Ни поездов, ни самолетов…

No Trains No Planes
год
страна
слоган-
режиссерЙос Стеллинг
сценарийГанс Хеесен, Йос Стеллинг
продюсерАнтон Крамер, Йос Стеллинг, Тарсиций Ванхьюсс
операторГурт Хилтай
композиторНикола Пьовани
художникГерт Бринкерс
монтажБерт Рейкелейкхёйзен
жанр драма
зрители
Нидерланды  5.8 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время105 мин. / 01:45
События в фильме разворачиваются в одном месте — в немноголюдном кафе на привокзальной площади. Для многих это кафе не более, чем место, где можно подождать свой поезд. Для других — это убежище, где можно спрятаться от жизни, от ее горестей и пустых иллюзий.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    На этот раз полнометражный, фильм голландского режиссера Йоса Стеллинга «Ни поездов, ни самолетов». Зритель, знакомый с творчеством этого режиссера, начнет представлять сложную концептуальную работу мастера об экзистенциальной бессмысленности бытия, связывая отсутствия выхода с отсутствием как поездов, так и самолетов. На самом деле, именно в этом фильме Йос Стеллинг говорит не философским, как обычно, а бытовым языком. А название объясняется очень просто — в фильме нет ни поездов, ни самолетов. Первый прецедент подобных названий — Хемингуэй и его «ни барабанов, ни фанфар».

    Действие картины происходит в Амстердаме, в привокзальном кафе. С самого утра, когда заведение только-только открылось, в него начинают стекаться завсегдатаи: пожилая пара, ведущая бессмысленную беседу, красивая проститутка, которую только что бросил ее спонсор, местные сплетницы, требующие с утра пораньше стакан виски, слепой чудак, который на поводке тащит свою, умершую этим утром собаку. За стойкой — владелец бара — пожилой старик, который ругает свою дочь за слишком откровенные платья.

    Главный герой — Жерар — типичный неудачник, которому не везет ни в картах, ни в женщинах. Он пришел в бар попрощаться, так как уезжает навсегда. Но ни для кого его отъезд не станет трагедией, никому не будет не доставать этого помятого взлохмаченного несчастливого человека.

    Жерар прощается не с пустыми руками: каждому он оставляет какую-то свою вещь. Проститутке, которую, между прочим, он любит и зовет с собой, оставляет мамину брошь. Старичкам — книги. И всем — самого себя. Вот уж по истине хлам!

    Действие картины происходит в Амстердаме, в привокзальном кафе. Если вспомнить все предыдущие картины Йоса Стеллинга, то можно проследить некую тенденцию к суживанию пространства сцены: один город, один дом, один зал ожидания, одно кафе. Но в данном случае кафе является не местом общепита, а убежищем для тех, кому с самого утра уже некуда идти. Это страшно, когда человек не знает, куда себя деть.

    Сюжет, заключающийся в прощании Жерара, усложняется интригами проститутки, личными драмами посетителей кафе и приездом брата Жерара — величайшей знаменитости поп-сцены. Почти в каждом фильме Стеллинга появляется такой персонаж: это неожиданный гость, это чудо, которого не ждали, это недоступная красота, это тот, кто явно не принадлежит миру данного фильма.

    На этот раз Стеллинг избегает ярких кислотных цветов, маскарадных костюмов и прочей буффонады. В картине преобладают коричневые, земляные цвета, все герои одеты в старые поношенные наряды, а пытающаяся себя принарядить девушка сразу получает выговор отца. Музыка, в след за цветом, — бесцветная, незапоминающаяся, как в предыдущих фильмах, не хитовая, говоря современным языком. И если смотреть на картину глобально, то в ней все служит для того, чтобы доказать общую бессмысленность и незначительность: цвета бесцветны, музыка немузыкальна, разговоры посетителей бессмысленны, любовь продажная, выручка бара расходная, ограбление разыгранное, жизнь фальшивая. Дохлая собака, которую таскал за собой ее слепой хозяин, не зная о случившемся, объясняет и саму картину и ее финал. Все давно случилось, а никто и не ведал.

    27 июля 2011 | 09:16

    …Включаю, когда кисло, какой-то хороший фильм, которому доверяю и могу полностью в него погрузиться. Например, шедевр Йоса Стеллинга Ни поездов ни самолетов. Такое название потому, что нет там ни того ни другого, хотя перемещение героев, и даже в заоблачный мир, постоянно планируется. Очень люблю фильмы про грешных людей, когда автор любит своих героев, а в них, в свою очередь, присутствует какое-то божественное начало, несмотря ни на что. А вот этот фильм, по сути, больше похож на пьесу — все происходит в замкнутом пространстве, в скромном кафе с постоянными обитателями, один из которых пришел проститься, он — в мучительных поисках выхода из создавшегося положения, которое кажется ему безнадежным. На всякий случай он раздаривает книги, поручает кому-то клетку с птичками. Просит приехать своего брата, удачливого, блестящего певца из эстрадного шоу, сославшись на свою несуществующую болезнь. Брат приезжает дважды, он что-то почувствовал, второй раз — когда уже, по-видимому, поздно … Герой видится с любимой женщиной — современной Кабирией, самым близким ему человеком. Она занята своим ремеслом и не сразу распознает трагедию. В принципе, этот фильм можно смотреть и в немом варианте, а для меня это высшая похвала. Настолько яркие здесь герои, которые вовсе не сливаются с окружающим миром, а сами по себе неповторимы… Финал вообще говоря, неоднозначен. Все-таки автор дает надежду, поскольку героиня в ответ на докучные вопросы говорит про своего друга — К утру отойдет… А глагол этот в русском языке имеет два значения — понимайте как хотите. Ведь искусство должно дарить надежду, иначе зачем оно нужно.

    30 июля 2018 | 15:00

    Очень здорово придуманный сюжет. Если начало кажется вполне обыденным, то далее вся история, вроде бы не меняясь, приобретает ореол сказочности, какой-то ирреальности. Все персонажи запоминаются по-своему. И каждый хорош. Не думаю, что таким разнообразием персонажей Стеллинг хотел показать пороки и различные типы разлагающихся личностей. Так он лишь показывает тему этого пресловутого одиночества и «глухоты» людей в нашем загнивающем мирке. А герои скорее вызывают симпатию, чем отвращение. Ведь они разные, как и мы с вами. Только заметить и принять это могут далеко не все. И такие фильмы здорово в этом помогают.

    12 марта 2010 | 17:43

    Поразительная история любви и одиночества в мире, который напоминает грязный бар со всеми вытекающими из него свойствами. Лицемерие и заискивание, стадное поведение в толпе и руководство своими помыслами в обстоятельствах сложных и требующих благородства и сочувствия к ближнему.

    Несчастный главный герой потерялся и не смог найти своё место в жизни. Он, нерешительный в жизни, сумел пойти на самый отчаянный шаг и смотрит на людей с их заботами о настоящем с жалостной улыбкой. Он понимает, что ни ему это не важно, ни им по большому счёту. Другие же так погружены в свои проблемы, что не могут понять эти его сигналы, подразумевая под ними то болезнь, то зависть.

    Все персонажи удивительны и вызывают сочувствие своими проблемами, но всегда в центре внимание остаётся, казалось бы, совсем непримечательный главный герой с попытками поиска смысла существования и его отчаянная вера во внутреннюю доброту людей, которая, возможно, остановит его от столь опрометчивого поступка.

    10 из 10

    8 августа 2009 | 19:31

    Фильм начинается с того, что главный герой Герард составляет себе надгробное послание. Следуют кадры городской жизни Амстердама с ее многочисленными чудиками и странными личностями, которые в последствии оказываются в одном кафе, где и происходят все дальнейшие действия фильма.

    Герард сообщает всем о своем отъезде и раздаривает постояльцам кафе подарки, причем надо заметить весьма неуместные и ненужные. У Герарда еще одна новость для всех — популярный певец, музыку которого частенько ставят в кафе, — брат Герарда. И он соглашается устроить встречу с ним прямо в этом кафе.

    Суета, сплетни, немыслимые поступки и характеры героев только подчеркивают всю нелепость происходящего. Стеллинг в очередной раз показал нам уродливость общества, но уже не посредством излюбленного им в раннем творчестве подбора ужасных лиц и внешних образов, а более тонко — изощренностью и бездушностью внутреннего мира персонажей.

    Здесь каждый отвратителен по-своему — хозяин кафе все время бестолку ругается, никогда не добиваясь своего, тут постоялица — сплетница с мужем — подкаблучником, проститутка, хам, дочь владельца кафе, стремящаяся стать взрослой и чуть ли не следуя развратным примерам. Здесь и обман, и воровство, и зависть, и наверно все человеческие пороки в одном маленьком кафе как пример увядания всеобщей духовности.

    В течении фильма понимаешь, что Герард никуда не уезжает, а прощается со всеми он по тому, что решил сделать этот день последним днем своей жизни. И хочется верить, что кто-то услышит его и протянет руку помощи. Но все герои глухи и слепы ко всем, кроме себя. И Стеллинг, как и полагается авангардному режиссеру, доводит все до конца.

    Впечатляющий фильм.

    9 из 10

    27 июля 2007 | 13:40

    Филь действительно впечатляет. Это фильм об одиночестве, о любви и о нашей с вами черствости. Многие персонажи фильма легко узнаваемы, они в чем-то мы, наши друзья, родные. И самое главное они все обыкновенные хорошие люди, конечно, каждый со своими проблемами, радостями и печалями, но ни у кого нет времени заглянуть своему соседу в глаза, услышать его, понять, все, словно ослепли и оглохли. И среди всех этих людей мы видим лишь одного человека, по истине живого, ждущего хоть капли искренности или внимания от своих знакомых и друзей, это Герард.

    Потрясающее начало фильма: выходя из дома, Герерд, живущий один, запирает дверь и бросает ключ в почтовый проем в двери и ключ падает на коврик в прихожей за уже запертой дверью. Забавно подумал я, но лишь в конце фильма я понял, что он ему уже ни к чему, ведь для Герарда это последний день в его жизни и домой он уже не вернется.

    Этот мотив очень напоминает историю Э. Олби «Что случилось в зоопарке» Джерри — Герард. Джерри был одинок, искал понимания и не найдя уходит из жизни, точно так и Герард. Этот фильм очень теплый, смешной и безумно грустный, я уверен, он никого не оставит равнодушным. Я бы отнес его к жанру трагикомедия. Один из любимейших фильмов моей коллекции.

    6 мая 2008 | 23:11

    Заголовок: Текст: