Известно, что Клод Шаброль был поклонником творчества Альфреда Хичкока. Естественно, что это наложило отпечаток на его творчество. Пожалуй, этот фильм является наибольшим проявлением влияния одного режиссера на другого.
Главный герой Поль (Морис Роне) страдает провалами памяти, он также склонен к агрессии. В прошлом он уже был под следствием по делу об убийстве девушки. Его компаньонка по бизнесу (Ивонн Фюрно) – производство шампанского - испытывает в связи с таким характером партнера по бизнесу, большие трудности, но не сдается. Цепкая бизнесвумен не намерена отказываться от выгодного предложения и просит своего супруга, бывшего жиголо и друга Поля (Энтони Перкинс) повлиять на несговорчивого партнёра. Вскоре она получает анонимное письмо с вырезкой из немецкой газеты, где сообщается о недавнем убийстве молодой девушки.
Основные игроки, как это и есть в буржуазном мире хладнокровны и рациональны, они даже в любви ведут себя по законам бизнеса – постоянно напрядены, как охотничья собака в стойке. Их мир монументален, но он начинает расползаться по швам и разрушаться, потому что его столпы порочны. Каждый из них способен на преступление, на убийство. Ибо сам принцип построения буржуазного общества обречен на саморазрушение.
Прочитав одну рецензию, думал что фильм будет скучным, но это оказалось совсем не так. Постоянно меняются мизансцены, диалоги интересны, динамичны. Замечательный актёрский состав. Муза Шаброля, Стефан Одран, в роли второго плана. Красивые декорации и локации.
Клод Шаброль - горячий поклонник Хичкока и один из отцов 'Новой волны' ныне считается классиком кинематографа. Он не столь известен, как Трюффо или Годар, но в этой незаезженности и свежести и заключается доля его очарования. Излюбленные темы Шаброля - психология преступного человека и обличение социальной верхушки общества. В 'Скандале' поднимаются обе эти характерные темы.
Поль (Морис Роне) - неуравновешенный любитель припасть к бутылочке и покутить, является владельцем прав на торговую марку шампанского. Совладелица фабрики шампанского Кристина (Ивонн Фюрно) уже давно хочет продать дело, но вот беда - фабрика шампанского без раскрученной марки никому не нужна, а Поль артачится и всячески изводит Кристин, просто ради удовольствия поломаться. Сегодня он согласен продать, а завтра уже нет. После очередной пьянки Поль отхватывает нехилых люлей по голове, и у него появляются пугающие провалы в памяти. Кристина, решает избавиться от непутевого 'коллеги', обвинив его в убийстве, и постепенно втягивает в свою интригу мужа (Энтони Перкинс), у которого есть свои тайные мотивы...
В пересказе сюжет звучит захватывающе, но на деле, фильм очень неровен, а криминальная составляющая задвинута на второй план. По сути своей, 'Скандал' - обличительный памфлет о быте и нравах определенной прослойки общества. Режиссер с изрядной долей презрения и злого юмора изображает быт зажравшейся высшей буржуазии. (Которую в современном кино, как-то не принято критиковать, напротив, принято боготворить, любым путем стремиться попасть в этот мир и преклоняться перед коммерческой хваткой 'успешных людей'). По Шабролю, мир высшей буржуазии - это мир проституток, интриганов, декадентствующих эстетов, пьяниц и подлецов. Все персонажи 'Скандала' в равной степени вызывают отвращение; ни один из них не способен ни на любовь, ни на дружбу, ни на сострадание. В финале кино метафора гадюшника становится буквальной - визуальное решение эпической битвы трех мерзких негодяев чрезвычайно забавно и запоминается надолго.
Актерские работы хороши (особенно женские), потенциал у сюжета был огромный, своеобразная атмосфера в фильме тоже есть, но во время просмотра не оставляет чувство, что чего-то не хватает. Начало фильма динамично, но потом следует целый час светской болтовни, вечеринок, завтраков и обедов, на которых кино становится откровенно скучным. Взаимоотношения и характеры героев начинают обрисовываться ближе к середине фильма, интрига начинает развиваться тоже где-то после первого часа хронометража, настраиваешься на медитативное созерцание, но вдруг, в последние полчаса темп резко ускоряется, ключевые события втиснуты в финальные пять минут и после просмотра остаешься в легком недоумении. Кажется, что режиссер что-то недосказал, недопоказал.
6 из 10
Впечатление от фильма двоякое. С одной стороны, это однозначно не мыльное кинцо из разряда 'посмотрел и тут же забыл', с другой стороны - это и не интеллектуальная артхаусная головоломка; все выводы лежат на поверхности, герои отталкивающие, сюжет местами провисает. 'Скандал' - это нравоописательное кино о человеческой подлости, сегодня выглядящее уже немножко устаревшим и скучноватым.