Да здравствует музыка

Il cambio della guardia
Да здравствует музыка (Il cambio della guardia)
год
страна
слоган-
режиссерДжорджо Бьянки
сценарийАльбер Валентен, Жан Манс, Шарль Эксбрайя
продюсерАльдо Помилия
операторДжузеппе Акуари
композиторМарио Нашимбене
художникСерджо Каневари, Fiammetta Petrucci
монтажМаурицио Лучиди, Нелла Нануцци
жанр комедия, ... слова
зрители
Франция  1.94 млн
премьера (мир)
время90 мин. / 01:30
Народная комедия, действие которой происходит в конце Второй мировой войны в итальянской деревни, где появляются союзные войска…
Рейтинг фильма
—  48
IMDb: 5.90 (118)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей


    «Да здравствует музыка!» — под таким названием этот фильм вышел во Франции. Его итальянское оригинальное название « Il cambio della guardia», что можно перевести, как «Смена гвардии» или «Смена караула».

    Фильм самым непосредственным образом затрагивает тему предательства и коллаборационизма, особенно актуальную для итальянцев, долгое время живших под властью дуче и французов, оказавшихся в многолетней немецкой оккупации (и для Фернанделя, в частности).

    Фернандель, между прочим, уже будучи киноактером, в 1938 году попал под всеобщую мобилизацию и прослужил рядовым в 15 эскадроне на линии Можино. В интернете можете найти его фотографии того периода — в военной форме и в обществе сослуживцев.

    Служба, правда, длилась недолго. Его комиссовали. Фернандель вернулся в Париж и активно занялся актерским мастерством. В годы оккупации Франции он работает в театре и снимается в кино (даже ставит фильм в качестве режиссера).

    Почему его не трогали фашисты, хотя формально он был бывшим солдатом? Скорее всего, благодаря возраставшей популярности актера. Арестовать популярного комика — значит, лишний раз «потерять лицо» — тем более что поводов для подобных мер он вроде никаких не подавал.

    С одной стороны — чисто для справки можно вспомнить, что Жан Габен разорвал контракт с американской киностудией, чтобы воевать за освобождение Франции (он был командиром самоходной противотанковой установки М-10). Также в войне непосредственное участие принимали такие актеры, как Кларк Гейбл, Джеймс Стюарт, Генри Фонда, Дирк Богард, Кирк Дуглас, Марсель Марсо, Дуглас Фербенкс…Определенный вклад в борьбу с фашизмом внесли Лукино Висконти, комик Тото

    С другой стороны — по личному приглашению Геббельса Фернандель, Даниэль Дарье и некоторые другие французские актеры совершили творческие поездки в Германию для знакомства с работой киноконцерна «УФА».

    Ну, это так — больше не оценочное суждение, а информация к размышлению. Мало ли какие у людей могли быть обстоятельства и мотивы (как и у героев этого фильма, в том числе). Полагаю, что не такому «диванному воину», как мне, об этом судить: по крайней мере, тот факт, что Жан Габен въехал освободителем в Париж на своей самоходной артиллерийской установке, а Фернандель продолжал играть на сцене и в кино в годы оккупации, не помешал им впоследствии стать близкими друзьями (значит, вопросов друг к другу не было? — так надо понимать — или ответы были понятны и всех устраивали?)

    Кстати, в 1945 после освобождения Франции на вилле Фернанделя «Тысяча роз» появились представители Сопротивления, которые забрали актера для выяснения его возможных взаимоотношений с немцами (ему выдвигали обвинения в коллаборационизме). Но поскольку никаких взаимоотношений между ним и нацистами не было, на выяснение невиновности актера ушло не более двух часов. Уйдя с военными в 10 часов утра, в полдень он уже был дома.

    Все это я привел для того, чтобы вы понимали, насколько тема фильма «Смена караула» близка лично тому же Фернанделю.

    В фильме он остается убежденным антифашистом, невзирая на то, что город и страна — под властью дуче, а всех остальных антифашистов уже давно уничтожили. Может быть, он играет самого себя во время оккупации?

    Естественно, Капелларо (герой Фернана), как и его сын — формально скрывают свое истинное мировоззрение якобы под нейтральной маской музыкантов (музыка для ушей, а уши вне политики!). Пишу «формально», поскольку Веничио, мэр города, и его помощники все равно прекрасно понимают, что представляет собой Капелларо.

    Забавно, что моментами ему нужно притворяться идейным фашистом — даже «кидать зигу» — на что он идет с огромным внутренним сопротивлением…

    Почему он его не трогают? Возможно, только потому что дочка мэра влюблена в сына Капелларо. И как только распространяются слухи о приближении к городу армии союзников (американцев), Веничио спешит передать власть своему будущему свекру, дабы, таким образом, обелить себя и остаться безнаказанным.

    Волей-неволей вспоминается «гениальная» фраза одного горе-политика: «Он окрасил себя в те цвета, в которые он окрасил себя». Главное — уметь своевременно переобуться, перекраситься и поменять флаги.

    Зритель прекрасно понимает трусость, подлость и приспособленчество Веничио (наверняка, за его душой — ни одна смерть, ведь в начале фильма он сам говорит, что в городе больше не осталось антифашистов). Однако Капелларо относится к нему вполне терпимо и даже иронически — думаю, это определенным образом смягчает и зрительское отношение к герою Джино Черви.

    И, вообще, фильм — при всей серьезности темы коллаборационизма и предательства — все-таки представляет собой комедию. Хотите кино, где эта тема раскрывается по-настоящему серьезно? Посмотрите тогда «Восхождение» Шепитько!. Здесь же большинство фашиствующих итальянцев являются полными кретинами, а самые смекалистые герои — это, конечно же, антифашисты — Капелларо и его сын — в лучших традициях жанра «кино и немцы».

    Кстати, в фильме в качестве киноактера дебютирует Франк Фернандель, который играет сына Капелларо и в реальной жизни является сыном Фернанделя. Ему здесь 27 лет. Вместе с отцом он снимется потом еще в одном фильме — «Трудный возраст» (1964), который впоследствии американцы переснимут и назовут «Знакомство с Факерами». Нельзя сказать, что Франк демонстрирует в этой картине что-то особенное: но роль не проваливает. Просто симпатичный парень, внешне сильно напоминающий (особенно, в плане мимики) молодого Фернана (правда, знаменитой «лошадиной улыбки» ему не досталось). Он вообще в дальнейшем прославится больше, как певец, а не киноактер.

    В списке режиссеров мы видим известное имя — Серджио Леоне. В итальянской википедии уточняется, что Сержио Леоне принимал участие в постановке лишь некоторых сцен. А основную работу над фильмом совершил Джорджио Бьянки.

    А вот Фернандель, как всегда, вытягивает фильм. Без него было бы намного хуже. А с ним — довольно хорошо. Пожалуй, все самые яркие моменты связаны с появлением этого комика в кадре. В общем, гениальный актер.

    Остается только жалеть, что огромное количество фильмов с его участием до сих пор не переведено на русский — «Оноре из Марселя», «Шпунц» и так далее. Но за то, что на 5 канале (Петербург) перевели эту комедию — уже большое спасибо.

    4 июня 2018 | 12:10

    Заголовок: Текст: