Нелюбовь

год
страна
слоган«A Missing Child. A Marriage Destroyed. A Country in Crisis»
режиссерАндрей Звягинцев
сценарийОлег Негин, Андрей Звягинцев
продюсерАлександр Роднянский, Сергей Мелькумов, Глеб Фетисов
операторМихаил Кричман
композиторЕвгений Гальперин
художникАндрей Понкратов
монтажАнна Масс
жанр драма, ... слова
сборы в США
сборы в России
зрители
Россия  349.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
цифровой релиз
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время127 мин. / 02:07
Номинации:
Фильм рассказывает о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Главные герои (Женя и Борис) — ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно, после их очередной ссоры, Алёша исчезает.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.70 (21 040)
ожидание: 98% (2460)
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
151 + 10 = 161
8.2
в России
84%
21 + 4 = 25
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Замысел фильма возник в 2015-м году, когда продюсер фильма Александр Роднянский и режиссер Андрей Звягинцев обсуждали идеи для следующего фильма. Роднянский вспомнил «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана и обратил внимание Звягинцева на это – и так эта картина стала одним из источников вдохновения.
    • Поиск, репетиции и утверждение актёров проходили с февраля по август 2016 года и заняли в общей сложности 7 месяцев.
    • Марьяна Спивак, исполнившая роль Жени Слепцовой, была первой актрисой, пришедшей на пробы в кинокартину.
    • В поисках мальчика на роль Алёши Слепцова было отсмотрено более 250 детей из Москвы и Санкт-Петербурга. В итоге было отобрано семеро «финалистов», которым предстояло пройти пробы с режиссёром. В их числе оказались Матвей Новиков, в результате и сыгравший Алёшу, и Артём Жигулин, исполнивший роль друга и одноклассника Алёши – Кузнецова. Примечательно, что мальчики дружат в жизни и ранее уже снимались вместе.
    • Исполнители главных ролей Жени и Бориса – Марьяна Спивак и Алексей Розин – в течение полугода прошли через 4 этапа проб.
    • Алексей Фатеев изначально пробовался на роль Бориса, но после первой же репетиции режиссер предложил ему подумать о другой роли.
    • Сергей Борисов, исполнивший роль оперуполномоченного, в действительности работал инспектором ГИБДД в течение 17 лет.
    • Сотрудники ПСО «Лиза Алерт» выступили консультантами проекта в области организации и проведения поисковых мероприятий, неоднократно присутствовали на съемочной площадке, а также предоставили для съемок часть оборудования – средства навигации и мобильный штаб ПСО. В обмен на эту помощь, после окончания работы над фильмом, съёмочная группа передала Лизе Алерт в пользование обмундирование поисковиков: теплую одежду, специальную обувь, оранжевые жилеты и куртки.
    • Режиссёр хотел, чтобы роли поисковиков исполняли профессиональные актёры, не массовка. Для этого был организован отдельный кастинг, в котором приняли участие более 200 актёров, из которых отобраны были 30 человек. За работу этой группы отвечала режиссёр Мария Лойтер. Она организовала самостоятельный кастинг, результаты которого демонстрировала режиссеру фильма, и в итоге во время съёмочного процесса была старшей в группе поисковиков.
    • Все актёры, исполнившие роли сотрудников ПСО, в том числе Алексей Фатеев (координатор) и Варвара Шмыкова (Лена), за несколько недель до начала съёмок инкогнито принимали участие в реальных поисково-спасательных операциях ПСО «Лиза Алерт».
    • «Нелюбовь» – первый полнометражный фильм Андрея Звягинцева, снятый на цифровые камеры (ARRI Alexa XT и Alexa Mini). В съемках использовалась анаморфотная оптика Cooke Anamorphic/i.
    • Команда «Мотор!», ознаменовавшая начало съемочного периода, прозвучала 5 сентября 2016 года. Местом действия кинокартины был выбран район Южное Тушино на северо-западе Москвы. Там снимались: школа (экстерьер и интерьер), дом Слепцовых, парковка перед домом, прилегающие к ней улицы, продуктовый магазин, автобусная остановка, а также памятник природы — Сходненский ковш, тот самый овраг, в низовье которого мальчик после окончания уроков прогуливается вдоль берегов реки. Река эта зовется Сходня. В ней группа не раз наблюдала за буднями бобрового семейства.
    • Все три жилых помещения – квартира Слепцовых, Маши и Антона – были выстроены в павильоне по проекту художника-постановщика картины Андрея Понкратова. В декорации «квартира Слепцовых» кроме жилых помещений была построена лестничная площадка и кабина лифта.
    • Все декорации квартир находились на высоте двух с половиной, трех метров относительно пола павильона, что позволяло камере, оказавшись достаточно близко к окнам, «не видеть» пол. За окнами декорации были установлены стволы и ветви деревьев. Во время съемок ветви приводились в движение с помощью специальной системы тросов сотрудниками художественного департамента. Благодаря этому деревья «колышутся на ветру», что придает декорации реалистичности.
    • Декорацией, построенной в павильоне, является и лифт, в котором Борис, вместе с другими офисными сотрудниками, поднимается с подземной парковки. Закрытие дверей в лифте имитировалось специальными «флагами» из черной ткани, перекрывающими свет от осветительных приборов. Эффект движения создавался с помощью вращения осветительных приборов за стенами лифта.
    • За несколько недель до начала съемок Марьяна Спивак зарегистрировала в Instagram специальный профиль от имени своей героини Жени Слепцовой и методично наполняла его фотографиями, которые можно увидеть на экране мобильного телефона в сцене первого ночного разговора между Женей и Борисом.
    • В паспорте Жени Слепцовой указана дата ее рождения — 6 февраля 1980 года.
    • По сюжету автомобилем Бориса является KIA Сeed. Однако для съемок внутри салона автомобиля был использован Ford Mondeo, так как для размещения камеры и членов операторской группы требовалось дополнительное пространство. Салон автомобиля Ford Mondeo длиннее салона KIA Сeed на 20-25 сантиметров, но даже такая малость существенна, когда речь идет о размещении за спиной водителя группы из трех или четырех человек.
    • Эпизод с классным руководителем, вытирающим доску, был снят 6 ноября 2016 года специально для того, чтобы ввести в сюжет снег. При этом сам снег, идущий за окнами школы, искусственно распылялся сотрудниками SFX. Впоследствии ввиду того, что контролировать природный снег не представляется возможным, в ряде эпизодов (в особенности снимавшихся весной) идущий в кадре снег приходилось создавать с помощью компьютерной графики.
    • В конце ноября 2016 года было принято решение о приостановке съемочного процесса. Досъемки были осуществлены весной, в период с 25 марта по 9 апреля 2017 года. В общей сложности объем весеннего блока составил 12 съемочных дней, 15 минут полезного хронометража и чуть более 50-ти планов.
    • Открывающий картину эпизод с выбегающими из школы учениками, снимался 5 ноября 2016 года. По сюжету в кадре осенний день – 9 октября 2012 года. Но из-за выпавшего снега школьный двор выглядел по-настоящему зимним. В течение трех часов сотрудники художественного департамента вычищали снег с асфальта, газона, ветвей деревьев и козырька школы. К моменту начала съемок световой день стремительно стал подходить к концу, из-за чего удалось снять только 4 дубля. Эпизод был переснят весной, 9 апреля 2017 года. Именно он и вошел в окончательную версию монтажа. Однако в версию фильма, представленную отборочной комиссии Каннского кинофестиваля, вошел дубль, снятый еще осенью. Посему можно утверждать, что героический труд художественного департамента не пропал зря.
    • Среди DVD, лежащих на полке возле телевизора в квартире Антона, можно заметить диск с кинокартиной «Елена» Андрея Звягинцева.
    • Фильм был снят за 58 съемочных дней. Всего было снято 275 съемочных планов.
    • Это первая картина, которую Андрей Звягинцев и монтажер Анна Масс были вынуждены начать монтировать еще до окончания съемочного периода, во время вынужденной приостановки съемочного процесса, и не в хронологической последовательности.
    • Съемки фильма должны были завершиться еще осенью 2016-го года, но природа вмешалась и внесла свои коррективы. Аномально рано выпавший в Москве снег (это случилось 27 октября 2016-го) не позволил доснять необходимые экстерьерные сцены – пришлось ждать весны 2017-го. Между тем, крайний срок подачи фильма на рассмотрение отборочной комиссией Каннского кинофестиваля был назначен на 10 апреля. Утром 10 апреля, взяв с собой черновую версию фильма, продюсер фильма Александр Роднянский полетел в Париж – показывать его каннским селекционерам. А уже через три дня, 13 апреля, на пресс-конференции, директор фестиваля Тьерри Фремо объявил основную конкурсную программу фестиваля – и первой в ней была названа именно «Нелюбовь» Звягинцева.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Замысел фильма появился летом 2015 года, к ноябрю 2015-го Олег Негин закончил литературный сценарий. К этому времени часть объектов для съёмки уже была найдена. В частности, прогулка Алеши в овраге (Сходненский ковш) появилась в режиссерском сценарии именно благодаря тому, что уже осенью 2015-го был утвержден главный натурный объект: место проживания семьи Слепцовых. К этому времени были уже готовы первые эскизы главных интерьеров фильма: квартира Слепцовых, квартира Маши и аппартаменты Антона.
    • В замысле Андрей Звягинцев видел Бориса гладко выбритым. Бородой же персонаж обзаводился только в эпилоге, то есть, спустя два года после основных событий, что было призвано подчеркнуть дистанцию во времени, а так же то обстоятельство, что Борис не только не потерял свою работу, но еще и основательно «пустил корни» в корпоративную политику своего учреждения. На пробы грима Алексей Розин пришел со своей бородой, чем убедил режиссёра пересмотреть свой взгляд на персонажа. В эпилоге гримерам оставалось только немного добавить растительности на лице Алексея Розина.
    • Во время съемок Варвара Шмыкова, исполнившая роль поисковика Лены, находилась на 7-м месяце беременности. Внушительных размеров живот приходилось скрывать под костюмом. Несмотря на свое положение Варвара стоически справлялась со сложными ночными съемками при минусовой температуре и работала наравне со всеми остальными участниками съемочного процесса.
    • Марина Васильева, исполнившая роль беременной возлюбленной Бориса, была вынуждена носить силиконовые протезные изделия мастера по пластическому гриму Алексея Ивченко – накладной живот и специальные накладки на грудь, которые позволили приблизить формы её тела к формам беременной женщины. Общий вес данных изделий составлял 4,5 килограмма.
    • Прообразом поисково-спасательного отряда «Вера», задействованного в поисках пропавшего Алёши Слепцова, стал реально существующий в России ПСО «Лиза Алерт». Однако, ввиду неоднозначности сюжета, авторами фильма было принято решение не использовать название и логотип ПСО «Лиза Алерт» в картине.
    • Значительное количество съемочных объектов отличает Нелюбовь от схожего по месту действия и производственным задачам проекта Елена. Помимо трех декораций квартир, построенных в павильоне «с нуля», были найдены и задекорированы такие объекты как «Офис Бориса», «Дом матери Жени», «Морг». Особой сложностью и опасностью для проведения съемок отличался комплекс заброшенных зданий вблизи поселка Старая Руза, в котором поисковики ищут пропавшего Алешу.
    • Женя Слепцова использует мобильный телефон iPhone 4, что соответствует октябрю 2012 года, в течение которого разворачивается основной сюжет фильма. Также специально для съемок от правообладателей Instagram и ВКонтакте были получены оболочки вышеупомянутых приложений образца 2012 года.
    • Марьяна Спивак – внучка знаменитой актрисы театра и кино Жанны Прохоренко, исполнившей роль Шуры в кинокартине «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Ее портреты можно разглядеть в интерьере гостиной Слепцовых в сцене, когда Женя стремительно направляется в спальню после ночной ссоры с Борисом.
    • В «отделе продаж», где работает Борис, стены украшены репродукциями фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря (XV век). Всем актерам массовых сцен, изображавшим сотрудников офиса, были розданы обручальные кольца. Все это связано с «корпоративной политикой» увлеченного православием руководителя Бориса — по прозвищу Борода, — о котором не раз упоминают герои фильма.
    • В эпизоде подстрижки Жени камера имитирует съемку через зеркало. В реальности же камера располагалась напротив актрис и снимала через полупрозрачное стекло. Дабы имитация была правдоподобной, были изготовлены специальные фартуки, на которых название салона красоты «KALI YOGA» напечатано зеркально. Все актеры, задействованные в эпизоде, переодели часы и кольца с левой на правую руку и наоборот.
    • В эпизоде ночного разговора Жени с ее матерью на руках у Жени мирно спит рыжий кот, который появился в сцене случайно – он самостоятельно забрался на руки актрисе Марьяне Спивак и мурлыча пролежал так в течение всех 18-ти дублей.
    • Для съемок эпизода, в котором поисковики проходят вдоль забора около вращающейся гигантской тарелки радиотелескопа, у съемочной группы было только три попытки. По команде локейшн-менеджера Александра Воронова, сотрудники радиотелескопа запускали его в движение, которое длилось всего несколько минут. За это время группа успевала снять только три дубля, после чего двигателю телескопа требовался 20-минутный технический перерыв. Таким образом, в течение отведенного на съемку времени, удалось снять всего 9 дублей.
    • Аномально ранний снег, выпавший в Москве 27 октября 2016 года, внес значительные коррективы как в художественный образ, так и в производство картины. Снег, который по изначальному замыслу появлялся только в эпилоге, проник в эпизоды поиска Алеши в комплексе заброшенных зданий и ночной расклейки объявлений.
    • Эпизод, в котором Маша (Марина Васильева) укладывается на постель рядом со спящим Борисом, вернувшимся после ночных поисков Алеши, снимался в павильоне поздней ночью. Алексей Розин действительно уснул во время одного из первых дублей и проспал несколько часов до окончания съемки эпизода.
    • Эпизод в морге снимался в построенной декорации на территории завода «Кристалл» и стал самым эмоционально тяжелым для съемочной группы. Никто, из принимавших участие в съемке, не мог сдерживать слезы во время дублей.
    • В роли 2-х летнего сына Бориса (Алексей Розин) в эпилоге картины снялся сын Марьяны Спивак, Гриша Кузнецов.
    • еще 38 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время пути Бориса и Жени к маме Жени звучит песня группы Bring Me The Horizon — Sleepwalking. Действия фильма разворачиваются в 2012 году, в то время как песня вышла лишь в следующем 2013.
    • Во время сцен, снятых в офисе, на мониторе можно заметить новый логотип компании Google, который был внедрён лишь в 2015 году, а также Windows 10, вышедшая в том же 2015, в то время как действия в фильме происходят в 2012 году.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Удивительным образом то, что ранее от фильмов Звягинцева отталкивало, в Нелюбви сработало на все сто процентов. На самом деле — ничего удивительного. В Елене, Возвращении, Изгнании или Левиафане также была нелюбовь, она была осязаема, как некая одушевленная мерзкая субстанция, которая заползает в сердце и делает его чуть более холодным и твердым. Штука в том, что зрителю такая постановка вселенной и такая бездушная призма жизни там казались неоправданными и по факту ни к чему, кроме толики разочарования, пусть и наряду с интересом, не приводили. Как криминальные сводки новостей, которые захватывают, но не исцеляют или не заражают, а если и заражают, то ничем весомым, кроме тоски и разочарования.

    Нелюбовь другая. Здесь изначально, даже самим названием, заданы четкие координаты и цели. И вот так вышло, что автор, снова берясь за отсутствие чего-то чистого, настоящего и светлого в кадре, методом «от противного», этот свет вызывает. В фильме настолько высока консистенция бесчувсвенности, настолько вычищены, выскоблены души персонажей на предмет малейшего проявления тепла и сострадания, что зритель начинает машинально нуждаться в тепле и сострадании, зритель начинает искать в себе любовь. Не знаю, задумывался ли над этим Звягинцев, создавая свой очередной фильм в выдержанной, собственной манере и на устоявшемся, своём киноязыке, предполагал ли такой эффект. Моё мнение — нет, не предполагал. Но это уже не важно.

    Да простят меня апологеты правильной русской речи, Нелюбовь — как ничто другое о любви и про любовь. Парадокс в том, что ни одной истинно любовной сцены в фильме нет. Любовь здесь, в высокодуховном понимании этого слова — маленький мальчик, который исчез. Так хочется, чтобы он нашёлся. Затаив дыхание, зритель ждёт и верит, что его отыщут. Верит в то, что найдётся любовь. Побочные линии переживаний также весьма сильны. Здесь и стыд за самих себя, за тех, в кого мы превратились или можем превратиться. Здесь и надежда, и вера в людей. Ну хоть кто-то вокруг должен быть хорошим, хоть кто-то поможет! Это и есть катарсис, сопутствующий только исключительным, большим произведениям.

    Все образы будто бы обыденны и ничем не отличаются от нас с вами, но при этом сюрреалистично прячут способность любить где-то глубоко внутри себя, предстают циничной бессердечной массой. Подсознательно мы начинаем воспринимать все происходящее, как чудовищный разлом, непоправимую беду. Показателен жест матери главной героини, которая хватается за голову. В нем весь ужас ситуации.

    Развязка фильма двояка только на первый взгляд. Авторы подчеркивают — любовь мертва. Круг замкнут, и даже сменив хитиновый покров отношений, главные герои обречены, любовь они не нашли и вряд ли будут когда либо счастливы.

    #Нелюбовь #Звягинцев #российскоекино

    17 ноября 2018 | 13:08

    Фильм «Нелюбовь» — фильм пронзительный как сам по себе, так и с точки зрения анализа всего творчества Звягинцева. Беря в качестве основы несколько нитей — отношения отцов и детей, религиозную проблематику, роль государства в судьбе человека, отношения мужчины и женщины — в каждом следующем фильме упор делается на ту или иную грань человеческого бытия, а остальные проходят не так явно, но в любом случае присутствуют. Рейтинг предыдущей работы Звягинцева, «Левиафана», у российского зрителя незаслуженно, на мой взгляд, низок отчасти потому, что тезис: «Какой смысл это показывать, если мы ничего не можем с этим сделать?!» — пользуется бешеной популярностью. Но в «Нелюбви» всё иначе. Здесь слишком мало вещей, которые можно оспорить, мало неоднозначного, мало того, что можно истолковать иначе. Всё просто, жизненно, абсолютно реалистично. Решается судьба ребёнка, который понимает, что он не нужен самым главным людям — своим собственным родителям. Родители же поглощены строительством новой жизни, у каждого своей, почему-то предполагая, что она коренным образом будет отличаться от теперешней. Эта тема сильна сама по себе, а если прибавить сюда уникальный режиссёрский почерк Андрея Звягинцева, гениальную камеру Кричмана, ту_самую серо-голубую цветовую гамму, которая в этом кино доведена до абсолюта — мы получим фильм на все времена.

    Здесь перед нами — мы. Мы, имеющие в трудовых гордую запись «менеджер по продажам» и расладывающие на рабочих мониторах извечный пасьянс. Мы, готовые огульно и бесстыдно точить лясы с кем попало, поливая грязью собственных матерей, супругов и детей. Кроющие трёхэтажным матом своих отпрысков, даже не думая стесняться глядящих со стен ликов святых. Мы, думающие, что во всём виноват кто угодно, только не мы сами. Страдавшие в детстве от недостатка любви — и своим же детям этой любви жестоко не дающие. Мы, отчаянно желающие счастья — и в погоне за ним не замечающие, как теряем самое главное: время, покой, близких.

    Эти бело-рыжие и серо-голубые панельные многоэтажки, прозрачные зелёные автобусы, стеклянные остановки, панельные же здания школ, запрятанные в таких одинаковых дворах спальных районов, пейзаж Строгинской поймы — не в бровь, а в глаз: до такой степени всё знакомо, понятно, даже необходимо в картине безыскусной московской жизни. И поначалу это радует — потому что своё. Но у Звягинцева ничего не бывает просто так. Глоток за глотком выпивая фильм, ты оказываешься отравленным твоим же собственным, привычным и неопасным миром. И ты выходишь из зала — а это знакомое не покидает тебя. И отказывается покидать ещё очень долго. Потому что ты прикипел к этому экранному родному — а оно оказалось страшным, враждебным и злым.

    Несмотря на незамысловатый, подчёркнуто простой сюжет, фильм очень тяжёлый. Тяжёл он самим образом дома: заброшенный недострой посреди леса, невольно воскрешающий в памяти фотографии Припяти с этими жуткими граффити, изображающими кричащих детей… Вот он, символ уюта и единственное прибежище: пепелище, где мрак, холод и грязь, которые заменили собой уют и устроенность быта. Фильм тяжёл и своей недосказанностью — но открытым финалом это назвать нельзя. На мой взгляд, всё законченно, законченно настолько, что становится страшно. Россия — это те самые мы. Это измученная другими и самой собой женщина, механически перебирающая ногами полотно беговой дорожки и глядящая в хмурое небо, не видя в нём ничего. И так будет до тех пор, пока вместо любви мы будем выбирать обратное.

    10 из 10

    5 июня 2017 | 14:49

    Сразу видно, что тема фильма исходит из личных переживаний режиссера. Может ли это оправдать недостатки? Не думаю.

    Достоинства фильма — операторская работа (смотреть желательно в кинотеатре, несмотря на визуальную камерность) и Марьяна Спивак (когда не кричит и не бьется в истерике).

    С персонажем папаши недомудрили. Вы уж выбирайте, или это нюня, или альфа-самец. Нельзя одновременно вести себя с женой так, как он вел себя в автомобиле, а потом вдруг плакать как дитя и позволять ей на себя наезжать.

    Что-то я сомневаюсь, что полиция так быстро отрабатывает и отбрасывает самую первую версию. Походили по квартире, спросили что-то у мамаши и все, отбросили? А допрос папаши? А соседей? Смешно и недостоверно.

    Персонаж бабушки должен быть прописан точнее. Хронометраж это позволяет, вместо пустых серых планов хоть бы намекнули, почему она такая. Или зритель должен сам домысливать? Не должен. Есть ли такие бабушки? Есть. И похуже есть. А причина? И вообще, нельзя прикрывать недосказанность и непроработанность персонажей задумкой, вИдением режиссера и так далее.

    Посмотрите фильм Под песком Ф. Озона. У Нелюбви ноги растут из него (исключительно на мой взгляд; и, конечно же, ненамеренно). Хотя в Под песком главная тема именно любовь, оцените, как мастерски там сделана сцена с отрицанием. Без воплей, на полутонах, взглядах…

    Теперь о вставках с политикой. Ребята, на сюжет это никак не влияет, и на атмосферу тоже. Или смелее надо, или вообще никак. Если уж втягивать в фильм телек, то разумнее показывать Пусть говорят или Говорим и показываем.

    Ну и подводим итог. Чем интересны два иностранца, страдающих от бессонницы в Токио? Кажется, ничем, но фильм Трудности перевода стал культовым. Это и есть вложенная душа и мастерство. А в Нелюбви персонажи могли бы быть намного более интересными. Мне интересно, что стало с персонажами фильмов Трудности перевода, Стыд, Под песком, Где-то, Blue Valentine. Персонажи Нелюбви у меня не вызывают ничего. Ноль. Плевать на них. Кроме ребенка, который тут для мебели.

    Фильм как бы соткан из лоскутков, кажется небрежным, выжимает эмоции силой, вот тут поплачь, вот тут ужаснись. Странно это, особенно после шикарных Возвращения и Елены.

    P.S. Не удивлюсь, если в скором будущем в Каннах в состав жюри войдут Майкл Бэй и Уве Болл. После Уилла Смита точно не удивлюсь…

    22 июня 2017 | 10:29

    На прошлой неделе ознакомился с относительно новым творением Звягинцева — «Нелюбовь». И вот только спустя несколько дней мысли устаканились и наконец, я готов их изложить.

    Начну с того — что Звягинцев — определенно сильный и талантливый режиссёр — это однозначно по моему конечно мнению. Он сумел очередной раз снять такое кино — которое как многослойный пирог вызывает разные чувства — многие стараются «закрыться» в своем мирке и потому говорят что это антироссийское кино, такого мол нет у нас. Кто то идет дальше — понимает что это «чернуха» и на том успокаивается. Мое впечатление именно таким и было — очередная «чернуха и безнадега». И только потом — продумав на досуге сюжет и увиденное еще раз — приходишь к выводу что да — это «чернуха» но при том — это еще и правда. Сказать что вся наша жизнь такая же серая и унылая? Нет — это было бы неправдой. Но и утверждать что такого у нас не было и нет — тоже не будет правдой.

    Эта самая «нелюбовь» присутствует в нашей жизни — она в безразличии людей, она в разведенных семьях, она льется на нас из голубых экранов телевизоров — и мы как это не ужасно — вынуждены против своей воли «соответствовать».

    Звягинцев гениально показал все — как пример — «очень православный» коллектив где бедолагам — мужикам приходится приводить вымышленных жен на корпоративы — а на самом деле это лишь декорация. Вот и главный герой — такой окладистый, порядочного вида, с бородой — а на самом деле у него дома происходит ад. Самое показательное опять же — нет в фильме ни проституток ни детей-наркоманов, ни каких то хулиганов, ни проблем с законом. Как нет и в жизни большинства нас, зрителей. И тем не менее — в благополучной с виду московской семье происходит именно такой вот ад. Нет даже ненависти — это что то большее- это и есть та самая «нелюбовь». Родителям безразлично уже что будет с их сыном — он превратился для них просто в неудобный фактор который мешает быстренько развестись и начать новую жизнь.

    И это смотрится страшно — страшнее фильмов где есть наркотики и преступления. Потому что, господа, это фильм про нас. Про порядочных в целом то людей. Самая страшная сцена для меня — не концовка. Для меня ужаснее всего были откровения матери — мать которая вслух признается что ребенка не хотела и «дура была» — страшнее этого холодного безразличия что то трудно и представить.

    Звягинцев мастерски показывает нам, что и после того как пропал мальчик — толком ничего не изменилось — не в мальчике была проблема. Проблема была в самих родителях. Концовка сначала мне тоже не понравилась — и только потом я прочитав другие отзывы и сопоставив всё, пришел к выводу что именно это и есть лучший вариант — пускай зритель сделает определенные выводы сам.

    Фильм рекомендовал бы всем кто готов не «прятать голову в песок» а реально посмотреть на наше общество благополучия под критическим углом. Может быть кому то, кто стоит в начале пути удастся что то поменять, не допустить таких вот ошибок, не пустить в свой дом нелюбовь.

    С точки зрения реализации картина так же сделана очень профессионально. Пусть в данном случае основная нагрузка это сюжет и актерская работа — но тем не менее и мастерство оператора создаёт определенную, очень подходящую атмосферу для картины. Звягинцевский фильм узнаешь сразу же — по первым минутам.

    В заключение скажу что оценку этому кино я не могу поставить — такой фильм нельзя разложить на «хорошо — средненько — плохо». Фильм определенно хороший и стоит просмотра, но при том будьте готовы — он не будет делать вам скидок, жалеть ваши нервы — «нелюбовь» скажет вам прямо в лицо всё, что думает о вас! Любите друг друга, не делайте вид, не пускайте безразличие и нелюбовь в свой дом!

    26 мая 2018 | 12:59

    В очередной раз страна хлопает стоя своему самому талантливому режиссеру, и вот какую историю он рассказал в этот раз:

    История обычной семьи, чьи обычные будни и среднестатистические ситуации (как говорил опер «статистика вещь железная») приводят к уже ожидаемому разводу. Отцу семейства Борису хочется уходить повторять немного забытый цикл ранних семейных отношений, а матери Евгении наверстать красивую жизнь, где есть место только ей самой, соцсетям и состоятельному мужчине. Но где же тогда место 12-ти летнего Алеши? Не найдя его ни у одной из сторон, он сбегает из дома…

    Ненужная игрушка на время становится важной и страх с непониманием, что делать дальше заставляет родителей шевелиться. Фильм берет в оборот сразу несколько важных пластов. Но лейтмотивом становится до одури жестокое безразличие. Что сделало этого ребенка таким несчастным? Один из ответов очевиден: еще мать Евгении запускает цепочку «недолюбленных и непонятых» детей. Женя просто не знает, а как бывает по-другому? Норма это пилить и винить. Она называет сына «не мужчиной», но в отличие от своего отца, Алеша стоически генерирует в себе целый разряд боли и нервов, когда слышит, что никого из родителей не волнует его дальнейшая судьба. Первого же в принципе сложно вывести на эмоции. Злоба у него исподтишка в виде прибавления музыки, страх у него такой, что на работе скрываются очевидные вещи, «люблю» такое, чтоб отстали.

    В фильме вы найдете много символов, например в начале в парке камера замирает на разрушающемся корне дерева, а затем переносимся в разрушающуюся семью.

    Звягинцев летописец своего времени, он мастерски показывает всю пустоту человеческих душ на фоне того, как они пытаются заполнить голову постоянным листанием интернет-контента.

    Фильм очень выдержан и тщательно готовит зрителя к самой эмоциональной сцене — в морге. Вот здесь даже броненосца пробьет. Очень, очень больно. Больно за саму ситуацию, больно и горько за прожженные жизни героев, больно за все необдуманно брошенные слова, и за тот момент больно, когда ты уже на краю пропасти, когда ничего не можешь изменить и отчаяние, горькое, всеохватывающее поглощает и тебя.

    Понравился финал, его можно интерпретировать по-разному: я увидела, что люди не меняются. Второй ребенок не становится для Бориса чем-то сверхъестественным, это приложение к семейной жизни. И если бы новый малыш тоже пропал, думаю он перенес бы это так же аморфно, как и с первым ребенком. А вот Женя… Думаю, в душе у нее что-то действительно отмерло, прихватив, возможно и «первое пылкое чувство» к новому мужчине. И до этого безразличная женщина становится окончательно «снежной королевой».

    Не упустил и режиссер и свою любимую тему госструктур. Ими здесь так же движет заразительное безразличие. «Спасибо еще хоть развернутую информацию дали». Вывод один, либо общество объединяется и помогает себе само (как это сделала волонтерская поисковая бригада), либо ждет, когда в этом мире что-то сдвинется с места без его участия.

    Фильм пронзительный. Он весь из чистой правды. Грустно, но нужно принять такую правду, мы видим ее ежедневно: у соседей, в школе, у своих родителей, в собственных постелях зачастую. Настоящая храбрость говорить о своем времени честно и открыто, громко на весь мир. Пороки не скрывать нужно, а обнажать, возможно, именно так их действительно увидят и начнут с ними бороться.

    9 из 10

    25 августа 2017 | 22:10

    За моим полуоткрытым окном всё еще зелено, тепло и солнечно, а меня после просмотра фильма вот уже который день по-зимнему знобит, в голове не прекращает звучать тревожный звонок последних кадров, перед глазами — стылое, голубовато-серое озеро с белой кромкой нерастаявшего снега, и отражающиеся в его зеркальной неподвижности причудливые скелеты черных, по сезону облысевших, деревьев. От этой великолепной пейзажной картинки, созданной камерой талантливого оператора, реально веет холодом и предчувствием чего-то недоброго. Зябко, промозгло и очень неуютно. Хочется в домашнее тепло, к согревающим улыбкам родных, к их нежным объятиям и ласковым словам.. .

    У 12-тилетнего Алеши Слепцова ничего подобного нет. Вернее, тёплый и вполне комфортный дом у него есть. Только в этом комфорте нет самого главного — родительской любви. Он — «ошибка», нелюбимое дитя нелюбящих родителей — Жени и Бориса. Они шумно разводятся, делят имущество, зло ругаются и спорят о сыне, но вовсе не о том, с кем из них он останется после развода. С этим всё ясно, в их новой жизни ему место не забронировано, а потому единственный выход мама видит в интернате. Сложно понять, так ли думала она на самом деле, или просто пыталась лишний раз припугнуть обременённого кредитами, загнанного в жесткие корпоративного «шариата» возмутительно «невозмутимого» мужа, но разбуженный среди ночи материнским криком мальчик воспринял услышанное буквально. В очередной раз убедившись в своей никомуненужности, он наутро выбежал из квартиры и.. . исчез. О его пропаже, занятые исключительно собой родители, узнали спустя сутки…

    Казалось бы, нежданно свалившееся несчастья пробудит что-то человеческое в их душах, заставит перешагнуть через амбиции, взаимную ненависть и впервые озаботиться судьбой собственного ребёнка. Временами, и правда, нечто смутно напоминающее тревогу мелькало на их запечатанных лицах, но очень быстро исчезало. Как и прежде, их общение сводилось к привычной ругани, упрёкам и обвинениям. Впрочем, ничего в этом странного нет. Не может проснуться в людях то, что изначально в них не заложено. Атрофия чувств — страшная болезнь, передающаяся по наследству. Достаточно послушать мать Жени, что бы вспомнить пресловутую яблоню с недалеко откатившимся яблоком…

    Из массы многочисленных и разнообразных деталей, предоставленных режиссёром, обильно льющейся из всех возможных источников информации, явных подсказок, прямых и косвенных намёков на то, что формирует сущность таких каменнолицых и бездушных «жень и борисов», я выделяю только одно — н е л ю б о в ь, вынудившую их малолетнего сына шагнуть в неизвестность. Нелюбовь — явление глобальное. История Алёши, по моему убеждению, не привязана ни к конкретной стране, ни к сопредельным локальным катаклизмам. Всё это фон, на котором происходят трагедии, подобные этой…

    Мрачное, мучительно тревожное, депрессивное кино. Кто-то его назовет чернухой, грязной выдумкой, а кто-то увидит в нем серьёзный повод задуматься. Сам Звягинцев в одном из своих интервью сказал: «Фильм снят только для того, чтобы вы пришли домой и крепко обняли своих детей».

    Давайте же так и будем поступать.

    10 из 10

    16 января 2018 | 10:41

    Родители ссорились, и он ушел.

    Многие скажут, «типичная история». Увы, они будут правы.

    Да, в фильме к этому подводят, обрисовывают картину, в которой живут Алеша и его… нет, не семья даже, опекуны. Мальчик никому не нужен, и это не просто слова, его пропажу даже не сразу замечают. Родители настолько заняты попытками раскрасить свою черно-белую жизнь в яркие краски хотя бы чем-то (или кем-то), что совершенно не обращают внимание на ребенка. «Нет, хобби, любит дома сидеть… кажется… один друг… кажется…» И это не растерянность, они действительно не в курсе событий жизни Алеши. Нежеланного, нелюбимого, ненужного.

    Я не знаток других фильмов этого режиссера. Совершенно не разбираюсь в кино и не всегда понимаю глубокие замыслы и посылы автора. Но как человек, которому очень близка тема пропажи и поиска людей, могу сказать следующее.

    Фильм честен. Вот просто так, без заковыристых и долгих рассуждений на тему окружения сюжета, атмосферности и прочего. Без дополнительного налета из благородства или абсурдного игнорирования. Здесь нет героизма, чистой ненависти, великой любви — не бывает в жизни чистых цветов, и здесь они не нужны. Мы живем не «в вакууме при прочих равных условиях», мы живем в полутонах и в смешении всех красок. Здесь каждая краска выделена, обрисована контрастной рамочкой и показана зрителю. Воочию лицезреть палитру можно с середины фильма.

    В фильме мало саундтрека, но в тех местах, где он есть, — бьет по живому. Настолько органично вписан, что трудно вспомнить, а были ли вообще какие-то звуки кроме голосов актеров.

    Также в картине хорошо показаны действия волонтеров по поиску в лесной и городской среде. Поклон режиссеру.

    10 из 10

    3 июня 2017 | 00:47

    Звягинцев, начиная с Елены, стал специалистом не то по руинам, не то по металлолому. Вот и в Нелюбви на экране — семья Слепцовых на стадии развода. Родители в раздрае, решая, что парня можно отправить и в интернат, ребёнок — в слезах и переживаниях. Но никто и не думает, что Алёша (так зовут паренька) станет в один не прекрасный осенний день «бегунком».

    Кто смотрел «Елену» и «Левиафан», тот многое в «Нелюбви» узнает. Режиссёр держит марку — вылизанная картинка в цифровых холодных серо-голубых тонах (только солнца ещё меньше). Тема знакома по всем фильмам мэтра (уже такового, судя по числу его премий) — семья, по которой идёт социальный разлом…

    Как всегда Звягинцев точен в бытовых деталях — смартфоны (в них практически живёт Женя — жена), тот же жилищный вопрос, волнующий если не главных, то второстепенных героев. Телеэкран и радиоэфир, зомбирующие на этот раз не Малаховыми, зато Немцовыми, Полтавченко и Киселёвыми, да и темы под стать и тоже знакомые (библейские даже) — запрет на вещание об апокалипсисе, ужасы на Украине и митинги Парнаса.

    Режиссёр вновь прошёлся и по верхам с низами — офисный планктон, в котором плавает Борис, где корпоративной этикой предусмотрено наличие семьи и путешествие в отпуске по монастырям. Обсуждение семейных и межполовых дрязг и эпиляция «зоны бикини» — в салоне, где «живёт-работает» Женя.

    Технологии в высшем сегменте потребления тоже есть: если у мужика — Самсунг, то у женщины, что логично, — Apple.

    Всплывают и удобные новые отношения — любовница Бориса на сносях и любовник Жени.

    И хотя ранее чаще встречалась ситуация дележа ребёнка, его родители предпочитают относительно новый вариант — кто больше НЕ достоин, чтобы остаться с сыном как с обузой…

    Анекдоты про тёщу становятся даже слишком суровой реальностью. Первая вызывает ужас и брезгливость, недаром поминая чёрта и бога в одном флаконе, вторая — тихий ужас — на уровне шёпота… Обе подлежат проверке на соответствие званию «мама». Особенно первая… Некоторые (внесемейные в основном) сопровождаются обьяснимой, но ужасающей инфляцией слов «люблю», «целую» при полной физиологичности происходящего…

    «Замечательны» и полицейские с их: «нет у системы ресурсов, чтобы искать всех бегунков», прямо сваливая всё на волонтёров. Зато подсказывающих верный путь поиска — торговые центры, где ошиваются подростки…

    Мертвечина оживляется только с момента начала поиска, когда загорается огонёк надежды — на экране вместо эгоистичных манекенов появляется какое-то подобие людей. В первую очередь, это относится к волонтёрам. Однако даже эти бескорыстные ребята и девчонки, скорее, поражают уровнем профессионализма и организации, но что у них на душе и есть ли эмоции в принципе — непонятно. Впрочем, и авторов интересуют, в первую очередь, не они…

    Пожалуй, символами фильма становятся противоположные в смысле торговые центры и руины, которым присвоено кодовое название — база. Видимо, неслучайно включается в контекст фильма диалог (иногда монолог) поколений — не сегодня все это началось. Что именно? Наверное, действительно — эрозия семьи. Не думаю, что эта мысль относится только к России, но к нам относится совершенно точно. Самое грустное, что Звягинцев повторяет, но с ещё большей убедительностью, сказанное им раньше — апокалипсис случился, но его, как и пропавшего мальчика, никто не заметил.

    Отсюда напрашивается и название жанра — фильм тихо ползущего ужаса. Оказывается, для этого не нужны горы трупов, нищета, голод, болезни и т. п. Внешне благополучную жизнь можно показать так, что мурашки бегут и голова начинает болеть. Показательнее первая половина фильма — парадоксально красивая и комфортная, но от которой веет жутью, после чего дарится надежда и… (спойлер).

    Режиссура Звягинцева вполне справедливо отсылается к Тарковскому, а теперь и к Бергману. Но можно найти его соратников и в современном кино — Ханеке, к примеру. Уж больно Звягинцев мизантропичен, отыскивая теперь и в среднем классе родовые (российские) травмы и первородные грехи. Искренними смотрятся вообще только страдание и ненависть, и даже эротические сцены при полной естественности (натуралистичности) выглядят исключительно отвратно (поймал себя на мысли, что хочу отвернуться в этот момент от экрана и абсолютно уверен, что в этом и был замысел).

    Однако же очевидна и удивительная конкретика и обыденность кинематографа россиянина. В этом смысле он и в контексте новой румынской волны, которая тоже внимательна именно к быту… И все же почерк нашего соотечественника индивидуален и укоренен в первую очередь в наших проблемах. Может, чувствуя этот крен, и каннское жюри не посчитало «Нелюбовь» тянущей на «Большую Пальму». Хотя, повторюсь, темы фильма универсальны — нельзя жить в нелюбви. Как в Писании. Только выдвинут своеобразный антитезис — в Библии нужно жить в любви, а Звягинцев снимает про то, как нельзя жить в нелюбви. Но где граница у этой нелюбви?

    В итоге — бег на месте или по кругу и зимний кадр с ограничительной лентой, заброшенной мальчиком на дерево… Границы нет.

    11 июня 2017 | 13:52

    Отрадное. Отрадно то, что пометавшись в первых своих двух фильмах между «Зеркалом» и «Ностальгией», поняв, что, духовное — это не его и окончательно выбрав нравственное, Звягинцев уверенно причалил к Авербаху. Да, у нас есть ещё несколько талантливых художников, достойно продолжающих традиции советского проблемного кино 70-х. Но с учётом факторов глубины, регулярности и последовательности, Звягинцев среди них сильнейший.

    Печальное 1. Печально, что у нас по-прежнему нет Тарковского.

    Печальное 2. Печально, что нынешний Авербах не чета предыдущему. Причём, отнюдь не по уровню мастерства, но по объекту исследований. Илья Авербах снимал о том, как трудно жить хорошему (сложному, сомневающемуся) человеку; в том числе в условиях позднего СССР; в том числе в среде наконец-то насытившегося обывателя, впервые разбогатевшей на дорогой нефти страны. Звягинцеву страна досталась совсем другая, но в том же состоянии и с тем же диагнозом, практически повторяющая забег своей предшественницы по той же местности, но с большей скоростью (и от того выдыхающаяся ещё быстрее). Вот только интересует его жизнь не 14-ти, а как раз таки 86-ти процентов населения. Вот уже в третьем своём фильме подряд он знакомит нас с результатами эксперимента, проводимого властью временщиков над массовым индивидуумом. — Лишённая стратегического виденья, озабоченная лишь сохранением самой себя в текущем поколении, не сознающая, что её материальное богатство происходит из культурного и интеллектуального богатства населения страны, в которой она власть, ей не приходит в голову, что её предшественница — власть советская — продержалась 70 лет в гораздо менее комфортных финансовых и политических условиях, именно потому что не скупилась на образование, науку и культуру, хотя это лишь прибавляло число относящихся к ней весьма критически, зато укрепляло во всех смыслах потенциал водимой ею страны, в том числе и за счёт выставления для общества планки нормальных человеческих отношений на достаточно высоком уровне.

    Ныне индивидуум избавлен от давления нравственности. Власть, желая себе поменьше текущих проблем, предлагает ему нехитрый лозунг «Наслаждайся!». Путь к наслаждению лежит через обогащение. Обогащение достигается способом «Крутись/Воруй/Кидай». Обогатившиеся мужчины покупают женщин и думают, что они их купили. Женщины охотятся на мужчин продавая себя, чтобы перепрыгнуть ступеньку. Язычество в христианских одеждах — уже неплохо, ибо оставляет в душе место для надмирного и неподконтрольного. Но, как правило, вера это — мода, пропуск в вожделенный круг, а то и вовсе стиль, как водолазка или бакенбарды. Бессмысленна уже не только любовь евангельская, но и та, что с первого взгляда и движет светила — должно быть, потому что слепит и вообще мешает.

    Однако же природу не обманешь: активно работая над подавлением волевым усилием «гена любви», человечество запускает программу собственного вымирания, в т. ч. — как в фильме — через отключение материнского инстинкта.

    Печальное 3. В действительности всё не так, ибо 86 не равно 100… Но у Звягинцева то именно так! Положительных героев у него нет вообще. Никто в фильме не вызывает симпатии. Даже тот, кто делает благое дело, делает его с осознанием собственной святости на лице. Нет героя сложного, ошибающегося, сомневающегося, ищущего, спасающего в себе человеческое. Последний такой (и вообще единственный раз у Звягинцева) был в позапозапрошлом его фильме; да и тот умер, не выдержав сердцем осознания своих грехов.

    Огорчительное. Снова огорчает финал. Охотно верю автору, когда он говорит в интервью, что не имел в виду ту аллегорию, которую увидели все. Потому что в документально-историческом смысле финал безупречен — зимой 15-го «рашисты», как и Киселёв, действительно были везде. Но художник и продюсеры должны просчитывать варианты и отсекать небезупречное. А в результате: бездетная Россия, бегущая на месте — это так прямолинейно, так в лоб…

    5 июля 2017 | 18:58

    Звягинцев ни капельки не разочаровал. Виды в фильме просто завораживающие. Как всегда фильм о настоящей жизни, будто бы камеру поставили на шкаф и снимают всё без прикрас. Красивая жизнь, комфорт перемешиваются с диким отчаянием, непониманием и страхом за собственное будущее и будущее детей. Есть ли выход из этого порочного круга нелюбви? Будут ли когда-нибудь настоящие чувства, а не суррогат?

    4 июня 2017 | 00:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: