Эксперимент 2: Волна

Die Welle
год
страна
слоган«Её не остановишь...»
режиссерДеннис Ганзель
сценарийДжонни Доукинс, Рон Бирнбах, Деннис Ганзель, ...
продюсерКристиан Бекер, Пэтти Сэффилс, Антонио Эксакостос, ...
операторТорстен Бройер
композиторХайко Майле
художникКнут Лёве, Петра Ринглеб, Ивана Милош, ...
монтажУэли Кристен
жанр триллер, драма, ... слова
бюджет
€5 000 000
сборы в мире
$31 280 493 сборы
сборы в России
$23 634 сборы
зрители
Германия  2.65 млн,    Испания  232.5 тыс.,    Франция  184.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время107 мин. / 01:47
Германия. Наши дни. Школьный учитель истории предлагает своим ученикам провести эксперимент: ровно неделю старшеклассники будут жить по законам тоталитарного государства. Жесткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы, наказания — нацистская схема воссоздается с пугающей точностью. Ученики на собственном примере убеждаются, с какой легкостью можно манипулировать людьми, превращая их в безликую покорную массу. Но в какой-то момент игра выходит из-под контроля, и теперь ее участникам предстоит дойти до конца и познать самую темную сторону диктатуры.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
67%
12 + 6 = 18
5.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 00:51
    все трейлеры

    файл добавилBasicFarm

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по книге Тодда Страссера «Волна». Книга была написана в 1981 году по мотивам вышедшего в том же году одноимённого фильма. В основе всех этих произведений — реальный эксперимент «Третья волна», произведённый учителем истории Роном Джонсом в городе Пало-Альто в Калифорнии.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Все мы делимся на два класса: ведущие и ведомые. Одни всегда и на все имеют свое мнение и легко могут пойти против толпы, а вторые же не прочь, чтобы ими управляли, ведь выполнять приказы тоже надо уметь.

    Когда одному из школьных учителей было заявлено, что в современной Германии не возможна диктатура, он решил бросить, своего рода, вызов ученикам, выделяя неделю для сплочения класса и взаимопомощи. Похожая, на начальном этапе, на игру, диктатура, вскоре, переходит все границы, являя собой манипуляцию сознанием и отказ от своей личности учениками.

    Кто-то почувствовал власть над остальными, кто-то обрел «семью», для многих «Волна» стала смыслом. Всего несколько дней понадобилось для того, чтобы выполнялись приказы, убиралось неповиновение и вознаграждался командный дух. Это стало намного большим и продолжалось намного дольше, чем просто эксперимент.

    Во всем важна мера и умение вовремя закончить. Каждый знает, что перегнув палку могут пострадать невинные люди. Власть имеет смысл в вере, но она также способна накрыть человека с головой, подобно волне.

    Фильм показывает, на сколько современное общество готово отстаивать свое мнение и идти вразрез толпе, протестуя и выдвигая реальные факты, способные развернуть сознание. Как много человек последуют за кем-либо, и как один будет считаться заклятым врагом лишь за то, что он умеет быть ведущим, а не ведомым.

    Сейчас со всех сторон слышно противостояние. Оно являет собой отказ от униформы, противостояние родителям и прочим авторитетам, отторжение любого мнения масс, обрушающихся из средств массовой информации… Есть слова, но совершить действия способны единицы.

    «А если бы я сказал вам убить его? Вы бы сделали и это? Давайте повесим его

    Возможна ли диктатура в современном мире? Она уже есть и никогда никуда не исчезала. Всегда будут лидеры и те, кто следует за ними.

    Хватит ли у вас смелости противостоять «Волне»?

    6 из 10

    29 марта 2014 | 20:39

    Еще не сформировавшееся в четко выраженное гражданское мировоззрение пластичное и впитывающее в себя как губка обманчиво привлекательную декларативными ценностями идеологию взрослых, подростковое сознание в руках умелого манипулятора способно превратиться в своеобразный пластилин, из которого возможно слепить подчиненный жесткой дисциплине, управляемый социум, беззаветно преданный одному единственному лидеру. Вряд ли Райнер Венгер, герой фильма «Волна», молодой немецкий учитель с креативным мышлением, заблуждался на сей счет, когда в рамках школьной программы предложил своим подопечным принять участие в социологическом эксперименте, воссоздавая в набранной им группе учеников своеобразную микромодель автократического общества.

    Пользующийся непререкаемым авторитетом у большинства учеников, Венгер позиционирует себя в качестве лидера строящегося им коллектива и устанавливает общеобязательные для учеников строгие и четко сформулированные правила поведения в группе, получившей название «Волна». Однако, благодаря своему ярко выраженному харизматичному характеру, увлекая учеников любопытной идеей создания сплоченного коллектива единомышленников, Венгер оказывается не способным предугадать вероятные негативные последствия внешне безобидной затеи, не просчитывает насколько непредсказуемо в искусственно создаваемой им среде тоталитарного режима могут найти внешнее проявление сложные индивидуальные черты характеров своих воспитанников, а также свойственный большинству юношеский максимализм.

    Неожиданно для Венгера оригинальный эксперимент начинает выходить из-под контроля, приводя к непредсказуемым результатам, а благие по своей сути намерения учителя в их понимании его подопечными начинают трансформироваться в идею обыкновенного фашизма. Проявление инакомыслия среди друзей по школе и окружающего мира подростками воспринимается как объявление войны, вызывает категорическую нетерпимость и откровенную ненависть к сверстникам, постепенно стирая в сознании детей невидимую грань между учебным экспериментом и реальной действительностью.

    В своей художественной картине Деннис Ганзель понятно и весьма доходчиво для любой зрительской аудитории раскрывает механизм создания автократического режима управления на примере отдельно взятого социума, акцентированно и в деталях демонстрирует нам все элементы его схематического построения и доказывает практическую возможность воссоздания в современном обществе. Не сглаживая острые углы, режиссер объясняет, что зловещие и пагубные идеи, захватившие умы германского народа более полувека назад и которые сами немцы сегодня стараются забыть как страшный сон, не умерли, они всего лишь находятся в состоянии анабиоза, ожидая благоприятных условий для своего возрождения.

    Безупречные в своей проработке, ровно выстроенные сюжетные линии, насыщенные глубоким и актуальным социально значимым смыслом, позволяют предположить, что сценарий является одной из самых сильных сторон фильма Ганзеля, а прекрасные актерские работы, все без исключения, превращают «Волну» в академически качественный образец, по своему авторскому исполнению превосходящий уже существующие тематически родственные кинопроизведения.

    Сюжетная идея картины не блещет оригинальностью, режиссерские решения не претендуют на свою экстраординарность, позволяя проводить зрителю вполне уместные аналогии с более ранней работой постановщика — «Академия смерти», в своей основе содержащей схожие мотивы на затронутую тему авторитаризма и слепого следования молодого поколения тоталитарной идеологии. Успех работы Денниса Ганзеля содержится не в ее форме, сконструированной в сдержанных внешних тонах, без лишнего натурализма и визуального эпатажа. Рассказанная немецким мастером история поражает своим содержанием, убедительно изложенными авторскими мыслями, правдоподобностью происходящих на экране событий.

    «Волна» — это очень полезное для правильного понимания причин и условий зарождения пагубных идей авторитаризма произведение, фильм-предостережение, представляющий собой отличное учебное пособие для всех возрастных зрительских категорий, в котором каждый человек, не безразличный к освещаемой режиссером проблеме, почерпнет для себя ценные знания и задумается о непоправимой цене возможной ошибки, которую так легко допустить, затевая экстремальные педагогические игры с коллективным сознанием морально не окрепшей молодежи.

    19 апреля 2009 | 23:47

    «Вместе мы сможем все! У нас есть шанс творить историю! «Волна» покорит Германию. Кто станет на нашем пути того «Волна» уничтожит!»

    Понятно, что совсем немногим старшеклассникам будет интересны уроки, на которых им будут рассказывать об автократии. Школьному учителю Райнеру Венгеру приходит в голову провести небольшой эксперимент на недельном курсе уроков, чтобы попытаться добиться заинтересованности своих учеников. Себя он назначает в классе главным, остальные должны выполнять его требования или покинуть занятия. Все начинается с игры, но слишком увлекшиеся этой игрой подростки начинают воспринимать происходящее всерьез. У них появляется своя организация, у которой есть вождь, они создают эмблему, сайт в Интернете, униформу. Скоро они почувствуют, что представляют реальную силу, пусть только в школе, но у них уже есть власть и превосходство над другими, и расставаться с этим они не захотят…

    Практически все осуждают авторитаризм и фашизм, но мало кто говорит о том, что на пустом месте такой режим построить невозможно. Для этого необходима подготовленная почва. Чтобы общество приняло и боготворило подобный режим, в нем должен возникнуть ряд никем не разрешаемых проблем. Только тогда народ поддержит людей пообещавших избавить его от наболевшего в обмен на практически не ограниченную власть. В мировой истории такое случалось неоднократно. Именно о существовании таких проблем в современном обществе хочет напомнить зрителю режиссер, показывая на примере одного класса (класс здесь выступает в роли модели всего общества), что может произойти, если оставить эти проблемы без решения. Их решат другие люди другими способами. Достаточно привести два примера из мировой истории чтобы стало понятно насколько ужасными могут быть последствия если ситуация станет развиваться по данному сценарию. Во-первых это наполеоновская Франция сумевшая покорить почти всю Европу, во-вторых гитлеровская Германия развязавшая Вторую Мировую войну. В обоих случаях лидеры этих стран пользовались сумасшедшей поддержкой населения, и власть их была авторитарной.

    Организовать и подчинить своих учеников учитель, используя заработанное им ранее доверие, смог довольно просто. А вот когда пришло время покончить с экспериментом, начались трудности. Ребятам в таком возрасте нравятся подобные идеи, и надо сказать, что не только немецким ребятам. Учитель должен был предвидеть последствия, должен был понимать, что перед ним не взрослые люди, которые поймут и похвалят его за креативную идею. Перед ним были дети, которые впитывают подобные уроки как губка воду, для которых «Волна» стала смыслом и «идеологией». В этом была его роковая ошибка имевшая трагические последствия.

    «Уже долгие годы дела в Германии идут на спад. Глобализация проиграна, политики уверяют вас, что только новые успехи это единственный выход из кризиса. Но политики марионетки, они зависимы от экономики, они говорят, что безработица падает, а в экспорте мы лидеры. На деле бедный становится беднее, а богатый богаче! Сейчас есть только одна проблема — это терроризм. Террор выращенный нами путем оправдания царящей в мире несправедливости, тем, что мы медленно, но верно разрушаем нашу планету, а миллиардеры потирают руки спрятавшись в капсулы и взирают на нас свысока!…».

    Аплодисменты…

    Да, так зарождается фашизм, но разве проблемы, о которых говорил Райнер Венгер — школьный учитель взявшийся донести до своих учеников особенности авторитарного правления, не существуют в нашем мире? Сейчас мало кто берется говорить о них в художественном кино. И если уж благополучное и богатое немецкое общество задумывается об этом, то что же говорить о странах третьего мира? Возможно в глубинах нашего глобализированного общества, не имеющего ни цели, ни идеологии, общества в котором главный идеал сделан из серо-зеленой бумаги, общества закрывающего глаза на несправедливость, зарождается волна способная захлестнуть всю планету. Ни в коем случае нельзя допустить ее рождения, но для этого мало осуждать авторитаризм, для этого необходимо изменить мир каким-то другим способом…

    «Волна» знаковый фильм, который не должен пройти бесследно. По крайней мере, он заставит задуматься о процессах происходящих в мире посмотревших его людей. Возможно, кто-то сделает для себя выводы, изменит свои принципы. Даже если нет… его нужно посмотреть.

    4 июня 2009 | 00:51

    Когда человек слаб и телом и духом, он не может быть самостоятельной единицей. Когда таких слабых много единственным выходом для них становится объединение в одну организацию. Когда человек ничего из себя не представляет или думает так сознательно или подсознательно, то ему ничего не остаётся как прибиться к чему сильному. Так возникают тоталитарные организации, партии, государства.

    Есть такой лозунг — «В единстве наша сила». В единстве может и есть сила, особенно если это «единство» борется с одиночками, только вот каждый отдельный элемент этого «единства» становится бессильным рабом такой организации. Если ты член этого единства, то, конечно, оно тебя будет защищать от всех ненаших, но не только, оно будет защищать тебя от самого себя. Попробуй скажи собственное мнение, противоречащее мнению лидера или большинства, скажи, что большинство не право, и ты сам станешь «ненашим». Тебя сотрут в порошок. Ты станешь никем. Без единства сила оказывается немыслимой.

    Когда государство или в данном случае учитель помогает людям достигать свои цели, давая советы или указания, как делать, это является вполне разумным. Но когда государство, организация или человек, их представляющий начинает за человека выбирать ему цель, то тут и начинается тоталитаризм.

    «Построение коммунизма», «Третий Рейх», «Идеи Чучхе» — всё это лишь отдельные примеры целей, которые государство навязывает людям, не спрашивая их мнения. Но слабые, несамостоятельные люди, готовы поплатиться своими стремлениями и желаниями ради того, чтобы их кто-нибудь защищал. Для того, чтобы быть сильным нужно уметь сказать «Нет» всеобщему мнению, нужно уметь отказаться от такой защиты и пытаться защищать себя самому. А если сплачивается в организации, то не для того, чтобы навязывать всем людям одну цель. Будьте сильными.

    6 августа 2009 | 16:59

    Нет больше несчастья, чем незнание границы своей власти. (Лао-Цзы)

    Фильм заставляет задуматься о своем положении в обществе. Хочешь быть в группе или изгоем? Быть собою или единством?

    Райнер — обаятельный учитель и авторитет среди учеников. Его слушают, его уважают. Как искусно он манипулирует своей аудиторией! Он поощряет их сплоченность, заботиться, воспитывает в них дух единства.

    Только вот все контролировать невозможно. Авторитаризм и анархия являются двумя крайностями. У первых группа возведена в абсолют, у вторых индивидуальность. Разумеется ни то, ни другое не является выходом. Поначалу даже идея группы выглядит заманчиво, прогнивать она начала после того, как ее члены стали считать себя лучше других и всячески ущемлять их. Дальше Волну не остановить, она поглотит всех, кто против. Что это? Психология масс? Гипноз?

    Слишком поздно учитель понял свою ошибку, власть ослепила его. Молодежь — это идеальная почва для радикальных движений. Главное знать на что давить.

    Так что кроликам нужно извлечь свои уроки из эксперимента…

    10 из 10

    6 июня 2010 | 20:44

    А очень даже возможно появление авторитарной диктатуры/фашизма и в наше время, получается. Страшно, что люди так легко попадают под манипуляции и плохо знают и помнят историю. Ни возраст, ни социальное положение, ни уровень образования — ничего не останавливает этот поток, он действительно подобен волне, захватывающей все на своем пути. А, при отсутствии целей, моральных ценностей, это может быть очень опасно для любой культуры, для любого общества в любой точке земного шара.

    23 декабря 2008 | 17:18

    Смотрел кино на работе, в полном одиночестве, как собственно и большинство увиденных мною фильмов за последние годы. Действительно, здесь есть на чем задуматься. Подняты в фильме несколько проблем, которые являются частью одной, как покажут в конце. Здесь и проблема бесцельного существования молодежи, и проблема социального положения. И много, много другого. Там есть одна интересная фраза, которая звучит примерно так: «Да, мне нравится когда меня слушаются, а тебе бы не понравилось?». Этот момент о многом говорит и заставляет задуматься еще и над тем, какое все-таки тяжелое испытание — быть лидером. И как повезло (хотя и отнюдь не всем) школьникам, что в качестве «фюрера» они избрали подходящего человека, который, не смотря на соблазны, в один момент остановился.

    А вообще, если рассмотреть картину, так сказать, более детально, то приходишь к выводу, что и в нашем обществе давно не хватает чего-то подобного, объединяющего. Но чтобы едины мы были на основе общей благой цели. Увы, история показывает, что это нереальные вещи. Однако, как же все подобное всегда красиво и громко начинается, прежде чем приведет к разочарованию и кровопролитию. На мой взгляд, упущением создателей в сюжете картины было то, что не было выдвинуто манифеста, или некого подобия программы партии, о которой шла речь. Нет. Были только внешние атрибуты, так сказать, предметы декора. Но этого было вполне достаточно, чтобы стадо пошло за пастырем. Но раз фильм на реальных событиях, то оставим это на «совести» реальных событий)). После таких фильмов не чувствуешь себя в безопасности. Но бываешь более бдителен. А еще, мне кажется, что фильм можно было бы сделать гораздо интереснее. Там ведь в рамках этой темы столько возможностей было у режиссера и сценариста, а они использовали их очень скупо. Сюжет можно было сделать гораздо более захватывающим. Хотя, даже в таком виде картина втягивает в события, как в трясину.

    9 из 10

    19 декабря 2010 | 00:14

    После удачной первой части создатели решили не останавливаться на достигнутом, и развить тему, поднятую в первом фильме еще дальше.

    Школьный учитель решает провести со своими учениками эксперимент, в ходе которого будет реально воссоздан режим тоталитарного государства со всеми его «прелестями».

    Трудно было ожидать, что-нибудь нового от второй части учитывая тот факт, что идея должна была, по сути, выглядит уже как-то вторично, и малоинтересно, но создателям «Волны» удалось войти в одну и ту же реку дважды, и снять просто отличный фильм. В этот раз нам наглядно покажут, как из толпы делают безликую массу, и как ей можно управлять. Сначала многие школьники которым эта идея предлагалась, восприняли ее несколько скептически и шутя, но потом все потихоньку втянулись и начался кошмар, который спустя некоторые время превратился в реальность. По сути, большинством людей можно легко манипулировать и превращать в безликую массу тем людям, у которых есть лидерские качества и задатки манипулятора. Фильм грамотно обыгрывает все эти ходы и наглядно показывает, что из этого может выйти и до чего это может дойти в итоге.

    По сравнению с первым «Экспериментов» вторая часть несколько обросла бюджетом, что сказалось на качестве картинки, а так же общем визуальном плане. Так же порадовал кастинг по сравнению с предыдущей картиной, так как актеры оригинала меня несколько разочаровали. Здесь же дела обстояли намного лучше.

    В итоге вышло замечательное продолжение замечательного фильма, который просто интересно смотреть благодаря отличной идее, которая очень актуальная в наше время, и можно наглядно лицезреть, как происходит манипуляция людьми и превращение ее в безликую массу.

    29 августа 2012 | 20:47

    Фильм Денниса Ганзелья не назовешь шедевром, он не способен перевернуть Ваше мироощущение, зато отлично может показать Вам этот мир.

    Порой, когда мы живем по установленным нормам, не ломая принципов, мы даже не замечаем как становимся чем-то единым, объединенные идеологией, скрытой под любой маской (например, экспериментального урока). Мы не контролируем развитие и движение вперед, как время. И даже становясь зачинщиками драки, не всегда возможно узнать, кто получит травму (так и случилось с учителем Райнером (Юрген Фогель).

    Именно об этом для меня был фильм «Эксперимент 2: Волна». Фильм о том, что и я часть массы, о том, что не все пути и решения с их развитием в наших руках. Фильм о том, как легко управлять массой.

    Это фильм, на который не жаль потратить время. Этот фильм для тех кто оценит и смысл и действие.

    P.S. Что касается составляющих частей фильма, таких как актеры, режиссер и другие зачинщики этого проекта, то они сработались на славу. Ведь если фильм вызывает желание досмотреть его до конца, то все неплохо сложилось, так?

    6 марта 2011 | 23:23

    Есть такой известный демагогический прием, даже удостоившийся псевдолатинской кальки: Reductio ad Hitlerum. То есть апелляция к Гитлеру. Уловка проста: хочешь кого-то заткнуть, скажи ему, что точно так же считал Гитлер/нацисты/фашисты вообще. В 99% случаев оппонент заткнется, более устойчивые к демагогии и передергиванию слов ответят: «Гитлер наверняка знал, что дважды два — четыре, что же теперь, дважды два у нас равно пяти?» Но среди критиков «Волны» таких, видимо, не нашлось. К чему это я?

    Да к тому, что фильм по сравнению с настоящим экспериментом полон дешевой драмы и дурацкого китча — даже снять фильм решили не где-нибудь, а в Германии. В США — где, кстати, и проходил эксперимент — недостаточно толерантно, надо каленым железом заклеймить именно немецкий нацизм, чтоб его (и вообще, кто посмеет обвинить Империю Добра в том, что и ее дети от подобного не застрахованы)!

    Сам эксперимент безусловно ценен именно тем, что продемонстрировал не сплоченность коллектива, не «один за всех и все за одного», основанныую на чувстве долга (гражданском, перед Богом — в данном случае не это важно), как ученикам хотелось бы думать и впоследствии оправдаться ("я просто выполнял свой долг», «мне приказали, поэтому я убил неполноценного ребенка» — ничего не напоминает в лоб?), а чувство собственного превосходства — я донес на неверного, я слушаю учителя, а не философствую и прочие «прелести» прилагаются. Понятно, что эксперимент сильно отличался от обычных скаутских сборов, но никто не захотел признаться в этом даже самому себе (доносить-то никто не заставлял, тут, что называется, эта отмазка не катит), что, в общем, логично. И документальные фильмы об «Эксперименте Третьей Волны» куда ценнее, чем данный политкорректный бред.

    Но здесь мы видим глупейшую слезодавилку на тему «все в душе садисты, а мы, немцы, особенно». В реальной жизни не было никакой стрельбы по ученикам, никакого ареста учителя-автора эксперимента, ни прочих истерических выходок, показанных в фильме. Можно, конечно, сказать, что это художественное преувеличение, гипербола. Ну что, очень глупая гипербола.

    После подобных фильмов может остаться естественное при таком построении сюжета, но неверное по логике, впечатление, что все, что поддается строгой дисциплине — плохо, нужно быть индивидуалистом (еще лучше — эгоистом, они точно никогда не станут носить значки «Третьей Волны»), не следить за порядком, а любые попытки установить хоть какие-то рамки приличия будут клеймиться как «фашистские», бдительность будет «кляузничеством» и так далее и тому подобное. Но это уже изнанка «Reductio ad Hitlerum» — «Гитлер выступал против X, значит X — это хорошо» (даже если X — это курение, десятки партнеров без любви или гомосексуальные связи). Что мы и наблюдаем сейчас в современном просвещенном мире, где в стремлении не прослыть фашистами люди кидаются в другую крайность.

    Итог: эксперимент в реальной жизни был ценен и заставил участников задуматься. А фильм эксплуатирует апелляцию к Гитлеру и ее антипод, доходящий до «строгая дисциплина — от Гитлера, будем лучше носить бренды, потому что мы не нацисты, нам самодисциплина неведома, потребление — вот истинные демократические ценности». И потому не несет никакой полезной морали. Обычная эксплуатационка, еще и карикатурная к тому же.

    3 из 10

    и то за хорошую операторскую работу.

    7 сентября 2016 | 14:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: