• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:

Цирк

The Circus
год
страна
слоган«Charlie Chaplin in the Greatest Picture of His Entire Career...»
режиссерЧарльз Чаплин
сценарийЧарльз Чаплин
продюсерЧарльз Чаплин
операторРоланд Тотеро
композиторЧарльз Чаплин
художникЧарльз Д. Холл
монтажЧарльз Чаплин
жанр мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
$900 000
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время71 мин. / 01:11
Грустная комедия о приключениях Чарли в составе гастролирующего цирка.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (19 720)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
18 + 0 = 18
8.5
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Хотя Чаплин был номинирован на «Оскар» в номинации лучший актёр, Американская киноакадемия решила выделить его и вручила ему специальную почетную награду с формулировкой «For versatility and genius in acting, writing, directing and producing The Circus» (За многогранность и гениальность в актерском, сценарном, режиссёрском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме «Цирк»).
    • Cцена в которой Чаплина кусают обезьяны — несчастный случай. Клетка случайно открылась и разъяренные звери бросились на актера. Первые секунды Чарли был в шоке (это можно увидеть), но потом только кричал: «Не прекращайте съемку».
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 751 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    … И снова я увидел этого парня. Он ни капельки не изменился: привычные трость, котелок и поношенная одежда. Усы также остались на месте. По правде говоря, его мелкая фигурка всё также была незаметна среди людских толп, но смешная походка всегда выдавала. Я не был удивлен, встретив его именно здесь. Наоборот, цирк, именно то место, где можно ожидать встречи с подобного рода людьми. Его незадачливое поведение выдавало в нём талант комика. Любой человек, хоть иногда его видевший, мог поспорить, что этот парень работает клоуном в цирке.

    Кстати, о цирке. Я не был его частым гостем. К сожалению, первые приятные впечатления сменился обыденностью. Ещё месяц назад вызывавшие детский восторг акробаты, клоуны, фокусники никак не прогрессировали. Их программы, как и всё новое, быстро приелось. Многие люди продолжали ходить сюда, потому что других альтернатив было крайне мало. Гуляли слухи, что его директор был жёстким тираном и рьяным консерватором. Поэтому, я лично не видел каких-либо радужным перспектив у этого заведения.

    Но одним солнечным днём, мне пришла в голову идея занять свой выходной походом в близлежащий к цирку парк аттракционов. Эта история получилась весьма комичной. Стоя рядом с одним из аттракционов, я стал свидетелем погони, в которой принимал участие мой незадачливый друг-незнакомец. Не особо вникая в причины происходящего, я наблюдал, как он ловко уходит от представителей правопорядка. Эта погоня продолжалась довольно долго и у рядом стоящих людей она вызывала улыбку. Заинтересованный происходящим я медленно поплёлся по их следу и набрёл на цирковой шатёр. Что-то мне подсказывало, что сегодня может случиться великолепное представление, тем более беглецы были потеряны из виду.

    Моя интуиция меня подвела. Передо мной были всё те же незамысловатые исполнители, что и прежде. Но собравшись, было уходить, я вдруг увидел как на манеж выбежал мелкий человечек в котелке, с тростью и начал творить свою магию. Он комично падал, ловко увиливал от преследователей, неожиданно исчезал и также неожиданно появлялся. Зал был охвачен смехом, а представление выдалось крайне успешным. Простите за банальность, но было ясно, что цирк и парень нашли друг друга.

    Больше в этом цирке я не бывал, но молва говорила, что маленький человек добился невероятного успеха. Он был популярен, как и в комических сценках, так и драматических. Освоил разные жанры от жонглёрства до канатоходства и добился в их исполнении высокого мастерства. Не знаю, чем кончилась его история с цирком, но уверен, оказавшись именно в этом месте, он открыл для себя и зрителей много нового интересного. Чем чаще я его видел, тем больше понимал, что под маской недотёпы и неудачника скрывается нечто большое и великое.

    Цирк мне это показал. Я уже ждал новых случайных встреч с этим парнем в котелке, с тростью и нелепыми усами. Таких же весёлых и захватывающих, смешных и поучительных, коротких, но незабываемых.

    22 декабря 2013 | 19:07

    Мне кажется, что я всегда знал Чарли Чаплина и его фильмы. Он глубоко засел у меня в памяти, набросав какие-то лёгкие очертания чего-то очень светлого, доброго, остроумного и весёлого. Его фильмы, как сны — довольно похожи. Цель у них одна — развлекать, показывать несправедливости общества и пороки людей через смешные конфликты героев. Герои у Чаплина прописаны всегда на уровне. Он хорошо знал людей и наблюдал за ними ещё со времен тяжёлого детства, помогая своим родителям-актёрам танцевать в мюзик-холлах, продавая газтеты, клея детские игрушки, работая в больнице и на типографии… Детство Чарли Чаплина было тяжёлым. Отец спился, а мать от безысходности и депрессий потеряла рассудок. Всё это влияло на маленького Чарли и осталось у него в памяти. Но когда маленький мальчик вырос и стал неплохо подрабатывать в театре, а позже и киноактёром, ему удалось создать персонаж, который мы все так любим — персонаж бродяги. Такой же беззащитный, такой же забавный и влюбчивый. Впервые этот образ появился в комедии «Детские автомобильные гонки» в 1914 году. Образ бродяги стремительно развивался в таких чудесных фильмах, как «Малыш» (1921) и «Золотая лихорадка» (1925), в том числе и «Цирк» (1928). В последнем этот персонаж приобретает новый смысл.

    История фильма чрезвычайно проста, и даже некоторым может показаться наивной. Постота — вот чем подкупает Чаплин. Новый образ бродяги проявляется через конфликты с миром. Героя то обвиняют, то признают невинным, ему угрожают, а потом восхваляют, его любят, а потом ненавидят, благодарят и оставляют одного… Всё это как нельзя лучше Чаплин показал в цирке, в месте где многое вещи скрываются под яркими костюмами, красивыми масками и весёлыми лицами зрителей. История и её персонажи как бы окружены (с лат. circus — круг) и находится в центре нашего внимания.

    «Впервые,- вспоминает Чарли,- я побывал в цирке, когда мне было восемь лет. Это было в Миддльсборо… В то время я не находил ничего более прекрасного, чем клоун Лапэн. Признаюсь, что это он внушил мне желание быть похожим на него. Как я его любил и восхищался им! Представьте себе его со щеткой и с кастрюлей, отряхивающего с себя какую-то воображаемую пыль. Он вызывал такие взрывы хохота у публики, что весь город стремился посмотреть на него. Его популярность производила на меня огромное впечатление… Выходя на сцену, он никогда не знал, что будет делать, но импровизировал с захватывающей силой. Вся программа держалась на нем одном. Я находил это великолепным, и у меня не было другого желания, как подражать ему».

    Для Чаплина «Цирк» — это своеобразная оглядка в прошлое, где он с трепетом вспоминает свою первую любовь (отсюда образ маленькой балерины), тяжёлые времена из детства и вечный поиск работы. В фильме Чарли соглашается на любую работу — сначала, чтобы заработать, а потом, чтобы быть ближе к своей любимой. Его любовь и симпатия невинная и искренняя. Он любит её и желает ей счастья. Его чувства к дочери шпрехшталмейстера является главной сюжетной линией фильма, которая проходят вдоль множества комических ситуаций и гэгов и является, пожалуй, одной из самых трогательных любовных сюжетов. Чего только стоит сцена спасения от нищеты, когда бродяга просит канатоходца жениться на своей любимой балерине… Или как он забыл о своём измазюканном лице, увидев её в костюме. Чёрно-белый фильм Чаплина я бы назвал киношедевром поздней эпохи немого кино, где сочетаются вместе детально-продуманный сценарий, великолепная игра актёров и зрелищные постановки цирковых номеров. И самое главное, из-за чего так сильно трогает фильм — это неподдельные чувства героев, вечный юмор и прекрасная музыка.

    Удивляет ещё то, как Чаплин смог добиться той лёгкости, испытывая необычайные сложности при съёмках. «Цирк» — один из самых проблематичных и долгих его проектов. Съёмки длились целых три года, в течение которых Чарли потерял мать, развёлся со своей женой, наблюдал пожар своей студии, и в конечном итоге, был вынужден лечиться в клинике для нервнобольных. Из клиники он выходит совершенно седым. Задуманный как веселая комедия «Цирк», принимает совсем другие черты. В этом фильме, образ бродяги превращается в более человеческое существо, которое тоже может грустить и переживать за своё будущее. Бродяга терпит неудачи, теряет свою любовь и в конце остаётся совсем один. Погрустив немного и посмотрев тупо в землю, он вдруг встаёт, весело поправляет свой котелок, и идёт навстречу новым приключениям.

    Фильм «Цирк» стал одним из самых успешных фильмов в эру немого кино, заработав $3,8 мил.

    5 октября 2011 | 23:42

    «Цирк» — один из самых показательных фильмов Чарли. Он был снят в 1928 году и удостоен специального «Оскара» за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства». В этом плане придирок нет, но этот фильм никак не назовешь очень смешным. То есть, сначала, когда там эпопея с кошельком, дважды украденным, все очень смешно, и зеркальная комната — находка, несомненно. Но позже, когда действие разворачивается уже непосредственно в цирке, нашим глазам предстает картина безответной любви героя Чарли к цирковой наезднице, которая, кстати, абсолютно бесподобна и чудесная нимфа. Также показательна сцена, где герой Чарли идет по канату, а его терзают маленькие злобные обезьянки. Говорят, что эта сцена — символ того, что Чарли не мог простить американскому обществу шумиху с его очередным разводом, которая чуть было не стоила ему карьеры. И очень грустно заканчивается фильм — цирк уезжает, а наш маленький бродяжка остается один. Честно, я до конца верила, что все образуется у него… В общем, фильм записан в коллекцию любимых и стоит того, чтобы его смотреть. Лирическая такая комедия для просмотра в одиночестве или с таким же любителем творчества Чаплина.

    12 июля 2012 | 13:46

    «Цирк» (1928) — фильм о том, как много человеческого скрывается под шутовским гримом, какие драмы разворачиваются за кулисами.

    Двойственную природу театрализованного представления, шоу, подчеркивает уже первая сцена, которая едва начавшись демонстрацией зрелищного номера, перетекает в ссору дочери с отцом, прямо здесь, совсем близко к нам, к арене, к зрителю. Но людям, пришедшим в шапито, не хочется знать об этом, и раз за разом, претерпевая унижения и нищету, девушка будет снова выходить на арену.

    Не так велика пропасть между артистом и обычным человеком, хотя для зрителей представления это не слишком очевидно. Из раза в раз завладев «хлебом» они жаждут «зрелищ», крича: «Смешной человечек! Верните смешного человечка!»…

    Он кажется им смешным, только когда не притворяется, живет своей обычной жизнью. Не потому ли, что вся жизнь наша скорее смешна, чем трагична?

    Жизнь, в которой клоуны, артисты цирка или просто бродяга проявляют больше заботы и сострадания к девушке, чем ее родной отец? Утирают ее слезы, вызванные отнюдь не голодом, а обидой, отчаянием, несправедливостью.

    Жизнь, в которой жалкий бродяжка может перевернуть судьбу как отдельных людей, так и всего цирка в целом и не получить ничего в замен.

    На протяжении всей картины Ч. Ч. чередует сцены в зависимости от их эмоциональной окраски. Отрывок с дважды украденный кошельком, сменяется сценой избиения дочери отцом, а любовь бродяжки очень скоро становится безответной, так же как и его выступление из фарсового в один момент превращается в смертельно опасное.

    Наверное, этот прием так же призван подчеркивать наличие обеих сторон у медали под названием «ШОУ».

    Случайно забредший в цирк герой Чаплина остается одиноким, бездомным, брошенным, таким, каким был, когда пришел. Он думал, что нашел любовь, друзей, семью. Но все это растворилось вместе с затерявшимися в дали цирковыми повозками. Герой, отдающий себя безвозмездно, так, как дарят людям радость и смех, остается один в замкнутом круге оставшимся на влажной земле от находившейся там когда-то арены.

    21 декабря 2012 | 11:45

    «Золотая лихорадка» хороша и достоинства её неоспоримы, но «Цирк» куда больше пришёлся мне по душе. Видимо, атмосфера циркового закулисья мне ближе, она всегда будоражит воображение. А ещё история, рассказанная в этом фильме, более проникновенна — должно быть, из-за отсутствия классического хэппи-энда. С Бродягой моё знакомство уже состоялось, а труппа — трогательная девушка, добродушные клоуны, несчастный фокусник, все профессиональные тайны которого были предательски раскрыты, благородный канатоходец и даже тиран-отец — показалась симпатичной, приятно разношёрстной и добавила душевности происходящему. Не сказать, чтобы зритель в процессе просмотра много узнал о быте и взаимоотношениях циркового народа и успел привязаться к кому-либо, помимо центральных персонажей. Цирк здесь — всего лишь фон, общий план, он складывается из множества легко узнаваемых деталей, но дан поверхностно, а основное внимание вновь приковано к фигуре Бродяжки. Но если в «Золотой лихорадке» тяжёлое существование золотоискателей изображалось гротескно и комично почти всегда, в «Цирке» больше жизненной правды. Главной особенностью и чертой второстепенных персонажей я бы назвала усталость. Они предельно измотаны, их жизнерадостность длится до той черты, которая отделяет пространство арены от служебных проходов. Их шутки и действия заучены до механизма, они могут сотню раз повторять свои роли, если понадобится, и чувство юмора в них самих уже атрофировалось от заезженных реплик и действий. Этот автоматизм убивает интерес. Неудивительно, что появление Бродяги вместе с полицейским оживило зал. Реалистично и то, что герой, попав в загадочный мир цирка, не перевернул его с ног на голову, не заручился любовью всех без исключения членов труппы и не снискал головокружительную славу. Он всего лишь работал наравне со всеми (хотя какое-то время ему сопутствовал больший успех), а в итоге ему удалось сделать счастливыми двоих людей. Когда цирк уезжает, никто, кроме них, не обращается к Бродяге. Он перестаёт существовать для вечно устремлённых куда-то артистов. И это отличная метафора самой жизни, практически «так проходит слава мирская».

    Комические сцены очень украшают картину. Иногда это почти самостоятельные зарисовки, иногда — остроумные вкрапления вроде художественного съезжания по столбу или мужественному разрыванию соломинок. Несмотря на почтенный возраст кино, эти сцены по-прежнему смешны, а своего рода изысканность им придаёт филигранность исполнения. И серьёзный вид Бродяги, с которым он каждый раз попадает впросак. Сцена совсем другого рода — балансирование на канате. Действительно напряжённый эпизод, которому добавили остроты злобные мартышки. Слышала, что обезьяны набросились на Чаплина неожиданно на него — может быть, и так, но сцена кажется слишком символичной и имеет, скорее всего, личный подтекст. Впрочем, его нетрудно и обобщить: возвышаясь над другими, человек оказывается особенно уязвимым, и всегда найдутся недоброжелатели, готовые воспользоваться этим. И всё же самым сильным по эмоциональному воздействию я считаю финал. Вместо фургонов и повозок остался только пустырь, целый мир, полный людей, звуков, событий, внезапно снялся с места и растворился вдали, как будто его и не было. Крошечная фигурка одинокого Бродяги и выражение его лица в эти моменты неподражаемы. Феноменальный переход от комедии к драме, умение выстроить и сыграть столь разные эмоционально моменты — поистине талант Чаплина. И ещё нельзя не отметить его музыку. Она разнообразна и потрясающе точно оттеняет действие. Редко в каком фильме можно встретить такое гармоничное взаимодействие. Словом, все романтики мира должны хотя бы раз в жизни посмотреть фильм «Цирк». Это не старое кино. Это кино вне времени.

    25 июля 2016 | 14:15

    Безусловно и бесспорно фильмы, да и сам Чаплин это вещи, о которых можно много, долго и упорно говорить. Но смысла в этом три копейки. Все предельно просто и понятно. Он — гений, его картины — произведения искусства. Сказать что-то плохого язык не поворачивается, как ни старайся. The Circus вызывает не только смех и слезы, он поражает твое воображение, удовлетворяет твои потребности и делает добрее. А что еще нужно от кино?

    9 из 10

    За поступок, который совершил бродяга в конце можно смело поставить памятник. Браво! Брависимо. Бис…

    2 апреля 2012 | 19:46

    «Цирк» Чарльза Чаплина рассказывает историю о цирке, о его процветании. Цирк стал популярным только из-за бродяги. Хотя он этого не знает, ему не платят за талант. Потом он встречает красивую девушку, дочь владельца цирка. Он влюбляется в неё, но к сожалению он дал другому человеку жениться на ней, он настаивал.

    Но почему этот фильм не получил Оскара? Конечно, рейтинг 100% у критиков, но они даже не знают, что этот шедевр заслуживает хотя бы номинацию… Фильм очень смешной, комедийный. Бродяга поражает зрителей своим талантом. Чарли Чаплин — Мистер Бин 20 века. Этот великий человек Чарльз Спенсер Чаплин заслуживал всех похвал, он заслуживал аплодисментов, он заслуживал большего.

    Фильм стоит посмотреть. Конец трогательный. Это первый фильм, который я посмотрел с Чарли Чаплином. Я непременно посмотрю другие фильмы с его участием. Это мой любимый фильм. Смотрите и наслаждайтесь. Добро пожаловать в цирк.

    10 из 10

    2 июля 2013 | 18:13

    Придирчиво оценивать фильмы Чаплина — это по меньшей мере глупо. Ведь это фильмы абсолютно другой эпохи, когда для людей кинематограф был чуть ли не волшебством. Но даже если рассматривать его фильмы с нынешним взглядом, то эти фильмы остаются такими же добрыми и волшебными.

    «Цирк» — это, без сомнения, очень добрая и красивая история о любви и взаимопонимании и, пожалуй, аналогов я еще не видела. То, как смог все вышеперечисленные чувства в этом фильме показать Чаплин, просто удивительно. Актерское мастерство просто приводит в восторг, заставляет поражаться снова и снова, завидовать молодых и бывалых актеров, а простых зрителей утонуть в кресле и наслаждаться фильмом.

    Финал просто превосходен и, в некоторой степени, неожидан. Когда я смотрела фильм впервые, даже немного плакала.

    Уверяю вас, еще придет время, и картины великого «бродяги» будут пользоваться огромнейшим влиянием в мире кинематографа, станут пособием по актерской игре, и, возможно, будут пользоваться прежней популярностью среди киноманов.

    Даже без раздумий

    10 из 10

    2 апреля 2010 | 18:54

    Продолжая свое знакомство с творчеством легендарного Чарли Чаплина в качестве третьего фильма маэстро я выбрал «Цирк». До этого у Чаплина я успел посмотреть «Огни большого города» и «Малыш». Каждый из этих фильмов по своему поразил и удивил. На их фоне «Цирк» на первый взгляд смотрится легче и проще в качестве содержания, но это только на первый взгляд.

    Я просто поражаюсь как Чаплину удавалось в своих фильмах совмещать две противоположные эмоции, два противоположных состояния. Ты можешь весь фильм смеяться, а в конце плакать. Далеко не каждому это удается сделать, а Чарли мог. И здесь видно, что дело не только в его актерском таланте, а во всем сразу. Здесь вам довольно неплохая для тех лет режиссура, простой, но магический сценарий, отличное музыкальное сопровождения, все это вместе выделяют фильмы Чарли Чаплина. По крайней мере чувствуется рука одного человека и то что он вкладывал в этот фильм.

    «Цирк» повествует о веселых приключения нашего обаятельного маленького Бродяги в гастролируещем цирке. Все шутки в фильме вызывают искренний смех. Это не тот случай, когда нужно улыбаться за компанию, мол все смеются и вроде как ты тоже должен. Здесь дела обстоят иначе. Я честно уже давно искренне не смеялся во время просмотра комедий и тем более не грустил. А здесь и то и то сразу. Плюс не забываем что фильму уже 87 лет, а он до сих пор в силах такое проворачивать. Как Чаплин добился такого успеха, известно наверно лишь ему одному.

    Как я уже упоминал выше, «Цирк» не так прост как кажется. За простым казалось бы содержанием скрыто гораздо больше. Любовная линия которая проходит через весь фильм, не сказать чтобы прям так ярко выражена, но под конец фильма чувствуется вся сила этой любви.

    Герой Чаплина — Бродяга, при всей своей комичности и необычности, очень сильный персонаж, готовый жертвовать своим счастьем ради счастья любимого человека. Такие поступки готовы совершать лишь очень сильные люди и что самое интересное таких наверное практически уже и не осталось. А такие фильмы как «Цирк» как и в прочем другие фильмы Чаплина, способны погружать в то время, герои которого давно уже канули в лету как собственно и само время. Плюс ко всему у фильмов Чаплина есть своя определенная магия, понятная пожалуй каждому кто смотрел его фильмы. И скажу честно их стоит посмотреть, чтобы понять это.

    8 из 10

    24 марта 2015 | 15:34

    Находясь под впечатлением после просмотра «Джанго освобожденного», задумал писать на него рецензию, но случайно пересмотрел фильм Чаплина «Цирк». И все. Как отрубило. Забыл и Тарантино (которого очень люблю), и прочие фильмы, увиденные в этом году. Как со мной часто бывает после фильмов Чаплина, несколько дней живу только его «Цирком». Куда там нынешним фильмам!

    На фоне абсолютной искренности и гениальности «Цирка» любой сегодняшний фильм — даже действительно великолепный — выглядит беспомощным и временным. И поэтому я пишу о «Цирке», где нет крови и жестокости, смерти и черного юмора, но финальные кадры которого вызывают душераздирающую тоску, а боли в фильме хватает, как, впрочем, и смеха. Только эта боль другого порядка — глубоко запрятанная душевная боль — от одиночества, от поиска и невозможности найти свое место в мире, от неприкаянности человеческой души, от несправедливости общества, в котором так мало места для человека, лишенного желания и умения работать локтями и… от много еще. И чем больнее показанное — и усталые клоуны, натужно кривляющиеся, и маленький человечек, отчаянно бравирующий, едва понимает, что он кому-то необходим и для чего-то сгодился, и маленькая девчонка, «влюбляющаяся» в первого же заезжего красавца — тем громче неслышный чаплинский смех. И тем скорее мы понимаем, что жизнь — это цирк-шапито. И после нее останется только могильная оградка, и, дай-то бог! — пара хороших дел. А остальное — настоящее, что и есть человек, уйдет в никуда — пострадав, посмешив, посмеявшись и хорошо, если не разочаровавшись во всем.

    Опять я забегаю вперед. Впрочем, будучи ограничен объемом, я даже кратко не могу рассказать, что такое «Цирк» и что он значит для мирового кино. И, как Чарли перенес в свой фильм многие известные номера труппы Карно, где начинал свою карьеру, так следы «Цирка» отчетливо видны не только в главных американских комедиях, но и в лентах Александрова, Гайдая, Клера и др. его заокеанских поклонников.

    Чаплин начал работу над «Цирком» после оглушительного успеха «Золотой лихорадки». Создание в 1919 «United Artists», означавшей независимость Чаплина от Голливуда, позволило ему не упустить баснословные прибыли «Лихорадки», и приступить к созданию «Цирка» с почти миллионным бюджетом. По тем временам это был бюджет солидного блокбастера, хотя такого слова еще и не существовало — при пересчете на нынешние деньги — 35 млн. долларов! Чаплин, не стесняемый более сроками и инвесторами, развернул на съемочной площадке трехгодовую деятельность, разрабатывая и совершенствуя акробатические трюки, придавая им бОльшую комичность, добиваясь от каждого актера естественности в реакциях и верности характеру, безжалостно переснимая каждый не понравившийся ему дубль сотни раз и также безжалостно вырезая шедевральные, но лишние по его мнению километры пленки из почти готового фильма.

    Результат оправдал все ожидания. Появилась еще одна совершенная комедия от великого перфекциониста, в которой Чаплин продолжил расти и эволюционировать в образе Бродяги. Номинированный на кучу Оскаров, фильм привел киноакадемиков в восторг, но перед ними встала непростая задача: чаплинский шедевр на порядок превосходил все остальные лучшие фильмы года и парил над ними, как Стелс над «кукурузниками». И вместо того, чтобы честно отдать Чарли все Оскары, мастеру вручили лишь один, зато с уникальной и не повторявшейся больше формулировкой: «За многогранность и гениальность в актерском, сценарном, режиссерском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме «Цирк». И никогда они не были более правы насчет искусства Чаплина!

    Выверен и гениален в фильме каждый кадр. И, главное, нет ни одного лишнего эпизода. Совершенная композиция не требует домысливаний и предысторий. Образы просты, но отточены до филигранности, сюжет незамысловат, но блистает всеми гранями большого искусства — от наивного гогота разношерстной толпы, до горькой сатиры и философии глубоко мыслящего человека, проводящего неожиданные параллели и метафоры.

    Посмотрите на сцену с мартышками, напавшими на Бродягу, когда он балансирует на канате! Сам трюк хорош и требует недюжинной смелости. Его выполнит любой хороший гимнаст. Но балансировать на канате и одновременно раскрывать все три круга актерского внимания по Станиславскому сможет далеко не каждый. А раскрывать их так — мог только Чаплин, одновременно оставаясь просто смешным маленьким человечком на канате и символизируя своим балансирование может быть самого себя, раздеваемого на потеху публике, с удовольствием кусаемого обезьянами-журналистами артиста, чья жизнь всегда выставлена на показ и не сорваться с тонкого каната под улюлюканье зрителей, жаждущих сенсаций и зависть коллег очень трудно. Еще большее значение сцена приобретет с наступлением эпохи маккартизма, когда «макаки» взялись за Чаплина с утроенным рвением, как и за всех непокорных «циркачей».

    Бродяга, который вовсе не клоун, который не умеет и не хочет никого смешить, приобретает черты «народного героя», благородного и готового на самопожертвование ради счастья других, способного искренне радоваться за счастье любимой девушки, и устраивать его, понимая, что ему самому кроме единственного дружеского объятья больше ничего не достанется. Это ли не подвиг? Чаплинский герой открыт всему миру, хотя и не понимает его противоречий, творит добро, как юродивый, святой, просто потому, что по-другому не умеет.

    Обаятельная и миленькая Мерна Кеннеди сменила Джорджию Хейл из «Золотой лихорадки» в роли романтического увлечения Бродяги. Исполнила эту роль легко, изящно и как-то приятно по-детски. Естественно, Чарли закрутил с ней небольшой романчик, но это не помогло актрисе и карьера ее сложилась неудачно. Красивая и талантливая, она много снималась в эпизодах и умерла в 36 лет от инфаркта, войдя в историю, как «та самая девушка из „Цирка“».

    Подумать только, «Цирк» — чуть младше моего деда, а я до сих пор смотрю его с замиранием сердца, и люблю его искренне и нежно, не только за то, что он вызывает смех и грусть, улыбку и слезы, и не потому, что он перекидывает мост между поколениями, оставаясь любимым и у нас и у наших прадедов, не только потому, что он сполна дает насладиться чаплинской акробатикой и его новыми подвигами. Нет. Просто, когда смотришь картину, ощущаешь какой-то божественный подъем, какую-то добрую силу, исходящую от экрана, в нем есть что-то настоящее, нежное, согревающее душу, осязаемо прекрасное. Я понимаю, почему Чаплина всегда окружали великие люди — к этой силе, харизме, энергии, проходящей сквозь время и экран, тянулись все, кто любил жизнь, верил в любовь, ценил добро и правду. Посмотрите этот фильм! Даже если вы не верите во все, что я написал, посмотрите! Даже на самом примитивном уровне — просто как симпатичная комедия про то, как можно рассмешить людей, нимало об этом не заботясь — она оставляет далеко позади любых современных конкурентов.

    10 из 10

    3 февраля 2013 | 16:48

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>