Дневная красавица

Belle de jour
год
страна
слоган«Luis Bunuel's Masterpiece of Erotica!»
режиссерЛуис Бунюэль
сценарийЖозеф Кессель, Луис Бунюэль, Жан-Клод Карьер
продюсерРаймон Хаким, Робер Хаким
операторСаша Вьерни
композитор-
художникРобер Клавель, Хелен Нурри
монтажЛуизетта Откюр
жанр драма, ... слова
сборы в США
зрители
Франция  2.16 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время100 мин. / 01:40
Верная жена и добропорядочная хозяйка Северина Серизи однажды решается на невероятный и совершенно аморальный эксперимент. Устав от собственной непогрешимости, она тайно поступает на работу в публичный дом некой мадам Анаис.

Но так как по вечерам и по ночам Северина продолжает играть свою привычную роль буржуазной кошечки, в борделе она получает имя «Дневная красавица».

Как любая проститутка она исполняет все желания своих клиентов. А затем возвращается к домашнему очагу.

Таким образом, Северина начинает вести двойную жизнь. И никто из ее близких даже не догадывается о том, как Северина проводит свои дни.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
49 + 2 = 51
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:39
    все трейлеры

    файл добавилkisyulya

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Жозефа Кесселя «Дневная красавица» (Belle de jour, 1928).
    • Клип группы «Garbage» на песню «Tell Me Where It Hurts» снят по мотивам этого фильма.
    • В большинстве субтитрированных версий фильма, чтобы помочь зрителям отделить фантазии Северины от реальности, был использован курсив.
    • «Дневная красавица» (belle de jour) — это французское название лилии, которая цветет только днем.
    • Режиссер фильма Луис Бунюэль появляется в камео в сцене в кафе.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде изнасилования платье Катрин Денёв было оснащено специальной застежкой на липучке, которая издавала громкий звук, похожий на звук разрываемой ткани.
    • еще 3 факта
    Редакционные материалы

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Многие годы и даже десятилетия вопросы секса были у нас под негласным запретом. Неудивительно, что этот фильм великого испанца Луиса Бунюэля попал в Госфильмофонде в списки «спецхрана». А сейчас он кажется вполне невинным. Как можно было не заметить знаменитый сарказм режиссёра, который в очередной раз создал провокационную, дразнящую буржуазную мораль и клерикальные круги картину, подобную мине замедленного действия! Ведь практически в каждой своей ленте Бунюэль едко иронизировал по поводу добропорядочных буржуа, их идеалов и ценностей, лживой веры и нравственности. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Свобода для меня — сука, которая занимается проституцией на бульваре Голливуда. В каждом из нас есть пошлая сторона, которую мы подавляем. Секс — неотъемлемая часть нашей жизни» /Милен Фармер/

    В 1996 году увидел свет клип на сингл «California», где культовая французская певица в своих лучших традициях представила шокирующий взгляд на истинные чаяния буржуазной дамы. За 30 лет до этого не менее легендарная жительница Пятой республики Катрин Денёв примерила на себя образ «Дневной красавицы» — женщины, у которой было все, кроме счастья и душевного удовлетворения. Во все времена миллионы девушек мечтают о сладкой обеспеченной жизни, богатом муже и положении в обществе. Это легко объяснимо, ведь никто из представительниц прекрасного пола не желает себе участи каторжной работницы за мизерный оклад. О том, что богемная жизнь, с ее чинными обедами, пышными раутами, пафосными речами, одними и теми же опостылевшими лицами, может стать смертельно скучной — думать совершенно не хочется.

    Катрин Денёв заслуживает бесчисленного количества эпитетов, самым верным из которых будет загадочность. Она, очевидно, самая молчаливая актриса своего поколения, ее интервью, даже в прежние годы — страшная редкость. Ей все равно, что о ней думают, либо она просто привыкла к такой модели поведения. В «Дневной красавице» француженке всего 23, о чем она сама и говорит. Выглядит Катрин несколько старше, прежде всего потому, что в ее огромных глазах практически невозможно прочесть эмоций. Северин Серизи никто не спрашивает, счастлива ли она, ведь это должно быть по умолчанию. Красивый, заботливый муж, жизнь в достатке, верные друзья — ей можно лишь позавидовать. Но подсознание Северин рисует совсем иные источники счастья. Холодное лицо с изысканно уложенными светлыми волосами скрывает душу, жаждущую безудержного секса, содомии и девиантности. «Просто с жиру бесится!» — скривила бы губы в презрении каждая вторая и была бы отчасти права. Но только отчасти.

    В бордель мадам Анаис Северин пришла сама. Мимоходом брошенная фраза друга мужа стальной иглой засела в подсознании молодой женщины. Владелица публичного дома сразу поняла, что в ее невод заплыла крупная рыба, к которой необходим особый подход. С ходу и не определишь, чего сильнее недоставало верной жене: секса как такового или садомазохистских игрищ? В распутных снах Северин сама к себе беспощадна, но столкнувшись с осязаемой мужской похотью и извращениями, начинает метаться по мысленному коридору, где один конец ведет к обычному браку, а другой — в проституцию навсегда.

    Девушка надеялась, как говорят в таких случаях, «набраться свежих впечатлений». Ее любовь в Пьеру не подлежит сомнению. Строго говоря, к Северин сложно относиться с пониманием. Муж неоднократно интересовался ее душевным состоянием, а в ответ лишь получал дежурные фразы. От женщины, не склонной к излишней эмоциональности, мига искренности ждешь особо. И вот он! Секс дарит «Дневной красавице», как нарекла ее мадам Анаис, неизведанное доселе удовлетворение. Клиенты все с разными закидонами, но лишь в одном Северин увидела реальную возможность другой жизни и другого счастья. Нервный гангстер Марсель, по внешнему виду и повадкам до чертиков напоминающий некроманта Мозенрата из мультсериала «Аладдин», — абсолютный антипод Пьеру. Жестокий, властный альфа-самец против мягкого и душевного мужа, по роду деятельности спасающего людские жизни. Девушка искала разнообразия, лекарства от изъевшей душу скуки, а нашла неразрешимую проблему.

    Луис Бунюэль взялся изобличать своим фильмом не только порочность отдельно взятой женщины, он демонстрирует лицемерие буржуазного общества как такового. У Северин и ее мужа есть друзья, но если все они такие, как мсье Юссон, то тогда и впрямь лучше бежать туда, где проще и понятнее. Так называемое «высшее общество» соткано из лжи и лицемерия. Если какие-то иллюзии еще и оставались, то концовка их безжалостно развенчивает. Ко всему, что творила и желала Северин, начинаешь относится если не с уважением, так с пониманием. Чудесный парижский цветок не мог прижиться в этом непонятном провинциальном городе. Может девушка и не гуляла целыми днями по Монмартру, но хотя бы чувствовала себя в своей тарелке. У Северин большой дом, прислуга, но в таких условиях ее лицо похоже на гипсовую маску. В борделе, после грязного секса, она лежит измученная, но улыбающаяся. Нет оправдания замужней женщине, решившейся на гнусные эксперименты, но также нет его и для мужа, который собственной невнимательностью допустил страшную ошибку.

    «Дневная красавица» — фильм из тех, что необходимо обдумывать и переосмысливать. Махнуть рукой, назвать главную героиню заевшейся шлюхой — проще простого. Но задайтесь одним вопросом: где больше лжи, лицемерия и двуличности — в «высшем свете» или в борделе мадам Анаис? На верх лестницы сословий мечтает взобраться практически каждая женщина, но что принесет это помимо материальных благ? Северин Серизи хватило пары лет, чтобы понять пустоту своей жизни. Ее охотнее можно было бы осуждать, будь ей уже «сороковник». Но она еще так молода! Еще не поздно вдумчиво разобраться, чего же хочешь в жизни. Обыгрывая название известной драмы Маршалла Херсковица, героиня Катрин Денёв — «честная проститутка». Мало кто из женщин идет в жрицы любви «по собственному желанию». Северин — порочный вызов иллюзорному обществу, где нет места искренности. Ее можно выставить на улицу под проливной дождь, как это успешно проделал один из клиентов. Ее можно закидать комками грязи, о чем она грезила сама. Северин зашла в своих устремлениях слишком далеко, но ее желание по настоящему найти себя, а не плыть по течению — заслуживает понимания.

    Несмотря на глубокую интимность темы, сам фильм получился весьма целомудренным, хотя для 60-х годов и намеков Бунюэля было более чем достаточно. Некоторые сцены, демонстрирующие извращенные фантазии солидных и уважаемых мужчин, будут шокировать, сколько бы лет не прошло. Далеко не лучшая картина Катрин Денёв, но она безотказно проникает в сознание и несет в себе дух свободолюбия, который не сломить никакими ограничениями.

    8 из 10

    18 января 2015 | 14:54

    В наступающем году исполнится 110 лет со дня рождения Луиса Бунюэля, удивительного испанского режиссера, презирающего эти пресловутые юбилеи. Однако нам современным зрителям эта дата, как и следующий «Ночной показ» на этих выходных в «Художественном» дарит прекрасную возможность прикоснуться к не только к истории упрямого революционера-буржуа, но и самому его высочеству «сюрреализму».

    Собрания «сюрреалистов» когда-то проходили в народном кафе «Сирано», куда частенько захаживали потаскухи и жулики, и ужасно нравились Бунюэлю. Впервые в жизни он имел дело с выстроенной и прочной моралью, в которой не видел недостатков. Естественно, что эта агрессивная и прозорливая мораль сюрреалистов часто вступала в противоречие с обычной моралью, казавшейся Бунюэлю отвратительной. «Мы огульно отвергали все устоявшиеся ценности. Наша мораль опиралась на другие критерии, она воспевала страсти, мистификации, оскорбления, черный юмор!».

    Используя визуальную форму «сюрра» и драматургию своих собственных снов он, совместно с Сальвадором Дали, выдал «киноманифест» этого направления — «Андалузский пес». 17 минут — которые господин Карл Юнг назвал подростковым слабоумием, а товарищ Пазолини «неприкрытой» кинопоэзией… Остальные просто были в шоке. Говорят, что Чарли Чаплин видел десяток раз «Андалузского пса»у себя дома. В первый раз, когда начался фильм, все услышали сзади какой то грохот. Его мажордом китаец, исполнявший обязанности механика, внезапно упал в обморок. В кинотеатрах на премьерах несколько раз были зарегистрированы преждевременные роды…

    Но в целом, сюрреализм был прежде всего своеобразным импульсом, зовом, который услышали во всем мире все те, кто уже пользовался инстинктивной и иррациональной формой выражения. Причем люди эти не были знакомы друг с другом! Но все они бредили революцией и мечтали довести общество до крайней точки кипения, чтобы «выпарить» ставшее нормой бездействие. Бунюэль участвовал во всех их проектах и акциях, приобретая колоссальный опыт визионера-экспериментатора!

    Особенно остро и красиво Бунюэль это воплотил, на мой взгляд, в уже зрелых картинах: «Этот смутный объект внимания», «Скромное обаяние буржуазии», используя свой излюбленный прием синтеза сна, головоломки и приемов эстетского сюрреализма… А фильм «Дневная красавица» вообще изобилует, несмотря на кажущуюся простую форму, драгоценными находками стиля — ракурсами, планами, речевыми кульбитами и, отстраненной до провокации, Катрин Денев…

    10 из 10

    1 ноября 2009 | 23:39

    Это кино одновременно и трудно, и легко понять. Фильм сложен в своей постановке и глубоко метафоричен. Но в то же время до боли знаком и всегда злободневен его сюжет, обращённый к мужчинам и повествующий о том, что они должны стараться понимать своих жён и их желания, чтобы не дать произойти трагическим ошибкам.

    В частности, о сюжете и актёрах. Честно говоря, я ожидала большего. Возможно, кино и его подача зрителю несколько устарели, но это не оправдание. Фильм выглядел пустым и неодушевлённым. Не была показана драма происходящего, не было накала страстей. Северина, соответственно своему имени, выглядела по-северному холодной, бесстрастной и даже скучной. По-моему, подобную роль лучше бы сыграла темпераментная и загадочная Джина Лоллобриджида, а не флегматичная красавица Катрин Денёв. Мне не надо откровенных сцен в кино, но я бы желала видеть живых людей, а не бесчувственных кукол.

    Остальных актёров я, практически, не заметила. Они воспринимались мной как мелкие беспозвоночные организмы в мутном аквариуме. Любящий муж Северины, до тошноты положительный и правильный, вызвал лишь недоумение. Как можно настолько не интересоваться собственной женой? Для истинно любящего мужчины, коим режиссёр пытался показать нам Пьера, неестественно так спокойно и даже равнодушно реагировать на отказы любимой женщины. Логического объяснения подобному факту я не нашла.

    Молодой любовник Северины Марсель вызвал у меня тошнотворное чувство отвращения. Сцены с его участием мне было видеть неприятно. Думается, что его персонаж нужен был лишь для более — менее эффектной концовки.

    Кстати, о финале. «Неужели, это всё ?» -, промелькнула у меня мысль, когда пошли титры. Осталось ощущение неприятно царапающей душу недосказанности, будто меня слегка обманули, что-то утаив или не договорив.

    Несмотря на всё вышесказанное, я могу расценивать данную ленту как довольно неплохое кино с претензией на большее, с которым может ознакомиться каждый истинный киноман без зазрения совести. Меня же, увы, эта лента оставила равнодушной.

    7 из 10

    7 октября 2010 | 12:08

    Потрясающая и невероятно смелая для своего времени сатира на буржуазный образ жизни и сопутствующий ему набор семейных ценностей. При том сатира это относительно тонкая, по крайней мере цензоры многих стран в своё время её не заметили и заклеймили фильм аморальным. Хотя сейчас почти все эротические сцены в нём выглядят эстетичными и почти невинными.

    Фильм поднимает множество вопросов связанных с человеческой сексуальностью и даёт на них подчас неожиданные ответы. При этом не происходит осуждение кого то из героев, ведь у каждого из них есть свой набор комплексов и девиаций, порой весьма неожиданных. Наиболее явно они показываются на примере посетителей борделя, но там сама атмосфера места располагает.

    Очень интересно показаны контрасты между размеренной жизнью героини до прихода в публичный дом, с её же тайными фантазиями. Её чувство собственной неудовлетворённости и толкает её на столь отчаянный шаг. И образ этот потрясающе передан блистательной Катрин Денёв. За её на первой взгляд невинной красотой скрывается взгляд настоящей хищницы.

    Невероятно изящная задумка фильма подчёркивается операторской работой и интересными режиссёрскими ходами.

    P.S. В актрисах шестидесятых — семидесятых годов почему то ощущается куда большая индивидуальность чем в современных.

    8 из 10

    23 сентября 2017 | 20:34

    Severine с латинского можно перевести как Суровая, Непреклонная. Вероятно невозможно придумать более подходящее имя для холодной и отстраненной героини Катрин Денев. Северина идеал французской буржуазной домохозяйки. Прекрасная, утонченная, гордая, высоко интеллектуальная с идеальными манерами. Она замужем за заботливым и понимающим Пьером, идеалом любящего супруга. Но, имея все для счастья, Северина остается несчастной. Каждый день она оказывается в плену своих скрытых желаний и фантазий, в которых нет места жалости и нежным ласкам, лишь грубая сила, боль и унижения.

    Северина — мазохистка. Об этом не догадывается никто из ее близких, в особенности ее любимый муж, которому за время совместной супружеской жизни вряд ли удалось хотя бы увидеть Северину обнаженной. Героиня построила бетонную стену между своими фантазиями и реальностью, но в этой стене образовалась брешь, через которую заглянул проницательный друг Пьера Генри. Именно он предложил Северине выход из ее сооруженной общественными канонами темнице. Выход в виде работы в доме свиданий мадам Анаис, проще говоря — борделе, где Северина превратилась в Дневную Красавицу, готовую выполнять любые изощренные прихоти своих клиентов, но лишь с 2 до 5 дня.

    В этом и заключается главный парадокс испанского сюрреалиста Луиса Бунюэля. В образе шлюхи Северина предстает лишь днем, а под покровом ночи она вновь становится благопристойной ханжой, отказывающейся делить ложе с мужем.

    Не все мы можем воплотить в реальность свои фантазии, Северине это удалось. Но будучи не в состоянии спроецировать свои потаенные желания на супружеский быт, она превратила их в скелеты в шкафу, медленно разрушая тем самым свою жизнь. Кто знает, возможно не Пьер, а гангстер Марсель, мог бы стать идеальным мужчиной и глотком свежего воздуха для главной героини, но возможности убедиться в этом у нее увы не представилось.

    Картина Дневная Красавица не столь резка и груба как Пианистка Михаэля Ханеке. Она нежно и плавно завораживает зрителя, дразня и проигрывая его эмоциями. Бунюэль плотно переплетает фантазии героини с действительностью, не позволяя зрителю четко увидеть границы, а то и вовсе размывая их. Финал маэстро оставляет открытым, давая нам возможность самим представить себе будущее Северины. Для меня же фильм предстал в образе замкнутого круга, где конец плавно перетекает в начало.

    9 из 10

    20 сентября 2013 | 18:35

    Выше сравнили Дневную Красавицу с более ранними работами Бунюэля, разрезанием глаза.. здесь в отличии от того же «Андалузского пса» глаз режут весь фильм!

    Робкая и скромная буржуазная девочка Северин, которая любит мужа и такая застенчевая, что просит что бы с ней посидели, потому что не может сама уснуть. по ночас видит развратные сны, которые потом мечтает воплотить в реальность.

    Абсурд от Бунюэля, который я называю стилем «Тараканы Буржуазии», потом продолжат в своих картинах Шаброль, Ханеке и другие. Так уж получилось что Красавицу я посмотрел уже после «Пианистки», «Спасибо за Шоколад», «Цветок зла», но одной нитью в этих фильмах пронизана ирония над буржуазным обществом..

    Многим показалась непонятной концовка фильма? Не переживайте! Даже сам Бунюэль как то признался что и сам не знает, чем он закончил эту картину. А может наоборот он дал повод продолжить эту историю своим последователям?

    Лично я, за словом FIN и звуками колокольчиков увидел то, что сон Северины может и не сон, а все вскоре воплотитсяв реальность?! А может то что люди не меняются, и не смотря на трагедию, и то что снов она уже больше не видит, бурные фантазии не отпускают ее?!

    Пройдет почти 40 лет и благодаря Мануэлю ди Оливейре в «Вечной красавице» мы узнаем ответ, что же сказал ее мужу Мишель? Интересно что Катрин Денев отказалась снова играть роль Северины, этот дикий образ шокировал и ее?

    Удивительная картина! Режиссер весь фильм держит нас в сумасшедшем напряжении! Чем больше смотришь тем отвратительней образ героини и тем интересней смотрится картина. Удивительно, как можно управлять эмоциями зрителя? Негодование сменяется интересом и состраданием, симпатия ненавистью, а сердце взволнованно стучит еще много часов после того как прошли титры..

    10 из 10

    27 октября 2010 | 22:47

    Д, это история дамы из благополучной буржуазно-интеллигентной семьи. Она становится проституткой. История на первый взгляд тривиальная. Вы спросите, чего ей не хватает в жизни или она, наверное, бесится с жиру. Мы могли бы еще ее понять, если бы она нуждалась. Но ведь это вовсе не так.

    Она жена преуспевающего врача и не нуждается в деньгах. Видимо,«дневной красавицей» она становится по причинам чисто психологическим.

    Показывая нам эротические видения красавицы, Бунюэль дает возможность толковать фильм как историю сексуально неуравновешенной женщины. Может, она извращенка с больным воображением?

    Нет, здесь дело посложнее будет. Она ищет чего-то, что могло бы заполнить ее однообразную и монотонную жизнь. Ей хочется ощущений.

    Мы видим красавицу в ее роскошной квартире, любуемся тем, как она великолепно вписывается в интерьер квартиры. Но она лишь часть интерьера, не более. Ей нечем занять себя. У нее протест. Этот протест принимает чудовищную форму. Став «девушкой» в доме свиданий, она обслуживает самых грязных и извращенных клиентов, которых с отвращением отвергают профессиональные проститутки. Она соглашается на все. И это, надо полагать, не патология, а вполне понятное желание идти до самого конца, так сказать, в поисках полной жизни.

    Бунюэль резок и бескомпромиссен в суждениях о женщинах буржуазного общества.

    Получая абсолютно все, что только можно пожелать, все блага и удобства, такие женщины еще больше отчуждаются от жизни, и им остается одно единственное предназначение в жизни — быть игрушкой.

    Картина нестерпимо безжалостная, но реалистичная.

    9 из 10

    29 января 2011 | 12:09

    Запрещенная когда-то в СССР «Дневная красавица» Луиса Бунюэля стала настоящей классикой среди фильмов «ПРО ЭТО». Молодая и желанная Катрин Денёв порадует не только мужской глаз своим совершенным полуобнаженным телом. Режиссер снял любовные сцены без грязи, пошлости и натуралистичности, не выходя за рамки слишком откровенного. Поэтому история о замужней женщине, работающей днем проституткой по собственному желанию, смотрится легко и интересно.

    Почему Северина (Катрин Денёв) решается на такую странную двойную жизнь? Она любит мужа (Жан Сорель), но по-другому, духовно. Расслабиться, показать свои желания, всю себя женщина не может. Поэтому на сцене появляется «Дневная красавица», которая доставляет плотское счастье мужчинам за деньги. Материальный вопрос не стоит ребром, супруг хорошо обеспечивает Северину. Героиня Денёв не удовлетворена в физическом плане в браке. Поэтому днем она занимается любимым делом, исполняя все желания клиентов, а вечером — играет роль скромной жены. «Дневной красавице» все удается. Но любая тайна всегда откроется.

    Сюжет фильма прост и одновременно увлекателен. Завязка этой истории происходит тогда, когда знакомый рассказывает Северине об одном публичном доме и называет адрес, очевидно предвидя то, что женщина появится там. Как будто сам искуситель решил потешиться над очередной жертвой и доказать свое существование. Женщина, которая постоянно грезила сексуальными утехами, наказаниями, унижениями, просто не могла не пойти в это заведение.

    Героиня Денёв очень необычна. Ангельская внешность, стеснительность, воспитанность сочетаются с диким и неконтролируемым желанием раствориться в блуде. Страх показать свою слабость, сущность отчуждают ее от мужа. С ним она — скромная девушка. Поэтому две стороны одной личности не могут не удивить: разврат и целомудрие, страсть и душевность уживаются в ней. Страдает ли Северина? Сложно ответить. Ей хорошо с супругом, ей хорошо в чужих объятиях. Но за грехи нужно платить. И это случится. Ничего не остается без наказания. Ничто не проходит бесследно.

    История Бунюэля — вымысел. Однако в реальности многие люди живут в обмане, надевая ежедневно разные маски. И это работает. Большая заслуга режиссера в том, что он сделал эту серьезную драму легкой для восприятия. Если бы фильм снимали, к примеру, Франсуа Озон или Ларс фон Триер, то получилось бы тяжелое и грубое зрелище, без прикрас и завуалированности. В «Дневной красавице» есть смешные сцены. Например, когда Северина попала на странную церемонию к богатому извращенцу. Этот момент вызывает одновременно смех и жалость. Бунюэль обличает пороки высшего общества, в котором царит разврат. Главная героиня тоже не из бедных, жить простой жизнью с любящим мужем скучно, ей хочется развлечений. Интересно и забавно сняты мысли, мечты Северины, в которых ее супруг выступает как ревнивец, садист и узурпатор. Может быть, такой образ мужчины для нее идеален.

    «Дневная красавица» — драма с интригующим финалом, который каждый осмыслит по-своему. Понять Северину и ее жизнь сложно, а осудить — последнее дело. Грешки водятся за всеми. Приятного просмотра!

    10 из 10

    4 февраля 2016 | 22:20

    Знаете, начав знакомство с Бенюэлем с его поздних работ, я был несколько разочарован, ибо мои представления о его творчестве несколько разнились с тем, что вырисовывалось передо мной на экране. Видимо свою роль сыграла обратная пропорциональность между прожитыми им и мною годами (которая, впрочем, со временем уравновесится). Но, чем далее я продвигался, к его ранним работам, тем больший испытывал культурный шок. Пока не дошел до абсолютного шедевра и лучшего фильма, как мне показалось, в карьере знаменитого испанца — Виридианы. Что меня поразило больше всего, так это абсолютно бескомпромиссный, ясный и критический взгляд Бунюэля на ситуацию. Откровенность и смелость последней сцены, когда некогда богобоязненная и невинная монашка садится после изнасилования играть в карты с американцем даже вызвали у меня испарину, приведя в замешательство своей безукоризненной логикой абсурда.

    И вот, спустя шесть лет, режиссер вновь возвращается к теме любви/греха, перенеся действие из одинокого пригородного замка начала века в бурный, шумный мегаполис современности, а также заменив сверхчувственную, яркую, солнечную привлекательность Сильвии Пиналь на холодную, нежную, лунную красоту Катрин Денев.

    Вообще же, следует отметить, что мисс Денев уже довелось играть героиню, страдающую галлюцинациями и навязчивыми состояниями, родившимися на сексуальной почве в Отвращении. И некоторые черты Кэрол явно пригодились ей для роли Belle de jour.

    Кто же собственно такая Дневная красавица? Женщина, как и всякая другая ведущая двойную жизнь. Чистая и одухотворенная любовь к супругу соседствует с неутолимой страстью, жаждой близости через подчинение и насилие. Днем она публичная (хотя скорее «приватно публичная») девка, вечером верная жена. Подобную двойную игру в фильме ведут все проститутки — кто-то даже работает, чтобы обеспечивать больного мужа… Но такая дихотомия не может длиться вечно и придется выбирать. В противном случае за вас это сделает сама судьба (которая уже подает неявные знаки своего присутствия — как в сцене с инвалидным креслом), заставив страдать невинных, тех, кто больше всего вас любит.

    В отличие от Виридианы, Бунюэль в Дневной красавице не просто показывает героиню, но буквально влезает к ней в душу, сознание, воссоздавая на экране ее причудливые сны и фантазии, что позволяет ему — семейную драму о супружеской неверности превратить в свой излюбленный сюрреалистический фирменный коктейль — алогичность смешанная со скрытой символикой и абсурдом, приправленная авторской иронией и сарказмом по поводу всего происходящего (то ли во сне, то ли в реальности, то ли в сознании режиссера, а может и зрителя). Смешать, но не взбалтывать!

    Особенно в фильме мне приглянулась техническая сторона. Подобно тому, как история колеблется между сном и явью, так и зритель половину фильма проводит в тесной комнате утех, наблюдая во всех ракурсах обнаженную мисс Денев, отрабатывающую очередного клиента, а в другой — словно вырывается на вольный простор, где вдыхает свежий аромат величественного леса, слушает ропот волнующегося моря, окидывает взором бескрайние нивы.

    Впрочем, самая замечательная составляющая фильма заключается в том, что он остается не до конца понятен, оставляя много свободного пространства воображению зрителя. Ведь такие столпы как Бунюэль, тем и заняты, что позволяют заглянуть в тайны и глубины сущего, скрытые для большинства. В этот раз вас ожидает нелегкая прогулка по недрам женской души. А что вы там увидите — зависит в большей степени от вас самих. Счастливого пути!

    22 апреля 2014 | 22:40

    Карета, запряженная двумя лошадьми, возницы в цилиндрах — нет, это не исторический фильм, а экскурс в жизнь французских буржуа 60-х годов. Молодые супруги, Северина и Пьер, уносятся повозкой-кабриолетом вглубь начинающего желтеть леса. Внешне романтическая идиллия никак не вяжется с вопросом мужа: «почему ты так холодна?». И уже через две-три минуты он привяжет свою жену к дереву и отдаст её кучерам на растерзание.

    Зачем? Чем она это заслужила? Может это женоненавистнические проекции самого Луиса Бунюэля? Так или иначе — мозг невольно ищет причины.

    Сцена вторая. Снова Северина и Пьер в своем роскошном доме; кровати порознь, спокойный ровный, ничем не запоминающийся разговор, «замороженные» лица супругов, и такие же бесчувственные, хотя и доброжелательные взаимоотношения.

    Уходим ещё немного в прошлое и кажется, и что мы видим: ба, Северина становится проституткой в доме свиданий. Нет смысла описывать её жизнь — красочнее, чем Бунюэль все равно не получится. И вновь вопрос — почему, ведь никаких материальных затруднений она не испытывает.

    Режиссер проводит мысль о двойственной природе женщин, о дьявольской похоти, сидящей в белокуром ангеле. Впрочем, мужчин он тоже не жалует, учитывая извращенцев, что приходят в ней в качестве клиентов. Показательно, но впервые в действительности, а не в фантазии, здесь в «желтом доме» она преображается: маскообразное лицо приобретает выражение истинных чувств.

    Становится понятно, как женщине, урожденной актрисой, трудно и нудно всё время исполнять одну и ту же роль приличной госпожи. А нутро взывает к тому, чтобы быть, как следует, отхлестанной. Бунюэль видит корни мазохизма в детских травмах, не углубляясь в дебри психоанализа, он посвящает этому один кадр из всей ленты. Его больше интересует вопрос, как пробудить людей от дневного сна, воспринимаемого как явь, к истинной реальности с поддельными отношениями.

    9 из 10

    2 февраля 2013 | 14:17

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: