1980-е), несмотря на перемену эпох и «декораций». Я не ищу в фильме каких-то намёков (есть они там или нет) и пародии на советских руководителей. Просто смотрю, слушаю, сопереживаю, ужасаюсь и всем существом разделяю основные посылы, не утратившие актуальности и в наши дни: «ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ!» и «ЛЮДИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!»

    10 из 10

    19 мая 2018 | 23:56

    Фашизм. Да что мы, дети 21 века, знаем о фашизме. Практически нечего, а что знаем, так это информация по рассказам родителей, а чаще дедушек-ветеранов. И фашизм, конечно, у нас ассоциируется со второй мировой войной.

    Фильм Михаила Ромма многое для нас открыл. Конечно, этому мастеру пиара полностью верить нельзя, но уверенна, большинство фактов из фильма действительно имели место быть. На всем протяжении фильма автор использует множество ударов по эмоциям. Взять самое начало: студенты, молодые мамочки, веселая музыка, которая резко прекращается… выстрел… и тут мы видим горы трупов. Даже тон голоса комментатора изменился. Сначала он говорил о людях, а теперь о толпе, о массе. Ромм четко отделяет людей от толпы. Это был плавный переход к основной теме фильма. На арене появляется Адольф Гитлер, с его далеко не скудными обещаниями. Но может эти обещания он действительно хотел обратить в реальность, а не как мы привыкли только их выслушивать. Никогда не задумывалась, как Гитлер пришел к власти, оказывается, по словам автора фильма, его партия за 3 недели обработала старого господина президента, и Адольф занял правящее кресло, с этого момента судьба Германии круто изменилась.

    В фильме много внимания уделяется культурной жизни разных стран: упражнения полицейских с чучелами, спуск на зубах, беспорядки в Лондоне. Это все переходит в то во что превращался немецкий народ… В дикарей. Автор говорит, с чем я совершенно не согласна, что к власти пришли полуграмотные полутупые люди. Может он сделал такой вывод из-за того что эти люди сжигали книги великих авторов, классические шедевры не только других стран, но и свои же, отечественные. Фюрер приказал — мы исполняем, а думать нам не положено. Театр Куклачева какой-то. Фашизм сделал из людей сектантов, которые поклялись перестать быть людьми, поклялись не родине, а какому-то дяде с усиками, который спёр у Муссолини дурацкий жест. «Ты ничто, твой народ-это всё», как можно было жить с таким девизом, если каждый из этого народа ничто?! Хотели ли вы тотальной войны? Вот они женщины, убитые в упор из пистолета.

    Михаил Ромм в фильме показывает массу манипуляционных приемов Гитлера, когда он уже создал самую большую секту. Дети с букетиками цветов смотрелись очень отрепетировано, а когда фюрер пожал руку человеку из толпы, народ вокруг плакал, ах конечно же, вот он наш бог, он спасет нас, он послан на нашу землю свыше! Это чистейший удар по эмоциям. Вознесен на небо еще при жизни — этот метод пропаганды используется очень часто в отношении правителя Германии.

    Фильм не прост для восприятия, но он разбавлен юмором и сатирой, который автор сам сюда привносит своими комментариями: сейчас он сядет… сел (спасибо дорогой автор, мы бы без вас этого не увидели). Президент заблудился, сейчас он найдет дорогу… нашел (супер, видимо Ромм боялся, вдруг изображение пропадет, хоть на слух будут воспринимать). Сюжет с тюленем вообще порадовал, получается что людям не только нравится что их сравнивают с животными, они еще и сами уподобляются им; это, конечно же, сделано для перехода к тому, что Гитлер сделал из своего народа животных. Но когда автор описывал фотографии и видео Гитлера, честно, напомнило комментарии в современных социальных сетях, только комментарии собственных же фотографий: это я, это я на рыбалке, это я стаю, это я грустный и т. д. 

    Часто автор прибегает к иронии, рассказывая нам о нововведениях сформировавшейся власти. Съесть общий суп и опустить монету — это свидетельство благонадежности; из подарков, фюрера может только порадовать правильная мама и правильный ребенок, от любого солдата; но больше всего меня порадовала ВНИ — Великая Национальная Идея: правильный череп! Германия должна быть очищена от неправильных черепов — думаю это высказывание не требует комментариев. Вот бы у нас очистили страну от неправильных барабанных перепонок, или от неправильной печени — население бы раза в 2 уменьшилось.

    Все это хорошо, и фильм хороший. У него далеко не одна цель, по моему мнению главная из них как всегда в итоге: Повсюду люди, которые помнят страшные дни войны, потери отцов, сынов и братьев. И конечно же главное эмоциональное воздействие — это дети, которые непринужденно рассказывают сказки, и призыв: «Задумайтесь о будущем», как можно воспитывать детей в условиях дикой животной жизни…

    7 из 10

    13 июня 2012 | 16:12

    Очень горько осознавать, что страна Германия, являющаяся важным оплотом культуры средневековой Европы, страна, подарившая миру множество великих деятелей искусств, позволила очернить себя человеконенавистнической идеологией. Уничтожались элементы немецкой культуры во имя интересов национал-социализма, практика расовой политики и т. п.,также применяемые на завоеванных территориях.

    Фильм «Обыкновенный фашизм», снятый режиссером Михаилом Роммом, я посмотрел недавно в интернете. Картина раскрывает зрителю суть в феномене победы нацистской партии: финансирование, пропаганда и многие другие факторы вы сможете увидеть в этом фильме. Прямо, ну очень странно почему я не познакомился с этой картиной на ТВ. А ведь именно такие фильмы очень актуальны, сделанные со смыслом и пользой для людей.

    Это великолепное кино учит нас, что будет если наступить на старые грабли, и как их следует обходить. Зло оно ведь никогда не уходит, оно просто в поисках возможностей.

    Рецензию я закончу цитатой неизвестного автора, которая как раз состыковывается с главной задачей фильма Михаила Ромма:

    История повторяется потому, что мы не можем усвоить ее уроки.

    10 из 10

    29 марта 2011 | 19:10

    Гениальная работа Михаила Ромма поразила меня до глубины души. Это не просто фильм, это ожившие документальные страницы нашей Истории, преподнесённые зрителю просто, доступно и так… гениально! К сожалению, я не историк, и не могу до конца определить ценность фактов, упомянутых в картине, но как человек, который категорически против военных действий… поражена, в который раз озадачена.

    В «Обыкновенном фашизме» дан исчерпывающий анализ теневой стороны человеческой сути — жестокости, желания править, и общественного фанатизма. Такие фильмы «опасны» для просмотра — невольно открываешь в себе и мире такое, что лучше бы и не знать. Но, как известно, из песни слов не выкинешь, растерянных лет не соберёшь. Моё поколение совсем иное, чем то, что на своей шкуре испытало всякие фашизмы и коммунизмы, напрямую мы этого понять не можем. Но следует хотя бы постараться, чтобы не повторить ошибок.

    Но о чем я? Ведь в фильме нет прямого назидания: «Потомки, не делайте так-то и так-то.» Просто очень страшно наблюдать, как с нуля (история фашизма раскрыта полностью) рождается смерч, и подминает под себя народы, и они идут на зов обещанного прогресса! Идут, вроде бы, навстречу новому миру, а оказываются подопытной биомассой. Михаил Ромм решился сказать о самом наболевшем, на что не многие решились.

    Я очень уважаю советский кинематограф, подаривший нам столько печальных и светлых фильмов о войне. Но после «Фашизма» вся мишура исчезла, — ведь война это далеко не романтика, и Победа досталась ценой жизни миллионов. Впрочем это все знают — о чем я? Все знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Только делают по-своему. Конец фильма более, чем шокирующий. Круговорот…

    10 из 10

    21 октября 2008 | 18:55

    Посмотрел фильм целиком! Я не защищаю немцем и фашизм, но иронично те времена и события НЕЛЬЗЯ описывать и осмеивать, а автор делает именно так! Плюс странной ехидной интонацией, которая звучит неприятно! Неужели диктора для фильма не могли подыскать другого?! Надо убедительным голосом описывать ужасы войны и зверское лицо фашизма, а не говорить какой Гитлер и его сподвижники дурачки… Дурачки не создали бы с нуля сильнейшую и дисциплинированную военную машину, которая подмяла под себя ВСЮ Европу, кроме СССР!

    Диктор говорит, что Везде и во Всём Гитлер, его портреты, парады, свастика, надзор за оппозицией и писателями, идеологическая обработка населения от мала до велика, доходящая порой до глупости и кощунства… Да, это так! А разве в СССР при Ленине, Сталине не было такового: культа личности, воспевания мудрого и улыбчивого тирана?!!? При них уработали СВОИХ РУССКИХ в Гражданскую войну, при красном терроре, в 1937 году и в ГУлаге?! Было, было, было… Подобная борьба с оппозицией была и у нас и у немцев…

    Коммунистическая пропаганда была ни чуть не лучше и злобнее иных идеальных утопий: флаги, шествия, песни о вожде, статьи про загнивающий Запад и Великий СССР — из той же «оперы»…

    И фашист Гитлер и коммунист Сталин хотели мирового и неоспоримого господства себя и своей идеологии. Промыли мозги и немцам и русским, обиженные царями, обещали светлое и сытое будущее своим народам… Но оказались правее и сильнее МЫ!!!

    Мне, как историку, понравился фильм лишь потому, что я увидел в нём кинохронику, видеоряд и фотографии тех времён. Страшное зрелище!!! А вот иронический и насмешливый тон чтеца за кадром слушается просто отвратительно!

    Гитлер и Сталин построили Великие державы, подняв их с колен, создав мощную технику и оружия.. И поэтому два конкурента, как 2 бойцовских петуха в одной клетке, схлестнулись в борьбе за первенство и главенство, ибо вожак, наместник Бога на Земле и Император мира должен быть ОДИН! История показала кто-кем должен быть! Вот только курятник сожгли и цыплят поперебили из-за эгоизма и власти кучки лжеНаполеонов! Тираны спорят друг с другом, а страдает и гибнет обычный трудовой народ: среди которых женщины оплакивающие своих детей и мужей, и дети, которые видят кровь, голод и муки вокруг. Человек-личность — песчинка, никто при достижении Государственной цели! Массы нужно держать в страхе наказания, как от слежки СС или КГБ! И тогда они будут безропотно подчиняться самому мудрому и щедрому вождю: молчать, работать, воевать!

    Фашизм и его последствия масштабны и чрезвычайно страшны, а Гитлер — палач = это известно всем! Но тогда тиран и Сталин, и Иван Грозный и Пётр Первый, и Наполеон. Они в принципе равны! Народ в надежде еды, мира будут верить и кланяться любому вождю, который им это даст! Но при этом ВСЕГДА если Один вождь в стране, то за этим сразу следует тирания, террор против инодумцев, построение тоталитарного государства и военной машины! Немцы обличали в злодеяниях коммунистов, коммунисты ругали Запад и Америку… Так что этот фильм = очередной пропагандистский ролик! Идеология тоталитаризма (каким бы она не была: коммунистическая, либеральная и иная) при отсутствии конструктивного диалога с оппонентами, оппозицией по сути своей примитивна, наивна, неоспорима и глупа.

    Советую посмотреть всем, интересующимся историей, но в итоге ни в коем случае не бежать шить свастику или красные флаги! Лучше смотреть, но при выключенном звуке!

    Светлая память всем погибшим на фронтах и в плену 2 мировой войны в борьбе с преступными фашистскими зверьми!!

    10 ноября 2013 | 20:30

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: