всё о любом фильме:

Экскалибур

Excalibur
год
страна
слоган«Forged by a god. Foretold by a wizard. Found by a king»
режиссерДжон Бурмен
сценарийРоспо Палленберг, Джон Бурмен, Томас Мэлори
продюсерДжон Бурмен, Майкл Драйхёрст, Роберт А. Эйзенштейн, ...
операторАлекс Томсон
композиторТревор Джонс
художникЭнтони Прэтт, Тим Хатчинсон, Боб Рингвуд, ...
монтажДжон Мерритт, Донн Кэмберн
жанр фэнтези, драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  12.6 млн,    Франция  2.37 млн,    Испания  1.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время140 мин. / 02:20
Номинации:
Экскалибур — это меч легендарного короля Артура, воспетого трубадурами и менестрелями, правившего Англией в те славные времена, когда достойные рыцари восседали на своих местах за Круглым столом, поднимая чаши за здравие Его Величества и окончательную победу над злом.

В той древности люди больше полагались на предсказания магов и наговоры колдунов, меньше веря в силу разума и своего опыта. Однако именно тогда заклинания и пророчества уступили свое место тому, что мы называем здравым смыслом…
Рейтинг фильма
6+ В кино с 17 августа
Купить билет
pixel
Рейтинг кинокритиков
в мире
82%
31 + 7 = 38
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:59

    файл добавилVasilisaZotova1966

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» (Le Morte D`arthur, 1485).

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    В величественной и восхищающей своей визуальной культурой (премия за художественный вклад на кинофестивале в Канне, а оператор Алекс Томсон номинировался на «Оскар») саге о средних веках, о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола совпали многие пристрастия британского режиссёра Джона Бурмена. Он всегда тяготел к яркому, изобразительно богатому и впечатляющему собственной необычностью стилю кинематографической фантазии. И этого постановщика также интересовало происхождение разных мифов, которые продолжают питать наше современное воображение с детских лет — в виде сказок. А в более скрытой форме они оказывают подчас незамечаемое воздействие на жизнь людей уже нынешней эпохи, стоящих на новой ступени технического прогресса. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Перед тем, как приступить к просмотру «Экскалибура» Джона Бурмена современному зрителю стоит усвоить несколько вещей. Первая из них заключается в том, что фильм нельзя считать историческим, ибо это породит ряд ненужных вопросов типа «а че это рыцари в полной пластине катаются?». «Экскалибур» — это сказка, легенда, историческая абстракция, если хотите, но никак ни исторический фильм, в конце концов, здесь сосуществуют магия, серебряные замки и драконы, поэтому был просто необходим такой мифический вид человека, как Рыцарь-в-Сверкающих-Доспехах. Второе, что не мешало бы запомнить — фильм обращается к человеческому поиску себя и Благородству, свойственного только настоящему рыцарю, а потому многим он может показаться наивным и пафосным. Третье — 1981 год немного не располагает к обилию реализма, поэтому людям привыкшем к картинам стремящемся разорвать грань между художественным вымыслом и реальностью «Экскалибур» покажется театральным. Все-таки это фильм из того времени, которое хорошо помнит, что значит условность. И последнее — это не боевик и не блокбастер, поэтому требование от фильма экшена, мягко говоря, нерентабельно, каждая драка здесь — такая же условность, как и прочее.

    Приняв это можно получить настоящее эстетическое наслаждение фильмом Бурмена, все же не часто встречаются идеалистические рыцарские притчи, где почти нет излишеств, а герои настолько убедительны в своих изобилующих пафосом монологах, что им хочется верить, надеяться на то, что люди подобные им существуют, существовали и, вдохновленные ими, будущие поколения не забудут высокие идеалы предков. Главный же предпосыл фильма заключается не в демонстрации событий минувшего, а их проекция на будущее, об этом говорят и Мерлин, и Артур, предрекая восхождение великого короля и возвращения экскалибура в его руки. «Будущее начинается в настоящем», это, пожалуй, главная мораль фильма, да и самой легенды об Артуре, отчасти перекликаясь со знаменитой мудростью Лао Цзы: «Путь в тысячу миль начинается с одного шага». Наиболее полно отражает эту мысль сцена десятилетних поисков Грааля, когда взошедший с крестьянских низов до рыцарского титула Персиваль, не взирая на трудности продолжает духовные и географические поиски артефакта.

    Неотделимо от надежды и испытание верностью, которое получает особенно многогранное воплощение — искушений на долю настоящего рыцаря выпадает не мало, победить в каждой битве невозможно, но с честью преодолевать препятствия — вполне. В этом плане наставления на путь мужества и чести фильм играет необычайно большую роль, чуть ли не на уровне подсознания внушая светлые идеалы. Как, например, хочется поверить в слова Артура: «Рыцарь, защищающий ложь не победить поборника правды» буквально, хотя, зачастую, лишь на уровне метафоры мысль эта верна, и правда, несмотря на все терзания, останется правдой.

    Большое влияние на «Экскалибур» оказали и отгремевшие не так давно «Звездные Войны», по крайней мере сходство в подборе актеров очевидно, и юный Артур напомнит Люка, Мерлин — Оби Вана, а Ланселот — Хана Соло, более того, похожих образов герои придерживаются первую половину фильма. Однако, вероятно, что просто обе картины играют на рыцарских архетипах, и все же слишком бросается в глаза похожесть центрального актерского состава. Особенно Мерлин — он представляется здесь вовсе не мудрецом из легенд, а довольно-таки добрым дедушкой-наставником, немного несобранным, немного комичным, но в целом, действительно, хитрецом скрывающим массу тайн и готов унести их вместе с собой туда, «откуда пришел».

    Положив в основу фильма работы Томаса Мэлори, Бурмен великолепно совместил в фильме пролог, батальные сцены, интриги, странствия, праздники, предательства и любовь, придав фильму по-настоящему шекспировское обаяние. Удался каждый образ, каждый идет своим путем и хоть персонажи здесь и не достоверны с реалистической точки зрения, представляют собой все разнообразие героических типажей в процессе преображения временем, ведь действие фильма охватывает целую вымышленную эпоху становления человечества и отказа от магических сил природы. Ловко сбалансировав этапы развития своих героев режиссер сделал целое эпическое полотно, оказавшееся невероятно кинематографичным, где на впечатление воздействует все, от построения сцен до позиций камеры.

    Особенно расстановка героев заметна в наши дни, где основная доля обаяния приходится на злодеев, в «Экскалибуре» они также ярки, однако, внимание зрителя берут на себя герои положительные, как Артур, Мерлин, Ланселот и Персиваль, а вовсе не Моргана с ее сыном в вычурных золотых доспехах. Поступкам и одних и других уделено равное значение, к трагичному исходу приходят и хорошие, и плохие, но если для отрицательных героев, боровшихся за успех в настоящем, наступает окончательное поражение, то для благородства, глядящего в будущее, исход битвы не имеет значения, ведь если путь заканчивается с честью, то это и есть настоящая победа. Воистину рыцарская философия, такая редкая в современном искусстве.

    Не меньшую роль для общего ощущения эпичности играет музыка. Дело в том, что саундтрек написанный Тревором Джонсом стал не просто хорошей сопровождающей музыкой, он попал в самую точку романтической атмосферы рыцарства в ее современном представлении. Например, очень сложно представить что-то более эффектное, чем скачущие под «The Siege Of Camylarde» рыцари.

    Итог: рыцарская легенда, какая она есть, о чести, верности и доблести, но более всего о надежде и идеалистическом поиске человеком высокой и порой недостижимой цели.

    8 сентября 2009 | 16:53

    Успел прочесть несколько произведений о тех временах: куртуазные романы Кретьена де Труа, «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори, и многих других. Также посмотрел несколько фильмов, связанных с Королем. Это и «Мерлин», и сам «Король Артур». Фильм о колдуне очень похож на сказку, больше для детей, а последний из перечисленных не имеет ничего общего с произведениями великих писателей и поэтов. Насмотревшись фильмов о неправдоподобных действиях, происходящих тогда, я решил посмотреть этот фильм.

    Считая, что этот фильм не лучше, начал «шлепать» ушами. Далее, осознав, что смотрю уже хоть что-то близкое к прочитанному, начал пересматривать, и понял, что на сегодняшний момент этот фильм ближе всего ко всем книгам, прочитанным мной.

    Хотя выбирать и судить вам. Приятного просмотра!

    1 июня 2009 | 13:28

    Жил-был король. Звали его Утер Пендрагон. И, как все нормальные короли, мечтал он о великой славе и могуществе для себя и своего королевства. И был у Утера Пендрагона верный советник — мудрый маг и чародей Мерлин, который вручил королю Утеру легендарный Экскалибур — меч Власти. Меч этот ждал правителя, который мог бы положить конец нескончаемым войнам и междоусобицам и установить мир на Земле. Таким правителем, думал Мерлин, вполне мог бы быть храбрый Утер. Однако вредные привычки и по-королевски завышенное самомнение не дали отважному Пендрагону осуществить задуманное и покончить с распрями. Однако ж был у короля сын, рождённый вне брака от Игрейн, супруги одного из его вассалов. Звали сына Утера — Артур. И предстояло Артуру стать одним из величайших правителей христианского мира.

    Когда-то, в те далёкие времена, когда рыцарство собиралось стать чем-то большим, чем вооружённое до зубов сословие с исключительным правом на «что хочу, то непременно получу», возник и постепенно оформился один из самых прекрасных и вдохновляющих мифов — о «добром короле» и его доблестных воинах, воплощавший неувядающую мечту об эре стабильности. Фильм не случайно назван по имени священного атрибута властителя Камелота. Экскалибур — один из главных символов в этой мифологической вселенной, страшный образ беспощадной Справедливости, которая волею Судеб должна оказаться в руках человека — со всеми его пороками и страстями. Формально, меч этот не отличается какими-либо явными магическими свойствами. И в то же время его обладатель таинственным образом не в состоянии покривить душой или пойти на какую-то подлость (лишь однажды Артур призвал этот меч себе на помощь ради тщеславной прихоти — во время поединка с Ланселотом, — и только скорое раскаяние позволило королю вернуть меч). Лучший символ для государства, где сила и могущество — в меньшей степени привилегия.

    Для английского постановщика Джона Бурмена история рыцарей Круглого Стола — это, прежде всего, повод для размышлений о природе Власти. Каков он, идеальный властитель? Возможны ли для него такие качества, как бесстрашие и честность, благородство и великодушие? Преданность рыцарскому долгу, чувство ответственности первого среди равных, душевная прямота — всё это в итоге обрекает Артура на одиночество. В то же время, его отец, Утер, может, и не стал величайшим правителем, но был счастлив в любви. Сестра Артура, Моргана не отличалась добродетелью, и перед её чарами не устоял сам Мерлин, а сам «любезный братец» чуть не отправился раньше срока в мир мёртвых. Люди порочные, они легко достигают желаемого, их не терзают угрызения совести, они свободны в своих побуждениях. Так, может, оно вообще не стоило того: Круглый Стол, блестящий кристаллами Камелот, поиски Грааля? Перед смертью, Артур попросит одного из своих верных рыцарей вернуть Экскалибур Леди озера. Этот мир пока не готов.

    1 мая 2013 | 11:09

    Фильм прекрасно снят, отличный визуальный ряд, игра актеров.

    Только один минус, и то на мой взгляд — интерпретация легенды или, если можно так выразиться, подача материала.. мифы о короле Артуре (из-за многократных переложений, отсебятин и переводов) отличала всегда двусмысленность, неоднозначность, противоречивость, загадочность, нелогичность, а порой и абсурдность происходящего. В этом-то как раз и было очарование легенды для меня.

    А тут прописали на редкость четкий, обоснованный, жесткий и последовательный сценарий (кстати, он не более соответствует Мэлори, чем скажем, «Великий Мерлин») лишенный загадки и флера таинственности. Намеки — и те ясны и очевидны. Мерлин, значит, как бы дракон, и именно он — олицетворение земли Британии — и это пришлось весьма кстати во время его поединка с Морганой.

    А Моргана — это такое чистое зло и предельно конкретная ведьма, что даже в финале фильма она не приплывет за королем Артуром и не заберет его на берега бессмертия… как было во всех версиях, включая и классическую Томаса Мэлори…

    Все вроде так логично и последовательно — но все время ощущение что надо было это сделать не так…

    27 июля 2010 | 20:03

    Часто слышу от некоторых людей негативные отзывы о фильмах 10-летней, 20-летней и так далее по порядку давностей. Причём некоторые из них с пеной у рта доказывают, что тот или иной фильм просто отстой, причём в большинстве случаев они его даже не смотрели. Меня это всегда бесило и будет бесить! Надо хотя бы посмотреть, а потом уже судить. А если не понравился по техническим причинам, скажем так мало спецэффектов в фильме, например, 1981 года, то не стоит говорить фразы вроде «это худший из просмотренных мною на эту тематику фильм».

    Время идёт, кинематограф меняется, техническая сторона меняется, качество картинки увеличивается, но это никаким образом не влияет на фильм. Многие блокбастеры с многомиллионным бюджетом и те проваливаются в прокате. Поэтому, дамы и господа, будем внимательно относится к кино и не оценивать фильм оценкой 1 или 2 и писать «жаль потраченного времени». Мне как любому зрителю нравится не всё, но я стараюсь оценить фильм так, как чувствую и понимаю.

    А теперь ближе к «Экскалибуру», снятому по роману Томаса Мэлори. Как я и написал в заголовке этот фильм действительно достоин внимания. Прежде, чем посмотреть его, нужно настроиться на сказочно-романтический лад. Это ведь легенда, наверное, одна из самых известнейших легенд Средневековья. Рыцари, замки, прекрасные дамы, магия — всё это атрибуты тех мифических времён Европы. И в кино это нужно внести таким образом, чтобы зритель погрузился в тот мир полностью, забыл о реальности. Я считаю создатели справились с этим полностью

    Первое, что мне понравилось здесь это натурность природы, очень люблю виды лесов, гор такими какие они есть. Многие фильмы разных жанров выигрывают из-за этого, достаточно привести пример «Властелина колец» и «Пятница 13-е». Благодаря такому подходу картинка выглядит живой, насыщенной.

    Второе, что меня порадовало это сценарий. Все события взаимосвязаны, одно перетекает в другое так, как того требует легенда о временах Круглого стола. Приятно было смотреть на всех главных героев, каждый из которых имеет свою собственную легенду жизни. Подробно рассказано о жизни Артура, Мерлина, Морганы, Ланселота, Гвиневры и Мордреда. Все эти персонажы связаны в единое русло событий. Актёрской игрой я остался доволен, особенно больше всего понравилась здесь Хелен Миррен, исполнившая Моргану (всё-таки мне по душе отрицательные герои).

    Третье, за что мне понравился фильм — батальные сцены, для уровня 1981 года это очень и очень хорошо, особенно великолепна последняя битва — между рыцарями Круглого стола и армией Мордреда. Под завораживающую музыку среди цветущих деревьев преданные рыцари Артура едут на битву — обожаю этот эпизод. А режиссёрское решение напустить туман в конце вообще изюминка, поэтому то всё происходящее выглядит натуралистично. Пусть латы и кольчуги выглядят не столь реалистично, в данном случае это не делает фильм хуже.

    Четвёртое — это сама атмосфера фильма, суть легенды, о которой идёт речь. Смена язычества христианством на Британских островах. Магии здесь и философии предостаточно. Времена меняются, а с ними меняются и ценности и многое другое, так и здесь старый мир уходит — тут он предстаёт в образе Мерлина и Морганы, оба умерли (сцены смерти обоих очень трагичны и профессионально сняты), что говорит о неизбежности перемен, а Мордред как попытка вернуться к прежнему также оказалось неудачна. Легенда фигурально гласит о том, что Британия с Артуром новая страна, христианская, но язычество жестоко отомстила новой вере — Артур погибает и его тело отправляется на остров Авалон. После чего Авалон навсегда исчезает из жизни христианской Британии, храня на своей земле величайшего из королей.

    «Экскалибур» — отличный фильм, я всем советую его посмотреть!

    10 из 10

    13 марта 2009 | 18:05

    Даже по истечении нескольких дней после просмотра, фильм совершенно не собирается меня отпускать из своих железных лап. Если оценивать его поверхностно, то перед зрителем настоящая взрослая сказка, которая всеми силами пытается обойти свое время. И действительно, когда смотришь на экран, иногда не веришь что фильму скоро стукнет 30 лет! То, что принято называть магией кино, пропитывает здесь все, каждый кадр и каждую декорацию, погружая в мир древнего волшебства, а атмосфера мрачной средневековой легенды идеальным образом сочетается с классическим духом фэнтези.

    Но прежде чем воспеть оду этой экранизации, стоит упомянуть о минусах. Самый главный заключается в подаче сюжета, который постоянно прыгает с места на место, не давая вовремя уловить логическую связь, а как результат — несобранность и сырость некоторых эпизодов. Сомнения вызывает и выбор актеров: Патрик Стюарт и Лайам Нисон едва ли заметны, зато Гэбриэл Бирн (см. «Подозреваемые») отлично вписался в образ жестокого Утера Пендрагона, да и Хеллен Миррен очень хороша в роли коварной Морганы. Самый же спорный персонаж — Мерлин, вовсе не канонический мудрый волшебник, а какой-то эксцентричный «старикан»! К кому претензий точно нет, так это к Королю Артуру, и особенно к Ланселоту: это тот самый ослепительный рыцарь на белом коне, отдавший свое сердце Гинерве.

    Воины в сверкающих латах, изумрудный отблеск и золотое сияние Экскалибура, зеленые леса, горные водопады, серебряный Камелот, кроваво-красный рассвет — всё здесь поражает воображение любого визионера. А для меломанов приготовлено не менее потрясающее музыкальное наполнение из эпического Вагнера, зловещей «Кармины Бураны» Карла Орффа и магической музыки Тревора Джонса.

    Однако за всей этой мифической и брутальной красотой спрятано нечто большее, чем обычная сказка. Всю глубину темы фатума, прогресса и вселенского цикла можно прочувствовать лишь к концу, когда раскрывается метафорический замысел картины, личная философия, вложенная самим режиссером, и еще сильнее становится заметно символичное превосходство мистического и божественного над человеческим и мирским, ведь вечное, чистое искусство всегда превосходит стремительно меняющиеся технологии. Неудивительно, что за художественный вклад, «Excalibur» получил приз Каннского кинофестиваля и даже был номинирован на Золотую пальмовую ветвь.

    Несмотря на весомые недостатки, на мой взгляд, это лучшая вариация на данную тему. Только теперь я наконец-то понял в чем же драматизм судеб знакомых героев, и почему эта история должна завершиться именно так…

    Интерес: 9

    Сюжет: 8 +

    Идея: 10

    Актеры: 8

    Зрелищность: 10 

    Стиль/атмосфера: 10 +

    Звук и музыка: 10

    19 марта 2011 | 18:07

    Фильм никакой!Это просто пародия на захватывающую увлекательную историю о волшебном мече Экскалибуре. Фильм настолько примитивен, что смотреть его просто невозможно! Диалоги — невероятно глупы. Актеры, по большей части — бездарны. Декорации и «спецэффеткы» (если их можно назвать таковыми) — просто ничтожны. Персонажи прорисованы плохо. Латы из фольги, постоянно шелестящие во время битв. Кажется режиссер абсолютно не понимает, что он делает!

    Конечно, все же стоит учитывать, что фильм снимался 30 лет назад, когда о блокбастерах еще никто и не слышал, а развитие техники не позволяло создавать спецэффекты, подобные сегодняшним. Но, это фильм ничуть не оправдывает!

    Худшая из виденных мною киновариаций на тему короля Артура, колдуна Мерлина и длегендарного меча Экскалибура. Не тратьте время зря! Есть достаточное количество более современных и стоящих фильмов на эту тему!

    2 из 10

    Эх, жаль потраченного времени.

    5 ноября 2008 | 02:18

    Сначала больше часа сюжет честно и исправно пересказывает старинные легенды, не слишком, однако, пытаясь привнести в них что-то своё. Нет, обычно я люблю, если к первоисточникам трепетное отношение, но ничто не мешает сплести привычные сюжетные нити чуть более хитрым образом, чем просто последовательное и линейное их объединение. И хрестоматийная история с вытаскиванием меча из камня изложена как-то фрагментарно и скомканно. Ей бы предпослать становление характера Артура, хотя бы нежные воспоминания его детства — ведь детство в художественных произведениях же практически неотъемлемо для формирования личности героя!

    Потом начинают, пожалуй, уже прорезаться кое-какие индивидуальные характеристики. В сцене пира — острота и ядовитость отношений Гвиневеры с королевскими вассалами. И сдержанный привкус разлада в её отношениях с мужем, который прежде всего король, а уж потом… потом он в общем-то тоже почти исключительно король.

    Нет, не беда, что спецэффекты не современные, операторская-то работа превосходна и в своё время отмечена самым благосклонным вниманием критиков. Но харизматичный комический персонаж второго плана или вникание в повседневность, её непафосные и не такие официальные, чтоб их, детали, явно бы не мешали.

    Пожалуй, наиболее колоритные персонажи здесь — Мерлин и Моргана. Мерлин обворожительно сварлив, то и дело ворча как сначала на Утера Пендрагона, так потом и на Артура. Ушлый старикан обучает юного короля развитию абстрактного мышления, впаривая про мирового дракона, отблески чешуй которого пляшут на деревьях, и так далее. Король-отрок таки даже обретает способность к обобщениям и может изречь, что Экскалибур, дескать — это часть сего дракона. Моргану же почти и не хочется корить за её месть, ведь какая ж это травма детства для неё была, что сотворил по сути-то пацанчик с райончика Пендрагон. Какая уж там любовь у Утера к Игрейне — похоть, вожделение и ничего кроме, уже по подчёркнутой хищности эротической сцены это заметно.

    Немного туманно-очаровательного символизма а ля «Только найдя Грааль, можно восстановить лист и цветок». Маленький Мордред отжигает, доспехи же его и вовсе словно фэйри накудесили. И да, средневековая музыка превосходна без всяких скидок и оговорок.

    26 июня 2014 | 01:00

    Речь в данной рецензии будет о фильме 1981 года о славных временах правления короля Артура и его верных соратников: рыцарей Круглого стола.

    Повествование фильма берет свое начало еще до рождения известного правителя и ведает нам историю о его становлении на престол, правлении и его окончание.

    После просмотра данного фильма меня переполняли восторг и восхищение, так как я ожидал от фильма 1981 года скучного разворачивания событий и нудного повествования. К счастью, моим ожиданиям не суждено было сбыться. Положительных моментов хочется отметить немало: в первую очередь это работа оператора, которая была отмечена номинацией на Оскар, и отмечена вполне заслуженно. Также нельзя не уделить внимание костюмам, которые также были отмечены премией Сатурн, как лучшие. Проведя параллель между современными историческими и псевдоисторическими фильмами и фильмом «Экскалибур», костюмы и грим в последнем фильме произвели на меня неизгладимое впечатление, они действительно выглядели натурально, как — будто воины и рыцари провели в них действительно битву по — настоящему, причем не одну. Игра актеров также была на высочайшем уровне, впервые увидел Хелен Миррен в молодом возрасте (знал ее только по дилогии «РЭД»). И нельзя обойти вниманием одну из главных причин просмотра этого фильма — это первая роль в кино Лиама Нисона, который здесь в 29-летнем возрасте вполне узнаваем, особенно в профиль.

    В-общем, у картины немало положительных моментов, ради которых его стоит посмотреть, к тому же атмосфера того времени была передана донельзя реалистично и погружает своим визуальным рядом в действие картины.

    Из минусов могу отметить скомканность повествования в конце фильма, где сюжет стал проглатывать много временных отрезков и за разворачиванием событий было тяжело успевать наблюдать.

    Тем, кому по душе рыцарские поединки дворцовые интриги, причем с применением колдовства, данный фильм пропускать не советую.

    7 из 10

    10 декабря 2016 | 19:02

    «Каждый народ достоин своей участи» (©) Шарль Луи Монтескье — «Дух законов»

    Наверно, этой истории суждено было бы сбыться в эпоху раннего средневековья: где-то в северной Франции, в суровой Нормандии, на скалистом берегу, у стен наполовину размытой дождями, наполовину подточенной суровыми ветрами Ла-Манша, крепости. Где самые большие камины огромных залов не способны высушить сырость и плесень вековых стен, и человеческих душ. Именно в таких условиях безродный оруженосец мог бы подхватить меч своего благородного хозяина, павшего в бою с жестоким корыстным неприятелем, и волей слепого случая отомстить обидчику. Хотя это была бы совсем иная история, возможно, более жёсткая и реалистичная, но лишённая своей атмосферы таинственности, мистицизма и юношеского романтизма.

    Неопределённое время, Британские острова. Амбициозный рыцарь — Утер Пендрагон ведёт ожесточённую борьбу за британскую корону. В решающий момент его сподвижник — Мерлин помогает ему заполучить Экскалибур — меч власти, и тем самым сломить сопротивление герцога Корнуэла и навязать тому мир на обоюдовыгодных условиях. И вроде бы истории конец, все остались довольны: Мерлин нашёл великого воина и сделал из него «Избранного», передав ему меч Девы Озера; Утер реализовал свои стремления и стал королём; герцог Корнуэл сохранил свои земли. Побеждённый противник предлагает новому правителю отпраздновать заключённый мир в стенах своего замка. Во время празднования хитрый хозяин задевает самолюбие своего господина, представив ему на суд свою жену. Страстный танец заставляет Пендрагона звереть от ревности. Вспыльчивый Утер не может простить такой насмешки от вассала. Он возобновляет войну и уговаривает Мерлина помочь ему попасть за стены замка. Колдун зол на нового короля и самого себя, ведь он сам нарёк Утера «Избранным», сам, желая прекратить времена лихолетья, и на выжженных, залитых кровью землях (судя по всему) Уэльса восстановить долгожданный мир — привёл его к трону. Ещё не совсем старый маг соглашается помочь, но с одним условием…

    Легенда о короле Артуре, скорее всего имевшем реального прототипа, жившего в середине первого тысячелетия нашей эры, на рубеже падения старого мира Римской империи и становления христианства, и его рыцарей — экранизирована по объёмному роману Томаса Мэлори «Смерть Артура». Произведение включает в себя несколько книг, описывающих истории взаимоотношения короля и его самых одиозных рыцарей. Джон Бурмен изначально водит зрителя за нос, создавая видимость эпического полотна о судьбе могущественного артефакта, наделённого мистическими способностями, и, позволяющего вдохновлять на подвиги свои войска и лишать храбрости воинов противника. Постепенно на первый план выходят образы героев, ведомых своими испепеляющими душу страстями, желаниями и пороками. Именно страсти превращаются потом в грехи и предоставляют возможность каждому герою сделать свой выбор.

    Артур — оруженосец-бастард, волею судьбы получивший в свои руки заветную реликвию, во многом благодаря тому, что был чист сердцем и не думал о жизненных перспективах, которые откроет передним этот символ королевской власти. На протяжении всего фильма он остаётся таким же чистым в помыслах. И даже в символичные моменты, когда его собственные желания выходят на первый план, судьба услужливо даёт ему второй шанс. Ровно, как в жизни каждого из нас, мы не видим знаков судьбы, принимая всё за чистую монету.

    Мерлин, уставший от бремени ответственности за судьбу этого мира, чудак. Полубредовыми речами лопочет несуразицу о великом драконе, заполняющем собой всё пространство. Он всю жизнь искал его: чистого сердцем, способного без сжигающих душу грехов нести всю тяжесть власти великого короля. Желает поделиться своей мудростью с тем, кто может стать идеальным правителем, а не хочет быть оружием в достижении цели сильных духом, но нищих душой. Он косвенно пытается наставлять юного Артура от захватившей того эйфории удачно складывающейся судьбы великого правителя. Мерлин — не совсем привычный образ мудреца-волшебника, а слегка пугающий своими двусмысленными речами, не всегда понятный в своих мотивах и поступках, веселящий не адекватностью своих фраз, уставший от людского однообразия старик.

    Фильм, снятый на просторах Ирландии, получился наполовину камерным, из-за небольшого бюджета, очень красочным, из-за ярких декораций и живописного естественного фона, атмосферным, из-за применённого светофильтра, мастерской работы оператора Алекса Томсона, в лучших традициях Витторио Стораро, запечатлевшего игру света и тени (особенно в мрачных декорациях замков и во время ночных битв), и мистической затравки всего происходящего. В картине Джона Бурмена хорошо сбалансированы многочисленные схватки и драматические эпизоды. Причём первые весьма разнообразны и на любой вкус: от рыцарских поединков до мини-баталий с осадой крепостей и просто битв «стенка на стенку». Музыкальное сопровождение — важный элемент любой фантазийной картины, но здесь его значимость едва ли уступает режиссёрской работе. Следует полагать, что целый симфонический оркестр пришлось эксплуатировать для создания нужного акустического фона. Возможно, для фильма с лирической начинкой очень мало музыкального сопровождения средневековыми балладами, но совершенно выигрышно смотрятся кадры предшествующие решающим сражениям, когда король Артур и его рыцари выдвигаются на битву под аккомпанементы фатальной «О, Фартуна!» Карла Орфа.

    Незначительными минусами картины является: недостаточная проработка хронологии событий, резкие скачки во времени повествования не добавляют фильму эпичности; облачённые в рыцарские доспехи воины никак не привязываются к эпохе раннего средневековья. Очевидно, что огромную роль на первоисточник оказали крестовые походы, во времена которых был написан роман. Эпическое повествование задвинуто в тень в угоду желанию режиссёра рассказать визуально и интеллектуально очень интересную притчу. Некоторые диалоги кажутся пафосными, но, если брать в расчёт, что смотришь не историческую драму, а скорей притчу с элементами приключенческого кино, то данный недостаток почти не вызывает негативных эмоций.

    Очень колоритная картина с интересными режиссёрскими решениями и философским подтекстом. Подтекстом о пути человека, не важно, каких он кровей, не важно, откуда он, не важно, кто он. Важно лишь то, что всем судьба даёт шанс и посылает испытание независимо от пола, возраста, вероисповедания, и смысл не в том, выжмешь ты максимум пользы для себя из всего этого или нет, а в том останешься ли ты Человеком…

    20 июля 2014 | 08:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>