всё о любом фильме:

Храни меня, мой талисман

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийРустам Ибрагимбеков
директор фильмаМихаил Костюковский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникАлексей Левченко, Инна Быченкова
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма
зрители
СССР  4.2 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время73 мин. / 01:13
Героями фильма становятся современные молодые люди — журналист Алексей Дмитриев, его жена, Татьяна, и некто Климов. Классический любовный треугольник. К Татьяне проявляет повышенный интерес Климов, искусно разыгрывая роль любителя и ценителя поэзии.

Являясь человеком бездуховным, он бесцеремонно вторгается в семейную жизнь Дмитриевых, оскорбляя и унижая Алексея. Чтобы отстоять честь и достоинство, Алексей вызывает Климова на дуэль.
Рейтинг фильма
6+ В кино с 17 августа
Купить билет
pixel

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В фильме звучат песни Булата Окуджавы «Былое нельзя воротить» и «На фоне Пушкина снимается семейство» в исполнении автора.
    • В фильме принимал участие государственный симфонический оркестр УССР, дирижёр — Фёдор Глущенко.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Картина «Храни меня, мой талисман» совершенно не случайно была создана на заре эпохи перестройки, и в мае 1986 г. открывала «революционный» V Съезд Союза кинематографистов. Она не только отразила кризис и смятение общества, нуждавшегося в переменах, но и наметила перспективы его развития.

    В контексте творчества Романа Балаяна, работа продолжает линию, намеченную художником в предыдущих картинах: «Каштанка», «Бирюк» и «Полёты во сне и наяву». Та же атмосфера меланхолии и трагизма, то же обилие многозначительных деталей, то же переплетение разных культур и мировоззрений, то же тихое увядание природы, та же печальная осень. Как и всегда, сюжет как бы отходит на второй план, постепенно вырисовываясь из неторопливого повествования, служа фоном для характеристики времени и общества. Пушкинские торжества, споры-дискуссии деятелей культуры за чаепитием, репетиции молодёжного театра и… любовный треугольник, оборачивающийся то ли комедией, то ли трагедией, то ли фарсом.

    Но действительно ли это «любовный треугольник»? Хотя в отношения женатой пары вмешивается третий, но он не оказывается ни влюблённым, ни любовником. Это всего-навсего ханжа и циник, пришедший высмеять все, что дорого другим, любые ценности и святыни. Судьба Пушкина для него лишь набор «подлостей», строки поэта в устах негодяя — саркастические присказки. Противостояние такому человеку мужа-«рогоносца», шутника и романтика, оказывается несостоятельным и нелепым. Буквальным образом, втоптанный в грязь, он не сумеет защитить свои идеалы; обидчик же, оставшись безнаказанным, исчезнет, испарится.

    В подобном столкновении Балаян прекрасно уловил особенность наступавшей эпохи перестройки и «лихих девяностых», когда восторжествует прагматизм и цинизм, а глумление над любой благородной идеей станет нормой. Но, может быть, причина этого торжества кроется не только в силе бездуховности, но и в слабости духовности, в парадоксальной исчерпанности идеалов. Балаян ещё до Шахназарова подметил эту особенность людей эпохи, «возводить в принцип» игру, шутовство. Итогом постоянных игр, в тех же «бОяр», становится неспособность адекватного восприятия реальности. Где она, реальность, а где выдумка, где правда, а где ложь? В критический момент герой не находит ничего лучше, как вызвать обидчика на дуэль, отдаляя тем самым решение проблемы. Дуэль закончится обмороком «рогоносца», после чего ему останется лишь выдумывать поединок, да забываться во сне.

    Духовный кризис подчёркнут в названии фильма. Но всё-таки строки Пушкина звучат обнадёживающе, особенно дополненные Булатом Окуджавой:

    «Пока ещё не всё потеряно,
    Храни меня, мой талисман»

    10 из 10

    23 декабря 2010 | 23:27

    «Тоже мне Пушкин нашёлся» — слова почище отборного мата, для тех кто в теме. Два великих актёра Абдулов и Янковский. Два вечных дуэлянта Дантес и Пушкин. Подлец и творец. Злой и добрый клоуны Анатолий и Алексей. Дуэль длинною в час. Страсть особенно пошла, когда бесплодна. Выстрел не столь громкий, сколь коварный и пошлый произвёл Анатолий Евгениевич, умело изображая человека. И в миг оборвалась жизнь ещё не старого, но уже молодого душой журналиста Алексея Петровича. Зло особенно страшно, когда за его маской пустота. Настоящий триллер для настоящей интеллигенции.

    2 апреля 2012 | 18:20

    Есть фильмы, при просмотре которых в голове крутится одна мысль: «Как же все это красиво». «Храни меня, мой талисман» — яркий пример такого фильма. На фоне пушкинской осени в Болдино разворачивается настоящая драма, достойная пера писателей XIX века.

    Тонкий психологизм отношений между героями, блистательная игра актеров, песни Окуджавы и стихи Пушкина — все вместе это потрясающий фильм Романа Балаяна.

    Красиво… Просто очень красиво…

    10 из 10

    12 июня 2009 | 18:31

    Задушевные посиделки за стаканом чая с Козаковым и Окуджавой, их умные разговоры о вариантах воплощения образа Пушкина на экране — это всё очень интересно и привлекательно. И не хочется, чтобы молодая и непоседливая жена отвлекала. Так пусть её развлечёт этот самый назойливый случайный знакомый…

    Только, где будут Козаков с Окуджавой и французский любитель творчества Пушкина мсье Дардье, когда за Вами и Вашей женой увяжется бес?

    Как Вы поступите, когда он оскорбит Вас? Будете писать реляции в Петербург, как граф Воронцов, или вызовете мерзавца на дуэль? Но свои поступки мерить Пушкиным Вы не должны, он — поэт и даже, когда он «мал и низок», то всё равно по-другому, не так, как мы. Вы — не Пушкин и поэтому не погибнете, Вас не убьёт отсутствие воздуха, но Вы и не Дантес, поэтому не убьёте человека. Неразрешимое противоречие. И бес только злобно посмеётся над Вами…

    Но зато у Вас есть Ваша Таня, которая справится со всем и её любовь спасёт Вас. Только не оставляйте женщину одну и не отмахивайтесь от неё.

    8 из 10

    29 июня 2011 | 13:56

    Положа руку на сердце, второй увиденный мной фильм режиссёра Романа Балаяна, «Храни меня, мой талисман» понравился мне больше чем культовый в своё время «Полёты во сне и наяву». Нет, игра Янковского всё так же филигранна и безупречна, просто сама идея, сценарий, сюжет мне показались более привлекательными. Снять кино про журналиста, пушкиниста, который оказался в роли Александра Сергеевича — это заслуживает самых добрых и тёплых слов. Ну, а когда эту самую идею обыгрывают такие люди, как Олег Янковский и Александр Абдулов при участии Александра Збруева, то смело можно ожидать неповторимого зрелища. Так и произошло.

    Приехал Алексей Дмитриев в Болдино, чтобы пропитаться пушкинским духом, наработать материал для газеты, а заодно побыть на природе с женой. Вполне доброе и разумное желание. И всё идёт хорошо. Встреча с другом (Александр Збруев), который служит в музее, интервью с Булатом Окуджавой и запись песен от русских бабушек.

    Но, как известно, счастье — это понятие временное и хрупкое. На ту пору в Болдино оказался некто Климов, который видя нежные чувства между пушкинистом Дмитриевым и супругой, решил внести свои коррективы в этот законный и любовный союз. Ну, просто один мужик позавидовал другому, проще говоря. Позавидовал настолько, что не преминул пробраться в апартаменты к жене журналиста. Что из это произошло можно узнать, посмотрев это кино.

    А чтобы подогреть интерес к этой картине, я позволю себе несколько слов от лица пушкиниста Алексея Дмитриева, когда он в первый раз встретился со своим будущим соперником, то у них произошёл интересны диалог. Весь диалог не припомню, а вот последние слова Дмитриева просятся, чтобы их сказали:

    -Знаете, Вяземский очень сожалел о потере записок Байрона. «Чёрт с ними» — сказал Пушкин. «И Слава Богу, что потеряны. Народ с жадностью читает исповеди, потому что подлости своей радуется. Унижению высокого. Он мал, как мы, мерзок, как мы». Он мал и мерзок, но не так, как вы, иначе.

    Ну и напоследок, разрешите привести стихотворение, которое прочитал Булат Шалвович Окуджава в этом фильме.

    Не думал я, что жизнь поделена,
    На ясный полдень и туман.
    Пока ещё не всё потеряно,
    Храни меня, мой талисман.

    Иными пользуясь словами,
    Позвольте повторить за вами,
    Храни меня, мой талисман.
    Вползает в наши души вкрадчиво,

    То злая правда, то обман.
    Пока ещё не всё утрачено,
    Храни меня, мой талисман.
    Иными пользуясь правами,
    Позвольте повторить за вами,
    Храни меня, мой талисман.

    9 из 10

    9 июля 2014 | 10:33

    Давно собиралась посмотреть этот фильм, и вот, наконец-таки, случилось. Очень трудно подобрать какие-то слова для оценки этого шедевра. Эмоции настолько переполняют меня, что даже старательно придуманные фразы не смогут передать всего восторга и даже небольшого ступора, возникшего после просмотра этого удивительного творения Романа Балаяна.

    Если говорить об Александре Сергеевиче Пушкине, то в этой киноленте он представлен как вечный символ чистоты, искусства и поэзии в широком смысле этого слова. Болдино — место, где поэт творил, страдал, любил, чувствовал и созерцал. Не зря, в фильме показана осенняя пора, которую так любило «солнце русской поэзии». Именно в это время года счастливая интеллигентная семейная пара отправляется в музей Пушкина, чтобы отдохнуть, написать статьи, взять интервью и просто ощутить дух великого писателя.

    На фоне пушкинских цитат, песен бабушек, экскурсионных прогулок, вечерних посиделок с легендарным Булатом Окуджавой, Михаилом Козаковым, странным французом, почитающим творчество русского поэта, главные герои чувствуют себя комфортно, им очень хорошо. Но даже в этой, поначалу простой, по-осеннему легкой истории, случится большая трагедия, имя которой зло, хамство, цинизм и бездушие.

    Любовный треугольник из Дантеса, Пушкина и Гончаровой повторится, только на сцене появятся современные новые герои: наглый Анатолий Климов (Александр Абдулов), Алексей (Олег Янковский) и его обаятельная супруга Таня (Татьяна Друбич). Наблюдать за счастьем и гармонией влюбленной пары оказалось не просто незнакомцу Климову, который подобно маньяку следит за каждым их движением. То ли бес его попутал, то ли он сам — бес. Герой Александра Абдулова не успокоится, пока не достигнет желаемого — красивой женщины. А, может, цель его не сама Таня, а разрушение, разлад, которые он принесет в семью.

    Сначала в моей голове буквально застыл вопрос о том, что произошло… А была ли близость между Татьяной и Анатолием? Лично зритель ничего не видел, он может только догадываться. А потом это станет не так уж и важно. Главное, как прозвучала фраза, оброненная в отчаянии героем Олега Янковского: «Труднее жить достойно…» Наверное, в этом суть всего фильма, всей этой печальной истории.

    Роман Балаян показал двух представителей современного общества: романтика и в первую очередь человека, тонко чувствующего прекрасное, и обывателя, способного унизить, оскорбить, больно ударить без зазрения совести. Конечно, дуэль не выход, но Алексей не может по-другому, пострадали его честь и душа. Подобно Александру Сергеевичу смириться с таким положением неприемлемо для героя Олега Янковского. Дуэль состоится, с насмешками, болью, переживаниями.

    Хочется восхищаться и восхищаться актерским составом этого фильма. Например, всегда привлекательный Александр Абдулов здесь настолько мерзок и противен, что хочется самой вызвать его на дуэль. Олег Янковский, Александр Збруев, Татьяна Друбич не играют, а проживают…

    Спасибо за встречу с живым Окуджавой, который, конечно, не Пушкин, но БОЛЬШОЙ ПОЭТ не самой легкой эпохи.

    Это фильм-размышление, фильм-эссе о том, что ничего не меняется в мире: добро и зло, любовь и коварство живут по соседству. И главное оставаться человеком, хотя «труднее жить достойно…»

    10 из 10

    2 июля 2015 | 17:59

    Роман Балаян считается художником, который отразил духовный кризис советского общества. Наверное, зрители, а отчасти и критики стали заложниками самого известного его фильма — «Полетов во сне и наяву». Отчасти это так — все-таки герой Янковского справедливо отражает метания русской интеллигенции начала 80-х. Впрочем, русская интеллигенция всегда мечется.

    Поэтому более интересным в фильмах Балаяна является вопрос о нравственных основаниях эпохи и одиночестве человека, будь то 19 век, как это было в «Поцелуе», либо в 20 веке — как в тех же «Полетах».

    «Храни меня, мой талисман» стреляет примерно в ту же воронку. Правда, стреляет дуплетом, поскольку и 19 век и 20-й вполне органично смешались в этом фильме. Речь идет о супругах Алексее (Янковский) и Татьяне (Друбич), приехавших в в Болдино помянуть Александра Сергеевича Пушкина. И среди разговоров о гении к ним в жизнь затесался некто Анатолий Климов (Абдулов) со своими пятью копейками — с темой Дантеса в жизни Пушкина. И постепенно дуэль Дантес-Пушкин врастает в современность…

    Любопытно, что Балаян, параллеля конфликты прошлого и настоящего, невольно ставит вопросы о способах их разрешения. Даже приходит мысль о том, что обесчещенный Пушкин, избрав путь смерти на дуэли, очистил позор обмана, заклеймив тем самым негодяя Дантеса.

    Пушкинист Алексей Дмитриев, решая ту же дилемму, и даже приблизившись к пушкинскому варианту дуэли, в условиях современной моральной неопределенности по существу не имел права ни убить, ни умереть, а потому остается со своим страданием наедине.

    Тема отчуждения балаяновского героя — русского интеллигента-гуманитария Дмитриева — чувствуется тем острее, чем явственнее рисуется культурно-нравственный контраст. С одной стороны, беседы об искусстве и литературе советской богемы (в фильме в ролях по сути самих себя запечатлены Окуджава и Козаков, к ним примыкает с некоторыми нюансами еще и герой Александра Збруева) и музыкальные иллюстрации связи народной культуры и культуры пушкинской, которые запечатлены с документальной отстраненностью и естественностью. С другой — столкновение интеллигента с реальностью нравственного выбора, требующего выражения в поступке. Пушкин выдержал экзамен. Сможет ли это сделать наш современник? Да и есть ли такой экзамен? Есть ли такой выбор у героя? Это зритель и решит по просмотре.

    Есть ли в этом кризис советского общества? Признаться, не знаю… Скорее, это вечные вопросы о вечности и сиюминутности моральных норм и нравственного выбора каждого человека, а в особенности представителя элиты.

    7 из 10

    3 марта 2014 | 03:03

    Вместо одного нормального фильма мы видим нарезку из трех других — курсовая работа какого-то студента про труппу мимов, зарисовки помощника режиссера о методах работы своего руководителя и историю про любовную прямую. Возможно, что снимал все это один и тот же человек, иначе неясно как это все могло оказаться на одной пленке. И, по всей видимости, в какой-то момент поняв никчемность всех трех сюжетов, он решил спасти ситуацию и, случайно перемешав нарезку, «создал» один фильм, по длительности как раз укладывающийся в длину трех хронометражек.

    Теперь отдельно про каждый сюжет:

    мимы — иначе как потугами на оригинальность это не назвать. Очевидно, ненавидя навязываемую взрослыми любовь к П. и не в силах публично опровергать ее, молодые люди нашли выход в издевательствах над знакомыми образами с помощью кривляния и лосин. Этим они ни одной новой буквы не добавили к дискурсу о П., и только визуализировали то, что в наше время принято называть субкультурой Удаффа и падонкавским языком. Зачем режисер снимал это?

    помощник режиссера (aka «дым над прудом») — наверное, единственно удачная снятая часть фильма. Здесь мы смотрим на работу съемочной группы по стороны, есть ощущение присутствия на съемках — дрожащая камера, неудачные дубли, не самые лучшие ракурсы — все это интересно и красиво, и хорошо укладывается в парадигму школьного сочинения «Как я провел этим летом». Но возникает вопрос удел ли этого для нормального режиссера? Ведь подобные съемки может провести любой школьник, оказавшись на съемочной площадке и просто включив видеокамеру, водя ей из стороны в сторону и ходя за взрослыми дядями.

    Любовная «прямее некуда» прямая. Два человека вместе, но что, кроме задумки режиссера, их объединяет? Ничего. Главгерой или совсем не любит свою жену, или не умеет проявлять своих чувств. Жена для него как какой-то предмет одежды, который всегда на тебе висит. У девушки тоже взаимности с мужем не видно. Такое чувство, что она зритель в каком-то неведомом, но интересном мире взрослых. У них нет общих тем для разговоров, они вообще практически не общаются, у их семьи нет будущего т. к. они живут в разных мирах. Эпизод с проходимцем в конце абсолютно случаен (с успехом это мог быть дворник или главдруг главгероя), но в тоже время неизбежен (девушку никто не уважает, с ней никто не разговаривает, ее считают подходящей только на роль подавательницы чая для б-гоподобных; поэтому тот, кто сможет оценить ее душу, и будет «удачником»). Следовательно, при таком уровне общения в семье подобные события рано или поздно у них все равно произошли бы, и дело не в негодяе, а в том, что единственным ее собесдником оказывается не муж, а телевизор. Показательно, что Гг ищет причины и решение ситуации во вне себя, в овраге. Но материала у данного сюжета на 10 минут экранного времени, включая титры.

    Замечательным образом фильм иллюстрирует его название — с одной стороны талисманом можно считать бесправную жену гг, болтающуюся около него как забавная вещица; с другой стороны талисманом становится, страшно сказать, сам г. П., который наше все и, будучи фоном, используется для придания веса даже такому «произведению».

    1 из 10

    29 апреля 2011 | 12:46

    Меня этот фильм потряс.

    Одно присутствие трёх постсоветских секс-символов отечественного кинематографа: Татьяны Друбич, Олега Янковского и Александра Абдулова — уже вызывает восторг! Обожаю дуэт Янковского и Абдулова, а тут ещё такая очаровательная барышня!

    Это мог быть обыкновенный любовный треугольник с ревнивым мужем-интеллигентом и бесшабашным молодым человеком, но на фоне мероприятий, посвящённых великому русскому поэту А. С. Пушкину, история приобретает новую окраску. Лично я не мог себя оторвать от мысли, что духи Дантеса и Пушкина проникли в наших героев и вновь вознамерились повторить дуэль в наше время. Возможно это всего лишь мои домыслы.

    На дальнем фоне мы видим забавных ребят, ходящих в старинных костюмах и пытающихся возродить пушкинское время. Тут же французский журналист придаёт ситуации ещё немного странности. А самым, на мой взгляд, вкусным эпизодом является наша встреча с «современным» поэтом Окуджавой! Блин, ну как будто я побывал на тех самых «бардовских» посиделках, а не на теперешних «попсовых» встречах, где главная цель — деньги и веселье. Тогда царила особая атмосфера, наполненная буддистским состоянием. В общем, такие кадры нельзя передать словами, потому что и манера съёмок у режиссёра особая и неприхотливая, свойственная скорее французскому кино. Но тут уж вы судите сами…

    9 из 10

    19 декабря 2010 | 09:51

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>