Дело Румянцева

год
страна
слоган-
режиссерИосиф Хейфиц
сценарийЮрий Герман, Иосиф Хейфиц
директор фильмаМихаил Генденштейн
операторМоисей Магид, Лев Сокольский
композиторВенедикт Пушков
художникИсаак Каплан, Белла Маневич-Каплан, Ю. Фрейдин
монтажЕ. Баженова, И. Тарсанова
жанр драма, криминал, детектив
зрители
СССР  31.5 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время103 мин. / 01:43
Начальник автобазы, связанный с бандой спекулянтов, посылает ничего не подозревающего Румянцева в рейс с краденым грузом. В дороге шофера арестовывают и сажают в тюрьму. Чтобы замести следы, истинные преступники делают так, что вся тяжесть преступления ложится на Румянцева. Подозрительный и бездушный капитан милиции не в состоянии найти подлинных преступников. И тогда дело Румянцева переходит в руки умного и опытного полковника.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Эта картина вышла на экран в начале марта 1956 года, то есть аккурат в момент исторического XX съезда КПСС, и действительно воспринималась в особом ключе — не только как шофёрская история с криминально-детективным сюжетом. Интересно, что в советском прокате фильм Иосифа Хейфица оказался несколько успешнее его предыдущей работы «Большая семья», которая была как бы переходной для самого режиссёра и вообще для кинематографа первых лет постсталинской эпохи. А вдобавок «Дело Румянцева» показательно заняло шестое место по итогам 1956 года между лентами «Два капитана» и «Утраченные грёзы». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Забавные все-таки фильмы у нас снимали в те времена. Все выглядит очень наивно и порой даже глуповато. Но, если быть до конца честным, в этой наивности что-то есть. Что-то очень светлое. Поэтому, в целом, могу сказать, что кино хорошее, даже несмотря на очень слабоватый сюжет. Эдакая попытка сделать детектив. Также в фильме очень остро поднимаются вопросы подлости и доблести. Правда все опять же как-то смешно.

    В этом кино снимались такие знаменитые замечательные актеры, как исполнитель главной роли Баталов, Николай Крючков и, актер из-за которого я собственно и стал смотреть эту картину, Леонов. Здесь он играет героя скорее негативного, что я пока у Леонова не встречал. Однако, этот негатив, конечно же, не так сильно выделен в персонаже — его скорее жалеешь, чем испытываешь какие-то нехорошие чувства.

    6 из 10

    2 мая 2011 | 23:32

    Да, с одной стороны «Дело Румянцева» — это такой наивный советский детектив. Однако вынуждена признать, есть в нем что-то особенное, то, что заставляет его смотреть и пересматривать спустя более 50 лет после выхода на экраны. Возможно дело здесь в качественной актерской работе таких «звезд» советского экрана как: Алексей Баталов, Геннадий Юхтин, Евгений Леонов и многих, многих других. А может быть дело в том, что при просмотре этой картины мы погружаемся в мир, которого в реальной жизни нам очень не хватает: в мир, где полковники милиции лично занимаются расследованием уголовных дел и верят, прежде всего, Человеку, в Человека; в мир, где девушки уходят «в никуда», лишь бы не оставаться в доме, где порочат имя их возлюбленного; в мир, где друзья стоят горой друг за друга; в мир, где правда побеждает, а зло остается наказанным. Нет, никто не отрицает, что в этом же мире живут такие, как чета Снегиревых, которым лишь бы ни во что «такое» не впутаться, лишь бы ручки не замарать и готовы они ради этого и друга в беде бросить, и ни в чем, толком не разобравшись, за злодея доброе слово молвить. В этом, наверное, и есть основная мысль фильма: мы можем, словно страус спрятать свою голову в песок, можем ко всему, что прямо нас не касается подходить формально, а можем, наоборот, выбрать другую, сознательную, человеческую позицию. И вот какой выбор сделаем, в таком мире жить и будем.

    8 ноября 2009 | 14:44

    Однажды приходит день, когда многолетняя дружба проходит испытание на прочность. Жизнь не киносценарий, и всегда может приключиться беда, которая откроет истинные лица тех, кого считаешь своими товарищами. Клеймо расхитителя социалистической собственности в глазах окружающих сразу перечеркивает даже самую положительную характеристику. Принцип презумпции невиновности в бытовом сознании работает с жутким скрипом, тем более в прежние времена милиции еще доверяли, и раз «замели», значит, за дело. Судьба симпатичного шофера-дальнерейсовика Сашки Румянцева, подставленного вороватым начальником, стала хорошим мерилом отношений в коллективе, где нашлись не только настоящие товарищи, но и те, кому важнее всего не «запачкать анкетку».

    Такое количество эпизодов, раскрывающих подлость и низость отдельных людей, редко можно увидеть в советском кино, и во многом поэтому лента Иосифа Хейфица стала первопроходцем в жанре. Само по себе дело о шофере, влипшем в крупные неприятности из-за своей неосмотрительности, не слишком долго находится в русле детектива, а довольно скоро переходит в социальную плоскость, когда тут и там начинаются обсуждения в духе «а мы были о нем такого хорошего мнения». Порядочные люди как обычно найдутся, но какие бы теплые слова не адресовались Румянцеву, а они не способны вытащить человека из беды. Вынужденный искать пути выхода из сложившейся ситуации Саша слышит легендарную фразу о тамбовском волке, которая подобна горящей надписи на лбу большинства личностей, не способных думать о чьей-то судьбе. В фильме четко проведена черта между сердечными людьми и теми, чья хата с краю, но намеков на неминуемый положительный исход сходу не обнаруживается, и по этой причине «Дело Румянцева» отличается первоклассно выстроенной атмосферой тревожного ожидания.

    Плотно вписанное в тогдашнее социокультурное нутро кино не дает значительного развития идее порицания оступившегося человека, сводя все к вопросам личного доверия. Подлинный драматизм положения арестованного шофера зримо проявлен в сцене возбужденной дискуссии его коллег, в ходе которой окончательно рушатся иллюзии о том, что кто-то чего-то не понимает. Другое дело карающая длань закона, которая предстает перед Румянцевым двумя прямо противоположными характерами не в меру ретивого капитана и рассудительного полковника. В наше время о таком чутком внимании к своей персоне допрашиваемый может лишь мечтать, но постановка Хейфица удивительным образом не производит впечатление беспросветной наивности. Скорее здесь в ходу истина, что каждому оступившемся следует дать шанс. Алексей Баталов в роли человека, который, по словам его невесты «точно лучше всех», далек от стереотипного безупречного образа, зато способен набивать шишки и добирать необходимые качества в критической ситуации, которая бы сломала кого угодно. Вместе с тем, это кино — отнюдь не драма одного актера, а объемная картина человеческих взаимоотношений, избавленных от притворства.

    Искусство противопоставления, которое так удачно использует Иосиф Хейфиц в эмоциональных диалогах своих героев, помогает демонстрировать впечатляющий набор качеств, которые проявляются подчас в самых неожиданных моментах. На примере двух коллег-шоферов Евдокимова и Снегирева режиссер неоднократно подчеркивает непреложную истину — не каждый человек способен на поступок. Полюбить чужого ребенка как своего и протянуть руку товарищу в важнейший для того момент — перед героями Геннадия Юхтина и Евгения Леонова стояли задачи разной степени сложности, но они оказались объединены в непримиримом противостоянии честности и подлости. Бесхитростная формулировка «этот хороший, а тот плохой» не отражает всей сути, каждого человека можно понять, но потому судьба и не желает ждать, пока все вокруг будут готовы к ее испытаниям. Один неверный шаг, одно худое слово оказываются такими же важными, как готовность посвятить кому-то жизнь.

    За всей этой криминально-социальной подосновой не сразу удается проникнуться скромной романтикой нелегкой шоферской доли, а между тем она ключевая деталь фильма. Во все времена дальнобойщики были особой кастой среди тружеников руля и кулисы. Проводящие целые сутки в дороге, суровые мужики не знают, что такое жалобы на судьбу, и именно поэтому попавший в переплет герой Баталова выглядит каким угодно: растерянным, обескураженным, встревоженным, но точно не раздавленным. Тяжелая работа определяет характер, и пусть демонстрации братства шоферов Хейфиц уделяет не так много внимания, но не вызывает сомнения их способность перенести любые тяготы, особенно если в толпе злопыхающих и отвернувшихся отыщутся преданная невеста и упорный друг. Совсем не типажи, а живые люди усилиями прекрасного актерского ансамбля превратили пионера советского детектива в историю настоящего товарищества, постулаты которого не подвержены влиянию времени.

    P.S. Посвящается памяти моего деда.

    16 декабря 2015 | 18:41

    Кинематограф 50-х он и весь-то такой. А здесь концентрат сего напитка. Да еще и с Баталовым во главе, у которого самой отрицательной ролью стала роль Гурова в «Даме с собачкой». А еще в активе «Дорогой мой человек» и «Большая семья». Фильмы хоть и цветные, но по сути черно-белые. Вот герой положительный (Баталов), вот герои отрицательные (банда). Причем настолько положительный. что даже и не пьет. А отрицательные настолько, что не только пьют, но даже кадры с ними можно помещать на стенд: «Пьянство до добра не доводит!» или «Они расхищают социалистическую собственность». Причем плакаты получатся авторства Кукрыниксов. И пережим идет во всех направлениях, начиная актерами, заканчивая гримом. Но таков уж был большой стиль 1950-х гг. Сталинская программа героизации добра и демонизации зла все еще работала н общественное сознание.

    Однако есть и существенные прорывы. Прежде всего, в социальном контексте. Во-первых, смена идеологии «Партия — наш рулевой!» на лозунг «Рабочий класс шагает впереди!». Что характерно, рабочий, судя по всему беспартийный. А во-вторых, фильм вышел накануне ХХ съезда и подготовил к нему почву. Стоит только вдуматься в коллизии фильма. Арестовывают человека, а затем… Нет не вся его родня и заступники идут под арест! Напротив, декларируется принцип: «Если веришь человеку, то надо верить ему всегда!» И в этом идти до конца. За это фильму можно простить даже его пропагандистский пафос, типа ссылок на Дзержинского. Думается, это был неизбежный компромисс. В качестве же бескомпромиссности, пусть и завуалированной, можно привести эпизод, где преступники составляют анонимку, приговаривая: «Утопим парня!» А в уголовке этой анонимке не верят! Ну не чудо ли! Так и хочется завершить высказыванием: долой сталинизм!

    Так что фильм очень правильный. И как все шедевры советского кино фильм абсолютно искренний, несмотря на горы вранья… Извините — не вранья, а наивности, конечно.

    7 из 10

    22 августа 2012 | 16:09

    Хороший фильм про хороших людей, попавших в не очень хорошую ситуацию.

    Очень впечатлила сцена с товарищеским «судом»: другу главного героя, который не захотел «заляпаться» и дать свидетельские показания, все сослуживцы вернули деньги вплоть до копейки «Он меня пивом как-то угощал, вот 22 копейки»… все, все как один!

    Очень сильна эмоциональная и товарищеская сторона фильма! Таких людей нынче редко встретишь…

    6 из 10

    26 августа 2009 | 11:49

    Один из любимейших фильмов. Из тех, что пересматриваю каждый год. Настольная лента любого желающего быть порядочным человека.

    Не знаю с какими эмоциями её смотрели при Никите Сергеевиче, но сейчас это отдушина в потерянный мир прежде всего чистоты человеческой души, недальновидной доброты, простоты и вместе с тем богатством жизни, верной мужской дружбы, тонкого без пошлостей юмора. Как же этого сейчас нам не хватает… в эпоху распада всего и вся.

    Она вызовет у вас приятное целительное чувство ностальгии по тем уже так далёким комсомольским годам, показав какими неиспорченными были наши соотечественники. Им что за баранкой газика сидеть, что за штурвалом космического корабля. Вот такие были люди! Товарищи — так мы раньше называли друг друга.

    Помните слова Юрия Алексеевича Гагарина ? «Я обычный парень. Таких как я много в Советском Союзе». Эти слова могли бы стать девизом «Дела Румянцева».

    Мы склонны идеализировать прошлое при сомнении в будущем и не имея настоящего, коим можно гордиться, но нет дымя без огня. Это фильм основан на реальных событиях. Это не сказка, а фильм о правде, которая к сожалению уже в прошлом. Это кино своё, это кино наше и снято оно для своих. То, как играли актёры говорить не приходится. Пик мастерства. Игра просто поражает. Апплодирую стоя. Особенно мне понравились Николай Крючков и Виктор Чекмарёв. Гении.

    10 из 10

    5 марта 2013 | 17:27

    «Дело Румянцева», СССР, 1955

    Режиссер Иосиф Хейфиц

    Прекрасный образец фильма с идеальным актерским ансамблем. Проходных ролей нет вообще. Каждая, даже самая маленькая эпизодическая роль, сыграна великолепно. Это фильм, который полностью сделали актеры второго плана. Очень четко прописанные персонажи с самобытными характерами и прекрасная отточенная актерская игра: каждый характер раскрыт очень точно.

    В главной роли А. Баталов, который играет незамысловатого, простого и несколько наивного парня — шофера Сашу Румянцева, по своей наивности и небдительности попадающего в уголовную историю.

    Второстепенные персонажи как на подбор: лучший друг; злая и мелочная тетка главной героини; добрая и отзывчивая соседка Румянцева; нянечка в детском доме; сам чудесный мальчик в исполнении Виктора Коваля; несправедливый, туповатый и пытающийся выслужиться капитан, ведущий расследование; человечный и умудренный опытом полковник; студентки, подружки главной героини.

    У Н. Крючкова, что злодей, что герой-передовик, — все прекрасно получаются. Геннадий Юхтин трогательно сыграл друга главного героя (вообще, на мой взгляд, это самый положительный персонаж фильма). А как здорово сыграли чету Снегиревых Е. Леонов и Инна Макарова, за несколько минут экранного времени полностью раскрыв характеры своих персонажей.

    Можно перечислять еще очень долго — фильм богат на второстепенных персонажей. Они придают фильму живость и необходимую динамику. Динамика достигается именно за счет второстепенных персонажей. Главные герои либо в больнице, либо в тюрьме сидят, или находятся в состоянии ожидания.

    Стилистика кино 50-х предполагает однозначно и точно расставленные акценты, но сделано это не прямолинейно (в лоб), как это было в 30-40-е гг., а уже намеками, хотя и достаточно очевидными.

    Символы разложения: капроновые чулки; песня Вертинского, которую играет на фортепиано аферист-рецидивист. Вечно пьянствующие преступники, вороватые, лживые и трусливые.

    В противовес этому — открытые, честные и смелые простые шоферы — люди труда.

    Короче, все понятно и недвусмысленно! Простой и незамысловатый детективный сюжет является лишь декорацией. Фильм о любви и дружбе, взаимопомощи и радости жизни, о том, что так ценилось и чего так не хватало жителям послевоенного СССР.

    Я бы абстрагировалась и от детективного сюжета, и от идеологической нагруженности фильма. На мой взгляд, он ценен именно блестящим актерским ансамблем и отличной режиссерской работой (крупные планы, построение кадра).

    8 из 10

    4 марта 2018 | 22:58

    Заголовок: Текст: