Думаю, не будет особым преувеличением сказать, что 'Рейд' для кино Юго-Восточной Азии (не только родной Индонезии) стал тем, чем в своё время стали фильмы Брюса Ли для кино гонконгского - этакой путеводной звездой и эталоном, к качеству которого многие стремились, но никто, по сути, не достиг (великолепный 'Рейд 2' не в счёт). Хотя пытались многие: и индонезийцы, и вьетнамцы, и в каком-то смысле даже американцы (которые на одну из главных ролей в '22 милях' пригласили Ико Уайса и сняли фильм про Индонезию в Колумбии, прости Господи). Наконец, в 2018 году свою попытку предприняли Филиппины - страна с богатым и самобытным, но не особо выделяющимся боевиками кинематографом. И снятая филиппинцами 'Контрольная закупка' настолько отдаёт 'Рейдом', что, честно говоря, больше похожа на его ремейк (учитывая регион производства, я уверен, что на оригинал этот фильм будет в любом случае похож больше, чем официальный американский ремейк, которому я искренне желаю никогда не выйти в прокат).
Судите сами: есть отряд полицейского спецназа, немалую часть которого составляют новички. Отряд отправляется на задержание опасного и влиятельного бандита в трущобы, которые тот контролирует. Ну а дальше события развиваются в полном соответствии с законами Мёрфи - всё, что могло пойти не так, идёт не так. И первостепенной задачей спецназовцев становится выживание в месте, где каждый хочет их убить, а второстепенной - выяснить, кто же их подставил. Ну а главной героине по ходу всего этого предстоит разобраться ещё и с собственными демонами и скелетами в шкафу. Да, вместо героя здесь героиня. И это, кстати, одна из самых интересных идей 'Контрольной закупки'. Энн Кёртис, исполнительница главной роли, неплохо играет (по меркам боевиков, само собой), её физическая форма нареканий не вызывает. Её героиня Нина Мэниган - одно из главных достоинств фильма. Она не только хорошо стреляет и дерётся, но и способна быстро делать суровый выбор в ситуациях, когда у других героев принято включать мелодраму - лучшие моменты фильма связаны именно с этой её способностью. Остальные члены отряда мало чем выделяются, но таким персонажам в таких фильмах выделяться особого смысла нет: даже до середины сюжета из них мало кто доживёт. По тем самым причинам, за которые мы и любим жанр: драки и перестрелки.
Бои в фильме по большей части сложно назвать захватывающими, но они как минимум достаточно хороши для того, чтобы не возникло желание бросить просмотр. Поначалу спецназовцы и их враги убивают друг друга из огнестрела - эти сцены местами хаотичны и точно не несут откровений, но сняты старательно, и лично я могу назвать только один момент, который смазывает впечатление: вся кровь, хлещущая из ран в момент их нанесения, нарисована на компьютере. Само по себе это не то чтобы плохо - в конце концов, мы живём в 21 веке, и грех не пользоваться достижениями науки и техники - но если вы рисуете кровь в кино, сделайте так, чтобы она не выглядела нарисованной! С этой задачей специалисты по компьютерным эффектам не справились.
Довольно быстро патроны у всех участников заварухи заканчиваются, и начинается то, ради чего мы все сюда и пришли - рукопашная. И давайте сразу расставим все точки над i: откровения и здесь не получилось. Драки поставлены вроде бы аккуратно и, опять же, старательно, но не более. Им не хватает скорости, напора, изобретательности - всего того, чем нас в начале десятилетия так поразил 'Рейд', а через несколько лет - 'Джон Уик'. Явной халтуры вроде бы нет (за исключением местами довольно рваного монтажа), но под конец, когда на оставшихся в живых спецназовцев нападает, кажется, всё оставшееся в живых население трущоб, многие косяки всё же всплывают на поверхность. Мэниган бежит сквозь узкие улочки и по крышам хлипких хибар, со всех сторон на неё нападают бандиты и местные жители, заставляя пробивать дорогу руками, ногами и предметами обстановки - казалось бы, круто, но героиня не выглядит зажатым в угол зверем: она выглядит как человек, заучивший определённую последовательность действий и теперь старательно её повторяющий, и это слишком бросается в глаза. В это же время через такую же толпу прорывается другой спецназовец, и он даже не всегда утруждает себя ударами, просто отталкивая многих врагов в сторону - они не возвращаются, чтобы отомстить, хотя на момент исчезновения из кадра явно были в состоянии это сделать. Вышеупомянутые сцены должны были стать кульминацией экшен-составляющей фильма, но по итогу смотрятся довольно бледно, несмотря на отличную (без шуток) операторскую работу. Всё это обидно, особенно учитывая, что у создателей явно были ресурсы для того, чтобы поставить драки получше, чем на уровне 'сойдёт'. Бюджет - да, маленький, но точно повыше, чем у более эффектного в плане драк 'Онг Бака' или, к примеру, 'Мерантау'. Актёры - возможно, не чемпионы по джиу-джитсу, но все в отличной форме, к ролям готовились и явно справились бы с более сложными боевыми сценами. Наверное, стоило бы сделать драки менее масштабными, но проработать их получше... Но имеем что имеем.
'Контрольная закупка' - кино далеко не идеальное. Сценарий неплох, к технической части вопросов нет, но боёвка держится на отметке 'средне', лишь иногда поднимаясь чуть выше. За общее количество экшена и пару неожиданных сюжетных поворотов лично я готов простить этому фильму его огрехи, но однозначно рекомендовать к просмотру искушённым поклонникам боевиков не могу. Впрочем, если вы (прямо как я) до сих пор находитесь в стадии отрицания того факта, что третьего 'Рейда' мы не увидим - попробуйте глянуть. Хуже точно не будет.
7 из 10