Летят журавли

год
страна
слоган«So Much to Love - So Little Time»
режиссерМихаил Калатозов
сценарийВиктор Розов
директор фильмаМихаил Калатозов, Игорь Вакар
операторСергей Урусевский
композиторМоисей Вайнберг
художникЕвгений Свидетелев, Л. Наумов
монтажМария Тимофеева
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
зрители
СССР  28.3 млн,    Франция  5.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время95 мин. / 01:35
Фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание… В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (12 295)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
18 + 1 = 19
8.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:15
    все трейлеры

    файл добавилqiwi3

    Знаете ли вы, что...
    • На фестивале в Каннах название фильма было переведено на французский язык, как «Когда прилетают аисты»… Всё дело в том что оригинальное название картины на французском слэнге означает «проститутки воруют».
    • На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.
    • Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
    • Рабочее название картины — «За твою жизнь».
    • Веронику должна была играть Елена Добронравова. Ассистент Михаила Калатозова увидел Татьяну Самойлову в фильме «Мексиканец», после чего порекомендовал ее оператору Сергею Урусевскому, а тот уже режиссеру Калатозову.
    • Никита Хрущёв после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой».
    • О триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР сообщали сдержанно. В заметке без названия и фотографий в «Известиях» не были упомянуты ни режиссёр, ни автор сценария фильма.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
    • Во время съемки эпизода, когда Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, Татьяна Самойлова, больная туберкулезом, упала в обморок.
    • еще 6 фактов
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Когда любишь по-настоящему, то не представляешь жизни без своей второй половинки. Только он всегда приходит по первому зову, когда тебе плохо, только он понимает тебя, только он может утешить тебя в горе и разделить твою радость, только с ним становится спокойно и кажется, что ничего не страшно. Когда он уходит ненадолго, создаётся ощущение, что вместе с ним ушла и часть тебя. А когда он возвращается, вместе с ним возвращается та утерянная часть, и солнце начинает снова по-прежнему ощущать твою жизнь, как будто и не было никакого расставания.

    Но иногда случается, что приходится расставаться из-за каких-либо жизненных обстоятельств на неопределённый срок. Часть тебя оказывается утерянной, и неизвестно, когда она возвратится на своё место. Жизнь начинает казаться чёрной безлунной ночью, и неизвестно, когда солнце взойдёт вновь. Ни что не приносит радости, что принесло бы, будь он рядом. Остаются только боль и пустота от потери. И надежда, что вы ещё встретитесь, что он обнимет и скажет, что всё прошло, всё позади, надежда, что где-то далеко он тоже любит тебя, тоже тоскует и ощущает ту же самую пустоту, тоже мечтает о встрече.

    А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.

    Вероника и Борис любили друг друга, но война их разлучила навсегда, даже не дав попрощаться. Он ушёл и никогда не вернётся. Она осталась одна и никогда его не увидит. Они никогда больше не встретятся. Никогда.

    И как ей быть в такой ситуации? Поставить крест на своей жизни и с головой погрузиться в бездну страданий и вечного одиночества, храня преданность их любви? Или же пытаться жить дальше, храня в памяти светлые воспоминания о самом счастливом времени в своей жизни и радуясь тому, что оно было, хоть и недолго? Пытаться обрести новое счастье, хоть и не такое, какое было, но хоть какое-то, думая, что любимый хотел бы, чтобы она была счастлива с другим, раз уж он сам не может сделать её такой?

    Вероника выбрала жизнь, попытку обрести новое счастье. В её жизни появился другой. Не такой, каким был тот. И новая любовь не более чем слабое эхо той, что была. Но Его она всё равно не забыла, и вспоминала каждый раз, когда трещины нового счастья отчётливо вырисовывались перед глазами. Она променяла бойца на тыловую крысу и не выдержала испытание временем, но всё равно новая любовь не затмила ту, а другой мужчина не занял в её сердце место того. Иначе она не стала бы считать до пятидесяти на бегу к почтальонке в надежде, что, может быть, от Него пришло письмо.

    Фильм снят в 1957 году, но он не выглядит на свои года. Кажется, что он снят в этом веке с маскировкой под старину, а не в середине прошлого. Его свежесть, «молодость» и «современность» видны во всём: в режиссуре, в игре актёров, в работе оператора и т. д. 

    История, показанная в фильме «Летят журавли» будет близка каждому, кто по-настоящему любил, и уж тем более тем, кто терял любимого. Она показана интересно, проникновенно, ненавязчиво, красиво и даже легко, давая зрителям шанс просто смотреть, любуясь картинкой. Легко, потому что в фильме нет гнетущего драматизма, который своим давлением указывал бы на страдания или мучения героини, нет намеренно выделенных эпизодов или речей героев, которые бы указывали на что-либо еще.

    Актёры не демонстрируют каких-либо неимоверных страданий, искажая лица гримасами боли, не делают никаких специальных эмоциональных движений, что тоже говорит о «современности» фильма. Но по одному их виду понятно, что чувствуют и думают их герои, и этого хватает, чтобы героя понять и начать ему сочувствовать или же, наоборот, невзлюбить его.

    Работа оператора Сергея Урусевского, которая играет значительную роль в сохранении «молодости» фильма, отличается своим новаторством и исключительностью. Различные ракурсы, ракурсы сверху и снизу, положение света и тени, переходы между ними поражают своей красотой и создают ощущение, что каждый кадр — это современная профессиональная чёрно-белая фотография. Оператор сотворил чудо. А некоторые моменты, благодаря такой съёмке и режиссёрской постановке, даже слегка отдают сюрреализмом.

    Спустя 52 года фильм выглядит современным и новым. Он не постарел, а это главный критерий качественности и главный показатель шедевра.

    ***
    А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.

    «Ты же не видел, как его хоронили!»

    Тогда остаётся лишь одно — цепляться за каждую мелочь, которая может дать хоть малюсенькую, хоть призрачную надежду. Только тогда можно будет найти в себе силы и смысл жить дальше.

    Журавли летят, как и раньше, только вот Его нет рядом, чтобы вместе поднять головы и счастливо улыбаясь посмотреть на их полёт.

    20 мая 2009 | 16:26

    «Журавлики-кораблики летят под небесами,
    И серые, и белые, и с длинными носами! «


    Осень… Осень — пора прощанья. Осень — пора грусти и печали. Осень — время, когда первые отголоски грядущих холодов увядающими листьями накрывают сознание. И именно сейчас они улетают — птички-журавлики. И становится так одиноко, будто на самом деле всю жизнь ты жил с ними и ради них. Но ты не замерзаешь, нет. Ведь и в этом крае уныния остается надежда, надежда, что они прилетят вновь… для тебя. Журавлики-кораблики…

    Как теперь не вспомнить о знаменитом фильме Михаила Калатозова «Летят журавли»? Он ведь тоже немножко об осени и о надеждах на весну. Пятьдесят лет прошло со времени создания этого фильма, а кажется, что это было вчера, более того — это было всегда.

    О сюжете. Он прост. Размеренное течение жизни 40-х внезапно прерывается, когда начинается Великая Отечественная война, и главной героине — Веронике — ничего не остается, как ждать возвращения возлюбленного с фронта. Стечение обстоятельств толкает ее на поступок, о котором ей вскоре приходится пожалеть.

    Сказав так, я, тем не менее, не раскрываю всей неповторимости, трагичности и трогательности этой истории. Рискуя скатиться к описательности, скажу поподробнее.

    Итак, в начале фильма мы видим счастливых героев — Веронику и Бориса, опьяненных жизнью и молодостью, летящих по набережной. Кажется, вся жизнь впереди, кажется, так будет всегда. Да, будут и проблемы, но все будет хорошо. Счастливые… летят под небесами…

    Но все обрывается со словами «Говорит Москва…» Так, громко и беспокойно, тревожно в жизнь героев врывается война. Война! — теперь нельзя быть молодыми, теперь «война — нельзя веселиться». Журавлики улетели, настало время испытаний. И каждый герой пройдет этот путь по-своему. Кто знает, может журавли еще прилетят для кого-то?

    Удивительно, но в картине Калатозова нет ненужных персонажей. Герои фильма вызывают симпатии или презрение, интерес или негодование, к их судьбам не остаешься равнодушным, ведь они люди, а люди совершают ошибки, просто есть люди прогнившие, а есть оступившиеся. И серые, и белые… Тем не менее, не остается нераскрытым ни один представленный персонаж. Мы это видим даже в небольших, но ярких ролях, будь то солдат, которого не дождалась невеста или некая чувствительная особа, празднующая свой день рождения. Это как в жизни, где нет второстепенных и вспомогательных людей (если только вы не придадите им такого значения) — есть только те, о ком ваше повествование. Это как на картине, где изображено множество людей, но с центральной драмой пары героев. Ведь не дорисуй художник кого-нибудь, мы бы это сразу же заметили, и впечатление было бы испорчено.

    Как бы странно это ни прозвучало, но М. Калатозова можно назвать либералом советского времени. И дело даже не в том, что он решился сказать о том, что в Советском Союзе были невесты и жены, не дождавшиеся тех, кого ждать обещали. Нет. Я называю его либералом потому, что он не навязывает свое видение проблем зрителю. Можно сказать, что «Летят журавли» — это хождение около смыслов. Еще секунда, и нам скажут, в чем смысл жизни. Но секунда проходит, и мы понимаем, что этого не произошло. (Оставили нас с длинными носами!) Наверное, картина может дать ответ на этот вопрос, но зритель должен сам постараться найти его. И так во всем.

    Немного об актерах. Татьяна Самойлова играет восхитительно, игра ее смотрится удивительно современно, но при этом обладает достоинствами старой актерской школы. Жаль, ей дальше не везло так на роли, но, хотя это прозвучит не очень уместно, «чем триста лет питаться падалью, лучше хоть раз напиться живой кровью». Яркая, неповторимая роль. Алексей Баталов сумел превосходно воплотить образ честного, доброго, «лучистого» человека. Остальные актеры тоже играют хорошо, но выделить хотелось именно этих.

    Нельзя не сказать и о великолепной операторской работе. Здесь очень тонко расставлены световые акценты. Здесь удалось создать безумно, потрясающе красивые сцены, какими редкий фильм может похвастаться. Я уж не говорю о том, с какой любовью и бережностью показана в фильме Вероника-Самойлова.

    А суммировав интересный сюжет, режиссерский подход, актерскую игру и операторскую работу, мы получаем то, что называется Искусством. Искусство разное бывает: то, что пробуждает потаенные страхи, то, что заставляет нас взглянуть на мир по-новому, то, что становится для нас образцом для подражания. Но здесь — самое ценное для меня искусство — искусство, которое проникает в душу, затрагивая самые тонкие ее струнки.

    Да, проходят годы, надежды превращаются в руины, рушатся целые миры… И только журавли все летят!

    10 из 10

    20 ноября 2007 | 17:01

    Если бы существовал конкурс на лучший фильм в истории нашей страны (СССР+Россия), я бы голосовал за «Летят журавли».

    Катарсис. Это главное впечатление от фильма. Этот фильм выше наших комментариев. Его не стоит раскладывать по полочкам, глупо его рассматривать «как образец любви во время войны» и т. д. и т. п. Почувствовать катарсис дано далеко не всем, для этого нужна по крайней мере ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Бессмысленно спорить с людьми, у которых данная сфера психики просто не развита — не созрела или по каким другим причинам. Способность воспринять этот фильм есть тест на эмоциональную зрелость. Я как раз сейчас занимаюсь тем, что составляю такой тест (дифференциация типов личности в зависимости от восприятия фильмов), так вот если прочие параметры достаточно спорны, просто плывут, то эмоциональная зрелость легко выявляется благодаря именно этому фильму (и очень немногим другим).

    Что есть искусство? Катарсис, катарсис и еще раз катарсис. Для понимания искусства нужен еще и грамотный зритель (недаром говорят, что глубина мысли зависит не столько от языка говорящего, сколько от уха слушающего). «Летят журавли» единственный советский фильм, попавший в лидеры кинопроката Франции. Разве случайно? Лично меня бы удивило, если бы он попал в лидеры в США, а во Франции конца 50-х зритель был культурный, понимающий и тонко воспринимающий.

    Еще хочу обратить внимание на потрясающую современность фильма: такое впечатление, что Михаил Калатозов имел машину времени. В то же время Пырьев штампует свои поделки, понятно когда они сделаны и скидку мы им даем именно за время. «Летят журавли» не требуют никаких скидок на время, снято как сегодня, разве что без 3-D технологий. Фильм удивительно существует вне времени и пространства — разве это не признак классики?

    Для тех, кто не понял фильма: подождите несколько лет, это может быть 40 лет, а может и 2-3 года, но не на диване в скуке, а в бурном водовороте событий и людей. Вернитесь еще раз к этому фильму и вы удивитесь, что когда-то он вас не затронул…

    Только 10 из 10.

    20 февраля 2010 | 14:40

    Самая проникновенная, трогательная картина про войну. Может потому что гордость за победу греет, а может очень порадовали такие большие достижения в области кинематографа в конце 50-х годов, скорее всего- это то и другое и конечно же что- нибудь еще..

    Так или иначе в ленте все правильно и органично, мне совсем не хотелось ни к чему придираться или критиковать. Очень сильно, четко и в самое сердце попадают эмоции героев. Игра завораживает, фразы так близки и понятны, они словно проходят сквозь годы и ты оказываешься кем- то по ту сторону экрана. Война зла, ей чужда любовь, но несмотря на это, если человек любит- он никогда не сдается. Это кино обязательно стоит смотреть, оно расскажет историю двух влюбленных, они вынуждены быть на большом расстоянии друг от друга, в связи со страшными обстоятельствами.

    Героиня фильма, в самом начале, глядя на небо с летящими птицами, читает стишок про журавлей, она держит своего любимого за руку и они бегут по мостовой, как дети… После просмотра, мне кажется, что журавли летят до сих пор, а это значит стоит жить дальше.

    10 из 10

    11 августа 2011 | 01:17

    Посмотрела вот только что, и знаете очень двоякие ощущения у меня.

    Что касается технической части, для тех лет очень и очень! Вне всяких сомнений, я бы дала картине кучу наград по этой части. Но техническая часть хороша тогда, когда выгодно дополняет смысловую и эмоциональную составляющие, а они мне совершенно неблизки. На многих советских фильмах о войне, которых в последнее время посмотрела немало, слёзы выступали на глазах на многих моментах или хотя бы в конце. Взять хотя бы «Офицеров», где тоже прослеживался любовный треугольник, но при этом в нём не было ни капли грязи. Грязи и в современных фильмах достаточно, от советских я ждала чистоты. Возможно, напрасно ждала, оттого и разочарование.

    Сразу видно, что фильм снят не для тогдашнего советского зрителя, а для иностранных наград. Может, будет звучать кощунственно, но мне было плевать на главную героиню. Кого мне было жаль, так это Бориса, его отца и сестру. Жаль, что Бориса показывали мало. Главной героиней была она. Да, она сильная, красивая, и при другом раскладе она мне бы очень понравилась, и я бы с ней вместе ждала и переживала, но здесь… У меня буря эмоций по поводу своеобразного сюжетного поворота. Я понимаю, никто не совершенен, всякое в жизни бывает, но тогда не надо кричать о любви до гроба. И все её раскаяния, ожидания, чувство вины… Да как она вообще в глаза отцу и сестре Бориса каждый день смотрела. Я бы на её месте ушла сразу.

    В общем, по мне, так главный женский персонаж сам себе противоречит: слишком громкие слова, слишком страшные страдания, а по поступкам совсем другое. Не верю. Если надежду на светлое будущее в народ будут нести такие героини (что пытались показать в последних кадрах), то уж не знаю, каким будет будущее.

    Эмоции фильм вызвал только отрицательные, никакого света не принёс, хотя по задумке должен был.

    4 из 10

    3 ноября 2016 | 20:17

    Что ж, посмотрел я и этот фильм. Удалось.

    Так бывает. Знаешь, что есть кино, которое ты не видел. Кино известное, признанное многими, если не сказать всеми. И ты ждешь, ну когда же, наконец, уже и тебе представится возможность оценить этот, со слов других, шедевр. И вот это происходит! И вдруг совершенно неожиданно ты чувствуешь себя обманутым. Потому что то, чем все так восхищались, оказывается на поверку пустышкой. Обидно!

    Сразу скажу: как человек, далекий от профессионального кинематографа, не возьмусь оценивать работу оператора. Знаю, что в данном конкретном фильме этой составляющей всегда уделялось особое внимание. Спорить не буду — просто оставлю этот аспект картины в стороне. Скажу лишь, что не считаю возможным присваивать статус шедевра пусть и мастерски снятой картине… ни о чем.

    Да! Именно так! Фильм, который многие ассоциируют со словом «гуманизм» для меня, видимо, будет синонимом слова «предательство».

    Дело в том, что я придерживаюсь той точки зрения, что раз кто-то снимает кино, то ему есть, что сказать людям. Он хочет донести до них свое мнение по тому или иному поводу. Иногда это получается, иногда нет — всякое бывает. А иногда это мнение настолько противоречит твоим собственным убеждениям и принципам, что ты просто не понимаешь: ну зачем было снимать об этом кино?!

    «Летят журавли». История бедняжки, которая в моих глазах представляется полнейшим ничтожеством. Опоздание на проводы, когда твой, якобы, любимый человек уходит на войну — это факт. Продирания сквозь толпу, крики, слезы, пакет печенья и пр. — эмоции. Цена им — грош. Выйти замуж за другого человека, не дождавшись с войны всё того же, якобы любимого — факт. Размышления, метания, угрызения совести и пр. — эмоции. Фальшь. Истерия. Мерзость.

    О чем этот фильм?! В чем его позитивная составляющая? Во всепрощении?! Самым главным разочарованием стал для меня герой В. Меркурьева (к слову сказать, самого яркого персонажа картины, превосходно сыгранного талантливым актером). Я готов был апплодировать его монологу в госпитале, когда он утешал и наствлял на путь истинный раненного солдата, которого не дождалась невеста. И что же?! В конце-концов и он оказался не в состоянии отличить добро от зла. Невероятно обидно! Равно как и невероятно раздражает улыбающаяся главная героиня в последних кадрах фильма — в этот момент она, в моих глазах, будто бы вторично отреклась от героя А. Баталова. И это на фоне пламенной речи о памяти и скорби — речи вернувшегося домой, но мыслями оставшегося на полях сражений со своими товарищами, солдата.

    Как можно восхищаться этим фильмом, если он аморален по своей сути, противен и беспринципен изначально?! Это не укладывается у меня в голове!

    Я высоко оцениваю эту ленту как произведение искусства — всё-таки отрицательные, яркие, острые, безумно негативные впечатления от просмотра — это тоже результат чьей-то работы. Но поставить высокую оценку фильму просто не могу. Противно.

    21 июля 2008 | 17:57

    «Летят журавли» — самая зрелая и, пожалуй, самая технически и сюжетно продуманная картина Михаила Калатозова. Оператором выступил бессменный Сергей Урусевский, уже удивлявший нас своим техническим видением в «Верных друзьях» и «Первом эшелоне».

    Для меня «Журавли» это превосходное, мастерски обыгранное ощущение катарсиса, несмотря на достаточно печальный конец. Режиссер работает с привычной нам, но все равно безумно сложной материей — материей войны и потери, судьбы человека. Война идет как бы фоном, помогая раскрываться людям, обнажая их подлинную сущность, которая не всегда приятна глазу.

    Отдельным абзацем поговорим об операторском мастерстве товарища Урусевского. Лично я считаю, что даже человек, далекий от киноискусства, найдет в его творениях новые для себя ракурсы взглядов на жизнь, которые раскрываются оператором через картинку. Кинематографистам же будет отрадно порадовать свое киносердце не виданными доселе, прогрессивными техническими решениями, которые позволяют глубже проникнуть в суть самого фильма.

    Итог: фильм будет интересен и понятен всем, кто открыт для искусства. Гарантирую вам удовольствие от просмотра.

    10 из 10

    19 апреля 2015 | 22:46

    Виктор Розов, фронтовик, потерявший в боях Великой Отечественной ногу, написал пьесу «Вечно живые», легшую в основу сценария фильма, в 1944 году. Ее отказывались печатать вплоть до 1957 года. Слишком нетипична, лишенная монументальной патетики и пропагандистской героики. История девушки, изменившей фронтовику с его сводным братом.

    Такая история шла вразрез с устоями государства. Не случайно, после просмотра фильма, Хрущев назвал главную героиню Веронику — шлюхой. Даже после широкого триумфального признания на Каннском фестивале и вручения Золотой пальмовой ветви, в СССР появилась лишь небольшая заметка без фотографий, без упоминания фамилий режиссера и оператора, в газете «Известия».

    Зато на советских кинематографистов кинолента произвела ошеломляющее впечатление. Не менее ошеломляющим был и зрительский успех. В московские кинотеатры выстроились огромные очереди.

    До фильма Калатозова все знали, что война была огромной трагедией, что победа была завоевана ценой десятков миллионов жизней, что погибали лучшие и молодые. Но вот прошло 12 лет и наступило время переосмысления, время катарсиса. И война вдруг увиделась через призму индивидуальной судьбы, увиделась экзистенционально, через глубинные психологические и духовные пласты человеческой природы.

    Увидели двух любящих людей, молодых и счастливых. Увидели, как все семьи узнали, что началась война. Увидели, как один любящий уходит на фронт, а другой вынужден остаться. Один. На всем белом свете. Потому что любимого не заменит никто. Увидели проводы сотен таких любимых идущих умирать. Увидели, что значит умирать, падая в болото, а над тобой кружатся небо и деревья, а ты думаешь не о Родине и партии, ты бежишь по лестнице в доме любимой, а она ждет тебя наверху в подвенечном белом платье. Вот он — эффект присутствия, созданный мастерами.

    А еще увидели и вспомнили, что значит ждать. Ждать, когда ты одинока и беззащитна. Ждать такой девушке, как Вероника, совсем незрелой, замкнутой и странно-тревожной. Такую девочку и винить-то грех. И еще больший, чем она совершила. Тем более, что ей хватило мощи души и чувства собственного достоинства преодолеть свой грех. И в белом подвенечном платье встретить победителей.

    Тандем Калатозова, с его грузинским темпераментом, и Урусевского, с его ручной, нервной камерой, ракурсами и светотенью, с его новаторскими приемами, сотворил шедевр, который ничуть не устаревает, не смотря на черно-белый формат. Шедевр, который потрясает души и сердца зрителей во всем мире. Потому что для душ человеческих нет границ и языков, как не существует их и для подлинного искусства.

    10 из 10

    9 мая 2013 | 12:58

    Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. (с)

    История молодых людей, врасплох захваченных войной. Шаг в пропасть, в невзгоды и труды. Не просто во взрослую жизнь, а в страдания.

    Часто в юности мы не можем точно определить свои чувства. И героям, возможно, не было дано много времени разобраться в себе. Это было только начало. И если бы не война… Ведь не приди Вероника просто на свидание, Борис бы пришел к ней на следующий день. А она не пришла на проводы — и всё. Война — и всё. Как часто в повседневной жизни мы не ценим данное нам. И это вечная тема, неотделимая от юности.

    В обычной жизни, Вероника могла бы никогда не оказаться наедине с Марком. А после смерти родителей она не хотела беречь свою жизнь и не знала точно, нужна ли она Борису. Ведь только от такого отношения к жизни, она не поспешила в убежище.. В убежище от бомб, от Марка, от себя.

    Каждое действие имеет последствия. А время расставляет по местам действующих лиц в пьесе любви. Но увы, у Вероники остаются лишь ритуальные попытки приблизиться к Борису.

    Как быстро игра стала суровой реальностью. Вероника не сумела перестроиться, её душа еще кокетничала, хотела беззаботного счастья. И записка Бориса обрела для неё смысл именно тогда, когда она её прочла. Ведь сразу, в первые дни войны — ей было это не нужно.

    Прекрасно показано одиночество женщины, не дождавшейся возлюбленного с войны. Она встречает людей, близких ему, но все чужие. И отсутствие сцен войны — это именно то, что нужно для передачи её состояния.

    Героиня не боролась с войной непосредственно. Она должна была меняться вместе с ежесекундно изменяющимся миром. Да кто знает, что еще она была должна. Но наша жизнь (и русского человека, да) не дает четкого сценария всем и сразу. И если стержень формируется в таких условиях, через такие ситуации, то остается надеяться, что он будет в дальнейшем направлять человека верно.

    10 из 10

    24 сентября 2012 | 06:54

    Никогда ещё мне не доводилось испытывать такие эмоции при просмотре фильма о войне, где сама война отводится на второй или даже на третий план. Но теперь…

    Война. То слово, которое не должно быть произнесено в суе или без повода. Слишком много горя и боли принесла она в этот мир. Слишком много. Война в этом фильме обрамляет действие, даёт направление сюжету, сама же практически не выходит на первый план. Она — тяжёлое препятствие на пути к счастью двух по-настоящему любящих (уже почти взрослых) ребят: Вероники и Бориса. Белки и Бори. Но, как оказывается, не война (или, скорее, «не только война») разлучает их, их разлучает другое. Мерзкое. Скользкое. Предательское. Это является прекрасным подтверждением тому, что главный враг наш живёт гораздо ближе к нам, чем мы предполагаем. Он не абстрактен, а конкретен. Ему нужен лишь подходящий момент, чтобы проявить себя, настоящего. И война стала тем моментом

    Мотив верности пронизывает весь фильм. Очень грустно, если многие, подобно Хрущёву, или некоторым героям фильма, видят в потерявшей смысл борьбы за себя Веронике шлюху. Не она так решила, не она этого хотела. Она перестала чего-либо хотеть, что-либо решать. Она могла сломаться, если бы не вера в то, что её Борька жив. Она верила и ждала письмо. Верила и смотрела в небо… Татьяна Самойлова, безусловно, выделяется на фоне остальных актёров в плане актерской работы. У неё своя неповторимая манера — некоторая театральность, настолько вплетаемая в сам образ, что становится его отделимой частью. Переполняющие её эмоции настолько сильны, что никак по-другому переданы быть не могут. Пронзительно и пронзающе. О других актерах могу сказать: совершенно не было ощущения, что не дотянули. Прекрасная операторская, актерская, режиссерская, композиторская работы. Уже с первых минут фильма безропотно веришь им, молодым и любящим, глаза которых светятся от счастья. И почему это не может быть правдой? Правдой кого-то, в чью жизнь также ворвалась война…

    Любовь. То слово, которое не должно быть произнесено в суе или без повода. Слишком сильно оно, слишком дорого. И именно любовь и вера победили войну в этом фильме. Войну внутри. И войну отечественную. И если ты находишь в себе силы бороться, отстаивать себя, свою любовь, то журавли непременно прилетят снова…

    10 из 10

    27 февраля 2015 | 22:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: