• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Гагарин. Первый в космосе

год
страна
слоган«The race is on»
режиссерПавел Пархоменко
сценарийОлег Капанец, Андрей Дмитриев
продюсерОлег Капанец, Дмитрий Мурин, Энтони Уоллер
операторАнтон Антонов
композиторДжордж Каллис
художникМихаил Гаврилов, Владимир Маркович, Александра Андреева
монтажМария Маненкова
жанр драма, биография, история, ... слова
бюджет
$7 000 000
сборы в России
зрители
Россия  175.9 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-ray
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
время108 мин. / 01:48
Фильм посвящен первым шагам человечества на пути освоения космоса и непосредственно судьбе первого космонавта Ю. А. Гагарина. Основной лейтмотив — борьба за право быть первым: соревнование в первом отряде космонавтов; конкуренция технологий в ракетостроении; противостояние сверхдержав — СССР и США.

В первый отряд космонавтов отбирали из трёх тысяч летчиков-истребителей по всей стране. В легендарную двадцатку попали лучшие из лучших. Кто из них полетит первым, не знал никто. На этом пути пришлось бороться не только с земным притяжением…
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (1844)
ожидание: 88% (6091)
Рейтинг кинокритиков
в России
50%
6 + 6 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:51
    все трейлеры

    файл добавилSpecialBed

    Знаете ли вы, что...
    • Производство фильма началось 1 сентября 2009 года.
    • В районе Евпатории была построена декорация космодрома с ракетой в натуральную величину.
    • Дорисовка ракеты и элементов космодрома производилась студией визуальных эффектов «Algous» (Санкт-Петербург).
    • Сцены полета ракеты разработаны студией визуальных эффектов «Улитка» (Москва).
    • Несколько сцен фильма снимались известным российским кинооператором Вадимом ЮсовымАндрей Рублев», «Я шагаю по Москве», «Солярис», «Они сражались за Родину»).
    • Картина стала первым фильмом-биографией о Юрии Гагарине, на который дала согласие семья космонавта.
    • Продолжительность фильма — 108 минут. Ровно столько же продолжался первый полёт Юрия Гагарина.
    • Съёмки проходили в Крыму (сцены, действие в которых проходит на космодроме Байконур), Тверской области и в Москве.
    • Ярославу Жалнину в фильме было 27 лет. Именно в таком возрасте Юрий Гагарин полетел в космос.
    • Роль Андрияна Николаева стала последней для актёра Анатолия Отраднова, он умер в январе 2012 года.
    • Владимир Стеклов, исполнивший роль генерала Николая Каманина — единственный из актёрского состава, кто имел опыт реальной космической подготовки. Его полёт планировался в 2000 году для съёмок художественного фильма на борту станции «Мир». Однако из-за финансовых проблем полет актёра не состоялся.
    • еще 8 фактов
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 510 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Одно из самых великих событий в истории — полет Юрия Гагарина в космос. Несмотря на колоссальные человеческие достижения в космосе, поступок советского космонавта останется непревзойденным. История, снятая Павлом Пархоменко, — это, конечно история страны, которая записала на свой счет великое событие, а главное, это история человека, которому выпал достойный жребий.

    Большая часть действий в фильме — флешбэк — воспоминания героя за считанные минуты до полета, а также во время пребывания в космосе. И в этих воспоминаниях — военное детство голодного мальчишки, знакомство с женой, напряженный период подготовки. И какая же история рисуется перед глазами зрителя?

    Прежде всего, полет в космос показан как подвиг обычного человека, который готов пожертвовать своей жизнью. И эта жертва, с одной стороны, имеет смысл: первый полет человека в космос — это достижение науки и техники (при взлете ракета показана до мельчайших деталей), а с другой, молодой военный летчик Гагарин может стать жертвой политической гонкой между двумя сверхдержавами — СССР и США.

    В глазах зрителя абстрактный герой Гагарин превращается в обычного человека, исчезает дистанция между прославленным именем и тем, кто совершил полет. И от такого показа поступок Гагарина ничуть не обесценивается, а наоборот. Подобный подход к работе с материалом позволяет совершенно по-другому взглянуть на хорошо известные факты. Суть режиссерской идеи — продемонстрировать, прежде всего, человека, а не легенду.

    Важно отметить, что героем движет целая гамма чувств. Это и желание в целом, а не персонально достичь успеха (герою картины не принципиально, кто первым полетит в космос, ему важно достичь этого как факта), и патриотизм, и чувство долга. И именно это позволяет Гагарину справиться, выдержать испытание.

    Способ повествования, выбранный режиссером, — флешбэк, отправляет на второй план масштабный исторический фон и делает упор на личность. Главная сюжетная линия — полет в космос — концентрирует внимание на самом факте, отбрасывает предпосылки события. Но оставить полет человека в космос вне социального и политического контекста невозможно. Поэтому режиссер решает показать истинную ценность совершившегося через переживания и ликование советского народа. Сцена объявление о полете по радио — пик патриотизма в каждом жителе.

    Идея обращения к величайшим соотечественникам прошлого века сейчас завладела отечественным кинематографом. И «Гагарин. Первый в космосе» — свежий, незамутненный взгляд, раскрытие факта, который известен каждому, но не понятен далеко не всем.

    9 июня 2013 | 02:16

    К сожалению, при помощи кинематографа, россияне из нации героев превращаются в нацию идиотов. Герой, не одного поколения, Высоцкий, становится законченным наркоманом. Харламов в одиночку обыгрывает всю сборную Канады (и не только Канады), русские сериалы про войну прост смотреть нормальному человеку нельзя, польский «Четыре танкиста и собака» просто курит в сторонке, один Безруков победивший фашизм. В России наступило время псевдопатриотов, а страна нуждается в победах. Полет Гагарина, Харламов, ВОВ это время СССР, а не правления Путина. И Путин это понимает и возбуждает у электората чувство присущее только славянам — ностальгию. Но делают это так топорно и неумело, что выглядит это, как какое то извращение.

    Теперь о фильме. Омерзительное зрелище, дешевая постановка, дешевый сценарий, дешевая игра. Так обгадить подвиг подвиг первого космонавта могли только в России. Подобное я видел в программе Малахова с Терешковой, когда все с придыханием смотрели на кадры «встречи» Терешковой местными жителями, и первая космонавтка живо комментировала это событие, окончательно забыв, что это были постановочные кадры, а сама она в том памятном полете блевала не переставая. Здесь же вечно улыбающийся Гагарин, бесстрашный и этим пугающий, так как не боятся первого шага в неизвестность, которая может закончится смертью, может только идиот. Бессвязные персонажи. Мать, отец, брат, даже жена и дети, коллеги по отряду все это составляет набор кадров от которых быстро устаешь.

    Редкое, очень редкое кино извращающее подвиг и саму историю Гагарина.

    1 из 10

    16 июля 2013 | 12:46

    Вектор, который взял российский кинематограф не может оставить равнодушными российских зрителей. Особенно тех, кто радеет за наше кино и от души желает ему процветания. В российских фильмах есть одна особенность: они — наши! И мы готовы много прощать и делать скидки. Но с выходом «Легенды N17» мы вправе требовать от нашего кино большего. И это не без основания! И вот, «легенда» «легендой», но куда как волнующе получился фильм «Гагарин. Первый в космосе».

    Ещё немножко сравнений.

    Картина про хоккеиста Харламова, конечно, стоит особняком. Те даже кто не любит суровый вид спорта — и те оказались прикованы к экрану. Но что может быть для нашей страны, ставшей преемницей могучей державы СССР, более трогательным и патриотичным, чем само осознание того, что мы — Россия (пусть и Советская на ту пору) — оказались первые в космосе!

    Эта картина режиссёра Павла Пархоменко сориентирована на столь важном для нас событии. Каждый из нас знает, что было 12 апреля 1961 года, но как это было, знают не все. Кое-что для меня открытием не было. Например, сложные отношения СССР и Америки. Слухи о том, что кто-то уже полетел в космос так и остались слухами. Гагарин усилиями Ярослава Жалнина (который, по-моему, как две капли воды похож на первого космонавта) говорит, что по-человечески обрадовался за ребят, и неважно, что за этим последует.

    В фильме перемежается настоящее (по отношению к нам, конечно, прошлое) время и воспоминания. Ситуация вокруг запуска и то, что этому предшествовало. Выражение: «Летать будут тысячи, но запомнят первого», — стало увековеченным. Но мы привыкли позиционировать это по отношению к Юрию Гагарину — нашему герою всех времён и народов. Но лично я (!) никогда не задумывался о тех людях, которые хотели быть на месте Гагарина, в его время, на его месте. Его друг Герман Титов (Вадим Мичман)… Какие он чувства испытывал? Настоящие чувства, я имею ввиду…

    Сколько проблем было во время запуска!.. Все они здесь показаны и переданы настолько, что это просто шокирует!!! То, как Гагарин не сразу вышел на связь, и до, и после этого!.. Конечно, для таких как Хрущёв (Владимир Чуприков) Гагарин и его полёт был только как способ повыпендриваться перед Америкой, с которой в то время была Холодная война. Жена Гагарина — Валентина (Ольга Иванова) — само собой, переживала за родного человека!..

    Собственно, фильм очень объёмный, вместительный, переживательный. Жаль только, что его премьера не успела к 12 апреля. (Может, надо было заморозить проект до следующего года?)…

    10 из 10

    6 июня 2013 | 11:18

    Полёт Гагарина был подвигом не только и не столько самого космонавта Гагарина Ю. А. сколько всей нашей страны, называвшейся тогда СССР. Страны, сразу же после победы в страшной войне принявшей космический вызов и победившей в космической гонке.

    Пока миллионы граждан отстраивали страну, другие миллионы своими руками создавали материально-техническую базу, позволившую осуществиться русскому космосу. Тысячи учёных и инженеров бились за первенство Родины — что само по себе захватывающий сюжет. Сотни тысяч ребят, учась в вечорках, ходили в аэроклубы — и среди них Юра Гагарин. Тысячи шли в авиацию — и среди них Юра Гагарин. «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо!» — писал позже лётчик-испытатель, принимавший участие в подготовке Отряда. И это действительно было очень хорошо.

    Короче, прорыв в космос был коллективным системным подвигом и общенациональным триумфом. И величие Юрия Алексеевича Гагарина — именно в том, что он был нормальный русский парень, в котором этот прорыв сфокусировался. И если бы не было этого парня — подвиг совершил бы другой. И таких других — были десятки тысяч.

    А создатели фильма решили снимать строго про удивительного, необычного, лучшего на свете Гагарина, покорившего космос. И об эту свою ошибку споткнулись.

    Потому что вместо героя страны — сняли кино про героя без страны. Про супермена-одиночку, которым реальный Юрий Алексеевич, слава Богу, ни разу не был.

    В фильме, по сути, не видно народа, создавшего Гагарина и «Восток». Не видно державы, давшей штурвал от самолёта юному Гагарину и право на мечту Королёву. Ни послевоенной разрухи, ни великой стройки, ни тысяч таких же, как Юра, ребят. Ни команды из сотен учёных и инженеров. Ни гигантского организма государства, создающего космический корабль. Ни, кстати, американцев, готовящих своего Шепарда.

    6 июня 2013 | 11:18

    Я люблю Россию. Я просто люблю страну, в которой родилась, в которой выросла, в которой продолжаю жить, творить, любить, дружить и прочее, прочее, прочее. Я люблю каждый сантиметр этой великой некогда державы. Я горда тем, что в крови моей течет истинно русская кровь. Я несказанно благодарна сей любви к земле, по которой хожу. Я не вздыхаю о странах, на которые не ступала моя нога. Мы все дышим одним и тем же воздухом, будь то русские, немцы, американцы, японцы. И не важно, как мы живем — худо ли, бедно ли, но главное — жить и радоваться. Радоваться тому, где мы сейчас, что мы сейчас и проживать в этой радости каждый миг, наслаждаться видами из окна, будь то соседские окна, морской горизонт или дома другого района, отделенного речкой. Надо уметь любить ту землю, по которой ты ходишь. Надо ценить ту красоту, что окружает тебя каждый день. Ведь в следующей жизни ты можешь родиться в совершенно другой стране, и только будешь мечтать о том, чтобы побывать в великой России. Любите страну, в которой мы живем! Всем сердцем любите!

    Знаю, понимаю, мой отзыв может не понравится случайному читателю, но именно такие прекрасные патриотические ощущения вызывает этот фильм. Начиная с «Метро», продолжая «Легендой N17» и «Гагарин. Первый в космосе», российский кинематограф как бы заявляет о себе во всеуслышание. Очень хочется надеяться, что 2013-й станет годом возрождения хорошего, достойного российского кино, которым сможет гордиться наше поколение, с восторгом в глазах заявляя своим детям (как некогда про советское кино говорили наши родители), что во времена нашей молодости снимали хорошие картины.

    10 из 10

    12 июля 2013 | 16:26

    Российское правительство решительно взяло курс на создание образа «русского героя», пообещав кинематографистам в обмен на патриотичность — гос. поддержку. В новейшей истории уже были небезуспешные попытки мифологизации гениальных соотечественников: это — «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) и «Легенда N17» (2013). Если байопик о Высоцком вызвал сдержанную реакцию у зрителей, то фильм о Валерии Харламове впервые доказал, что российское патриотическое кино может быть популярным. Юрий Гагарин — фигура эпохального масштаба, преодолевающая узко-национальные границы. Снимать фильм о первом космонавте — дело ответственное: провал станет очень болезненным, а успех — грандиозным.

    «Гагарин» — хорошее кино, несущее в себе простые истины, рассказывая о нелегком пути некогда деревенского пацаненка Юрки Гагарина к неизведанным космическим далям. Сергей Королев, создатель российской и мировой космонавтики, мерно прохаживается по звездному городку, как отец следя за своими сыновьями-космонавтами. Он — почти мудрец, глубокомысленно рассуждающий о наступлении «новой эры». Беда заключалась в том, что великий советский конструктор казался неживым, чрезмерно идеализированным. Заставь его поменять порядок слов в предложениях, то все бы подумали, что перед ними — мастер Йода: настолько образ Королева был сглажен и отшлифован. Почти вся «клюва» прозвучала из его уст. Это он перед стартом спрашивает первого космонавта: «Юра, ты веришь?» Помимо религиозных высказываний, Сергей Павлович позволял и антисталинские. «Пора кончать со сталинскими предрассудками», — говорит он генералу Каманину, когда тот заикнулся о том, что Гагарин во время войны жил на оккупированной территории. Все это казалось надуманным, неоправданным и неуместным, будто на твоих глазах рождался новый социалистический реализм.

    Взору зрителя открывалась ничем не прикрытая пастораль: идиллические картинки из жизни русской деревни. Режиссер прибегал к грубому параллелизму, выстраивая связь между деревенским истоком Юрки и его космическим завершением. Конечно, это великолепное сравнение, тем более, что все было именно так, но в руках режиссера Павла Пархоменко и сценариста Олега Капанца это превращалось в «квасной» патриотизм, т. е. грубый и чересчур откровенный. А некоторые крайне высокопарные реплики вызывали в зале смешки. Так, отец Гагарина говорит жене: «Детей подняли и внуков поднимем». Мол, не благодаря своей уникальности Гагарин полетел в космос, а благодаря родителям, которые его «подняли». Но ведь это и так ясно: для чего вводить эти школьные пояснения, которые превращают картину в китч?

    Юрий Гагарин, которого сыграл Ярослав Жалнин, кажется, единственный, кто справился со своей ролью, потому что наш Гагарин был именно таким — почти мечтой, коллективным героем, образ которого создал сам народ, будто он появился из русской былины: добрый, искренний, вечно улыбающийся человек. Ярослав Жалнин, действительно, поразительно похож на Юрия Гагарина: такой же харизматичный и светлый.

    «Гагарин. Первый в космосе» мог бы стать прекрасной картиной, но пока это просто «хорошее кино».

    6 ноября 2013 | 16:41

    Красивый полет ракеты нивелируется отсутствием достоверности на экране, иногда кажется, что работники космодрома сейчас начнут двигаться в брейкдансе, до того пантомимически они выглядят на экране. Во главе с монументально выпирающим подбородок главным конструктором.

    Пафосная музыка, пафосные пустые диалоги, перевранная интонация «Поехали!», показанный завистником и только таковым Титов… Несколько раз во время просмотра зажмуривалась от неловкости происходящего на экране.

    И тут же — искренняя улыбка Гагарина, органичные родители и жена героя. И подвиг, глядя на который, действительно хочется плакать. И от гордости, что такое было, и от досады, что так скомканно перенесено на экран.

    У фильма свой довольно неспешный, но и довольно комфортный ритм повествования.

    После экватора фильм откровенно проседает, потом взбадривается, и концовка вполне себе динамичная, пусть и есть ощущение обрубленности в конце. Хотя за голос Гагарина и его фото я готова многое простить.

    Жалнин хорошо сыграл. Не блестяще, но очень хорошо. Живой такой его Гагарин, боится — и идет навстречу своему страху, играет с ним, шутит над собой. С другой стороны, другие эмоции ему трудно передать с экрана, все сцены с женой и детьми недостаточно выразительны, как и большинство сцен с товарищами.

    Неоднозначное у меня впечатление от роли Королева. Вроде и верю, но… чего-то не хватило, чтобы до конца впечатлиться силой личности на экране. Слишком статично и пафосно.

    Актриса, сыгравшая жену героя, милая и естественная в роли. Родители хороши.

    Генерал в исполнении Стеклова невнятный.

    Неплохо режиссером переданы эмоции — волнение перед стартом передается залу.

    Полет ракеты от старта до приземления прекрасно снят и смонтирован, очень сильные сцены, просто браво! Празднование прорыва в космос — трогательные сцены.

    Что откровенно не понравилось:

    1. Почему в фильме Гагарин такой грязный, с жирными пятнами на рубашке, и рваный? Неужто Валентина Гагарина позволяла мужу ходить в рваном на видном месте свитере?! Вообще не поняла сей момент.

    2. Очень некачественный грим и неправильная постановка света.

    + дети-актеры вообще не похожи друг на друга и на Жалнина, родители-старики в кадре одного возраста и когда Юра дите, и когда уже взрослый. Такая небрежность в столь важных деталях коробит.

    3. Кто писАл реплики? Половина — такая откровенная лажа… Периодически хочется то Королева, то Гагарина вопросить: «Вот ты зачем сейчас это сказал? Лучше бы ты здесь просто промолчал, уважаемый киногерой!»

    Пафосно, напыщенно и… пусто. Никакой смысловой нагрузки в доброй половине тирад с экрана.

    4. Отвратительно представили такого человечище, как Титов. В фильме он жалкий завистник, писанный одной актерской краской. Он появляется в кадре, чтобы изображать зависть или доказывать свое превосходство. Обидно.

    5. Музыка в большинстве своем крайне неудачно подобрана. Ее слишком слышно, она излишне пафосна и, соответственно, отвлекает.

    6. Интонация легендарной фразы. Еще с трейлера зацепило — ну не так Гагарин сказал: «Поехали!» Не со смирением и самоиронией, а с неподдельным энтузиазмом!

    Вердикт: хорошее, доброе, но увы, среднее по качеству исполнения кино. Гагарин, Королев и отряд космонавтов, несомненно, достойны большего.

    Из-за уважения к их подвигу

    7 из 10

    Так же, как и аплодисменты в конце фильма. Да, я аплодировала. Гагарину.

    8 июня 2013 | 10:18

    Новое российское кино, переживает эру второго рождения пафосных ура-патриотических лент. Наверняка это как-то связано и событиями в стране. Наверное начало положил Никита Михалков, но он снимал, всё же нечто сугубо личное, а рассвет фильмов о культовых личностях, притягивает к себе именно персонажами. Всё же сложно говорить о таких фильмах, не затрагивая политику, но попытаюсь.

    На самом деле, снимать такое кино — большая ответственность. На него, наверняка возлагается большая ответственность в молодёжно-воспитательном плане. И довольно странно, что Гагарина доверили снимать хорошему художнику, но практически неизвестному режиссёру Павлу Пахоменко, которой до этого снял всего один фильм 8 лет назад. Ошиблись ли с выбором, говорить сложно, но наверное в каком-то плане отсутствие опыта сказалось.

    В фильме безусловно есть, как хорошие, так и плохие моменты. Естественно, на мой непрофессиональный взгляд. Начну наверное с плохого. Мне не понравился подбор второстепенных актёров и их игра. Часто персонажи выглядели не естественно и откровенно фальшивили. Мне не понравилась, какая-то сериальная натянутость. С одной стороны, все костюмы и декорации вылизанные, с другой какая-то блёклость в картинке. С другой стороны, мне понравилась общая идея. Фильм снимался не конкретно про человека, а про событие. Если бы снимали про человека, то наверняка вышла бы такая же лажа, как в Харламовым, не выглядело что актёр бы потянул. А так вышло вполне цельное и понятное кино, обладающая всеми жизнеутверждающими посылами. Конечно не очень понравился сам сценарий. Ясно, что сложно было растянуть одно событие на целый фильм, но уж слишком стандартная сюжетная сетка и заигрывания с мелодрамой и религией, как-то не смотрелись. Вообще фильм представляет из себя набор пафосных возвышенных монологов, которые практически декламируются, а не говорятся. Это наверное перебор. При всех этих бытовых моментиках, которые выглядели фальшиво, живости фильму и не хватило. Ну и естественно, нельзя не отметить музыку. На мой взгляд, она сделала, как минимум половину работы для создания правильной пафосной атмосферы. Почему-то не удивительно, что её писал иностранец. Хотя иногда создавалось впечатление, что смотришь не историческую драму, а фантастическую, в стиле Фонтана или Прометей. И да, Ярослав Жалнин сыгравший Гагарина, внешне выглядел очень похожим, хотя в некоторых моментах и не не дотянул. С другой стороны, как уже говорил, фильм всё же не о человеке. Может так и надо было.

    Уверен, что многим кино понравится, но на мой взгляд не очень удачное.

    19 июля 2013 | 15:26

    Эта рецензия могла начинаться как: «Все мы знаем, что российский кинематограф (…) но в последнее время стараются делать хорошие картины (…) байопики входят в моду (…) счастье есть!» — ну или как-то наподобие. И я подумал: хватит. Хватит уже говорить о том, что мы такие плохие и у нас получаются одни отвратительные опусы. Конечно, отечественное кино сейчас находится в положении лёжа по сравнению с коммерческим голливудским, да вот постепенно мы вроде бы учимся на ошибках. На ста тысячах повторных, оанее не учтённых ошибок — и тем не менее.

    Перед создателями «Гагарина» стояла большая задача. Ответственность. Уважение к прошлому. Фильм снимался очень долго, несколько лет, и его путь к экранам кинотеатров был отнюдь нелёгким. Это в некоторой степени отразилось на постановке: к ней есть некоторые претензии. Но важно учесть, что при нынешнем положении киноиндустрии в России картина не вызывает желания кричать, что очередной позор вышел в свет. Тенденция производить не глупое кино, наиболее достоверное и не «халявное», на серьёзные темы и без самодеятельности, у нас, к счастью, уже наблюдается. Теперь бы научиться более естественней, без лишней напряжённости или страха сделать плохо, выстраивать эпизоды в единую линию.

    Кстати, насчёт достоверности. Специально смотрел с родителями, заставшими советское время и эпичный момент первого полёта в космос. Родители иногда морщились, признавая, что что-то не то и что-то не так, по мелочам, но удивлялись подбору актёров. Второстепенные и массовочные актёры (особенно те, что в роли несостоявшихся космонавтов) были очень похожи на реальных личностей прошлого.

    Это один из поводов, чтобы отдать честь создателям «Гагарина», не поленившимся качественно подойти к делу. Теперь о личных ощущениях. Фильм для меня представляет некий сумбур, который легко сложился в одно. Он не обременён хронологической последовательностью. Воспоминания, испытания перед полётом, конкуренция, семейная жизнь, детство, ощущения, сам полёт, немногословные размышления о непостижимости космоса — всё смешалось, завертелось, закружилось, и во всех сценах «красной линией» проходила главная мысль — летать будут тысячи тысяч, а запомнят первого. Кого-то такой подход может покоробить. Мне он показался оригинальным, но недоработанным. Словно сценаристы вкупе с режиссёром просто собрали в кучу эпизоды из жизни космонавта, его семьи, конкурентов и друзей, просто советских людей, и из-за долгой работы над проектом не совсем гладко расставили всё по местам. Да, фильм не плохой, серьёзный, осторожный в проявлениях отсылок к тому времени. Но чего-то в нём не хватает для восторга, ведь освоение внеземного пространства для двадцатого века — нечто великое по своей важности. Не знаю, как вероятно точнее объяснить.

    Если взглянуть на фильм как на сценарий, если оценить его сюжет и общее построение, то он похож на круг, засыпанный разноцветными осколками; это индивидуальный взгляд на подвиг Юрия Гагарина, дань уважения его личности. Это такое скомпанованное, очень своеобразное полотно о времени первого полёта, начинённое переживаниями, воспоминаниями, техническими неполадками, стрессом и последующим осознанием великолепия непревзойдённого исторического момента.

    И всё-таки при всех свершившихся стараниях байопик не дотягивает до планки отличного кино, коему судьба жить в поколениях. Здесь есть свои огрехи. Некоторые сцены были сыграны весьма топорно. Создавалось ощущение, что вот он, четырнадцатый или двадцать пятый дубль, актёры выучили свою часть диалога, но где-то уже начинают переигрывать, как бы нечаянно делая своих героев слишком положительными персонажами, что невольно как-то даже смущало при просмотре.

    А так фильм должен понравиться тем, кто не ворчит на каждом углу о том, как ужасно сейчас снимают кино, как не чувствуется атмосфера покорения неизведанного — да мало ли таких недовольных? Больше всего, как сейчас принято говорить, «вымораживают» извечные мнения, что страшно надоело коммерческое месиво с государственным бюджетом в «путинской России». Это же низко — искать в искусстве политическую подоплёку, намекать, что всё на свете «заказное» и никто не остался честным. Наш народ в последние времена так слишком увлёкся поисками несуществующей правды в нагромождениях выдаваемой телевизионной лжи, что фильм о самом известном и великом космонавте некоторыми теперь воспринимается как «позор на тему национальной гордости». Опомнитесь, люди! Насколько я знаю, в отличие от «Легенды N17» данная лента не была снабжена излишне обширной коммерческой поддержкой от «вышестоящих» фондов, точнее сказать, и пиар-компания, и всё остальное на стадии производства было гораздо слабее, и соответственно, о спортивной драме про хоккеиста Валерия Харламова узнало больше людей, были более внушительные сборы, ни о чём не говорит? Нет, я ни в коем случае не намекаю на что бы то ни было, просто глупо утверждать, ничего током не зная о «Гагарине», что вот, снова госзаказ, нас «надувают», кино склепали за один день и так далее. Главная осечка создателей картины в том, что им не удалось полноценно развернуть тему покорения космоса Гагариным, но они попытались, пусть даже попытались отнестись со всем уважением к прошлому.

    По-моему, несмотря на свои недостатки и некоторую тяжеловесность, фильм не обречён на какую-то ярую нелюбовь большинства и уж точно её не заслуживает. Мы исправляемся; мы пробуем снимать нечто лучшее, чем одноразовые отвратительные недокомедии; мы маленькими шажками двигаемся вперёд и учимся осознавать реальное положение дел, отстраняться от прежнего плохого опыта.

    Хватит ругать наше кино! Хватит искать в нём подвох. «Гагарин. Первый в космосе», конечно, не шедевр, но и не откровенное дерьмо. Будьте добрее, что ли.

    6 из 10

    16 июля 2013 | 03:42

    Насколько я знаю, только 2 события в XX веке вызвали всеобщее ликование нашего народа — это Победа в Великой Отечественной Войне и полет Юрия Гагарина в космос. Никогда более не чувствовали жители нашей огромной страны — всех национальностей, всех профессий, возрастов, политических взглядов — такой гордости за свою страну, такого единения и душевного подъема, таких надежд на светлое будущее.

    Когда по радио объявили о полете Гагарина, моей маме было 15 лет, и она хорошо помнит, как весь их небольшой донбасский городок собрался на главной городской площади, вновь и вновь слушая голос Левитана, поздравляя друг друга.

    Это трудно понять и, наверное, невозможно пережить в наши дни. Особенно тем, чье сознание и мировоззрение формировалось в «лихие 90-е», когда естественные человеческие добродетели превратились в атавизмы, а любые побуждения, поступки и их результат стали измеримыми с помощью цифр величинами (измеряемыми количеством лайков, долларов или лошадиных сил — не важно). Для таких людей героизм присущ лишь «овцам, предназначенным для заклания», а чувство всеобщей радости и национального подъема (равно как и всеобщего горя, сострадания, милосердия) посещает людей с «бесповоротно промытыми мозгами».

    Можно найти много замечаний и к постановке, и к сценарию, и к актерам. Но мне кажется, авторам удалось показать главное — как простой советский парень из деревни, одержимый мечтой о небе (мечтой всех мальчишек того времени), выучился на летчика-истребителя, попал в отряд космонавтов, выдержал многомесячные тренировки и испытания, вынес сумасшедшие физические и психологические перегрузки и стал первым в мире космонавтом. Вернувшись на Землю заслуженным героем, народным любимцем, он с честью выдержал и нес все годы свалившееся на него бремя славы (не выносимое для многих, но не для него!) — не спился, не устраивал скандалов, не бросал жену с детьми, не хамил окружающим из окошка своей новой «Волги», не требовал себе гонораров и номеров Люкс.

    Да, на его месте мог оказаться любой из шести «финалистов» жесточайшего отбора, проводимого в центре подготовки космонавтов. И то, что полетел именно Гагарин, а не Герман Титов или Григорий Нелюбов, не делает других участников отряда менее героями, чем он. Но мир навсегда запомнит именно его, Юрия Гагарина, и его полет, олицетворяющий собой весь героизм этих людей (космонавтов), и гигантский труд советских ученых и инженеров, и гений С. П. Королева…

    И авторы фильма сумели показать, что Гагарин был любимцем всего отряда, и что Гагарин еще до того, как стало известно, кто же все-таки полетит первым, совершенно искренне был бы рад за любого из его товарищей, кому выпала бы такая честь. Так что дело не только в его биографии и личном выборе партийного и «космического» руководства.

    7 из 10

    27 декабря 2013 | 17:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>