• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:

Амадей

Amadeus
год
страна
слоган«Мастер... Музыка... Безумие... Убийство... Киношедевр... ... Все, что вы слышали, - правда»
режиссерМилош Форман
сценарийПитер Шеффер
продюсерСол Заенц, Майкл Хаусман, Бертил Олссон
операторМирослав Ондржичек
художникПатриция фон Бранденстайн, Карел Черны, Теодор Пиштек, ...
монтажМайкл Чандлер, Т.М. Кристофер, Нена Даневич
жанр драма, биография, история, музыка, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  14.8 млн,    Франция  4.59 млн,    Дания  485.1 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время153 мин. / 02:33
Номинации (3):
1781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать, был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.30 (298 865)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
79 + 4 = 83
8.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:25
    все трейлеры

    файл добавилBlue---Door

    Знаете ли вы, что...
    • История, рассказанная в фильме, в достаточной степени является вымышленной. На деле Сальери в свое время был гораздо более популярен, чем Моцарт, и пользовался вполне заслуженным уважением. Шуберт, например, даже посвятил ему одно из своих произведений. А среди учеников композитора числятся Бетховен и Лист. Но с руки Пушкина массами бедолага Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр. К слову сказать, вина Сальери так никогда и не была доказана, и единственным свидетельством против него может служить самообвинение, сделанное на склоне лет в состоянии психического помешательства. От этого и отталкивается Милош Форман.
    • На роль Моцарта пробовался Мэл Гибсон.
    • Опера «Дон Жуан» в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена.
    • В одной из сцен фильма Моцарт называет Кристофа Виллибальда Глюка «нагоняющим скуку» и говорит «Мне он не нравится» о Генделе. На деле и Глюк, и Гендель были одними из любимых композиторов Моцарта.
    • Коммунистическая Прага с отсутствием современных ТВ-антенн, пластика и асфальта оказалась идеальной заменой для съемок Вены.
    • Для съемок было построено всего четыре декорации: палата Сальери, квартира Моцарта, лестничный марш и театр водевиля. Все остальное снималось на натуре.
    • Пьеса, которая легла в основу фильма, впервые была сыграна 2 ноября 1979 года на сцене Национального Театра в Лондоне.
    • Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время, как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
    • Том Халс практиковался в игре на фортепиано по четыре часа в день, чтобы выглядеть убедительно.
    • Церемония награждения премией «Оскар» 1985 года проходила в Лос-Анджелесе 25 марта. В финале, для вручения награды за лучший фильм года на сцену поднялся престарелый Лоуренс Оливье, он был настолько взволнован, что вместо объявления номинантов просто прочитал: «Это «Амадей»". Чиновник Академии поднялся на сцену, чтобы проверить, не ошибся ли Оливье и убедившись, что всё в порядке, сигнализировал об этом.
    • Том Халс родился 6 декабря. Его герой Моцарт умер 5 декабря.
    • Имя Амадей при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, греч. Theophilus, что значит «возлюбленный Богом».
    • Весь фильм был снят при естественном освещении.
    • Музыка в фильме была записана заранее и игралась на заднем плане во время съёмок.
    • На фоне начальных титров фильма звучит первая часть Симфонии N 25 соль-минор Моцарта.
    • Костюмы и декорации в оперных сценах фильма сделаны по эскизам реальных костюмов и декораций XVIII века.
    • Длительность режиссёрской версии фильма составляет 180 минут.
    • Герой Ф. Мюррэя Абрахама (Сальери) выглядит значительно старше героя Тома Халса (Моцарта), разница актёров в возрасте составляет 14 лет. В действительности же Сальери был старше Моцарта менее чем на 6 лет.
    • еще 15 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Человек в черном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой. На деле была середина лета.
    • В фильме показан один ребёнок, на самом деле у четы Моцартов было шестеро детей, однако выжили лишь двое.
    • В одной из сцен Моцарт присутствует на первой аудиенции у императора Иосифа II, который играет марш, специально написанный Сальери. В конце сцены Моцарт играет этот же марш и решает «улучшить» его. Последний вариант, который он сыграл, является на самом деле мотивом известной арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый» («Non piu andrai») из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» («Le nozze di Figaro»); сцена представляет собою чистый вымысел.
    Редакционные материалы

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Триумфальный приём этой ленты большинством критиков и зрителей свидетельствует о том, что режиссёрская концепция Милоша Формана на основе известной пьесы английского драматурга Питера Шеффера пришлась по душе многим. Выдвинутый на первый план образ посредственного и завистливого композитора Антонио Сальери (его блестяще сыграл Фарид Марри Эбрахам, хороший театральный актёр с Бродвея, мало кому ведомый в кино, и заслуженно получил «Оскар», также победив своего замечательного партнёра Тома Халса), вроде бы интерпретирован в соответствии с ходячей легендой об отравлении гениального Моцарта. Однако вся история в «Амадее» Формана может быть понята вероятностно, почти как бред сумасшедшего, согласно прологу в доме умалишённых. Тут, кстати, обнаруживается внутренняя связь с другим знаменитым фильмом этого режиссёра («Кто-то полетел над гнездом кукушки»), с восторгом принятым повсеместно. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2045 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Самая гениальная из виденных мною посредственностей.

    В этом фильме все восхищались тем, что у Моцарта одна оперная ария длится двадцать минут. Форман поступает аналогично: три часа — три! — я сидела перед экраном не в силах оторваться и не имея к этому никакого стремления. И это притом, что я ничего не знаю о классической музыке и не понимаю ее. К тому же, обычно просмотр фильмов о великих личностях усложняется фактором «Было ощущение, что Колчака расстреляют». И здесь, конечно, мы с самого начала знаем, что Моцарт умрет — умрет так или иначе по вине Сальери, глупо и обидно. Но почему же так сжимается сердце при звуках «Лакримозы»?

    Казалось бы, Моцарт в этом фильме, хоть и гений, но от положительного героя далек. Он честолюбив, ребячлив, нагл, а главное — прекрасно знает себе цену, когда, не моргнув глазом, в ответ на указание изменить оперу, сообщает: «Она совершенна как есть, я не могу изменить совершенную вещь!». Его беда — в том, что его окружают люди совершенно иного склада. Здравомыслящие (Констанция, отец), Ничего не понимающие в музыке (император, для которого в произведении «слишком много нот»), а главное — коалиция злопыхателей и приверженцев классической музыки во главе с придворным музыкантом Антонио Сальери.

    И Сальери, со своей стороны, вовсе не злобный гений, который сопровождает свои хитрые планы злобным хохотом. Он завистлив, да, но эта зависть происходит исключительно от несправедливости жизни. Почему он, выходец из бедной семьи, вынужден потом и кровью добиваться своего положения, а этот юнец с внешностью херувима и душой развратника, получает все чего пожелает одним щелчком пальцев? Посмотрите в глаза Абрахама, когда его герой встречает Моцарта у императора. Посмотрите на его лицо, на то, как меняется его выражение от любопытства, заинтересованности, до легкого превосходства и до полного уничижения потом, когда на его глазах молодой композитор играет марш, написанный с таким трудом, и легким движением руки превращает его в гениальную «Женитьбу Фигаро». Сальери умен и хитер, и до самого последнего момента сам Моцарт считает его своим другом. Сальери-Абрахам непередаваемо великолепен.

    Есть такой анекдот: «Сальери, послушай мою новую вещь! — Ничего так, гламурненько. Жжошь. На-ка, выпей!». Меня восхитило то, как Форман (а до него, насколько я понимаю, Шеффер) метафорически отнесся к идее отравления. Да и вообще, признаться, я не ожидала, что этот фильм вызовет у меня такой восторг. Виной тому — «Полет над гнездом кукушки», который несколько лет назад показался мне вялым, угловатым и ни в какое сравнение не идущим с книгой. «Амадей» — совсем другое дело. То ли за десять лет Форман так изменился, то ли виной всему — музыка…

    Да-да, именно она, музыка, ведь, скажем прямо, без нее этого фильма не было бы вообще. Она здесь всегда. Она встречает нас, когда старый и больной Сальери одну за другой напевает свои мелодии в надежде, что молодой священник узнает хотя бы одну из них (к концу фильма вообще забываешь о существовании этого священника, просто потому что сам зритель находится на его месте). Потом — тот самый момент с «Женитьбой Фигаро». И наконец — Сальери, который под диктовку умирающего Моцарта записывает погребальную песнь по нему. Вам вовсе не обязательно понимать хотя бы что-то из тех Крещендо и Арпеджио, которыми обмениваются музыканты. Вполне достаточно иметь уши.

    Моцарт умирает тихо и незаметно, плач его жены и звуки Реквиема звучат уже тогда, когда он отбыл в мир иной. Плач утихнет. Сальери раскается. Музыка останется навсегда.

    9 из 10

    26 апреля 2011 | 15:36

    Во-первых нет там никакого Моцарта… это история Сальери, о Сальери, для Сальери, и ради оного. Ф. Мюррэй Абрахам прёт на себе роль как Титан сцены, медленно нарастая по ходу действия… а концовка… о Боги, сам фильм очень неровный, но точку Форман поставил гениальную, практически породив религию, вернее высветив то что было всегда и чего так боимся мы — Бога посредственностей. Ребят, это один из немногих фильмов концовку которого стоит обозреть! Великолепно.

    Во-вторых сам фильм, с Сольери понятно его демонизировали, а так то мужчина был не самый плохой и травить Вольфганга Амадея смысла не было… Александр Сергеевич подсуропил господину Сольери в имидж, дьявольски. На историческую достоверность рассчитывать смысла нет.

    В-третьих актёр игравший самого Моцарта… он не плох, старается. В некоторых сценах, особенно в сцене с императором — блестяще. Но он лишь оттеняет Сальери. Моцарт это фигура гораздо глубже, трагичнее… мальчик-гений.

    В-четвёртых Милош Форман чех! Соответственно вся эта славянская тоска-тарковщина лезет изливаясь позами и патетикой из всех щелей что несказанно утомляет. Фильм о Сальери и снят в атмосфере Пушкинского текста… кино о Моцарте должно быть как «Волшебная флейта» короля мелодий, но не Реквием.. . хоть он тоже прекрасен.

    В-пятых второстепенные персонажи… ну просто такие Дуси. Все эти замшелые дедушки с сводами правил, тактов, церемоний, уложений, сплетен, намёков… придворный террариум над которым возвышается фигура Иосифа с недоумённым видом. Император Иосиф сыгран чудесно, он ни черта не понимает в музыке, но очень старается.

    11 июня 2016 | 15:28

    «Амадей» — это фильм, несущий в себе двойное составляющее. Кто же затеял эту «шутку»? Люди, которые не могут сдержать своих дерзких эмоций и ставящие себя выше других? Или же это сам Господь играет с нашими душами?

    На протяжении всей жизни у нас происходит несколько «рождений» и несколько горьких «смертей». И мы все приходим в этот мир с какой-то целью. Целью заложенной Богом или же нами самими. Каждый решает для себя. Моцарт был одарён, одарён невероятно. Природа, Бог да как хотите, называйте это, наградила его талантом. Казалось бы, всё досталось ему легко. Ничего и делать-то не надо, просто бери, пользуйся. А Сальери…

    Сальери не получил дара. Но одно из самых громких «рождений» он получил, когда умер его отец. Он, наконец, смог заняться музыкой. Пьер говорил: «Я хотел лишь одного. Воспеть Господа!». А у Амадея было такое желание, разве этого он хотел? Нет, он просто играл, не задумываясь, смеялся вовсю и ничего не воспринимал всерьёз. Сальери была чужда такая жизнь. И он недоумевал, почему же этот несносный мальчишка лучше него. Он ненавидел и восхищался им, завидовал и возносил! В произведениях Вольфганга он «созерцал абсолютную красоту», которой никогда не было в его собственных. Он ощущал себя ничтожным, униженным. Пьер Сальери терзался: « Если Он не хотел, зачем было вселять в меня желание?»

    После очередного краха и оскорбления от Моцарта он решил, наконец, что же ему стоит сделать. Вывод был ужасен сам по себе, но более всего пугала чёткая готовность Сальери к действиям. «Отныне мы враги. Ты и Я.» Нет, отнюдь не Амадей был его врагом. Он имел в виду Бога. Бога, который не слышал его молитв и «дал талант какому-то похотливому мальчишке», смеялся над ним вместе с Моцартом! Месть захватила и поглотила Сальери. И затея была — уничтожить творение, Его творение. И ему это удалось. Но после свершения его муки стали ещё нестерпимее…

    Я полагаю, что Сальери мучался куда больше чем Моцарт, которой всё время был в кутежах и веселье. Нет, я не собираюсь оправдывать Пьера. Безусловно, его поступок, а уж тем более то, как он возносил себя, хотя и называл себя «посредственностью, но самым первым из них» не заслуживает оправданий. Но Амадей тоже хорош, не теряет своей чрезмерной гордости. Одно лишь его высказывание: «Эти бездарности? Они будут судить о моей музыке?!»,- чего только стоит. Но речь не об этом. Сложность состоит в том, чтобы разобраться в действительной причине такого расклада событий. В фильме глубоко затронута тема Бога и нравственной позиции человека. Но так же психологический аспект играет не маловажную роль. Кто же виновен? Человек или Бог? На этот вопрос нет однозначного ответа. Но ведь легче винить Всевышнего и жалеть себя, чем посмотреть внутрь своей сущности. А Сальери довёл себя именно до этого. И во всём он винил Господа. Убив человека, он торжествовал. Его уста сказали: « Вот он ваш милосердный Бог. Он убил своего гения».

    Я в замешательстве. Оба ростка не дают взойти друг другу. А может и правда существует это Всевышнее существо и Он просто смеётся над нами. Сталкивает наши души. А мы называем его Богом, Отцом. И Сальери догадался об этом? Никто не может сказать точно. И мы узнаем это лишь Там. Как узнали это Моцарт и Сальери.

    10 декабря 2010 | 11:23

    Фильм «Амадей» — поистине удивительная картина. Это экранизация пьесы Питера Шеффера, основанной на поэме А. С Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноимённой оперы Н. Римского-Корсакова, которые в свою очередь основаны на слухах о жизни Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. То есть достоверны в фильме, пожалуй, только: эпоха, имена действующих лиц и их произведения. Но и этого вполне достаточно, чтобы назвать эту картину гениальной.

    Немного о сюжете. Фильм повествует нам о жизни выдающихся композиторов и музыкантов 18 века Моцарте и Сальери, об их взаимоотношениях, жизненных позициях и целях. По замыслу создателей фильма все действие, все события и поступки героев укладываются в единую концепцию: Моцарт и Сальери = тщеславие и зависть. То есть в фильме в первую очередь показаны пороки главных героев, а не их положительные черты и таланты. Ключевой мотив фильма — это исповедь, история жизни, рассказанная Сальери. История о зависти, о ненависти и тайном восхищении гением Моцарта.

    Конечно же, фильм не претендует на звание исторического и достоверного, являясь лишь вольной трактовкой одной из самых загадочных историй в мире искусства. Но, тем не менее, та мораль и философия, которые в нем заложены, поражают и держат зрителя на протяжении всех трех часов в напряжении и восхищении. В итоге просмотра любой зритель задумается об извечных философских вопросах и невольно спроецирует описанную историю на свой жизненный опыт.

    Об общей атмосфере и режиссуре. В фильме удивительно точно и красиво передается эпоха 18 века: красочные виды, потрясающая архитектура, природные пейзажи — все это точно соответствует обозначенной эпохе. Помимо того, что атмосфера фильма исторически достоверна, она еще и очень напряженная и драматическая. Милош Форман создает еще одну гениальную психологическую картину (первая- это, конечно, «Пролетая над гнездом кукушки»), которая признана одним из лучших фильмов 80-х. Недаром эта лента завоевала 8 премий «Оскар», среди которых награды за лучший фильм и режиссуру.

    Отдельного внимания заслуживает актерский состав. Актеры, задействованные в этом фильме, не до этой картины, не после неё, не снимутся ни в одном стоящем фильме, не создадут не единого запоминающегося образа. Но в «Амадее» они играют блестяще: образы очень выразительны и правдоподобны. Ф. Мюррэй Абрахам и Том Халс играют Сальери и Моцарта так ярко и талантливо, что оба в итоге номинируются на премию «Оскар» как актеры первого плана (награду получил Абрахам, играющий Сальери).

    О музыке. В фильме мы услышим исключительно музыку Моцарта и Сальери, только признанную классику. Нам покажут, в какие периоды жизни главных героев были написаны определенные произведении, а также будет показан уникальный момент создания музыки, перерождения простых мелодий во всем известные симфонии. Получается, что фильм несет не только эстетическое удовольствие и тонкую философию, но и является познавательным: зритель вспомнит известные произведения великих композиторов, узнает историю их создания.

    В итоге получается захватывающий, красивый, психологический, не исторический фильм, наполненный потрясающей музыкой и включающий блестящую актерскую игру и гениальную режиссуру.

    Я рекомендую этот фильм всем, кто хочет получить эстетическое удовольствие от просмотра, поразиться удивительной философией и моралью, насладиться актерской игрой, тем, кто хочет посмотреть вольную трактовку исторических событий. Так же фильм будет интересен тем, кто любит смотреть историю в развитии, устанавливать причинно-следственные связи и анализировать фильм после просмотра.

    Фильм «Амадей» шокирует, восхищает и надолго остается в памяти зрителя. И я ставлю ему за это максимальный балл — 

    10 из 10

    26 февраля 2012 | 15:41

    Историко-биографическая лента с элементами музыкального фильма.

    История о противостоянии двух знаменитых композиторов в Вене в конце XVIII в., но для Формана это еще один фильм о человеческой свободе. Даже гениев пытаются загонять в рамки, навязать им своё видение их творчества, но ничто не устоит перед силой искусства.

    Я в общем уже видел этот фильм лет 10-12 тому назад и он тогда мне очень сильно понравился, но пересмотрев его спустя годы мне он показался еще краше, чем прежде. Фильм снят очень ярко и живо. По большей части он снимался на натуре, что придает ему особый шарм. Но главное достоинство — это съёмки оперных эпизодов и то как они вплетены в общую канву фильма. Стоит так же отметить работу художников и костюмеров, в реальности Вены не сомневаешься.

    Обе главных роли исполнены великолепно, и Том Халс в роли Моцарта с его дебильным смешком, и Ф. Муррей Абрахам в роли Сальери, который мечется между завистливой ненавистью и любовью поклонника, играют очень хорошо. Да и актёры второго плана не переигрывают.

    Фильм в общем может быть рекомендован каждому в силу своей универсальности. История о превосходстве свободного духа над миром посредственностей раскрыта полностью.

    9 из 10

    5 апреля 2011 | 13:17

    Биографические фильмы достаточно сложный жанр. Ведь нередко бывает, что подобные картины бывают не интересны широкому зрителю, а только почитателям тех или иных людей или исторических эпох о которых картины повествуют.

    Но есть в данном жанре и приятные исключения. Фильмы, которые не зацикливаются сильно на исторической достоверности и истории персонажей и помимо этого поднимают серьезные вопросы, рассказывают истории интересные обычному зрителю.

    И «Амадей» относится как раз к таким фильмам.

    Толкнуло меня на его просмотр в первую очередь количество наград — не каждый год фильмы получают по 8 премий Оскар включая основную. Во вторую очередь — его режиссер, Милош Форман, снявший знаменитый фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Но несмотря даже на все эти достоинства у меня были сомнения.

    Сомнения, которые развеялись в первые же минуты просмотра. Персонажи и эпоха для Формана лишь средство, основа для истории, которую он рассказывает. Не вздумайте изучать по этому фильму историю, и уж тем более писать жизнеописания знаменитых людей, ведь этот фильм не этом. Этот фильм в первую очередь об отношениях людей. О самых темных и самых светлых сторонах человеческой души. О восхищении и любви. О зависти и мести.

    В первую очередь стоит отметить в данной картине актерские работы — Халс и Абрахам определено один из лучших актерских дуэтов в истории кино. Играют они очень убедительно, им веришь от первой до последней секунды. Остальной актерский состав так же постарался, нареканий в этом плане никаких.

    Сюжет рассказывается равномерно, небольшими кусками прыгая во времени, знакомя нас с различными эпизодами из жизни Сальери и Моцарта, которые раскрывают характеры персонажей, проливают свет на их отношения друг к другу и готовят нас к потрясающему финалу, одному из лучших в истории кино.

    Техническая составляющая великолепна — операторская работа на высоте, декорации и костюмы чудо как красивы и соответствуют эпохе. Музыкальные композиции, почти всегда играющие на фоне, ласкают слух. Все это только дополняет композицию идеального, по сути, фильма. Фильма, где придраться то не к чему.

    «Амадей» — красивое, глубокое, чувственное кино. Кино, где все составляющие выполнены на очень высоком уровне. Настолько высоком, что иначе как шедевром этот фильм назвать нельзя. Мне даже кажется, что Форман, подобно самому Моцарту, обладает неким божественным даром, позволившим ему слепить данное чудо. Как и вся съемочная группа, впрочем, тоже.

    10 из 10

    20 июня 2013 | 12:52

    Когда около двух веков назад мир услышал о смерти Великого творца, общепризнанного музыкального гения, было совершенно ясно — прервалась жизнь Великого человека, снабжавшего мир Великой музыкой. За свои неполные 35 лет, Моцарт создал величайшие произведения, истинные музыкальные шедевры, до сих пор поражающие и изумляющие всё человечество. Настоящая причина его смерти неизвестна. Однако многоразличных версий и доводов по этому поводу было выдвинуто предостаточно.

    Никто точно не знает отравил ли Сальери Моцарта и, был ли Моцарт отравлен вообще. Однако, именно эту версию смерти композитора выбрал сперва Питер Шаффер, а позже (снимая фильм по пьесе Шаффера) и Милош Форман.

    Сам размах, с которым был сделан фильм, обрадовал меня. Яркая и оживленная Вена, дворцы, подчиненные императора и, конечно же, музыка.

    Неплохо были сыграны персонажи. Мюррэй Абрахам впечатлил. Том Халс не особо. Я себе рисовал абсолютно другого Моцарта.

    История рассказана великолепно. Зависть Сальери к Моцарту, коварный план его смерти, отречение от Бога, попытка самоубийства, раскаяние. Так или иначе, история Моцарта и Сальери, не могла не быть экранизирована. Хотя Сальери просто нелепо было завидовать популярности Моцарта (он был намного популярней Моцарта в то время), эта история является достойной попыткой поведать о жизни гениальнейшего композитора.

    «Смейся, смейся… А я насмеюсь над тобой. Я уничтожу твоё творение!…»

    10 из 10

    27 мая 2010 | 19:41

    Давайте будем честными друг с другом. Все мы знаем, кто такие Моцарт и Сальери — один — гениальнейший музыкант всех времён и народов, жизнь которого была полна загадок и любопытных деталей, и другой, менее талантливый музыкант, вошедший в историю, как человек, признавшийся в убийстве Моцарта. Это факт номер один. С каждым днём в этом мире остаётся всё меньше и меньше людей, которые могут получить искреннее удовольствие от просмотра и прослушивания 4-часовой оперы, потому что это долго, скучно и вообще это так называемая «пытка культурой». Это факт номер два. Вот именно эти два факта объясняют моё субъективное мнение по поводу этого фильма.

    К заточённому в психбольнице Сальери приходит молодой священник, который убеждает того исповедаться о своих грехах. И Сальери начинает свой рассказ. 30 лет назад он служил придворным музыкантом у австрийского короля. Именно в тот момент на горизонте появляется Моцарт — напыщенный, самовлюблённый, глупый мальчишка, наделённый огромным, просто необъяснимым талантом в сочинении музыки. Сальери не понимает, почему Бог дал ему такое жгучее желание остаться в веках, благодаря своей музыке, но не дал таланта, а вместо этого наделил своим гласом этого выскочку, этого глупца и мота. И Сальери отрекается от Господа и обещает отомстить ему, погубив лучшего из его творений — талант Вольфгана Амадея Моцарта.

    Несмотря на огромные достоинства этого фильма как в режиссуре, так и в актёрском мастерстве, «Амадея» смотреть также тяжело как слушать какую-нибудь оперу. Мозгом ты понимаешь, что это высокое искусство, что тысячи людей, почитают такой вид деятельности, что это останется в веках, но сердцу скучно, ты зеваешь, изнемогаешь, но продолжаешь насиловать свой разум и тело.

    Я не осмелюсь отрицать огромный талант Милоша Формана. Мощь чувствуется в каждом кадре, в каждой сцене. Также мне понравились исполнители двух главных ролей. Особенно Сальери. По сути Ф. Мюррэй Абрахам затмил своего коллегу, сделав именно Сальери главным героем фильма. Сальери искренне жалко. Он прощает себе и всем вокруг посредственность. Он раскаивается в том, что погубил искру божью, несмотря на то, что в фильме, он не подливал никакого яда в кубок, как нам описал это Пушкин. Сальери в «Амадее» — очень мощный и привлекательный образ.

    Что мне не понравилось, так это перебор со сценами опер. Такое ощущение, что каждые 10 минут нам показывают одно и то же. Неистово машущий руками Моцарт или Сальери перед сценой и толпа поющих людей на ней. Это, право, утомляет. При этом, не смотря на такую большую продолжительность фильма, сценарий зияет огромными временными дырами и жизнь этих двух людей теряет детальность и много нюансов.

    Как итог: парадокс. Фильм безусловно сильный и заслуживающий всех своих Оскаров, но при этом неимоверно скучный и затянутый.

    7 из 10

    15 ноября 2011 | 06:31

    …говорят, вы видели Моцарта…

    - Изгнанник гений?
    Ваше мненье?
    - О, нет! Лишь приведенье, дух
    - Но как же,
    Разве могут тени
    Столетий будоражить слух?
    То Моцарт, Музы соплеменник!
    Подобных не бывает двух.


    Фильм про Моцарта. И про этого… Ну того самого… У Пушкина еще… Как его?

    Сальери: Я не мог и мысли допустить, что кто-то прикоснется к ней… И уж тем более этот урод.

    В фильме, произнося эти полные горечи и зависти слова, Сальери имеет в виду мадам Кавальери, свою возлюбленную — по крайней мере вожделенную, но он с тем же успехом мог подразумевать под «ней» и свою возлюбленную, вожделенную музыку. Не обязательно, чтобы подобная символическая параллель между женщиной и музыкой была сознательно задумана сценаристом изначально, но она прослеживается — явно.

    Как и женщина, музыка пожелала отдать свою душу другому, человеку не ума, но сердца — стихийному, страстному, полному жизни и безрассудства. И давайте отложим в сторону сейчас разговоры о том, был ли таким Моцарт на самом деле. Возможно, что далеко не до такой степени, как это показано нам в фильме. Но мне очень хочется верить, что Моцарт был именно легкомысленным повесой, и да, что смеялся он столь же безумно и дико, но это Моцарт — а потому мы с чистым сердцем простим ему, как и всякому гению, безрассудство. Над любимцами муз молва не властна. Для тех счастливцев, кто еще не видел этот замечательный фильм, немного деталей…

    Эта история неразрывно связана с раскаянием разочарованного в жизни старика Сальери. Начинается она… Зимняя ночь. Дворец Сальери. Двое слуг идут на крики своего хозяина, распаляющегося посреди ночи раскаянием в убийстве своего кумира. «Прости меня, Моцарт» — вонзается в тишину. «Прости меня, Моцарт!» — из самой глубины сердца. Еще минута, и Сальери рассекает свое горло ножом. Слуги врываются в комнату дряхлого композитора и обнаруживают его лежащим на полу в крови, спасая Сальери в последний момент. Затем старика увозят в больницу, где того навещает священник, который просит некогда именитого композитора исповедаться перед Богом. Сальери сидит у маленького пианино, наигрывая свои некогда популярные в светском обществе мелодии. Он просит священника вспомнить их, тот пытается, но тщетно, пока… отчаявшись, Сальери не наигрывает своему исповеднику одно из сочинений Моцарта. Священник сияет, радуясь тому, что наконец-то узнал наигранные маэстро ноты. «Я не знал, что эту мелодию написали вы» — говорит он удивленно Сальери, на что тот отвечает «Нет, не я… Это Моцарт» С этого момента начинается рассказ-исповедь умирающего композитора священнику о своем знакомстве с великим гением, чья жизнь и развернется для нас на экране, изредка перемежаясь кадрами с самим рассказчиком — Сальери — сидящим за пианино и завороженно уносящимся в воспоминания о былом.

    Фильм хорош и режиссурой и съемкой и актерской игрой… Одним словом, фильм хорош. Цепляет. Лично я смотрел его ни один раз. В нем и вечная неприкаянность гениальности, и не менее вечное самодовольство посредственности, тлеющей в огнях тусклых лучин современных капризов, переменчивых, как мятежные искры костров. Посмотрев фильм, понимаешь, что по-настоящему смеется тот, кто смеется… как Моцарт. Шучу. Но даже и не последним. На самом деле счастлив тот, кто вообще не смеется, а просто сидит в теплом и уютном кресле кинотеатра (не обязательно в прямом смысле) и смотрит на эту драму-жизнь со всеми ее Моцартами и Сальери, страстями и раскаяниями, борьбой и отчаянием… Смотрит и понимает, что все проходит, и что и гений и посредственность в одной лодке… Они уходят.

    Что остается? Тихая гавань экрана, знакомая только смотрящему со стороны. Незатронутому. Для тех же, кому, как мне, такое счастье скучно, для тех, кто хочет бури и натиска, чьи глаза алчут зрелищ… Смотрите. И, что еще важнее… Слушайте. На сцене — его величество гений. На сцене — Моцарт. И даже больше. На сцене — кто-то из вас.

    …говорят, вы видели Моцарта…

    Да.

    10 из 10

    5 июня 2014 | 22:44

    Моцарт и Сальери — имена, которые за триста лет обросли сплетнями и стали нарицательными. Если задать вопрос: «Чем прославился Сальери?» Многие современные люди, не имеющие глубоких музыкальных или же исторических познаний, ответят, что Сальери — соперник и убийца Моцарта. Только знаток классической музыки скажет: «Вы что не знаете? Сальери же написал вот это произведение! Это великий композитор!» Это лишний раз показывает, как грязные сплетни могут вытеснить творчество на второй план.

    Я не буду заниматься тем, что осуждать режиссера фильма Милоша Формана за клевету, неверное толкование истории и тому подобное. Ведь он лишь экранизировал знаменитую пьесу Питера Шэффера, который в свою очередь был вдохновлен Пушкиным.

    Возможно, многих оскорбляет то, что память великих людей «оскверняют» отвратительными вымышленными сплетнями. Однако может создатели ленты хотели нам показать не столько самих композиторов, сколько дух соперничества, противостояние. А лучшего примера не найти чем Моцарт и Сальери.

    А может в фильме хотели сказать, какой красотой, оказывается, обладает классическая музыка. Я не смогу привести и пяти человек из моего окружения, которые слушают симфонии. Да, я и сама была довольно равнодушна к подобному роду музыке. Но после просмотра картины, появился интерес к классике.

    А вдруг созданием картины, хотели обнажить маниакальное стремление, которое перерастает в нечто ужасное. Как некоторые люди не могут примериться с поражением. То, что ненависть некоторых не знает границ. Какой черной может быть зависть.

    Наверное, Форман хотел сказать все это в совокупности. Он экранизировал легенду, о которой все говорят и спорят до сих пор. И он отлично справился со своей задачей. Он передал дух того времени. Он сделал красивое кино.

    А какие талантливые актеры играют! Абрахам просто потрясающе вжился в роль Сальери. Мастерское перевоплощение. Том Халс также отличился впечатляющей игрой. А вместе вышел отличный тандем.

    Фильм однозначно стоит своих наград и его нужно смотреть, но сначала обязательно необходимо ознакомиться с информацией о создании картины. Это фильм не просто «на посмотреть», он не для релаксации, а скорее для окультуривания, для своего рода образования.

    10 из 10

    18 марта 2013 | 16:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>