всё о любом фильме:

Мсье Кляйн

Mr. Klein
Мсье Кляйн (Mr. Klein)
год
страна
слоган-
режиссерДжозеф Лоузи
сценарийФранко Салинас, Фернандо Моранди, Коста-Гаврас
продюсерАлен Делон, Ральф Баум, Роберт Куперберг
операторДжерри Фишер
композиторЭджисто Макки, Пьер Порте
художникАлександр Траунер, Колетт Бодо, Анналиса Насалли-Рокка, ...
монтажМари Кастро-Васкес, Анри Ланоэ, Мишель Нени
жанр триллер, драма, криминал, детектив, военный, ... слова
бюджет
$3 500 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время123 мин. / 02:03
Номинации:
Париж. 1942. Робер Кляйн, эльзасец по происхождению, католик по воспитанию, несмотря на немецкую оккупацию, вполне преуспевает, скупая по дешевке у евреев произведения искусства, мебель. Но вся его жизнь резко меняется, когда он получает по почте газету, предназначенную для евреев, и обнаруживает, что у него есть двойник…
Рейтинг фильма
6+ В кино с 17 августа
Купить билет
pixel

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:30

    файл добавилLenkaTkachenko

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Темы двойника и чуждости для человеческой индивидуальности ирреального и абсурдного окружающего мира, своего рода «разорванности сознания», метафизического несоответствия души и тела, в которое она заключена, — постоянные мотивы творчества английского режиссёра Джозефа Лоузи, американца по происхождению. Но и в ряде серьёзных ролей французского актёра Алена Делона («На ярком солнце», «Рокко и его братья», «Затмение», «Самурай», новелла «Уильям Уилсон» в киноальманахе «Три шага в бреду», «Первая ночь покоя») тоже проявляется двойственность натуры его персонажей. Они как бы не равны самим себе, вроде находятся здесь и сейчас — и одновременно кажется, что озабочены поисками чего-то непостижимого. Герои словно засланы в мир даже без знания собственного истинного предназначения. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Один человек, не буду называть его имени, посоветовал мне посмотреть фильм «Мсье Кляйн». Не то, чтобы он очень настаивал, просто ему интересно было узнать моё мнение. Выдалась свободная минутка и я решил посвятить два часа картине Джозефа Лоузи. Что сказать ?Фильм яркий, красивый, но холодный. Нет в нём человеческой теплоты и вложения душевных сил, что обычно ожидаешь от кино. Затронутая в фильме тема очень остра и преподнести её можно было бы совсем по другому. Вернее сказать преподнести не с точки зрения подачи материала, а именно актёрского исполнения. Возможно это моё ошибочное мнение и всё в фильме правильно, но я не проникся. В чём причина ?В Делоне. В его герое. Если уж в человеке не может быть душевной красоты или наоборот жгучей ненависти ко всем, то такая внутренняя бесцветность, какой режиссёр наделил героя Делона мне не по вкусу.

    Человек привык жить красиво. Это мне вполне понятно. Но живёт он исключительно для себя. Разве это правильно ?Не думаю. Такой образ жизни неминуемо приведёт к краху, что собственно мы и увидим в конце фильма. Не будут рассуждать о возмездии или тем паче о наказании за ту жизнь какую вёл герой Делона, просто факт остаётся фактом: придётся заплатить по счёту. Как пел Владимир Семёнович Высоцкий:«А счётчик щёлкает, да щёлкает, да щёлкает, а всё равно, в конце пути придётся рассчитаться».

    К плюсам фильма безусловно относится красивая картинка, интерьер и дизайн фильма проработан до мелочей. Это правда. Но правда и в том, что светит, да не греет. Для примера есть фильм «Соломон и Гейнор». Там тоже поднимается еврейский вопрос. Не в таком политическом контексте, там всё по другому. И фильм немного мрачный и краски не такие яркие, а когда смотришь слёзы на глазах. Или тот же «Список Шиндлера».

    Не спасает и то, что в картине принимает участие и Жанна Моро и Массимо Джиротти. Не те, откровенно говоря у них роли, где бы они могли проявить себя в полной мере и полном объёме. Засим все.

    4 из 10

    2 декабря 2013 | 10:12

    Фильм Джозефа Лоузи кажется своеобразным развернутым римейком новеллы Луи Маля в альманахе 1968 года «Три шага в бреду», в котором участвовали также Роже Вадим и Федерико Феллини. Луи Маль — автор второй новеллы, снятой по мотивам рассказа Эдгара По о двойниках — «Вильям Вильсон». Главную роль в ней исполнил как раз Ален Делон. Как и у Лоузи. Собственно, в тексте По и кроется разгадка этого не лишенного таинственности повествования о циничном торговце картинами Кляйне, который в оккупированном нацистами Париже стал разыскивать своего тезку, обладающего еще и внешним сходством с ним, что исключительно опасно, поскольку тезка-двойник имеет неосторожность быть евреем. Вильям Вильсон, двойник героя Эдгара По, — это совесть героя, пускающегося во все тяжкие, это «портрет Дориана Грея», который мистически связан с портретируемой особой и который, получив смертельный удар от этой особы, рикошетом возвращает его оригиналу. Весьма назидательно.

    Развязка фильма Лоузи иная, поэтому спойлера в этих воспоминаниях о рассказе По, и об альманахе по мотивам рассказов американского романтика, нету. У Лоузи есть свои психологические тонкости, например, персонажи появляющихся в середине фильма Жанны Моро и Массимо Джиротти, тоже весьма загадочные аристократы, не видят сходства между их другом Кляйном, предполагаемым евреем, который играет на флейте, и этим вот неожиданным визитером, другим, не столь артистичным Кляйном. Собственно, а есть ли это сходство, не существует ли оно только для самого мечущегося персонажа Делона (он ведь все время бегает и мечется в большинстве фильмов), подобно сходству между Германом и Феликсом в набоковском «Отчаянии», которое, впрочем, было экранизировано через два года, в 1978-ом.

    То, что «кляйн» означает «маленький» — чересчур прозрачно. Маленький человек, пытающийся убежать от истории, в которую он попал, и выясняющий постепенно, что это мировая история. Гораздо интереснее буква «К», на которую начинается фамилия героя Делона и его двойника-однофамильца. Редкая во французских именах собственных, она намекает на излюбленную Кафкой К. в именах его героев — землемер К. из «Замка», Йозеф К. из «Процесса» (экранизирован Орсоном Уэллсом в 1962 году). Против Йозефа К., не знающего за собой никаких преступлений, начато судебное преследование с неясным обвинением. Что он только не делает, чтобы уйти от суда, ибо страшны Врата Закона! То, что наша ассоциация неслучайна, доказывается ранжированием публики по первой букве фамилии в последней сцене фильма.

    И отчасти несмотря на сказанное выше, а отчасти именно в силу этого, «Мсье Кляйн» — не фильм об оккупированной Северной Франции, каких, начиная с «Порока и добродетели» Роже Вадима, а то и раньше, снято немало. Это фильм о человеке, начинающим процесс против себя самого, подобно кафкианскому Йозефу К., который так и не догадался (говорю о Кафке), что сам направляет руку, преследующего его. Конечно, Врата Закона иудео-христианского толка в фильме Лоузи заменены решетками и колючей проволокой расовых законов гитлеровской Германии, но ведь и Ален Делон первый бьет тревогу по поводу скандального однофамильца, а значит, и начинает процесс, и выбирает закон, по которому может быть осужден. Философскую глубину в такой перспективе фильм утрачивает, зато обретает черты беспощадной анатомии высокой сатиры.

    7 из 10

    16 июня 2014 | 15:57

    Я жив, значит, я выбираю. Я выбираю, значит, я жив.

    (Вольная интерпретация Жан-Поля Сартра).

    Прежде чем пойдёт речь о фильме, за создание которого Джозеф Лоузи получил заслуженный «Сезар», хочется сказать несколько слов о затронутом в картине вопросе. Холокост — одна из ужасных страниц в истории фашизма, является темой, которую историки смакуют во всех деталях и которую многие предпочитают стыдливо замалчивать в приватных разговорах. Произведения на эту тему являются тяжёлыми для восприятия и понимания. Британец по национальности, коммунист по убеждениям, Джозеф Лоузи сумел показать холокост в очень многогранном, достоверном, глубоком изображении. За что и получил заслуженного «Сезара» — высшую кинематографическую награду Франции.

    Оккупированный Париж, 1942 год. Красавец и богач Робер Кляйн скупает у бедствующих евреев антиквариат, по дешёвке. Евреи страдают. Робер пирует во время чумы. Он пытается вынести себе жалкое оправдание в процессе разговора со своим клиентом:

    «- Я бы не покупал, если б не обстановка в стране.
    - Так и не покупайте».


    Хотя, нет. Начать следовало не с этого. Фильм открывается жутковатой сценой: врач осматривает женщину, выясняя, к какой расе она принадлежит. И такое ощущение, что это осмотр не человека, а рабочего скота… Осмотр зубов, измерение черепа… Это — некий пролог к тому, о чём пойдёт речь в фильме. Некая демонстрация зрителю того, чем же был геноцид евреев. Начиная, что называется, от печки.

    А Робер Кляйн — богач, беспечно живущий в оккупированной столице, имеющий жену, много любовниц, дом — полную чашу и блаженное удовлетворение всей жизнью. Однако случается странное: под его дверь подбрасывают газету, распространяемую по подписке для евреев. И главного героя начинает съедать любопытство. Он выясняет, что есть его полный тёзка, для которого та газета и предназначалась. С этого момента зрителя будет преследовать неотступный вопрос: почему? Зачем? Имя не редкое, фамилия тоже… Ну выяснил, что есть у тебя двойник и вышла ошибка, так выкинь газету и забудь о случившемся. Но Робера Кляйна тянет к его двойнику, как магнитом, и он пускается в его поиски…

    Казалось бы, всем понятно, что холокост — одно из чернейших пятен на истории. Может ли абсолютное зло иметь оттенки? Есть ли оттенки у фашизма? Есть ли оттенки у оккупированного Парижа? Имеет ли какие-то тона холокост? Можно ли в каких-то красках накидать портрет человека, который с ходу обвинил незнакомого ему еврея во всех смертных грехах? Фильм «Месье Кляйн» выдержан в очень холодных тонах. Эти тона холодны, как холоден сам оккупированный город в зимнее время. Так же хладнокровен и месье Кляйн, движущийся по наклонной плоскости к неизбежному.

    Самым интересным в этом фильме является то, что он лишён какого-либо посыла. Он содержит, казалось бы, сухую констатацию фактов. «Месье Кляйн» наполнен длиннотами, филигранной игрой с подтекстом и смыслами, но мы видим только героев, совершающих те или иные поступки. И что характерно, никто из них не положителен. И режиссёр не пытается вызвать симпатию зрителя ни к кому из персонажей. Ни симпатию, ни жалость. Он просто сухо преподносит нам историю любопытного обывателя, которому, казалось бы, чего-то не хватает в его невозможно благополучной жизни.

    На мой взгляд — это фильму в плюс. Режиссёр не лезет зрителю в душу и не дёргает его за рукав, пытаясь донести до него своё видение смысла и заодно заставить согласиться. Он предоставляет возможность подумать. Что же, подумать есть над чем.

    Из художественных достоинств фильма, кроме потрясающей гаммы холодных цветов, можно выделить уже упомянутую выше игру с подтекстом. Сцена: месье Кляйн на аукционе, публике предлагают купить гобелен, на котором изображён стервятник. Стервятник с пронзённым сердцем, продолжающий лететь. Не намёк ли это на самого главного героя, который, даже когда станет ясно, что следует остановиться, продолжит путь? Он говорит своей спутнице: «Этот гобелен приносит несчастье». Но он закрывает глаза на то, что принесёт несчастье ему. Или нет? Здесь тотальное разделение появляющихся мыслей на два лагеря. Первое — действительно ничего не доходило до бедняги, которого в ненужный момент обуяло любопытство. Второе — а может, как раз всё понял с самого начала? И шёл сознательно?

    А вот сцена в замке, где он разговаривает с женщиной Флоранс, знающей его двойника. Флоранс называет Робера стервятником. Как ещё назвать человека, который наживается на нищете людей, у которых нет выбора? Да, стервятник и в Африке стервятник.

    Характерно, что второй Кляйн так и не появится в фильме. Мы его не увидим. Разве что во время провокации, где месье Кляйна якобы просят к телефону. Кого увидит друг Робера Пьер, кинув взгляд? Это происходит слишком быстро, чтобы можно было понять, реальный ли это двойник Робера или то было зеркало? Однако факт есть факт — второй Кляйн является живым человеком, евреем, и он неотступно следует по пятам за главным героем.

    Как издевательская насмешка, звучит исполнение «Интернационала» в роскошной гостиной Кляйна, куда пришли полицейские, дабы наложить арест на имущество…

    И конечно же, основное двойное дно картины — это коронный вопрос: «Почему?» Каждый зритель начнёт после просмотра ломать голову — для чего? Зачем? Ну что в самом деле дёрнуло месье Кляйна в недобрый час пуститься на поиски своего двойника? Герой Делона сам даёт ответ — любопытство. То самое любопытство, которое сгубило кошку. Однако финальные кадры картины, которые по причине общей насыщенности фильма длиннотами кажутся вдвое длинней, дают очередной ход зрительским размышлениям.

    К Роберу привязывается собака газетчика. И когда на его имя уже готовы фальшивые документы, Робер просит одновременно двух людей позаботиться о ней. Что это? Не втесавшееся ли в душу бессердечного дельца желание хоть раз в жизни помочь только одному живому существу?

    К самому концу любопытство месье Кляйна оказывается исчерпано до конца. У главного героя на руках фальшивые документы. Но что, что мешает ему пустить их в дело?

    Последние семь минут картины — это глубоко продуманная игра на нервах зрителя. От финальных сцен просто рвётся сердце. Джозеф Лоузи показал в начале фильма, что такое холокост. Покажет он это и в конце.

    Какими бы ни были мотивы главного героя, но он берёт на себя чужую жизнь. Почему же? Из-за того, что надоела своя? Или из-за чувства раскаяния перед обобранными евреями? Или просто из-за тупого желания «пожить взаймы»? Непонятно. Лоузи не даёт единого толкования ничему в фильме. Холокост показан в картине настолько многогранно, что удивляешься, как можно посредством подтекстов, двойных доньев, метафор и игры со смыслом, в виде аллегорической притчи так много сказать о геноциде евреев. Сказать практически всё…

    А посыл для себя умный зритель вынесет сам.

    16 декабря 2009 | 23:46

    Не часто Делона можно увидеть не только в захватывающем, динамичном, но и столь серьезном фильме. Фильм, снятый по сценарию Коста-Гавраса с бюджетом всего в $3,5 млн, американцем по происхождению Лоузи, который уже работал с Аленом Делоном в «Убийстве Троцкого» в 1972-ом, получил премию «Сезар».

    Фильм погружает нас в атмосферу мира Кафки. Кто есть месье Кляйн? Может быть, он богатый французский скупщик, наживающийся на бегущих от фашистского режима евреев, от унизительных процедур врачей использующих евгеническую практику и волею судеб попавший сам под подозрение? Он не бежит от своего двойника. Он сам стремится встречи с ним. А может быть, и не было никакого двойника?

    5 апреля 2011 | 02:22

    Фильм Джозефа Лоузи оставляет после просмотра странное послевкусие и много вопросов, на которые, вряд ли, можно найти ответы. О чем это кино? О геноциде евреев, о ростовщичестве и о пире во время чумы, о преступлении и наказании. Здесь не будет убийств, крови, насилия, но отчего так жутко, серо и мрачно на душе от истории, рассказанной Лоузи? Время действия не самое веселое — вторая мировая, Париж, 1942 год. Идут гонения на евреев. Начальная сцена не предвещает ничего хорошего: врач проводит платный осмотр женщины, выявляя ее расовую принадлежность по строению черепа, по зубам, по фигуре. Зрелище устрашающее и унизительное. Но чего не сделаешь для того, чтобы в тебе не признали семитских черт? Жить-то хочется. Вряд ли, медицинское заключение спасло бы эту женщину. Да, и центральное место в фильме занимает совсем другой человек — Робер Кляйн.

    Эта роль Алена Делона отличается от других. Робер Кляйн шикует в военном пространстве, покупая у евреев антиквариат за бесценок, наживаясь на их горе. Думает ли счастливый и беспечный ростовщик о том, что эти деньги могут принести ему беды? Скорее всего, нет. Герой Делона купается в роскоши, наслаждается объятиями любовниц. Но однажды его жизнь изменится, когда на сцене появится невидимый и неизвестный Робер Кляйн. Оказывается, в Париже с такими именем и фамилией два человека: еврей и эльзасец по происхождению. И тут как по накатанной, в стиле Кафки, происходят странные, почти мистические и экзистенциальные вещи: европейца Кляйна путают с евреем. Любопытство героя Делона неуемно, он начинает искать своего двойника.

    Тема двойничества интересовала По, Достоевского. Лоузи не был исключением. Кто же такой двойник? Это твое второе «Я», твое поведение, то, с чем не может смириться другая сторона медали. Возможно, появление второго Кляйна служит для того, чтобы показать то, что ничего не проходит даром. За плохие поступки нужно платить. Персонаж Делона ответит сполна и, кажется, в самом конце фильма признает в себе еврея, которым на самом деле не является.

    Клеймо ростовщичества традиционно висит на иудейском народе. В киноленте «Месье Кляйн» все наоборот: француз обогащается за счет бедных евреев. Кольцевая композиция фильма связана с идеей расплаты. Кляйн покупает у себя в хорошо обставленной квартире картину у еврея. Почти в финале, когда у него конфискуют весь антиквариат, — оставляет именно ее, как будто она представляет для него самую главную ценность. Жилище ростовщика теперь сложно назвать богатым.

    Пожалуй, самое интересное, чего ждет от этого фильма зритель, встречи Кляйна со своим двойником. Какой он? А, может быть, точь-в-точь как французский Кляйн эльзасского происхождения? Режиссер наполнит этот поиск философским смыслом. А так ли нужен второй Кляйн для того, чтобы понять, за что ты наказан. И герой Делона поймет и осознает. Удивительное атмосферное кино, тайны и подтексты которого невозможно отгадать до конца.

    10 из 10

    24 января 2016 | 16:41

    В оккупированном фашистами Париже января 1942 года Робер Кляйн, преуспевающий торговец антиквариатом, как ни в чём ни бывало продолжает наслаждаться плодами жизни. Оно, конечно, неспокойно теперь — вся эта раздражающая суета, связанная с депортацией еврейского населения, засилье вездесущих соглядатаев, комендантские часы, и так далее, но от всего этого можно отгородиться плотными ставнями, грамофоном, либо предаться плотским утехам с красоткой-сожительницей. Роберу даже на руку сложившаяся ситуация: евреи теперь вынуждены распродавать фамильное имущество, и от клиентов просто нет отбоя — таким образом бизнес мсье Кляйна процветает. Человек, лишённый гражданской совести — он не морщась занижает цены на приносимые ему старинные живописные полотна: в конце концов, чей-то там геноцид — НЕ ЕГО проблема. Но однажды судьба сделает так, что мир уйдёт у Робера Кляйна из-под ног. Окончательно и бесповоротно.

    Кто-то подбросит ему под дверь свежий номер «Еврейского вестника». Кляйн обратится в почтовое агентство, и там ему сообщат, что его просто перепутали с другим Робером Кляйном. Евреем. С этого дня ДРУГОЙ мсье Кляйн будет следовать за нашим Робером по пятам, незримо вторгаясь в его жизнь, а наш Робер, в свою очередь, сделает всё, чтобы попытаться выследить своего двойника. Но что это будет за слежка! В ходе своего самостоятельного расследования Робер заглянет в самые жуткие уголки реальности, совершит завораживающий путь от верхних днищ ада в самые нижние, откуда ему уже не будет возврата. Он получит ответ, но лишь тогда, когда захлопнется мышеловка.

    В этой истории самым честным, на мой взгляд, является то, что мы так и не увидим никакого перерождения. Это не Голливуд. Мерзавец не станет благороднее, да собственно говоря, перед нами даже не мерзавец. Заурядный в общем-то, «маленький» человек, типичный обыватель, как мы с вами. Где-то рядом идёт война, где-то поблизости вершится геноцид, но ведь всегда проще закрыть глаза и притвориться, что ничего этого нет! А поскольку в повседневной жизни именно так и происходит, стоит ли удивляться тому, что главный герой этой выдуманной истории так ни разу и не испытает раскаяния: равнодушный человек останется таковым до самого конца. Даже после того, как НЕ ЕГО проблема станет, наконец, ЕГО проблемой, мсье Кляйн останется тем, кем был на протяжении всего фильма. Азартным упрямцем, проигравшим в схватке с собственным любопытством.

    10 из 10

    24 марта 2009 | 15:32

    Странное совпадение — первый же фильм, который я посмотрел после свежеиспеченного отечественного телесериала «Пепел», был этот старый французский фильм, снятый английским режиссером американского происхождения Джозефом Лоузи в 1976 году. Совпадение действительно удивительное, видимо, есть некоторое сходство по теме — время военное, долгие и самоубийственно опасные поиски человека, который носит твоё имя и фамилию. Но о «Пепле» и о Пеплах разговор особый в своё время, а здесь все другое — страна другая, война другая. С первых же кадров фильма зрителя буквально с размаху окунают в обыденность и обыкновенность такого жуткого понятия как холокост и такого подлого и позорного — как коллаборационизм.

    Январь 1942 года, Париж. Врач делает внешний осмотр голой немолодой женщины, диктуя медсестре антропометрические данные. Губы, зубы, нос, волосяной покров, форма черепа… Общий вывод — осматриваемая имеет некоторые черты семитской расы. За медицинскую справку «пациентка» должна заплатить 15 франков. В приемной длинная очередь. Так во время войны и немецкой оккупации подрабатывали врачи-французы. Моложавый, обаятельный красавец, живущий в просторной, комфортабельной квартире, тоже неплохо пользуется моментом. Он скупает по дешёвке живопись и антикварную мебель у евреев, которым срочно нужны деньги на отъезд. Красавца играет Ален Делон, а героя его зовут Робер Кляйн. Фамилия не типично французская, но ведь Кляйн родом из Эльзаса, из Страсбурга, где много фамилий германского происхождения. Но почему, вдруг, у своего порога он обнаруживает бандероль с газетой «Еврейский вестник»? Законопослушный конформист удивлен и даже возмущен тем, что на его адрес почтальон принес газету недочеловеков.

    Пожалуй, только иностранец весьма левых взглядов решился поставить во Франции фильм на столь неприятную для французов тему. Американец Джозеф Лоузи в молодые годы учился в Берлине, дружил с Бертольдом Брехтом. Бывал и в СССР, где встречался с Мейерхольдом и Эйзенштейном. Ведь и Америку он покинул в начале 50-х из-за преследования комиссии сенатора Маккарти. Став британским режиссером, он поставил в Англии две картины под разными псевдонимами, поскольку английские актеры опасались потерять возможность сниматься в Голливуде. Джозеф Лоузи тесно подружился с драматургом Гарольдом Пинтером и поставил несколько примечательных фильмов по его сценариям — «Слуга», «Несчастный случай» и «Посредник». За последний — получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 1971 году. Идею снять фильм о Франции военной поры принадлежала Алену Делону. Он тоже дружил с Лоузи и снимался в его фильме «Убийство Троцкого» в роли Рамона Меркадера. Делон также стал продюсером фильма. Сценарий по идее Коста-Гавраса написал Фернандо Солинас. Фильм «Месьё Кляйн» был признан лучшим французским фильмом 1977 года и получил премию «Сезар».

    Фильм Джозефа Лоузи филигранно выстроен и скомпонован. Важна в нем мельчайшая деталь. Что бы оценить это, надо его просмотреть дважды. При первом просмотре захватывает развитие интриги. При втором, даже зная трагический финал, восхищает продуманность каждого кадра, каждой сцены, каждой реплики и, разумеется, зритель понимает, что Ален Делон сыграл в этом фильме свою лучшую роль. Его Робер Кляйн — не плохой вроде бы человек, но и не герой. По-немецки, кстати, Кляйн — маленький. Итак, маленький человек Робер Кляйн, до сего дня особо не тяготился жизнью в Париже при оккупации. Наоборот, от клиентов отбоя не было. Но, узнав о существовании таинственного двойника, своего полного тёзки, этот расчетливый и успешный обыватель внезапно проявит авантюрное любопытство и заглянет в бездну. И бездна, как писал Нитцше, его неминуемо засосет и поглотит.

    Ален Делон мастерски показал двойственную натуру своего героя. Он не антисемит, но непостижимым образом завидует и ревнует к своему двойнику — еврею, подпольщику, бойцу Сопротивления, и начинает вести самостоятельное расследование. Другой Робер Кляйн тоже все чаще напоминает о себе. Возникают две взаимопересекающиеся сюжетные линии. Первая — поиски пути к спасению с помощью старика отца (Луи Сенье) и друга-адвоката (Мишель Лонсдаль), которые могут достать документы, подтверждающие его нееврейство, и возможность покинуть Францию. И вторая — рискованная игра с двойником, знакомство с кругом его друзей: аристократкой Флоранс (Жанна Моро), живущей в загородном замке, с косьержкой дома (Сюзанн Флон), где тот снимал квартиру, и с подругой другого Робера (Франсин Росетт), которая из конспирации часто меняла имена.

    Возможно, у некоторых возникнут аналогии с сюжетами рассказов и романов Кафки. Атмосферу обыденного ужаса мастерски и без особых эффектов создает Джозеф Лоузи и его оператор Джерри Фишер. Они так показали холод и сырость парижской зимы 1942 года, что порой дрожь пробирает. Мир без солнца, и практически без людей на улицах. Ночью это понятно — комендантский час. Массовых сцен немного, но они есть и каждая из них очень важна. Представление в кабаре, где среди публики иногда заметны мундиры немецких офицеров, толпа работниц у ворот завода, перрон Аустерлицкого вокзала, сборный пункт на зимнем велодроме для депортации евреев из Парижа. Во всех этих реалиях огромная разница между месьё Кляйном и персонажем Кафки господином К.

    Абстрактное и непостижимое зло, нелепость предъявленных обвиненйй в книгах Франца Кафки — все-таки некая абсурдная условность. Но в фильме Лоузи — это беспощадная реальность быта и бытия французов через полтора года после взятия немцами Парижа. Самое характерное, что самих оккупантов практически не видно. Всю работу по выявлению и регистрации евреев методично и деловито исполняет французская полиция, в соответствии с новыми законами французского правительства Виши. Операция по захвату и массовой депортации евреев была тщательно подготовлена и проведена 16 и 17 июля 1942 года. Как место сбора был использован зимний велодром — Вель д’Ив на набережной Гренель, оцепленный колючей проволокой. Более 13 000 человек были согнаны сюда перед отправкой в лагеря смерти. Джозеф Лоузи первым, с почти документальной точностью, воспроизвел в своем фильме этот страшный момент, только время операции перенес в ту же зиму 42-года. Фильм Лоузи и Делона не только высокохудожественное произведение киноискусства, но и моральный и нравственный подвиг.

    В 1959 году «велодром смерти» был снесен, на его месте построены многоквартирные дома и, вот ведь ирония судьбы — Министерство внутренних дел. Только в 1995 году президент Жак Ширак впервые призвал французов покаяться за этот непростительный грех. А в 2007 году здесь был открыт памятник жертвам геноцида. Его автор — Вальтер Шницлер был одним из троих детей, схваченных во время облавы. Их чудом удалось спасти тогда русской монахине Марии Караваевой-Скобцевой. В группе, которая работала над фильмом «Месьё Кляйн» также было немало французов, которые пережили оккупацию Парижа. Художник фильма Александр Траунер, венгерский еврей, всю войну скрывался среди декораций павильона, где Марсель Карне снимал тогда свой шедевр «Дети райка».

    3 ноября 2013 | 17:20

    Так о чем «Мсье Кляйн» Джозефа Лоузи? Он и об опасностях, по сути, всякой идеологии, объявляющий свою монополию на истину, способной затоптать случайно попавшую под ноги личность не глядя, и об устройстве — любого! — общества, с его кафкианской условностью всех конвенций. Фильм демонстрирует с достаточной степенью убедительности то, как все равны на последнем отрезке, напоминает о том, как призрачна грань, отделяющая нас от последней черты. Без билета, в один конец. Вот кто-то сверху ещё машет метрикой бабушки, что-то кричит, а людей — и в целом людей, и отдельно, каждого, прямо сейчас — несёт и несёт человечий поток в никуда. Или все же куда-то? Ну и вывод: не стоит думать, что кто-то особенный; или, что то же: «колокол всегда по тебе».

    8 из 10

    2 июня 2017 | 12:02

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>