• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:

Квадрат

The Square
год
страна
слоган-
режиссерРубен Эстлунд
сценарийРубен Эстлунд
продюсерЭрик Хеммендорф, Катя Адомейт, Филипп Бобер, ...
операторФредерик Вензел
композитор-
художникЙозефин Асберг, Sofie Krunegård
монтажЯкоб Секер Шульзингер, Рубен Эстлунд
жанр драма, комедия, ... слова
сборы в России
зрители
Россия  30.1 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время152 мин. / 02:32
Смотрите в кино:
31 сеанс в 5 кинотеатрах
«Квадрат» — новый экспонат шведской галереи, призванный вызывать у горожан приступы любви и альтруизма. По крайней мере, так задумал куратор Кристиан с внешностью и сладкой жизнью Марчелло Мастрояни: коллеги, арт-тусовка, девушки — все от него без ума.

Но когда средь бела дня у Кристиана крадут бумажник и телефон, он садится в свою Теслу и пускается в авантюру-реванш. Поначалу шутливое наказание воришек приводит к последствиям, которые заставят Кристиана забыть и «Квадрат», и его заповеди.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.90 (2186)
ожидание: 98% (1932)
Рейтинг кинокритиков
в мире
70%
26 + 11 = 37
6.7
в России
100%
16 + 0 = 16
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Эпизод с кражей у Кристиана сотового телефона основан на реальном событии. Точно так же телефон однажды украли у режиссёра фильма Рубена Эстлунда.
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Квадрат» фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда. На последнем фестивале в Каннах лента стала обладателем «Золотой пальмовой ветви». После внимательного просмотра становится понятно, почему фаворитом кинофестиваля стала именно эта картина.

    Тема, которая лежит на поверхности фильма, — современное искусство, что максимально далеко от обычного зрителя. При глубоком рассмотрении становится понятно, что киноисторию можно назвать жёсткой сатирой в адрес современного общества и человека.

    В центре сюжета — куратор музея современного искусства Кристиан, у которого посреди дня похищают бумажник и мобильный телефон. В своём стремлении вернуть украденное герой отвлекается от основной работы — презентации новой выставки. Новый арт-проект музея строится вокруг экспозиции «Квадрат». Предполагается, что человек, вошедший в квадрат, может получить от окружающих помощь или поддержку. Эта инсталляция — образ доверия и неравнодушия. Насколько искренен в своей эффектной речи, посвящённой кризису доверия, богемный Кристиан? Придерживается ли он тех ценностей, о которых утверждает? Убедитесь сами.

    «Квадрат» — острое изображение разобщённого общества. Фильм подчёркивает пустоту интимной жизни, взаимоотношений между разными нациями и слоями общества, семейных отношений и политической риторики. Нелепый образ современности символизируют модные молодые пиарщики, создающие промокомпанию из того, что популярно на YouTube, и абсурдное современное искусство — аккуратно выставленные горки с гравием под неоновой вывеской «У тебя нет ничего».

    Музыкальное сопровождение оживляет картинку, придаёт привкус загадочности, оттеняя от острой повседневности. Помимо музыки, хочется отметить интересные операторские решения в картине. Во многих сценах образовывается квадратная фигура, отсылая к основной теме фильма.

    Самой запоминающейся сценой, ради которой нужно смотреть фильм «Квадрат», является эпизод с человеком-гориллой, блестяще сыгранный актёром по животной пластике Терри Нотари. На торжественном приёме в стенах музея актёр в образе обезьяны устраивает дикое представление для буржуа. Впоследствии его затянувшийся фарс переходит в настоящее исступление. Сцена контраста диких джунглей с великосветской чопорностью — стремление автора сказать о несвязности общества.

    Минус у фильма тоже есть, но в некоторой степени он же и преимущество. Бесконечное лавирование от одной проблематики к другой нуждается в большом порядке, во время просмотра сложно сконцентрироваться на каждой из мыслей.

    Из этого фильма получился отличный материал исключительной интеллектуальной квалификации. Кажется, что зритель сам становится участником социального эксперимента под названием «шведский артхаус». Если вы решились посмотреть фильм «Квадрат», то запаситесь терпением, поскольку на протяжении двух с половиной часов на вас может быть оказано психологическое давление.

    13 октября 2017 | 12:47

    По-моему, картина «Квадрат» — это яркий пример фильма, который (часто) получается, когда режиссер сам пишет себе сценарий. Это последовательность визуально ярких сцен, не связанных вменяемым сюжетом. Красиво рассказанная плохая история. И, разумеется, до ужаса затянутая..

    Почти каждая сцена в фильме могла бы быть отличной, но она не докручена. Например, сцена в торговом центре. Начинается она «из ниоткуда»: просто главный герой внезапно замечает, что его дочерей нет рядом. И кончатся она тоже ничем: он уходит искать дочерей, оставив следить за покупками бомжа. Куда делись дочки? Как он их нашел? Украл ли бомж пакеты? Если нет, то как отблагодарил бомжа герой, у которого, как мы помним, никогда нет наличных денег? Все это просто обрубается. Вот так — ни начала, ни конца. И сцена получается бессмысленной.

    Даже потрясающая потенциально сцена с художником-насильником вышла затянутой и не драйвовой. Драйва в этом фильме нет, вот что плохо.

    Конец совсем слит эмоционально. Очень неинтересно сделан.

    О чем история в целом? Не очень понятно, потому что единой линии нет. Все распадается, как будто мозаика рассыпалась.

    В итоге из зала выходишь с ощущением, как будто 152 минуты занимался сексом, но так и не кончил.

    П. С. Простите, друзья, если что не так. В рецензии я описываю свои личные впечатления, которые могут не совпадать с вашими.

    18 сентября 2017 | 01:03

    «Квадрат» — самая премированная лента Роберта Эстлунда, которая была явно рассчитана на престижную европейскую кинопремию актуальностью и злободневностью художественного высказывания, в плане же формы она пытается взять высокую планку бунюэлевского абсурдного сюрреализма, но это у нее не получается ни в одном эпизоде. Во-первых, картине Эстлунда не хватает сценарной проработанности, в ней нет прочного костяка драматургии, события нанизываются одно на другое без особой связи, нудный, вязкий темп скандинавского кино усугубляет у зрителя скуку.

    Однако, отсутствие четкой интриги — это еще полбеды, в ленте Эстлунда, что самое главное, нет концептуальной ясности, автор не вполне понимает, что он хочет сказать, его критика европейской толерантности не всегда последовательна, хотя и просматривается в каждом эпизоде. Уже после своего фильма «Игра» Эстлунд зарекомендовал себя как ниспровергатель идеалов мультикультурного общества, показывая последствия западной мягкотелости и неготовности противостоять агрессии и насилию со стороны этнических меньшинств.

    В «Квадрате» же объектом ернического осмеяния становится арт-богема и шире сам мир современного искусства, редко, когда зритель может увидеть всю его подноготную, понять, как формируется конъюнктура, делаются сенсации и «шедевры» среди толстосумов и снобов. Эстлунд пытается создать обунюэленный вариант шокирующих социокультурных гипотез Ханеке о том, что немотивированное насилие в западном мире является пробуждением первобытного импульса сопротивления человека цивилизованности как таковой.

    Одним из наиболее запоминающихся эпизодов «Квадрата» становится перформанс сумасшедшего русского художника, прототипом которого очевидно является Олег Кулик, в котором культивированная животность становится угрозой не только буржуазности, но и цивилизованности вообще, шокируя арт-общественность. Центральным же символом фильма становится инсталляция, призывающая к толерантности и законности, своего рода общественные рамки, которые все, в том числе и главные герои, нарушают, это устарелые социальные дефиниции, правила и установления, на которых держится западное общество, но они не способны понизить уровень конфликтности между богатыми и социально незащищенными группами, коренными европейцами и этническими меньшинствами.

    Эстлунду, как и его героям, как и толерантной европейской общественности, свойственно определенное чувство вины по отношению к социально маргинализированным и стигматизированным группам, защиту их прав она возвела в культ, который ее и губит, ибо эти виктимные группы требуют своего во что бы то ни стало (вспомним отличную сцену в бистро, где герой «Квадрата» покупает нищенке бутерброд). Выхода из этой абсурдной ситуации, в которой благодетель всегда виноват, режиссер не видит, разве, что продолжить тот же обанкротивший себя курс европейской толерантности.

    «Квадрат» — это история про безвыходность ситуации, в которой мы все оказались, но кроме того это и еще блестящая сатира на современное искусство, не гнушающееся ничем, чтобы привлечь внимание зрителя хотя бы на краткое время. Почему Эстлунд избрал материалом своего исследования именно этот замкнутый снобистский мирок? Потому что именно в нем как на ладони видна вся духовная нищета западного мира, вся химеричность его идеалов, его неспособность творить, но лишь компилировать и перетасовывать уже бывшее.

    «Квадрат» Эстлунда — это картина-обманка, конгениальная тому, что она изображает, вся ее злободневность и острота — кажущаяся. Она хочет быстро завоевать зрителя шоковыми, сильнодействующими средствами, не имея костяка, сверхзадачи. В современном искусстве, как и в нашей эпохе в целом, как и фильме Эстлунда, нет драматургии, нет нерва, потому и нет гениальности, или хотя бы талантливости высказывания. Это бесхребетный мир, из которого удалили страсть, жажду жизни, открытий, творчества, в котором материальное благополучие окончательно убило искренний духовный поиск. В этом смысле фильм Эстлунда — портрет эпохи, несущий на себе все ее недостатки, ущербный и водянистый, возможно, она и не заслуживает большего, но именно такого изображения на экране.

    11 сентября 2017 | 20:54

    Шведский артхаус. У меня все. Дальше можно не читать.

    Но если вы хотите впечатлений, то их есть у меня.

    «Квадрат» страдает плавностью. Сюжет пытается осилить несколько линий, но крыловскими Лебедем, Раком и Щукой они тянут воз фильма в разные стороны, от чего кажется, что он стоит на месте. Операторская находка со стационарной камерой, когда главный персонаж сцены вне кадра, в первые полчаса создает вау-эффект, через час — надоедает, еще через час — раздражает. Обозначенные временные рамки совсем не условны — хронометраж ленты насчитывает более двух часов. Нелишним будет взять с собой подушечку или человека, на плече которого можно вздремнуть. Желание выспаться гарантировано к вам придет из-за большого количества затянутых сцен и выдохшихся диалогов.

    Теперь по сути. Хотя какая суть у артхауса? Такая же, как и в девизе Бухенвальда. Каждому — свое. Неискушенный зритель выйдет из зала максимум через час. Те же, кто пьет чай, оттопыривая мизинчик, найдут благодатную почву для развития внутреннего диалога о тонкой режиссерской работе на тему несовершенства и лицемерия современного европейского социума.

    Сытые европейцы аллегорически показаны в виде богемной тусовки, которой чужды проблемы остального мира. Более того, даже декларации ценностей для своей социальной группы не находят практического применения. Вместо помощи ближнему — толпой на одного. Вместо отстаивания «европейских ценностей» — подставь вторую щеку. Если тебе грозит опасность — прячься в стаде себе подобных, в этом плане рекламная сцена с Человеком-Зверем очень показательна.

    В общем и целом, «Квадрат» — это типичное авторское кино с претензией на интеллектуальное разночтение. Если вы поклонник жанра, то призер Каннского фестиваля зайдет на ура. Если нет желания лишний раз отягощать себя размышлениями, то лучше выбрать кино попроще.

    5 из 10

    1 октября 2017 | 14:42

    Имя режиссёра неизвестно широкой публике, а у достойных внимания, но непопулярных у массового зрителя фильмов, как правило, не бывает ни рекламы в виде баннера, ни трансляции трейлера перед показом других фильмов. Поэтому обнаружить их можно лишь при периодическом мониторинге сайта того кинотеатра, где у нас обычно показывают фестивальное кино.

    Главный герой «Квадрата» — куратор Стокгольмского музея современного искусства Кристиан (Клас Банг), успешный и состоятельный представитель богемы. Новая выставка его музея открывается инсталляцией под названием «Квадрат». Это очерченный участок перед входом в музей, попадая в который посетители становятся частью перфоманса, и любая их просьба или призыв о помощи должна быть выполнена окружающими: «Квадрат — прибежище альтруизма «, — говорит Кристиан.

    «Квадрат» — сатира на современное европейское общество, высвечивание его двойных стандартов: с одной стороны оно [общество] призывает к толерантности и гуманизму, с другой — не готово проявить их к ближнему, тем более принадлежащему к другому социальному слою. У главного героя на улице крадут телефон, и он предпринимает авантюрный шаг по возврату утерянного. По мере того как развивается эта история, перед зрителем вырисовывается противоречивый портрет Кристиана.

    Кино Этлунда выглядит как череда перфомансов, запланированных и спонтанных, в которые вовлекается главный герой.

    Начальная сцена всецело отражает суть всей картины: девушка на улице обращается к прохожим со словами «Вы хотите спасти человека?», но все проходят мимо неё. Проходит и Кристиан, для которого альтруистические воззвания перед открытием выставки оказываются лишь частью работы, и между его словами и действиями впоследствии вырисовывается пропасть.

    В фильме нет морализаторства, а есть перманентное ощущение тревожности, из-за которого в смешных местах совсем не тянет смеяться.

    Достаётся здесь и современному искусству. Но режиссёр совсем не противник contemporary art, ведь именно он в своё время ездил по миру со своей инсталляцией «Квадрат», которая существовала в реальности, прежде чем стала основой фильма. Этлунд аккуратно подводит зрителя к вопросу: Где черта, которая отделяет современное искусство от пустышки, и чем его арт-объект «Квадрат» отличается, к примеру, от одинаковых кучек гравия, симметрично выложенных в зале музея?

    Одна из самых впечатляющих сцен фильма — перформанс Терри Нотари, который играет артиста-экспериментатора Олега Рогожина.

    Полуобнаженный мужчина заходит в зал, полный красиво одетых людей, и перевоплощается в гориллу. Он принюхивается к людям, смеется над ними, прыгает на стол. Актёр очень убедителен, и обстановка с каждой минутой становится всё более напряжённой. Наверное, неслучайно создатели дали этому персонажу русское имя — явная отсылка к перфомансу известного киевского художника Олега Кулика, который 20 лет назад «стал собакой».

    «Квадрат» — это фильм о дегуманизации общества, где человеколюбия не остаётся даже внутри самого Квадрата, заявленного как последнее прибежище альтруизма. Потому что юным пиарщикам музея приходит в голову «гениальная» мысль: снять провокационный рекламный ролик, полностью перечёркивающий гуманистический посыл арт-объекта, что собственно, и ставит жирную точку во всей этой истории.

    7 октября 2017 | 14:59

    Посмотрел «Квадрат» Рубена Эстлунда — ироничный, остроумный фильм, запоминающийся многими эпизодами, но в целом напоминающий музей современной жизни, по которому режиссёр ведет зрителя от экспоната к экспонату, подмечая всё самое забавно-обличительное, но ни на чём не фокусируясь всерьёз. Интереснее же будет поделится не мнением о фильме, а размышлениями и наблюдениями во время просмотра.

    Наблюдение N1: Авторское кино позволяет автору быть свободным. Банальнейшая мысль, пришедшая в голову во время эпизода, в котором главный герой Кристиан и его шоколадный коллега Michael едут через тоннель к дому предполагаемого вора с кипой листовок-угроз. Представить себе подобную сцену, наполненную бунтарским задором и предчувствием чего-то необычного, чуть ли не запретного (для героев, разумеется), в каком-нибудь студийном фильме просто невозможно. Невозможно именно потому, что в сцене, помимо вышеупомянутого чувства, ровно ничего не происходит. И зритель (как считают все учебники по драматургии) непременно будет скучать.

    Наблюдение N2: После вчерашнего просмотра «Оно» поймал себя на мысли, что режиссёр Эстлунд куда лучше создает пресловутый suspense буквально из ничего, нежели режиссёр Мускетти, имеющий в арсенале кинговского клоуна. Это весьма показательно. Ибо нет ничего страшнее предчувствия и ожидания. Они-то — клоун меня забери! — реальны.

    Наблюдение N3: Заливистее всех в кинотеатральном зале смеялась девушка, пришедшая на 10-й минуте после начала просмотра фильма и уже через час извлекшая из недр своей сумочки телефон и, как ни в чем не бывало, начавшая играть в «Jurassic Park», что нисколечко не мешало ей продолжать «смотреть фильм» и громко смеяться над сатирой, направленной режиссёром как раз таки на неё саму (о чём девушка, скорее всего, не догадалась).

    Выводы: Фильм хорош. Однозначно хорош. Но… всё-таки это фильм для ума, доставляющий особое ироничное наслаждение снобам от искусства (хотя остается надежда, что множественное самоузнавание приведет и к неким выводам). Чувственной же реакции (как ни старались вдохновленные PR-щики с девочкой и котенком) от этого фильма получить, увы, мне не удалось. А посему и ответ на вопрос: «Какими критериями руководствовалось жюри Каннского международного фестиваля, присуждая главный приз?», — становится очевиден.

    20 сентября 2017 | 13:05

    В российский прокат выходит фильм «Квадрат» Рубена Эстлунда, завоевавший Золотую пальмовую ветвь на последнем Каннском фестивале.

    Конечно, победителей фестивалей охотно смотрят, но в этот раз с прокатной историей может получиться несколько сложнее: имя шведского режиссера широкой публике не известно, а лежащая на «верхушке айсберга» тема — современное искусство — максимально далека от народа. Посмотрев и впечатлившись, расскажем вам, почему «Квадрат» непременно должен быть увиден.

    Итак, модный музей современного искусства — такой, что можно найти в любой европейской столице, готовит новый концептуальный арт-проект. В центре площади перед музеем отныне будет очерчен квадрат — метра 3x3, непримечательный внешне. Человек, вошедший в квадрат, автоматически попадает в перформанс: теперь он может получить от окружающих помощь и поддержку. К слову, медиапроект «Квадрат» существует не только в кинореальности. С одноименной инсталляцией режиссер Рубен Эстлунд два года ездил по всему миру: «У вас не будет воды? Пожалуйста. У вас не найдется несколько минут со мной просто поговорить? Разумеется». Среди кучи бессмысленных арт-объектов а-ля «симметричные кучки гравия» у этого есть цель и смысл — но готов ли посетитель/соучастник к осмысленности? Ведь гравий предсказуем, а то, что захочет человек — нет.

    А вот и Кристиан — главный куратор музея и его модное лицо. Он интеллигентен, красноречив и умен, но плотно погряз в своем богемно-бессердечном образе жизни — на фоне разрушения его собственной семьи. С одной стороны, он хочет сделать интересный ход «квадрат-конем», с другой — сам не готов к проявлениям человечности, когда дело касается его. Находять в паутине из собственных мыслей, Кристиан получает тот самый «пинок», когда его обворовывают на людной площади, и далее события разворачиваются в сторону сатиры. Отследив с помощью приложения мобильный, он решает на время забыть об альтруизме и любви к ближнему и отправить жильцам дома в «темном» районе, где находится гаджет, письма неприятного содержания.

    Также для продвижения проекта Кристиан успевает нанять модных молодых пиарщиков, которые, не задумавшись, предлагают микс из того, что популярно на ютубе. С равнодушного согласия Кристиана (ведь он так увлечен поисками своих вещей) они решают снять провокационный вирус-ролик. Однако реакция публики на рекламу оказывается неожиданной, а привычная жизнь Кристиана разрушенной.

    Довольно долго фильм Эстлунда выглядит жесткой сатирой в адрес современного искусства и современных отношений — с абсурдными ситуациями, нелепыми решениями, нарочито бесчуственной love-story.

    Однако из сатиры о современном искусстве фильм трансформируется в «комедию наблюдений» или классический deadpan, чтобы в конце концов превратиться в социальный триллер: кульминационная сцена разворачивается на торжественном светском приеме в музее. Гости в дорогих платьях и костюмах сидят за красиво сервированными столами и смакуют собственную элитарность, как вдруг начинается перформанс: полуголый актер-орангутан бродит по банкетному залу, присматривается к зрителям и как будто выбирает себе жертву — того, кто хоть как-то отреагирует на его присутствие. Его игра настолько правдоподобна, а напор — дикий, что пафосные зрители уже не могут смотреть на это как на представление — это не то, что они привыкли видеть и испытывать, это слишком страшное, но невероятное искусство. Даже Кристиану не удается завершить затянувшееся представление, перетекающее в дикую вакханалию с сорванными масками благопристойности — как минимум ради этой пронзительной сцены, блестяще исполненной актером по животной пластике Терри Нотари («Планета обезьян»), нужно смотреть «Квадрат».

    В этой же сцене также можно увидеть метафору той проблемы, с которой столкнулась Европа, открыв двери обездоленным иммигрантам: пока последние «играют по правилам», хозяева положения терпят их с натянутой улыбкой. Отсюда вопросы — как глубоко лицемерие проросло в современное общество? Насколько искренне люди придерживаются тех ценностей, о которых сами кричат с трибун? Что из этого искусство, а что — шум? Где помощь другому становится обузой? Почему взрослый может проигнорировать ребенка, которого оскорбил? Однозначных ответов получить вряд ли удастся, но задуматься о собственном поведении и гуманизме придется.

    Сам фильм превращается в серию перформансов, грандиозный арт-эксперимент, блестящий по форме, символам, необычной музыке (из-за которой хочется смотреть даже финальные титры), и само собой, неоднозначный по содержанию. Канны выбрали хороший фильм, рекомендуем.

    7 сентября 2017 | 13:03

    Не вижу смысла в том, в чём видят смысл этого фильма другие. Высмеивать общество. Любое общество можно высмеять, потому что любое общество это квадрат, разве что анархическое общество не похоже на квадрат, но и его можно высмеять. Поэтому вывод, фильм не имеет смысла, это всё равно, что смотреть за жуком, пытающимся встать со спины — да он покрутит лапками, а потом встанет и поползёт, потом опять упадёт, потом перегребёт через лужу, потом погрузнет в песке и т. д. и т. п. Это жизнь, и она есть всё, а пытаться высмеять какую-то сторону жизни всё равно, что попасть в замкнутый круг — сначала ты высмеиваешь, что не можешь встать со спины, потом тебе не нравится, что надо перегрести через лужу, а потом и песок на лапах тебе так смешон, что хочется опять упасть на спину. Сначала для тебя важнее отношение с людьми, потом деньги, потом идея социализма, потом идея капитализма, потом идея анархизма, потом психопатическая идея, потом космическая, потом ты ищешь удовлетворение в алкоголе, потом в Боге, до этого тебе нравились рыжие а теперь тёмные, не важно коты это или люди. Проблема в том, что фильмы должны, как считают создатели, иметь смысл, и должны к чему-то приводить, поэтому все фильмы чему-то учат, каждый ищет идеальный баланс общества, каждый считает вот если бы так да эдак, вот именно этот момент послужил тому-то и сему-то, правильно делать так и сяк. Но в целом это просто замкнутый круг. А те, кто в серьёз считают, что поучительными фильмами они могут действительно научить чему-то, показать проблему и т. д. — тут-то и обнаруживается квадратность автора, угловатость, и ограниченность понимания.

    «Квадрат». И недаром. Автор фильма воспринимает мир настолько угловато. Сам не понимает того, что пытаясь показать что-то уникальное, он, по сути, показывает мышление слаборазвитого человека. Ведь нормы, мораль, поведение, мышление — оно всё условно, нет никаких законов, преград. Если тебе не нравится какой-то нищий, ты вправе на него накричать, выразить недовольство, и плевать на тех, кто припишет тебе политику. Это же настолько очевидно и просто, что нет смысла даже об этом упоминать. Почему автор решил показать европейское общество таким слабым стадом, при виде зверя, которое, цепенеет и позволяет с собой делать всё, что захочет, почему он решил показать Европу такой квадратной, не имеющей свободы, или в этом заключается свобода, что можно отказаться от свободы? Я понимаю, душевнобольные имеют большую свободу в нарушении общественных норм, но именно пытаясь показать свободную Европу, автор показывает её душевнобольной. Все они делают очень странные вещи, как в принципе и в других европейских фильмах, вот только здесь нет юмора, тут всё серьёзно, а когда кто-то так уверенно и серьёзно пытается показать или найти истину, сразу кажется что он не достиг совершеннолетия. Тот же самый Тони Эрдман смотрится куда лучше, но почему? Там люди отображали людей, каждый был собой, и свобода действий была их выбором. Здесь же люди не представляют себя, они представляют общество, организм, совок, а свободу показывают истерикой, идиотизмом, тупизмом, квадратизмом.

    Квадрат.

    2 из 10

    22 сентября 2017 | 20:26

    Шведский фильм Рубена Эстлунда Квадрат ставит вопросы перед зрителем каждую минуту, наслаивая их друг на друга. Режиссёр не дает конкретных ответов, каждая новая сцена становится ещё одной загадкой. Многослойность фильма поражает, особенно, если учитывать, что его относят к жанру трагикомедия. Да, Квадрат — это тонкая сатира на современное общество, при этом внутренних конфликтов с самим собой здесь возникает гораздо больше, чем забавных моментов.

    Сюжет фильма строится вокруг открытия новой выставки в музее современного искусства. Вырезанный перед входом в музей четырехугольник — центр экспозиции. По замыслу художницы он несёт в себе глубинный смысл. В пределах квадрата люди неравнодушны и наделены не только равными правами, но и обязанностями.

    Главным героем конечно же становится куратор музея — интеллигентный швед Кристиан (Клэс Банг). На первый взгляд, он кажется идеальным: он вежлив, ездит на экологически чистом автомобиле Tesla, борется за высшие ценности в своих выставках, но все это оказывается лишь иллюзорной видимостью. Небольшой инцидент ломает все представления о герое. У Кристиана стащили кошелек, телефон и дедушкины запонки, после чего он отслеживает преступника и решается на самосуд. Отношения зрителя к герою меняется от ненависти до уважения и жалости. Стоит отметить хорошую драматургию: герой преображается к концу фильма, пережив сложный внутренний конфликт. Неоднозначный и глубокий персонаж.

    Эстлунд выступил и в роли сценариста. Автор не пытается осудить поступки героя фильма, скорее он наблюдает и заставляет думать, показывает порядки, установленные в современном обществе, где люди становятся заложниками социальных групп и мнений, где каждый человек находится в собственном квадрате, не обращая внимания на других и боясь брать ответственность.

    Интересен подход режиссера к выстраиванию сюжета, который не кажется точно выверенным и аккуратным. Перед зрителем возникает ряд зарисовок, которые, казалось бы, никак не связаны друг с другом. Эстлунд делает беспорядочные наброски, которые объединяет тематика и проблематика картины. Сцены, посвященные современному искусству, заставляли смеяться, а иногда и вжиматься в кресло от страха: уборщик, который случайно избавляется от части инсталляции, думая, что это мусор; посетитель, больной синдромом Туретта, начинает выкрикивать ругательства во время лекции, но общество ничего не может сделать, ведь главное толерантность; провокационный ролик, где взрывают бездомную девочку, заставляет людей говорить. На мой взгляд, уникальной является сцена, в которой зритель наблюдает за перформансом в прямом смысле этого слова. Руководители музея придумывают необычное развлечение на ужине в честь открытия выставки Квадрат. Гости рассаживаются за столы, чтобы насладиться интеллектуальным общением и собой среди представителей богемы, но тут начинается перформанс. Актер Олег Рогожин (Терри Нотари) изображает обезьяну, он ходит среди столов, издаёт животные звуки, демонстрируя первобытные инстинкты. Игра Терри Нотари правдоподобна, от его дикого и необузданного взгляда по телу пробегают мурашки, хочется закрыть глаза, как и гостям этого мероприятия. Эпизод психологически действует на зрителя, нагнетая обстановку. Ловишь себя на мысли, когда же это всё закончится. Возникает вопрос, где та граница за которую искусство не может переходить, или ему позволительно все?

    Образ обезьяны возникает еще в одном забавном эпизоде. После безумной вечеринки в музее герой Клэса Банга видит реальную обезьяну на квартире у девушки — журналиста, с которой у него происходит случайная связь. Обезьяна воплощает в себе первобытные инстинкты, которые не чужды и человеку, в какой бы социальной прослойке он не находился.

    Кроме того, автор картины поднимает огромный пласт тем: свобода слова, гуманизм, влияние масс медиа, толерантность, альтруизм, политкорректность и многое другое. Но основной проблемой становится лживость общества. Оно призывает к равенству и всеобщему благополучию, но при этом старается не замечать мигрантов и людей из низших слоев. Обреченность наполняет этот фильм, ведь одного человека оказывается мало, чтобы изменить мир.

    Эстетическая сторона картины ничем не хуже содержания, хотя после просмотра фильма все мысли погружены в сюжет. Рубен Эстлунд вместе с оператором Фредериком Вензелем находит необычные ракурсы. На протяжении трех часов зритель видит квадрат в статичных и динамичных кадрах: лестничные пролеты, тени, расположение инсталляций… Эта фигура окружает все общество и является главной метафорой фильма. Здесь стиль прослеживается с самого начала: внешние образы героев, декорации и музыка. Звуковое сопровождение бесподобно сочетается с видеорядом, как бы дополняя его атмосферу и посыл.

    Интеллектуальный, социальный, смешной и эстетически тонко выстроенный «Квадрат», не оставит равнодушным и вызовет противоречивые эмоции, однако посмотреть его определенно стоит.

    7 из 10

    26 сентября 2017 | 20:37

    В одной из последних сцен «Квадрата» главный герой вместе со своими дочками поднимается по, кажется, бесконечной лестнице жилого дома. Камера, снимающая план сверху, поднимается все выше и выше, закручивая спираль. У внимательно наблюдающего эту картину зрителя волей-неволей начинает кружиться голова. Но кружится ли она у Кристиана? Наверное, он уже смирился с тем, что оказался (как и герои одного документального фильма) внутри квадратного круга. Можно заводить рассказ о победителе Каннского кинофестиваля с конца или с начала — это не имеет значения. «Квадрат» — это коуб, герой которого вновь и вновь натыкается на жизненные грабли, обвиняя себя в этом в последнюю очередь.

    Возраст Кристиана — человека искусства — пока не позволяет проводить параллели между ним и героями «Великой красоты» и «Молодости», однако трудно назвать его счастливым человеком. Фраза «You have nothing», светящаяся за спиной Кристиана уже в первой сцене, сразу расставляет всё на свои места. Любимца женщин, владельца Теслы и авторитета в музейном мире увлекает и спасает только одно — приключение. Череда событий приводит главного куратора галереи к мальчику, который пострадал из-за авантюрного, детского решения Кристиана.

    Спасательным кругом как для главного героя, так и для любого человека, который захочет попросить о помощи, может стать «Квадрат» — квинтэссенция современного искусства. Долой старое, здравствуй новое! Королевский дворец, в котором расположились музейные залы — теперь лишь игрушка, которую можно показать гостям вечеринки по случаю открытия новой экспозиции. Пусть «Квадрат» всего лишь интродукция к основному сочинению — выставке аргентинской художницы, руководство галереи делает на него особую ставку. В то время, как Кристиан нарочито принимает ответственность на себя в конфузной ситуации и тратит время на пустые беседы, главное, довольно радикальное решение пиар-компании выставки проходит мимо него, и что более трагично — с его согласия. И теперь профессия Кристиана и жизнь его главного детища висит на волоске. Как отреагируют на этот вызов пожилые попечители музея, снабжающие галерею финансовым кислородом?

    Впрочем, наблюдая за сюжетными перипетиями, мы находим главное. «Квадрат», который должен был стать символом доверия и взаимопомощи, был придуман человеком задолго до изобретения модного концептуального решения. В любом крупном мегаполисе есть тысячи квадратов-тысячи бездомных, нищих людей, которым нужно помочь. Однако вместо того, чтобы решить проблему, галерея лишь заостряет на ней внимание. «Квадрат» — фикция, как и та история, с которой началось приключение Кристиана, как и представители буржуазного общества, в которых несмотря на привитые манеры, живут дикие звери, как и сам дикий зверь, который в итоге оказывается жертвой.

    Конечно, можно просто закрыть глаза на происходящее, как это сделала дочь Кристиана, надвинув «маску» на глаза в конце фильма. Однако, члены жюри Канн так не поступили, и теперь благодаря их высокой награде, российский (как и любой другой) зритель может взглянуть на экран как на большое зеркало, улыбнуться, провести параллели со своими знакомыми и сделать шаг навстречу выходу из квадратного круга.

    13 сентября 2017 | 03:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>