Вышедший в 2013-ом году драматический байопик 'Гонка' о противостоянии двух выдающихся пилотов Формулы-1 послужил импульсом к созданию идентичных по жанру кинокартин. Конечно, выходят они не с завидной регулярностью, но в любом случае пользуются спросом, ведь зрителю, который не так далёк от спорта мизансцены, связанные с самыми эпохальными событиями в спортивном мире, весьма и весьма любопытны. Последующей заслуживающей внимания картиной стала 'Битва полов', премьера которой произошла в 2017-ом году. Но в данном случае мнение публики разделилось: одни указывали на очевидные недочёты в концептуальном построении и сетовали на то, что спортивная драма превратилась в подобие комедийной мелодрамы, другие же напротив доказывали, что 'Война полов' один из самых недооценённых фильмов года. И обе картины были сняты по большей части за счёт американских кинопроизводителей, но и в Европе решили не отставать от современных тенденций и Скандинавия, один из самых кинематографически динамично развивающихся регионов, выпустила ленту 'Борг/Макинрой'.
Надо сказать, что Бьорн Борг - это спортивный символ в Швеции, большая гордость нации, владелец многочисленных рекордов в теннисе, человек, ставший примером для будущих поколений (вероятно, что слава Бьорна Борга сравнима на сегодняшний день с кудесником футбола Златаном Ибрагимовичем). В 1980-ом году Бьорн Борг вышел на корты самого престижного Уимблдонского турнира, чтобы в пятый раз подряд защитить свой титул чемпиона. И все говорили в тот год, что единственным теннисистом, который может остановить победную поступь шведа - это молодой и дерзкий американец Джон МакИнрой, обладающий очень сложным характером и позволяющий себе хулиганские выходки на площадках, но талант у МакИнроя был безусловный. Спортсмены ощущали сильнейшее давление публики, сражались за результат, проходили сложнейших оппонентов, чтобы впервые встретиться в финале и на кон в том матче стояло очень и очень многое. Именно об этом периоде карьеры обоих теннисистов и рассказывает драматический байопик 'Борг/Макинрой'. Именно о том матче, который вошёл в летопись истории спорта.
Режиссёром картины стал датчанин Янус Метц, который до этого имел лишь опыт работы с документальным кино. Но, как известно, у биографических лент и документальных действительно есть что-то общее. Метц принял вызов и надо сказать, что не упал в грязь лицом. Он создал вполне сбалансированное полотно, где эпизоды со спортсменами, с демонстрацией их характеров, сопряжены с общей атмосферой вокруг самого турнира и что предшествовало тому, чтобы матч между Боргом и МакИнроем называли матчем года. Надо сказать, что сам матч - это только оболочка картины, надо вглядываться пристальнее, рассмотреть ту суть, когда теннисисты не ощущали никакой эйфории как зрители в предвкушении яркого матча, для них всё это - сложнейший этап, требующий огромных физических и моральных затрат. И Янус Метц смог это продемонстрировать и учитывая, что это дебют постановщика, то справился он на высокие показатели. И в фабуле ленты осталось место для того, чтобы показать некоторые интересные факты о Борге и МакИнрое, например, что Борг был весьма суеверным (кстати, многие спортсмены таковы). И апогеем всего стал сам финальный матч, который можно смело назвать теннисным боем. Может он не вызывает столько же эмоций как заключительные отрезки в 'Рокки' и 'Нокдауне', но зато берёт своим напряжением и натурализмом.
Обращает на себя внимание и довольно-таки сильный актёрский состав в 'Борг/Макинрой'. Роль шведа досталась Сверриру Гуднасону. На тот момент нашему зрителю это имя ничего не говорило, но в родной Швеции актёр был довольно востребованным и даже имел несколько наград и номинаций в том числе и за пределами страны. Это сейчас Сверрир Гуднасон сделал важный шаг в карьере, снявшись в роли Микаэля Блумквиста (хоть и сам фильм не особо понравился публике). И, пожалуй, Сверрир Гуднасон не только по внешних данным схож на знаменитый прототип, но и довольно убедительно сыграл роль зацикленного на победе в турнире спортсмена, у которого, как бы кое-кто выразился, не всё в порядке с головой. Экранного противника Гуднасона воплотил скандальный Шайа ЛаБёф. Да и сам МакИнрой, как говорилось выше, не был паинькой, так что ЛаБёф даже подсознательно был готов к данному образу и довольно правдиво воспринимался, а ещё и запомнился модной в 80-х годах прошлого столетия шевелюрой. И актёры второстепенных ролей (Стеллан Скарсгард и Тува Новотны) удачно и достоверно воплотили образы.
Итого получается, что скандинавы в очередной раз убедительно продемонстрировали, что они на правильном пути развития кинематографа. Они явно не зря вышли на рынок с драматическим байопиком 'Борг/Макинрой' и оправдали возложенные надежды. Могу согласиться, что данный фильм не является эталоном жанра, но он точно подойдёт для просмотра зрителю, приветствующему жанр. А хорошо подобранный актёрский состав вкупе с хорошей его игрой даёт дополнительный повод, чтобы отвести свободное время для просмотра.
7 из 10
P.S.: по окончании спортивной карьеры Бьорн Борг и Джон МакИнрой стали лучшими друзьями.
Фильмов о противостоянии двух великих спортсменов в том или ином виде спорта выходило немало. Были полностью вымышленные истории, но большой популярностью пользуются ленты, снятые на основе реальных событий. Ибо спортивный мир предоставляет мировому кинематографу неисчерпаемый источник историй для экранизаций. Датский режиссер Янус Мец Педерсен выбрал для экранизации одно из самых известных противостояний в мировом теннисе. Многие сравнили ленту с великолепной спортивной драмой Рона Ховарда«Гонка» и действительно сходство очевидно, но всё же это самодостаточное произведение.
Перед нами экранизация о легендарном противостоянии в финале Уимблдона в 1980 году. В котором сошлись сильнейшие теннисисты того времени, шведа Бьорна Борга и американца Джона Макинроя. Важно понимать, что они не были непримиримыми противниками, не поливали друг друга грязью и всё их соперничество было сосредоточенно лишь на теннисном корте. Автор сценария Ронни Сандаль не стал зацикливаться только на спортивной части, но и не стал уходить в глубокий драматизм. Он выбрал средний вариант, в котором пытается раскрыть характеры героев, в том числе с использованием флэшбэков, но не впадая в занудство. Лишь в финале мы увидим классическую спортивную драму во всей красе.
Стоит отметить, что режиссер уделяет гораздо больше времени шведскому спортсмену. Его переживания, непростые отношения с тренером и девушкой. Очень интересно показано его становление от талантливого, но нервного и вспыльчивого подростка до суперзвезды большого тенниса с ледяным характером и абсолютным спокойствием на корте. Глубоко показан внутренний мир героя, его одержимость и стремление победить привело к тому, что спорт превратился для него в основу жизни. У него был даже набор обязательных ритуалов перед выходом на корт.
Куда меньше времени получает второй герой ленты Джон Макинрой. Однако и здесь мы получаем полное представление о характере спортсмена. Он полная противоположность шведу. Неспортивное поведение, постоянные скандалы, конфликты с судьями, болельщиками и журналистами сделали из него идеального плохого парня. Хотя нельзя не отметить его выдающийся талант.
Безусловно самое интересное нас ждёт в финальном противостоянии. Великолепная операторская работа и отличный монтаж позволяют насладиться матчем словно он идёт в прямом эфире. Особенно если не знать результат матча за ранее. Напряженное, динамичное повествование заставляет сидеть с замиранием сердца и это главный плюс фильма. Зритель полностью погружается в происходящее на экране. Да в картине есть минусы, но они не глобальные и ближе к финалу на них не обращаешь внимание.
Главные роли исполняют Сверрир Гуднасон и Шайа Лабаф. Первый великолепно показывает свой нордический характер и спокойствие, а также отстранение от окружающего мира. Ну а второму идеально подходит типаж неуравновешенного и скандального спортсмена. Ибо сам актер неоднократно отличался хулиганским поведением и выходками. Ну а ветеран Стеллан Скарсгорд исполнил типичную для себя роль и сделал это как всегда на высшую оценку. Высокий уровень драматургии.
Борг/Макинрой это отличная смесь увлекательной спортивной драмы и биографического фильма. Глубокое раскрытие характеров спортсменов, освещение их жизни за пределами теннисного корта и подготовки к главному противостоянию в их карьере. А также прекрасно поставленный финальный матч, искусно снятый и смонтированный в лучших традициях спортивного кинематографа.
Сравнение с фильмом Рона Ховарда 'Гонка' и историей Ханта и Лауды не выходила у меня из головы весь фильм. Именно поэтому очень часто проводились аналогии. И это, на самом деле, понятно. Спорт - это соперничество, и в каждом есть свои легендарные 'враги', которые потом стали настоящими друзьями.
Такие истории как 'Борг/Макинрой' удивляют, вдохновляют и мотивируют. Чем бы ты ни занимался. Картина выверенная: по времени, планам, эмоциям... Она не из тех, которые можно советовать посмотреть, если заранее знаешь, что фильм понравится. Она, если можно сравнить, как аромат духов - каждый 'почувствует' в ней что-то свое, и это может увлечь или же наоборот.
Главное в этом фильме то, как прослеживается путь двух великих теннисистов. Когда зритель видит не только конечный результат, борьбу двух спортсменов, но и борьбу человека с самим собой. Это не фильм о том значимом финале, это кино о двух людях и их истории, приправленное вкусом соперничества.
Приятно было увидеть на экране ЛаБафа. Роль, несомненно, его: эксцентричный, вспыльчивый, умеющий удивлять. Его Макинрой остался именно тем персонажем, за которого ты переживаешь больше, чем за всеобщего любимчика. Попадание 100-процентное. А если говорить в целом об актерском составе, то приятно было смотреть фильм, где герои все же не ассоциируется больше ни с какими ролями (если только 'Уве') - они как чистый лист, и ты принимаешь все за действительно реальную историю, которая разворачивается здесь и сейчас, на твоих глазах, а не на экране монитора.
Теннис, по приведенной в начале фильма цитате, действительно говорит языком жизни: удар навылет, невынужденная ошибка, обратный брейк. Но с точки зрения кинематографа, из него сложно вытащить зрелище, как, например, из бокса. В 'Борге' режиссеру удалось избежать напыщенности, которая обычно сопутствует жанру 'спортивная драма'. Естественно, в фильме где все роли привязаны к реальным людям, а финал известен заранее, очень мало пространства для творчества. Но режиссеру Янусу Меца удалось перенести нерв фильма в нервы каждого зрителя. Когда не важно о ком фильм, а важно о чем. В общем, если вам понравился недавний 'Жертвуя пешкой', то эти два часа не станут худшими в вашей жизни.
Отгадайте загадку. Фильм основан на реальных событиях. В центре повествования двое спортсменов. Их соперничество, в свое время, было одним из самых напряженных в спорте. Один из них имел взрывной характер, а другой был настолько спокоен и уравновешен, что получил кличку “Айсберг”... Неправильно! Это не “Гонка”...
Картина Януса Меца “Борг/Макинрой”, структурно близка к фильму Рона Ховарда “Rush”. Но фильму нечего стыдиться, ибо такое сравнение, лестно любой ленте. Мец использует зарекомендовавший себя каркас, но не лениться добавить новых деталей. Фильм копает глубже реконструкции сетов, прямо в закулисье большого спорта, и прыгает между временных отрезков, чтобы создать объемный портрет обоих теннисистов.
Роль холодного и расчетливого Бьерна Борга, исполняет невиданный прежде Сверрриррр Гуднасон. Гримерам удалось добиться поразительного сходства… с Томом Хиддлстоном! Впрочем, он и на реального Борга очень похож. Швед хорошо сыграл невозмутимость своего персонажа, но звездил в основном Шайа ЛаБаф. Он начал проходить кастинг на эту роль задолго до того, как этот фильм вообще был задуман. Возможно ему даже не приходилось в нее вживаться. Ирония иронией, но стоит признать, что сколь безумными не были перфомансы ЛаБафа, плохим актером они его никак не делают! Шайа сыграл безукоризненно, и возможно, исполнил свою лучшую роль.
О сравнении с “Гонкой”. Этот фильм еще и недешев! Может он и малобюджетный, но дешевым его не назвать. У него куда более чем отличная операторская работа, и хороший саундтрек. Не Циммер, но звучит весьма и весьма достойно.
Как итог: еще один фильм достойный соперничать за звание эталона спортивного кино. Он концентрируется на своем содержании, на своей идее, и не отходит от них ни на шаг. Он не делает неуместных выступов на территории политики, толерантности, и еще какой-нибудь… Он достигает главной цели своего жанра - он в полной мере, дает прочувствовать, что такое спортивный азарт. Он держит в напряжении, и даже человека далекого от спорта и тенниса в частности, на 30 минут сделает фанатом.
Фильм вышел в отечественный прокат с разницей всего лишь в пару-тройку месяцев от самой громкой российской о спорте – баскетбольном «Движении вверх». Поэтому уйти от сравнения невозможно. Во многом, картины схожи, особенно по основной подаче – ретроспективный подход к историческому событию, а потом и его показ (если в «движении» это легендарный олимпийский финал 1972 г. между СССР и США, когда судьбу матча решили переигранные в концовке три секунды, то в «борге/макинрое» - теннисный финал Уимблдона 1980 г., когда судьбу титула решили изматывающие 5 сетов, а Борг по ходу игры упустил уйму возможностей выиграть раньше).
Кроме того, в обоих случаях показаны еще неокрепшие судьбы главных героев, их страхи, размышления и т.д. В скандинавском фильме нет откровенно выдуманных персонажей, в отличие от российского (например, тренер Гаранжин. В реальности был тренер Кондрашин, который как раз и заслуживал одно из центральных мест в картине, но нам приходится следить за во многом надуманной судьбой именно персонажа Гаранжина).
Но и «борг/маккинрой» немного смещает акценты: у не интересующегося теннисом зрителя может сложиться впечатление, что Макинрой здесь – какой-то малоизвестный юнец, хотя в реальности он к тому Уимблдону подошел, на секундочку, в качестве действующего победителя US Open.
Тем не менее, теннисный фильм чуть получше. В частности, сама квинтесенция (игра) смонтирована удачнее. Главные персонажи «прорисованы» глубже, соответственно, за ними наблюдать интереснее. Но здесь я бы не стал восхвалять актерские таланты и т.д. Просто в фильме о баскетболе и действующих лиц значительно больше. А уделить кому-то больше внимания в ущерб другому персонажу – дело в государственном кино рискованное.
Поэтому я надеюсь, что про легендарный баскетбольный финал еще появится как минимум один фильм (может даже с акцентом на ком-либо из героев). Да и теннисная история не ограничивается вышеупомянутым Уимблдоном-80 и противостоянием Борга и Макинроя. Так что поле не просто не паханое, а вечное!
Невероятная, захватывающая и интригующая спортивная драма. В данном жанре, хороших картин очень мало, да что там мало, они вообще редкость.
История затягивает зрителя чуть ли не самых первых кадров, грамотно вводя и знакомя зрителя с персонажами. Их прошлым, становлением, переживаниям. Очень приятно введены флэшбеки для разбавления основной истории, дабы зритель смог лучше узнать действующих героев, проникнуться ими, определить для себя своеобразного фаворита.
Отменная операторская работа, каждый кадр во время теннисного матча - навес золота. В перерывах между играми, глаз приятно удивляют очень даже умиротворённые, зачастую, виды.
Самая, пожалуй, цепляющая и интригующая часть всей кино-ленты, так это финальное сражение между Боргом и Макинроем. Каждая подача, удар, партия - всё смотрелось на одном дыхании. Всё противостояние сидишь в напряжение с открытым ртом гадая 'Кто же из них победит?'. И мало того, это не выглядело как игра в теннис. Нет. Это было больше похоже на противостояние. Противостояние Пламени и Пламени. Двух совершенно разных, но таких похожих профессионалов своего дела.
Такого напряжение от финала, в спортивных байопиках, не испытывал со времён последнего заезда в фильме 'Гонка' режиссёра Рона Ховарда.
P.S. Отдельного упоминания стоит Шайа ЛаБаф, который показал просто великолепный перформанс.
Осенью 2017 года на экраны вышла спортивная драма основанная на реальных событиях.
Сюжет довольно прост: две звезды мирового тенниса Бьорн Борг и Джон Макинрой встречаются в финале самого престижного турнира Большого Шлема, чтобы доказать кто из них самый лучший.
Главные роли исполнили Сверрир Гуднасон (Борг) и Шайа ЛаБаф (Макинрой).
Картина сразу кидает нас в гущу событий, знакомя с главными персонажами и тем, что им предстоит сразиться.
Умеренно но верно, с чередой флешбеков прошлого главных героев, нас приводят к тому самому финалу, о котором уже было ясно с самого начала фильма.
Два героя, две противоположности характеров, но такие близкие духом игры и вкусом победы.
Недаром фильм называется не Борг против Макинроя, а Борг/Макинрой.
На ЛаБафа было приятно смотреть. Забавная ирония, Макинроя ненавидели за его вспыльчивость и скверный характер во время матчей, так и сам ЛаБаф в последние годы не является любимчиком публики за свои неоднозначные выходки.
Я не фанат тенниса и о таких людях как Борг и Макинрой я естественно не знал.
Но как итог, после просмотра картины осталось приятное послевкусие. Мне даже захотелось узнать подробнее о данном противостоянии.
Это не первое знакомство с миром тенниса, ведь на экраны этого же года выходила картина Битва полов. Но там я не прочувствовал дух игры и борьбы. Борьба была иного рода.
В общем картину рекомендую посмотреть, фанаты тенниса думаю по достоинству оценят.
После первого опыта в сериале 'Точка зрения' датский режиссер Янус Мец был высоко отмечен за работу в документальной драме 'Броненосец', что дало повод голливудским продюсерам обратить внимание на перспективного новичка. Спустя некоторое время режиссеру предоставился шанс прикоснуться к легендарному сериалу 'Настоящий детектив', в котором он достойно продемонстрировал всем, что он способен на многое и даже готов к большому плаванию. В прошлом году в мировой прокат вышла спортивная драма 'Борг/Макинрой', которую, к сожалению, толком и не увидел массовый зритель по причине отсутствия достойного маркетинга в продвижении картины. В итоге получилось так, что многие даже не слышали об этом фильме, но после просмотра оставались в безумном восторге. Зрители не понимали, как простая игра в теннис может превратиться в настоящий драматический экшн, во время которого, вжимаясь в кресло от переживаний, всецело погружаешься в мир нескончаемого экстрима, где практически каждое нервное окончание зрительского ощущения напряжено до предела.
Сюжет фильма основан на реальном поединке двух величайших теннисистов Бьорна Борга и Джона Макинроя. Я не буду вдаваться в подробности впечатляющих биографий и карьерных высот талантливых героев, потому что фильм на самом деле немного о другом, но чтобы это понять, нужно, конечно, его посмотреть. С первых секунд зритель с головой погружается в самую гущу происходящих событий. Без каких-либо предисловий или сюжетных завязок история сразу начинает бить по нервам зрительского сопереживания, лишь периодически отвлекаясь на яркие моменты детских воспоминаний. На протяжении всего повествования зритель, как будто окунается то в горячую воду, то попадает под ледяной душ эмоционального состояния. Нет секунды на передышку. Нет времени на переосмысление. Только вперед и ни в коем случае не отступать, и не сдаваться. К финалу фильма раскаленные страсти достигают своего апогея, превращая главный поединок в настоящую битву двух величайших гладиаторов. С каждым ударом по мячу можно на себе почувствовать, как мышцы, напрягаясь, стремятся сделать все возможное, чтобы пересилить запредельное волнение. Концентрация внимания увеличивается, а чистота дыхания учащается в разы. Складывается ощущение, что на поле находятся вовсе не актеры, а сам зритель играет свой главный матч, в котором малейшая ошибка лишит его жизни, уничтожив единственный шанс на возможность дышать полной грудью. Это не просто какая-то игра и далеко не только спорт. В фильме все увидят жесточайшую битву, в которой награда вовсе не жестяной кубок. Здесь на кону нечто большее, которое способен понять только истинный спортсмен, знающий настоящую цену тяжелейшей победы.
За весь фильм в рамках двухчасовой истории зрителю будет предложен нескончаемый фейерверк эмоционального всплеска. Здесь и драма, экшн, комедия, и триллер. Лично я совершенно не заметил, как пролетело время, потому что было безумно интересно и по-настоящему захватывающе. Прекрасная история, замечательные диалоги и просто потрясающие актеры, которым хочется аплодировать стоя за каждую подаренную эмоцию и волнение. Особо хочется отметить качественный постпродакшн, благодаря которому картинка смотрится с незабываемым ощущением полного погружения в происходящие события. Но больше всего впечатляет умопомрачительная музыка, благодаря которой с точностью до мельчайших частиц зритель ощущает на себе всю гамму чувств переживаемых эмоций во время каждого эпизода. В некоторых моментах ощущалось присутствие всепоглощающей атмосферы легендарного 'Интерстеллара' Ханса Циммера, хотя над этим фильмом трудились четверо композиторов. Что тут можно сказать, великолепная музыка - это уже полпобеды для любого фильма!
Конечно, можно еще много добавить лестных эпитетов в адрес данной картины, но все же, если без лишних слов, то можно сказать одно, что этот фильм является ярким примером настоящей спортивной драмы, которую можно и нужно смотреть всем без исключения. Приятного просмотра.
«Всю ярость, страх, панику… вложи их в каждый удар…»
Будем честными, режиссер из Дании отдал фильм Бьорну Боргу, у него здесь главная роль. Да, Борг был и остается великим теннисистом, но Макинрой не менее великий спортсмен, но у него второй план, и в ленте, и в той 'истории'. А еще были Лендл и Коннорс, Курье, Сампрас и Агасси, и множество других, и поверьте, их пути не менее интересны, как и в любом виде спорта.
Молодой Макинрой показан прекрасно с одной оговоркой - под большим сомнением что он шел к поставленной цели 'любыми способами', хотя в 1980-м ему был 21 год, мог и учудить, кто знает. В целом же есть устоявшееся мнение что за нервозностью и психозами на корте и вне его был просто расчет, холодный, спортивный расчет. Иначе бы он не стал 'первой ракеткой' на 170 недель, многие спецы считают его одним из лучших игроков мужского тенниса за всю его историю.
Удивительное сходство актеров с реальными Боргом и Макинроем, а какой матч на Уимблдоне... только вдумайтесь... отыграть 7 матчболов в финале самого престижного турнира Большого Шлема... хотя в 95 году Андрей Чесноков отыграл 9 (!) у Штиха на Кубке Дэвиса (хорошо его помню, легендарная битва), но это уже другая история.
Конечно, одна из множества хроник теннисного противостояния адаптирована под кино, но исключительно интересно наблюдать за борьбой героев именно с собственными демонами. Добавляем соперничество замкнутого, холодного шведа и амбициозного, неудержимого, не умеющего себя контролировать американца, и получаем крепкое европейское кино, в нем нет ничего лишнего.
Чтобы понять этот фильм совершенно не обязательно любить большой теннис и в нем разбираться, хотя, конечно, те кто более близок к спорту прочувствуют его совсем по другому, как некий эпизод своей жизни.