• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:

Монолог

год
страна
слоган-
режиссерИлья Авербах
сценарийЕвгений Габрилович
директор фильмаАлександр Аршанский
операторДмитрий Месхиев
композиторОлег Каравайчук
художникМарина Азизян, И. Шаршилина, Н. Чижик
монтажЕ. Маханкова
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  8.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время100 мин. / 01:40
Номинации:
К старому профессору Сретенскому с его устоявшейся жизнью и порой нелепыми, но дорогими сердцу привычками, приезжают его непутевая дочь и юная внучка. О любви и нетерпимости этих людей друг к другу, порождающих конфликты, об умении понимать и прощать…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Фрагмент 10:36

    файл добавилtures_u2_00

    Знаете ли вы, что...
    • Съемки фильма проходили в Ленинграде — на улицах, площадях и набережных города на Неве, а также в павильонах «Ленфильма».
    • Сценарий картины «Монолог» Евгений Габрилович позднее переработал в новеллу «Отец и дед», которая вошла в опубликованную в 1975 году автобиографическую книгу «Четыре четверти».
    • Разница в возрасте Маргариты Тереховой и Марины Неёловой, которые сыграли в картине мать и дочь, составляет всего пять лет.
    • Звучащую в фильме песню «Te ador» бразильских авторов Луиса Бонфа и Антонио де Марии (Antonio De Maria) исполняет Алла Пугачёва.
    • Эпизод знакомства Сретенского и Котикова был взят Евгением Габриловичем из собственной жизни. Однажды к драматургу, отмечавшему свой пятидесятилетний юбилей, пришел студент Высших режиссерских курсов Глеб Панфилов и заявил, что прочитав в журнале «Красная новь» за 1939 год раннюю повесть Габриловича «Случай на фронте», захотел поставить по ней свой дипломный фильм. После долгого разговора Панфилову удалось убедить автора повести написать сценарий. Именно так началась работа над картиной «В огне брода нет» (1967).
    • еще 2 факта

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Человек постигает мир, только когда полнее и глубже познаёт собственное «я», словно ведя с собой непрерывный «монолог» от рождения до смерти. И в то же время он постигает себя, познавая мир вовне. Так что многое в картине Ильи Авербаха повёртывается с разных сторон, проигрывается в различных вариациях. А главный итог, к которому приходит в финале «Монолога» основной герой, профессор Никодим Сретенский, нередко бескомпромиссный и в научной деятельности, и в отношениях с тремя женщинами своей жизни (женой, дочерью и внучкой) — это всё-таки необходимость по возможности терпимого и сострадательного, а потому истинно мудрого восприятия всего вокруг и в самом себе. И подобно тому, как по-разному звучит несколько расстроенный (буквально и фигурально) оркестр, исполняющий порой непривычные для слуха мелодии и марши Олега Каравайчука, так и сквозной лейтмотив фильма сопровождается несколькими побочными темами, которые могут показаться излишне нервными и чуть фальцетными. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Монолог» — советская драма далекого 1972 года талантливого и замечательного режиссера Ильи Авербаха. Фильм получился настоящим шедевром своего времени и жизненной, трогательной, драматической историей на все времена. В свое время кино было даже номинирована на Золотую пальмовую ветвь, что подтверждает его кинематографическую ценность.

    Мы видим интеллигентного, советского ученого. Он очень умный, светлый и добрый человек, который жил всегда по совести и был предан своей работе. Однажды спокойствие его жизни прервала непутевая дочь, переехавшая к нему жить. Использовав отца как могла, вскоре она вильнула хвостом и уехала, найдя мужчину. Через какое-то время вернулось и привезла отцу свою маленькую дочку на воспитание…

    Этот глубокий и светлый фильм раскрывает истории событий, превращенных в долгий жизненный, монолог собственного Я. Мы видим, как жизнь быстротечна, и как все меняется быстро и дополняет нашу жизнь. Фильм действительно замечательный, и на меня он произвел впечатление. Главные роли режиссер предоставил таким актерам, как Михаилу Глузскому, очаровательной Маргарите Тереховой и Марине Неёловой. Все эти актеры создали прекрасную, правдоподобную атмосферу жизни и бытия в картине. Что касается Михаила Глузского, то он был замечательный, советский актер, представляющий собой что-то доброе, правильное и действительно светлое. Его герой в картине был именно такой, очень умный и нравственный человек, с которого нужно брать пример — чистая интеллигенция. Противоречивую, отрицательную роль непутевой дочери, матери и женщины сыграла прекрасная Маргарита Терехова. Я люблю эту актрису с детства, и она мастер сложных и непростых героинь. «Монолог» — классика советского кинематографа и просто замечательный и душевный фильм. Он действительно чистый, жизненный и нравственный.

    P.S. О таком отце и дедушке можно только мечтать.

    10 из 10

    28 ноября 2014 | 12:53

    Понимание себя — вещь трудная. Понимание других — достоинство, присущее только по-настоящему мудрым людям. К обретению его можно идти всю жизнь, спотыкаясь, встречая озлобленные обвинения в ненужных нравоучениях, ошибаясь, но с взглядом устремлённым вперед. Герой Михаила Глузского в фильме Ильи Авербаха «Монолог» именно такой: профессор Сретенский с значимым именем в мире науки, размеренно проживающий одинаковые черно-белые дни, которые внезапно нарушает появление на пороги его 18-летней дочки, не видевшей отца с самого рождения. Звонок в дверь квартиры Сретенского в фильме Авербаха — это какой-то основополагающий репер, знаменующий собой еще одну ключевую веху в жизни этого мудрого человека. С ним появляется его дочка Тася, с ним через 5 лет она возвращается уже со своей дочкой Ниной на руках, с ним появляется молодой ученый Котиков, который даст возможность профессору сделать что-то выдающееся в мире науки, пусть и требующее риска, доказав самому себе, что жизнь-то прожита не зря, что ты был не одним из 99 человек, убирающим осколки стены научного открытия, а тем единственным, кто ее пробил. Герой Глузского идеален уже тем, что глубоко осознает свою неидеальность, всю жизнь находя в себе силы быть тем, кто не осуждает, будучи осуждаемым. И словно в унисон его существованию звучит оскорбление «типичный интеллигент!», вылетающее из уст родной дочери. Даже если всю жизнь жертвовать собой ради других, то всегда найдется кто-то принимающий это за слабость, спеша накинуть тебе на спину седло и взгромоздиться поудобнее, и тем ярче диссонирует с таким отношением личность Сретенского, который находит в себе силы относиться к родной дочери с пониманием и любовью. Момент разочарования в детях, так и не оправдавших надежд родителей часто становится болезненной точкой невозврата, после которой остаётся лишь формальная серая видимость былых семейных отношений, скрепляемая жидкой овсянкой на завтрак, размазанной по тарелке, да терпеливое ожидание внуков, которые уж точно должны все надежды вополотить в жизнь, но даже после такого разочарования (а оно есть, пусть и спрятано очень глубоко), любовь отца к Тасе не становится меньшей.

    Работа Ильи Авербаха невольно перекликается с вышедшим на 5 лет раньше замечательным фильмом Петра Тодоровского «Фокусник». И там и там главные роли исполнили артисты, до этого большей частью блиставшие в дубляже иностранных фильмов, да во второстепенных ролях, — Зиновий Гердт и Михаил Глузский. В обоих фильмах герои, прошедшие внушительный жизненный путь, пытаются найти понимание со своими женщинами (дочерьми, возлюбленными), через него пытаясь успокоить клокочущий дух внутренней неудовлетворенности собой. И Тодоровский и Авербах с огромным уважением относятся к своим героям, отдавая должное их чувству независимости, искренней человечности, невероятной способности всегда отдавать больше. Каждый из этих фильмов со всем правом можно называть исповедью, рассказываемой тихим шепотом. Разнится в них только манера подачи: у Тодоровского она более трагикомична, местами даже слегка иронично-насмешлива, а у Авербаха — очень мягкая, ненавязчивая, интеллигентная и теплая. Эта искренность настолько чиста, что режиссеру не нужно стараться, чтобы вызвать у зрителя слезы при встрече деда с любимой внучкой или добрый смех над порхающей по жизни, словно яркая птичка, героиней Маргариты Тереховой. Этих людей хочется понимать, радостно сопереживать им, они настоящие в каждом кадре. Такое чувство по отношению к придуманным сценаристами героям встречается так редко, что фильм не полюбить просто не получается.

    10 из 10

    5 декабря 2013 | 22:28

    Авербах — тихий режиссёр, который пытался защитить гордое звание интеллигента на фоне разоблачителей родного для него класса.

    Наиболее очевидной и сильной по эмоциональному воздействию стала картина «Монолог» о ленинградском профессоре-биохимике Сретенском (Михаил Глузский). Речь о монологе как способе жизни ленинградского интеллигента. Монолог не предполагает ответной реакции, он всего лишь отдаёт, не требуя взамен вроде бы ничего. Человек, совершающий монолог, всегда опирается лишь на свою убеждённость и ничего более. Таков и Сретенский (Михаил Глузский).

    Убеждённость эта, проявляющаяся в его работе, соседствует с мягкостью и ранимостью в жизни личной. Именно они и сопровождают другую, не публичную сторону жизни Сретенского, в которой эгоистичная и сиюминутная дочь (Маргарита Терехова) пользуется тем, что отец любит её (то есть отдаёт все что может и принимает такой какая есть) без ответа.

    Отрадой становится внучка Нина (Марина Неёлова), этим дедом в отсутствие дочери воспитанная.

    Она свободная, независимая, лишённая назойливой опеки влюбляется в плейбоя (о нем почти до финала ничего не говорится, он лишь маячит на дальнем плане)…

    Есть ещё кандидат наук — Самсон (Станислав Любшин), сподвигающий Сретенского покинуть «почивание на лаврах» и окунуться в омут неизведанного в науке.

    А ещё есть чудаковатая домработница (Евгения Ханаева), влюбленный в Нину одноклассник (или сокурсник) Дима и пара научных экспонатов из института.

    Но самый неожиданный герой — 14-летний призрак девушки, когда-то любившей ныне убеленного сединой профессора… Пожалуй, именно она и даёт понять, что жертвенность (монолог) — единственный путь русского интеллигента, кажущегося мягким, не способным противостоять своим принципом свободного выбора (уважения оного и у других) витальной повседневности и комфортной, сладострастной, сытой жизни других… Но именно что кажущимся… Каков же он на самом деле? Посмотрите на его монолог.

    7 сентября 2016 | 15:15

    «Человек должен в жизни чем-нибудь увлекаться. Иначе он редька, а не человек…»

    Проблема ли старости, или взаимопонимания поколений, или науки, или и вовсе пафосно, но так искренне, с прилежанием и тщанием некто «стремится понять суть явлений, а порой и вовсе ухватывает эту суть»? Как не заметить ту несказанно, ювелирно отточенную грань, где чуть недожать или пережать, как уже с одной стороны будет приторность, а с другой — чернуха. Но ведь тут не что-то сверхъестественное, а практически всем знакомое, такое ранящее, такое щемящее, и в то же время нечто неизбывное, только не замечаешь этого, а замечаешь — и в слова как облечь, если и здесь-то это намечено молчанием и неторопливостью ажурных экивоков?.. Если хоть на миг исследовать отношения с родными, то чаще всего и впрямь кому-то некошно так бы и поскоблить, почистить жилище, выкинуть весь этот хлам… а для кого-то это не хлам, а его детство.

    Профессор. Круглые цифры его возраста так легко делятся пополам, и вторая их половина прошла на глазах тех, к которым он обращается с торжественной речью. Но как же чёткая конкретика зала не способна ответить на трепещущую акварель таких его не по регламенту терзаний! «В науке существуют те, кто созидает стены, и те, кто потом сотни лет подчищает осколки, и я из таких» или же «Вы Геркулес, который гоняет мух, потому что набил на этом руку?»

    Каково профессору видеть, как на одни и те же грабли наступает сначала его дочка, потом и внучка? Каким пируэтом тягучая рутина и легкомыслие прагматизма выльются в проникновенность?.. Человеку не нужно тащить сквозь жизнь обиды и окочурившиеся надежды, рецепты, как жить. Но даже если он тащит… пока есть чуть заметная грань где-то между морализаторством и отзывчивостью, остаётся и надежда. «Осмотрительность» — неуклюжая рекомендация, но для многих она просто единственная, которая ещё способна вытащить, даже если её проигнорируют.

    «Ой, дед, как я тебя люблю! Такого, как ты, нет больше. Ты прости меня. Только ты не уходи, только не уходи больше…»

    9 июня 2014 | 00:02

    В круговороте современного мира, где моральные ценности, такие как любовь, семья, преданность, ум, честность, всепрощение подменили жаждой наживы, денег, одежды, машины, где эгоизм и самолюбование, глупость — возвели в таланты, а гонку по карьерной лестницы — в ранг «залогов счастья», где брак для людей больше ничего не стоит, и словосочетание «крепкие отношения» стали забывать — только такие фильмы могут вернуть изможденной этим хаосом человеческой душе покой и равновесие, только такие произведения могут навести в обезумевших головах порядок, заставить вспомнить об «истинах», о том, что человек — это существо тонкое, мыслящее, любящее и ранимое.

    Илья Авербах невероятный режиссер. Пока ни одна еще картина, зарубежная или отечственная, не встала на одну ступень с его фильмами. Никто не может так как он обнажить душу, показать в человеке самое плохое и потом довести его до раскаяния и очищения.

    10 из 10

    27 ноября 2012 | 23:21

    Монолог — это жизнь академика Сретинского. Бесконечные слова мудрости, которыми он интеллигент из тех, из старых, пытается объяснить все сущее на Земле, но что блестяще работает в науке, в науке человеческих отношений оказалось бесполезно и самое главное он сам понимает, что это так и вынужден вести нескончаемый монолог, повторяя своей дочери и внучке: «Будь осмотрительна, будь осмотрительна!». Но вспоминая в конце фильма историю своего первого романтического приключения, он задается вопросом или даже вернее сказать говорит о том, что его никто никогда не любил, хотя он был любящим мужем, отцом и дедом, но все влюблялись, строили свою жизнь, кругом рождались и рушились новые миры, а в его квартире не менялись даже обои, он словно удерживаемый некоторым магнитным полем вел свой нескончаемый монолог с жизнью, а она дарила ему новые и новые сюрпризы. Он достиг выдающихся результатов на поприще биохимии, разработал принципиально новый подход в биохимической регуляции эмоциональной сферы человека, но в реальной жизни оказался беззащитен. Он столкнулся с необъяснимым парадоксом человеческих отношений, отношений между близкими людьми, выбором между личным счастьем и счастьем близких тебе людей, которых ты тоже любишь и которых ты будешь любить всегда. Остается лишь понять, что они тоже нуждаются в этом, нуждаются в диалоге и никакой, даже самый умный монолог его не заменит.

    5 октября 2010 | 22:10

    Да ребята, как бы не вредил зомбоящик но порой за счет его можно узнать про великие фильмы. Эта удивительная история захватывает нас с первых минут, в бренную жизнь уважаемого ученого, по совместительству директора университета вмешивается его прошлое. И казалось живи себе припеваючи, но помимо прошлого в дверь постучало будущее поманив уже немолодое сердце в даль к великим свершениям. Казалось бы жизнь прожита не зря, всеобщее уважение, деньги, прекрасная должность, преклонный возраст. Но нет такие компоненты конечно могут удержать на месте любого, кроме героев. Ведь при наличии всего чего только можно желать одного так и не было — мечты. Именно за ней тот отправился преодолевая все на своем пути, не запираясь в кабинете на сутки забывая про родных, к слову не самых приятных людей. А вовремя приходя на помощь протягивая руку которую уже не раз приходилось отдергивать из-за ожогов. Именно такой путь лежит на пути каждого, «не торопитесь быть Коперником», друг мой.

    Но окружение может превратить твои мечты в грезы, начинания в нелепицы, а веру в атавизм который не заменит им тех принципов от которых те, боятся отступиться. И главное выдержать, не отворачиваться сжигая напалмом все вокруг, не опускать тяжелую голову, потому что так легче всего. А проявлять терпимость и сострадание как герой Михаила Глузского.

    Перед нами замечательное художественное полотно, где вмещено все, вера, трудолюбие, предательство, разлуки, нервы, любовь и истина. За полтора часа фильм раскрывает темы столь важные для нашего времени, такое кино хочется закупорить в бутылку и отправить потомкам в назидание.

    Прекрасный актерский состав держит в напряжении, живая музыка дарит умиротворение очень жаль что он заканчивается.

    Это прекрасно что мы способны удивляться таким простым вещам показанным здесь, низкий поклон и аплодисменты.

    27 марта 2016 | 23:10

    Говорят, на детях гениев природа отдыхает. На дочери главного героя, гениального ученого и гениального деда, природа совсем расслабилась; и устроила масштабную вечеринку со всеми присущими этому событию безобразиями.

    В результате дед остался вдвоем с внучкой. А дочку заболтало житейское море в утлой ее лохани, то прибивая к родной гавани, то унося в далекие моря. Внучке, любимой дедом до самозабвения, явно повезло, что воспитывалась она не матерью. Хоть та и сказала ближе к концу фильма: папа, ты плохо воспитал мою дочь

    Фильм о добром, мудром, талантливом, удивительном человеке, благодаря режиссуре Авербаха и потрясающей игре актеров получился добрым, мудрым и далее по списку…

    Одна из моих любимых цитат из кино:

    - А вы когда-нибудь любили, Эльза Ивановна?
    - Нет, никогда. Но мне столько раз об этом рассказывали, что я всё отлично себе представляю.

    Посмотрите обязательно этот шедевр,

    Однозначно

    10 из 10

    23 мая 2015 | 11:06

    Знаете, вот смотрела — и очень остро понимала, почему фильм называется именно «Монолог». Они все, кроме главного героя, все время говорят с другими так, будто… ну не диалог ведут. Сами с собой разговаривают. Погружены в себя. Но при этом ухитряются с окружающими взаимодействовать каким-то невероятным способом. Очень светло-печальная история о хорошем человеке, в лучших традициях советского кино; Терехова, Неелова, Любшин — уже показания для того, чтобы картину посмотреть. Получила массу исключительно положительных эмоций.

    10 из 10

    28 августа 2013 | 23:19

    «Монолог» проник в мое сердце разорванной пулей, от которой не скрыться и не убежать! Он заставил ныть душу, от переполняющих чувств и эмоций, которые подарили герои картины. Игрой актеров можно восхищаться долго, но сколь проникновенно рассказана история одиночества!

    Жил был человек, полностью отдавал себя работе, прогуливался по улочкам, смотрел на реку и, неожиданно, в его жизнь, вошла любовь. Нет, не к женщине, а сначала, к дочери, которую узнал взрослой барышней, потом невообразимая любовь к внучке, которая скрасила, на старости лет, жизнь дедушке.

    Этот человек очень добрый и ласковый, мягкий и понимающий, любящий внучку так отчаянно, что не замечает в ней недостатков. В тот миг, когда внучка, в сердцах, прогоняет деда, крикнув, что не хочет видеть, кажется, он теряет собственную душу! Герой Михаила Глузского, не знает, что делать, мечется, страх преследует его везде. Но в момент встречи с прошлым, начинает задумываться, был ли счастлив и знал ли, что терпение и сострадание — залог настоящей любви…

    Этот фильм о боли, которую нужно уметь отпускать, о добрых и чутких людях и о тех, кто всю жизнь живет для себя и удовольствия…

    Не забывайте о старости, берегите близких, и желаю, всем, иметь такого Деда, человека, который будет безмерно вас любить, жалеть и понимать…

    10 из 10

    26 марта 2011 | 16:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>