• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?

Битлз: Четыре плюс один (Пятый в квартете)

Backbeat
год
страна
слоган«He Had To Choose Between His Best Friend... The Woman He Loved... And The Greatest Rock 'n' Roll Band In the World»
режиссерИэн Софтли
сценарийИэн Софтли, Майкл Томас, Стивен Уорд
продюсерФинола Двайер, Стивен Вулли, Джиллз Купер, ...
операторИэн Уилсон
композиторДон Уоз
художникДжозеф Беннетт, Майкл Карлин, Йозеф Плагге, ...
монтажМартин Уолш
жанр драма, мелодрама, биография, музыка, ... слова
сборы в США
зрители
США  572.4 тыс.,    Испания  56.4 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время100 мин. / 01:40
Стюарт Сатклифф. Все знают группу «Битлз», но это имя знают только самые преданные поклонники легендарной четверки. Этот фильм рассказывает о «пятом в квартете», дружбе Стю с Джоном Ленноном, его участии в ансамбле в самый ранний, гамбургский период, его любви к немецкой девушке-фотографу Астрид. Стюарт Сатклифф не хотел быть музыкантом, он хотел быть художником. И стал им. К сожалению, жизнь его оборвалась очень рано. Он умер от кровоизлияния в мозг в 1962 году тогда, когда уже ушел из группы.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
74%
25 + 9 = 34
6.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    ТВ-ролик 00:30

    файл добавилSashka___Voronova1971

    Знаете ли вы, что...
    • Фильм основан на интервью, взятых сценаристом/режиссёром Иэном Софтли у Астрид Кирчхерр и Клауса Форманна (друга Астрид, познакомившего её с The Beatles) весной 1988, а также интервью, взятых у них же позднее сценаристом Стивеном Вардом, который присоединился к проекту фильма, когда первоначальный вариант сценария, написанный Софтли, не смог заинтересовать возможных инвесторов.
    • В саундтрек фильма не входит ни одна песня, написанная участниками The Beatles, но включены песни многих других авторов, исполнявшиеся The Beatles во время своих гамбургских выступлений.
    • Оригинальная запись песни «My Bonnie», в исполнении Тони Шеридана с The Beatles в качестве аккомпанирующей группы — единственная подлинная запись The Beatles из всего саундтрека к фильму.
    • Иэн Харт до того в 1991 уже сыграл Леннона в фильме «Часы и времена». Бэйкуэлл позднее сыграл роль Маккартни в телевизионном фильме «История Линды Маккартни». Уильямс ещё раз сыграл роль Пита Беста в телефильме «История Джона Леннона».
    • В фильме Стивен Дорфф в роли Сатклиффа играет на бас-гитаре «Hofner President» с хромированными сдвоенными звукоснимателями. В реальности Сатклифф играл на такой же бас-гитаре, но с покрытыми пластмассой под дерево однокатушечными звукоснимателями.
    • Иэн Харт был утвержден на роль ещё за год до начала съемок фильма — потому что режиссёр Иэн Софтли уже до того видел его в роли Джона Леннона в фильме «Часы и времена».
    • Фрида Келли, которая сыграла в фильме эпизодическую роль матери Джорджа Харрисона, была секретарем Beatles`s Fan Club в Ливерпуле в его самые первые годы. Она даже упоминается в рождественском поздравлении от The Beatles фанам в 1963 году (Beatles» 1963 Christmas message), во фразе, которую произносит Джордж.
    • Некоторые из рисунков и картин Сатклиффа в фильме являются репродукциями настоящих рисунков и картин Стюарта Сатклиффа.
    • Стивен Дорфф был единственным из актеров, снимавшихся в фильме, кто действительно умел играть на своем музыкальном инструменте (в реальной жизни Дорфф — в том числе и профессиональный музыкант). Что забавно — так как очень слабое умение его персонажа, Стюарта Сатклиффа, играть было одним из основных доводов, позже упоминаемых Маккартни, почему он, Пол, настаивал на уходе Сатклиффа из группы.
    • В сцене записи в студии звучит именно та версия песни My Bonnie, которую сделали в гамбургской студии Тони Шеридан и — в качестве аккомпанирующей ему группы — The Beatles.
    • Съемки фильма продолжались шесть недель — в Ливерпуле в марте 1993 и в Гамбурге и Лондоне весной 1993.
    • еще 8 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Буквально название этого фильма может быть переведено иначе — как «Отбившийся». Но и версия «Пятый в квартете» рождает аналогии с пословицей о «пятом колесе в телеге». Всемирный миф о ливерпульском квартете «Битлз» и о каждом из его участников в отдельности уже после распада группы поневоле не включает в число мифологизируемых персон тех исполнителей, которые были заняты лишь на ранней стадии существования коллектива — ещё до того, как «Битлз» превратился в музыкальную легенду. О Стюарте Сатклифе, басисте группы, также подзабыли и по той причине, что он рано и скоропостижно умер от кровоизлияния в мозг. Авторы английской ленты как бы решили восстановить справедливость и воздать должное «отбившемуся» Сатклифу. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка


    Люблю когда фильм, как бы вырывает тебя из действительности на какое-то время, заставляет почувствовать настроение которое на экране… Это не всегда удается, но если такое случается, то я считаю это наивысшим мастерством!

    Больше всего мне понравилась даже не столько игра актеров, которая кстати сказать на мой взгляд безупречна, а обстановка и само настроение фильма. Клубы, грязные кровати, работа на износ упорство и борьба за мечту… Хотя конечно фильм не об этом… Он о дружбе и любви, таланте и поиске своего пути… О вечных вещах через призму того времени, на примере этих замечательных ребят…

    Потрясающая игра актеров, великолепные саундтреки и невероятная энергетика вот самые главные причины по которым его стоит увидеть!

    5 декабря 2007 | 17:06

    События охватывают двухгодичный период (1960-1962) становления знаменитой ливерпульской четвёрки рокмэнов, вошедших в историю под названием «Битлз». Но главным образом они строятся вокруг Стюарта Сатклиффа — человека, который остался в тени будущих успехов своих собратьев. Он был другом Джона Леннона и начинал играть в группе на бас-гитаре, отправившись вместе со всеми в первый знаменитый вояж Beatles за границу — в немецкий Гамбург, где музыканты какое-то время играли в кабаках, а вскоре сделали первые аудиозаписи.

    Там Стюарт познакомился с арт-фотографом Астрид Кирхер (роль которой на редкость проникновенно исполнила тут американка Шерил Ли). Именно тогда он решил расстаться с группой, всецело посвятив себя главному увлечению — живописи, а заодно и любимой Астрид. Джон болезненно переживал эту измену коллективу, но всё-таки смог простить Сатклиффу такой жизненный выбор.

    Однако вскоре Стюарт скоропостижно умирает от кровоизлияния в мозг, не захватив даже толики планетарной славы ливерпульской четвёрки. Не удивительно, что о нём долгое время мало кто знал, за исключением разве что самых преданных фанатов. Но во многом благодаря этому фильму безвременно оборвавшаяся жизнь Сатклиффа спустя тридцать лет была «реабилитирована».

    Картина воссоздает в мягких, почти идиллических тонах знаменитую и великую эпоху молодежного бунтарства, активного брожения умов и утверждения новых музыкальных идей. Больше того, эмоционально точно и убедительно передаёт атмосферу, царившую во времена зарождающейся битломании, и сам дух того поколения. И это отнюдь не противоречит светлой печали, которой окутана история короткой жизни главного героя.

    Фильм занимает достойное место в фильмографии «Битлз» наряду с теми картинами, в которых снимались настоящие «жуки» (имеются в виду, прежде всего, комедии Ричарда Лестера), и с теми, которые косвенным образом относятся к наследию группы, например, Yesterday поляка Радослава Пивоварского.

    29 декабря 2012 | 16:26

    Все сто минут — на одном дыхании. Музыки — ровно столько, чтобы понравилось не только фанатам. Актеры, кстати, изначально не слишком похожи на прототипов (телячьи глаза «МакКартни» не в счет!), но к концу фильма их воспринимаешь уже настолько органично, что как-то не хочется сверяться с подлинными фотографиями и хроникой. Поразительно, но половина актеров- «битлов» в жизни не держали в руках инструментов! Узнал об этом только из допматериалов.

    Йан Харт блеснул — и лучше роли у него уже не было! Стивен Дорфф более любим режиссерами, но и он в этом фильме наиболее органичен.

    Очень честный фильм, очень романтичный — и молодой по духу! Когда хочу вспомнить свой 1995-й и первые попытки любить, играть на гитаре и сочинять — включаю «Бакбит».

    3 апреля 2008 | 18:02

    The Beatles,молодые годы… Фильм Иэна Софтли о становлении группы и ее житье-бытье в Ливерпуле и Гамбурге в сопровождении стрип-танцовщиц, работяг и транквилизаторов, помогающих продержаться на сцене дешевых кабаков всю ночь напролет, где будущие суперзвезды только начинали алкать славы планетарного масштаба и обожания девиц всего мира.

    Хотя, в общем-то, речь в фильме Софтли не столько о группе, сколько о Джоне, Стюарте Сатклиффе и Астрид Кирхер, фотографе, которая придумала для The Beatles их легендарную Teddy-boy haircut.

    Простые парни из провинциального портового Ливерпуля, стильный красавец в темных очках — художник Сатклифф и авангардный фотограф, принадлежащий к upper-middle class Гамбурга, красавица-интеллектуалка, увлеченная работами Ж.-П. Сартра, песнями Эдит Пиаф и пьесами Жана Кокто. Чем не коктейль Молотова и основа для незаурядного сценария?

    Кстати, 55-летняя Астрид Кирхер выступила в качестве консультанта фильма и очень подружилась с ее создателями.

    Мистер Софтли снял замечаельную картину: во-первых, он же и автор сценария (очень достойного сценария, прямо начиная с первой сцены драки на заднем дворе паба с ливерпульскими гопниками), хотя есть также версия, что это Джон ударил как-то Сатклиффа, что позднее и спровоцировало его смерть от кровоизлияния в мозг в 22 года и чувствовал всю жизнь свою вину.

    Иэн Харт (Леннон) уже играл Джона, и здесь выступил отлично, очень точно, собранно, ни одного неверного движения, на 100% отыграв все, чем жил и был одержим молодой Леннон: дружба, любовь, ревность, страсть, жажда увидеть у ног весь мир, болезненные переживания детства, страдания и злость.

    Что до Стивена Дорффа, то он, как обычно, прекрасен, хоть совсем еще юн. Надо признать, что часто Харт переигрывает его, но харизма Дорффа бьет через край.

    Астрид, которая на съемках очень подружилась со Стивеном, и сказала, что «Дорфф обладает такой же силой воздействия на окружающих, что и Сатклифф. Стив очень, очень умен, совершенно очарователен и весьма сексуален — всеми теми же качествами обладал и Стью. В некоторые моменты я испытывала особое горько-сладкое чувство, когда, например, сидела и пила чай, и вдруг в дверях появляется Стюарт… меня как будто бьет током, но, очнувшись, я понимаю, что это Стивен, а не Стью. В такие моменты я долго находилась под впечатлением от происходящей на съемках магии». Надо отметить также, что Дорфф еще и сам играл на гитаре в фильме, в отличие от остальных.

    Дорфф в предлагаемые обстоятельства вписался на 300%: будучи еще совсем молоденьким, он уже совершенно профессионален и работает в полную силу, включая ливерпульский акцент (очень старался). Впрочем, по словам Иэна Софтли, увидев впервые Дорффа, не сомневался, что тот справится с ролью. Как, впрочем, и Шерил Ли (Астрид), которая там очень тонкая и прозрачная, и которой, очевидно, очень комфортно в начале 60-х и в рамках своей роли в окружении всех этих черно-белых фотографий, сохнущих на веревке, проявителей-закрепителей, гей-вечеринок, беретов с перышками и свитеров со спущенным плечом. Они создали со Стивеном прекрасный дуэт, чувственный и гармоничный, «нарисовали» особый мир на двоих, чему остро не то завидует, не то ревнует Леннон.

    В роли Синтии Пауэлл, будущей первой миссис Леннон, матери Джулиана, курицы-наседки, все время пытающейся «одомашнить» Леннона, Дженнифер Или (Ehle), будущая каноническая Лиззи Беннетт.

    Backbeat — замечательный, очень режиссерский фильм про самую известную группу XX века и парня, выбравшего любовь и живопись вместо славы мировой поп-иконы.

    В каких-то сценах ловила себя на мысли, что режиссер Ник Хемм, прежде чем снять Killing Bono, очень внимательно смотрел Backbeat — некоторые сцены почти подстрочник, хотя может это и hommage, Бог весть.

    Прелесть Backbeat еще и в том, что к нему хочется возвращаться и как к кинопроизведению, и для того, чтобы лишний раз «искупаться» в атмосфере и культурных «маячках» континентальной Европы и Британии начала 60-х.

    P.S. OST — чудесен. Оригинальная здесь только My Bonnie. Остальное сыграли и спели лучшие силы 90-х годов: музыканты из Soul Asylum, Soundgarden, Майкл Миллз из R.E.M., Генри Роллинз… All that music cream of the crop. Strongly recommend it, mates.

    23 октября 2016 | 17:12

    Вообще-то данный фильм позиционируется, как лента о пятом участнике группы, Стюарте Сатклиффе, но безусловно, как можно рассказывать о Стью, не уделяя внимания остальным битлам, и в первую очередь Джону? Если говорить откровенно, наибольшими загадками из «Битлз» для меня являются именно Джон и Стюарт. Я неплохо себе представляю, как людей, Пола, Ринго, и даже загадочного Джорджа (моего любимчика), но вот понять до конца характер каждого из парочки Джон-Стю — не могу. В случае со Стюартом ситуация поясняется отсутствием достаточного количества информации о нем и ранним уходом из жизни. Что касается Джона — то тут дает о себе знать его знак Зодиака, Весы, которые являются крайне нестабильными и очень ярко себя проявляют в этом человеке.

    Так вот, самое главное, что меня интересовало, когда я уселся смотреть кино — поверю ли я в то, что Стюарт и Джон были такими, какими их представят сценарист и актеры. Сразу же отвечаю: что касается Джона (а так же Пола и Джорджа) — это феноменально близкое попадание в цель. Я не знаю, можно ли подобрать кого-то лучшего на эти роли, как внешне (я даже простил актеру, играющего Джорджа, его голубые глаза), так и в манере поведения. Джон (Иэн Харт) — бесподобен. Единственное, что его отличает от реального Леннона, на мой взгляд… как бы это сформулировать… мне кажется, что настоящий Джон все-таки был более улыбчивым, дурашливым (не всегда, конечно, но чаще, чем Джон экранный).

    А вот Стюарту я поверил не до конца. Во-первых, он не слишком похож на своего прототипа (разве что, когда наденет черные очки). Во-вторых… именно от этого персонажа лично для меня веяло современностью, голливудом. Хотя, повторюсь, не берусь утверждать, что Стюарт был НЕ таким.

    Если о фильме в целом — то здесь прежде всего цепляет запутанная ситуация из жизни молодой группы. С одной стороны имеется яркая личность и настоящий друг Джона — Сюарт, а с другой — его крайне скромные навыки в музыке. Что делать? Как быть, например, Полу, перфекционисту, которого просто физически коробит от каждой неверной ноты, сыгранной Стюартом, но при этом он не может категорично заявить об этом Джону? А как быть самому Джону, который может простить другу всё, что угодно, однако где-то внутри него сидит истинный музыкант (или скорее — рок-звезда) вместе с понимание того, что Пол — прав?

    Честно говоря, не знаю, прочувствует ли этот и другие психологические конфликты зритель, который не знаком с историей группы. Все-таки передать все эти перипетии за отведенное время — сложновато. Но для любого битломана «Backbeat» — это подарок.

    9 из 10

    2 июня 2012 | 19:47

    Классный фильм. Правдивый и проникновенный. Незабываемый саундтрэк. Великолепная игра актеров, которые все-таки под определенным углом очень похожи на своих персонажей.

    12 января 2007 | 18:30

    Стюарт Сатклифф был талантливым художником и ужасно играл на бас-гитаре. Он был другом Джона Леннона и потому входил в состав группы Битлз. Вместе с ней он участвовал в первых зарубежных гастролях группы в Гамбурге в 1960 году, где и познакомился с немкой Астрид Киршер, занимающейся фотографией. после вторых немецких гастролей битлы возвращались в Ливерпуль уже без него. Сатклифф поступил в Гамбургскую Высшую школу изобразительных искусств, где ему предрекали большое будущее, которому не суждено было сбыться. У Сатклиффа развилась опухоль мозга и 10 апреля 1962 года он скончался.

    Об этом и повествует фильм Айэйна Софтли, лучший художественный фильм о группе Битлз, несмотря даже на то, что история самой группы проходит лишь фоном для трагического расказа о «пятом участнике квартета». Режиссеру удалось воссоздать на экране то дикий гамбургский период группы, когда, кроме Ливерпуля и пары районов Гамбурга о ней никто и не знал, вдобавок познакомив зрителей с битлом, о котором не так уж много и известно.

    Отдельно хотелось бы отметить двух актеров Йена Харта и Гэри Бэйквелла, сыгравших Джона Леннона и Пола Маккартни. Оба поразительно похожи на своих героев, и потому фильм обретает двойное очарование.

    Я бы порекомендовал этот фильм всем интересующимся грппой Битлз, про битломанов и говорить нечего, а вот просто любителям битлов будет интересно взглянуть на начальные главы истории квартета, тогда еще квартетом не являющегося.

    20 апреля 2008 | 17:26

    Совершенно неожиданная находка. Фильмы о битлах популярны достаточно давно, но в последнее время наблюдается просто бум, причем часто страдает качество.

    Это фильм 1994 года. Фильм на рубеже времени и о рубеже в истории группы. Остался всего один шаг до величия. Еще пара аккордов. Еще один вздох. Но именно это ощущение в «преддверии» ломает главного героя. Все остальные причины- лишь следствие.

    Это фильм о дружбе. Фильм о верности. Конечно же, о «Битлз». Но мы видим обитателей желтой подводной лодки совсем в другом ракурсе. Они юны. Они полны надежд. Они в предвкушении безумной славы. И самое главное… их 5.

    Это еще и история об уязвимости творческого человека, который, подскользнувшись, продолжает скатываться все ниже и ниже, туда, где все желания притупляются, где пропадает смысл жизни, откуда его не сможет вытащить ни лучший друг ни любимая девушка.

    И музыка. Конечно же, музыка! Фильм-погружение. Распустите волосы, поднимите руки и пойте, пойте, как не пели никогда!

    24 марта 2011 | 17:21

    Стюарт Сатклифф всегда был для меня некой загадкой — странный парень с ранних фотографий Битлз, почти всегда темных очках. О нем ходило много слухов, вплоть до того, что к его смерти, так или иначе, имеет отношение Джон. Но фильм не о том.

    Погружение в атмосферу шестидесятых дорогого стоит. Взять хотя бы кинотеатр Бэмби — с ним столько всего сказано! Он не раз упоминается в книгах о группе, и вот, наконец, его можно увидеть. Пусть таким, каким его видят продюсеры, но это уже незабываемо. Ведь это не хроника, это жизнь, настоящее действие, История.

    И эта история прекрасна. Очень красиво и невероятно трагично. Особенно тронул момент, когда Джон начал петь песню «Love me tender», которую когда-то на концерте исполнял Стю.

    Порадовало то, что у актеров есть внешнее сходство с их персонажами, отчего кино кажется еще более реалистичным. Характеры тоже переданы отлично. Джон — с морем шуток, часто на грани, невероятно обаятельный. Джордж — застенчивый, Пол — честный и правильный.

    Очень понравился Пит Бэст ("Барабанщики молчат. Ты помнишь, чтобы барабанщик что-нибудь говорил? Знаешь почему? А смысл? Всё равно никто не слушает»). Хотя, с Ринго он, конечно, не сравнится. К тому же, кто знает, достигли ли бы Битлз хоть чего-нибудь, не смени они тогда барабанщика. Не зря это было условием контракта.

    Ну и Стюарт… Стивен Дорфф отлично вписался в образ этого парня «немного не от мира сего». Незабываемо! Не хочется сравнивать Астрид с Лорой Палмер (да и с чего бы?), но теперь я не могу решить, в какой роли Шерил Ли нравится мне больше. Она шикарная актриса!

    В общем, мне кажется, что этот фильм покажется интересным многим, но только истинные поклонники Битлз оценят его по-достоинству.

    25 февраля 2007 | 16:50

    А вот от этого фильма, впечатления, как это ни странно, противоречивые. С одной стороны, рассказать миру о Стю, это так благородно, мальчики старались, в конце концов, это же пусть и фальшивые, но «Битлз»! А с другой — много ли надо таланта чтобы перенести на экран статью из Википедии? Подобных популяризаторских тв реконструкций всякого рода замечательных судеб и событий, полно на канале «Хистори». Я очень люблю этот канал, за увлекательность, за бережное отношение к деталям.. Но никому, же не приходит в голову приравнивать тамошние программы и искусству или писать на их основе научный доклад. А скроенный абсолютно по тем же лекалам «Пятый в квартете» претендует и на первое и на второе и, естественно, ни там ни там до уровня не дотягивает.

    Нет, режиссер, добросовестно отобразил, главные события гамбургской одиссеи: (приезд, доступный секс, таблетки, приступ, депортация). Присутствуют здесь и «коронные» черты главных героев: Пит дуется, Пол улыбается, Джордж молчит в темном углу, Джон, разуметься, всех беспричинно посылает. А в это время богемная Астрид и богемный Стю, богемно любят друг друга, на непросохшем холсте.

    И все это, несомненно, имело место быть, но неужели столь затасканный набор прописных истин, стоит целого фильма? Разве художественная биография, не предполагает авторского осмысления хрестоматийных событий, поступков, мыслей и чувств? Если да, то где это все? А если нет, ради чего все вообще затевалось? В память о Стю? Но его роль в этой истории можно было бы назвать эпизодической, если бы характеры остальной четверки не были бы выписаны также поверхностно. Так что и открыть, что-либо новое в «Битлз», тоже вряд ли получиться, а начинающим фанатам лучше глянуть или прочесть, «Антологию»- она точней и во много раз интересней.

    А музыка… Мальчики, конечно молодцы, (если сами играли) но, по — моему, проще и приятнее, послушать оригинальные записи, чем смотреть ради нескольких неплохих каверов, посредственный фильм.

    6 из 10

    5 сентября 2013 | 17:47

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>