Имя Сергея Полунина стало уже нарицательным. Он, как и его знаменитый собрат по искусству Рудольф Нуреев, - мировой символ огромного таланта и не менее огромной... взбалмошности? дурости? экспрессии? Вообщем, всего того, что такой талант очень часто сопровождает.
Режиссеру удалось практически невозможное - непредвзято рассказать зрителю о Сергее. Он не делает выводов, не выпячивает пикантные подробности, не давит на жалость. Факты из жизни, ненавязчивые вопросы. И мы уже немного знаем Полунина. И даже понимаем его. Во всяком случае, нам так кажется.
Талантливый мальчик из Херсона. Мама, всю свою жизнь положившая на то, чтобы он выбрался в другую реальность и смог то, чего не добилась она. Папа, вынужденный уехать в Португалию, чтобы оплачивать балетную школу сына. Бабушка, которой, во имя этой же цели, пришлось работать сиделкой за больными стариками в Греции.
Вся семья, в буквальном смысле, все силы и средства вложила в карьеру Сергея. И он стал знаменитым. Закончил королевскую балетную школу в Лондоне, стал самым молодым премьером, самым узнаваемым, самым-самым. И... стало ему скучно.
Потом были Россия, Сербия, скандалы с гомофобными и расистскими высказываниями в соцсетях, прощание с балетом, возвращение в танец.
Кажется, что мальчик пошел в разнос, одурев от денег, внимания прессы и вредных привычек. Периодически вспоминая, что такой плохиш он от того, что мама была требовательной и папы рядом не было.
Но в фильме мы видим совсем другого Сергея. Молодого мужчину с оголенными нервами, без кожи, для которого танец - единственный смысл бытия, и одновременно, каторга, темница, на существование в которой он приговорен на пожизненный срок. Получив мировую известность, Сергей до сих пор ждет одобрения родителей и мечтает, что его успехи помогут семье воссоединиться и быть счастливыми.
Очень хочется, чтобы он примирился со своими демонами и прожил долгую, успешную жизнь в балете. Потому что, его талант поистине безграничен.
За каждым выдающимся человеком стоит история жизни, о которой порой страшно говорить. Потому что она спускает нас, зрителей, с небес на Землю. Мы перестаем видеть в этом удивительном творении идеал, перед нами раскрывается душа человека.
У каждого из нас есть слабые места, которые в определенные моменты распахивают перед нами океаны вдохновения. Трогают наше сердце и позволяют распуститься за спиной крыльям. Для меня это танец. А если быть точнее, то балет.
С самого детства, в тот момент, когда меня четырехлетнюю родители отвели в танцы, я сменила свою мечту стать актрисой на мечту о балерине. Занимаясь у станка, пытаясь правильно выполнять плие, батманы и многое другое, название чего я уже и не помню, в голове рождались картинки о том, как я парю по сцене. А в это же самое время мальчик не на много старше меня уже летал. Его звали Серёжа. Сейчас он один из лучших танцоров балета. И этот фильм про него.
Если честно, то мне даже нравится, что от меня скрыто так много талантов. Я получаю особое удовольствие при каждом новом знакомстве, от которого хочется воспарить к небесам. Сергей Полунин до недавнего времени был тем самым танцором, от которого захватило дух на несколько минут, пока я просматривала видео с любимой песней Hozier – Take me to church где-то на просторах интернета несколько лет назад. Я и не могла представить, что в тот момент у этого танцора ломалась душа. Не могла оторвать взгляда, а сердце сжималось от неведомого до сегодняшнего момента знания, что это так по-настоящему. Тот танец рассказывал гораздо больше, чем обычная постановка. В тех минутах протекла вся жизнь уникального человека с невидимыми крыльями за спиной.
Фильм «Танцовщик» - это биография. Только без актёров или выдуманной истории. Здесь всё именно так, как было и есть. Архивные видео, воспоминания его родителей, друзей и его самого. Много танца, музыки, терзаний и души.
Мы все большие выдумщики, когда дело касается людей, о которых мы практически ничего не знаем. Оболочка, что преподносят СМИ, те же разговоры за спиной. В этот момент, когда на страницах какой-нибудь газеты или с экрана телевизора обваливается шквал обсуждений и негатива, мы невзначай принимаем это мнение, как правду, совершенно не задумываясь о том, как тому человеку, что с другой стороны. Мы совершенно ничего не знаем о его судьбе, эмоциях, чувствах, пути.
И я рада, что о Сергее узнало больше аудитории, в число которой я и попала. Рада, что сейчас он на пути к себе настоящему и к счастью. Что он уже сам выбирает, а не подчиняется таланту или обстоятельствам. Ведь так тяжело смотреть на то, как человек страдает, особенно в те моменты, когда дарит другим неподдельный момент восторга и счастья.
История Сергея Полунина начинается в маленьком городке на Украине. Именно там он начал танцевать. Его мама не смогла закрыть глаза на то, что у сына огромный талант. Возможно, если бы в том момент его семья не пожертвовала собой, мы бы сейчас не знали о нем. Возможно и то, что не смотря на это, у него не было бы тех лет страданий и одиночества.
Мне хочется ещё совсем немного рассказать о танце. Если вдруг вы ещё не видели того видео или совершенно ничего не слышали о Полунине, то исправьте ситуацию немедленно! У меня захватывает дух от одного взгляда на то, как он это делает! Танец за гранью фантастики. Я влюблена безоговорочно.
Мне очень хочется поделиться одним своим открытием. Я, наконец-то, поняла, какой вид танца для меня самый любимый. От которого захватывает дух, сердце вырывается из груди и в голове фейерверк из эмоций. И у него, как оказалось, нет названия. Но именно этот танец исполняет Сергей под песню Hozier. Когда он просил своего друга поставить ему этот номер, то назвал это всё балетом с эмоциями. Ведь балет – танец по правилам. У него есть ярко очерченные рамки, которые нельзя переступать. А я жажду, чтобы их убрали. И именно такой танец всегда в голове, когда я слушаю любимую музыку. Именно так я мечтаю научиться танцевать. И именно таким танцем я жажду жить.
Мы все такие разные. У каждого свои таланты, способности, мечты, желания и цели. Но кое-что очень важное у нас одно. Каждый из нас жаждет быть любимым. Все дети в этом мире не думают о том, как бы стать великими, знаменитыми и особенными. Они мечтают только быть нужными своим родителям. Чтобы их слушали, с ними проводили время и безоговорочно любили именно такими, какие они есть. И только после этого каждый из нас сможет быть счастливым. Только семья может дать то, чего не сможет всё остальное. И об этом важно помнить. Может быть именно тогда, талантов будет больше. И они не будут скрываться своё нутро в искусстве. Только раскрывать, творить и жить.
О Танцовщике я впервые узнала из подборки трейлеров перед другим балетным фильмом, который был в прокате. И что мне больше всего запомнилось из того отрывка, так это татуировки. Я ещё подумала, что будет очень любопытно посмотреть кино, даже чтобы просто узнать, как сейчас относятся в балетном мире к тату, ведь у меня самой есть одна. Так я попала на показ одной из лучших кинокартин, которые мне доводилось смотреть.
Фильм-рассказ о жизни Сергея Полунина интересен настолько же, насколько и тяжёл. Эта документальная драма смотрится на одном дыхании так же, как на одном дыхании танцуют свои партии артисты балета. Мне очень понравилось, что фильм снят современно: музыка, видео, газетные вставки, интервью, семейные кадры - все это чудесным образом позволило зрителю как бы заново прожить вместе с Сергеем и его семьёй их далеко не самые простые жизненные ситуации. И если о Полунине мы ещё можем почитать статьи на новостных порталах и посмотреть записи выступлений, то о его семье навряд ли удастся отыскать что-либо подобное. И поэтому безусловным плюсом данной кинокартины было подключение родителей и бабушек к съемкам, обращение к их судьбам и мнениям относительно решений Сергея, касающихся его будущего.
Картина пронизана грустью и каким-то давящим чувством внутреннего напряжения. Это настоящий фильм-исповедь. В него погружаешься кадр за кадром, проникаешься сомнениями, поисками и метаниями Полунина, его отношениями с матерью и отцом, и с балетом.
Фильм не даёт рецепт счастливой жизни или формулу успеха. Он подтверждает известное утверждение, что все даётся трудом и упорством. Наличие смысла может как облегчить человеческий путь, так и запутать его. Но это кино даёт нам всем увереннность в том, что в любой момент мы можем свернуть даже с, казалось бы, миллион раз проверенной дороги в сторону неизвестности, если она позволит остаться верным себе.
Скажу вот за себя и от себя, как человек, который к балету имеет такое же смутное отношение, как, например, российский футбол к Кубку мира, что меня в первую очередь заинтересовал трейлер этого фильма и музыка 'главного' танца. Решил посмотреть целиком. Начинается все под Iron Man от Black Sabbath и сопровождается по ходу дела разнообразным набором композиций, таким же часто меняющимся в жанре, как и настроение и поведение главного героя - творческая личность всё-таки. В принципе, слоган к фильму отражает его суть, в картине об этом и идет речь. Какой-то бездонной глубины, потаенного смысла я здесь не нашел. Этот фильм однозначно подойдёт любителям и профессионалам балета. Лично со мной в зале были и бабушки-театралки и девушки с прямой осанкой: как раз все те, кому балет не просто слово.
Вообще, исходя из того, что фильм документальный, то тут невольно от обсуждения самой картины, хочется перейти на обсуждение личности самого героя, но делать этого не буду, так как у каждого после просмотра может сложиться своё мнение относительно его неоднозначных поступков.
Лично мне смотреть было интересно, так сказать, немного оказавшись за кулисами всего этого восторженного действа. И даже если вы, как и я, в балете мало смыслите, то все равно чисто эстетически и для культурного развития будет полезно.
Что подкупает в этом фильме? Его близость к жизни, высокий уровень достоверности - привлечение документальных видео, маленькие интервью с героями. Его фрагментарность - из микроэлементов, хорошо подобранных и скомпонованных, складывается целостная картина. Его атмосферность и соответствие характеру и духу центрального персонажа. Его эстетичность в выстроенных кадрах, от медитативного первого до мистического последнего. Его неподдельное преклонение перед балетом - пожалуй, тяжелейшим и мучительнейшим из искусств. Детство, лондонское прошлое Сергея Полунина, непростые взаимоотношения в его семье - всё это я узнавала с интересом, но куда больше - человек эгоистичен - волновали моменты, отчасти пережитые и мной. Фрагменты из 'Большого балета', где Полунин участвовал и победил в 2012 году. И, конечно, отрывки из 'Спартака' в нашем Новосибирском оперном театре. Он танцевал не только в этом балете, мы видели его в 'Щелкунчике', 'Баядерке', 'Корсаре', и всегда это было настоящим событием. В каждой постановке у него были блестящие сольные партии, где он мог продемонстрировать и свою выносливость, и гимнастическое прошлое, и грацию. Увы, связь его с нашим театром прервалась, и нам остаётся лишь наблюдать Полунина на экране, где, возможно, ему скоро предстоит блистать уже в иной ипостаси. Но энергетику и мощь балетов, в которых он принимал участие, невозможно передать и повторить нигде и никак.
На их фоне - отчасти промелькнувших в фильме, отчасти навеянных фильмом - несколько поблек для меня 'прощальный танец' в идиллических американских декорациях. Символика этого номера вроде бы прозрачна, но постановка, как мне показалось, не раскрыла всю полноту возможностей Полунина - и душевных, и физических. Она выглядит слишком декоративной. И это странно, ведь он, судя по его словам, таким образом рассказывал свою историю, буквально проживал эту постановку. Вспоминается где-то прочитанная театральная байка об актёре, который как-то раз по-настоящему заснул на сцене, а потом услышал от коллег, что момент 'был сыгран неестественно'. И потом, непривычным для моего глаза показалось сочетание элементов современной и классической хореографии в этом мини-спектакле. Перетекание одного в другое, на мой взгляд, рождало порой немного искусственные мизансцены. Ещё показалось, что, духом тяготея к современному танцу, Полунин видит возможность проявить себя наиболее полно только в классическом. А для классического балета рамки этого видео слишком узки, он вырывается за их пределы. Во всём этом, конечно, тоже можно усмотреть концепцию. Есть в видео очень красивые моменты, абсолютно живые и правдивые для меня как зрителя. Но некий американизированный драматический налёт давал о себе знать, как бы кричал сквозь танец. И это мне было чуждо. А по всему миру этот ролик собрал миллионы восторженных отзывов. Что ж, очередной его успех. Его посыл услышан людьми, и это прекрасно.
Однако я продолжу о своём. Именно потому, что личность Сергея Полунина мне крайне интересна, не хватило мне его жизни и мыслей вне балета, помимо балета. Линия жертвы (его родителей, его собственной), быстрого взлёта, быстрого выгорания, поиска себя выдержана очень тщательно, скрупулёзно. Сценарий крепко сбит, завязан лишь на этой теме и потому как бы отсекает всё остальное. Были моменты запечатлённой реальности, но их хотелось больше. Больше разговоров, больше непосредственных зарисовок. Больше. Но требовать этого нельзя, а в целом фильм получился интересным, и, разумеется, все поклонники этого действительно потрясающего танцовщика должны его посмотреть. Возможно, эту киноверсию жизни, пока что первую, однажды будет с чем сравнить.
Вот не люблю писать положительные рецензии по одной простой причине: когда фильм тебе не понравился или просто оставил тебя равнодушной, проще сохранить объективность.
Но когда что-то потрясает тебя до глубины души, так, что потом ты еще неделю-другую находишься в состоянии некоего аффекта, а именно так произошло со мной после просмотра 'Танцовщика', тут все несколько сложнее. Тебя захлестывают эмоции, за которыми, нередко, теряется весь смысл рецензии. Понравилось, потому что понравилось.
Обо все по порядку. На фильм наткнулась, просматривая список ближайших премьер. Учитывая свой недавний интерес к балету и рабочую необходимость более детально изучить все стороны этой сферы искусства, решила узнать о фильме подробнее.
Чувство внутреннего противоречия нахлынуло, как только открыла страницу с постером и синопсисом: какой-то мальчик оббитый татуировками, со шрамами этими дурацкими. В голове мелькнула мысль: 'Вот она, очередная 'звязда', у которой ни мозга, ни таланта, зато куча эпатажа'. Посмотрела трейлер. И просто онемела...
За два дня нашла о 'мальчике' все, что только можно было: интервью, видео балетов, танец, поставленный под Хойзера, записи встреч со зрителями.
Это просто поразительно. Я, вообще, атеист, но когда жизнь сталкивает тебя со столь очевидным, безусловным талантом, трудно поверить, что такое возможно без вмешательства высших сил. Когда ты видишь, как Полунин взлетает над сценой на два метра и перелетает ее за три jete, время вокруг замирает... Описывать танец – безнадежнейшее, неблагодарное занятие, не придумали еще таких слов… это даже не танец, это поэзия в движении... Гибкий, изящный, легкий... Все его движения связаны друг с другом логически, потрясающе естественны и безумно красивы.
Разумеется, купила билет. Идти боялась. К моменту премьеры у меня уже сложился в голове определенный образ. Очень не хотелось, чтобы вытащили на свет какие-нибудь 'жареные' факты (типа наркотиков, беспорядочных связей со всем, что движется и таковая прочая), которые этот образ смажут. Да и слоган фильма к этому располагал. Но, к счастью, этого не случилось.
Гений? Абсолютно. Икона? Возможно... Бунтарь? Никакого бунтаря я не увидела. Увидела мальчишку, которого просто, в силу обстоятельств, в детстве недолюбили. С которым, в ключевой момент формирования его, как личности, никого не оказалось рядом. Оставшегося одного в чужой стране. Колоссально талантливого. Искреннего и доброго. Взвалившего на себя комплекс вины.
Увидела маму, снедаемую этой же виной, задающуюся вопросом: 'А можно ли было иначе?'
Примерно этот же вопрос задает в своей статье Вересков: оправдывает ли цель средства? На мой взгляд, однозначного ответа тут просто не может быть. Во всяком случае, у меня его нет. И уж точно, я никогда не посмею ее осуждать. Будь я на ее месте, наверное, поступила бы также. Кроме того, не могу эгоистично не вспомнить, что поступи она иначе, пойди на поводу материнских чувств, я, вероятно, никогда бы не увидела ни полунинского Альберта, ни его Щелкунчика, ни его Take me to church, каждым филигранным жестом кричащего об отчаяние и безысходности мятущейся души.
Одним словом, поклонникам Полунина смотреть обязательно. Не пожалеете. Хотя бы, ради его финального танца.
P.S. В конце фильма, когда Сергея после его выступления обнимает бабуля и говорит: 'Ты у меня самый лучший!' Я человек не сентиментальный, но я плакала...