всё о любом фильме:

Дуэль (ТВ)

Duel
год
страна
слоган«Страх - движущая сила»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийРичард Мэтисон
продюсерДжордж Экстайн
операторДжек А. Марта
композиторБилли Голденберг
художникРоберт С. Смит, Сэл Блайденбург
монтажФрэнк Моррисс
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
$450 000
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время89 мин. / 01:29
Номинации:
Сюжет фильма развивается на бескрайней дороге через пустыню, где начинается смертельная гонка-дуэль. За легковой автомашиной не просто гонится бензовоз с невидимым водителем, норовя ее уничтожить, а как будто некий рок, как в греческой трагедии, неотступно преследует человека.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
87%
34 + 5 = 39
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 01:00

    файл добавилТоварищ Комисар

    Знаете ли вы, что...
    • На машине, которую персонаж Дэнниса Уивера ошибочно принимает за полицейскую, можно заметить надпись «Grebleips» — написанная наоборот фамилия режиссера «Spielberg».
    • Люсиль Бенсон (женщина на заправочной станции) исполнила похожую роль в другом фильме Спилберга — «1941» (1979). Пожилая пара в автомобиле, который останавливает Манн, также появляется в «Близких контактах третьей степени» (1977).
    • На грузовике можно заметить 17 зарубок.
    • Машина Манна — Plymouth Valiant модель 1970-го года.
    • Некоторые кадры из фильма использовались в одном из эпизодов сериала «Невероятный Халк» (1978). После того, как об этом узнал Стивен Спилберг, он настоял, чтобы в контрактах к его следующим проектам был обязательный пункт, запрещающий студиям использовать кадры из его фильмов без его согласия.
    • Номер, по которому звонит Манн своей жене, — реально-существовавший телефонный номер на момент создания фильма.
    • Когда Кэри Лофтин, сыгравший водителя грузовика, поинтересовался у Спилберга, почему его персонаж с такой настойчивостью преследует Дэвида Манна, Стивен сказал: «Просто, ты — самый отвратительный и грязный сукин сын, которого когда-либо носила земля». На что Кэри ответил: «Парень, тогда я именно тот, кто тебе нужен».
    • Актерская работа Дэнниса Уивера в «Печати зла» (1958) убедила Спилберга, что лучшего кандидата на роль жертвы не найти.
    • Для фильма не было построено ни одной декорации.
    • По задумке авторов фильма, номерные знаки на грузовике сняты с автомобилей, которые он уничтожил. По словам Спилберга, водитель грузовика хотел уничтожить по одной машине в каждом штате.
    • Частично фильм основан на реальной истории, случившийся с Ричардом Мэтисоном.
    • Изначально «Дуэль» должна была быть 74-х минутным телефильмом, снятым специально для компании ABC. Однако, после колоссального успеха на телевидении, продюсеры решили расширить картину до девяноста минут и выпустить её в кинопрокат.
    • Уже после показа на телевидении Спилберг снял несколько дополнительных сцен для кинотеатральной версии фильма.
    • Фильм был снят за 13 дней (не учитывая дополнительные сцены, снятые специально для кинотеатральной версии).
    • Пять монтажеров работали над картиной.
    • После завершения съёмок у Спилберга было чуть более трех недель, для того чтобы закончить пост-продакшн.
    • Этот телефильм был выпущен на киноэкран в 1973 году и имел хронометраж 88 минут, а самая полная версия — 90 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время съёмок сцены, в которой грузовик падает с обрыва, вышло из строя специальное оборудование, необходимое для контроля автомобилем без водителя. Чтобы не терять времени на ремонт, каскадер сел за руль грузовика и выпрыгнул из него за мгновение, до того как машина сорвалась в пропасть.
    • Сцена на железнодорожном переезде, где грузовик пытается столкнуть машину Манна под поезд, была специально снята для кинотеатральной версии.
    • За фильм мы ни разу не увидим лица водителя грузовика, а также нигде не упоминается его имя. В одноименном рассказе Ричарда Мэтисона водителя зовут Келлер (Keller), что довольно созвучно со словом «киллер» (killer).
    • еще 17 фактов
    Редакционные материалы

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Стивен Спилберг, будущий лидер суперзрелищного кино, в свои неполные 24 года познал первый триумф у зрителей и критиков благодаря скромной по затратам (бюджет составил $450 тыс.) ленте, снятой всего за 13 дней. Возможно, этот «маленький шедевр» до сих пор является в каком-то смысле непревзойдённой работой в творчестве этого постановщика. Он взял за основу очень простую историю (кстати, рассказ Ричарда Мэтисона был основан на реальном случае). Но ранним художническим чутьём Спилберг угадал редчайшую возможность создания философской притчи о некой безличной, анонимной силе зла, преследующей обычного человека, «среднего американца». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 24 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Челюсти», «Индиана Джонс», «Инопланетянин», «Список Шиндлера» — этот список можно продолжить не менее крутыми фильмами. Спилберг хоть снимает в разных жанрах, но на моей памяти нет ничего похожего на «Дуэль». Говорил ли кто это, банально ли это звучит, но таково нынешнее положение вещей — один из первых фильмов живого классика оказался абсолютно лучшим в его фильмографии, потому что именно тогда, когда у тебя нет ни большого бюджета, ни давления продюсеров можно снять то, что хочешь.

    Внешне «Дуэль» может походить на диковатые трэши, типа тех, в которых молодая пара встречает попутчика, который очень злой и хочет их убить. В случае данном даже антагонист не вызывает ненависти. Подобно Конструктору из популярной ныне серии «Пила», водитель «адской машины» выступает в роли человека, который не просто хочет помучить или убить, но показать ничтожность своего оппонента.

    Герой Денниса Уивера напоминает абсолютного неудачника, который толком не может постоять за свою жену, являющуюся еще и главой семьи, даже когда ее хотят прилюдно изнасиловать. Его инфантильное поведение, что в речи, что в действиях, является отражением внутреннего состояния, где он всего боится и опасается. По сути, главный герой вызывает даже больше недоумения и желания хорошенько врезать у зрителя, потому как его жизнь — полное дерьмо, и умри он любым из возможных способов от рук этого «психа» — конец выглядел бы логичнее. Читался бы мораль, которая говорила о том, что нельзя быть таким ничтожеством.

    Но в существующей концовке неуместного пафоса все-таки больше. Герой переступил через себя, доказав, что на что-то он еще способен. Но кто знает, может быть, когда он вернется домой, то жена его выгонит, потому что он разбил машину… Да, это кино, но проецируя ситуацию в реальность, мне был бы более близок трагичный финал.

    Спилберг сделал все правильно. Где-то напряжения больше, где-то — меньше. Музыка, камера и последовательность повествования — «Дуэль» смотрится куда легче, нежели «Списки» и «Челюсти». И дело даже не в хронометраже, а в том, что данный фильм не может вызывать отторжения ни при каких условиях. История стара, как мир. Современное общество, в котором можно выжить, следуя только первобытным законам. Дуэль завершилась не просто победой одного над другим, но победой над самим собой, потому-то ни имени, ни внешности никто так и не узнал. Все вроде бы красиво и правильно, один перехитрил другого, по сути перехитрив самого себя.

    Но если герои ленты — дуэлянты, то кто же секундант?

    24 июня 2011 | 14:16

    Еще один молодой фильм известного режиссера. В фильме «Профессия-киллер» главный герой размышляет о кино, что главное не то, про что снимается, а, по-большому, счету стиль автора. Вспоминает он при этом первый фильм Родригеза «Музыкант», говоря, что фишка не нова, но талант сразу виден. Спилберг является одним из тех авторов. Идея фильма просто дурацкая, потому что на первый взгляд, кажется, что ничего из нее не вытянуть. Одна тачка с водителем терроризирует другую — ну чушь. И Спилберг ее в плане логики действий главного героя запарывает — он не знает, что ему делать, принимает неправильные решения, выглядит полным идиотом то, вылезая из своей машины, пытаясь догнать самосвал, то, наоборот, предпринимая попытки от нее угнать.

    Но вместе с тем, мы видим, как человек, попав в непредвиденную ситуацию, начинает теряться и совершать ошибки. И в этом смысле логика восстанавливается отчасти. Вся эта напряженная картинка сопровождается снова мастерской работой с камерой, с сюжетом, в котором сцены погони чередуются со стационарными сценами, где человек, которого преследуют, то в полной растерянности останавливается у кафе и в нервном растрепанном состоянии набрасывается, не разобравшись на одного из посетителей, то прячется за холмом, пытаясь обмануть преследователя. Это весь фильм. Вряд ли кого этим можно напугать, хотя человеку, попавшему в реальности в такую нервотрепку, не позавидуешь.

    17 октября 2007 | 19:51

    Все начинается с малого. Вот и карьера Стивена Спилберга не была усыпана лепестками роз, следуя этому правилу. Имея на тот момент за плечами лишь участие в нескольких дешевых телесериалах, молодой Стивен Спилберг получает от продюсеров небольшую сумму (всего 450 тысяч долларов) на свой первый оригинальный проект — полнометражный триллер «Дуэль».

    Но даже такой скромный бюджет было получить довольно не просто. Боссы «Universal», которые поначалу со скрипом дали добро на съемки, объявив начинающему режиссеру, что они согласны на натурные съемки лишь при условии, что фильм будет снят за 10 дней и уложится в бюджет 300 тысяч долларов, внезапно подобрели, дали дополнительное время, дополнительные средства, возможность завершить съемки фильма, доработать некоторые сцены и пустить в театральный прокат. Кстати, в 10 дней и 300 тысяч Спилберг так и не уложился, хотя 13 дней и 450 тысяч в данном случае — небольшой перебор и настоящий подвиг для молодого режиссера, учитывая качество продукта.

    Именно с «Дуэли» начинается постепенное восхождение Стивена Спилберга к трону короля зрелищного кино. Премьера фильма проходит удачно, Стивен Спилберг впервые в своей жизни купается в лучах зрительской любви. Критики также остались очень довольны фильмом. Взяв за основу очень простую историю, основанную, между прочим, на реальных событиях, Спилберг создает практически философскую притчу о некой безликой силе зла, преследующей самого простого человека, среднестатистического американца, вынужденного от нее отбиваться, чтобы защитить себя. Подобного рода концепция стала основой для многих будущих проектов режиссера, в частности фильма «Челюсти», вышедшего на несколько лет позже «Дуэли». Атмосфера одинокой пустынной местности передана потрясающе. Стилистически фильм напоминает вестерны, классический американский жанр. Одинокий человек, самый простой работяга, посреди пустыни, один на один сражается с безликим злом, а случайные попутчики это зло даже не замечают. Как будто бы весь мир восстал против него одного.

    Фильм отлично снят, как с точки зрения режиссуры, так и с технической стороны. Операторская работа и монтаж на высоте, во многом благодаря им фильму удается завлекать зрителя в происходящий процесс и запугивать, нагнетая атмосферу. В некоторых моментах фильм играет со зрителем, разбивая его ожидания. Тебе кажется, что сейчас произойдет одно, все к этому и идет, а происходит совсем иное, то, к чему ты не был готов. Грамотно выверенная техническая часть вкупе с новаторскими режиссерскими ходами создают очень зрелищное, не смотря на довольно скромный бюджет, полотно, по настоящему пугающее, нагнетающее неподдельный страх и ужас.

    9 из 10

    7 февраля 2016 | 14:17

    Субтильный очкарик Дэвид Манн берёт напрокат автомобиль и отправляется в дальнюю поездку, связанную с работой. Хотя он особенно и не спешит, но всё же не расслабляется в пути, поскольку не имеет права опаздывать и в противном случае может просто потерять свою работу. На скорости 90 миль в час его обходит гигантский бензовоз и начинает чадить выхлопной трубой прямо под нос Манну. Не желая мириться с таким произволом, Дэвид идёт на обгон, но бензовоз не даёт ему проехать. Так начинается длительный и изнурительный поединок не на жизнь, а на смерть.

    Несмотря на то, что события разворачиваются в реалиях среднего запада, герою никто не приходит на помощь и потому ему во всём приходится полагаться только на самого себя. Случайные люди, встреченные Манном на пути, остаются равнодушными к его проблеме. Они либо изначально не расположены помогать издерганному городскому интеллигенту, либо вовсе считают его ненормальным. Собственно, измученный подозрениями неврастеник, даёт немало поводов думать именно так. В итоге, Манну не остается ничего другого, как принять вызов таинственного водилы-садиста…

    В начале 1970-х погони в кино были в особой цене («Буллит», «Французский связной»), а дорожная романтика таила в себе немало вполне конкретных опасностей («Беспечный ездок»). И Спилберг, наверняка, держал в уме формулу возможного успеха. Однако, оттолкнувшись от новеллы Мэтисона, основанной на реальных событиях, он проигнорировал апробированные рецепты и посредством почти безостановочного действия и филигранного монтажа, ещё больше нагнетающего напряжение, создал не просто очередной дорожный триллер, а притчу о противостоянии среднего американца беспричинному злу.

    Обывателя-янки, может быть, и раздражала на уровне сознания иррациональность преследования, но это не мешало ему легко примерить на себя беспомощность и страхи героя перед анонимным насилием. Молодой выпускник киношколы «с пятью глазами» (+ очки и кинокамера), наверняка идентифицировал себя с Дэвидом Манном (через 4 года в «Челюстях» альтер-эго режиссёра станет ихтиолог-очкарик Купер). Может, поэтому переживания главного персонажа так волнуют. Тем более что события разворачивались на дороге — главной американской коммуникации, которая стала здесь источником и проводником тотальной опасности.

    Спилберг допустил, пожалуй, один единственный компромисс: хотя он ни разу не показал лица водителя, всё же пару раз дал понять, что Манн имеет дело не с абстрактным злом. Сначала в эпизоде на заправочной станции мы видим обувь шофёра-инкогнито, а в другой сцене из кабины до того момента «безликого» бензовоза показывается рука водилы, который жестом предлагает Манну отправляться вперед, чтобы продолжить жестокую игру в кошки-мышки. Хотя Спилберг и использовал чужой сюжет, но наполнил он его, по всей видимости, личными страхами. А мастерство интерпретатора близорукий еврейский юноша отточил ещё в конце 1960-х.

    Тогда он активно косил от службы в армии и в течение нескольких месяцев килограммами вешал лапшу на уши военному психиатру, рассказывая о своих проблемах с головой. Два раза в неделю он приходил на прием к врачу и в подробностях описывал свои «последние галлюцинации». Спасаясь от потенциального попадания во вьетнамское пекло (здесь, возможно, скрываются и страхи евреев, спасенных Шиндлером), хочешь — не хочешь, а обретёшь навыки не только фантазёра, но и рассказчика. И уж если юный выдумщик из Цинциннати смог обвести вокруг пальца армейскую комиссию, которой, сами знаете, палец в рот не клади — откусит вместе с рукою, то обмануть после этого всё человечество ему уже не составляло большого труда.

    72-минутная картина, снятая в 1971-м году за 450 тысяч долларов для ТВ (а наряду с «Убийством по книге» и «Кое-чем зловещим», это была уже третья режиссёрская телеработа Спилберга за год), произвела столь сильное впечатление, что было принято решение дать молодому таланту шанс дебютировать в большом кино. Спилбергу не пришлось снимать для этого новый фильм: ему предложили всего лишь слегка удлинить Duel, и в таком увеличенном на 15 минут виде картина через год была выпущена в кинотеатрах (поэтому стоящая в копирайте дата — 1972 год — не является ошибочной). Именно с этой версией, как правило, зрителю чаще всего приходится знакомиться.

    Уникальность «Дуэли» заключается ещё и в том, что Спилберг ухитрился создать захватывающее зрелище при помощи одного актёра и двух автомобилей, доказав что стоящее кино можно делать, не вбухивая в него десятки миллионов. 23-летний постановщик сразу же заявил о себе как о мастере, безупречно чувствующем природу кино. Это философское иносказание об анонимной угрозе в 1973-м году было удостоено Гран-при МКФ в Авориазе и к тому времени уже считалось малобюджетным шедевром. Сегодня эту картину можно расценивать и как отправную точку в эволюции «дорожного триллера», определившую перспективу развития целого направления.

    23 декабря 2013 | 11:11

    Боязнь неизведанного — один из самых распространенных страхов. И люди стремятся к стабильности, стараясь минимизировать риски от событий случайного характера. Торговый посредник Дэвид Манн не исключение. Днем — коммивояжер, заключающий договора, вечером — прилежный семьянин, он просто жил по накатанной. Самым волнительным эпизодом в его схематичных буднях могла стать сорванная сделка или перебранка с женой. Но в один солнечный день все изменилось, когда мелкое недоразумение на дороге превратилось для Дэвида в игру на выживание. Дебютный полнометражный фильм Стивена Спилберга «Дуэль», рассказывающий о противостоянии человека и бензовоза, является не только признанной классикой road movie, но и альманахом трансформации личности, столкнувшейся с нетипичной жизненной ситуацией. Главный герой фильма, позиционирующий себя серьезным деловым мужчиной, на деле является обычным добропорядочным гражданином, сторонящимся всякого рода проблем. История его дуэли начинается с безобидных водительских поддавков. Форсящий на красном «Плимуте», Дэвид с неким брезгливым высокомерием оглядывает пристроившийся впереди грузовик. Ржавый пыльный тягач Peterbilt 281 с кабиной, пыхтящей черным дымом, как отвратительный смердящий забулдыга, портит Манну все удовольствие от поездки. Дэвид со знанием дела идет на обгон. Однако триумф сменяется досадой: грузовик снова обходит легковой автомобиль, занимая почетное место во главе дуэта. Испытывая легкое раздражение Манн проделывает маневр снова и снова, пока засаленная махина не начинает вилять, преграждая Дэвиду путь. Избегание конфликтов — самая распространенная форма психологической защиты. Поэтому главный герой, слегка тюфяк и немного подкаблучник, сдается, уступая путь заигравшемуся дальнобойщику. Но водитель грузовика уже разошелся не на шутку и ему не нужна трусливая капитуляция Дэвида, он жаждет крови бедолаги, осмелившегося бросить ему вызов.

    В основу сценария фильма легла одноименная повесть Ричарда Мэтисона, чье творчество базируется на идее борьбы человека с обстоятельствами. «Дуэль» стала апофеозом этой тематики. Несмотря на название, в сюжете отсутствует прямой поединок между антагонистом и протагонистом. Происходящее скорее напоминает игру в кошки-мышки, где главный герой спасается бегством от неприятностей, вместо того чтобы дать им отпор. Желание остаться в стороне от каких-либо разборок — следствие пассивности, заложенной в человеческой природе. И лишь инстинкт самосохранения порой заставляет людей действовать. Не зря в литературном первоисточнике у водителя легковушки не было имени. Мэтисон называл его просто Mann, акцентируя внимание на собирательности образа героя «Дуэли», в котором любой человек может узнать себя. «Страх — движущая сила» — лозунг картины Спилберга, отлично характеризующий «Дуэль». Главного героя фильма сперва охватывает ужас. Неконтролируемая эмоция сознания, столкнувшегося с угрозой смерти. Дэвид не знает, как выглядит водитель зловещего бензовоза. В течение фильма он лишь украдкой ловит элементы его образа: ботинки, выглядывающие из-под машины, руку в окне кабины тягача… Вкупе это рождает девственное первобытное чувство тревоги перед неизвестностью. Однако невозможно противостоять тому, чего не существует. Поэтому Дэвид начинает олицетворять своего противника с грузовиком, превращающимся в некоего мифического монстра, дикого зверя, преследующего свою добычу. Цепенящий ужас отпускает главного героя, трансформируясь в страх перед металлическим диплоподом, быстро перебирающим ножками-колесами под обтекаемым панцирем цистерны. И главной интригой фильма становится вопрос: сможет ли Манн преодолеть свой страх и вызвать протагониста на дуэль, или отвратительное железное создание с брюхом, полным ядовитого дизеля, одолеет героя?

    Обладая сильным сценарием, Спилберг умело разыграл козыри, поместив серьезный смысловой подтекст в эффектную визуальную оболочку дорожного триллера. «Дуэль» невероятно динамичный фильм, где скорость не только неотъемлемый атрибут, но и главный художественный прием, создающий гнетущее напряжение. Весь видеоряд строится на сравнении, где на фоне статичной местности мощь магистрального грузовика противопоставляется легковому автомобилю и мелькающим в кадре поездам. Помимо панорамных видов, камера снимает с разнообразных ракурсов, то располагаясь на задней части кабины бензовоза, то скользя где-то на уровне колес и фиксируя происходящее снизу-вверх. А порой оператор будто сам убегает от железного монстра с шестицилиндровым двигателем, неумолимо нагоняющим его. Под давлением высокого темпа дорога разлетается на крошки цифрового шума, сливаясь с обочиной и оставляя позади разреженные перья горных хребтов. Взбесившееся многоколесное чудовище яростно рвет по узкой дороге, от чего объектив начинает трясти и изображение подвергается секундной расфокусировке. Машина главного героя, пытающегося спастись от адского грузовика, петляет по дороге, рисуя волны пыльного шлейфа, сбивая пограничные столбы и чертя бортами по каменистым выступам. Несясь на максимальной скорости, «Плимут» давит чудаковатые клубки перекати-поля, что с хрустом ломаются точно кости мелких животных. Эпизоды погони умело монтируются с крупными планами главного героя, исполненного Деннисом Уивером. Кроме непосредственных кадров в салоне авто, вспотевшее от напряжения лицо актера мелькает в прозрачных поверхностях, за полотном лобового стекла и выглядывает в открытое окно.

    Именно особое внимание к деталям позволило Спилбергу создать предчувствие неизбежности чего-то плохого. Во время внутреннего монолога Дэна, режиссер будто погружает его в темный туманный вакуум, и зритель видит лишь глаза в размытом ореоле. В другом эпизоде Спилберг, напротив, четко, почти ювелирно снимает обувь на ногах посетителей придорожного кафе, медленно скользя от каблука до носка, будто нет в мире ничего важнее. Но интереснее всего наблюдать как неодушевленное транспортное средство под взглядом камеры превращается в хитрое живое существо, с далеко посаженными глазами-фарами и хищно скалящимся ртом-радиатором. Выползая из темного туннеля, точно изгибающаяся многоножка, ржавый гудящий грудным басом тягач сверкает своими стеклянными глазницами, будто хищник, затаившийся в кустах. Диалог взглядов — тот самый эффект, позволяющий прочувствовать страх Манна перед грузовиком, когда в зеркале заднего вида чередуется отражение глаз главного героя и фар массивного автомобиля безумного дальнобойщика. Зловещий демон автопрома и лицо человека во весь экран, практически визжащего «быстрее, быстрее!» — вот, что действительно пугает.

    Картина «Дуэль» берет своей целостностью и неподдельной реалистичностью. Когда-то Мэтисон написал повесть под впечатлением от случившихся с ним событий. Спилберг добавил в сценарий ряд будничных сцен, лучше раскрывающих характер главного героя и создающих контекст для погони. А затем снял визуально красивое и будоражащее дорожное приключение, утонувшее в хаотичных звуках скрежета железа и трения резины об асфальт. Саундтрек, больше напоминавший настройку музыкальных инструментов перед выступлением, создавал эффект присутствия. Это история, которая может случиться с каждым. Именно вероятность оказаться не в то время и не в том месте подсознательно наводит ужас. Как и возможность, что привычный мир вдруг ощетинится и пойдет на своего создателя войной. Оттого «Дуэль» вряд ли потеряет актуальность. Не зря отголоски фильма Спилберга можно обнаружить во многих произведениях, созданных после его выхода: взять хотя бы рассказ Стивена Кинга «Грузовики» или молодежный ужастик «Джиперс Криперс». Да и пока машины не летают, «Дуэль» будет отличным примером того, сколь важно быть вежливым на дороге.

    4 июля 2015 | 20:54

    И липкий страх перед расправой
    Все улыбки гонит прочь,
    И здравый смысл бьёт и бьёт в набат,
    Но это не поломки, не сбои -
    О нет, это дорога в ад.

    Chris Rea — «Road to Hell»


    Любой автолюбитель знает главную заповедь — дорога не прощает ошибок. Где-нибудь в офисе, часами таращась в монитор, можно наворотить дел, расплатой за которые станет выговор или увольнение. Но когда руки обхватывают руль, а перед глазами — бескрайние просторы американского хайвэя, попадаешь в мир превосходства скорости и торжества смерти. Дорога — самое безжалостно-честное зеркало водительских душ, притворяться и лицемерить на ней бессмысленно. Для скромного коммивояжера, управляющего малолитражкой, обгон на трассе — всего лишь маневр, но для загадочного водителя гигантского бензовоза — призыв к действию. Он не прощает дерзости, не любит легковушки, а возможно, у него просто был неудачный день. Подобные нюансы не заботили молодого постановщика, превратившего заурядный дорожный инцидент в классический триллер о силе человеческого страха и его способности подчинять эмоции.

    Безмолвный вызов брошен, дуэль объявлена, но силы неравны со старта. Наматывая мили по американской провинции, соперники преследуют разные цели. Кто-то хочет спастись от гнева стальной махины, а кому-то нравится коллекционировать на бампере трофейные номера. Во славу напряженного действия Стивен Спилберг обошелся без предисловий. О жертве преследования известно лишь то, что он безвольный подкаблучник, готовый как базарная баба по любому поводу голосить и звать полицию. На пример для подражания явно не тянет, однако подходит как образ типичного обывателя, маленького человека, вся жизнь которого — беготня от начальничьей длани до случайно попавшегося дальнобойщика. Идеальная мишень, и не для какого-то эфемерного зла, а для новоявленного повелителя дороги. Его лица режиссер не показывает, однако по тут и там попадающим в кадр фрагментам, представляется прирожденный охотник, уже достаточно поплутавший по лесам, опушкам и болотам. Своими циничными повадками он словно бы воспитывает тщедушного мужичка, объясняя, что на дороге слабакам не место. В духе безжалостного надзирателя, водитель бензовоза не предоставляет проштрафившемуся новичку слова, заставляя сыграть смертельную партию по своим правилам.

    Спилберг руководствуется простой логикой. Он давит на подсознательное желание властного человека найти, на ком можно продемонстрировать свое превосходство. Опьяненный могуществом мужчина вероятно и в самом деле мнит себя богом войны, однако повадки выдают в нем все-таки человека. Адский бензовоз сконструирован в нашем мире, он изнашивается и ржавеет, а его водитель не лишен понятий о благородстве. Вытолкав застрявший школьный автобус, он наносит еще один, не менее мощный удар по психике беглеца, заставляя его скрываться теперь от собственной трусости и стыда. И этот страх особенно опасен, потому как подкрадывается без предупреждающего гудка, используя малейший миг расслабленности, когда жертва считает, будто опасность миновала. С помощью бессвязных, а затем волнительных и сосредоточенных монологов загнанного зверя, удается узнать о нем кое-что более важное, чем стыд за неспособность защитить от нападок насильника жену. Дорога, извлекшая из асфальтовых недр беспощадного противника, оказывает самую полезную службу человеку, которому приходится вспомнить о том, что он — мужчина, и должен держать ответ.

    Словно генеральное сражение великих полководцев, автомобильная битва проходит в несколько этапов. С нескрываемой насмешкой режиссер дает надежду на бескровное разрешение конфликта. Благодаря паузам на остановки у бензоколонки и в кафе, кажется, что еще чуть-чуть, и страшная погоня забудется как нелепый сон, но вместо этого схватка только раскаляется. Спилберг идет дальше инструкторских нравоучений, на его дороге нет теоретических занятий, однако есть проникновение в человеческую психологию. Напуганный неожиданно упорным врагом никчемный мужичок начинает еще одно противостояние — с собственной робостью. Автомобильное радио, издевательским рефреном вещающее о проблемах людей в их семьях, вспоминается в момент пикового напряжения, проясняя значение настоящей дуэли в понимании Спилберга. Это поединок достойных соперников. На стороне первого — мощь сорокатонного «Петербилта», а у другого — нерастраченный потенциал, который оказывается сюрпризом даже для него самого. Раздавить человека-букашку, превратить его металлическую коробушку в хлам — невеликая доблесть. В тексте песни дорожного убийцы другие слова. Риск, выдержка, упорство и неукротимая ярость. Сообщница-камера скрывает исполнителя, но голос его остается громоподобным, словно паровозный духовик. Спилберг подчеркивает важность иметь хотя бы зачатки бескомпромиссных инстинктов перед тем, как выезжать на трассу. Проигнорированные уроки аукнутся ленивому ученику отнюдь не лишением прав.

    «Дуэль» позиционируется фильмом ужасов, но по-настоящему гармонична она как автомобильный триллер — один из основоположников жанра. Все что добавлено режиссером от обочины и далее вглубь, служит лишь для большей естественности захватывающих событий. Очевидно — дорога гораздо интереснее ленивых перекуров. Спилберг основывался на реальном происшествии, но, проявив незаурядную для начинающего режиссера смелость, сместил акценты в сторону водительских инстинктов, наиболее ярко проявляющихся в экстремальной ситуации. На ровной глади асфальта охотнику и жертве проще поменяться ролями, чем в какой-нибудь глуши. Иногда для победы не грех и отступить — в этом случае маневр будет называться обманным. Все для вожделенного ощущения, что ты лучший. Это несравнимо с азартом гонщика, ведь на кону стоят жизни не в качестве одного из возможных раскладов, а — неизбежного. Так что глупости и сомнения прочь, руками за руль, а педаль в пол — этот бой невозможно пропустить. Награда не обманет ожиданий.

    6 июня 2017 | 09:08

    Многие смотрят этот фильм потому что он «первый у Спилберга», но мне был интересен сам концепт. И если в Maximum Overdrive, Trucks или Christine убийцами выступают исключительно машины и без водителей, тот тут уже имеется определённый водитель крепкого телосложения и в ковбойской одёжке, а постер к фильму обозначает что грузовик это «the most bizarre murder weapon ever used». Мы никогда не видим лица водителя грузовика, только ноги и руки. Сам Спилберг в интервью пояснил что это серийный убийца, чем также объясняются несколько номеров на переднем бампере (снятых, вестимо, с машин его прошлых жертв).

    Фильм снят почти безупречно и не смотрится скучно, не смотря на то, что все полтора часа картины это по сути дуэль на двух машинах, едущих по полупустынным дорогам. Интересно что фильм был также несколько «растянут», поскольку Universal попросили снять дополнительные сцены для показа фильма в кинотеатрах, которых не устроил оригинальный хронометраж в 74 минуты. Но при просмотре «растянутости» не чувствуешь, а сцены вписано органично.

    Из косяков разве что можно отметить монтаж в одной сцен — вот грузовику осталось метр-два доехать и раздавить главного героя, но тот успевает развернуться и уехать в следующей сцене. «Волшебный монтаж» как он есть.

    В фильмах тех лет можно встретить крайне много переигрывания и просто скверной актёрской игры, нелепейших сцен схваток и т. д., но в Дуэли всего этого нет. Актёры играют отлично, переозвучка, саунд дизайн и саунд миксинг на высшем уровне.

    29 августа 2017 | 16:43

    Очень люблю этот фильм. Он интригующий, смотрится на одном дыхании, такой мистический и загадочный. Больше в таком стиле я не знаю фильмов. Были конечно несколько и других с похожим сюжетом, как например: «Автомобиль-убийца», несколько из современных, но ни с чем не сравнить «Дуэль». Это не фильм ужасов, а страх присутствует на протяжении всей киноленты, пребываешь в постоянном напряжении от, саспенса. Финал фильма очень удачный, продуманный. Зритель облегченно вздыхает, но и остается в недоумении от страшного ржавого грузовика. Да-да именно грузовика, т. к. мы не видели водителя, в этом вся и суть. И в конце гадаем, что же за псих сидел за рулем? Но режиссер дает нам пищу для размышления и фантазии.

    Фильм запоминается надолго, навсегда. Его пересматриваешь и вновь восхищаешься. На мой взгляд- это самый удачный фильм С. Спилберга.

    10 из 10

    4 июля 2013 | 15:16

    До того как мистер Спилберг перевернул полностью понятие о коммерческом кино и доказал, что даже летний блокбастер может стать произведением кинематографического искусства, он начинал как телевизионный режиссер. Но даже по его ранним телевизионным работам видно, что он умело может из простого сюжета сделать «конфетку». Подобно Хичкоку в своей «Дуэли», снятой для телевидения, Спилберг искусно нагнетает атмосферу, доводя зрителя до состояния паранойи вместе с главным героем, который вступил в противоборство с невидимым врагом. Почему невидимым? Да очень просто, ни зритель, ни главный герой так и не увидят злодея-душегуба, управляющего огромным бензовозом. А как известно неизвестность пугает больше.

    Все прекрасно, но вот лично для меня фильм не стал откровением, а все по простой причине — таких фильмов уже было пересмотрено целая куча. И Спилберг тут не виноват. Он наоборот снял мастерское кино, которое можно ставить в пример. Вот явный наглядный пример, когда последующие подражания, увиденные раньше, испортили все впечатление от оригинала.

    6 июля 2009 | 13:23

    «Идешь по жизни и думаешь, что есть вещи, которые никогда не изменятся. Например, возможность ездить по большим шоссе, чтобы никто не пытался тебя убить. А потом одна дурацкая случайность — 20-25 минут из всей жизни — и вдруг все веревки, на которых ты держался, обрываются и…» СТРАХ!

    Жизнь — Страх — Смерть. Эти понятия частенько оказываются рядом как в жизни, так и в искусстве. Смысл их экзистенциального единства лучше всего объясняют простая народная мудрость — пословица «жить страшнее, чем умереть» — и главное событие христианской истории — последнее, отчетное, великое — ситуация Страшного суда.

    Что такое страх? Во-первых, одно из самых иррациональных человеческих состояний. Кто-то считает его грехом — робостью, трусостью. Кто-то проявлением рабства, несвободы. Кто-то необходимым условием выживания, нормально функционирующим инстинктом жизни.

    Спилберг же считает страстью, которая может быть и красивой, и глубокой, и грубой, и, как ни странно, смелой. Гениально воссозданный им в «Дуэли» страх — это эмоция, вмещающая в себя эпитеты «сильно», «крепко», «больно», «упорно», «упрямо».

    Его страх лишен умысла и вымысла. Он настоящий. Природный. Он — предельная ситуация, в которой, как дуэлянты, смотрят в глаза друг другу Жизнь и Смерть. А человек (как третий участник дуэли, чей мозг, как часы отсчитывает секунды, удаляющие то от одной, то от другой) — в глаза им обеим сразу, не смигивая и не смаргивая, — у страха глаза велики. Может, поэтому поединщика главного героя мы в фильме так и не заметим?..

    Всем желающим познать в себе чувство страха, вкусив его широко открытыми глазами, — спилберговская «Дуэль»: единоборство красной легковушки и черного грузовика, в котором словно бы и нет водителя, ведь им управляют сами хаос, абсурд, слепая месть, рок, смерть.

    Адская машина, гроб на колесиках с дымящейся (словно привет пеклу) черной трубой и адским завыванием сирены начинает преследовать простого служащего Девида Манна — чистенького, в галстуке и отглаженной рубашке на новенькой, без царапинки, машине уже в самом начале фильма. Девид — это видно по всему — никогда не был в ситуации не то что подвига, единоборства, поединка, но и просто драки!

    Мы понимаем это из его короткого телефонного разговора с женой. Он с ней в ссоре, так как на недавней вечеринке в момент, когда один из подвыпивших гостей пытался ее изнасиловать на глазах у всех собравшихся, он не вступился, даже ничего не сказал. За что (вполне резонно) просит прощения, правда, удивляясь ее обиде: «Что? Я должен был вызвать его на кулачный бой?»

    О, нет, конечно. Не должен. Ведь поединки, как и рыцарство, уже давно не в моде, устарели вместе с допотопным оружием и доспехами. Да и правила дуэли (шесть шагов, двенадцать, двадцать…?) кто их помнит, в самом деле?

    Только вот Спилберг почему-то считает, что ситуация дуэли вечна. Ну… если ты мужчина, конечно. И спешащему на деловую встречу со счетчиком в голове Девиду он дарит право доказать это, испробовав самую страшную дуэль. Когда второй неизвестен. Когда соперники не расходятся вовсе. Когда возобновляемое много раз преследование заканчивается ударами-«выстрелами».

    В России два столетия назад некоторые молодые люди предпочитали стреляться именно так, не расходясь, чтоб пистолет упирался в противника. Зачем? Романтично. Точно. Победа обеспечена. Закрыться нечем. Шанса оказаться трусом перед смертью нет.

    …А на что способен мужчина ХХ века, чтобы выиграть, победить, отстоять свою честь и спасти жизнь? Спилберг отвечает — на Подвиг (а значит — на все!).

    Даже такой захудалый (в зачине фильма) «супермен» и «супермуж» как Дэвид Манн.

    В финале он уже не просит прощения, не молит «перестать», не удирает, не вскрикивает то «О, Боже!», то «Мерзавец!», перемежая эти вскрики с гримасами отчаяния и судорожным сжиманием руля, не сетует на скорость. Он действует, мгновенным решением меняя свою трусоватую, скучноватую жизнь на секунды погони, настоящего дыхания, силы, борьбы, подвига. Тот, кто всю жизнь передвигался полудорогами, ходил полупутями, прыгает от счастья на краю обрыва, куда только что отправил странного дуэлянта-игрока вместе со своей любимой новой машиной.

    Это первый путь, пройденный им в жизни до конца. Это обретение статуса настоящего мужчины, одолевшего своего дракона и страхом, и смелостью.

    Герой в лучах закатного солнца прекрасен. Он сияющий победитель… Себя.

    18 июня 2013 | 10:21

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>