- А ты счастливчик. Сегодня вечером ты увидишь великолепное зрелище. Мы собираемся расквитаться с Яно Сёгоро из школы дзюдо. Он хочет разбогатеть, превратив Искусство гибкости в Путь гибкости... Нужно от него избавиться!
- Засада?
- Поединок. Никакого оружия! Это будет бесчестьем для Школы! Пойдём с нами! Это будет тебе полезно!
...Я - Яно Сёгоро из Сюдокана. Может быть, вы ошиблись? Или это западня? Кто вы такие?
- Мы - Разящие Наповал! Школа Симмэи!
'Гений дзюдо', 1965, реж. С. Утикава
Барыш. И ради получения означенного - во все тяжкие. Кинематограф Японии пестрит подобными сюжетами. А уж если авторы создатели ещё и переносят зрителя в эпоху средних веков, во времена феодальной распущенности, сцен подобных кривотолков - не счесть. Всё продаётся. Всё покупается. Все продаются. Все покупаются. И ради тех самых - рё, коку риса зарежут не задумываясь, загрызут не сомневаясь. Если уж вельможи коварством до краёв наполнены, несмотря на положение, достаток, величие сана, что можно говорить о простых самураях, ниндзя, ремесленниках, крестьянах? Они дети своих распущенных отцов. Всего лишь.
Нынешнее кино - про это. Сегодняшняя «фильма» - об этом самом...
'Страна Синоби' (2017), а в международном прокате - 'Мумон: Земля скрытности' - японская историческая драма или, лучше сказать 'костюмно-историческая' - жанр дзидайгэки. Излюбленная тема для режиссёров страны Восходящего Солнца в выстраивание всё того же самого американского вестерна. А разве нет? Деньги, нажива - меркантильностью поступков. Кольты заменены на мечи. Ковбойский наряд выхолощен до кимоно. Свирепость в лицах - обязательна. Противопоставление свой - чужой, присутствует. Добро и зло в правильности платформы толчка, зачатком интриги. А дальше... греби, насаживай одно за другим словно бусины на нить с иглой. И порядок.
Излюбленный приём в кино? Верно. Так и есть. Ёсихиро Накамура создал своё творение именно на этой почве. И не остался внакладе. Картина увлекательна, картина гармонична. Батальные сцены 'рубки мяса' перемешаны с дворцовыми интригами стариков. То в простор природный, будь то лесные чащи или плодородьем обилия залитые луга мы окунаемся, то в прохладную сень трапеций стен перемещаемся. Фехтовальщики демонстрируют своё искусство без устали. «Позолота нации» - маски чванства не снимает до самых титров. Одним словом, уютно везде. Уютно повсюду. И комфортно тоже. С кино этим - комфортно.
Эпоха Сэнгоку - период ста пятидесятилетних социальных потрясений островного государства. С середины XV до начала XVII веков - сплошные гражданские войны. Конфликт за конфликтом, бойня за бойней. Семьи, кланы в борьбе за верховенство власти. Такого исторического материала многим потомкам и на сапоги, и на халаты, и даже на короны, хватит. Знай себе - визуализируй! Не ленись! Фантазируй в разумных границах. Будешь в шоколаде... Нынешняя версия тех далёких событий - именно такая фантазия и есть. Одни персонажи подтверждены буквой памяти, другие, чей масштаб значительно меньше, дорисованы. То есть, додуманы...
Клан Ода с Севера устремляется на соседей в боевом походе. Тут, в провинции Ига, двенадцать семей территорией управляют. Меж ними тоже не всё складно и гладко. Тужатся по чём зря зачастую. Стычки кровавые не редкость. Меж собой. Промеж себя. Эти земли называют Синоби. Иначе говоря - земли Ниндзя. Открытым сражениям они предпочитают тактику скрытности. Спрятались, замаскировались, выждали и, неожиданно напали. Укололи, нанесли урон, - растворились исчезнув. Шпионская методика, диверсионная основа боя. Обман, непредсказуемость - хитростью достижение успеха. При этом денежная составляющая - главенствует. Понятие чести, канона - не «для здесь»! Оттого соседи и именую пренебрежительно земли Ига - вотчиной племени Диких Зверей.
Мумон - суперниндзя, как сказали бы ныне. Алмаз в оправе, в среде себе подобных. Ему нет равных. Навыки мастера в обращении с холодным оружием на «ох и ах» в привдыхе - ну, надо же... вот же сорванец! Меч ли в руке, два кинжала в правой, левой - не имеет значения. Кого нужно убрать? Кого 'укатать'? Я могу! Я всё могу! Сколько-сколько... платите?
Нужно ли рассказывать что-то ещё об этой картине? 'Частное' тут вплетено самой историей в 'общное' и, 'пошло-поехало'. Драйв по нарастающей. Стоит лишь оговориться. Фильм заявлен как боевик и мелодрама. Однако в данные рамки он всё же не помещается. Дополнением, и существенным, служит комедийная составляющая. Ироничного, потешного, здесь масса. При этом не только прямого, заострённого, так сказать, но и в подтексте. Автор, такое впечатление, решил по-доброму, попросту поиздеваться над жанровой составляющей предшественников батальных полотен. Все эти 'тёрки-трёпы' морщинистых дедов - треш в насмешке, в бичевании. Как впрочем, и пародийность линии Мумон-Окуни. Ниндзя-подкаблучник? Ну, это уже слишком... Это, ни в «какие ворота»... Ха-ха, одним словом. Откровенное. Полное ха-ха!
Весёлое кино, в котором с первого раза, при всём многообразии имён иерархов, земель, люда поначалу сложно разобраться. Но когда 'просветление' всё же наступает, благодать разливается по серому веществу в голове. Ага, додумал. Ага, дозрел. Ага, дошёл...
7 из 10