• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:

Мандарины

Mandariinid
год
страна
слоган-
режиссерЗаза Урушадзе
сценарийЗаза Урушадзе
продюсерИво Фельт, Заза Урушадзе, Артур Вебер, ...
операторРейн Котов
композиторНиаз Диасамидзе, Леван Киквидзе
художникТеа Телия, Симон Матчабели
монтажАлександр Куранов
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
Эстония  33 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время87 мин. / 01:27
Номинации:
1992 год, Абхазия. Древнее эстонское село, расположенное в живописном месте между горами и морем, опустело — эстонцы вернулись на свою историческую родину. Остались только хозяин товарного цеха Иво, его сосед, владелец мандариновой плантации Маргус и местный доктор Юхан, который уже готов покинуть селение. Маргус также собирается уехать в Эстонию, но лишь после того, как будет собран урожай мандаринов. Война доходит до села, происходит боевое столкновение между грузинами и абхазцами. После боя Иво и Маргус находят одного оставшегося в живых чеченского наёмника по имени Ахмед, который воюет на абхазской стороне. Иво забирает Ахмеда к себе домой, чтобы его вылечить. Ночью, хороня погибших, Маргус обнаруживает, что, несмотря на тяжелое ранение, в бою выжил и один грузин — молодой парень Ника. Его тоже относят в дом Иво. Так под одной крышей оказываются бойцы противоборствующих сторон…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (25 009)
Рейтинг кинокритиков
в мире
88%
56 + 8 = 64
7.3
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Георгий Накашидзе, который играет роль чеченца по имени Ахмед, на самом деле является грузином.
    • Фильм посвящается Левану Абашидзе, известному советскому и грузинскому актёру, погибшему в войне с Абхазией.
    • Эстония выдвинула фильм «Мандарины» (2013) на «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» в 2015 году.
    • На написание сценария фильма ушло две недели.
    • Первый художественный фильм производства Эстонии (совместно с Грузией), выдвинутый на «Оскар».
    • Собираясь первый раз на съёмки, Лембит Ульфсак отпросился из театра, собрал вещи и приготовился к отъезду, после чего узнал, что начало съёмок переносится из-за финансовых трудностей. Впоследствии актёр рассказывал, что во второй раз отпрашиваться из театра ему было крайне неловко.
    • В фильме нет ни одной женщины.
    • еще 4 факта
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2269 постов в Блогосфере>
    сортировать:
    по рейтингу
    по дате
    по имени пользователя

    Заза Урушадзе поступил на режиссёрский факультет Тбилисского университета имени Шота Руставели в 16 лет, и, закончив его в 1988-м году, потом целых десять лет ждал возможности, чтобы реализовать первый полнометражный проект. Но по-настоящему занялся своей профессией только в последние пять лет, сняв три картины, которые начали возрождать былую славу грузинского кино. Для тех, кто не в теме, сообщу, что был период, когда кино именно этой республики считалось в СССР самым передовым и продвинутым. Именно тогда, в 1982-м, Урушадзе и решил учиться на режиссёра. Освоение навыков ремесла при непосредственном общении с ведущими мастерами даже не грузинского, а советского кино, привело к тому, что спустя четверть века национальная кинематография начала пожинать плоды с вложений в своего талантливого ученика.

    Думаю, не будет сильным преувеличением утверждать, что Заза Урушадзе сегодня является если не лучшим грузинским режиссёром, то однозначно — одним из лучших. Судя по его творческим пристрастиям — стилю и выбору тем, он напоминает нашего Алексея Балабанова (свято место, как известно, пусто не бывает). И «Мандарины» в чем-то перекликаются с балабановской «Войной». События происходят осенью 1992-го года, в момент начала грузино-абхазского конфликта, который 14 августа стремительно перерос в войну. Невольным свидетелем этого и главным героем фильма становится пожилой эстонский крестьянин Иво, всю жизнь проживший на тихом хуторе, спрятанном в живописном горном массиве Абхазии, а теперь помогающий своему соседу Маргусу управиться со сбором невиданного урожая мандаринов. Маргус хочет успеть собрать и продать урожай, чтобы уехать вслед за родственниками в Эстонию.

    И хотя вся эстонская община уже эмигрировала из опасной зоны, Иво категорически отказывается покидать место, где родился. Тот факт, что Иво уже определился со своим выбором, делает его независимым и в каком-то смысле бесстрашным. И когда волею обстоятельств в его доме оказываются двое раненых солдат противоборствующих сторон, он до последнего пытается не только утихомирить врагов, но и понять причину их взаимной ненависти. Урушадзе снимает абсолютно мужское кино, в котором не нашлось места ни для одной женской роли. Но это ничуть не ослабляет сюжет, где основой становится не столько конфликт непримиримого противостояния, а драма разорвавшихся связей между поколениями — безрассудной, амбициозной молодостью и мудростью, знающей цену не только жизни, но и смерти.

    Эстонский актёр Лембит Ульфсак, в молодые годы прославившийся на весь Союз, сыграв Тиля Уленшпигеля, в роли Иво становится воплощением того самого мудреца, который не позволяет собой манипулировать и пытается сохранить нравственность и здравый смысл в охваченном безумием мире. И мы видим, как сила духа побеждает физическую силу, а душевность справляется с агрессивностью. Иво демонстрирует те самые важные и вненациональные человеческие качества, которые с некоторых пор стали дефицитом в нашей реальной жизни. Так частная история перерастает границы локального военного конфликта двадцатилетней давности и становится универсальной притчей о добре и зле, мудрости и безрассудстве, эмпатии и ненависти.

    6 февраля 2014 | 12:55

    Грузино-абхазская война. В брошенной жителями и богом деревне живут два эстонца, один — плотник, другой выращивает мандарины. Они не уехали на родину как их семьи и односельчане, поэтому стали невольными свидетелями войны, которая в их жизнь ворвалась в виде двух чеченцев и нескольких грузин, устроивших бой под окнами одного из них. Выжили только двое — чеченец и тяжелораненый грузин, которых и приютил у себя старик по имени Иво.

    Идея фильма, когда враги ведут диалог между собой находясь на нейтральной территории, не нова. Такой сюжет проскакивал у Хемингуэя, не так давно были сняты отличные фильмы «Ничья земля» и «Кукушка». Режиссеру намного легче передать свой антимилитаристский посыл, когда враги ведут диалог между собой лицом к лицу, а не кричат лозунги каждый в своем окопе.

    Убивать априори плохо, война не может быть оправдана никакими причинами, притом каждый солдат оказывается заложником ситуации, независимо от того воевал он ради мифического «долга родине» или ради того, чтобы прокормить семью. Тост за смерть, прозвучавший в фильме, — это приговор не только грузину и чеченцу или этой конкретной войне, это приговор всему человечеству, которое никогда не войдет в эпоху гуманизма, когда актер и отец семейства начинают грызть друг другу глотки из-за чужой земли. И как горькая шутка: из-за чужих мандаринов. А в итоге ведь получается, что хозяин земли не тот, кто её выжигает, а тот, кто растил там всю жизнь мандарины, вот только ему и первым ложиться в эту землю под тень своих же мандариновых деревьев.

    Фильм получился шедевральный, можно, конечно, говорить об определенной вторичности сюжета, неспешности и некоторой нудности повествования, но всё это теряется в глубочайшем трагизме и надрыве, с каким рассказана эта история. И самое страшное, что она не закончилась. Я не знаю чем обернутся события весны 2014 года, но я надеюсь, что они не станут основой для подобного кино.

    10 марта 2014 | 11:25

    Совместный эстоно-грузинский фильм грузинского режиссера Зазы Урушадзе, получившего за данную работу на 29-ом Варшавском кинофестивале приз «За лучшую режиссуру», произвел двоякое впечатление.

    Сюжет относит зрителя к грузино-абхазскому вооруженному конфликту 1992 — 1993 годов. Место разворачивающихся событий — эстонская деревушка на территории Абхазии в 1992 году.

    «- Ты русский?
    - Нет, я эстонец.
    - Что эстонец здесь делает?»


    Дело в том, что в конце 19 века происходила массовая миграция эстонских крестьян на свободные земли, в том числе и на земли Кавказа. Вот такой уголок эстонцев показан в данном фильме.

    «- А где грузинская земля?
    - Здесь грузинская земля. Вот где ты сидишь — это и есть грузинская земля. Ты сидишь на грузинской земле. Понял?!
    - Нет. Я сижу на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме, а он стоит на абхазской земле».


    Из-за возникшей между грузинами и абхазцами войны практически все население деревни покинуло место предстоящих боевых действий, за исключением эстонского крестьянина Иво и его соседа Маргуса, выросших на этой земле и пустивших здесь свои корни. Оно и понятно — война войной, но в саду созрел большой урожай мандарин! У крестьянина сердце болит, глядя на то, как пропадают его труды. Но война вносит свои коррективы…

    «- Это война за мои мандарины».

    Перед нами раскрываются взаимоотношения между чеченским наемником Ахмедом, воюющим на стороне абхазцев, и грузина Ники. Арбитром выступает Иво, предоставивший обеим крышу над головой и лечивший их от огнестрельных ран в своем доме.

    Нравственная основа человеческих отношений является стержнем всего повествования. Сохранить человечность в любой, даже самой критической ситуации, суметь понять и простить своего врага, остаться человеком — пожалуй, главная фабула этого фильма. Исполнена она превосходно. Атмосфера фильма, созданная, в том числе, при помощи замечательно подобранного музыкального сопровождения, передает эмоциональный накал и, одновременно, рассудительность героев киноленты.

    Однако режиссер не сумел остаться беспристрастным в своих политических симпатиях, что в некоторой степени испортило впечатление о фильме и оставило после себя неприятный осадок противоречия.

    Тем не менее, главное нужно помнить, что все мы люди, независимо от страны проживания, национальности, расы и веры. На мой взгляд, главную ценность — человечность, всепрощение, бессмысленность и жестокость войны, Заза Урушадзе передал своей работой великолепно.

    20 марта 2014 | 22:39

    Очень странно, почему на фоне «Левиафана» никто не заметил еще одну картину-претендента на Золотой Глобус — «Мандарины». Это кино куда мощнее звягинцевского. Правды здесь явно не меньше, а, может быть, и больше.

    Это кино похоже на «Левиафан» тем, что его тоже можно назвать анти-российским. Вряд ли его покажут по ящику. И не потому что не формат или режиссер — эстонец, нет. Просто такое кино в эпоху путинской стабильности не выгодно. Просто оно может в клочья разорвать все шаблоны, так тщательно создаваемые за эти годы росссийским ТВ. А показать хорошего грузина или эстонца — это на сегодняшний день показать едва ли не хорошего американца или украинца. Увы.

    Фильм не показывает, что плохо. Фильм показывает, что хорошо. Хорошо — дружба чеченца и грузина, воюющих по разные стороны баррикад. Хорошо — умение пошутить про «пописать из окна» тогда, когда не до шуток вообще. Хорошо — иметь собственный мандариновый садик как символ свободы и оранжевого счастья, последнего, что у тебя осталось на этой земле.

    Это кино призвано сплотить кровавый мир, стоящий на пороге 3-й мировой войны. Такому кино очень важно оказаться в нужном месте в нужное время, чтобы не были повторены ошибки прошлого. Ведь, как мы знаем, история — самый хороший учитель, у которого самые ужасные ученики.

    Если верить официальным данным, таких парней, как Ника, полегло только 4000. А еще 1000 пропала без вести. А сколько было убито таких, как Маргус? Ни в чем неповинных, просто любящих делать изо дня в день свою работу, собирая мандарины в ящики. И сколько потом умерло таких же мирных и невиноватых в Осетии, Чечне и на Донбассе?

    Это кино призвано предотвратить ошибки людей, у которых на определенном этапе истории оказывается инструмент власти, позволяющий делать все, что захочешь. Инструмент, от которого начинаешь сходить с ума. Кино должно достучаться до самых твердолобых людей, которые видят только то, что хотят видеть. Эта картина не о войне. Она о мире.

    Знаете, как я определяю, какую оценку поставить? Если людям с другой стороны экрана удается меня вывести на эмоции и позволить пустить скупую мужскую слезу, я безоговорочно ставлю 10. Фильм Зазы Урушадзе заставил меня почти рыдать навзрыд.

    10 из 10

    14 января 2015 | 07:10

    Думаю, что во время просмотра данного фильма, сопереживать одной из враждующих сторон крайне сложно. Ведь Заза Урушадзе показывает нам войну глазами людей, за интересы которых якобы воюют. Людей, не бросивших родную землю несмотря войну, и искренне любящих свой дом вне зависимости от цветов флага, которым хотят накрыть их захватчики/освободители.

    Большинство военных драм довольно предсказуемы. Нам хотят показать, что даже в самой ужасной и жестокой войне есть (и должны быть) люди, руководствующиеся своими лучшими качествами:человечностью, совестью, и добротой, а не идеями. Данный фильм не стал ломать стереотипы, но он все равно, по моему субьективному мнению, состоит в разряде особенных.

    Главный герой фильма старик Иво дает кров раненому грузину и чеченцу, предлагая свою бескорыстную помощь и воспринимая двух враждующих между собой людей скорее как гостей, а не союзников или врагов. Народам Кавказа присуща честь, мудрость, верность культурным традициям и конечно же гостеприимство. Иво именно такой, хоть и эстонец по национальности.

    В описании к фильму сказано, что Иво «пытается понять, какая из двух противоборствующих сторон права в развязавшемся конфликте». Это не совсем так, а точнее совсем не так. Создатели фильма не погружают нас в подробности и причины этой войны. Здесь есть только старик и двое «детей смерти»,пришедших в деревню чтобы убивать.

    Фильм о войне, в которой режиссер занимает нейтральную позицию, причем о войне в его стране, у меня, безусловно, вызывает интерес. Война-это когда много хороших парней убивают друг-друга. В этом суть, если не смотреть на громкие лозунги, под которые она проходит. Только много ненависти и смерть.

    10 из 10

    16 июля 2014 | 18:43

    Всякий раз когда пересматриваешь фильмы, открываешь для себя что-то новое: новые впечатления, новые эмоции, новые мысли. Грузино-эстонский фильм «Мандарины» оказался не исключением, пересмотрев его у меня возникли иные ощущения, ибо фильм не так прост, как может показаться на первый взгляд. Грузинский режиссёр Заза Урушадзе, годом ранее успешно сняв третью часть «Прогулки в Карабах» с тем же Михаилом Месхи, на сей раз решил затронуть Абхазскую войну 1992 года.

    Георгий Овашвили в 2009 году затронул тему той же войны в своём фильме «Другой берег», показав нам историю жизни 12-летнего мальчика на фоне гражданской войны, однако Заза Урушадзе в «Мандаринах» решил более углубиться в данную тему, показывая не только последствия войны, но и обнажая души солдат. Режиссёр показывает нам маленькую деревушку, где прежде жили эстонские переселенцы, однако с началом войны большинство из них покинули эти места, а остаются лишь хозяин мандариновой рощи Маркус, доктор Юхан и Иво — собственно душа фильма, который вместе со своим другом Маркусом обнаруживает раненых — чеченского наёмника Ахмеда, который воевал на стороне абхазов и грузинского бойца Нику.

    Зритель сразу же начинает понимать, что главная изюминка фильма — развитие отношений двух врагов, живущих под одной крышей. Предсказуемый исход понятен сразу же, однако это не значит, что фильм обязан быть скучным. Заза Урушадзе совершенно спокойно даёт зрителю понять смысл фильма, медленно раскрывая характер противоборствующих сторон и собственно эстонского старика Иво, пытающегося принести мир в души наших героев. Конфликты, ссоры. горячие речи, а самое главное — человечность, без которой просто не обойтись в хорошей военной драме, ибо должны быть какие-либо наставления, напутствия, советы и элементарное человеческое отношение. Заза Урушадзе весьма успешно демонстрирует нам всё это, местами вовремя внеся драматичные эпизоды, но не давая нашим героям расслабиться. Жаль лишь одно, что хронометраж фильма всего лишь 87 минут, ибо атмосфера нереально приятная и близкая.

    «Мандарины» является совместной работой кинематографистов Грузии и Эстонии и фильм получил более 15 наград на международных кинофестивалях, в том числе и приз «За лучшую режиссуру» на Варшавском кинофестивале. В фильме приняли участие, как и грузинские, так эстонские актёры и каждый из них отлично проявил себя, особенно понравился Лембит Ульфсак, сыграв эстонского старика Иво, который цеплял своим обаянием и достоинством, показывая отличный пример.

    Кто виноват ? Смысл этой войны ? Режиссёр не обратил внимание на эти вопросы. Он акцентировал внимание на состояние души героев, а не на войну, однако всё-таки стремясь показать, что война это не лучший выход и есть пути иные. Герои начали со временем это понимать, конечно же, не без помощи старика Иво, который словно ангел явился на внутренний крик души и избавил их от мучений. Заза Урушадзе поставил весьма хорошую военную драму за последние годы, которая номинировалась на «Золотой глобус». Режиссёр показал нам ужасные последствия войны и маленькую долю человечности, способную дать надежду всему миру.

    Отдельное спасибо и большой поклон грузинскому композитору Ниаз Диасамидзе, который поставил необычную чудесную музыку, пробирающую до глубины души.

    8 из 10

    18 декабря 2014 | 20:08

    - Все люди — один народ и у них один язык;
    вот они и затеяли такое;
    теперь не будет для них ничего невозможного.
    Сойдем же и смешаем им язык, чтобы они перестали понимать друг друга. (Бытие)


    Как мало нужно человеку, чтобы ненавидеть и убивать друг друга… Достаточно быть иной национальности, вероисповедания, цвета кожи, гражданства. Уничтожение не требует больших физических и моральных затрат, достаточно лишь вычленить из объекта ненависти необходимую черту или признак, оправдывающий ненависть, облагораживающий ее, дающий людям мнимое право на убийство. И напротив, сколько усилий нужно проявить, чтобы возлюбить, чтобы примириться, простить, разглядеть в оппоненте черты, присущие самому себе, осознать незримую близость и родство невзирая на все собственноручно воздвигнутые барьеры различий. Ведь для этого нужно напрягать зрение, слух, восприятие, сознание, в конце концов. Гораздо проще ненавидеть, не задаваясь вопросами о причинах разрушающего чувства или же оправдывая его внушаемыми нам поводами.

    Создатели картины в довольно поверхностной форме, на первый взгляд, смогли донести до зрителя идею всечеловеческого родства и нелепость разделения людей по тем или иным признакам. Поистине — все гениальное просто. История переосмысления отношения друг к другу и самих себя двух непримиримых врагов, волею судеб, оказавшихся под одной крышей, без лишних, усложняющих суть повествования сюжетных линий, обычно присущих драматическому кино, настолько ясно и доходчиво демонстрирует ничтожность разностей, заставляющих ненавидеть, что мысль, доносимая с экрана будто становится твоей собственной, ненавязчиво и накрепко засиживая в черепной коробке.

    Что служит причиной столь сильного воздействия с экрана? В первую очередь — это актерская игра главных действующих лиц, которые посредством своего таланта, смогли изобразить своих героев, их эмоции и мировоззрение таким образом, чтобы зритель не смог разглядеть в их игре притворство, они изобразили на экране жизнь, реальную, не подогнанную под кинематографическую картинку и вымышленные образы, а обычные человеческие чувства, это ли не высшая грань мастерства? Актерам удалось ее продемонстрировать в полной мере, не позволяя зрителю заподозрить их в игре на камеру, лишь проживая каждую сцену наяву, искренне и неподдельно. Благодаря им, большая часть хронометража воспринимается через смех сквозь слезы. Каждая реплика служит не заполнением сюжетного вакуума, а несет в себе посыл, заставляющий из раза в раз вдумываться в услышанное, мысленно принимать в происходящем непосредственное участие. Каждый взгляд выражает именно ту эмоцию, которая соответствует происходящему на экране. Ни грамма фальши и актерства, все как в жизни. На мой взгляд, это именно то, что делает из рядовой драмы — проникновенную.

    Эту картину можно понимать по-разному. Кто-то видит в ней «агитку» стран, явившимся страной производителем картины, кто-то, следуя своему предвзятому убеждению, спешит узреть в картине намек на вину той или иной страны в разворачивающихся действиях, происходящих на экране. Кто же не способен увидеть это — лишь пациент на приеме у психолога, видящий в кляксах то, что ему хочется видеть…

    10 из 10

    16 сентября 2014 | 19:13

    Фильм рассказывает нам об одном из многочисленных этнических конфликтов на молодом постсоветском пространстве. Действие происходит в 1992 году в Абхазии, идет война между двумя «братскими» народами — грузинами и Абхазцами. Где-то за кадром еще наверняка есть осетины, но нам представляют только чеченца, наемника сражающегося за свободу и деньги соседнего народа и грузинского солдата. Посередине между ними пожилой эстонец, выращивающий мандарины в глухой отдаленной деревни.

    В целом фильм понравился, вполне наглядно показана бессмысленность происходящего в те годы. Особенно это хорошо видно со стороны спокойного, доброжелательного деда, который весь фильм не хочет принять абсурдность взаимной ненависти двух, по сути, одинаковых людей, судьбою оказавшихся под одной крышей.

    Очень напомнило фильм «Ничья земля», о сербе и албанце, оказавшихся в одном окопе.

    23 января 2014 | 14:06

    За одним столом сидит два врага. Они оба едят, пьют чай и ждут, когда их раны затянутся и они смогут продолжить войну. Один будет защищать то, что считает своей — грузинской землей. Второй будет сражаться, как он думает, за интересы маленького народа. Один будет воевать бесплатно, а второй — за деньги.

    Они двое были ранены в одном бою. Грузин убивал чеченов, чечены — убивали грузин. Они вдвоем выжили, а их собратья — погибли. Их собратья похоронены в лесу, а они вдвоем сейчас сидят друг напротив друга и едят суп.

    Где та грань, за которой люди перестают быть людьми и, наоборот, ими становятся? На каком расстоянии видны люди, а не цели?

    - Он же грузин. Ты хоронишь грузина рядом со своим сыном?
    - Разве это имеет какое-то значение?

    Фильм рассказывает о жизни двух эстонцев, оставшихся в поселке, когда началась грузинско-абхазская война. У двух соседей есть план по сбору мандаринов — это их и планы, и мечта и просто работа. В результате боя между грузинами и чеченцами, в их жизни появится двое чужых людей, сражающихся за одну землю.

    Фильм не раскроет смысла войны и не покажет того, кто прав. Или виноватового. Или сильного. Или слабого. Или умного. Или глупого.

    Он задает вопрос: Что имеет значение? Каждый отвечает для себя сам.

    10 из 10

    20 мая 2014 | 03:41

    В годы расцвета Советского Союза стремление отдельных республик к автономии было нечастым явлением и своевременно подавлялось. После Беловежского соглашения началась дележка территорий, и на некоторые нашлось сразу несколько хозяев. До сих пор непризнанная мировым сообществом Абхазия ощутила на своих землях всю тяжесть разразившейся войны с Грузией, отголоски которой еще долго разносились по близлежащим горам. Некогда населенное эстонской общиной крохотное село — всего лишь точка на карте боевых действий. Однако и в его границах абсурдность вооруженного столкновения между братскими народами очевидна. Волей обстоятельств пожилой столяр Иво стал свидетелем обоюдной ненависти, горящей в глазах бойцов противоборствующих сторон — чеченца и грузина. Старик приютил под своей крышей обоих тяжелораненых солдат, несмотря на неминуемую угрозу нового кровопролития. Так велит им воинский долг. Но есть и кое-что другое в жизни кавказского мужчины — слово, данное старшему, обещание не убивать в его доме. Неизвестно лишь, насколько сильно это слово при столь напряженных обстоятельствах.

    «Мандарины» Зазы Урушадзе — не военный фильм, хотя в нем есть и война, и кровь, и смерть. Однако талантливый грузинский постановщик снял картину не с целью расставить конфликтующих по разным углам и огласить, кто, по его мнению, больше виноват, и кому на самом деле принадлежит абхазская земля. «Мандарины» — авторское высказывание на тему мира и согласия, каким бы анахронизмом эта фраза сейчас не казалась. У чеченца Ахмеда и грузина Ники разная история, вера и обычаи. На войну каждый пошел по своей дороге, которая закончилась тупиком в доме старика. Недалеко от жилища эстонца роскошный мандариновый сад, и эти плодоносящие деревья — лучший ответ на вопрос: что война отнимает в первую очередь? Жизнь, любую жизнь. Над потерянным после артиллерийского залпа урожаем никто не будет плакать. А над убитыми ни за что молодыми ребятами Иво утирает скупую мужскую слезу — он как никто понимает ценность долгой жизни в мире.

    По мере того, как восстанавливающие силы Ахмед и Ника открываются друг другу, становится все меньше смысла в их появлении на войне, да и в самой войне. Чеченец честно признается, что сражается ради денег, и главу семейства за это не упрекнешь. Но о каком долге в этом случае можно вести речь, когда война превращается в чей-то преступный бизнес? Неслучайно Урушадзе противопоставляет выращивание мандаринов всему грузино-абхазскому конфликту. И там прибыль, и здесь прибыль — только очень разная. Медленно приходит осознание скудной ценности собственной жизни, которую могут отнять свои же, если не разберутся, кто перед ними. При всей своей очевидности, метаморфоза, переживаемая обоими солдатами, поражает простотой и тонкостью воплощения. Лютые звери, понимающие только скрип лязгающего затвора и грохот автоматной очереди, превращаются обратно в тех людей, которыми они и родились. В этом преображении значение мудрого слова, которым одаряет Иво двух заплутавших бродяг, не переоценить. Один короткий разговор, второй, совместное дело… Незаметно и неожиданно, прежде всего, для самих себя, враги перестают понимать причину вражды. Ведь это чужая вражда чужих людей, которым в силу непомерности собственных амбиций договориться не удастся никогда.

    «Мандарины» отличаются от прочих картин подобного рода не только наличием сильной режиссерской руки, но и проработкой всех деталей антуража. Великолепное музыкальное сопровождение с первых же струнных аккордов оставляет неизгладимый след в душе. В отличие от «Кукушки» Рогожкина, картина Урушадзе лишена какой-либо наигранности, чему поспособствовало привлечение непрофессиональных актеров, за исключением Лембита Ульфсака. Известный еще по советскому экрану, он распространил благожелательную ауру в дом своего героя Иво, доказав, что быть старым — не значит утратить способность влиять на ход вещей. Перед нами предстал человек, который, единожды совершив выбор, стал неотделим от земли. На экране здоровый патриотизм и самого героя, и создавшего его режиссера. Принимая творение Урушадзе как нечто по-настоящему незаурядное, знаковое и фундаментальное, хочется лишний раз вспомнить, что когда-то именно Грузия рождала мастеров режиссерского искусства вроде Георгия Шангелая или Тенгиза Абуладзе. Смута при всей своей очевидной негативной сущности, имеет и положительную сторону — она однажды рассеивается. Картина «Мандарины» не несет в себе каких-то протестных настроений, политической пропаганды или малопонятного манифеста. Всякой посторонней шелухи нет и в помине. Надежда грузинской кинематографии снял честный и правдивый фильм о простых, но забытых в наше время вещах. А о них стоит помнить, даже если завтра придет война.

    9 июня 2016 | 19:47

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>