всё о любом фильме:

Красный галстук

год
страна
слоган-
режиссерМария Сауц, Владимир Сухобоков
сценарийСергей Михалков
директор фильмаА. Ткачев
операторЛеонид Дульцев, Бенцион Монастырский
композиторАнатолий Лепин
художникИгорь Бахметьев, Леонид Луков, Н. Валериянов
жанр детский
премьера (мир)
возраст
для любой зрительской аудитории
время66 мин. / 01:06
В семье директора завода коммуниста Вишняка вместе с его детьми Мариной и Валерием воспитывается приемный сын Шура Бадекин, отец которого погиб на фронте. Дети хорошо учатся, дружат между собой. Однако в характере Валерия все больше проявляются себялюбие, эгоизм, заносчивость. Однажды отец заметил, что Валерий перестал носить пионерский галстук. Оказывается, подросток отказался выполнить поручение отряда и сам снял с себя галстук. На совете отряда Шура Бадекин осудил поведение друга, но его поведение Валерий расценил как предательство…
Рейтинг фильма
—  53

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Спрашивается — что можно ожидать от снятой в 1948 году картины, сюжет которой в сочетании с названием наводит на мысль о анекдотическом лучшем советском фильме ужасов «Утеря партбилета»? Разумеется, зубодробительной и скулосводящей пропаганды в виде бесконечных трескучих речей очередного красногалстучного Пети Барабанчикова на фоне развевающихся знамен и портретов Сталина.

    Тем приятнее с удивлением обнаружить для себя в ходе просмотра, что подобной пропаганды в фильме относительно мало. Почему «относительно» — потому что наличие её в позднесталинских фильмах подразумевается по умолчанию, и любой фильм, режиссер которого сумел «протащить» в свой фильм наряду с обязательным пропагандистским элементом что-то живое, что интересно будет смотреть не только историкам кино, уже воспринимается как некоторое достижение, однозначно заслуживающее просмотра.

    В этом плане «школьное» позднесталинское кино (фильмы от студии «Союздетфильм») — достаточно интересное явление. Режиссеры подобных фильмов ("Красный галстук», «Первоклассница»), очевидно, понимая, что с детей нельзя спрашивать так, как с взрослых, по мере возможностей (достаточно ограниченных) уходят от лакировки действительности, рисуя перед нами достаточно живых и убедительных персонажей.

    «Красный галстук» в этом плане весьма показателен: история шестиклассников Валерия и Шурика, первого из которых исключили из пионеров, а второй является одним из лучших активистов, словно напрашивается на изображение в черно-белых цветах: Валерий непременно хулиган и прогульщик, Шурик — картонно-плакатный герой, под напором аргументов которого Валерий должен выплюнуть сигарету и немедленно перевоспитаться. Так? Не тут-то было: Валерий отлично учится, соблюдает дисциплину, хорошо рисует и замечательно катается на коньках, а Шурик, как мы узнаем по ходу фильма, вовсе не всегда бездумно следует абстрактному «долгу» и не торопится мириться с бывшим другом, который встал на путь исправления (в итоге старшим товарищам приходится объяснять ему, почему такое поведение неправильно). В итоге по мере того, как разворачивается действие, перед нами предстают достаточно объемные и неоднозначные (для фильма 1948 года, разумеется) персонажи, за взаимоотношениями которых достаточно интересно наблюдать. Разумеется, без фраз в духе «Я поступил подло, не по-товарищески, не по-пионерски!» не обходится, но воспринимаются они совершенно естественно.

    Особого внимания заслуживает сцена, где участник войны переучивает члена пионерского отряда с казённо-бюрократического языка собраний (которым тот пытается излагать отношения между Валерием и Шуриком) на нормальный человеческий язык. Когда я услышал бюрократический канцелярит из уст школьника, то насторожился: неужели создатели фильма считали это нормальным? Вот она, ожидаемая зубодробительная пропаганда? К счастью, уже в следующий момент маленькому оратору объясняли, что в повседневной речи такой язык неуместен (а объяснить удалось не сразу — много раз герой возвращался к привычным бюрократическим штампам, и участник войны не раз напоминал пионеру, что тот не на собрании).

    Есть в фильме, разумеется, и развевающиеся знамена, и пионерские песни, и пламенная речь о верности заветам партии, но всё это идёт как бы фоном, обрамляющим сюжет, и на его восприятие совершенно не влияет. Истинная пропагандистская идея фильма, которая заключается в том, что человек без партии, без государства, без коллектива ничего из себя не представляет, доносится до зрителя достаточно аккуратно и незаметно, чтобы тот сделал для себя соответствующие выводы самостоятельно.

    Портретов Сталина в фильме я не заметил (вполне возможно, что сцены с ними вырезали в ходе восстановления на студии Горького), зато заметил отличные сцены, в которых нам демонстрируют занятия зимними видами спорта — катанием на коньках, бегом на лыжах, хоккеем.

    В общем и целом — достаточно любопытный фильм, заслуживающий просмотра.

    7 из 10

    20 марта 2016 | 22:42

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>