• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Хождение по мукам (сериал)

год
страна
слоган-
режиссерКонстантин Худяков
сценарийЕлена Райская, Алексей Толстой
продюсерТимур Вайнштейн, Алексей Земский, Юрий Сапронов, ...
операторМаксим Шинкоренко
композиторЮрий Потеенко
художникСергей Филенко
монтажКонстантин Мазур
жанр драма
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время-
Сериал рассказывает о судьбах русской интеллигенции накануне, во время и после революционных событий 1917 года. В центре сюжета — история жизни двух сестер Булавиных, Дарьи и Катерины, и их возлюбленных: офицера Вадима Рощина и инженера Балтийского завода Телегина. Вихри мировой войны, двух революций и Гражданской войны разносят четырех главных героев по разным уголкам страны. Их пути расходятся и не раз пересекаются вновь.
Рейтинг сериала

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Сериал снят по мотивам романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».
    • Съёмки проекта проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Пятигорске и Риге.
    • Сериал снимался при поддержке Министерства Культуры.
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Хождение по мукам» — это легкий снег в начале ноября и яркий Бессонов, комкающий один лист бумаги за другим. Есть мнение, что Толстой написал образ этого «лишенного сердца» поэта с Блока. Может быть, но в моем восприятии Бессонов — это Шагин. Эта роль ему определенно к лицу. Также как и Ходченкова — это Лиза, Снигирь — это Катя, а Чиповская — Даша Булавина.

    Персонажи такие родные, именно такие, какими мы их представляли, читая роман.

    После просмотра осталось приятное ощущение ностальгии, будто мы уже не раз переживали вместе с Дашей её очарованность Телегеным. А сцена, когда она узнала, что он пропал без вести…

    Сильный сериал. Хочу сказать спасибо НТВ за превосходную экранизацию и внимание к деталям, которые делают его таким точным и эмоциональным

    10 из 10

    28 ноября 2017 | 17:44

    Надо сказать, я не хотел смотреть этот сериал, ибо имел предубеждение, что снято будет сыро и некачественно. Да и репутация НТВ для меня сомнений не оставляла, потому по ТВ я сериал не смотрел из принципа. Случайно наткнулся в интернете, и что я увидел?

    Я увидел волшебный сериал, вернувший к жизни подзабытый ныне роман «Хождения по мукам». Конечно, сразу возникает вопрос, дескать, как оно по сравнению с премьерой 1977 года? Мое мнение таково — он на том же уровне. Режиссер и продюсеры смогли сравняться с уровнем профессионализма, который был в той экранизации. После просмотра версии 2017 года я специально пообщался на эту тему с теми, кто смотрел обе версии, так многие в качестве единственного недостатка версии 1977 года назвали затянутость. Да-да, именно ту самую затянутость, которой нет в современной версии.

    Что касается ремарки «по мотивам романа», тут есть вопрос: ребят, а вы книгу-то читали? Как прикажете экранизировать, чтобы всем угодить? В любом случае придется не все воспроизводить с точностью до запятой, чего кстати и в советской версии не было. Это тот самый случай, когда экранизация «по мотивам» лучше передает дух времени и художественного произведения, чем буквоедство. Сценарий и художественное произведение — представьте себе! — разные вещи, потому что последний являет собой практическое осуществление написанного. Теперь к сути.

    Актеры. Поэт Бессонов. Хочется особо отметить актера Шагина, который полностью реабилитировался после съемок в предыдущей низкопробщине. Это еще раз говорит о том, что режиссера и фильмы надо выбирать, чтобы не испортить репутацию. Но роль интеллигента на войне и что происходит с человеком чувствующим, с поэтом, показано остро и правдиво. Режиссер раскрыл этого персонажа, вдохнул в него жизнь, и роман Толстого заиграл новыми красками. Единственный случай, где описана судьба декадента. Вся его роль, душераздирающая, очень тяжелая эмоционально и физически производит сильное впечатление.

    Сестры Булавины — Даша и Катя. Юля Снигиря и Аня Чиповская сами по себе очень красивые русские девушки, сыграли на удивление честно, без налета гламурности и инстаграмщины, которая губит многих современных актрис. Есть, правда, небольшое замечание — не мешало бы подучить манеры начала прошлого века, заметны огрехи в жестикуляции, походке, однако в остальном они актрисы с большим будущим, если продолжат совершенствоваться. Показана судьба женщины в эпоху перемен, слабой и беззащитной, где она по сути становится товаром, если не состоит в отношениях с сильным мужчиной. В остальном, имеем полное соответствие оригиналу романа. Даша, выросшая из девочки в женщину, подругу своего мужа, прошедшая испытание войной, революцией и ревностью. И Катя, которая завоевала свое счастье, поняв, что нельзя жить с нелюбимым человеком.

    Телегин и Рощин. Леонид Бичевин и Павел Трубинер отлично справились с ролями. Важно отметить, они оба, несмотря на то, что по сюжету оказываются в разных политических кругах, смогли передать интеллигентность и хорошие манеры обоих персонажей, которую ощущаешь во время чтения романа. Бичевин играет не словами, но глазами; во время просмотра веришь, что он инженер, умный, начитанный, положительный молодой человек, не искуситель и соблазнитель. После этого веришь, за что его полюбила Катя.

    Лиза Расторгуева. Это единственный огрех, роль была написана не для нее, я не увидел искренности, хотя как актриса она замечательная. Но в этом сериале она «лишняя», не чувствуются эмоции. Да и на курсистку она совсем непохожа. Роль эмансипэ начала прошлого столетия ей удалась, но вот Лиза у нее не получилась, нет соответствия духу и букве романа. К остальным актерам претензий нет, только бурные и продолжительные аплодисменты.

    Красильников. Яценко, как актер, растет буквально на глазах, радуя новыми харизматичными и интересными ролями. Суть «куда же бедному крестьянину податься?!» передана точно и исторически, и художественно. В степи люди не спешили уходить из станиц и воевать неизвестно где неизвестно за что. Но то, как меняется простой человек во время крушения идеалов и всеобщей смуты передано емко. Махновщина во всей ее разгульности и красе показана также исторически достоверно, хотя на роль Махно все же следовало взять Павла Деревянко, один в один похожего фактурой и внешностью, а не Стычкина. Впрочем, он тоже сыграл весьма неплохо.

    Музыка. Подобрана бесподобно, волшебные классические композиции и этюды пришлись очень кстати. Можно было бы больше музыки добавить, сериал от этого бы только выиграл.

    Действо и дух эпохи. Хочется о многом написать, но по сути режиссеры отлично смогли передать декадентство начала прошлого века, мятущиеся души, ищущие выхода, борьбу порывов, самолюбий и страстей. Предчувствие наступающих перемен, которые изначально принимали облик технического прогресса, а позже переросли в революцию. Тоже, своего рода, «прогресс нравов». Заседания футуристов, какими я их себе представлял. Постепенное видоизменение, а затем и разрушение старых порядков в общественных и социальных институтах — государства, семьи, деревни. Пусть некоторые эпизоды романа были упущены, но и в советской версии снимали не дословно. Это не самое главное, потому что роман большой и тут надо передать дух времени, что, на мой взгляд удалось. Еще хочется отметить качество операторской работы, из современных экранизаций я такого не видел со времен «Доктора Живаго» с Янковским. Шикарные планы в охваченных революцией городах, на природе, и никакого жуткого слоумо, которым грешат в последнее время некоторые русские фильмы с претензией на историчность. Помимо этого особо отмечу костюмы высшего общества, военную форму времен Первой Мировой и Гражданской. Сценаристы и режиссер не поленились порыться в архивах и сделать все как надо, без жутких и абсолютно диких ошибок в стиле лубочного «Героя» в аляповатой вылизанной форме. Отдельно плюс за автомобили и обстановку комнат и улиц с афишками без современщины и ТВ-антенн в кадре. Батальные сцены тоже хороши, однако недобрало масштаба сражений, крупных планов сражений и материально-технической части вроде броневиков, авто и танков на войне. Атмосфера фронта, тяжелая, давящая передана достоверно, но объема все же не хватает. Впрочем, этим грешат все русские фильмы на революционную тематику, потому что реквизит на эту тему нынче не достать. Тем, кто это критикует, очень советую узнать, сколько в России сегодня осталось военной техники Первой Мировой. Главным остается то, что герои действительно проходят через все муки и круги ада, описанные Алексеем Толстым.

    Вердикт: несмотря на мелкие огрехи, это исторический сериал, который надо смотреть всем, кто читал роман и интересуется историей. Такого кино о революции во всей ее красе не снимали со времен сериала-эпопеи «Конь белый» в 1993 году и, отчасти, «Гарпастума» 2004. Хотя последний схож с сериалом атмосферой, но не эпохальностью.

    10 из 10

    30 декабря 2017 | 00:22

    Итак, я долго ждал этого фильма. Но, что хочу сказать… Он меня немного разочаровал.

    Но обо всем по порядку. Фильм-это история, которую должны мы помнить. Это его огромный плюс. Один из плюсов.

    Второй плюс, этого проекта, это потрясающая игра актеров. Очень понравилась. Все как в жизни. Эмоционально. Как положительные герои, так и отрицательные. Все играют великолепно. Я думаю по игре, этот фильм и берет. Притягивает зрителя. Также, одним из плюсов, хочется отметить, что это первый исторический фильм, показанный на канале НТВ.

    Из минусов, на мой взгляд, является, постоянно темный фон. Ощущение, такое, что фильм снимали только ночью. Как нестранно, мало реальных сцен, батальных. Все снято, практически половина фильма, в одних стенах.

    Еще один минус, это формат изображения. Не полноэкранный, а зауженный.

    Есть конечно ляпы, без них ни куда. Но на это можно закрыть глаза. К сожалению, первую экранизацию произведения с участием Соломина, я не видел, поэтому сравнивать игру пока не буду.

    Итог…

    Советую всем посмотреть, кому небезразлична наша история. И дай Бог, чтобы те события, которые на экране, не повторились сейчас. Мы помним героев, той гражданской войны, также героев Первой войны с нынешней Германией…

    7 из 10

    15 декабря 2017 | 15:19

    Непонятно зачем было вообще снимать этот фильм. На мой взгляд, сама идея сделать ещё одну экранизацию «Хождение по мукам» изначально была крайне неудачной. Фильм 1977 года просто потрясающий, там хорошо буквально всё, кроме иногда попадающих в кадр проводов. Актёры и актрисы изумительные, они красивые и им веришь. Веришь, что девушки из дворянских семей вели себя именно так — были сдержанными, скромными и воспитанными. В новом фильме на сестёр невозможно смотреть — они сутулятся, постоянно истерят своими прокуренными голосами, ржут как кони и целуются взасос днём посреди Невского… а в глазах пустота. Актёру, играющему Телегина, тоже никакой веры, выражение лица у него почти не меняется, он всегда лощёный, даже в окопе лишь щёчки для приличия чуть испачканы. Это изумительно, но он и в плену сидел причёсанный и гладковыбритый… К актёру, играющему Рощина, претензий меньше. Впрочем, некоторые второплановые актёры весьма убедительны. Безоговорочно понравился актёр, который играл мужа Кати. Мерзликин ещё на своём месте смотрится.

    В том фильме была хорошая музыка, помогающая создать атмосферу мук, по которым идёт хождение. Тут музыка ни о чём просто.

    В общем, по моему убеждению, тем кто смотрел экранизацию 1977 года этот новый фильм понравиться никак не может. Всем, кто его нахваливает, рекомендую посмотреть «Хождение по мукам» 1977 года.

    пс. И, кстати, рейтинг экранизации 1977 зашкаливает… что опять приводит к тому же вопросу «зачем?»

    4 из 10

    3 декабря 2017 | 00:39

    С небольшим опасением ждала премьеры экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Но картина превзошла все возможные ожидания! Сериал потрясающей красоты с невероятной игрой актёров, продуманными до мелочей деталями, натурализмом в подходе к съёмкам, роскошными декорациями и костюмами. Загляденье!

    О шикарном актёрском составе, думаю, стоит сказать отдельно: браво изумительным Ане Чиповской и Юлии Снигирь, которые фантастически правдоподобно сыграли сестёр, экспрессивной и глубокой Светлане Ходченковой, лиричному и храброму Леониду Бичевину, драматичному и вдохновенному Антону Шагину. Вместе они создают удивительную атмосферу и без того абсолютно удачному сериалу. Отдельная благодарность директору по кастингу (как бы не называлась должность) и всем людям, которые приложили руку к тому, чтобы актёрский состав был представлен телезрителям именно в таком виде.

    Очень интересная операторская работа, периодически встречаются весьма интересные и нестандартные планы.

    Мне кажется, можно нахваливать ещё множество аспектов нового «Хождения по мукам», но лучше всего просто посмотреть определённо самый стоящий сериал о революции на российском телевидении.

    Спасибо НТВ, что приобщает всех нас к великой российской классике, а не транслирует чьи-то размышления «на тему… 100-летней годовщины Великой октябрьской революции». Думаю, Алексею Толстому понравилось бы!

    С нетерпением жду новые серии! Теперь я каждый день включаю канал НТВ и всем советую!

    10 из 10

    28 ноября 2017 | 17:51

    ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ.

    Имеют крайне мало общего с литературными прототипами. Местами, разве что, мелькает тень узнавания Николая Ивановича и доктора Булавина, ну и неплохо показан Алексей Красильников, но на этом всё.

    Катя, Даша, Вадим Рощин — не похожи на себя от слова СОВСЕМ.

    КАТЯ — показана вечно раздраженной истеричкой, постоянно пререкающейся как со своими мужчинами, так и с людьми от которых в данный момент зависит ее судьба и жизнь. Эдакая современная ТП с вечным любовным зудом. Наверное сценаристам невдомек, что в начале XXв движение суфражисток еще только начинает набирать силу, что права женщин во всем мире еще сильно ограничены и просто не принято было женам орать на мужей — ни в высшем обществе, ни в крестьянских хатах.

    ДАША — в оригинале прошла долгий мучительный путь от девочки-подростка до женщины, а впоследствии — до жены и боевой подруги. Но в сериале — не изменилась от начала повествования, так и осталась теткой лет 30 со слабо развитой логикой и мотивацией.

    Впрочем, мотивация героев это отдельная песня. Так, по воле сценаристов Телегин сбегает в Красную Армию от своих семейных проблем. Его мотивация равна нулю. Ему все равно за какие идеи и с кем воевать.

    Рощин… превращен волей тех же сценаристов в не менее безвольную амебу.

    Отдельно хочется сказать о Бессонове. По задумке сериальщиков его прототип совместили с криво переложенной историей Александра Блока и в итоге получилось «ни рыба, ни мясо». Глядя на невыразительное лицо и жиденькие волосы актера Шагина никак не верится, что это пугало могло кружить голову половине женщин Петербурга. Совершенно непонятно, зачем нужно было продолжать эту сюжетную линию.

    СЮЖЕТ.

    От оригинала в итоге осталось всего процентов 20. И то, если в первой половине сериала отступления в основном касались мелочей, то после 7 серии все свалилось в какой-то разгул воспаленной фантазии сценаристов. Раздуты и продолжены сюжетные линии второстепенных персонажей — например, Жадова и Лизы. Оригинальные диалоги и сцены (кстати, местами неплохо сыгранные) перемежаются с неубедительными и идиотскими — придуманными.

    И если в литературном первоисточнике поступки и мотивация героев были понятны, то при просмотре сериала хочется пробить себе голову фейспалмом. Ибо идиотские и нелогичные сцены следуют одна за другой:

    - Идиотская сцена обмена документами Рощина и Телегина и не менее невразумительный при этом диалог — что это было?

    - Идиотская сцена, где Телегин (командир младшего звена) расстреливает главкома Сорокина — что это было?

    - Абсолютно идиотская сцена с покушением Даши на Ленина — ЧТО ЭТО БЫЛО?

    И этот список можно продолжать бесконечно. Если у Алексея Толстого персонажи проходят через все круги ада, сомневаясь, мучаясь, но отстаивая свою правду или приходя к ней, то мужчины сериала всего лишь хотят быть со своими бабами, а остальное не имеет значения.

    Создатели сериала не сочли за труд вникнуть в психологию людей того времени. Они сделали проще — поставили себя на место героев и переписали под себя сюжет. Действительно, зачем мне страна и какие-то там идеи, если я люблю смазливое личико и мечтаю залезть ей под юбку? Да гори оно все синем пламенем, верно? Обидно то, что в оригинале все было с точностью наоборот.

    Человеку, плохо знакомому с историей, довольно сложно разобраться кто с кем и за что воюет — чехи, добровольцы, Колчак, казачество, махновцы, зеленые, Петлюра, анархисты… Именно поэтому Алексей Толстой в своем романе дает подробное описание тех или иных исторических событий, которые проходят на заднем плане в процессе основного повествования. Создатели же сериала не утруждают себя даже элементарными объяснениями. Режиссер почему-то решил, что использование закадрового голоса или текста некомильфо.

    У среднестатистического обывателя при просмотре неизменно должно возникнуть чувство непонимания происходящего, но похоже НТВ это не сильно заботит. Ведь у них на первом месте (инстинкт размножения, ой то есть) высокие чувства, а все остальное не более чем фон.

    Придирки, скажете вы? Возможно. В какой-то момент, махнув на все рукой, сосредотачиваешься на сериале как на самостоятельном произведении. Бог с ним, с первоисточником. Разве не могли в те времена существовать персонажи подобные сериальным? Быть может у НТВ получилось посредством фона и декораций переместить нас в атмосферу того времени?

    ФОН, ДЕКОРАЦИИ И ДУХ ЭПОХИ.

    Ну и тут, что называется, пальцем в небо. Если планы довоенного Петербурга выглядят довольно убедительно, то далее начинается полный атас.

    В этой сильно альтернативной реальности в Петрограде осенью 17 и зимой 18 года нет проблем с электроснабжением (в домах буржуев радостно горят все лампочки), нет проблем с телефонной связью и уж совершенно точно нет никаких проблем со спиртным (персонажи не упускают повода приложиться к заветной бутылочке), ибо нет и речи про сухой закон военного времени. Правда есть небольшие проблемы с топливом, но по всей видимости незначительные. Персонажи спокойно обменивают побрякушки на денежки (не у мешочников и спекулянтов подальше от глаз красных патрулей, нет! в красивых и светлых зданиях и по твердому курсу!) и вполне себе сносно живут, покупая по случаю сдобные пряники для прислуги. А чего бы и не жить? Проблем с хлебом нет, топлива хватает, ни тифа тебе, ни холеры, ни прочих эпидемий 18-21 гг.

    Красная Москва летом 18 года выглядит еще интереснее. Там бандит Дальский ездит на авто с личным шофером. Там продолжает работать гостиница для буржуев, в холле которой сидит швейцар в красивой ливрее. Там по улицам и бульварам продолжает прогуливаться нарядная публика, одетая по последнему писку моды. Там Даша заваливается на митинг чуть ли не в вечернем платье…

    Деревня же не показана никак. Все что мы имеем, это пара мазанок на фоне сухих кустов. В общем по ходу просмотра сериала не покидает ощущение какой-то камерности, сродни театральной постановке.

    До какого-то момента была надежда на адекватные батальные сцены, но нет.

    В кадре ни разу не засветилось более полусотни бойцов. Ни развернутых боевых действий, ни хотя бы одной конной атаки — НИ-ЧЕ-ГО. Война, в которой принимали участие сотни тысяч человек, на территории в тысячи километров, показана как мелкие партизанские стычки в лесу.

    Такое ощущение, что в этой альтернативной реальности Россия сжалась до размера Люксембурга и это вполне объясняет, почему персонажи поминутно пересекаются, будто действие происходит в пределах одной большой деревни.

    В СУХОМ ОСТАТКЕ.

    Ничего нового для современного русского кина. Кастрированный первоисточник, сырая отсебятина, картонные персонажи с мотивацией на уровне основных инстинктов на фоне картонных же декораций. Очередная вариация сказки на тему хруста французской булки.

    За свою трилогию Алексей Толстой в 1943 году был удостоин Сталинской премии, которую передал в Фонд обороны на строительство танка Т-34.

    Создателей же сериала хочется удостоить хорошей порки.

    14 декабря 2017 | 12:04

    Эмоции немного улеглись и можно порассуждать беспристрастно. Сериал Худякова, видимо, задел за живое иначе с чего бы такая волна такой ожесточённой критики. Думается, что хотел того Худяков или нет, но показал именно современную жизнь. В независимости от замысла, нельзя отрицать, что он показал жизнь талантливо и правдиво. Возможно кто-то подсознательно, а то и осознанно, узнал себя в Бессонове и поспешил крикнуть «не верю!». Возможно даже кто-то подсознательно или осознанно узнал себя в Телегине и естественным образом возмутился сценой сериала где Телегин рассуждает о расстрелах. Наверное, со стороны так как в той сцене и выглядят попытки примирить скажем, православие, канонизировавшее царя-страстотерпца и сталинизм. Но ведь жить то и православным и сталинистам всё-равно в одной стране! Ведь настоящий патриот любит Россию во всех её проявлениях! Будет, как Телегин, до конца с ней, чтобы та с ним не творила. И здесь, наверное, действительно трудно совместить с одной стороны Телегина — патриота и убеждённого большевика и с другой стороны — Телегина, призывающего современного зрителя к национальному согласию. В таких попытках (не буду рассуждать о степени их удачности) получился этакий большевик-страстотерпец, (во всяком случае, готовый им стать) как бы парадоксально не выглядело такое сочетание. Конечно, трудно такое принять и даже непонятно, надо ли. Но стоит ли ругать из-за этого актёрский и режиссёрский талант призывавших? Формула национального согласия, на мой взгляд выведена и для современных белых. Такие тоже есть, кто-бы что не говорил. Для них в диалоге Телегин — Рощин озвучена формула — и те и те воевали за свою Россию. Первым остановится тот, кому она больше дорога.

    Многие возмущаются тем, что сильно изменены некоторые сюжетные линии. Таких призываю задаться вопросом, мог ли Толстой в те времена, когда писал свой роман свободно говорить в нём то, что думал, например, о Боге, которого так ювелирно вписал в другой свой роман — Пётр I. Могли обличать продажность отдельных поэтов, исключительно за деньги обличающих курс партии. Вы думаете, он не хотел бы об этом говорить? Вы думаете, не надо об этом говорить?. Многие, конечно заявят, что всё это пустые фантазии и нечего тут рассусоливать — давайте лучше обсудим возраст, внешние данные, а то и национальность актёров. А на всём этом критики оттоптались не по-детски! Многие считая себя талантливее Худякова, заявляют, что он подобрал не тех актёров. Такие, ругая режиссёра, хорошо отзываются, скажем о Шагине, но ничего не разглядели в его очень выразительных глазах в некоторых блестящих сценах. А все актёры, я считаю, сыграли очень сильно и для таких противоречивых исходных установок очень достоверно. Зеркало просто показало кривоватость лица современного общества. Нечего на него пенять!

    8 декабря 2017 | 11:25

    Авторы сериала обезопасили себя волшебной фразой: «По мотивам романа…» Скажешь эти слова (вернее, напишешь на экране), и можно делать все, что хочешь (как раньше говорили «ей-богу, правда»): коверкать шедевр русской советской и мировой литературы до неузнаваемости, «выкручивать руки» персонажам, глумиться над историей и здравым смыслом. Ведь это же не «по роману», а «по мотивам»…

    Однако и мотивы, как выясняется, у создателей сериала прямо противоположные Алексею Толстому. Все ключевые моменты убраны или переиначены, акценты расставлены совсем по-другому. Ведь дело не только в изменении сюжета или продлении линии тех или иных персонажей — а в том, что поменялся (причем кардинально, с «плюса» на «минус») весь смысл и дух великого романа.

    Так, в книге вполне осмысленное и осознанное решение Телегина вступить в Красную Армию в фильме подменено «капризом» героя в момент размолвки с женой: «Воевать хоть с чертом…» То есть позвали бы к белым — пошел к белым. Откровенная клевета на созданный Толстым образ.

    А гораздо более драматичная (вот уж настоящее «хождение по мукам») линия перехода Рощина от белых через махновцев к красным — в фильме опущена совсем. Нет ни штурма Екатеринослава, ни комсомолки Маруси, погибшей при отступлении, которую Рощин выносил на руках…

    Изъята ключевая фраза Даши, сказанная им отцу в Самаре: «Если большевики такие, как Телегин, значит, они правы!» Разумеется — в наше «свободное» и «демократическое» время такое не должно звучать с телеэкранов.

    А ведь все эти моменты, включая и многие другие, «вырезанные» сериальщиками, даже при чтении книги меня лично пробирали чуть ли не до слез. Редкому фильму такое удается. А роман А. Н. Толстого обеспечивает погружение лучше, чем в кинотеатре. Потому вдвойне противно было видеть позор 2017 года.

    Все же несоответствия книги и фильма перечислять бессмысленно: на это уйдут почти все три тома романа. Проще сказать, что совпадает: название, имена персонажей и некоторые сюжетные ходы. И все. А остальное — плод буйной (и, не могу удержаться, бессовестной) фантазии авторов сериала.

    Про актеров, конечно, доброго слова не скажешь. Но, как уже говорилось, и роли-то у них — не толстовские персонажи, а какие-то выкидыши современных сценаристов. В самом деле, ну в каком психическом бреду Телегин и Рощин могли обменяться мандатами? Это Телегин-то, который собирался арестовать Рощина в середине 3-й книги, а потом пытался стреляться из-за разгрома бригады! Но авторам сериала это нужно было, чтоб подвести обоих к расстрелу у «звероподобных» красных.

    Ну, и финал, конечно, достойный. Нам показывают, как совершали самоубийство поэты (Есенин, Маяковский), не выдержав лицемерия собственных стихов. Да и судьбы главных героев логичны. Ведь половина мужского населения у нас была расстреляна, а половина женского — умерла в лагерях. Авторы сериала, как и вся либеральная общественность, живут в какой-то параллельной вселенной. Слава Богу, что мы, как и Алексей Толстой, — в настоящей. Где — хочется верить — переписать историю не получится.

    12 декабря 2017 | 10:12

    Новое кино о революции

    Часть третья, она же финальная

    Эпиграфа не будет.

    Дам только ремарку, что книги и предыдущих экранизаций не видел и воспринимал все с точки зрения того, что мне показывал режиссер Худяков.

    Первоначально я думал написать о «Крыльях империи», но об этом «шедевре» говорить нечего! Точнее ничего, ничего хорошего. И, Первый канал перестал показывать сериал после 4й серии. Случайно? Не думаю!

    И сие помянул не случайно — у «Мук» есть схожий фатальный грех: тотальный мискаст. Какая из Ходченковой к черту курсистка? Зачем делать из сантехника Шагина манерного поэта? У него не тот типаж! А какой из Бичевина интеллигент? И опять тащат фигляра Ткачука? Я уже не говорю о второстепенных артистах — почему люди с рожами конюхов играют буржуа и интеллигенцию? А апофеоз этой вакханалии Чиповская, которая расписывается в своей всеобъемлющей бездарности блаженно-идиотической улыбкой! Снегирь и Турбинерлокальные светлые пятнышки на этом обмазанном вонючей субстанцией холсте.

    Снято все очень примитивно. Картинка явно из нулевых. Господин Худяков и компания! Так сейчас никто не снимает! Зачем эта синюшная цветокорекция? Решили нагнать мрачности и трагичности? А художнику-поставновщику необходимо оторвать руки! Просто за гранью! Батальные сцены сняты очень куцыми, а рукопашные напоминают драку мелюзги в песочнице.

    Что до истории… Еще раз повторюсь — не читал и не смотрел предшественников и воспринимал ровно то, что вижу на экране. А видел я вот что: одна героиня (Екатерина) сначала идет по одной линии мотивации и поведения, но потом вдруг делает резкий крен — ой неприлично, ой непристойно! Её сестра вообще непонятно чего хочет и от кого. Поэт Бессонов очень гротесковый. Кстати, где вы видели чтобы поэт поплевывал на пальцы как биндюжник, а интеллигенты говорят с набитым ртом? Это очередной камень Худыкову и К! Но, вернемся! Телегин абсолютно невнятен! Рощин? Человек бросает любимую женщину на ровном месте ради какой-то утопической идеи? Да не поверю! Тут впору перефразировать «Белую гвардию»: Господа, кому вы изволите сочувствовать? Да никому!

    Нам кое как показывают страшные события разрушившие страну, то что не надо воровать и бандитствовать, опускаться на скотский уровень, но основной мотив… Это так скучно, не убедительно… И настолько все равно, что будет с этими двумя курицами… Барышни, я вас люблю! Просто эти две ваш род дискредитируют донельзя!

    Отвратительно! И точка!

    Посмотрел возраст Худякова — ну человеку пора на пенсию!

    А с него стряхнули нафталин и дали такой масштабный проект…

    Ох…

    Это фиаско, братан!

    12 декабря 2017 | 09:27

    «Пришел ко мне древний старик, слепой, с поводырем-мальчиком. Из-за онучи вытащил трешницу, тоже старую, помял ее, пощупал, положил передо мной и говорит: «Это тебе за сорокоуст по моей старухе, помяни ее за спокой ее души». «Да ладно, говорю, имя скажи старухи твоей». Он на меня и уставился незрячими глазами: «Как звали-то ее? Позабыл, запамятовал… Молодая была, молодухой звали, потом хозяйкой звали, а уж потом — старухой да старухой. Да, говорит, забыл, от скудости это, трудно жили. Ладно, пойду, добьюсь, может, люди еще помнят…» Вернулся этот старик уже осенью, достал из-за онучи ту же трешницу: «Узнал, говорит, в деревне один человек вспомнил: Петровной ее звали».

    Эту притчу о русском народе, до поры до времени глухим бурьяном росшем, имени своего не помнившем, и вдруг, в муках, в крови, в нечеловеческом усилии обретшем свой голос и сознание своё, притчу, рассказанную бродячим философом Кузьмой Кузьмичом, попом-расстригою, венчающем молодых в оставшемся без священника селе — сам автор «Хождения по мукам» считал ключом к своей трилогии. Не секрет, что с момента начала её написания и до последнем романной точки в судьбоносное воскресенье 22 июня сорок первого года красный граф свои взгляды на революцию не просто подкорректировал, но поменял радикально, перейдя от «физический ненависти» к большевикам, как к силе-«кровавому призраку, дрожащему от мерзости и вожделения» — к приятию революции во всём её «мрачном величии и божественной почти способности вдохнуть в окаянство бессловесности и безымянности народной массы дух живой, осмысленный», решительно порвав с эмигрантами, видевшими Россию современную себе, за бортом их жизни оставшуюся — «близоруко, так же неверно, как человек, только что выскочивший из драки: морда еще в крови, и кажется, что разбитый нос и есть самая суть вещей». «Хождение по мукам» стало у Толстого родовыми потугами появления на свет человека в каждом из безликой, бесформенной, тяжелоногой народной глыбы, и в трудных этих родах «роженица-Россия исстрадалась, но выжила и новому материнству своему возрадовалась».

    Именно этот, ключевой толстовский тезис новая экранизация вывернула наизнанку: сёстры Булавины становятся у тандема Константина Худякова и Елены Райской лучшим из продуктов генетического отбора, веками пускавшего тьмы простолюдинов в расход эволюции, чтобы на выходе получились две изящных, беззаботных, изысканно одетых барыньки, и великий перелом в истории России сводится у них к трагедии слома мира с закреплённым за этими барыньками правом элитного потребления. «Она не такая, как мы, из степной травы — лиманной глины наскоро вылепленная," — говорит о Кате Рощиной экранная Матрёна Красильникова, — «над нею Господь-Бог постарался, ручками пригладил, словечки какие особенные пошептал». Народ в лице Матрёны и идти не хочет дальше примитивной евгеники, дальше идеи об улучшении собственной породы скрещиванием со сладкой барынькой (хотя что там улучшать-то в породе казачьей — ведь нету их молодцеватей), и даже мысли о каком-то собственном самосознании не вкладывают авторы в их головы с колтунами — не по чину подлому сословью таланты, устремления, амбиции. Им бы в услужение к генетически привилегированным, с которыми столкнула на степной дорожке революционная судьба.

    Между тем, у Толстого Матрёна — баба злая, жадная, окаянная, но никому сроду не кланявшаяся, недаром была она сначала женой, а потом вдовой Степана Красильникова — матроса миноносца «Керчь», одного из кораблей черноморского флота, затопленных в Цемесской Бухте около Новороссийска в знак протеста и неприятия русскими моряками позора передачи их судов Германии по условиям Брестского мирного договора. Сцена самоубийства русского флота у Новороссийска, воплощёного флагового сигнала «Погибаю, но не сдаюсь!», ценой кровавых слёз и гибели всего, что было в жизни дорого, сохранённого русского морского достоинства — и вообще одна из сильнейших в романе, и, вероятно, самая зрелищная. Но она почему-то авторов фильма не заинтересовала. Как не заинтересовала их и эпопея с казачьей вольницей атамана Сорокина, красного Бонапарта, описанная Толстым ярко, сочно, поэтапно — начиная с Первого Кубанского Похода Добровольческой армии, через оборону Екатеринодара и до разгрома под Тихорецкой. Охальник Сорокин превратился у Худякова-Райской в выдуманного персонажа Воронова, и от легендарной харизмы своевольного командарма остались в их интерпретации лишь сюжетные подпорки для лихости Телегина, самолично застрелившего в фильме зарвавшегося атамана. Перипетии образования Комуча в Самаре, с подковёрной вознёй, интригами, обедом в Дворянском Собрании в присутствии послов всех великих держав, мятеж Чехословацкого Корпуса, оборона Царицына, судьбоносный молебен Деникина в Новочеркасске — вся настоящая история из экранизации оказалась со странной брезгливостью изгнана.

    Революция и Гражданская убедительнее всего показываются в преломлении бытовых неурядиц сестёр — уплотняемых в родных стенах дымящим махрой и матерящимся быдлом, выгоняемых со службы по завистливо-мстительным доносам уже не грядущего, но вальяжно расположившегося в их мире хама, вынужденных закладывать в ломбардах драгоценности и зажимать уши от трескучей революционной демагогии. «Ненавижу эту власть!» — как реакция на обожженный на примусе пальчик. «Я не могла в него стрелять: у него шнурок развязался!» — как объяснение не удавшегося покушения на Ленина, говорившего вообще-то о мерах по борьбе с голодом и бандитизмом. Служба в Красной Армии как жертва во имя семьи, гарантия необходимого блата для того, чтоб не подселяли всяких в барскую квартиру. Финальные титры как выброшенный флаг, как запоздалый манифест: нас не победили в Гражданскую, семя наше генетически качественное, дети и внуки, родились и, затаившись в отвоёванных хитростью и сделками с совестью квартирах, пережили неудобные для нас времена. А Русская земля — что Русская земля? Она всегда за холмом.

    17 декабря 2017 | 21:34

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>