Дуэлянты

The Duellists
год
страна
слоган«Fencing is a science. Loving is a passion. Duelling is an obsession»
режиссерРидли Скотт
сценарийДжералд Воэн-Хьюз, Джозеф Конрад
продюсерДэвид Паттнэм, Айвор Пауэлл
операторФрэнк Тайди
композиторХовард Блейк
художникПитер Дж. Хэмптон, Брайан Грейвз, Том Рэнд
монтажПамела Пауэр
жанр драма, военный, ... слова
бюджет
$900 000
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время100 мин. / 01:40
Номинации (1):
К сожалению, двадцатый век лишил сильную половину человечества возможности выяснять отношения между собой в смертельных поединках. Но во времена военных кампаний Наполеона дуэли были традиционным способом для того, чтобы проставить все точки над «И».

Если противники не могли придти к полюбовному соглашению и не находили возможности помириться, проливалась кровь. Эта картина рассказывает о роковом и жестоком противостоянии двух офицеров французской кавалерии, которое возникло по нелепой случайности и длилось многие годы.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
92%
22 + 2 = 24
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:55

    файл добавилvic1976

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам рассказа Джозефа Конрада «Дуэль» (The Duel: A Military Story, 1908).
    • После изучения различных районов юго-запада Франции, Ридли Скотт в качестве декораций для своей ленты выбрал любимый многими продюсерами перигорский город Сарла и его окрестности (замок Коммарк).
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    «Вы знаете,- продолжал Сильвио,- что я служил в *** гусарском полку.
    Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во
    мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по
    армии. Мы хвастались пьянством; я перепил славного Бурцова, воспетого
    Денисом Давыдовым. Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал
    или свидетелем, или действующим лицом. Товарищи меня обожали, а полковые
    командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня, как на необходимое зло.
    Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою…»

    А. С. Пушкин «Выстрел»(цикл Повести покойного Ивана Петровича Белкина)

    Начав рецензию словами гениального классика хочется сказать, что созданное Ридли Скоттом полотном- величайшее творение не теряющее своего эффекта по прошествии лет. Кинематографическая история напомнила историю книжную. Образ эксцентрика Феро пробудил буяна Сильвио. Близнецы-братья. Один к одному. Истории — как под копирку.

    Минимализм и сдержанность мизансцены на фоне неистового персонажа Харви Кейтеля закручивает действие в смерч. Вихрь темперамента граничит с безумием сметая на своём пути всё и всех… Мачо. Вот термин способный охарактеризовать данного индивидуума — агрессивный, прямолинейный. «Дерусь, потому что я дерусь».

    Фильм-размышление, фильм-аналогия. Припоминаете что-нибудь из своего «вчерашнего далёко»?

    Ну, скажем — отечественный кинематограф, советская эпоха, порадовали нас «Выстрелом» (1966г.) с величайшими М. Козаковым и Ю. Яковлевым, «Страницами журнала Печорина (1975г.) О. Даль- А. Миронов, «Повести Белкина»(1981г.) Л. Филатов- О. Янковский, «Два гусара» (1984г.), «Плохой, хороший человек» (1973г.) В. Высоцкий- О. Даль. Конфликт- основа сюжета. Чувства и колебания героев перед судьбоносным мгновением- страсти для зрителя.

    Смотреть и пересматривать такое кино можно бесконечно. Так же как читать и перечитывать Александра Сергеевича Пушкина.

    Добро пожаловать в мир изысканного наслаждения.

    9 из 10

    14 апреля 2018 | 07:32

    В своей дебютной работе Ридли Скотт повествует нам о необычной и длительной вражде двух кавалерийских офицеров Наполеоновских времён. Арману Д`Юберу было поручено передать незначительное послание о домашнем аресте Габриэлю Феро в салоне одной светской львицы, чьё присутствие придало посланию иной, оскорбительный для вспыльчивого Феро характер. Но вспыльчивость эта оказалась не обычной преходящей человеческой слабостью. Она скрестила шпаги между судьбами совершенно незнакомых людей, вынужденных по воле злого рока ещё не раз сойтись в жестоком поединке.

    Фильм представляет из себя набор вырванных из истории Франции начала девятнадцатого века кусков, которые, впрочем, совершенно лишены окраски военных или политических событий. Внимание уделяется исключительно встречам двух офицеров, происходившим как бы случайно в ходе военных компаний, но для нас выстроившихся в цельную историю. Поначалу пренебрежение исторической повседневностью жизни офицеров и почти всеми прочими отношениями между героями даже режет глаза. Голос рассказчика сообщает самый минимум сведений о происходящем, а режиссёр настойчиво продолжает строить лишь небольшие сюжетные зарисовки, чтобы хоть как-то наполнить фильм. Но постепенно смысл этого приёма становится понятен и вообще начинает казаться единственно верным для серьёзного рассказа о противостоянии двух дуэлянтов, без ненужных отступлений и излишеств. Ведётся он с явным намерением от лица Армана Д`Юбера, который является жертвой гипертрофированного чувства оскорблённой чести Феро и который вынужден вступать в смертельную схватку всякий раз, как попадётся тому на глаза. Годы пролетают, как минуты, меняется мода на причёски и одежду, лейтенанты становятся капитанами, а капитаны — генералами, политическая карта мира постепенно окрашивается в цвета французского флага, а вражда так и не утихает.

    Картина сменяющих друг друга незначительных событий постепенно превращается в нешуточную драму. И более всего поражает смертельная серьёзность и безумная одержимость Феро в желании убить своего заклятого врага. Уже, казалось бы, забыта первоначальная причина ссоры, но для кого-то дело чести — дело всей жизни. Можно усомниться, бывает ли такое в реальности, но, смотря фильм, никак не усомнишься в твёрдости намерений Феро. И злой рок, что свёл впервые двух дуэлянтов, не даёт им умереть ни на войне, ни на дуэли, чем бесконечно мучает Д`Юбера, пытающегося завести семью и жить мирной жизнью. Таким образом, мы неизбежно чувствуем, как шаг за шагом подходим к логическому завершению истории, которая должна закончиться победой или поражением одного или другого. И тут охватывает опасение, что конфликт может разрешиться банальным концом с примирением противников, но не менее напряжённо ожидаешь, что выживет всё-таки кто-то один. Но финал оказывается не самым предсказуемым, хотя и гармонично накладывающимся последним слоем всей сюжетной конструкции. Нам даже показывают великолепную панораму — ранее утро, холм, внизу блестит под первым солнцем река. Почти по Пушкину, но только утро скорее всего не зимнее. И неожиданная красота природы приносит некоторое облегчение и умиротворение.

    Общее впечатление от фильма — небольшое, размеренное и неглупое кино, не претендующее на зрелищность, а больше на одиночный просмотр как-нибудь тихим вечерком, оставляющее чувство завершённости и убедительности увиденного.

    8 из 10

    31 января 2015 | 20:24

    Фильм Ридли Скотта «Дуэлянты» является адаптацией рассказа Джозефа Конрада «Дуэль» и предлагает нам окунуться во времена наполеоновских войн.

    Конфликт двух офицеров французской армии на фоне дуэли наций явился основой динамично развивающегося сюжета. Действие картины зачинается в Страсбурге в 1801 году, когда Наполеон пришел к власти, и продолжается в течение ближайших 15 лет, на протяжении взлета и падения императора.

    Габриэль Феро, раздосадованный несправедливой, но закономерной попыткой ареста генеральским курьером Арманом д’Юбером, провоцирует скандал на пустом месте. Несмотря на весь аристократизм д`Юбера, неугомонное безумие будущего арестанта побеждает и спонтанная обида перерастает в кровавую вражду, агонизирующую мгновенным поединком буквально впопыхах на том же месте.

    Хотя Феро опьянен жаждой мщения, нет никакого способа, при помощи которого протагонист мог бы избежать проблем с кодексом чести, определяющим профессиональную жизнь каждого из них. В Страсбурге они сражаются на саблях, в Аугсбурге — на палашах, а однажды они мчатся навстречу смерти и вовсе на лошадях. Каждый раз все происходит будто по-новому и кто-то обязательно получает ранение, катализирующее реваншизм. Судьба сводит их друг с другом вплоть до последнего вздоха, несмотря на окончание, которое является идеальным финалом, демонстрирующим, что одержимость Феро оказала влияние на закалку духовных сил его вечного оппонента.

    Один из них, с огрубевшим, навсегда застывшим обсидиановым взглядом, будет обречен наблюдать почти неописуемой красоты пейзажи на рассвете под чудесную музыку за кадром…

    20 июня 2012 | 17:14

    Два прекрасных мужа французской породы, гусарской службы, возраста среднего, славные любовью к напомаженным усикам, искусно завитым косичкам, туго обтягивающим попки штанишкам и аксельбантам, позолоченным не хуже, чем на парадном мундире Бори Моисеева, сталкиваются лбами в аристократическом салоне. Искра страсти, горячей и вечной, мгновенно вспыхивает между ними. Один тотчас тащит другого в свою уютную, жарко натопленную комнатку с разобранной взбито-обширной постелью, бормочет что-то невнятное и, не тратя времени попусту, предлагает прямо здесь скрестить шпаги. И вроде зритель понимает, что речь идет о банальной дуэли, но с другой стороны черт их знает, этих растленных французов, о каких шпагах здесь речь, благо и кружева, и томные перины как бы намекают, и уж не удивишься, если пламенный Кейтель заключит не менее пламенного Кэрредина тут же в комнатке в объятья и скрепит настоящую гусарскую дружбу жарким поцелуем: «Я люблю вас, корнет…».

    Дуэль, однако, состоялась, герои дрались нещадно на шпагах в саду, Харви атаковал Кита и спереди, и сзади, но был бит, как молодой щенок, изранен, и затаил в своих усиках-косичках обиду, ненависть, удивление и толику страстной томительной надежды встретиться со своим недругом снова. Кажется, это начало прекрасной мужской дружбы. А на дворе между тем начало девятнадцатого века, разгар наполеоновских войн, толпы мужчин в красивых военных костюмчиках гоняются на симпатичных лошадках друг за другом по разоренной Европе. В этой сумятице открывается множество оказий для нашей пары не раз еще обменяться яростными ударами и красиво попозировать в кадре на зеленой лужайке с рапирой в одной руке и розой в другой.

    Ясно, что молодой режиссер Ридли Скотт не хотел создавать гей-драму в стиле ампир. Скорее на пленку должна была лечь квинтэссенция многих сюжетов о двойнике, преследователе, Черном человеке, Сильвио из «Повестей Белкина» или Уильяме Уильсоне Эдгара По. История про странную вражду, выросшую из пустяка и затмившую глаза двум людям, про замкнутый порочный круг, выйти из которого одному мешает слепая беспричинная ненависть, другому понятия аристократической чести и приличий, вражду фигур почти символических — учтивого и размеренного северянина-аристократа и нервного, вспыльчивого южанина-разночинца. Однако рваный ритм, невнятная завязка и мотивации персонажей, сбивающийся хронометраж отдельных эпизодов скомкали фильм, обрушив сквозной сюжет, как карточный домик, составив, в итоге, историю про двух великосветских балбесов, страдающих ерундой то ли от безделья, то ли от недалекого ума, то ли из-за сладости отведанного запретного плода.

    И не важна изначальная задумка режиссера, все-равно на экране под всеми наслоениями старинной военной формы, садов и особняков можно разглядеть историю о двух влюбленных, сублимирующих табуированное в мачистском обществе наполеоновской эпохи чувство посредством нескончаемой череды поединков и ссор, скованных воедино щемящим влечением и отказывающихся ради своей потаенной страсти и от женщин, и от незамысловатых походных утех. Потративших жизнь на то, чтобы пробиться в очередной раз через моря и горы к своему недругу только, чтобы сказать, как сильно ты его ненавидишь и влепить пощечину. К вящей иронии финалом и развязкой двадцатилетней вражды служит женитьба одного из дуэлянтов, окончательное вето, знак перехода на гетеросексуальную сторону, своеобразный финиш, когда становятся бессмысленными редкие яростные встречи, после которых откидываешься в изнеможении не на подушки алькова, а на траву-мураву с пробитой, в очередной раз, заклятым возлюбленным, грудью.

    Что же, дебют Ридли Скотта оказался, как минимум, неординарным, снискав овации и призы множества европейских кинофестивалей, которые и поныне стабильно высоко оценивают различные гомосексуальные драмы. После «Дуэлянтов» режиссер не раз возвращался к исторической тематике, да и к своеобразным нестандартным сюжетным линиям — можно вспомнить, хотя бы, весьма специфические отношения императора Коммода со своим преданным генералом Максимусом. Кейтель с Кэрредином разлетелись, каждый в свои родные края и обрели, вернее утвердили, репутацию многогранных актеров. А нам достался спорный, скомканный, странный фильм в котором, как в калейдоскопе, каждый желающий может разглядеть, разгадать и выбрать свою трактовку, как и поступил ваш преданный слуга.

    16 декабря 2013 | 07:44

    Всех сослуживцев Габриэля Феро (Харви Кейтель) и Армана Д`Юбера (Кит Кэрредин) чрезвычайно занимает причина их легендарного противостояния. Но ни расспросы самих непримиримых противников, ни всевозможные версии и домыслы ни к чему не привели — в конце концов все сошлись в мнение, что эта тайна, разгадку которой оба противника унесут с собой в могилу.

    Кажется, что зрители фильма Ридли Скотта находятся в лучшем положении — они воочию видели все подробности перепалки между офицерами, которая переросла в дуэль. Однако это преимущество мнимое — непонятна природа внезапной лютой ненависти, которую Феро почувствовал к лейтенанту, который только и всего, что передал ему приказание генерала отправится под домашний арест. Это не бретерство, так как первый поединок является грубейшим нарушением правил дуэли, — и если Феро удалось бы убить своего противника, его судьба была бы тоже не завидна: военный трибунал и расстрел, в лучшем случае — каторга. И все же Феро, даже ясно предвидя такой позорный конец, не смог превозмочь себя и заставил, принудил Д`Юбера драться…

    Есть смысл поразмыслить над природой этого душевного состояния, над этой жаждой убийства, которое владеет Феро от начала до конца фильма и которое является единственной причиной непрекращающегося яростного противоборства. Д`Юбер только «невольник чести» — он не имел не малейшего желания вступить в эту смертоносную игру, с радостью бы вышел из нее в любой момент, но только по правилам этой игры, так чтоб и малейшее пятно не запятнало его чести, внешней и внутренней (именно потребность сохранить самоуважение заставило его хлопотать о попавшем в проскрипционный список генерале Феро, — даже у него самого не должно быть и мысли, что он воспользовался » удобным случаем» уйти с линии огня).

    Правда, у Феро есть постоянное объяснение почему он раз за разом вызывает Д`Юбера: мол тот на самом деле не любит Бонапарта, что он только делает карьеру, и не на поле боя, а при штабах, подлизываясь к начальству… Но даже у его друзей она не воспринимается всерьез, а самом рассказе Конрада прямо заявляется о сознательной лжи этих высказываний.

    Конечно могут существовать сколько угодно версий этой непримиримой и необъяснимой вражды, вплоть до привлечения экзотичного метемпсихоза, — оказывается в наших героев вселились души умерших, непримиримых при жизни врагов; именно они толкают непонимающих, но вынужденных подчинятся офицеров на бесконечную дуэль…

    Более серьезного внимания заслуживает версия основанная на особенностях внутренней политики тогдашнего Первого консула, а затем и императора Наполеона Бонапарта, — тем более, что она непротиворечиво объясняет почему она никем из участников и свидетелей дуэли не рассматривается. Придя к власти Наполеон жестко расправился с остатками радикальных революционеров, якобинцами — отправив их в ссылку в Гвиану, «сухую гильотину». Еще раньше он преподнес не менее жестокий урок роялистам, разогнав пушечной стрельбой их мятеж в Париже. Но он отлично понимал, что одними репрессиями потенциальную крупномасштабную гражданскую войну не предотвратишь: слишком много во Франции осталось людей, которые мечтали о кровавом реванше за отнятые в революцию привилегии и имущество, и еще больше — которые искренне сожалели, что не дорезали « дворянскую сволочь» в 93, надеясь исправить это упущение, когда «контрики» вновь зашевелятся — « пусть подымают голову — легче срубать!».

    Поэтому задуманная Бонапартом организация армии мыслилась им не только как грозная боевая сила, но и как эффективный инструмент по примирению и сплочению разрозненной нации. Это был невиданный в истории «социальный лифт» — любой, не смотря на его социальное происхождение, на революционное, контрреволюционное, даже криминальное прошлое мог достичь в силу только личных заслуг и личных способностей самых высших командных чинов — «жезл маршала лежит в каждом солдатском ранце». Однако, прежде чем вступить на путь почестей и славы, любой соискатель должен не только полностью отказаться от политической деятельности, но и от социальной идентификации: вступая в армию ты и тебя будут оценивать только как боевого товарища, только как ты покажешь себя в бою, в способности блюсти свою честь и честь своего полка. Поэтому, ни кто, например, не сможет упрекнуть лейтенанта Феро, что он лезет из грязи в князи, тогда как он всего лишь сын кузнеца, — об этом и намекнуть чревато. Но простив и замяв хоть десять дуэлей Феро, стоит ему даже один раз назвать своего извечного врага при свидетелях типа « недорезанным дворянчиком» — он будет мгновенно и бесповоротно изгнан из армии.

    Что этот запрет носит тотальный характер подтверждается и лирической стороной фильма, а именно отношениям «девушки из гарнизона», Адели (Кристины Рейнес) и Д`Юбера. Адель довольно прозрачно намекает своему любовнику, что не плохо бы тому женится на ней, остро переживает, что тот «не понимает» ее, резко высказывает ему все… нет не все, что она думает о нем и его дуэли… Главное она все же не упоминает: дворянин Д» Юбер не может жениться на девушке из простонародья, это недопустимый мезальянс… Адель считает себя частью армии, и поэтому соблюдает ее правила…

    Вышеизложенное дает основание предположить, что в тот злополучный день начала дуэли у лейтенанта Феро произошел прорыв классовой ненависти, которую он из чувства дисциплины глубоко прятал — и конкретизировалась на случайно подвернувшемся ему человека, на свою беду оказавшимся представителем ненавидимого Феро класса. То есть он воспользовался единственно законной формой для объявления своей личной, непримиримой, глубоко законспирированной гражданской войны.

    И все же эта дуэль остается исключением подтверждающим правило. Наполеону все же удалось создать единую национальную армию, которая не смотря на страшные потери (один 1812 чего стоит), не смотря на падение самого Наполеона и возвращение Бурбонов, стала неодолимой преградой для настоящей реставрации дореволюционного порядка. В этом смыл поведения Д, Юбера в последней схватки. Пусть Феро его достал, пусть его соблазняет возможность пустить в ход ту власть, которая у него появилась в награду за лояльность королю в « сто дней», он все же остается на позициях реального положения вещей, а значит надо как-то договаривается с этими людьми, играть по правилам, на которые согласился при вступление на военную службу. Пусть худой мир, но мир. Если Феро согласится выполнять все правила игры, не пытаясь их изменить, когда фортуна ему изменила, то и он генерал Д. Юбер их не нарушит!

    Если бы Бурбоны придерживались бы этого реализма в политике, они, возможно до сих пор правили во Франции. Но в 1830 году им почудилось, что возврат в прошлое возможен…Через три дня после начала «настоящей реставрации» династия навсегда покинула Францию….

    31 марта 2018 | 10:46

    «- Надеюсь, вы понимаете, что это уже — дело чести…» (с)

    Сэр Ридли Скотт славен своими размашистыми историческими полотнами, с большими массовками, звёздами в главных ролях и компьютерными эффектами. Но помимо них, в его биографии имеется богатый список остросюжетных лент, некоторые из которых даже являются фантастикой. Есть среди них несколько по — истине выдающихся произведений, быть авторами которых, посчитал бы за честь любой кинорежиссёр. Это такие шедевры как: «Чужой», «Бегущий по Лезвию Бритвы» и «Гладиатор». Первый из них, по сути совершил настоящий переворот в жанре кинофантастики, возведя спецэффекты докомпьютерной эры на немыслимо головокружительную высоту. Второй — практически моментально стал культовой лентой киберпанка, которую зрители почитают до сих пор. Ну а третий фильм, без преувеличения — реформатор жанра «пеплум», настоящая классика современного «блокбастерного» кино. На их фоне его дебютный фильм, разумеется несколько теряется. Но отнюдь не в плане качества постановки — просто снятые в середине 70-ых, за несерьёзные 900 тысяч долларов «Дуэлянты» — скромная и элегантная лента о временах наполеоновской Франции. В центре сюжета затянувшийся на долгие годы поединок двух офицеров, который подчёркивается камерностью постановки. Но не смотря на то, что при воссоздании атмосферы начала 19 — ого века, Скотт обошёлся без тысяч статистов и шикарных панорамных съёмок на широкоэкранную плёнку — эпоха Наполеона передана безупречно. Не даром же фильм имел успех как у зрителей, так и у критиков, которые писали о нём лишь хвалебные отзывы. Помимо всего прочего, дебют Ридли Скотта участвовал на нескольких престижных кинофестивалях, где заработал не только номинации, но и награды. Среди которых: Приз Каннского Кинофестиваля за лучший дебютный фильм, а так же почётная премия «Давид ди Донателло» — за режиссуру.

    Главные роли в картине исполнили на тот момент практически некому не известные артисты — Харви Кейтель и Кит Кэрредин. Первый сыграл вздорного гусара Феро — отъявленного бузотёра и дуэлянта. Второму достался образ рассудительного, не склонного к пустым ссорам офицера гвардии — Д’ Юбер. Волею случая они сталкиваются друг с другом, и пустяковая ссора, затеянная как можно догадаться взбалмошным Феро — приводит к дуэли растянувшейся почти на два десятка лет. Летят годы, герои получают всё новые звания, становятся из лейтенантов капитанами, майорами и даже получают генеральские чины, но не смотря на это их вражда не имеет завершения. А дуэли всякий раз переносятся на «потом», в веду ранения одного из них. За это время проходят несколько войн, случается не одна революция во Франции, происходит низвержение Наполеона, судьба не раз сводит соперников лицом к лицу, не только на родине, но и в заграничных походах. Феро и Юбер окажутся даже в занесённой снегами России! Но не общественное мнение, ни угроза ареста, ни элементарные разумные доводы не в силах примерить дуэлянтов. Не лишним заметить, что всякий раз провоцирует поединки именно Феро, в то время как Д‘ Юбер всегда старается схватки избежать. Не по причине трусости разумеется, а потому только, что не понимает их смысла. Не видит его и Феро, хотя это не мешает ему всегда разыскивать оппонента, и бросать ему вызов. Причём постоянно в самый не подходящий для того момент: либо Юбер занят амурными делами, либо устраивает свою военную карьеру или попросту намеревается уйти в отставку… В этом плане, симпатии зрителей конечно же на его стороне, в то время как герой Харви Кейтеля — ближе к середине картины вызывает смех, а к её окончанию — сожаление. Поскольку принявший отставку Юбер, сохранив благодаря лояльности к «реставрированной» династии, как репутацию, так и свой капитал — переехал в имение сестры, которая нашла ему выгодную партию для женитьбы. В то время как генерал Феро — ярый приверженец «самозванца», после так называемых «Ста Дней» — впал в немилость Двора, и даже был арестован. Но неожиданное ходатайство со стороны Юбера спасло ему жизнь, и выйдя на свободу бывший офицер и джентльмен оказался «бесхозным» оборванцем, которому близкие товарищи лишь из уважения продолжают обращаться «генерал»…

    Сценарий картины написан Джерардом Воэн — Хьюзом, по мотивом опубликованного в 1908 -ом году рассказа Джозефа Конрада «Дуэль». Режиссёр — дебютант Ридли Скотт, бережно обойдясь с текстом сценария, перенёс его на экран. При этом, как я уже говорил — обойдясь без лишнего пафоса в виде тысячных массовок, дорогостоящих декораций и широкоформатной съёмки. «Дуэлянты» — это камерная, не слишком длинная, разыгранная малым, зато безупречным актёрским составом история. Весь драматизм которой держится на противостоянии персонажей Хейтля и Кэрредина, их диалогов и грамотно рассчитанных мизансцен. Аромат эпохи передан достоверными историческими костюмами, отобранными локациями и манерой актёрской игры. Некоторая серость картинки обусловлена погодными условиями сюжета. На экране действие происходит либо осенью, либо зимой. Понятное дело, что снималась лента в ураганном темпе — отсюда и возникает впечатление о том, что на протяжении почти что 20 — ти лет, герои выясняли отношения только в эти времена года. По сути, это можно счесть единственным недостатком картины. Хотя я в этом не согласился бы, поскольку серость и осеннее уныние, как нельзя более кстати подходят такому сюжету. Операторская работа Фрэнка Тайди, и саундтрек Ховарда Блейка — стоят друг друга, являя пример настоящего мастерства, как в съёмке кинофильма, так и в написании для него музыки… Назвать лучшим фильмом Скотта, при всём уважении к столь первоклассному дебюту, «Дуэлянтов» — я не могу. Однако соглашусь с тем, что это одна из его творческих удач, и в том, что посмотреть эту ленту должен всякий увлекающийся историческими драмами киноман. Подобные фильмы являются примером того, что высокое качество и увлекательность постановки, не всегда измеряются затрачиваемыми на съёмки денежными ресурсами.

    19 октября 2015 | 02:32

    После размышлений над впечатлениями от просмотра, ощущение складывается такое, будто бы дебютная режиссерская работа — фильм «Дуэлянты» — тот самый романтический концентрат, который и по сей день мастерски и под разными соусами разливается Ридли Скоттом для зрителей Голливуда…

    Фильм повествует о долгом противостоянии перед лицом смерти двух мужчин наполеоновской армии в их собственном понимании офицерской чести. Мужчин Той эпохи, мужчин «в форме». В форме офицеров той самой армии, внешние аппетиты которой покоряли и поражали всю и всех в Европе. Аппетиты, которые поражали и заражали сверхвозможностями внутренне всех, особенно людей в форме…

    Прекрасная натура и пейзажи для съемок. Великолепная игра актеров, позволяющая пронести через рваный по времени сюжет напряжение противостояния. Знакомая харизма Харви Кейтеля, доводящая это напряжение до предела в каждой дуэли…

    Не шедевр. Развязка и последняя сцена размышления героя Кейтеля делает фильм той классикой, которая заставляет зрителя размышлять о вечном внутреннем противостоянии долга и чувства собственного достоинства. Размышлять и делать выбор вместе с героями.

    Рекомендую к обязательному просмотру 23 февраля.

    10 из 10

    7 февраля 2012 | 12:39

    Первая работа Ридли Скотта «Дуэлянты», которая была удостоена награды в 1977-ом году на Каннском кинофестивале. Оказывается, не прогадали, а этот дебют стал действительно открытием ворот в мир большого кинематографа и фильмов, которые позволят Скотту войти на ступень лучших режиссеров современности. Уже здесь заметно страстное влечение режиссера к прошлому. В большей части его кино не включает в себя демонстрацию какого-то важного события, происходившего на самом деле, а Ридли в целом охватывает атмосферу, добавляет колоритных актеров и создает кино, способное окунуть в прошлое. Но принято, что у Ридли Скотта главный жанр — научная фантастика, хотя и все начиналось с истории.

    Его «Дуэлянты» — кино о мужестве и чести, о реалистичном и здравом противостоянии двух офицеров французской кавалерии, чья неугосающая борьба основалась из-за мелочных проблем, но эта проблема превратилась в дуэль, а за дуэлью в другую дуэль, но и дальше идет череда схваток и проявлений вражды, которые даже с годами неспособны уйти на покой. Рассматривая «Дуэлянтов», понимаешь, что раньше жизнь была намного суровее и жестче, ведь в те времена именно на дуэлях решались все проблемы. Слова не играли никакой роли, а только сабля могла навсегда загладить эту проблему. Но случай, окутавший главных героев вовсе необычен и любопытен. Габриэль Феро и Арман д’Юбер — два дуэлянта, две по-разному сильных личности, за которыми нам предстоит наблюдать в течение ста минут. Ридли Скотт и сами актеры довольно точно рисуют границы добра и зла, немногословно заставляют понимать кто «хороший», а кто «плохой». Кит Кэрредин и Харви Кейтель, будучи основавшимися актерами, перенесли на экран сложнейшие и ярчайшие образы, которые способны служить эталоном. Арман д’Юбер — справедливый, сильный мужчина, живущий на более современных принципах, а его соперник Габриэль Феро — настоящий дуэлянт, мастер своего дела, неспособный контролировать себя и тот человек, который ни за что не откажется от дуэли. Его принципы старее, он человек прошлого, нежели настоящего в отличие от Армана, чью роль прекрасно исполнил Кит Кэррэдин. И два человека одного и того же чина сходятся на дуэли, представляющую из себя жесточайшую битву характеров и времен.

    Кино не насыщенно действием, но способно затянуть внутрь живописной атмосферы Франции. Стоит уделить особое внимание невероятным пейзажам, той самой красоте полей и в целом природе. «Дуэлянты» не смотрятся бравурно, а присутствие монотонности в какой-то мере радует и успокаивает, разрешая прекрасному саундтреку «вставить свое слово», да и схватки вовсе и не настолько эффектны и оживленны, ведь ставка стоит скорее на эмоциональной борьбе, происходящей в сердцах героев, а никакие сабли не способны ужесточить эту битву. Довольно качественное, выверенное авторское кино, предназначенное для ценителей погружений в прошлое, а также обязательное для фанатов Ридли Скотта, который дал старт с сильнейшей картиной. Звание мастера уже принимает свои очертания в «Дуэлянтах», выделяющегося среди других картин своей искренностью и эмоциональностью.

    12 марта 2013 | 18:31

    Творческие дебюты многих состоявшихся мастеров киноцеха обречены на печальную судьбу — вечное прозябание за спиной более успешных работ, да извлечение с запыленных полок исключительно самыми ярыми поклонниками режиссера. Знакомство с ними обычно проходит под грифом «Чтобы добить уже фильмографию!!!», а впечатления от просмотра скоротечны и мимолетны. Другие же режиссеры срываются с места в карьер, сразу ставя высокие планки качества, и прежде всего — самим себе. Дебютные «Дуэлянты» Ридли Скотта, после своего выхода номинированные на главный приз Каннского кинофестиваля, получив в итоге награду «За лучший дебют», абсолютно точно не являются работой, стеснительно мнущейся где-то за спинами именитых товарищей. Историческая драма, где сама история занимает место на арьерсцене, а сквозной идеей становится 30-летнее противостояние двух мужчин, играет со зрителем с первой до последней минуты. Играет синусоидными скачками темпа и эмоциональной нагрузки, стремительной сменой пейзажей, постепенным умелым расширением проблематики и углублением философского анализа, превращающим двух заклятых соперников из обычных дуэлянтов в символы «До» и «После» эпохи Наполеона.

    Противостояние заядлого бретёра Габриэля Феро и гусара дворянского происхождения Армана д’Юбера, начавшееся с мелкого инцидента, со временем становится для них болезненно-навязчивым синдромом, связывая их в единое целое, образуя в этом организме какую-то циклопическую опухоль ненависти и мести. И с каждым новым десятилетием борьбы первоначальное желание Армана избежать кровопролития растворяется в безудержной ярости Феро, скопившей в себе всё — от банальной обиды за первое поражение в дуэлях до классового гнева на «мальчиков-аристократов, несправедливо находящихся рядом с генералами». В не самом сложном сюжете фильма главную ценность приобретают именно типажи. Образы Феро и д’Юбера, мастерски воссозданные Харви Кейтелем и Китом Кэрридином, с каждым годом, проходящим в фильме, раскрываются с иных сторон, беспрерывно изменяя и изменяясь. Врываясь в повествование двумя лихими гусарами, рубящимися насмерть в маленьком страсбургском дворике, осознавая тщету всего под крепкий треск русского мороза, и приходя к неизбежному финалу двумя уставшими от жизни людьми… Без сил для последнего сабельного поединка, лишь вульгарные пистолеты — чтобы просто быстрее все закончить.

    Конфликт двух эпох — безвременно уходящей, и невовремя явившейся, мелькает искрами меж сабель, горит ярким пламенем незатухающего походного костра. Феро, образ которого очень схож с Михалом Володыёвским из романов Генрика Сенкевича, — последний отголосок эпохи подкрученных усов, красных щегольских штанов, плюмажей и бравирования храбростью, граничащей с безумием. Самоубийство Володыёвского — как символическое начало конца Речи Посполитой, бывший генерал Феро в дырявой треуголке и с двумя опустившимися однополчанами-секундантами — как начало конца той Франции… Разлом сколь трагичный в своей монументальной неизбежности, столь же и завораживаще-пугающий.

    При всей сосредоточенности на беспримерной жестокости внутреннего конфликта героев, Скотт не задвигает на задний план заботу о внешнем виде картины. Визуалист, коих еще поискать, он делает из каждой сцены дуэли рельефное произведение искусства, обладающее своей выпуклой индивидуальностью, особенностями и сопутствующими творческими находками. Вступая в чувственные отношения с безупречно поставленной фехтовальной хореографией, в коей нет места длительным «махачам на шпаго-дубинках», а есть предельно реалистичные бои, картинка насыщается до предела, стремительно возводя кино на ступень выше различных исторических драм. Разрушительное буйство очарования от длительных сцен, чередуемое с невыносимым удовольствием от мелких штрихов, полунамеков, тщательно взвешенных и продуманных Скоттом, заставляет каждый нерв дрожать в ожидании решающей развязки. Финала, выходящего за рамки привычной обыденности, ванильной хэппиэндовости, либо современной циничной разнузданности. Конца, являющегося таковым действительно из-за конца, не имеющего ничего общего со смертью физической…

    20 декабря 2012 | 10:06

    В первой полнометражной режиссерской работе Ридли Скотта «Дуэлянты» в течение полутора часов зритель может наблюдать увлекательные перипетии пятнадцатилетнего жестокого противостояния двух офицеров бонапартистской армии Габриэля Ферро и Армана Юбера. Причиной его возникновения и последующего развития послужило роковое стечение обстоятельств и патологическая мстительность одного из главных героев. Конфликтные взаимоотношения сопровождают персонажей на протяжении различных этапов их жизненного пути — и в мирное время, и в годы военных походов, а разъедающая сердца обоюдная ненависть выплескивается в кровопролитных дуэльных поединках. Вот только для Ферро стремление свести счеты с обидчиком превращается в некую навязчивую идею, со временем обретающую черты единственной цели в жизни. А для Юбера возникшая ситуация становится похожей на кошмарное наваждение, от которого он и рад бы, но не в силах избавиться, находясь в плену у правил офицерской чести.

    Являясь несколько прямолинейными по форме, «Дуэлянты» в своей содержательной основе компенсируют предсказуемость развития сюжетных линий главной сценарной темы безупречно проработанными образами действующих персонажей, а также ненавязчивой реконструкцией громких историко-политических событий, которые сотрясали Францию в 19 веке (начиная от амбициозных военных кампаний императора Наполеона и заканчивая сокрушительным крахом его империи). Однако общеисторическим деталям Скотт уделяет второстепенное значение, грамотно используя их в качестве сюжетных элементов, дополнительно привлекающих зрительский интерес и сопровождающих происходящий на их колоритном фоне сугубо личностный конфликт центральных персонажей.

    Помимо эффектного действия, картина «Дуэлянты» представляет на зрительское обозрение насыщенные эмоциональными красками и всесторонне раскрытые психологические портреты главных героев. Их фигуры в некоторой степени символичны и на человеческих примерах наглядно демонстрируют зрителю, что значит честь (фигура Юбера) и что — бесчестье (образ Ферро). Режиссер детально обозначает на экране неоднозначные в толковании принципы дуэльного кодекса, в своем содержании имеющие множество тонкостей и нюансов, что, в свою очередь, позволяет понимать мотивацию ряда поступков, совершаемых героями. В частности, Арман Юбер вынужден лавировать между этими «подводными камнями» и на протяжении долгих лет находиться в состоянии заложника указанных формалистских правил. А безрассудно затянувшееся противостояние постепенно начинает превращаться для него в настоящий кошмар. Рискуя карьерой и жизнью, Юберу из года в год, вопреки собственной воле, приходится отвечать согласием на непрекращающиеся дуэльные вызовы своего неугомонного противника.

    Не претендуя на высокохудожественность и глубокую смысловую значимость, простая с первого взгляда история двух мужчин, стремящихся убить друг друга, не «потеряв лица» и уважения окружающих, трудами постановщика и талантливых актеров по мере своего развития превращается в историю захватывающего столкновения сильных мужских характеров, принадлежащих неординарным личностям. И в связи с неизбежно производимой на протяжении всего фильма зрительской оценкой главных героев невозможно оставить без внимания Кита Кэрредина и Харви Кейтела, которые с блеском и на ощутимом кураже исполнили свои роли. Созданные ими образы получились запоминающимися, эмоционально яркими, живыми. По всем качественным показателям кинопроизведение «Дуэлянты» явилось серьезной заявкой на успех будущего создателя мировых блокбастеров. А прошедшее вслед за появлением картины время лишь только подтвердило обоснованность заявленных Ридли Скоттом творческих претензий.

    From SuRRender special for Macabre

    8 из 10

    12 августа 2009 | 01:06

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: