К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Армандо Ианнуччи, на беду консервативно настроенных русских зрителей, обратился к очень скользкой теме: советскому прошлому. И не к какому-то абстрактному, а к экранизации графического романа «Смерть Сталина», повествующего о вакууме власти после смерти неоднозначной исторической фигуры. Своеобразная интерпретация русской истории глазами англичан способна рассмешить и одновременно шокировать. Непростая комедия на деле оказывается не такой легкой, особенно если постараться осмыслить содержание, а мрачная грань между юмором на грани гротеска и трагедией подана весьма провокационно. Одним словом, фильм вышел очень «недружественным» по отношению и к историческим событиям, и к идеологии в целом.

Экранный Иосиф Сталин по мнению господина Ианнуччи – хитрый и коварный человек. По правилам игры, установленными Иосифом Виссарионовичем, «чистки» были столь всеобъемлющими, что ближайшее окружение вождя не может вспомнить кто жив, а кто расстрелян. Высшее руководство пребывает в подвешенном состоянии: на следующей день даже главные соратники не застрахованы от попадания в места не столь отдаленные. И внезапно, как следует из названия, Сталин умирает. Идиотизм ситуации, в которой по сути главные лица в государстве вынуждены не делать буквально ничего из-за своего статуса заложников системы, и является главной темой для исследования в картине. А в какой-то момент в недрах политбюро зреет заговор, да не один.

Кстати, о политбюро. «Смерть Сталина» - один из тех фильмов, что строится на персонажах и актерской игре. От хитрого Никиты Хрущева до маккиавельского гения Лаврентия Павловича. Первый – порядочный (по сравнению, конечно, с другими членами экранной компартии) человек, далекий от идей тотальных чисток, но всё же его безжалостности мог бы позавидовать и сам «старик». Берия же здесь самый смертоносный участник внутреннего круга. Расчётливый и пассивно-агрессивный интриган похож на типичного чиновника. Разница, естественно в том, что чиновники обычно не представлены такими маньяками, как Берия в фильме.

Остальные герои представлены уже в откровенно гротескной форме. Молотов – партийный лоялист, который будет ругать кого угодно, лишь бы это было выгодно партии; Маленков активно копирует усопшего вождя, да вот выглядят его потуги тщетными. Маршал Жуков в «Смерти Сталина» так вообще какой-то ковбой, любящий только пострелять. Вообще все образы второстепенных персонажей могут показаться какими-то неестественными, несмотря на общие человеческие черты, скрупулезно прописанные в сценарии, но во время финальной последовательности титров, в которых вольным образом изложили пресловутое «переписывание истории», всё становится ясно. В той или иной степени, на всех героев можно глядеть через призму экранного Никиты Сергеевича, а он... ну, новый вождь. Стоит ли упомянуть, что стало с его оппонентами как из фильма, так и из реальной жизни?

Несмотря на то, что «Смерть Сталина» позиционирует себя как комедия, юмор тут всё же неоднозначный. Зачастую шутки кажутся несоответствующими контексту, поскольку повествование приобретает всё более жестокий оттенок. Это заставляет думать, что, может быть, те времена и их последствия – не лучшая тема для комедии. Версия событий от Ианнуччи хорошо исследована в «Смерти», но некоторые шутки можно было бы сделать куда тоньше, только усилив рискованную пародию на уникальный абсурдный режим. В целом многое здесь строится на игре слов, высмеивании тоталитарного 'двоемыслия' и характерных шутках. А в последнем акте всё вообще становится каким-то поспешным и неравномерным, если речь идёт о повествовательном элементе. Картина резко меняет свою тональность из черной комедии в политический триллер. Кажется, что «Смерть Сталина» работает лучше в те моменты, когда актеры пререкаются и спорят, чем в традиционном протекании истории. Смутила также и лишенная какого-либо вдохновения операторская работа.

Согласно видению Ианнуччи, СССР той эпохи однозначно представлял собой ад. Оставлю на совести историков и политиков спорить о неточностях (или всё-таки художественных преувеличениях?) в фильме, желании кого-либо оскорбить или намерении поглумиться над русской историей, однако после смерти экранного Сталина ад не закончился. До рая, как оказалось, всё ещё далеко и, стало быть, СССР в кинематографической вселенной Ианнуччи застрял в вечно повторяющемся Чистилище, на что намекает финальный кадр перед ироничными титрами. Ну что тут ещё сказать? Вожди тоже умирают.

8 из 10

27 февраля 2018 | 01:03
  • тип рецензии:

Очередной пример беспрецедентной рекламной кампании конкретного произведения. Причем, шла она «сверху», как принято говорить, «с применением административного ресурса» и с использованием даже министерских должностей. Примечательно, что на выходе, как и в случае с «Матильдой», мы получаем не совсем то, о чем государственные и прогосударственные пиарщики предупреждали: не все так страшно, а совсем безобидно.

По сути, «Смерть Сталина» - это не комедия, а сатира. Причем, политическая. И весьма удачная. Авторы в один котел спихнули и реальных исторических персонажей и выдумку и даже исторические события смешали в один соус, несмотря на то, что в действительности не всё хронологически шло так, как показано. Но так как это сатира, а не серьезный исторический фильм, то эта каша очень к месту, как и намеренно клоунские персонажи. По сути, получилась забавная выдумка-клоунада на реальном историческом фоне.

Особо отмечу лучшего, на мой взгляд, Никиту Хрущева в кинематографе в исполнении Стива Бушеми. Великолепен и Пэдди Консидайн в роли главы гостелерадио (а эпизод с переигрыванием концерта вообще лучшее, что есть в фильме). Прекрасен здесь и «Георгий Жуков» как этакий хохмач-победитель войны. А главное, никто (ну правда, никто) не вызывает антипатии!

Навряд ли фильм подходит для пересмотров, но как качественное легкое кино на один раз – самое то!

7 из 10

26 февраля 2018 | 09:15
  • тип рецензии:

Есть такое понятие “проработка прошлого”. Сложная, болезненная, не для всех очевидная необходимость узнать, ужаснутся, принять. Но самое главное: не позволить себе забыть. Советский Союз наше прошлое, и все что происходило в равной степени страшное и радостное часть нашей истории, а значит и нашей идентичности. Гордится Гагариным легче чем стыдится Сталинских репрессий, и многие выбирают то, что легко.

Для смеха нет вещей запретных, и не должно быть. Смех это единственное наше оружие перед вещами о которых иначе говорить слишком сложно. Это один из способов приятия реальность, иногда единственный.

В фильме высмеивается тирания, жестокость, глупость, жадность и даже сам страх. Тонкий черный юмор, гротескные портреты вождей из курса истории, детальная проработка быта. Все это, в итоге, дает нам шикарную картину. Тот случай когда в прямом смысле смешно до слез. Отдельное спасибо за колоритных героев, Хрущев в исполнении Стива Бушеми просто огонь. Да фильм художественный и многие события изменены или сдвинуты во времени, а жанр позволяет вносить изменения ради хорошего каламбура. Не нужно искать исторической достоверности, хотя ее там больше чем кажется на первый взгляд. А нужно искать тот очищающий смех, который сможет изгнать наконец призрак давно умершего тирана в Дантовский ад, где ему самое место.

Мое мнение: смотреть нужно каждому постсоветскому человеку. Кто-то возмутится очернением вождей, революции, страны, народа, орденов, окопов, гулагов (нужное подчеркнуть). Кто-то осудит насмешки над вещами трагическими. Кто-то просто посчитает фильм скучным, сложным, со слишком большим количеством персонажей. Но надеюсь каждый посмотревший, загуглит и узнает что-то новое о репрессиях, ссылках, расстрелах, произволе, изнасилованиях, клевете, о всем ужасе творившемся в застенках НКВД при молчаливой покорности наших с вами не столь отдаленных родственников. И тогда мы все вместе сможем встать на первую ступень на пути к принятию нашего прошлого. А политикам больше не удастся перекраивать историю и с видом оскорбленной невинность запрещать киноленты.

26 февраля 2018 | 01:26
  • тип рецензии:

Посмотрел нашумевшую Смерть Сталина. Ну что я могу сказать. Добротная британская комедия, похожая на работы Монти Пайтон - местами абсурдистский юмор, который делает фильм действительно смешным в лучшем смысле этого слова.

Да, юмор часто жесткий, но как ещё можно шутить про такую фигуру как Сталин? Во времена его правления людей и расстреливали за шутки, но это ведь их не останавливало, ведь смех, среди прочего, ещё и очень действенный защитный механизм, помогающий нам справиться в самые тяжелые моменты нашей жизни.

Британские актёры великолепно воплотили на экране известных многим политиков - Берии, Хрущёва, Маленкова. Образы вышли яркими, запоминающимися и отчего-то очень правдоподобными. Стив Бушеми так и вовсе своим исполнением роли Никиты Сергеевича неслабо перетягивает на себя внимание и создает чуть ли не пародийный образ на самого себя. Многие фразы героев фильма хочется отдельно выписать на бумажку и время от времени применять в повседневной жизни. Чего стоит только фраза Маленкова: «Не проблема! Когда я сказал „не проблема“, я имел в виду: не, проблема!»

Нельзя не похвалить и декораторов - идеально воссоздать Москву (включая Красную площадь, дачу Сталина, мавзолей), не выезжая из Лондона, достойно уважения. Цветовая гамма так же как и декорации работает на создание атмосферы и прекрасно передаёт суровую повседневность Советского Союза.

Что же касается реакции Министерства Культуры... Ну, у нас шутить над тем временем можно только Михалкову в его Цитадели и Предстоянии, авторам 'Гитлер Капут', да резидентам Камеди Клаб. А как только британцы снимают свою комедию (причём я не увидел в ней ничего оскорбительного ни для одной исторической персоны) - мы будем обижаться прямо как представители самой мирной религии мира на карикатуры на сами знаете кого. Мракобесие да и только. Всем, кто не болен культом личности определённых персон, советую посмотреть этот фильм, хотя бы затем, чтоб увидеть на что же так сильно обиделся Господин Мединский, очень громко кричащий о недопустимости проката этой картины в РФ.

8 из 10

26 февраля 2018 | 00:10
  • тип рецензии:

Смерть Сталина - сатирическая комедия показывающая Сталинский период. Это те времена, когда любого могли арестовать и отправить на Лубянку, только потому что нужно было выполнить план по поимке вредителей. Это касалось всех, даже членов партии и высокопоставленных министров. Это те времена, когда карьеру нужно было строить на костях предшественников (причем буквально на костях), а подхалимство перед Сталиным дошло до абсурда, что и отлично отражено в фильме.

Основной замес

Основные действующие лица: Никита Хрущёв, Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов, Маленков, Каганович и сам Сталин. После очередного вечера на даче Сталина в кампании главных действующих лиц, он ложится спать и тут его хватает инсульт(но это не точно ). И из-за не оказанной вовремя медицинской помощи и отсутствия нормальных врачей в Москве (угадайте где они), он умер не оставив приемников. Его ещё не успели похоронить как уже начинается борьба за власть между Хрущевом и Берией.

Градус абсурда

Как вы все знаете фильм-сатира, а значит в нём много вещей возводится в абсолют и некоторые вещи додумывались автором картины для придания фильму комедийной составляющей. Шутки у фильма хорошие и не скатывается в сортирный юмор. Все актёры достойно играют и им веришь. Так же стоит отметить то что у фильма все отлично с декорациями и костюмами.

Итоги фильма

Мы получили хорошую политическую сатиру, которую в последнее время так не хватает.

7 из 10

25 февраля 2018 | 18:30
  • тип рецензии:

Аллегория-фантасмагория, в общем-то, вне времени. Антураж здесь совершенно неважен: это может быть сталинский СССР, Месопотамия, Древний Рим или ещё что.

Главное — вот этот шекспировский воистину, исторический и трагикомический сюжет, бренная возня опасливых соратников, схватка за безраздельную власть у неостывшего трупа того, кто её олицетворял. Черчилль называл такое «схватка бульдогов под ковром». Он и сам был такой, Черчилль, бульдог, да и большинство политических животных именно что бульдоги, редко там единороги встречаются.

Надо быть совсем глупыми, чтобы искать здесь исторической правды и, тем более, запрещать кино как «искажающее историческую правду». Для самых непонятливых, на историческую правду оно не претендует, но просто гиперболизирует жизненные реалии человека, встроенного в тоталитарную вертикаль.

Может, кому и обидно за Сталина и его ребят, которых, действительно, выставили даже не бульдогами, а крокодилами. С другой стороны, де факто Иосиф своими зверствами надолго скомпрометировал одну из самых позитивных идей человечества. Так что не жалко. Да и вообще, когда в «Голом пистолете» Лесли Нильсен взгромоздился на английскую королеву, вроде как никто из британцев не допёр оскорбляться за её величество.

А уж какую дрянь, на полном серьёзе, без поправок на комедию, снимают о временах Иосифа потомки и наследники, мы хорошо знаем. И вдруг оказались такими чувствительными к иностранной пародии. Чья бы корова мычала.

Среди исполнителей стоит выделить, конечно же, Стива Бушеми. Он по типажу своему и есть прирождённый трикстер Хрущёв. Все остальные, за исключением пани Куриленко, в той или иной степени иноземцы, играющие в советских вождей в стиле vodka-balalajka. Кстати, Маленков и Жуков чисто внешне будут погламурнее своих прототипов. Хрущёв же вышел достоверный такой советский пожилой хлопец. Никиту Сергеевича, впрочем, тоже не пощадили, как следует замакали, а он бы должен быть положительный, всё-таки, персонаж.

Забавное, циничное и печальное кино.

25 февраля 2018 | 00:24
  • тип рецензии:

Мы имеем два противоборствующих мнения об этом фильме. Первое, Ура-патриотическое - всё было не так, пропаганда запада, негоже оскорблять наших Жуковых, Хрущевых и тому подобное. Второе, наивно простодушное - это просто высмеивание диктатуры, в советской верхушке были одни тираны, шутить можно над всем и так далее. И знаете, если вы слепо выбираете один из вариантов, а другой даже не рассматриваете, то с вашим мировосприятием явно что-то не то... Ведь отчасти, толика справедливости присутствует в обеих точках зрения.

Давайте уже перейдем непосредственно к ленте. Для начала, вы должны понимать, что это не комедия, скорее трагифарс или ироничная сатира, смеющаяся не над конкретными людьми, а над всем режимом Союза. Так же не надо воспринимать происходящее за документальную хронику, это утрированное, гиперболизированное и гротескное действо, проще говоря, 'кривое зеркало действительности'. Обыгрывают, конечно, историю по реальным событиям, но при этом она возведена в абсолют, где-то добавлен взгляд режиссера, где-то преувеличены образы персонажей. Да даже сам автор одноименного комикса утверждает, что это всего лишь фантазия, так что не стоит слепо бросаться грудью на амбразуру из-за желания защитить коммунизм.

Как я отношусь к 'Смерти Сталина'? Ну, мне было интересно смотреть. Не скажу, что понравилось совершенно всё, как по мне иногда перегибали палку, но не на столько чтоб было противно или неприятно. Если честно, думаю главная проблема картины, что её создали не русские, а заграничные деятели. Будь у наших кинематографистов хоть немного смелости и возьмись они за экранизацию французского графического романа, вышло бы намного колоритней, но куда уж нам показывать спорные моменты собственной истории, лучше будем делать только произведения возвеличивающие нацию...

Вердикт: Если вы 'истинный патриот', выходящий из себя при осмеивании 'совка' - вам не стоит лицезреть это кино. Если вы считаете данное творение, гениальной сатирой - то вы так же не правы, оно занимательно, не более.

7 из 10

24 февраля 2018 | 00:36
  • тип рецензии:

Данный фильм стал критической точкой, которая заставила меня что то впервые написать о фильме. Стив Бушеми- великолепная работа! Не могу представить: в каком бы бреду я бы смог себе представить его в роли Н. С. Хрущева. По сути фильм можно было бы называть не 'смерть Сталина', 'рождение Хрущева', т. к. в классики построения сюжета он оказывается ключевой фигурой фильма. Почему он? Не знаю. Может быть это дань моде: сказать что нибудь о Крыме. Но не будем об этом. На протяжении всего просмотра меня не оставляло чувство, что 'Кенни уже нет с нами, а Берия в роли Картмена, как всегда танцует всех', если Вы смотрели южный парк, Вы поймёте о чём я. Если говорить по существу о фильме, то: категорически грустное начало, особенно в части современной и столь популярной 'стериопизации' Сталинского Советского Союза Р, но 'после смерти хозяина' фильм немного оживает. Данное условие верно, конечно, если мы это называем иронией или сатирой, в конечном счете черным юмором, который я его люблю, но, что даже у меня продиссонировало, так это саундтрек, местами напоминающий пляску Котовцев из, горячо любимого Советского фильма 'Свадьба в Малиновке'.

23 февраля 2018 | 23:11
  • тип рецензии:

Британский режиссёр Армандо Ианнуччи, ознакомившись с комиксом, высмеивающим реакцию общества на смерть диктатора Сталина, увидел в нём нечто куда большее, и, вдохновившись, решил превратить комикс в полнометражный фильм. Армандо подошёл к задаче с огромной ответственностью, отчётливо понимая, что берётся за не самую простую для реализации тему: он изучал дневники героев, о которых рассказывает, продумывал фактологию, что привело, во-первых, к совершенно безупречному воссозданию эпохи (костюмы, грим, причёски, манера поведения героев - придраться к ним попросту невозможно, это колоссальный уровень работы с материалом), а во-вторых - к съёмкам фильма, который, будучи заявленным как хулиганская политическая комедия, выходит далеко за рамки какой-либо жанровости и стереотипов.

Там, где другой постановщик разглядел бы щедрое поле для разнообразных сальных шуточек и высмеивания человеческой глупости, Армандо заходит куда дальше. В The Death of Stalin глупость героев, безусловно, играет важную роль, и без ругательств не обходится (а как иначе могло быть в рамках выбранной страны и эпохи?), но в центре картины - её герои. И над ними Ианнуччи не смеётся совершенно, видя трагедию каждого из них.

Светлана Сталина в глазах драматурга - невинная жертва режима, которая переживает за всех вокруг, хочет поступить по-человечески и абсолютно оправдывает даже своего брата-дебошира. Григорий Маленков становится практически романтическим героем, который пытается отыскать свой голос и призвать людей к Перемене, но его не слышат. Интеллигентных и гуманных персон вообще редко кто слышит. Услышат Хрущёва, и к его личности у Армандо также подход абсолютно многосторонний. Трагичность и двойственность видит постановщик и в Берии: в фильме он представлен как нечто за рамками примитивного Главного Злодея, а в финале Берия абсолютно растерян - он просто не понимает, что происходит, и как он здесь оказался. Но самое неожиданное - это подход к личности, собственно, Сталина. Тиран, не способный ни на какую форму здравого диалога, предстаёт также двойственно - в какой-то момент ему можно даже отдалённо сочувствовать, ведь в своей отвратительности и убогости он оказывается совершенно одинок.

В центре фильма, который по всем источникам рекламы создаёт обманчивое представление легкомысленности - судьба несчастных Людей, попавших в руки Режима. И если над тупостью и жестокостью власти Ианнуччи насмехаться может, то сцены, в которых невинные Личности одна за другой становятся убитыми как бы на фоне, мимоходом - это уже совсем не юмор.

За пару дней до премьеры, этот фильм был запрещён для показа на территории нашей страны, что абсолютно немыслимо. Съёмочная группа провела блистательную работу, полную уважения к эпохе и к её людям, понимания даже к самым злодейским её образам, и никакого 'оскорбления' здесь нет и в помине. Один лишь взгляд Юдиной в блистательном исполнении Ольги Куриленко перескажет любую дискуссию на эту тему, ведь Юдина была открыта: она отказывалась молчать. А в 21 веке в наши кинотеатры по-прежнему не может попасть по-настоящему хорошее, сильное кино, и в центре скандалов - опять политика, хотя к какой-либо политике это кино отношения не имеет. Неужели мир никогда не поменяется?...

23 февраля 2018 | 17:23
  • тип рецензии:

Наверное, как и многим людям, мне стало интересно, что же такое запретили и что такого нашли крамольного в этом фильме. Почему раздули такой невообразимый скандал?

Честно, я ответа так и не нашла. Название 'Смерть Сталина' - это всего лишь название, которые, на мой взгляд, абсолютно не отображает саму суть фильма.

Ведь почему-то не запрещают фильмы 'В начале славных дел' или '72 метра', показывают абсолютно неприятные факты из истории. Уже вообще молчу о 'Распутине' с Депардье, который просто выглядил смешно.

'смерть Сталина ' - не комедия (на мой взгляд) даже, потому что откровенно смешных моментов было ровно два, и то в начале фильма, дальше было абсолютно не смешно (и нет, не потому что там был плохой юмор). Передел власти никогда не бывает смешным, каждый боролся за место под солнцем, что, собственно, и было показано. Но почему-то российскую публику решили огородить от такого 'ужасного, позорящего правительство и вообще народ' фильма.

Для того, что бы не было такого возмущения, просто достаточно самим хорошо знать историю страны. В фильме, для человека знающего, отлично видно, где хотел автор приврать, а где что-то он пытался найти и, может, даже проводил каике-то исследования при создании сценария.

А такие запреты, всего лишь говорят о том, что в людях сомневаются, которые будут это смотреть и могут все вопринять за чистую монету.

Откровенно, 'Смерть Сталина' достаточно хорошая попытка экранизировать фрагмент из истории СССР, особенно, если учесть, что фильм был снять Британцами, Французами и Бельгийцами.

7 из 10

23 февраля 2018 | 14:11
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: