• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Нож в воде

Nóz w wodzie
год
страна
слоган«Acclaimed by All»
режиссерРоман Полански
сценарийЯкуб Голдберг, Роман Полански, Ежи Сколимовский
продюсерСтанислав Жилевич
операторЕжи Липман
композиторКшиштоф Комеда
художникБолеслав Камыковский
монтажГалина Пругар-Кетлинг
жанр триллер, драма, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время94 мин. / 01:34
Номинации:
Обеспеченная пара из Варшавы — Анджей и Кристина — по дороге на Мазурские озера, где они собираются провести уик-энд, подбирают молодого автостопщика. Хозяин яхты приглашает его провести с ними день на озерах. Анджей пытается использовать любую возможность и любой предлог, чтобы показать свое превосходство, опыт, зрелость. Напряжение нарастает, доходит до физического столкновения.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
32 + 0 = 32
8.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 00:44

    файл добавилvic1976

    Знаете ли вы, что...
    • «Нож в воде» — первый польский фильм, номинированный на «Оскара».
    • Яхта, которая снялась в фильме, прежде принадлежала Герингу. Во время Второй мировой войны она была затоплена на Мазурских озерах, но потом поднята с дна и восстановлена. Ее настоящее имя — «Рекин», что означает «акула».
    • Зигмунт Малянович, актер исполнивший роль Юноши, — брюнет, поэтому для роли волосы пришлось окрасить в белый.
    • Первоначально Полански видел в качестве исполнителя роли Юноши своего со-автора Ежи Сколимовского, окончившего на тот момент актерскую школу, но от идеи пришлось отказаться в пользу профессионального актера Зигмунта Маляновича.
    • Музыку к фильму написал Кшиштоф Комеда, игравший на тот момент в подпольном джазовом оркестре. Полански оказалось достаточным показать Кшиштофу фильм, чтобы тот проиллюстрировал некоторые моменты. Это был первый польский фильм, в котором был использован джаз.
    • По словам Полански в первый же съемочный день он выбросил сценарий в озеро, посчитав что написанные реплики не ложились органично на игру актеров.
    • Для съемок был изготовлен плот, сопровождавший яхту во многих сценах, когда камера не могла находится на самой яхте.
    • Фильм, запечатлевший наметившееся в социалистическом обществе расслоение, вызвал нарекания первого секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулки (по словам Полански, во время предпремьерного показа тот запустил в экран пепельницей) и был запрещён к показу польскими цензорами.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, когда Юноша забирается на яхту, после того как Кристина остается одна, непрофессиональная актриса Йоланта Умечка никак не могла достоверно отреагировать на внезапное появление Юноши. Поэтому один из ассистентов режиссера в тайне от актрисы выстрелил в нужный момент холостым патроном над ухом Йоланты. Этот дубль и вошел в фильм.
    • еще 6 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Извечный протест молодости и зрелости. Опыт — это наше знание, молодость — это наш задор. Коммуникативные навыки в способах воздействия на… всегда имели, имеют и будут иметь значение. Для тех, кто знает, как обращать силу слова в наставлении юного. А юный в силу грубости и не полностью уверенный в своем суждении, ибо еще не прошел все этапы взросления, будет настаивать на том, что он прав, потому что он так считает. Его знание есть его вера, а кто не согласен, тому он может показать…, не нуждающийся в объяснении его правоты — кулак, ну а в данном случай Нож.

    Вся метафора построения фильма в том, что этот вполне реальный нож, есть ключ для соединения причинно-следственной связи в очевидной и глупой затеи найти точки соприкосновения между «старцем» и «юнцом». Он выступает в некотором роде, тем символичным предметом, якобы действительной силы, которая служит защитой, и в то же время преградой для постижения разумности тех или иных поступков. Где само действие (угроза) — это переход от предполагаемого в действительное.

    Чтобы более подробно рассмотреть логику проистекающих в дальнейшем событий, следует кратко обрисовать сюжет фильма:

    Обеспеченная пара Анджей и Кристина встречают молодого человека, который бесцельно прогуливается по дороге, ищет себе новых приключений. Чуть не сбив, они его подвозят к причалу, откуда собираются отправится в путешествие по озерам, и так как заняться ему особо не чем, он ненавязчиво дает понять, что тоже бы не прочь прокатиться.

    В начале все складывается куда как неплохо, они мило беседует, пока разговор не перетекает в плоскость личного, взрослый решил поучать молодого, тут и завязывается весь конфликт, перетекающий в невидимую пока еще угрозу. Молодой слушает, внимает, но ему становится неинтересно, он устал, он хочет обратно на берег. Как оказалось, путешествие это хлопотно приходится не только кататься на лодке, но и подвязавшись тягловой силой, протаскивать её через обмеленные участки.

    Погода с приятной и солнечной сменяется на дождь, спрятавшись в каюте наши герои на какой-то момент перестают быть соперниками, завязав игру более неприхотливого свойства — Микадо, где в куче рассыпанных палочек нужно по очереди доставать их, стараясь не задеть другие. Но вскоре это им надоедает и примирившись они устраиваются на отдых…

    Дальнейшее — это цепь случайных догадок, предположений, ложных сомнений и страхов, где взрослый уверенный в своем опыте разума и логики, не до конца верит жене, которая не прочь пофлиртовать с молодым полном сил и энергии парнем. И тут наш взрослый, сам превращается в несуразного и ревнивого дитя, он берет нож молодого и выбрасывает его в воду.

    Вот здесь конфликт уже обостряется — то, что раньше было всего лишь шуткой, незатейливой игрой, теперь перерастает в настоящую неприязнь, ведь нож — был защитным механизмом, охраняющим молодого от взрослого и опасного мира, да и вдобавок, он не умеет плавать, достать нож не представляется для него возможным. И здесь уже откровенная злоба вкрадывается в сердце юного героя.

    Желая отомстить за этот намеренный и непростительный шаг, вроде бы более зрелого человека, он сначала бьет кулаком того по лицу, ноги скользя по палубе увлекает его в воду… а дальше он прячясь за буйком выжидает, пока его не начнут искать, и только когда станет ясно, что произошла трагическая случайность, взрослый по-настоящему забеспокоившись кинется со всей серьезностью на его поиски.

    И то, что в начале казалось только причудами и фантазиями стареющего эстета, надуманным и несуществующим, стало реальным — когда молодой выбравшись из воды и поняв, что больше нет преград, использовал по назначению тело жены, скрывшегося за горизонтом супруга. Так до конца и не узнавшего об этой связи..

    ___

    Если кратко охарактеризовать фильм, подводя под него какой-либо подтекст социально-политичесого характера, то явной связи здесь нет, а то, что вольная для того время форма исследования конфликтов взрослого и молодого, так обыграна Полански — на грани фола, где нож может быть реальной опасностью, так это еще более подчеркивает всю комичность ситуации, в которой возможность действия равна факту бездействия.

    А сам конфликт, правда и имеет под собой некоторую различность между поколениями, но в не малой степени предвосхищен и наигран. Потому как сам этот прием уже не раз был использован в литературном формате и давно стал притчей во языцах, лишь более осовременен, но не достачно нов, чтобы была причина обсуждать более подробно то, что и так ясно и предельно отражено в этом фильме.

    Если отвлечься от содержательной части и оценивать чисто технические стороны и области: будь то качество выстроенности светого сопровождения или правильность компоновки сцен, то как-будто все на своих местах. Ничего такого, что бы шло из ряда вон, и такого в чем был бы заезженный предел. Все достаточно органично.

    Полански был в то время еще слишком молод, чтобы подвергнуться штампу и недостаточно зрел, для того, чтобы создать излишне интеллектуальное кино, здесь все на уровне догадок и интуиции. Все легко и быстротечно, вся грань таланта явила собой простоту, и как по простору воды, отразило душевное переживание главного героя в неизбежное будущее, отрезав прошлые опасения, как оторванные стропы паруса.

    16 июня 2010 | 22:20

    Обеспеченная пара из Варшавы — Анджей и Кристина по дороге на Мазурские озера, где собираются провести уик-энд, подбирают молодого человека, путешествующего автостопом. Хозяин яхты приглашает его провести с ними день на озерах. Анджей пытается использовать любую возможность, любой предлог, чтобы показать свое превосходство, опыт, зрелость.

    Первый полнометражный фильм известнейшего постановщика Романа Полански. В этой работе он попробовал сделать нечто подобное фильмам Хичкока — трое людей, как бы в замкнутом пространстве. Человеку всегда мало той территории, где он находится и на какой бы малой территории человек не находился, он всегда будет хотеть быть властелином, командиром, капитаном, лидером… Естественно, когда люди в замкнутом пространстве, между ними возникают конфликты, особенно когда между ними большая разница в возрасте.

    Вот и здесь происходит то же самое. Лодка, трое героев. Муж и жена и молодой парнишка, которого они взяли с собой, чтобы познакомиться с интересным человеком. Юноша оказался более чем интересным человеком, со своими особыми взглядами на жизнь, которые не совпадают со взглядами супругов. Анджей хочет, просто говоря, выпендрится перед своей женой, поэтому и называет себя «капитаном судна» и пробует командовать над юношей и требует безприкословного выполнения своих команд. Юноша воспринимает все это как игру, работая с неохотой, выполняя команды медленно и т. п И Анджей все время показывает мальчишке, как нао все выполнять, таким образом, он хочет показать свое превосходство над ним и перед женой, и перед самим юношей, которому это все, естественно, не нравится и позже он уже начинает все делать быстрее и лучше, активно вступая в споры с Анджеем буквально обо всем, даже когда он заведомо неправ. Но, что поделаешь с юношеским максимализмом?

    Разница в возрасте далеко не всегда означает превосходство во всем и это понимает Кристина, которая явно положила на юношу взгляд. Да и взаимоотношеня с мужем у нее не самые наилучшие. Разговор между ними всегда заключается в словесной перепалке. И только то, что они прожили в браке много лет и сдерживает их семью, потому что никакой любви между ними не видно. А юноша более романтиный, более чувственный, более привлекательный и хоть Кристина и делает юноше довольно частно язвительные замечания, но он ей все равно нравится, а упрекает она его только потому, чтобы не «отставать» от мужа, который и так ей не сильно доверяет.

    И конфликт поколений разворачивается прямо в лодке за несколько дней, и из словесных замечаний переходит прямо к физическому столкновению, которое заканчивается не очень лицеприятно…

    Дебют в большом кино у Полански получился на славу. Кроме блестяще прописанных героев надо отметить и блестяще нарастающее напряжение, которому могли бы позавидовать фильмы вышеупомянутого Хичкока. Каждому кадру уделено огромное внимание и поставлены все сцены удивительно профессионально для дебютанта. Хотя, дебютантом Полански можно назвать лишь условно, потому что те, кто видели его короткометражки могут подтвердить, какой точностью и максимальной проработанности всех кадров, отточенных до мелочей обладают его дебютные «маленькие фильмы». И в этой работе Полански просто снабдил такими кадрами весь фильм и это производит, конечно, неизгладимое впечатление.

    Но вот, единственное что мне не понравилось — фильм кажется немного сучноватым, особенно промежуток между 30-й и 50-й минутами. Но общей картины это небольшое упущение не сильно меняет.

    Еще нельзя не упомянуть о блестящей операторской работе Ежи Липмана, еще одной значимой для польского кино фигуры. Если бы в операторском кресле сидел не он, то фильм оставил бы совсем иное впечатление, причем не в лучшую сторону.

    Ну и, конечно, актерская игра просто на высоте. Все персонажи сыграны просто на заглядение восхитительно!

    Итог — блестящая драма о стремлении человека быть первым, с элементами триллера, немного скучноватая, но явно достойная внимания.

    8,5 из 10

    7 июля 2010 | 15:04

    Первое, что замечаешь, начиная смотреть этот фильм, так это превосходную операторскую работу. Кадры настолько лаконичны и просты, настолько хорошо построены, что радуется глаз. И ничего лишнего.
    Три актера. Слышал, что Хичкок мечтал снять фильм, уместив всю съемочную площадку в лодке. Полански далеко не ушел: 3/4 действия фильма разворачивается на небольшой яхте.

    Сюжет тонок, идея стара как мир: столкновение 2-х поколений, отцов и детей. Почему «Нож в воде»? Нож здесь является символом молодости, дерзости гостя хозяев яхты, которого они взяли себе в попутчики. Молодой человек всегда носит его с собой. Это его орудие, подспудный козырь в игре с Анджеем и с представителями старшего поколения.

    Пытаясь как можно быстрее водить острием ножа между пальцев, парень дает знать о своей ловкости и быстроте реакции, хотя бывает сам себя ранит. Это не игра в «соломинку», где залогом победы является терпение, аккуратность, расчет, присущие Анджею. Здесь поощряется риск. Стремясь подражать своему молодому гостю, Анджей понимает, что ему не повторить его трюк.

    Посмеиваясь над юношей, ставя его в глупое положение, сталкивая с корабельным бытом, с которым тот совершенно незнаком, он чванливо показывает свое превосходство, дает ощутить разницу в возрасте, в опыте, в понимании жизни, которая их разделяет. Юноша любит ходить пешком, Анджей любит плавать на яхте. Ходьба — это, прежде всего, активность, непоседливость, постоянное движение вперед. Плавание на яхте требует определенных умений. Яхта может стоять, может неспешно скользить по воде, либо нестись со скоростью несколько узлов. Все зависит от ветра, который надувает парус. Но когда наступил штиль, юноша взял весло и принялся грести: он не хочет останавливаться.

    Что касается Анджея, то у него есть свой «нож» — его жизненная мудрость, опытность, уверенность в себе, невозмутимость. Показательна финальная сцена: автомобиль стоит на перекрестке, Анджей не знает, как поступить…

    Герои похожи. Юноша — отражение Анджея, смотрящего на него с высоты своих лет. Только Анджей находится в плену своего тщеславия, представляя собой образ видавшего виды мужчины, познавшего жизнь. Он выпендривается перед юношей, завидуя его молодости. Тот, в свою очередь, прост и непосредственен. Но завидует опытности Анджея, горит желанием научиться тому, что он умеет.

    Полански ненавязчиво, мастерски ведет сюжетную линию. Строгий стиль, эффектная музыка. Замечательный дебют великого режиссера.

    1 февраля 2007 | 12:30

    «Нож в воде». Реж. Роман Полански. 1962г.

    После съемок картины «Два мужика со шкафом» режиссер Раймунд Либнинг (псевдоним — Роман Полански) обрел мировую известность. В 29 лет он снимает свою девятую картину «Нож в воде». Здесь Полански использовал весь характер режиссерской работы, показал связь «старого» и «нового» поколений.

    Сюжет довольно необычен. Супруги Анджей и Кристина едут в отпуск на собственной яхте, как им на пути подворачивается попутчик, путешествующий автостопом. Ввиду того, что незнакомцу некуда идти, Анджей приглашает ему провести отпуск вместе. Попутчик соглашается.

    Полански подчеркивает отношение Анджея к молодому незнакомцу (символично — «старого» поколения к «новому»), того, что Анджей постоянно находит повод усмехнуться над ним, показать его беспомощность перед различными бытовыми ситуациями.

    Полански вложил в картину злободневные социальные вопросы. Проблема нравственности и уважение к старшим (уходящему поколению) прослеживается в этой картине, режиссерская работа подана так, что нельзя зацепиться за позицию самого Поланского, что наводит на другие вопросы по разбору фильма.

    В сюжет проникает на первый взгляд ничем не приметный нож, который приблизит фильм к завершению. Нож — это символ силы, борьбы — всех тем признаков, которые присущи молодому поколению. При виде ножа Анджей пытается увести тему борьбы с физической на нравственную. Подчеркивает, что в этом вопросе он сведущ гораздо глубже кого — либо другого.

    Не удается связать картину с личной биографической жизнью Поланского. То же самое мы видим в его последующей картине «Отвращение». Личное отношение к проблеме к проблеме и перенесение его на экран мы можем наблюдать в более поздних работах режиссера ("Пианист» 2002г.), когда Полански забрался на определенную ступень в мировом кино, со способностью полной самостоятельной работы. Картина «Нож в воде» приносит ему номинацию на Оскара за лучший иностранный фильм, но заветного Оскара он получит только спустя 40 лет.

    1 декабря 2010 | 18:20

    Кристина. Не только красивое женское имя, но и название двух яхт, по разным причинам получивших известность. Огромный плавучий дворец, нареченный в честь дочери миллиардера Аристотеля Онассиса, являлся свидетелем основных вех жизни своего владельца. В частности, именно на роскошной палубе было получено согласие Жаклин Кеннеди выйти замуж за грека. Гораздо более скромное судно предприимчивого поляка Анджея, увековечившее имя его жены, наблюдало события сугубо локального масштаба, однако в умелых режиссерских руках и они приобрели международную популярность. Небольшая, но вполне комфортабельная яхта легко понесла по водам Мазурских озер трех людей — богатую супружескую пару и бедного странствующего парня — навстречу драме, которая обнаружила всю витиеватую сложность в отношениях людей разных классов и разного возраста, оказавшихся далеко от большой земли. Этот вояж даже начался с абсурда: с чего бы обеспеченному мужчине подбирать в попутчики какого-то нищеброда, неужели по доброте душевной? А развитие озерной прогулки стало занимательной иллюстрацией черт характера, проявляющихся вопреки желаниям их хозяев.

    Дебютная полнометражная лента Романа Полански пестрит условностями, до которых создателю не было дела. Постановщика занимали совсем другие вещи, и в худосочной фигуре безымянного бродяги легко узнается он сам, что подчеркивается голосом озвучки. «Нож в воде» не был изначально ориентирован на иностранного зрителя, но совершенно очевидно, что фильм задумывался достаточно жесткой реакцией конкретного деятеля на классовое неравноправие, процветавшее в послевоенной Польше. Едва ли не каждый диалог владельца яхты с его нищим попутчиком сочится непомерным самомнением, граничащим с дешевой бравадой и ребяческим позерством. Анджея, очевидно, крайне раздражало спокойствие юноши, хотя в бесчувственности того упрекнуть было нельзя. Впервые появляющийся на экране нож дает первую подсказку в расшифровке ребуса Полански. Этакий солнечный мальчик не понаслышке знаком с границами личного пространства, стражем которого и выступает «финка» с широким лезвием. Показательна сцена, демонстрирующая ловкость парня в обращении с оружием, чем не может похвастать надменный Анджей. Вроде бы единичный случай, демонстрирующий, что есть вещи, которые не приобретаются за деньги, но очень важный, потому как воображаемая шахматная партия режиссера только приблизилась к миттельшпилю.

    По интересному совпадению, в одно время с картиной «Нож в воде» Джозеф Лоузи представил свой, пожалуй, самый известный фильм «Слуга». Даже без учета схожести жанров, ленты перекликаются во многих аспектах, включая главный — психологическая дуэль между «хозяином» и «лакеем». На яхте «Кристина» Анджей — монарх с как минимум конституционной властью, но вся ее величина не может подавить волю безвестного бродяги, которому даже имени от режиссера не досталось. Впрочем, оно и ни к чему юноше, если за время хода под парусом он проделывает путь от одного типажа к другому. Не проявляя бросающихся в глаза бунтарских качеств, парень отличается упорством в ситуациях, когда его классовые товарищи должно были бы безропотно класть волю на хозяйский алтарь. Дело в женщине, чья привлекательная наружность с каждой минутой приобретает все большую значимость? Не только. Привычный для подобных бытовых ситуаций любовный треугольник интересен Полански лишь как еще один способ давления на психику персонажей. По-настоящему открываются они в камерной обстановке трюма, но каждый до этого уже показан личностью, способной совершить поворот вокруг своей оси на сто восемьдесят градусов. Злая ирония Полански кроется в самом юноше. Безмятежно улыбающийся молодой человек с добрыми глазами — последний, кого можно было заподозрить в роли хотя бы невольного провокатора. Но не забывайте: у него есть нож, а это солидный аргумент в решении самых разных вопросов.

    Как убедительно доказывает эта лента, целый мир может открыться и в ограниченном пространстве, если за его пределами одна лишь вода. Обилие великолепных планов, выхватывающих фигуры людей на монохромном озерном фоне, и ласковое звучание саксофона служат единственной цели — максимально завуалировать приближение настоящей драмы, и это автору удается блестяще. Чуть ли не ежеминутно ждешь чего-то страшного, рокового, непоправимого. Вот-вот по лезвию ножа заструится кровь, и поездка станет по-настоящему незабываемой, однако роковой момент находится под четким режиссерским контролем. До работы над «Ножом в воде» Роман Полански снял несколько короткометражек, где хорошо попрактиковался в смежных жанрах, часто смакуя трагические сцены, но в этом фильме ставка делается не на само событие, а на его вероятность, и этого оказывается более чем достаточно.

    Отпуская в адрес Анджея целый ряд скрытых, но оттого не менее циничных насмешек, автор не занимается выращиванием антипода из скромного путешественника. Неслучайно в фильме прямо проговаривается, что мужчины отражают друг друга, различаясь лишь возрастом и величиной накопленного багажа. Впрочем, главный фокус Полански кроется в личности Кристины. Как и названная в ее честь яхта, она служит основой, условием развития конфликта. Коварство женщины в том, что при любом исходе ей необязательно обнаруживать себя, оставаясь в роли преданного врага для победителя. Для самого режиссера любой исход дуэли означает одно — сняв «Нож в воде», он практически сжег все мосты, ведущие к пониманию на родине. Однако как для светловолосого бродяги, так и для самого Полански, это понятие находится там, куда приносят ноги. Где ты сейчас, где тебе хорошо — там и родина. Такая позиция едва ли может иметь множество сторонников, и в то же время говорит о завидном упорстве в продвижении своих взглядов на жизнь. Плавание под парусом — увлекательное занятие, но Полански нашел для себя нечто более интересное. Актуально преподнесенная драма человеческих взаимоотношений, волей-неволей заставляет признать право идти нехоженной тропой, поскольку именно она может привести к творческому бессмертию.

    2 июня 2016 | 06:52

    Никогда не разговаривай с незнакомцами. Не усаживай в машину, не бери в плавание и космонавты, не оставляй наедине с молодой женой. Впрочем, неудачный сценарий для жизни может оказаться отличной фабулой для киноленты. Роман Полански дебютирует вполне зрело, став для польского кинематографа пионером и в демонстрации нагого женского тела, и в оскаровской номинации за иноязычный фильм; и в собственном пробном путешествии по интимным закоулкам межличностных отношений. Стартуя потенциальным триллером, эволюционируя до почти хичкоковского саспенса, чаруя атмосферностью импрессионистских пейзажей и тревожными переливами саксофона, картина вдруг оборачивается психологической драмой об извечном противостоянии поколений с занятными аллюзиями на прикладную социобиологию. Старый волк учит молодого жизни, неустанно провоцируя добрую ссору, по-домостроевски правильная самка старательно сохраняет худой мир, а вынесенный в название нож взрезает назревшие язвы внутренних проблем. И лишь мудрая стихия воды остаётся равнодушной ко всем этим страстям, символизируя неизменность установленного миропорядка. В котором брак, безусловно, важнее всего, хоть бунта на корабле, хоть даже всемирного потопа.

    Можно было бы поставить в укор создателю вальяжно-неторопливый ритм повествования, в котором все судьбоносные события происходят почти в конце, приятно удивляя неожиданным драматизмом. Однако и в первой работе отчётливо виден самобытный почерк мастера, сумевшего создать высокое напряжение, пользуясь нехитрым инструментарием: замкнутое пространство палубы, однообразные разговоры, яркие кадры экскурсионной программы да ещё, пожалуй, кокетливые рюшки дамского купальника. Сей ладно скроенный наряд радует какой-то несоциалистической откровенностью; да и общий антураж соответствует, скорее, западной культуре, с характерными приметами жизненного достатка вроде яхты, дорогого автомобиля и общего стильного лоска супружеской пары при отсутствии эмоциональной теплоты. Абстрагируясь от политико-географического контекста, Полански моделирует универсальную ситуацию, достойную исследования на тему поведенческих особенностей изолированной группы. Успешный самоуверенный мужчина, склонный к авантюрным выходкам юноша, привлекательная женщина, страдающая дефицитом внимания — вот вам готовая интрига, которой одинаково пойдут и немного секса в холодной воде, и предвкушение надвигающегося шторма.

    Светлые треугольники парусов развеваются на ветру, бермудские треугольники бикини приковывают непрошеные взгляды, классический сюжетный треугольник стремительно теряет равнобедренность. Деструктивный по своей природе конфликт многослоен. С одной стороны, это социальная коллизия между представителями разных общественных формаций: материальное неравенство вызывает классовую зависть и искушение прикоснуться к чужому, вот только воду в руках не удержать. С другой, в основе истории — кризис брака, помноженный на кризис среднего возраста: семейная лодка села на мель, и присутствие внешнего раздражителя лишь усиливает взаимную отчуждённость. Стремясь самоутвердиться за счёт слабого, Анджей бравирует опытом и личными достижениями, всё более отдаляясь от Кристины, которой опостылела и роль исполнительной подчинённой, и статус красивого аксессуара при обеспеченном муже. Казалось бы, безымянный пассажир олицетворяет её прекрасное прошлое: неустроенный романтизм молодости, здоровые амбиции и желание бросить вызов судьбе. Но, по сути, он всего лишь зеркальная проекция её мужа в будущем, а их столкновение милым образом иллюстрирует тезис о единстве и борьбе противоположностей.

    Ограничив действие глухоманью озёрного края, режиссёр вдохновляет ещё на один ассоциативный ряд. Счастливые дети цивилизации на лоне первозданной природы сбрасывают обычные маски, становясь теми, кто они есть на самом деле. Правда, привычка исполнять роли заставляет подыскивать шаблоны поведения и в непривычных условиях. А конфликт, поначалу несерьёзный, трансформируется в игры для подростков преклонного возраста. Анджей изображает альфа-самца и настоящего брутального мужика, которому противостоит самолюбивый пацан, вооружённый лишь понтовым ножом и прочими претензиями на взрослость. Опасность витает в воздухе, материализуясь в локальных стычках, диктатуре флотской субординации, агрессивной тактике и доминантной стратегии. Дама до поры сохраняет нейтралитет, но третий здесь не лишний, а если кто и способен привести потрёпанную лодку в спасительную гавань, то именно Кристина. Однако теория игр разбивается о практику совместной жизни, где победителей не бывает. Камень утонул, ножницы затупились, репутация бумаги сильно подмочена. Иллюзий о семейном счастье больше нет, осталась лишь иллюзия благополучного существования вдвоём. Мёртвый штиль чувств при безоблачном горизонте бытия.

    Полански оставляет своих героев на перепутье. Последний говорящий кадр зияет многоточием открытого финала, диагностирующего категорическую неспособность человека сделать выбор между честным публичным поступком и честностью перед собой, потому что в любом случае приходится что-то терять. Пустая дорога, туманная даль, беспросветное одиночество сочится сквозь поры экрана грустной метафорой душевной пустоты. Больно увидеть незнакомца в близком, но куда страшнее узреть его в самом себе.

    23 декабря 2013 | 14:04

    Несмотря на то, что полнометражный дебют Полански тематически разнится с более поздними работами, уже в нём легко узнать отличительную черту Романа как художника — крушение или глубокое изменение синематографических постулатов, непременно завершающееся собственными уникальными находками. Если добавить то, что в картине тончайшим образом показано расслоение в польском обществе, то нет ничего удивительного, что фильм стал первой и последней работой режиссёра в стране, а также в том, что запад принял его причуды с распростёртыми объятьями.

    После просмотра «Нож в воде» покажется особенно непредсказуемым многим современным зрителям. Всё дело в том, что фильм, который всё время маскируется под триллер, оказывается скорее драмой отношений. Зритель, привыкший к клише, будет ожидать совершенно иной развязки. Кажется очевидным, что Роман клонит к кровавой бойне, которая станет следствием перманентно нарастающего напряжения между двумя мужчинами, либо держит в уме криминальную интригу, некий заговор. Например, предполагалось, что кто-то из семейной пары мог быть уже знаком с попутчиком, и всё происходящее — не более чем чей-то реализовываемый план. Однако история не развивается по вышеназванным сценариям, да и вообще кино, как говорится, «не про то».

    Более того, Полански рушит устои ведь с самого начала. Мотивация многих действий героев может показаться странной и иногда противоречащей их же характерам. Супружеская пара достатка выше среднего мчится на иномарке по загородной дороге. Внезапно на пути появляется юноша с поднятой рукой — как выяснится вскоре, столь своеобразным экстремальным способом он путешествует автостопом. Муж успевает в последний момент затормозить и свернуть влево. У естественной перепалки между водителем и пешеходом оригинальный финал — мужчина буквально впихивает в машину нерадивого пассажира. Но на этом примере Полански уже раскрывает разлом в отношениях супругов — истерик Анджей принимает молчание жены за укор и вместо того, чтобы продолжать скандал подвозит юношу как бы из милосердия. Второй схожий эпизод связан с отплытием. Супруг вроде бы не собирается брать на яхту попутчика, однако по ходу действия меняет собственное решение. А это ведь противоречит многим классическим правилам драматургии, согласно которым, сцены перед поворотной точкой сюжета не могут быть вариативны — у зрителя не должно возникать сомнений, почему обстоятельства складываются именно так, а не иначе.

    Но новаторство Полански в том, что выстроенный таким образом сценарий создаёт ощущение достоверности всего происходящего, и, в первую очередь, достоверности самих персонажей. Всё как в жизни, где человеку свойственно сомневаться, принимать необдуманные решения, совершать импульсивные поступки. Это герою боевиков, фильмов-катастроф и многих других жанров обстоятельства часто не оставляют выбора, либо же сам он обычно настолько плосок, что вектор у его действий может быть только один. Персонажи Романа же словно перенесены на экран прямиком из действительности. Тем не менее, отчаливание на яхте всех троих можно с уверенностью считать точкой не возврата. С этого момента зритель уже не сомневается, что сюжет будет крутиться именно вокруг этих трёх персонажей — супружеской пары и молодого человека. Хотя и в дальнейшем будет несколько моментов, вызвавших недоумение, самый яркий из которых это, пожалуй, на удивление спокойная реакция пары на то, что незнакомый попутчик достаёт тот самый автоматический складной нож.

    Но шаг за шагом всё постепенно проясняется. Ловкий и шустрый незнакомец, прекрасно владеющий ножом, из таинственной фигуры со скрытой силой внутри превращается не более чем в бедного студента, к тому же оказавшегося в совершенно новой для себя стихии. Игру же ведёт или вернее пытается вести Анджей. Средних лет журналист с морским прошлым принимает вызов, который ему никто не бросал. Молодецкая дерзость на дороге должна получить достойный ответ, тем более, что там, на дороге по разумению Анджея юноша в лучшем свете выставляет себе перед его же женой. Если он там выглядит опасливым истериком, то студент наоборот — уверенным в себе человеком, готовым в любой момент рискнуть собственной жизнью.

    Но на судне студент не более чем неумеха, ребёнок, как прозывает его жена журналиста Кристина. Почти полноё отсутствие навыков дополняется откровенным инфантилизмом. В соперничестве между моряком и пешеходом на воде у последнего немного шансов. Что он может противопоставить Анджею? Тарзанью ловкость да умение обращаться с ножом. Вот и всё. Импульсивный моряк же, оставляя раз за разом юнгу в дураках, пытается добиться трёх целей: выпендриться перед нагловатым спутником, показать себя в лучшем свете перед женой и доказать что-то самому себе. Выброшенный хозяином яхты в воду нож катализирует стычку не потому, что эта вещица так дорога молодому гостю, а потому что она — символ его маскулинности, его последних преимуществ, да и сам поступок представляет собой беспримерную наглость.

    На наших глазах разворачивается классический конфликт мужских характеров и поколений вкупе с подспудным соперничеством за женщину. Но конфликт у Поланского — не цель, а средство. Средство отразить кризис отношений зрелой семейной пары. Именно потому развязка получается скорее драматической или даже мелодрамтической, нежели свойственной триллеру. Нож в воде — искра, от которой с одной стороны загорается парень, с другой — вспыхивает ярким пламенем всё, что копилось годами семейной жизни. В финале же Полански парой финтов снова закручивает интригу буквально на ровном месте. До некоторой степени открытый финал здесь как раз кстати, правда, единственным и, пожалуй неизбежным минусом картины стало то, что кульминация в нём не оказалась достаточно яркой, скорее всего именно от того, что она преднамеренно была лишена трагических событий.

    8 из 10

    15 апреля 2012 | 20:07

    Уже открывающими кадрами своего дебютного фильма «Нож в воде», Роман Полански задает стилистический оттенок следующим полутора часам. Преисполненное динамики начало под аккомпанемент нуарного саундтрека и затененные, деперсонифицированные лица героев, обещают зрителю зрелище, в котором он сможет разглядеть черты, знакомые по фамильному портрету. «Нож в воде», уже в названии использующий два краеугольных камня психологической символики, и вправду базируется на архетипическом сюжете «Мифа о Эдипе». Место отца в нем занимает Анджей, а самого Эдипа — подобранный им и его супругой по пути на причал студент, так и остающийся безымянным до конца фильма.

    Полански ставит перед собой сложнейшую задачу — в камерных условиях прогулки на яхте, располагая минимумом материала, соорудить не просто очередную фрейдисткую зарисовку, но и оформить ее в присущих триллеру интонациях. Для этого буквально каждая сцена, а иногда и кадр, наделены информативным зарядом, сообщающим нам нечто важное о характере героя, или маркирующим очередную фазу динамического развития сюжета.

    Иногда это реплика, но чаще — художественное решение, как например, резкая смена ракурсов на антагонистов, снятая по принципу игры в теннис. Студент нередко будет загораживать собой кадр, будто бы постепенно оформляясь в своей роли «помехи» доминации альфа-самца, а порой и вовсе становясь точкой обзора для зрителя в субъективном ракурсе. Таким образом, Полански буквально из ничего высекает напряжение и зритель, действительно с интересом, следит за, казалось бы, прозаичными мускулинными играми за внимание самки, которые устраивают персонажи. Та же, оставаясь, весь фильм практически полностью пассивной, аккумулирует сексуальное напряжение, обостряющее конфронтацию.

    Но именно от ее незаметных, невербальных сигналов, зависит ощущение первенства в каждом из героев, именно она Фемида мира сексуальных инстинктов, поначалу уравновешивавшая слишком заметный перевес любой из сторон. И в тот момент, когда напряжение, дойдя до пароксизма, казалось бы, лишилось источника стимуляции, а нож по-мирному бесполезно застрял в отвлеченной цели, она абсолютно бессознательно прекращает это затишье перед бурей.

    И здесь начинается самое интересное. Полански, действуя в классической модернисткой традиции, придает действу мифологический подтекст. Который, однако, в экзистенциальной интерпретации оказывается тончайшим образом адаптирован под символический, подчас незаметный, крой действительности, сотканный вроде-бы случайными обстоятельствами, на которые польские режиссеры всегда были большие любители и мастера. Таким образом, постановщик, продвигаясь на самой границе между реалистичностью и художественным преувеличением, свойственным мифологии, умудряется ни разу за нее не заступить.

    Расставляя все точки над i, Полански делает аллегорией личности Анджея рассказ о его боевом товарище, который прыгнул на стекло «по старой памяти», хотя знал, что кожа его уже не так груба, как во времена службы. Когда социально-культурное состояние среды находится в дисбалансе, личность не может инсайтом закрыть этапный психологический кризис. Но трагичней может быть только эра полного декаданса. Поэтому постановщик куда больше сочувствует попутчику, чье обостренное мортидо толкает его на вызов более сильному сопернику. Его выход из пространства фильма символичен — детищу потерянного поколения никогда не обрести почву под ногами, исходи он хоть весь мир.

    21 сентября 2016 | 18:43

    История стара как мир. Двое мужчин, одна женщина. Самцы борются за самку. Как бы цинично это ни звучало, но так и есть. В фильме практически нет никакого действия — только три главных героя и вода. Ах да, забыла, ещё и нож.

    Мне осталось непонятным, с какой стати гость Анджея и Кристины вообще решил вступить в соревнование за даму? Кто он вообще такой? Пара отдыхает, никому не мешает. Но тут появляется незнакомец, который почему-то решил, что он сильнее Анджея и имеет право ему что-то указывать, а значит даму может забрать себе. Полное отсутствие логики. Дама, тем временем, предпочитает молчаливо наблюдать за героями. И тут в дело вступает нож. Чем всё закончилось — рассказывать не буду, а то вообще будет неинтересно смотреть.

    В фильме очень много психологии, много диалогов. Отдельно хочется отметить великолепнейшую работу оператора, ибо снимать такие фильмы очень сложно. А здесь всё получилось очень красиво, стильно и правильно.

    Шикарнейший дебют Поланского. Добавить больше нечего. Да и не нужно.

    19 декабря 2010 | 13:28

    Польский постановщик Роман Полянский дебютировал на большом экране с экзистенциальным триллером «Нож в воде», чем сразу привлек к себе внимание в качестве многообещающего Режиссера, каковым впоследствии и стал. Изначально сделал ставку на тонкий психологизм и чистый кадр, создал безупречный и простой фильм, лишь трем героям позволил баламутить воду, но этого вполне хватило, чтобы польское правительство запретило фильм к показу, прозорливо усмотрев, что доброго и светлого Роман Полянский не создаст, а если в его карьере и будет свет, то пробиваться он будет сквозь тьму.

    «Нож в воде» действительно кажется картиной элементарной, с тремя действующими лицами, причем третье подает признаки жизни практически в конце. Анджей (Леон Немчик), спортивный журналист, ведущий буржуазный образ жизни, и его антагонист, молодой бродячий студент (Зигмунт Малянович), которого тот едва не сбивает, на протяжении всего фильма меряются силами, пытаясь доказать превосходство один другому. Жена Анджея Кристина (Иоланта Умецка) до поры до времени нежится на Солнце, наблюдая, как ее благоверный, под грузом кризиса средних лет, поучает самоуверенного мальца. Большего в картине и нет. Мысль Полянского, тем не менее углубляется, и Анджей и юноша, как два зеркала установленные друг напротив друга, бесконечно отражают и разветвляют конфликт молодости и старости, перерастающий в конфликт отцов и детей, конфликт за женщину, да попросту в самцовую свору.

    О «Ноже в воде» написано предостаточно работ. В этой хрестоматийной ленте 1962 года кроются не только истоки гения Полянского, но и множество кинематографических течений, заботливо очищенные до блеска режиссером. Мне «Нож в воде» показался чрезвычайно умелой сценарной конструкцией. Вроде бы Полянский очень точно показал развитие напряжение между героями, которое можно анализировать буквально по кадрам, напрочь говорящим. Но вместе с тем, Полянский приходит и к тому, что превращает фильм в абсолютное анатомирование искусственно созданной ситуации. Анджей хочет показать свое превосходство, юноше охота поктаться на яхте. Теперь же они заперты посреди Мазурских озер в лодке, втроем, и соседство оказывает не самым приятным.

    Спокойное течение картины мастерски ускоряется и накаляется, так что ближе к концу, начинаешь понимать, что кто-то из лодки живым не выберется. Регулярно мелькает нож, выведенный в название, очаровательная Кристина, бывшая серой мышкой в очках, а на яхте превратившаяся в роковую даму, дразнит загорелым телом, поводом для стычки становится любое слово или действие. Зрителю разжевывают все по кусочкам, остается лишь с удовольствием наблюдать, пока нож не упадет в воду и в смертельную схватку мужчин не вступит женщина, которая, как и полагается, окажется на порядок умнее и хитрее этих «животных».

    Полянский добивается успеха и завораживающего эффекта именно своей ясностью, подчеркнутой кадрами, снятыми Ежи Липманом и игрой непрофессиональных актеров. Это проще по построению, чем Хичкок, но более основополагающее. Исследуя насилие, превосходство и гендерные роли в дебютном фильме, Роман Полянский добивается того, что его фильм становится первым, номинированным на Оскар за лучший иностранный фильмв Штатах, куда он вскоре и переедет и немного изменит имя, став Романом Полански. Он порвет с Польшей и польским языком в своих следующих картинах, и через три года снимет «Отвращение», продолжая удивлять зрителей более изощренным психологизмом. «Нож в воде» в свою очередь, останется классикой, которую нужно знать.

    8 из 10

    11 января 2011 | 02:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>