Тайная жизнь

A Hidden Life
год
страна
слоган-
режиссер Терренс Малик
сценарий Терренс Малик
продюсер Элизабет Бентли, Дарио Берджесио, Мэтт Билски, ...
оператор Йорг Видмер
композитор Джеймс Ньютон Ховард
художник Себастьян Т. Кравинкель, Стив Саммерсгилл, Брайс Тибби, ...
монтаж Реман Низар Али, Joe Gleason, Себастьян Джонс
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Россия  7.8 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время174 мин. / 02:54
Номинации (1):
История символа австрийского сопротивления, Франца Егерштеттера, отказавшегося сражаться за нацистов во Второй мировой войне. Когда Франц сталкивается с угрозой казни за измену, несмотря на многочисленные возможности ее избежать, он продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру и любовь своей семьи.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.50 (9420)
ожидание: 98% (1996)
Рейтинг кинокритиков
в мире
80%
173 + 43 = 216
7.4
в России
2 + 0 = 2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей


    Известный и талантливый режиссер Терренс Малик сделал то, чего он не делал годами: в «Тайной жизни» постановщик попытался рассказать прямую и в чем-то старомодную историю. Это, безусловно, хорошая новость для тех, кто считает, что Малик зазнался — по крайней мере именно в этом фильме режиссер возвращается к корням — к стилю «Пустошей» и «Дней жатвы». Возможно, Терренс Малик просто разочаровался в искусстве свободной формы, к которому он обращался в последние годы («Древо жизни», «К чуду», «Рыцарь кубков»), и постановщик решил привести себя в форму: его новый проект повествует о Франце Егерштеттере — австрийце, отказавшемся присягать на верность Третьему Рейху во времена Второй Мировой. Нетрудно догадаться, что такая позиция героя привела к пожертвованию семьёй, друзьями и даже собственной жизнью. К сожалению, постановщик уже, похоже, генетически неспособен рассказать прямую историю: трехчасовая драма — плод труда депрессивных извилин господина Малика наполнена красивыми, но не очень нужными кадрами вроде щебечущих птиц, пасущихся овец и бегущих ручейков.

    Франц и его семья наслаждаются жизнью на ферме в австрийских Альпах. Взрослые усердно работают над урожаем пшеницы, а белокурые дочери играют. Все счастливы, пускай и не произносят это вслух. Вскоре нацисты требуют, чтобы все трудоспособные австрийские мужчины присоединилась к Вермахту и дали клятву верности Гитлеру. Сельский староста пытается убедить Франца вступить в армию, но наш герой по моральным соображениям противиться. Все пытаются сломать героя и заставить отказаться его от принципов: от местного епископа до парочки странных сочувствующих нацистов.

    Настоящий Егерштеттер был причислен к лику мучеников Папой Римским в 2007-м, но образ, задуманный Маликом, даёт зрителю слишком мало, чтобы помочь понять действия настоящей исторической личности. Сценарий, конечно, предоставляет ему определенные перспективы, однако в целом всё разочаровывает. Малик создал военный фильм без единой военно-трагической сцены, т. е. ужас, с которым столкнулся Егерштеттер оказался лишь умозрительным: это мы, зрители, знаем, что было бы, отправься он на войну, и что нацизм — это зло, а не сам Франц. В итоге концептуально «Тайная жизнь» идёт в сторону слепой веры одного человека, хотя задумка у Малика, очевидно, была другая: показать те черты, что делают человека человеком, а не бесчувственным животным вроде убежденного нациста.

    Трехчасовой хронометраж приводит к неизбежному повторению некоторых черт: снова и снова, то тут, то там, вылезают авторитетные лица, убеждающие Франца, что выбора у него нет. Подобные стилистические ощущения делают концепт очень неустойчивым. В итоге драме не хватает внутреннего напряжения: вместо того, чтобы бороться с самим с собой (как, кстати, делают любой «маликовский» главный герой), Франц остается благородной фигурой, беспомощной перед своими убеждениями. Супруга, кстати, не менее решительна, но и тут промах: сценарий не дает ответа насколько она свободна в своих мыслях; может быть, она просто следует за своим мужчиной?

    Актерская игра — сильная сторона фильма. Аугуст Диль, наконец-то, получил свой звездный час. В кинофильме отметились и другие звезды Европы, преимущественно немцы и австрийцы: внезапный Тобиас Моретти, Маттиас Шонартс в роли нациста, покойный харизматичный Бруно Ганц, рано ушедший Микаэл Нюквист.

    Никто не отражает красоту и спокойствие природы, как Терренс Малик, однако даже его кинематографическое мастерство едва ли спасает эту трехчасовую историю, полную страданий, отчаяния и безысходности. По задумке это не так уж и дурно звучит, вообще безнадега нам в целом близка, да и темы тут важные: менталитет толпы, сосед обращается против соседа и т. п. Но дрейфующий стиль Малика в мире его фильмов больше подходит для поэтического впечатления, чем для конкретной истории и прямых идей, из-за чего общее настроение какое-то угнетающее. Нельзя отрицать, что «Тайная жизнь» запечатлевает поразительные мелкие моменты жизни (семья, играющая в траве; женщины, собирающие урожай и т. д.), так что и в случае вполне процедурного развития событий, Малик не смог удержаться от раскрытия экзистенциальных загадок бытия: заумно, господа-с!

    6 из 10

    28 марта 2020 | 10:53

    Большая часть мировых религий сводится к тому, что в своей жизни человек должен стремиться к любви и творить добро, что именно в этом заключается смысл жизни. В то же время история знает множество примеров событий, когда люди ради «благих намерений» творили непростительное зло, от чего человек мог усомниться в прежнем значении своих взглядов. С подобной ситуацией сталкиваются главные герои философской исторической драмы «Тайная жизнь».

    Синопсис Австрия пошлее аншлюса. Жители тихой альпийской деревушки живут своей размеренной жизнью вдали от всех перипетий, которые происходят в мире. Однако вскоре война настигает и их, когда молодого фермера Франца Егерштеттера мобилизуют в армию, чтобы отправить на фронт убивать невинных. Францу, будучи глубоко религиозным человеком, не отказывается от своих убеждений и выражает открытый протест, приведший к его аресту, заключению под стражу и приговору к смертной казни.

    Игра актёров Фильм стал «скопищем» для многих более-менее известных немецких и австрийских актеров, которых мы можем узнать по разным кинолентам и телесериалам. Однако при все разнообразии хотелось бы выделить исполнение Аугуста Диля и его экранной напарницы Валери Пахнер. Диль исполнил непростую роль Франца Егерштеттера, человека, которого воспитали в доброте, любви и уважении к чужой жизни, а посему просто не способного предать свои убеждения и взять на себя большой грех, отняв у кого-то невинную жизнь. Австрийская актриса Валери Пахнер сыграла роль супруги Франца Фанни, преданной жены и просто стойкой женщины, которой пришлось в одиночку пройти через унижения, угрозы и плевки в лицо, т. к. все это меркло перед силой ее любви к своему мужу.

    Режиссура Кто знаком с творчеством Терренса Малика, знает, что все его картины отличаются глубоким и сложным философским посылом, который дополняет яркое визуальное представление. Как и в большинстве своих работ, режиссер в очередной раз задает вопросом о смысле жизни, но на сей раз подает эти поиски через призму непростой исторической эпохи, когда человек творил непростительное зло ради неведомого добра. Режиссер показывает жизнь, взаимоотношения и стойкий характер двух обычных людей, которые жили своей спокойной размеренной жизнью в тихой альпийской деревушке, вели хозяйство, растили детей и просто любили друг друга. Они создали для себя маленький мирок, который был далек от тех перипетий, которые творились во внешнем мире. Но война добирается и до них, мужчину арестовывают за то, что он отказывается творить зло, а женщина вынуждена терпеть унижения со стороны бывших друзей за то, что она остается верна мужу. С одной стороны, герои задаются вопросом, если человек будет вознагражден за добрые дела, то почему его теперь за них наказывают? С другой стороны, несмотря на все испытания, выпавшие на их долю, они остаются верны своим убеждениям и по-прежнему проявляют добро и заботу о своих ближних, следуя своему пути.

    Сценарий Можно сказать, что «Тайная жизнь» — это первый фильм с моменты «Тонкой красной линии», где есть какой-то понятный обозримый сюжет, основанный на реальных событиях. Действие разворачивается в тихой австрийской деревушке Санкт-Радегунд, скрытой за высокими Альпами и окруженной бескрайними зелеными лугами и лесами. Жители деревни совместно ведут хозяйство, чтут старинные традиции и обычаи, совместно проводят досуг, знакомятся, женятся, заводят семью. Одними из них оказываются Франц и Фанни, которые ведут хозяйство в своей ферме, растят трех очаровательных дочерей и просто любят друг друга. Как и все мужчины, Франц проходит срочную военную службу, поскольку остается верным патриотом своей страны. Однако его взгляды изменяются, когда он узнает, что его страна ради достижения неких высоких «благих» целей, зверски и безжалостно уничтожает невинных и беззащитных, и при этом требует от него непосредственного участия во всех злодеяниях. От героя тут же отворачиваются соседи, считая его предателем и изменником родины и «расы». Но это не останавливает героя, который, получив повестку, выражает открытый протест, отказавшись присягнуть Гитлеру, за что его тут арестовывает гестапо. Как и большинство фильмов Малика, сюжет изобилует закадровыми монологами, в которых Франц и Фанни общаются либо друг с другом, либо с Богом, задавая вопросы, на которые так и не получают четкого ответа, при этом оставаясь верными своим принципам.

    Итог «Тайная жизнь» — на мой взгляд, лучшая работа Терренса Малика со времен «Древа жизни». Помимо того, что фильм также отличается потрясающими кадрами альпийских пейзажей гор, лугов, лесов, которые в своем сочетании располагают к гармонии и душевному спокойствию, в которых прошла большая часть жизни героев, он еще подает важную идею, что настоящий подвиг не должен изменить ход истории, но должен отложиться в памяти предков, что доказано примере реального Франца Егерштеттера. Поэтому рекомендуется к просмотру.

    8 из 10

    21 марта 2020 | 11:11

    Режиссёр фильма Терренс Малик в университете изучал философию, областью его интересов были работы крупного немецкого мыслителя двадцатого века — Мартина Хайдеггера. До сих пор ведутся споры по поводу политических взглядов этого философа. Он состоял в нацистской партии НСДАП и публично одобрял действия фюрера. Усугубила ситуацию недавняя публикация «Чёрных тетрадей» — дневниковых записей Хайдеггера. Где нашли ещё больше подтверждений его симпатии фашистскому режиму.

    Перед просмотром фильма было любопытно — найдут ли отражение спорные политические взгляды изученного Маликом Хайдеггера на историю борьбы австрийского фермера Франца Егерштеттера с гитлеровским режимом. Посмотрев фильм, можно однозначно ответить — нет. Малик остался верен своим духовным идеалам. Фашизм в его фильме — абсолютное зло, с дотошностью запечатленное в каждой детали лиц его представителей, которые будет неоднократно фиксироваться крупным планом.

    С тёмной стороной Хайдеггера мы разобрались, однако про него пока рано забывать. В фильме много другого Хайдеггера. Хайдеггера почвенника. Философ всегда испытывал любовь к крестьянской жизни и не упускал возможность пожить в глуши — хижине в Тодтнауберге в шварцвальдских горах. «Философский труд не может быть уделом чудака, засевшего в своем углу. Самое место ему — среди крестьянского труда».

    «Тайная жизнь» отлично воплощает этот концепт. На протяжении почти трёх часов Малик практически в каждом кадре смакует крестьянский быт под философские монологи. Режиссёр воспевает непопулярные сегодня традиционные ценности: крепкие семейные отношения, честный физический труд, любовь к природе. На этих незыблемых столпах держится мировоззрение простого австрийского фермера Франца Егерштеттера. Ни квасной патриотизм, ни общественное порицание, ни физическое насилие — ничто не способно заставить его переступить через свои принципы.

    В техническом плане картина выглядит как рядовая работа Терренса Малика с его характерным почерком. Блуждающая камера норовит заглянуть в лица героев. Шевелящаяся зелёная трава как и раньше выступает отдельным персонажем и фетишем. Нескончаемый поток сознания сопровождает полные религиозного духа кадры природы.

    И Мартин Хайдеггер, и Франц Егерштеттер остались в истории. Первый как влиятельный философ двадцатого века со спорной политической позицией, не брезгующий интеллектуальными манёврами в личных интересах. Второй как блаженный мученик с непоколебимыми принципами. Терренс Малик тщательно изучил «тайную жизнь» обоих. Его кино говорит нам о выводах, которые он из этого сделал.

    6 февраля 2020 | 15:58

    «Тайная жизнь», как и многие другие картины известного режиссера Терренса Малика, относятся к формату визуализированного авторского высказывания на фоне кинематографического полотна. Режиссер, словно художник, в каждой своей работе начинает сначала с общих размышлений (полета фантазий), которые потом преобразуются в первые яркие мазки, создавая на пустом месте целую вселенную с глубокомысленной историей человеческих взаимоотношений. Не исключено, если бы Терренс Малик не был режиссером, то, наверняка, реализовался бы в живописи, так как его фильмы, а точнее некоторые сцены так и просятся на холст. И новый фильм, безусловно, не исключение, являясь очень проницательным, тяжелым и весьма неоднозначным произведением настоящего творца. Трехчасовое повествование рассказывает нам о непростой судьбе одной австрийской семьи, столкнувшейся с нацистской машиной жестокого реализма. В какой-то момент глава семьи, осознав бессмысленность войны, отказывается вступить в ряды немецкой армии, тем самым подвергнув себя и свою семью к тяжелейшим испытаниям на прочность веры и силы духа. Унижения, пытки, голод и тяжелый физический труд женскими руками многим покажется страшной правдой жизни, хотя через это проходила практически каждая семья, столкнувшаяся лицом к лицу с ужасами войны.

    Сразу стоит предупредить, в сюжете периодически происходят большие отступления с философскими размышлениями о жизни, семье, свободе выбора, религии и любви, где автор использует это в письмах, а также в озвученных закадровым голосом мыслях. В фильме вообще герои много думают и разговаривают сами с собой и друг с другом, находясь на значительном расстоянии. По сути, если убрать из фильма весь закадровый текст, то конкретных действий хватит максимум на полтора часа. Поэтому нужно заранее себя морально подготовить к определенному пониманию структуры всего повествования, чтобы потом не разочароваться во время просмотра. И всё же, несмотря на большой хронометраж, картина выдержана в лучших традициях авторского кино с мощнейшим эмоционально-значимым посылом. Многие эпизоды буквально переполнены внутренней драматургией, отражающиеся в эмоциях, взглядах и действиях героев. А глубина и сила их большой любви способна растопить даже самые черствые сердца. На протяжении фильма зрители будут гадать, сомневаться, осуждать и всяческие поддерживать супружескую пару, которая во имя своей веры и любви готова идти до самого конца, невзирая на ужасающие последствия. Но какова цена за свои предубеждения? Стоят ли они таких страданий и принесенных жертв, где за сказанные слова, в родных детей бросают камни еще вчерашние соседи, жене приходится в одиночку голыми руками буквально пахать землю, чтобы прокормить семью, а тем временем супругу терпеть унижения и боль в стенах нацистской тюрьмы?

    Конечно, можно по-разному относиться и к стилистике режиссера, где эффект живой камеры присутствует во время всего действия, и к поднимаемой теме, но ясно одно, картина обязательно оставит свой след в памяти каждого думающего зрителя. Эстетическая красота визуального художества с проникновенным музыкальным сопровождением делает всё возможное, чтобы зритель во время просмотра забыл о времени и полностью растворился в происходящих событиях и стал частью героев, чья судьба является зеркальным отражением всех пострадавших от губительной войны.

    11 февраля 2020 | 13:46


    Типичное кино для совсем нетипичного Терренса Малика — «Тайная жизнь» — тихо и незаметно ворвалось в прокат. С Маликом я встречаюсь крайне редко, но не узнать с первых же кадров его авторского стиля просто невозможно: и если в «Между нами музыка» использование этого стиля стало проблемой (по крайне мере, для меня), то в данном случае «маликовщина» сыграла полотну только на руку. Именно поэтому разговор об элементарной в сюжетном контексте «Тайной жизни» я начинаю со стиля: кажется, что лишь подача постановщика со всей присущей ею интимностью, тишиной, абстрактностью могла должным образом рассказать будто бы одну из глав Библии, житие Франца Егерштеттера, отказавшегося присягнуть Гитлеру и причисленного в 2007-ом к лику блаженных.

    Как бы изначально не хотелось что-нибудь выкинуть из конского трехчасового хронометража, этого категорически делать нельзя, если вы желаете полностью прочувствовать «Тайную жизнь». А прочувствовать, в принципе, нужно две вещи: райский быт крестьянской (фермерской) жизни и то, насколько противоестественно для подобного мира зло, воплощенное в одиозном вермахте. Демонстрируемая в первый час ленты без преувеличений счастливейшая идиллия Франца дает возможность проследить отчетливый контраст между светом и поглотившей практически всю планету тьмой, противостоять которой себе дороже, тем более в одиночку. Герой это тоже понимал, но продолжал стоять на своей правде даже тогда, когда получает от своей жены известие о том (к слову, проникновенная переписка супругов имела место в действительности), что все жители деревни проклинают их в непослушании «отеческой» власти и отказываются каким-либо образом помогать в хозяйстве сводящей концы с концами семье Егерштеттер.

    Честно говоря, в ходе и уже после просмотра я сам задавался вопросом: «Почему?». Почему Франц не пошел на уступку, когда в качестве компромиссного решения ему предлагали нести службу в медицинской части, а взамен он должен был произнести лишь клятву верности? Почему он не внял вроде бы здравой мольбе священника о том, что для Бога важны наши помыслы, а не высказанное слово? А на протяжении всего заключения в оковах Франц имел встречи с несколькими высокопоставленными лицами, каждый из которых любопытствовал по одному и тому же вопросу: «Ты думаешь, твои действия что-то изменят?». И действительно: изменят ли? Несколько слов стоят твоей свободы? Твоей разлуки с любимыми женой и детьми? Твоей жизни, в конце концов? Франц говорит, что стоят. Признаться, я бы смалодушничал. Видимо, внутри австрийца жила непостижимая сила божьей воли, божьего слова: та сила, что превыше всего на белом свете.

    Средства выразительности ложатся на почерк Малика, о котором говорилось ранее: это и лица крупным планом, и общие виды пейзажных красот, и минимум диалогов, и максимум закадрового голоса, откровенно выкладывающего мысли героев, и практически несмолкающая музыка, чувствующая себя органично и естественно в заданных условиях повествования. Не менее органично вписался немецкий актер Аугуст Диль, прекрасно воплотивший Егерштеттера, и еще больше ранее неизвестная Валери Пахнер, игра которой и не игра вовсе.

    У любого из нас есть так называемая тайная жизнь. И отнюдь не часто удается отдернуть занавес этой жизни в отношении человека, которого ты не знал и никогда не узнаешь. Терренс Малик предоставляет такой шанс: шанс не только коснуться, но и дать каждому собственный ответ на вопрос «почему?». Приятного просмотра!

    7,5 из 10

    26 марта 2020 | 19:45

    Терренс Малик, вдоволь наигравшись с секретами мироздания, возвращается на земную твердь и в привычной ему живописно-повествовательной манере снимает фильм о глубочайшей трагедии маленького человека. Франц Егерштеттер (Аугуст Диль) — австрийский фермер, который вместе с женой (Валери Пахнер), детьми и матерью живёт в предгорье Альп, возделывает плодородную землю и однажды отказывается присягнуть на верность Гитлеру.

    Франца отправляют в тюрьму за подрыв военной морали, а его семья остаётся в живописнейшем уголке земли, который своим спокойным и размеренным течением времени абсолютно противоположен хлёсткому и устрашающему урагану войны. Здесь сюжет разделяется на две линии, одна из которых повествует о тяготах и муках — как физических, так и душевных, — которые Франц испытывает в тюрьме. Другая — о силе духа, стойкости характера, природной кроткости, незыблемой красоте, мудрости и титанической силе, — обо всём, что скрывает за собой хрупкое естество женщины. Жена Франца взваливает на себя всё хозяйство, фермерство, престарелую свекровь, троих дочерей. Ей, как и многим, не понятны мотивы супруга оставить семью на произвол судьбы и отдать жизнь за нежелание произнести всего лишь пару слов. Так думают и адвокат Франца, и даже судья военного трибунала (последняя роль великого Бруно Ганца). Сюжет фильма основан на реальных событиях, а это значит, что финал очевиден. Но блестящая игра Аугуста Диля позволяет разглядеть все чувства, которые испытывает Франц, услышать все его мысли. Невольно начинаешь сомневаться в его решимости и надеяться на положительный исход этой громадной по масштабам трагичности истории.

    Название Малик заимствует у Джордж Элиот.»… ибо благоденствие нашего мира зависит не только от исторических, но и от житейских деяний; и если сейчас наши дела обстоят не так скверно, мы во многом обязаны этим людям, которые незаметно и честно жили рядом с нами, и покоятся в безвестных могилах». Франц живёт простой и скрытой от глаз всего мира жизнью. Но по воле судьбы и собственным убеждениям ему приходится совершить невидимый для всех протест, ввязавшись в непродолжительную, но кровавую войну внутри самого себя.

    Тайная Жизнь — это трёхчасовая ода, художественно-поэтическое произведение, где каждый кадр и каждая сцена являются неотъемлемой частью общего восприятия картины. Невозможно рассказать эту историю, пренебрегая описаниями красоты альпийской природы, сочности утренней росы, пробивающегося сквозь высокие травы рассветного солнца. Так же, как невозможно обойти стороной искренность чувств, нежность сестринской любви, детскую невинность и непосредственность. Нельзя смотреть фильмы Терренса Малика, внимая лишь сюжету и не замечая завораживающей красоты окружающего нас мира, которой он и его операторы наполняют каждую ленту, над которой работают. В Тайной Жизни легко угадываются живописные полотна любимого многими кинематографистами Эндрю Уайета. А некоторые интерьерные съёмки будто списаны с натюрмортов нидерландских художников. И все эти картины, зарисовки и наброски невероятно гармонично озвучены произведениями Баха, Бетховена, Генделя, Шнитке.

    Человек — величайшая загадка. Внутри каждого из нас — целый мир. Мы ежедневно принимаем решения, опираясь на собственные чувства и жизненный опыт. По мотивам жизни каждого человека можно снять кинофильм, и он непременно получится невероятно красивым, если за него возьмётся Терренс Малик.

    16 марта 2020 | 17:08

    Заголовок: Текст: