всё о любом фильме:

Монах и бес

год
страна
слоган-
режиссерНиколай Досталь
сценарийЮрий Арабов
продюсерИгорь Толстунов, Сергей Козлов, Александр Досталь, ...
операторЛеван Капанадзе
композиторАлександр Соколов
художникПавел Пархоменко, Майя Мартьянова, Евгения Досталь
жанр комедия, фантастика
бюджет
130 000 000 руб.
сборы в России
зрители
Россия  19.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время113 мин. / 01:53
Номинации:
Фантастическая история первой половины XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.90 (526)
ожидание: 87% (827)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:45

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете ли вы, что...
    • Юрий Арабов написал сценарий еще в 2013 году, но из-за проблем с финансированием съемки начались лишь спустя два года.
    • Фильм снимался в Вологодской области на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в иорданском городе Петра, на побережье Мертвого моря и в Крыму, где снимались сцены в Иерусалиме.
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда звонарь бьётся головой об колокол, на нём видна надпись «Воронеж 1989», хотя в фильме описываются царские времена.
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 12 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В этом фильме прекрасно все. И актеры (подбор, равно как и игра), и сценарий, и его воплощение не вызывают никаких вопросов. Но главное, идея. Идея не столько об относительности добра и зла, сколько о том, что и то, и другое не следует судить именно с этих позиций, не превозносить одних и не демонизировать других, что мир, в общем-то, одинаковый, будь то наш, земной или пекло, две тысячи лет назад или современность.

    После смерти искушаемого им монаха бес по имени Легион возвращается в оставленный ими монастырь. А перед этим монах Иван переживает моменты истинного просветления, что, наверное, было бы невозможно для него без этого беса и даже пытается его спасти, хотя это и выглядит сначала как попытка обратного.

    И на протяжении всего фильма не наблюдается перекосов в ту или иную сторону. Легко и ненавязчиво пройтись по «дуракам и дорогам», но не завязнуть в морализаторстве. Без реверансов в сторону церкви, но и без лишних упреков. Бросить камень в огород т. н. верующих и показать силу истинной веры.

    Правда, массовому зрителю с самого начала просмотра и до конца может быть остаться неясным, «что хотел сказать автор» и с какой стороны должен смотреть фильм он, зритель. Легкая мистика без претензий на исключительность? Нет. Драма о духовных мучениях отдельного монаха? Тоже нет.

    И, с одной стороны, действительно, несколько непонятен резкий переход от комедийной первой части в жанре магического реализма к философской притче граничащей с драмой во второй. Но, спасибо, что не в конце, (как, например, в недавней «Портнихе» (2015) со схожим размытым жанром, пусть даже сравнение некорректно). С другой, а во что же ей превращаться, будучи неявной, но вполне различимой аллюзией на «Фауста»?

    Порадовало также редкое незлоупотребление спецэффектами и прекрасная музыка.

    9 октября 2016 | 23:32

    Просто невероятно! «Монах и бес» — один из немногих российских фильмов, который смотрится на одном дыхании, от которого буквально захватывает дух. Интереснейший сюжет, прекрасная актерская игра, качественный юмор и превосходное музыкальное сопровождение — все эти определения подходят для картины Николая Досталя «Монах и бес» и отличают ее от других. Да, фильм поучающий, но все-таки он напрочь лишен агрессивного морализаторства. Такой же поучающий, как произведения Николая Гоголя и Салтыкова-Щедрина, ведь гоголевская эстетика наполнена и религиозным содержанием, и сатирой, и мистикой. И красота у фильма магическая — без изъяна.

    Больше всего картина подкупает нетривиальностью сюжета: симбиоз монаха и беса. Чертовски обаятельного беса. Презабавно, что, согласно сюжета, феминизм, эмансипация, равноправие и красивая жизнь с фуа-гра и десертами — это происки сатаны. Каша и смирение — вот удел достойного человека. Лейтмотивом в картине идет, удивительное дело, множество поговорок: « Не пьют только на небеси, а на святой Руси — кому не поднеси», «Был уродец — стал новгородец», «Не все свято, что в книгу вмято» и многие другие. Они придают «Монаху и бесу»… аутентичности, но вместе с тем и фольклорного настроения.

    Таким образом, настоятельно рекомендую этот фильм к просмотру. Часто мне приходится растягивать просмотр отечественного кино, ибо осилить большую часть современных фильмов за раз — задача непосильная. Но «Монах и бес» затянул и не отпускал с первой же минуты.

    15 ноября 2016 | 07:02

    Еще до выхода фильма, было ясно, что зрителя ждет захватывающее действо. Работа Тимофея Трибунцева филигранна, совершена и легка, он превосходный актер, это не для кого ни новость. Но то, что он делает у Досталя это про чудо, на которое хочется смотреть еще и еще. Кажется, что вся предыдущая череда ролей словно вела Тимофея Трибунцева к Ивану. Здесь строго говоря три роли, три состояния Ивана, он как человек, как искушаемый нечистым и как познавший истину. При этом нет эффектных актерских штук с мгновенным переходом из одного состояния в другое, все слито в единую, цельную личность, он преображается, оставаясь собой. Все так просто, что я, например, не поверю, что эта работа потребовала от Тимофея много сил, хотя, наверное, так и было. Это не роль, это как облако невесомое и постоянно изменяющееся. Как прекрасно, что нам не актерам не дано понять, как можно так сыграть преображение человека, как это делает Тимофей в сцене выхода из Храма Гроба Господня и многие, многие другие моменты остаются тайной. Смотришь как на чудо, да это, наверное, оно и есть, чудо. И хочется смотреть на это чудо еще и еще.

    Трудно, наверное, существовать на площадке с таким актером как Тимофей, потому что он же по — сути Евстегнеев нашего времени, от него невозможно не оторвать взгляд. Но Георгий Фетисов оказался достойным партнером. Он хорош в образе искусителя, он интересен и даже опасно манок, он смахивает на какую-то из MTВ-х поп-звезд. И как головокружителен финал картины, когда он приходит в монастырь. Сцена длится минуты четыре, слов у него здесь мало, но какой наполненный болью и стремлением к искуплению взгляд. Это невероятно сильно.

    Жаль, что музыке в фильме отведено практически последнее место и уж слишком она перекликается с саундреком из сериала «Мастер и Маргарита». А ведь у фильма довольно лихо закрученный, глубокий сюжет, с подтекстами и пространством для полета духа. Существует огромное количество музыки, которая бы великолепно обрамила бы эту историю. Но увы… Еще один необъяснимый для меня просчет картины мало количество крупных планов Тимофея, так обидно, когда он произносит свои ключевые монологи, а камера держит общий план.

    Однако, это конечно мелочи. Фильм великолепен, его стоить смотреть и пересматривать, так добротно он сделан. И если вы еще не видели картину, я завидую вам белой завистью, ибо вас ждут открытия…

    Кира Тельминова

    14 октября 2016 | 16:53

    Неожиданно отлично. Подспудно опасался тяжеловесности и мрачности. А получилось легко, по-гоголевски.

    Злоключения в далеком монастыре, где схлестнулись местный настоятель и пришлый монах-чудотворец, подарили сплошь улыбки и удовольствие от диалогов да исконной, где-то былинной Руси. В первой половине фильма было полное ощущение экранизации произведения Гоголя. Колорит православной церкви николаевских времен растекается елеем по сознанию). Каждая сцена просто пахнет той эпохой, сочна, свежа и смешна.

    Иван, Семенов сын, настоятель, архиепископ, монахи, бес — персонажи один ярче другого.

    Что до сюжета — то я был просто зрителем, без попыток осмыслить глубинный смысл, который Досталь вложил во вторую часть фильма. Противостояние добра и зла, приход к Богу, бренность пути.

    Наверное, я бы предпочел, чтобы приключения Ивана так и тянулись бы до финальных титров. Но и моралистическую вторую часть принял без вопросов — хотя, наверное, не слишком проникся.

    Светлое, легкое кино непривычного жанра.

    9 из 10

    10 ноября 2016 | 15:31

    Меня этот фильм приятно удивил. Своей легкостью, иронией, добродушием. Разберемся по порядку.

    Радует то, что это действительно комедия. Отечественный кинематограф привык транслировать умные и важные послания зрителю через драму, трагедию. Здесь мы этого не видим. Нет давления, негатива, тяжести, угнетения. Все действия проходят с «искоркой». Монастырь здесь не одинок и надменен, а открыт и добр.

    Монах Иван выделяется жизнелюбием. Конечно, это можно списать на бесноватость. Но вспомним те моменты, когда бес уже находится во вне. Да, Иван страдает, но эти страдания не убийственны. Они только придают решительности, например, в борьбе с торговлей Христом. Сама бесноватость Ивана не имеет дурного содержания. Ее проявления больше ироничные. Опять же, можно покритиковать и вспомнить, что бес попросту не хотел размениваться на мелочи типа бомбы под ногами императора. Но все же Вера и доброта Ивана не дает выхода бесу в злые действия.

    Бес в этом фильме умен и властолюбив, но в нем можно увидеть человечные качества. Не стоит сомневаться, что именно Иван так повлиял на него. Иван, уходя от искушений беса, не только не позволяет ему пересилить себя, но спасает беса. Постепенно можно убедиться, что именно Иван уже направляет беса к вере, доброте, преданности. Та трансформация, происходящая в фильме, говорит зрителю, что со злом нужно не бороться, а искоренять его, постепенно растворяя. Ведь в какой-то мере, все кто уничтожает зло, сами вступают на дорожку одержимости. И тогда было бы неясно, кто зло и добро, ведь они в равной степени заняты в уничтожении друг друга.

    Многим может показаться, что все содержательные мысли, высказываемые в фильме являются лишь ростками, штрихами подлинных рассуждений. Но ведь это несомненно здорово! Фильм выдает огромный объем пищи для ума, при этом не пускаясь в продолжительные философствования. Мысли, выраженные в фильме, как заметки на полях. Легки, емки, содержательны. Любой зритель может поработать с ними в своем уме.

    Повторюсь, главное достоинство этого фильма это ироничность и легкость. Повествование постоянно поддерживает работу интеллекта, не перегружая его. А мудрость, обличенная в шутку, запоминается куда легче, чем тяжеловесные нравоучения. Фильм оставляет послевкусие надежды, одухотворенности, вдохновения. И бес ведь уже не такой бес, когда есть монах Иван.

    17 ноября 2016 | 19:02

    С чего же начать рецензию… Наверно, с вопроса, который гложет после просмотра позиции «сборы» у такой комедии и у пердильно-несмешных высеров, которые из-за бабок, вложенных в пиар и ежеминутной рекламы собирают в разы больше, а звучит вопрос так: «ДОКОЛЕ?!»

    Мне настолько жаль, что я не подозревала о существовании этого кино до сих пор, что не смогла отблагодарить создателей рублем, сходив в кинотеатр… Хотя, кого я обманываю, я бы и не пошла, потому что доверия к отечественным киноделам уже совсем не осталось. Ладно, хватит эмоций, добавлю-ка конкретики.

    Итак, почему стоит посыпать голову пеплом, сожалея, что не поддержал данный проект:

    1. Очень атмосферная картина. Когда зрителю открываются декорации, костюмы, пейзажи.. это завораживает. Картинка живая, и при этом помогает в передаче замыслов, одним словом, визуальный ряд — одно наслаждение.

    2. Очень понравились диалоги в фильме. Это тот случай, когда в комедии действительно присутствует литературный юмор, что редко в наше дни даже для юмористических передач. Также присутствует некий философский подтекст, который заставляет зрителя ещё некоторое время пребывать в задумчивости от осмысления увиденного.

    3. Актерская игра. Не хочу выделять главных героев,- они великолепны, и это до меня было сказано. Выделить хочется другое, — игра актеров второго плана, а также эпизодических — на одном приличном уровне. Как понять, что уровень приличный? Вот вы помните всех «телочек» их современных российских комедий (если вы их смотрите)? Думаю, нет, потому что обычно для создания персонажа в него не вносят индивидуальности, актеру просто дают указание — играй «обжору» или «играй лузера» и так далее.. А здесь я запомнила и Предстоятеля монастыря, с его головной болью руководителя — как прокормить братьев зимой, и с его завистью, и опаской к Ивану. Запомнила Писаря, который ненавязчиво направляет Предстоятеля в делах. Запомнился также Царь со своим Советником. Запомнилась вся братия — от Монаха-пирата, до вечно опаздывающего и прибегающего всегда последним. Пусть я не знаю их имена, но они запомнились мне, и я могу предполагать, каков их характер, и какова их жизненная история.

    Минусы писать не хочу, потому что придраться можно ко всему, стоит только захотеть. Слышала мнение, что концовка фильма просела, что хотелось бы видеть её более глубокой и философской и так далее. Но на мой взгляд, она такая, какая есть, она естественная, она интересная. Это взгляд сценариста, он так видит. И нужно просто её принять и осмыслить.

    По поводу оценки — она могла бы быть ниже, если бы у нее были бы конкуренты подобного рода.

    10 из 10

    22 декабря 2016 | 21:27

    МОНАХ И БЕС

    «Монах и бес» фильм Николая Досталя, снятый по сценарию преславного Юрия Арабова, участвовал этим летом в конкурсе ММКФ. Похоже Арабов уже стал любимцем этого кинофорума, где фильмы по его сценариям «Чудо», «Орда», «Орлеан» обрели вечную прописку. Не знаю хорош ли фильм, плох ли, но он смело может претендовать на титул одной из самых эксцентричных отечественных кинолент. Этот бурлеск живо мне напомнил полузабытую притчу Мамина «Не думай о белых обезьянах».

    Начало XIX века, время Пушкина и крепостничества, в отдаленный, сирый монастырь приходит пламенеющий инок, которого тут же монахи начинают поливать из ведер. Корыстный подлый игумен в блистательном исполнении Бориса Каморзина сразу его невзлюбил. На каждое слово у странствующего инока по имени Иван сын Семенов (Тимофей Трибунцев) — предерзкий каламбур.

    За это Каморзин налагает на Трибунцева строгое прещение за прещением, то заставляет выстирать портки всей братии, то требует вычерпать бездонный грязевой колодец, то велит поймать рыбку, то приказывает вырубит сухостой. Трибунцев все исполняет с сатанинской выдумкой и одновременно с высочайшим христолюбивым смирением! Колодец в полминуты вычерпывает, портки идеально стирает и гладит задницей, рыбу ловит похожую на гигантский пенис.

    Монастырь — в шоке, игумен — в опупении. И так они стараются и этак выпроводить Ивана, но он и связанный на маленькой плоту он приплывает обратно, а тут еще в его защиту приезжает прелукавый архиепископ Мадянов, который превращается в соблазнительную незнакомку, и Николай Первый, путешествующий сотоварищи полуинкогнито по глубинкам Империи.

    «Без праци не бенде колораци» — такой совет дает Иван самодержцу, чем ставит того в тупик. Уже, засыпая Николай

    Первый вдруг понимает, что это зашифрованное послание — есть призыв к освобождению крепостных крестьян и тотчас издаёт царский указ освободить с землей 30% крепостных и сделать их государственными крестьянами. И так далее, и тому подобное.

    Дальше еще витиеватее: на ристалище из прозрачных дебрей сюжета выныривает Бес «Легион», начинается полет Ивана на Бесе как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» в этот раз в Иерусалим, приключаются библейские приключения и так далее, и тому подобное.

    Изобретательность Арабова не знает границ ни в сюжете, ни в крайне необычных диалогах.

    Этот булгаковско-лесковский калейдоскоп замечателен тем, что дает почву для бесконечного количества толкований. Фильм — абсолютно амбивалентен. Это одновременно и антиклерикальный памфлет, и православная проповедь, и русофобская агитка, и антисемитская передовица, и пример консервативной риторики, и квинтэссенция либеральной мысли. Как хочешь так и понимай, но все же, мне показалось, что красной нитью сквозь ворох актуальных идеологических штампов, проходит главная мысль -

    Товарищи, пуще всего, подвизайтесь в святости, тогда узрите Христа и обретете обетованное блаженство.

    5 ноября 2016 | 17:19

    Известному всем любителям кино сценаристу Юрию Арабову удается говорить о России без штампов и клишированных схем, говорить на своем узнаваемом языке — остро, небанально и очень точно. В новой работе, «Монах и бес», Арабов и режиссер Николай Досталь умышленно прячут нынешние реалии в первой половине XIX века. Перемещение героев на две сотни лет назад мало что меняет. Проблемы России не изменились за это время. Тем пристальнее взгляд на «Монаха и беса» как на фантасмогорическую клерикальную комедию в первой части фильма и философскую притчу во второй части.

    Досталю и Арабову удалось снять очень умный фильм, в котором эксцентрика поведения героев сочетается с глубокими диалогами. Достоин ли человек чуда, способны ли принять это чудо окружающие, может ли вера стать стержнем в полной искушений жизни? Зритель способен найти при просмотре «Монаха и беса» ответы на эти и другие сложные вопросы. Ответы жесткие, иронично-завуалированные, через смех, через сарказм, но к тому, чтобы победить беса. В первую очередь в себе. Устоять, уцелеть, выжить, перестать заикаться и начать уверенно говорить со злом.

    Просвещенное зло в «Монахе и бесе» воплощает абсолютно новое для кино лицо — Георгий Фетисов. Воплощает в дуэте с монахом Иваном (Тимофей Трибунцев). Эволюция отношений беса и монаха слишком сильно захватывает авторов фильма и уводит фильм от сюрреализма комедии о православной церкви в сторону драмы перерождения беса-хранителя. С одной стороны, фильму о духовных проблемах как воздух нужна мораль, с другой — «Монах и бес» прыгает в не очень прозрачный конфликт героев, отправляя их на саму Святую Землю. Дальше сценарий и сама картина ползут на бровях морализаторства к финалу, целиком теряя легкость и насмешливость первой части.

    К чести авторов фильма следует отнести то, что они не заигрывают со зрителем. Но, тем не менее, спецэффекты фильма не стоят тех 130 миллионов рублей, которые прописаны в бюджете. Чудеса тоже, знаете ли, не стоят на месте и должны быть оформлены в соответствии с моментом времени. «Монах и бес» местами трещит от перегруженности смыслами, половинчатыми шутками о церкви и жизни в России, теряя при этом погружении в глубокомысленность динамику повествования. Излишне тщательно авторы стараются проподнести сначала чудотворничество Ивана, а потом и его бесогонство.

    Отмечу, что «Монах и бес» — это фильм без очевидных крупных проколов по сценарию, режиссуре и актерским работам. У Досталя играют все: и известные в лице Романа Мадянова, и сериальные в лице Никиты Тарасова ("Кухня»). Это действительно великий дар режиссера — увлечь и заставить играть в полную силу, найти новые возможности для раскрытия таланта известных, иногда даже слишком, актерских персон. «Монах и бес» начисто лишен синдрома артхаусного кино и смотрится на одном дыхании.

    8 из 10

    19 сентября 2016 | 07:23

    Люди, с которыми я вышла из кинотеатра, не переставая твердили, что фильм странный, непонятный, кощунственный (не пойму только, где?), с ужасной компьютерной графикой… А я не могла ничего сказать, потому что надо было переварить, что же я увидела. Но ясно было одно — фильм мне понравился! В воздухе витало настроение лубочной сказки. Сразу вспоминались сказочные повести Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина, Ершова и Бажова, может даже Пушкина… Что-то есть и от традиционных советских фильмов-сказок (может «спецэффекты» в виде полетов главных персонажей?).

    Мне понравилось то, что в фильм как бы втягиваешься постепенно, постепенно начинаешь понимать, о чем он, постепенно проникаешься различным отношением к персонажам, которые меняются на протяжении всей картины.

    В фильме интересна линия о русских бедах — дураках и дорогах, взяточничестве и самодурстве; о русском характере и русской необъяснимой логике. И обыграна эта линия юмором в стиле Щедрина и Гоголя. Но это не главное.

    Я бы сформулировала жанр киноленты как «сказка- притча».

    «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Но не все в этой сказке — ложь. С христианской точки зрения, существование злых сил реально, причём влияние этих сил чувствуется и в нашем мире. И в фильме показан вариант этого влияния: подвижник по имени Иван Семенович всю свою жизнь, с малолетства, борется с бесом, который вселился в него и беспрестанно искушает, терзает, мешат ему жить и строить нормальные отношения с окружающим миром. Постепенно, с Божией помощью, Иван фактически побеждает беса. Но в этой борьбе он приобретает такую Любовь, что жалеет того, кто не давал ему жить. Любовь превосходит всё, даже природу беса. И под влиянием подвижника он меняется, он сам начинает проявлять милосердие. И вот, его бесовская сила иссякла. Любовь победила.

    «Ложь», а точнее художественный вымысел в том, что бес покаялся. Для христиан это нонсенс. Но этот сюжетный поворот был создан лишь с одной целью — показать, на что способны вера, терпение, смирение и Любовь человека вкупе с Любовью, Силой и Правдой Божией.

    12 сентября 2016 | 11:51

    Перечитал отзывы о фильме. Что уж говорить, если люди сами сомневаются в существовании Бога, при том что сами регулярно ходят в церковь. Настолько прогнившая сущность человеческого бытия на этой планете источает такую вонь, что даже Бог перестал помогать людям. А кто тогда нам поможет? Как ни странно — сами бесы. Да-да, именно про это и повествует сей фильм.

    Дочитаете этот короткий эпос и скорее включайте этот Великий фильм! Я три раза перечитывал Евангелие (Новый Завет), но этот фильм укоротил бы этот процесс в сотни раз. Тут есть все, что нужно! Я бы рекомендовал его включать в семинариях по всему миру! Он расскажет вам о человеке, о Боге и демонах. А самое главное, об их отношениях.

    Тимофей Трибунцев для меня попал в плеяду любимых актеров. Его игра бесподобна. Даже не представляю никого другого на эту роль. Настолько гармонично он в ней, что даже не разделим. Браво маэстро! Теперь не пропущу ни один фильм с его участием.

    А какие диалоги?! Боже! А сюжет? Смотрится на одном дыхании. Посмеяться до слез, и поразмышлять еще много дней.

    На этом хочу закончить и поторопить вас посмотреть этот шедевр! Не затягивайте, ведь большинство его посмотревших дадут оценку не ниже восьми из десяти.

    9 из 10

    21 октября 2016 | 09:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>