Первый фильм, где монстра привели к жизни взрывом атомной бомбы, один из первых, где древнее зло пробудили во льдах, вторая полнометражная работа с покадровой анимацией Рэя Харрихаузена, ученика Уиллиса О'Брайэна, тоже сделавшего себе имя на stop-motion технологии. Фильм по рассказу Рэя Брэдбэри «Туманный горн».
Однако, если в оригинальном рассказе фигурировал бронтозавр – а он уже разгуливал по городу в «Затерянном мире» 1925 года, то в фильме был создан ящер позлее и поэффектнее – Редозавр, смотрящийся в разы более опасным хищником, сеющим хаос и разрушение.
Местом действия, как ни странно, вновь стал Нью-Йорк. Кин-Конг, в своё время, открыл туда, похоже, дорогу для самых разных гигантских тварей (можно помимо всего прочего вспомнить даже Зефирного Морячка из первых «Охотников за приведениями»). Даже не знаю, какой город в тоге разрушали монстры чаще в мировом кинематографе, тот же Нью-Йорк или всё-таки Токио (про «Годзиллу» и связанных с ним монстров типа «Родана», «Мотры», «Варана» и других всё-таки уже более трёх десятков картин).
Да, здесь нет такого многообразия всяких существ, как в «Кинг Конге» и «Затерянном мире», а также даже отсутствует некий дух приключений, сопровождавший выше названные картины и полнометражный дебют Харрихаузена – фильм «Могучий Джо Янг», однако это не мешает «Чудовищу с глубины 20000 морских саженей» занимать одну из королевских позиций в кинематографе о гигантских монстрах.
Чудовище исполнено превосходно. Харризаузен, как и О'Брайэн, не только приводит в действие мельчайшие позвонки хвоста и прочие нюансы телодвижения, но и тщательно прорабатывает мимику монстра. Что ж поделаешь, если динозавр не во всём так выразителен, как горилла.
Фильм дарит множество незабываемых и впечатляющих моментов, как, к примеру потрясающая сцена пробивания чудовищем здания насквозь или его приближение к подземке. У него много выходов на сцену, и каждое нападение существа сделано не просто для нагнетания атмосферы и учащения случаев очевидцев, что немаловажно для сюжета, но и демонстрирует величие покадровой анимации того времени во всей красе.
Нападение на маяк, потопление судов, весь завершительный акт с кучей стрельбы и военных – экшена в фильме хватает с лихвой, да и фильм сам по себе длиться всего 80 минут, так что скучать тут попросту некогда. Лурье снимает в отличной динамике кадра, хотя фантастики тут всё-таки куда больше, чем ужасов.
Зато первое появление ящера происходит уже на десятой минуте! Мало какой фильм о монстрах может похвастаться подобным. К тому же нам демонстрируют не просто какую-то его малую часть типа куска морды, когтистой лапы или глаза, не просто тень или силуэт, и не дурацкий прём вида из глаз создания, якобы свирепо наблюдающего за происходящим кадром, а я бы сказал, прям сразу во всей красе, когда чудовище устраивает ледяной обвал.
Человеческая часть здесь тоже на высоте, сюжет не перегружен мелодраматичными элементами, а многие идеи и повороты сюжета выглядят свежо и даже способны удивить вместе с гибелью некоторых персонажей. А главная героиня и вовсе появляется лишь во второй трети. Кстати, неплохи и диалоги, когда активно обсуждается вопрос веры в динозавра или обещание в духе «- Напиши, если что-то случится. – Боюсь, написать я смогу только в случае, если ничего не случится».
Мэш-апы смотрятся удачно в большинстве случаев, но иногда качество наложенных элементов страдает чёткостью одного из них. Странно, почему нельзя было отснять более качественную картинку фона. Но в «Кинг Конге» подобное в глаза не бросалось, а тут минуло более 20 лет, а технологии не шибко-то продвинулись в наложении картинок.
В отсутствии каких-либо противников и кайдзю-битв, нам покажут схватку Осьминога с Акулой на дне залива в сцене погружения профессора палеонтологии. Битва весьма удачно прервётся появлением, собственно, чудовища, так что не имеет значения на чьей стороне в итоге окажется зритель.
Что же до общей сути происходящего, то морально-нравственная сторона картины, может, и не содержит в себе многозначительности элементов «Кинг Конга», но зато поднимает острые вопросы человеческой природы и ответственности. К тому же есть интересный сюжетный ход с заражением крови чудовища опаснейшим вирусом, так что процесс его убийства оказывается задачей довольно сложной для человечества.
А особенно яркими оказываются сцены бегства, когда толпа сбивает слепого и никто даже не пытается его поднять, ему помочь и увести до приближающегося динозавра, или когда на пути убегающих оказываются дети – до которых никому нет дела до появления матери. Даже дикари в «Кинг Конге» в сцене атаки на деревню активно спасали брошенных малышей, вот он контраст, и кто после всего этого «чудовище»?!
Фильм, конечно, не лишён неких шаблонов и клише, которые в те годы лишь оформлялись, а потому не выглядели столь уж предсказуемо и привычно, как сейчас. Например, секретное супер-оружие в единственном экземпляре. Зато, если из картины о гигантской горилле японцы потом позаимствовали эпизод с крушением поезда, то блуждающий по улицам Редозавр сделал вклад в будущего «Годзиллу» шикарной сценой о защите линией высоковольтных электропроводов.
При всём этом даже среди своих собратьев этот фильм выглядит довольно нетипично и оригинально, хотя тут дело может быть в исходном рассказе знаменитого писателя, когда прочие многие кайдзю сделаны по одним и тем же лекалам. Ну, и, безусловно, общее качество картины, конечно же, сильно влияет на восприятие.
Более того, невероятно качественно сняты даже ночные сцены, которые могут вызвать опасение из-за чёрно-белой плёнки да и вообще самого визуального качества столь древней картины. Но свет всегда выставлен отлично, чудовище представлено чётко и впечатляюще, а всё его приключение в городе и противостояние военным смотрится правдоподобно и захватывающе.
Редозавр со своим двойным змеиным языком смотрится выигрышно и оригинально на фоне многих ящеров кинематографа. Не даром потом, уже в цвете, подобные ему динозавры появились уже в семидесятых: в картине «Когда по земле ходили динозавры» и в фильме «Планета динозавров».
Мастерская штучная работа, каковой и выглядит по сей день, не смотря на большое обилие похожих картин, дальнейший расцвет жанра и уже чуть ли не его закат в современную эпоху, когда динозаврами и большими монстрами уже мало кого удивишь. К тому же раньше использовались натуральные модели и фильмы изобиловали практическими эффектами, в которые веришь, ибо сами динозавры – настоящие. А сейчас вокруг одни компьютерные мультики, слишком редко радующие качеством текстур и проработки чудовищ.
От своего стремительного начала во льдах фильм на одном дыхании проносится к своему не менее скоротечному финалу в огне. Эпизод разрушения парка аттракционов воистину становится кульминацией сюжетного буйства причиняемых разрушений. Авторы потрудились на славу, не только сделав обособленный хороший фильм, но и вдохновив японцев на создание окончательного облика Короля Монстров.
- Каждый раз, когда происходит взрыв, мне кажется, что мы начинаем писать новую главу нашей эволюции.
- Будем надеяться, что она же не станет последней…
Удивительное дело – несмотря на то обстоятельство, что принято считать японцев креативными ребятами, которые обыгрывают такие идеи, которые не пришли бы в голову среднестатистическому человеку от слова никогда, но гигантские монстры, они же Кайдзю, японцы позаимствовали именно, что у американцев. Позаимствовали и создали Годзиллу, Батру, Гидору и прочих милейших созданий, после чего американцы, подумав (Думали они очень долго) решили снять ремейк на японскую «Годзиллу» и не один, а целых два. Прямо круговорот кайдзю в природе, право слова. Сегодня же речь пойдет не о «Годзилле». Да, то фильмы значимые, своего рода веха как в истории мирового кинематографа, так и в моем, да и не только в моем, детстве. Сегодня речь пойдет о родоначальнике фильмов о гигантских монстрах, о «Чудовище с глубины двадцать тысяч фатумов».
Северный полюс… ведь всем известно, что всякую фигню можно раскопать именно там маленьких зеленых человечков, мимикрирующего паразита, нацистов, да много чего еще. Вот и в этот раз ученые проводя испытание ядерного оружия в очередной раз нахимичили и пробудили от долго сна прожорливую гадину, что научный мир привык называть динозавром. Пробудили и никому не сказали об этом, так как сами этого не видели, а те кто видел был отправлен в дом с мягкими стенами. Нет, ну а чего вы хотели? Пятидесятые годы на дворе, какие гигантские монстры, тем более в ледяной пустыне? «Свидетели» попросту переработались и им нужен покой, да отдых. Ну а пока случайные свидетели будут сидеть взаперти, огромный монстр станет разгуливать на свободе подвергая доброте и ласке всех встречных и поперечных. Идиллия, млин.
Впрочем, не стоит слишком критично относится к завязке сюжета, ведь автором истории выступает никто иной, как Рэй Бредберри – безумно талантливый писатель, который умел обыгрывать свои истории так, чтобы в них верили. Каким образом? А все очень просто. Рэй Бредберри в своих рассказах описывал самых обычных людей, не супергероев, не избранных и не лунатиков, а людей. Людей, которые руководствовались простой и понятной логикой отчего располагали к себе. Вот возьмем к примеру военных, которые не хотят слушать геолога, утверждающего что где-то неподалеку бродит огромный монстр. Да, сейчас подобное стало стереотипом в кино и даже если военным показать снимки монстра, то они все равно не поверят, но это сейчас, тогда же все объясняется просто и понятно – динозавры вымерли ой как давно, единственный человек, что их видел, был доставлен в очень тяжелом состояние, никаких следов присутствия зверюги не наблюдается, следовательно – парню померещилось и теперь надо сделать все от них зависящее, чтобы помочь парню. Никаких вам двойных стандартов, злобных и тупых вояк, ничего из этого. Все честно. Или же возьмем главного героя, чье имя мне не удалось запомнить, но спасибо КиноПоиску – выручил. Так вот, профессор Том Несбитт предпринимает отчаянную попытку достучатся до своих друзей и знакомых, но те утверждают, что ему нужен покой и отдых, что ж, главный герой и впрямь делает вид что ему лучше, ведь в противном случае его никуда не выпустят, ну а когда врачи приходят к выводу, что герой Пауля Хубшмида здоров, то главный герой отправляется искать тех, кто ему бы поверил, ну или же других людей узревших динозавра. Опять же, все честно и без всяких розовых очков и ненужной мишуры. Так ведут себя все герои истории. Они поступают на основе своего жизненного опыта и взглядов на жизнь, чем подкупают и за их приключениями попросту интересно наблюдать. Невероятно, не так ли? Фильм о гигантском монстре, а ты сидишь и с интересом следишь за героями-людьми. Да, и такое бывает в нашем причудливом мире.
Как же быть с главным виновником торжества? Хм, знаете, что я скажу? Он прекрасен. Да, перед нами кукла и это видно невооруженным глазом, но кукла сделанная с особой любовью и в какой-то момент динозавра даже становится жаль. Нет, правда. Он последний из своего рода, что пришел в место, где должны были собираться его братья и сестры, а вместо этого возвышаются огромные кирпичные коробки, какая-то противная проволка, что вызывает раздражения от одного лишь прикосновения, а еще противные жуки бегают по земли да кусаются. Естественно динозавр в плохом настроение и крушит все вокруг… Вот интересно, а почему динозавры или же гигантские монстры с легкостью разрушают огромные небоскребы и не испытывают по этому поводу какого-либо дискомфорта? Нет, я понимаю, это громадные зверюги и все такое, но сами посудите – человек, по сравнению с предметами интерьера тоже не маленький, но стоит удариться ногой о ножку стула, как мизинчик то бо-бо и никакой размер тут не помогает. Впрочем, в мировом кинематографе было множество допущений, за который мы его любим, так что пусть его.
Атмосфера? О она тут есть. Музыка и общий настрой фильма, где во главе угла стоит неопределенность делают свое дело. Сам же монстр не так часто мелькает на экране, но каждое его появление выглядит знаковым и подобно мастеру-шпиону динозавр появляется именно в тот момент, когда никто его не ждет.
Итог? Прекрасный фильм про гигантского монстра, который способен удержать зрителя у экранов с начала и до конца. Достойная актерская игра, которую выглядит как нежданный гость в фильме подобного жанра. Нежданный, но приятный. Интересные сценарные задумки, что впоследствии возьмут на заметку японские товарищи. Ну и сам монстр выглядит внушительно. Монстр, который лично у меня вызвал ностальгию по одной из любимейших детских сказок «Седьмое путешествие Синбада», где присутствовал динозаврик из данного фильма. Оно, впрочем, и неудивительно, ведь и там и тут за анимацию отвечал Рей Харрихаузен. В общем, всем любителям старых кинокартин, а также поклонникам «монстр-муви» рекомендую ознакомится с сим фильмом на досуге. Если вы этого еще не сделали, разумеется.
Ядерные испытания в Антарктике разбудили неуязвимого монстра. Он нападает на Нью-Йорк и люди оказываются бессильны перед ним. Сюжет вполне интересен, сценарий хорошо написан.
Монстры. Он у нас один — огромный динозавр Рэдозавр, именно под его влиянием создали Годзиллу. Выглядит он неплохо для 1953 года, но сейчас видно, что он резиновый.
Спецэффекты для того времени вполне неплохи, но сейчас просто смешно. Актеры играли хорошо, претензий нет. Режиссерская работа - Эжен Лурье хорошо работал, но допустил немного ляпов. Музыка вяжется с действием, но не запоминается. Реалистичность - ее не может быть в таких старых фильмах.
Хороший классический фильм про монстра. Он уступает 'Годзилле' (1954), но без этого фильма Годзилла бы не появился.
Реликтовое чёрно-белое кино о редозавре, пробудившемся после американских ядерных испытаний в Арктике. Чудище плывёт на юг, к местам древних гнездовий своих сородичей, а единственному видевшему его учёному никто не верит. Однако учёный с помощью прекрасной ассистентки палеонтолога и матроса-свидетеля убеждает власти в существовании монстра; попутно и палеонтолог гибнет по время погружения на водолазном колоколе близ Нью-Йорка, успев сообщить о том, что чудовище вполне реально.
Ящер крушит Нью-Йорк; заодно выясняется, что его кровь содержит смертоносный вирус (имхо, излишняя сущность для сюжета, но 'вирусная' линия в фильме проведена довольно изящно). Редозавра убивают в луна-парке на Манхэттене – изотопами, выстрелив ими из винтовочного гранатомёта (!!!).
Фильм чинный, опрятный, весь какой-то 'правильный' и совершенно без афроамериканцев.
Рекомендации: смотреть как старую добрую классику. Современные монстро-фильмы превосходят 'Чудовище...' лишь количеством вложенного бабла и техническими наворотами. Следует признать, что цвет, спецэффекты и 3D не могут в разы прибавить ума сюжету типа 'К нам явился гипер-монстр, ааа, мы все умрём!' Даже напротив - кино 1950-ых ещё говорило об ответственности людей за их изобретения и так называемый 'прогресс', а 60 лет спустя кино озабочено лишь тем, как бы позрелищнее показать кровь, смерть и разрушения.
Иногда 'помешанному' на фантастике зрителю, полезно посмотреть что-то из классики. В противном случае он рискует пересытиться масштабными голливудскими блокбастерами, с их зрелищными спецэффектами, шаблонными финалами, и американскими пафосными изречениями. Этот старый черно-белый фильм, достаточно скучный для современного зрителя. Это классика, которую некоторые смотрят ради того, что бы посмеяться как убого на фоне деревянных декораций, нелепо двигается пластиковая фигурка доисторического животного. Я смотрел этот фильм всей семьёй, и единственные кто был очень доволен фильмом, так это братья 4 и 7 лет. А я думал, что им по нраву что-то типа 'Трансформеров'.
К таланту актёров в те времена относились серьёзно. Несмотря на визуальную бедность фильма, их игра достаточно интересная, и даже очень серьёзная. В этом фильме интересно показан процесс предоставления доказательств существования доисторического существа. Главного героя до поры до времени считают умалишённым, но его здравое отношение к жизни, не только поспособствует ему избежать психбольницы, но и с клонит на свою сторону сильных мира сего. Но всё это мы уже видели в современных кинокартинах, поэтому не думаю, что бы ради этих сцен кто-то кинется скачивать фильм.
Ещё мне понравилось, как убедительно вела себя массовка. Не в каждом современном фильме она бежит настолько быстро, и с реально-перекошенными физиономиями. Сейчас большинство телевизионных фильмов держится на главных героях, и только в большинстве голливудских фильмов, можно наблюдать 'качественную' массовку. Звуковое сопровождение подобрано соответствующе: по сути, страх нагнетает именно звук, чем фигура динозавра. Я думал, что динозавра будут убивать стандартно – напалмом или что-то в этом роде. Но оказалось, что к этому делу подошли более чем оригинально (для своего времени естественно). Не буду говорить, как именно убили гиганта, скажу только, что это была не бомба, не ружьё и не пулемёт, не вода, не вирус, и даже не любовь – как в Кинг-Конге... Финал без лишних сцен: просто занавес.
Данная картина уже давно закрепила за собой репутацию неоспоримой классики жанра в американском кинематографе. И надо сказать, закрепила не зря. В ней грамотно сочетается совершенно всё, что позволяет ей стать классикой жанра. Причин на то было несколько: во-первых, именно этот фильм стал первой в своём роде картиной, в котором сюжет выстроен крайне эффектно и убедительно, захватывает зрителя буквально с самых начальных титров, и в последствии не отпускает ни на минуту. Во вторых, это прекрасная актёрская игра, благодаря которой данная лента приобретает эффектный и неопровержимый оттенок реалистичности. В происходящем ты не сомневаешься ни на секунду, и всё благодаря прекрасным актёрским работам. В третьих, анимация мастера по спецэффектам Рэя Хаузена, на которую, в общем-то, и ушёл почти весь бюджет, даже спустя долгие десятилетия, смотрится отлично. Каждая чешуйка, каждый шип на теле существа проработаны буквально до миллиметра. Признаться, даже в более дорогих и общепризнанных работах Хаузена мне не доводилось видеть настолько качественной покадровой съёмки.
Да, «Чудовище с глубины 20000 морских саженей», известный еще и как «Тварь с глубины 20000 морских саженей» предполагает определённые толкования: авторы явно рассчитывали надавить на популярную в те годы тему бесчеловечной игры с окружающей средой. Особенно это видно в финале, который провоцирует целую кучу вопросов. Но и тут «Тварь» демонстрирует достаточную собранность: история такова, что на финальные вопросы можно дать самые разные ответы, но каждый из них имеет право на существование, каждый даёт чёткое и законченное представление об увиденном. Вот с чем у фильма проблемы – так это с явными недостатками динамики в середине. И начало и финал ленты выполнены очень динамично и эффектно, в то время как средний акт просто непозволительно сильно провисает из-за пустых неинтересных разговоров. Зато создатели приложили щедрую руку к «главному элементу» фильма – атмосфере. Ну а квинтэссенцией всего становится эпизод со сцепившимися в смертельной схватке огромным осьминогом и большой белой акулой, который благополучно прервал монстр, сожрав одним махом обоих.
Итоги самые, что ни на есть приятные. Тот вечер, что вы будете проводить за просмотром «Твари», пролетит, подобно чудному, но обидно короткому сну. Именно такие фильмы превращают их непосредственный просмотр в сплошное удовольствие. Что касается картинки – тут уж всё выполнено просто мастерски. В общем, «Тварь с глубины 20000 морских саженей» более чем оправдал мои возложенные на него надежды – это действительно настоящая классика жанра. Интересная, атмосферная, и что немаловажно – не утратившая актуальности. Фильм ждал огромный кассовый успех, как на родине, так и во всём остальном мире. Несколько позже фильм стал культовым, а замечательный режиссёр Джо Данте спустя долгие годы отдаст картине дань уважения, вставив коротенькую сцену поедания монстром полицейского в своих «Гремлинах 2».
Вывод: Этому фильму зритель обязан появлению «Годзиллы». И хотя «Годзилле» данный фильм уступает абсолютно во всём без исключения, это совершенно не уменьшает её достоинств и огромного вклада в жанр хоррора. Единственное, что несколько огорчает, так это скоротечность картины. Всем любителям ретро-ужастиков, а также фильмов о гигантских монстрах смотреть в обязательном порядке.
Вы помните фильм 'Гремлины-2'? Помните, как оккупировавшие небоскреб твари смотрят по видео черно-белое кино, в котором огромный монстр хватает зубами полицейского? В данном случае я поддерживаю гремлинский восторг, ибо это эпизод из фильма 'Чудовище с глубины 20000 морских саженей'.
Вот что значит тщательно и с любовью подойти к созданию чудовища - сразу видно, что фильм делался не наспех, а с чувством, с толком, с расстановкой. Можно было пойти по протоптанному пути и выпустить на волю, скажем, тираннозавра. Но создатели решили придумать своего - редозавра, похожего на нашего Змея Горыныча, только об одной голове. Довольно зубастой, кстати. Над головой потрудились особенно старательно - ее крупные планы весьма впечатляют. Симпатичная такая мордаха получилась. Сцены потопления сейнера и разрушения маяка - великолепны.
Профессионализм чуствуется и в сюжетном построении - нас в самом начале заинтриговали мелькнувшим в снегах чудищем, а потом немножко помучали вместе с героем, которого психиатр пытался убедить, что никакого чудовища не было.
Мне понравился этот герой - он вел себя абсооютно естественно, спокойно и рассудительно, он говорил нормальные, понятные слова, а не изъяснялся загадками и междометиями, как в иных более поздних фильмах того же плана.
Мне понравилась героиня - палеонтолог с внешностью манекенщины, но при этом без идиотского кокетства и умничаний. Мне понравился ее босс-профессор, готовый к самопожертвованию ради науки. Мне понравились военные в этом фильме - никто не дергается, не истерит, не качает права, они сосредоточнны и деловиты, а снайпер просто очаровал: 'Если им можно зарядить, я выстрелю'.
В американских фильмах все чудовища рано или поздно приходят в Нью-Йорк. Этот десятиминутный проход редозавра по улицам, рушащиеся здания, бегущие в ужасе люди, этот съеденный полицейский наконец (чего удумал - палить по динозавру из пистолета!) - это ж просто именины сердца. Идея с токсичной кровью тоже эффектно нагнетает атмосферу. И финальная точка на фоне горящих американских горок - это именно точка, именно The End, а не попытка оставить лазейку для сиквела, показав пару яиц среди руин или то, что чудовище слабо шевелится... Как говорится, врач сказал в морг - значит, в морг.
Фильм - цельный, законченный, зрелищный, качественный. У каждого любителя киномонстров он должен быть в коллекции и занимать в ней достойное место.
Ни для кого не является секретом, что фильмы про больших чудовищ, которые разгуливают по городам и крушат все на своем пути, придумали не в Японии. Хотя бы можно вспомнить «Кинг-Конг», снятый в 1933 и успешно переизданный в 1952 году. Но все-таки создается такое непривычное ощущение, когда до создания доходит мысль, что даже легендарный Годзилла появился позже, чем «Чудовище с глубины 20000 морских саженей».
Этот фильм стал первым, в котором гигантский монстр появился из-за испытаний атомного оружия. Успех картины окончательно убедил продюсера Томоюки Танаку на съемки «Годзиллы». Кроме того, еще были выпущены британские «Бегемот, морское чудовище» и «Горго». Режиссером этих картин также стал Эжен Лурье.
При бюджете в 210.000 «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» собрало целых 5.000.000 долларов, немыслимые деньги для того времени. Причем 200.000 из начального бюджета было потрачено именно на дизайн чудовища.
По изначальному рассказу Рэя Брэдбери «Туманный горн» монстр должен был походить на бронтозавра, однако во время проектирования он претерпел существенные изменения. Руководил этим процессом Рэй Харрихаузен, долгое время работавший с Уиллисом О'Брайен, создателем Кинг-Конга. Харрихаузен являлся великим постановщиком, который ставил невероятные эффекты для фильмов о приключениях Синдбада с 58 по 73 года и для многих других картин.
В «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» монстр стал называться редозавтром. Он – некий гибрид стегозавра и тираннозавра Рекса. Для своего времени он производил невероятное впечатление. Позже похожие на него существа появились в еще двух фильмах – «Планета динозавров» и «Когда на земле царили динозавры».
Что же сюжет? Он вторичен, если вообще важен. Посмотрев этот фильм один раз, кроме редозавтра в памяти может остаться разве что сцена его убийства, в который принимал участие актер Ли ван Клиф («Хороший, Плохой, Злой»). Диалоги слишком шаблонны и неинтересны, к концу фильма их становится меньше, что в принципе сохраняет хорошую смотрительность.
По нынешним временам, фильм, несомненно, уже устарел, хотя и стал прародителем многих дайкайдзю (фильмов про гигантских монстров). Кроме вышеупомянутых картин, можно привести в пример «Гамеру», которая невероятно похожа на этот фильм на первых минутах.
И все-таки Лурье создал классику, которая не может быть плоха.