• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Не могу уснуть

J'ai pas sommeil
год
страна
слоган-
режиссерКлер Дени
сценарийЖан-Поль Фаржо, Клер Дени
продюсерБруно Песери, Фабьен Вонье, Рут Вальдбюргер
операторАньес Годар
композиторЖан-Луи Мурат, Джон Паттисон
художникАрно де Молерон, Тьерри Фламан, Клер Фрессе
монтажНелли Кветье
жанр триллер, драма, детектив, ... слова
сборы в США
премьера (мир)
время110 мин. / 01:50
Девушка из Литвы на старом автомобиле въезжает в Париж — еще один пришелец с Востока. Она, посторонний и подглядывающий, неизбежно окажется среди маргиналов, уличных музыкантов, трансвеститов, один из которых — маньяк-убийца, безнаказанно убивающий пожилых женщин.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
75%
6 + 2 = 8
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Качество VHS, глухой звук — именно в таком виде на русском языке доступен ранний фильм Клэр Дени «Не могу уснуть», экранизация газетной заметки о серийном убийце пожилых женщин. Сегодня он будто бы проклят и забыт, оставшись наброском талантливого режиссера. Тем обидней, что в главной роли здесь блистает загадочная Екатерина Голубева, которая некогда вдохновляла Леоса Каракса и Шарунаса Бартаса.

    Голубева играет мигрантку из Литвы Дайгу, открывающую для себя Париж с помощью русскоязычной диаспоры, и в первую очередь благодаря добрым старушкам, которые оказываются под угрозой истребления неведомым маньяком. Впрочем, Дени на него сразу указывает — чернокожий работник травести-сцены, который только и нашел себе применение в отчаянных грабежах. Дайгу живет с ним в одном отеле, становясь глазами и ушами зрителя. Её Париж — весьма унылое место необычного противостояния русских бабушек и черного криминала. Французским грэнни, кстати, тоже есть о чем беспокоиться.

    Когда этот фильм вышел, то искушенная публика сразу указала, на то, что Дени скорее критикует «националистическую панику», чем клеймит мигрантов, ведь она столько времени провела по ту сторону Средиземноморья. Сама же режиссер рассказывает, что нашла эту историю интересной и попыталась для себя объяснить, как же она могла произойти. Бедность, неприкаянность, невозможность интеграции, тотальная исключенность. Дени создает «кино меньшинства», даже если этому меньшинству предстоит стать монструозным.

    Хитрость в том, что в свое время эта история наделала много шума лишь потому, что убийца был и черным, и геем: вдвойне порочным. Очевидно же, что он с криминальными наклонностями, и совсем не удивительно, что он даже до суда не дожил, умерев от СПИДа. И одновременно с этим, Дени даже не пытается его оправдать или осудить. Вот вам жизнь этого человека как она есть, распишитесь в получении.

    Ну, а что здесь делает русская актриса — отдельная история. Она такой же чужак, как и убийца, не включенная почти ни в какие социальные отношения. В каком-то смысле она даже солидарна в своем положении с ним, разве что именно этот парень угрожает тем, кто Дайгу помогает. Н она слишком отстранена, чтобы вмешиваться, у нее нет французского и в Одеон ее не взяли. У нее нет прошлого, что делает Дайгу пустым объектом, который зрителю удобно захватить и наблюдать за происходящим, не беря на себя роль морального ментора, чьи сокровища уничтожают чужеземцы. Зритель-Дайгу сам чужак. Это почти единственное, за исключением сниженной эмоциональности повествования, что позволяет ему дистанцироваться в этой непростой истории.

    2 января 2015 | 12:51

    Каждая национальная культура видит человека русской культуры по-своему. Почему ревностные ценители патриотического воспитания так негодуют по поводу отдельных эпизодов в американских лентах? Потому что, когда американцы видят нас в юмористическом контексте, он во многом совпадает с нашим. Этот фильм, конечно, далеко не комедийный. Тем не менее отчётливо показывает как нашего соотечественника видит французский режиссёр. В данной ленте героиня не совсем рядового плана. Она из интеллигентской среды. К таковой принадлежит и её престарелая родственница. Вообще героиню Голубевой я воспринял здесь как некую «Кэмерон Диаз интеллектуальной прошивки», что совсем не говорит о моём негативном отношении к персонажу, тем более как к интересной и талантливой актрисе.

    Обыденность в каждой своей мелочи превращается в превалирующий элемент сюжета. Такое кино я люблю! Как замечательно Дайга ведёт себя во время продажи своего «раритетного» авто. Ну, прямо не Дайга, а Дарья! Для европейца все выходцы из бывшего СССР — русские. В какой-то степени так оно и есть. Как и то, что каждому современному европейскому государству приходиться пройти во многом общий и трудный путь. Связанный с межнациональной и миграционной политикой. Многое из фильма по прошествии двух десятков лет с момента съёмок мы можем наблюдать теперь в отечественных российских мегаполисах. Очень неплохой фильм.

    7 из 10

    26 марта 2015 | 21:46

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>